на судах какой валовой вместимости допускается мытье посуды на камбузе
На судах какой валовой вместимости допускается мытье посуды на камбузе
Санитарно-гигиенические требования при работе на камбузе
Основой качественного приготовления пищи является соблюдение технологического процесса и санитарно-гигиенических правил при работе на камбузе. Важное место в этом занимает соблюдение правил хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, содержание помещения, посуды, оборудования и инвентаря. Наряду с этим большое значение имеет личная гигиена всех работающих на камбузе.
Продукты, поступающие на судно, должны отвечать всем требованиями международных стандартов или временных технических условий. Такие же требования должны быть предъявлены и к упаковке.
Пищевые продукты, доставленные на судно, принимаются ответственным за хранение их на судне с привлечением старшего повара и медицинского работника. В некоторых случаях при приемке должен присутствовать и капитан.
Доброкачественность пищевых продуктов устанавливается органолептическим способом (вкус, запах, внешний вид и т.д.), а в необходимых случаях производят пробную варку. Недоброкачественные продтовары не принимаются.
Следует всегда помнить, что в тропическом плавании создаются самые благоприятные условия для развития гнилостных и других микроорганизмов, которые, быстро развиваясь, приводят к порче продуктов.
Испортившиеся в результате жизнедеятельности микроорганизмов или неправильного хранения пищевые продукты при употреблении их в пищу могут вызвать отравления.
Пищевыми отравлениями называются острые желудочно-кишечные заболевания, которые возникают при употреблении пищи, содержащей токсическое вещество. Это токсическое вещество может быть органического или неорганического происхождения. К неорганическим ядам относятся соли цинка, меди, свинца и др. металлов.
К органическим ядам относятся яды спорыньи в муке, ядовитые грибки, картофель, который содержит повышенное количество соланина и др.
Особую опасность из этой группы представляет соланин. Повышенное содержание соланина в картофеле неоднократно являлось причиной массовых отравлений. При приеме внутрь соланин вызывает сильный понос, во рту и глотке ощущается чувство царапанья.
Отравление наступает через несколько часов после употребления в пищу картофеля, содержащего повышенное количество соланина. При прекращении потребления такого картофеля заболевание через 1-2 дня прекращается.
Содержание соланина в картофеле неодинаково и зависит от степени его зрелости: в молодом картофеле его больше, чем в зрелом. Зрелый картофель, в свою очередь, обогащается соланином при длительном хранении.
Прорастание картофеля также сопровождается накоплением соланина, особенно при хранении картофеля на свету. Много соланина содержат ростки картофеля. Соланин содержится преимущественно в наружных слоях картофеля, в очищенном картофеле его меньше.
В целях профилактики отравлений соланином необходимы следующие практические мероприятия.
Как указано выше, пищевые отравления могут быть также вызваны микроорганизмами и продуктами их жизнедеятельности (токсинами).
Такие отравления называются токсикоинфекциями, так как вместе с недоброкачественной пищей в организм человека попадает не только токсин, но и живые микроорганизмы.
Все эти заболевания характеризуются внезапным началом, рвотой, поносом и болями в области желудка и кишечника, а также быстрым исчезновением после изъятия из употребления продукта, вызвавшего заболевание.
Токсикоинфекции в подавляющем большинстве случаев возникают при употреблении в пищу мяса и мясных блюд. В последнее время участились случаи токсикоинфекции при употреблении в пищу яиц.
Следует отметить возможность заражения мяса мухами на всех этапах хранения и транспортировки до пищеблока, а в складах, холодильниках, торговых пунктах мясо может быть заражено мышами и крысами.
Таким образом, наряду с ветеринарными мероприятиями большое значение в борьбе с токсикоинфекциями приобретают мероприятия, направленные на изоляцию мяса от мух и грызунов.
Следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев пищевые отравления возникают при употреблении измельченного мяса (котлеты), так как в последнем легче могут развиваться возбудители этих заболеваний. При изготовлении полуфабрикатов из мяса необходимо сразу проводить их кулинарную обработку, а оставшийся полуфабрикат помещать в холодильный шкаф. При хранении измельченного мяса в теплом помещении камбуза, особенно в летнее время, хотя бы даже в течение часа, может резко увеличиться количество микробов в мясе.
Особое место среди пищевых токсикоинфекций занимает ботулизм. Уже через 12-24 часов после употребления в пищу продуктов, зараженных токсином и микробами ботулизма, наблюдается тяжелейшее состояние: ослабление и потеря голоса, сухость во рту, затруднение глотания, затрудненность речи, расширение зрачков, двоение в глазах. Очень часто заболевание оказывалось смертельным.
Основным источником заражения пищи спорами палочки ботулинуса является почва, так как микроб может размножаться на трупах насекомых, грызунов, червей.
Профилактика ботулизма заключается в правильной термической обработке консервов, в соблюдении санитарно-технического режима при приготовлении консервов, а также в изъятии из употребления всех бомбажных консервов.
При обработке овощей следует очищать и нарезать картофель непосредственно перед его закладкой; стандартную квашеную капусту не промывать и не вымачивать; закладку измельченных овощей производить в кипящую воду. Всегда сокращать длительность хранения готовой продукции на кухне.
Мясо оттаивается неразрубленным. Запрещается оттаивание мяса в воде или около плиты. Перед обвалкой мясо должно быть тщательно зачищено и обмыто в проточной воде. Для разделки мяса применяются разделочные доски отдельно для сырого и вареного мяса, на которых должны быть маркировки. После каждой разделки столы, доски и ножи тщательно промываются горячей водой.
Крупная рыба размораживается на воздухе, частиковая рыба оттаивается в холодной воде. Разделочные доски и ножи для разделки сырой рыбы должны иметь надпись «РС».
Вымачивание соленой рыбы производится в проточной воде или же часто сменяемой холодной воде (через каждый час). В теплой воде вымачивать рыбу не разрешается. Время вымачивания определяется пробной варкой. Вымачивается только разделанная рыба.
Приготовление котлетной массы производится только из качественного мяса. До начала работы мясорубка должна быть ошпарена кипятком. После окончания работы мясорубка полностью разбирается, тщательно очищается, промывается горячей водой, части высушиваются на плите или в жарочном шкафу.
Готовность мяса для первых блюд определяется по бесцветному соку, выделяющемуся из куска при проколе поварской вилкой. Перед раздачей нарезанные порционные куски вареного мяса проваривают в кипящем подсоленном бульоне.
При приготовлении окрошки составные компоненты и квас хранят отдельно и соединяют их только при подаче.
Очень важное значение имеет надлежащее содержание помещений камбуза, оборудования, инвентаря и посуды. Все помещения камбуза должны быть светлыми и чистыми. Их палубы покрывают метлахской плиткой или другим водоупорным материалом. В палубах устраивают шпигаты со съемными решетками для стока воды. Переборки делают гладкими, без выступов, облицованными метлахской плиткой.
Уборка помещений камбуза проводится после каждого их загрязнения: промываются столы, разделочные доски, собираются и удаляются пищевые отходы. Все машины, оборудование и инвентарь, которые применялись при обработке продуктов, должны тщательно промываться и высушиваться.
Помещение камбуза по окончании работы моют горячей водой с 2-3% раствором щелочи или мыла, а затем насухо протирают.
После раздачи пищи котлы освобождают от остатков, очищают снаружи мочалкой, наполовину заливают чистой водой, подогревают ее до 70-80°С и моют. В целях сохранения поверхности котлов чистить их металлическими предметами, жесткими щетками запрещается.
Оборудование, инвентарь, посуда, приборы и столовое белье нужно мыть горячей (t = +50°С) водой и дезинфицировать.
Перед началом уборки пищевые продукты, посуда, инвентарь должны быть вынесены или накрыты тканью, пленкой, а разделенный по видам мусор (пищевые отходы, пластик и др.) вынесен в специально отведенное место на палубе.
Для мытья и обработки поверхностей оборудования, машин, приборов необходимо использовать трехведерный способ:
Красное ведро, губка, моющее средство, вода — t = 32 — 43,5°С для чистки, мытья и удаления грязи.
Белое ведро, губка, горячая вода — t = 32 — 43,5°С, для удаления мыльной пены.
Синее ведро, губка, дезинфицирующий раствор, горячая вода t = 32 — 43,5°С, для протирания поверхностей.
При мытье вышеперечисленных поверхностей влагу в губке отжимают на палубу, а не в ведро.
Для мытья необходимо использовать только такое количество моющего или чистящего средства, которое указано на этикетке емкости.
Для очистки поверхностей необходимо правильно выбрать моющее средство с соответствующим показателем РН-среды.
Из маточного раствора готовят рабочие растворы:
Стеклянную посуду, столовые приборы допускается мыть в двухсекционных ваннах при условии, что ополаскивание горячей водой производится при t до 90°С с последующим кипячением в течение 10 минут.
Если используют механические моечные машины для мытья, то температура моющего раствора распыляющего типа не должна быть ниже 74°С (165°F) для стационарно работающей машины. При использовании двухбаковой машины температура воды должна быть 66°С (150°F).
Профилактика пищевых отравлений
В связи с определенным риском отравлений и возникновения заболеваний, которые могут быть вызваны употреблением продуктов питания, инспекторы карантинной, санитарной служб портов захода судна тестируют работников питания по следующим вопросам.
Литература
На судах какой валовой вместимости допускается мытье посуды на камбузе
II. Санитарно-эпидемиологические требования к судам,
морским и речным портам
2.1. К эксплуатации морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
2.1.1. На судах, эксплуатационный режим которых предусматривает непрерывное пребывание членов экипажа на борту более 7 календарных дней, а также на пассажирских судах, совершающих рейсы продолжительностью более 7 календарных дней от момента посадки пассажиров до момента их окончательной высадки, должны предусматриваться санитарно-бытовые помещения (прачечные, гладильные, сушильные, кладовые чистого и грязного белья).
2.1.2. Расположение и режим эксплуатации санитарно-бытовых помещений организуется с учетом разделения чистого и грязного белья.
2.1.3. Помещения прачечной должны располагаться в отдельно выделенном помещении и оборудоваться не менее чем 2 стиральными машинами для обеспечения условий раздельной стирки специальной одежды и иного белья.
2.1.4. Прачечные оборудуются гидроизоляцией палуб и переборок. Палубы оборудуются шпигатами.
2.1.5. Помещения (выгородки) для хранения чистого белья оборудуются стеллажами, изготовленными из материалов, устойчивых к уборке и дезинфекции.
Хранение чистого белья на палубе судна не допускается.
2.1.6. Смена постельного белья на судах должна проводиться не реже 1 раза в 7 календарных дней.
Тканевые одеяла должны подвергаться стирке не реже 1 раза в месяц.
2.1.7. Для хранения специальной одежды экипажа на судах должны быть предусмотрены отдельные помещения с индивидуальными шкафами по числу членов экипажа, за исключением судом, эксплуатационный режим которых предусматривает непрерывное пребывание членов экипажа на борту судна менее 24 часов.
2.1.8. Суда, эксплуатационный режим которых предусматривает непрерывное пребывание членов экипажа на борту судна более 24 часов, для членов экипажа, работающих в машинном отделении, оборудуются раздевалкой, расположенной непосредственно перед входом в энергетическое отделение, и шкафами для специальной одежды.
2.1.9. Для специальной одежды экипажа предусматриваются сушильные помещения, оборудованные обогревательными приборами и приспособлениями для развешивания специальной одежды, белья и сушки обуви.
2.1.10. Для хранения специальной одежды экипажа помещений для приготовления пищи (камбуз), медицинского и обслуживающего персонала оборудуются индивидуальные шкафы.
2.1.11. Для персонала производственно-технологических цехов промысловых судов предусматриваются, отдельные от общесудовых, раздевалки с индивидуальными шкафами для специальной и санитарной одежды и сушильные помещения.
2.1.12. Суда должны быть оборудованы санитарно-гигиеническими помещениями (умывальные, туалеты, душевые помещения) индивидуальными или общего пользования. В случае пребывания членов экипажа на борту судна менее 24 часов допускается отсутствие душевых помещений.
При числе женщин в составе экипажа более 30 человек предусматриваются санитарно-гигиенические помещения, предназначенные для личной гигиены женщин.
2.1.13. Пассажирские суда должны быть оборудованы санитарно-гигиеническими помещениями индивидуальными или общего пользования для пассажиров. При продолжительности рейса до 24 часов душевые могут не предусматриваться.
2.1.14. Санитарно-гигиенические помещения должны иметь санитарно-техническое оборудование с подачей горячей и холодной питьевой воды, соответствующей требованиям гигиенических нормативов факторов среды обитания.
2.1.15. Санитарно-гигиенические помещения должны быть оборудованы системой вытяжной вентиляции, не связанной с вентиляционной системой других помещений.
2.1.16. Уборка помещений должна проводиться не реже 1 раза в день с применением дезинфицирующих средств. Уборка всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств, а также очисткой вентиляционных решеток (генеральная уборка) проводится не реже 1 раза в 7 рабочих дней.
2.1.17. На судах, эксплуатационный режим которых предусматривает пребывание членов экипажа на борту судна более 24 часов, для приготовления пищи экипажу предусматривается камбуз.
На судах, эксплуатационный режим которых предусматривает пребывание членов экипажа на борту судна менее 24 часов, предусматривается камбуз или помещение, оснащенное оборудованием, предназначенным для подогрева пищи.
2.1.18. Все производственные помещения камбуза на судах оборудуются раковинами с подачей горячей и холодной питьевой воды, отвечающей гигиеническим нормативам.
2.1.19. Через помещения камбуза не должны проходить трубопроводы хозяйственно-фекальных и нефтесодержащих вод.
Прокладка трубопроводов иного назначения и кабеля электрического допускается в зашивке или в кожухах без путевых соединений.
Трубопроводы не должны служить источником теплового излучения.
2.1.20. Помещения камбуза, а также помещения, в которых осуществляется хранение пищевых отходов, оборудуются санитарно-техническими системами и оборудованием, предназначенными для приема и отвода в канализационную сеть сточных вод с поверхности палубы (сливными трапами), обеспечивающими их беспрепятственный слив.
Сбор пищевых отходов осуществляется в мусоросборники, оборудованные крышкой и педальным приводом.
2.1.21. Для персонала камбуза должен быть предусмотрен отдельный туалет, оборудованный раковиной для мытья рук, расположенный на одной палубе с камбузом.
2.1.22. На судах валовой вместимостью до 500 мытье посуды допускается на камбузе при условии оборудования моечной ванны.
2.1.23. Запрещается использование одного и того же оборудования для обработки сырой и готовой продукции.
2.1.24. Для хранения запаса пищевых продуктов предусматривается кладовая или стеллажи для сухих пищевых продуктов, холодильная камера (кладовая) и холодильная камера для хранения скоропортящейся пищевой продукции.
2.1.25. Запрещается погрузка на судно пищевых продуктов одновременно с погрузкой опасных и пылящих грузов, за исключением проведения указанных операций на нефтеналивных судах, судах, перевозящих опасные грузы в контейнерах, а также на судах-газовозах.
Погрузка на судно пищевых продуктов одновременно с посадкой пассажиров производится при наличии отдельных трапов.
Доставка и погрузка пищевых продуктов на суда должна осуществляться в закрытых упаковках (контейнерах), исключающих влияние недопустимых для пищевых продуктов температур и неблагоприятных атмосферных явлений.
2.1.26. В помещениях камбуза должна проводиться ежедневная уборка с применением дезинфицирующих средств.
2.1.27. На судах, эксплуатационный режим которых предусматривает пребывание членов экипажа на борту судна более 24 часов, выделяется помещение для приема пищи, оборудованное бытовыми холодильниками для хранения пищевых продуктов, предназначенных для питания членов экипажа.
Использование помещений для приема пищи экипажа с целью организации питания пассажиров не допускается.
2.1.28. Помещения медицинского назначения должны обеспечивать беспрепятственную доставку больных (пострадавших) на носилках с возможностью перекладывания больного на операционный стол, койку или кушетку.
2.1.29. В помещениях медицинского назначения устанавливаются раковины с подводкой горячей и холодной питьевой воды, соответствующей гигиеническим нормативам факторов среды обитания, и канализации.
2.1.30. На судах, эксплуатационный режим которых предусматривает пребывание членов экипажа на борту судна более 24 часов, при отсутствии помещений медицинского назначения, предусматривается отдельная каюта для временного размещения больных (пострадавших).
2.1.31. Судовой лазарет и изолятор (при наличии) необходимо оборудовать койками.
2.1.32. Помещение изолятора оборудуются автономной системой принудительной приточно-вытяжной вентиляции, обеспечивающей преобладание вытяжки над притоком.
2.1.33. Параметры микроклимата в судовых помещениях должны соответствовать нормам, указанным в таблице 2 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
2.1.34. В системах вентиляции или кондиционирования воздуха судовых помещений допускается использование режимов рециркуляции воздуха в случае отсутствия в помещениях источников выделения токсичных веществ, вредных газов и запахов. При этом рециркулируемый воздух должен подвергаться обеззараживанию, обеспечивающему инактивацию патогенных и потенциально-патогенных биологических агентов, передающихся воздушно-капельным путем с эффективностью не менее 95%.
2.1.35. В жилых и общественных помещениях предусматривается искусственное общее и (или) местное освещение.
Нормы естественной освещенности помещений судов приведены в таблице 3 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
Нормы искусственной освещенности судовых помещений приведены в таблице 4 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
2.1.36. Эксплуатация жилых помещений для пассажиров и рабочих мест, в которых обеспечение естественного освещения конструктивно невозможно, допускается без естественного освещения.
2.1.38. Качество воды в ванне плавательного бассейна в процессе его эксплуатации должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
Вода, используемая в плавательных бассейнах, должна подвергаться обеззараживанию.
2.1.39. На судах, эксплуатационный режим которых предусматривает непрерывное пребывание членов экипажа на борту судна менее 8 часов, допускается использование упакованной питьевой воды при отсутствии систем водоснабжения.
2.1.40. Запасы питьевой воды на судах должны обеспечиваться исходя из минимальных норм потребления питьевой воды на одного человека в течение 1 дня, указанных в таблице 5 приложения 1 к настоящим санитарным правилам, времени автономного плавания судна.
Резервуары цистерн для питьевой воды на судах, оборудованных автономными источниками воды питьевого назначения (станции приготовления питьевой воды), должны обеспечивать запас питьевой воды не менее чем на 5 календарных дней.
Допускается заправка судов питьевой водой со специализированного транспорта.
При приеме питьевой воды в товаросопроводительной документации указывается объем принятой питьевой воды, место и дата ее получения.
2.1.41. Шланги для приема питьевой воды маркируются, хранение их на борту осуществляется в отдельных помещениях или шкафах.
После использования шланги должны быть заглушены с обоих концов герметичными заглушками.
Дезинфекция шлангов осуществляется по мере их загрязнения, а также перед вводом в эксплуатацию системы водоснабжения после проведения ревизионных и ремонтных работ.
2.1.42. Резервуары для хранения питьевой воды, используемой на судне, должны быть вкладными (стенки резервуара не должны быть образованы стенками наружного корпуса судна), с герметично закрывающимися крышками.
2.1.43. Резервуары для хранения питьевой воды, трубопроводы и арматура системы питьевой воды изготавливаются из антикоррозионных материалов или с антикоррозионным покрытием, имеющим документы об оценке (подтверждении) соответствия.
2.1.44. Питьевая вода, получаемая на опреснительных кабинках, может использоваться после коррекции ее солевого состава и обеззараживания.
2.1.45. Запас реагентов, предназначенных для обработки воды, должен храниться в кладовой или отдельном шкафу.
2.1.46. Использование насоса для обеспечения питьевого водоснабжения не по назначению запрещается.
2.1.47. По завершении отстоя или ремонта судна, но не реже 1 раза в год, система водоснабжения должна очищаться, промываться и дезинфицироваться.
2.1.48. Проведение профилактических работ, включающих дезинфекцию (обеззараживание) систем водоснабжения в системе питьевого водоснабжения, должно осуществляться в чистой специальной одежде.
2.1.49. По окончании профилактических работ в системе питьевого водоснабжения должен проводиться лабораторный контроль за соответствием судового питьевой воды на ее соответствие гигиеническим нормативам факторов среды обитания.
2.1.50. Ход проведения профилактических работ в системе питьевого водоснабжения фиксируется в акте (журнале) с указанием даты их проведения, состояния антикоррозийного покрытия, способа (метода) и продолжительности дезинфекции (обеззараживания), наименования и дозы используемого при этом средства.
2.1.51. Суда должны быть оборудованы устройствами для накопления пищевых, хозяйственно-бытовых отходов, отходов, загрязненных нефтепродуктами, а также резервуарами и трубопроводами, предназначенными для накопления сточных и нефтесодержащих вод.
Накопление пищевых, хозяйственно-бытовых отходов и отходов, загрязненных нефтепродуктами, осуществляется раздельно.
2.1.52. Устройство судового оборудования, применяемого для обращения с отходами, должно быть герметично, исключать распространение загрязняющих веществ, в том числе запахов в помещениях судна.
2.1.53. Накопление жидких отходов на судне осуществляется в резервуарах, изготовленных из материалов, позволяющих производить очистку и обеззараживание их внутренних поверхностей.
Сточные воды из медицинского блока должны собираться в отдельный резервуар.
2.1.54. Хранение жидких отходов в сборных емкостях более 6 календарных дней без обработки (аэрации) не допускается.
2.1.55. Устройства для очистки и обеззараживания сточных и нефтесодержащих вод должны обеспечивать следующие показатели очистных стоков перед выпуском их за борт:
2.1.56. Эффективность работы судовых установок очистки и обеззараживания сточных вод подлежит ежегодному контролю с проведением лабораторных исследований проб сточных и нефтесодержащих вод, отобранных после их обработки на установке очистки и обеззараживания сточных вод.
Протоколы лабораторных исследований подлежат хранению в течение года.
2.1.57. Хранение твердых коммунальных отходов должно осуществляться в емкостях, подвергающихся промывке и дезинфекции, оснащенных герметично закрывающимися крышками.
2.1.58. Накопление и транспортирование твердых коммунальных отходов из емкостей должны осуществляться назначенными для этих целей членами экипажа.
2.1.60. Все операции, связанные со сдачей отходов с судна, фиксируются в судовом журнале.
2.1.61. Предельно допустимые уровни шума в жилых, общественных, служебных и производственных помещениях судов не должны превышать предельно допустимых уровней, приведенных в таблице 6 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
Среднесуточная доза шума, которую получает та или иная категория плавсостава с учетом применения средств индивидуальной защиты или при уровнях свыше 80 дБА, не должна превышать единицы.
2.1.62. Эквивалентный уровень звука на рабочем месте не должен превышать 80 дБА.
2.1.63. В судовых помещениях с уровнями шума более 80 дБ работы должны осуществляться с применением средств индивидуальной защиты органов слуха члена экипажа и предусматриваться технологические перерывы.
2.1.64. Предельно допустимые уровни общей вибрации в судовых помещениях не должны превышать предельно допустимых уровней, приведенных в таблицах 7, 8 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
2.1.65. Среднесуточная доза воздействия вибрации, которой подвергается член экипажа с учетом применения средств индивидуальной защиты, не должна превышать единицы.
2.1.66. Допустимый уровень напряженности электростатического поля не должен превышать 15 кВ/м.
2.1.67. Уборка судовых помещений с использованием моющих и дезинфицирующих средств должна проводиться ежедневно и после завершения рейса.
2.1.68. Уборочный инвентарь должен иметь маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в выделенном помещении.
По окончании уборки инвентарь обрабатывается моющими и дезинфицирующими средствами и просушивается.
Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря.
2.1.69. Для предупреждения миграции грызунов с берега на судно и обратно должны проводиться следующие мероприятия:
сетки, предохраняющие груз от падения за борт, немедленно убираются по окончании погрузочных работ;
забортные трапы и рампы (аппарели) приподнимаются не менее чем на 40 см по окончании грузовых работ;
при погрузочных работах в ночное время сетки и трапы освещаются;
на швартовых канатах устанавливаются механические препятствия для проникновения грызунов.
2.1.70. Для защиты помещений от мух, москитов, комаров должны предусматриваться устройства для установки противомоскитных сеток на открывающихся окнах, иллюминаторах, вентиляционных отверстиях и наружных дверях камбуза.
2.1.71. Судовые помещения, в которых находился инфекционный больной или лицо с подозрением на наличие инфекционного (паразитарного) заболевания, должны подвергаться дезинфекции с применением некоррозийных или низкокоррозийных дезинфицирующих средств путем одновременной обработки воздуха, горизонтальных, вертикальных, боковых поверхностей, труднодоступных, затемненных и удаленных мест, а также систем вентиляции.
Статья 36 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2020, N 29, ст. 4504).
Статья 36 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2020, N 29, ст. 4504).
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.05.1999, N 18, ст. 2207; 2020, N 29, ст. 4515); Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 12.03.2001, N 11, ст. 1001; 2020, N 24, ст. 3740).
Рекомендуемый образец судового санитарного свидетельства о праве плавания приведен в приложениях 2, 3, 4 к настоящим санитарным правилам.
2.2. К эксплуатации грузовых помещений и резервуаров морских судов и судов смешанного (река-море) плавания устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
2.2.1. Грузовые помещения перед погрузкой должны очищаться от остатков ранее перевозимого груза, за исключением случаев перевозки идентичных грузов.
Статья 17 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 15.12.2011).
2.2.3. Хранение шлангов, используемых для погрузки-выгрузки жидких пищевых продуктов, питьевой воды, а также шлангов, предназначенных для мойки и дезинфекции резервуаров, осуществляется в отдельных помещениях или шкафах.
2.2.4. Для мытья грузовых помещений и резервуаров, в которых перевозятся жидкие пищевые продукты, должна использоваться горячая и холодная питьевая вода, соответствующая требованиям гигиенических нормативов факторов среды обитания.
2.2.5. Грузовые помещения и резервуары, предназначенные для перевозки пищевой продукции, должны быть выполнены из материалов, устойчивых к очистке, дезинфекции и дезинсекции.
2.2.6. Перевозка пассажиров и грузов на водоналивных судах (водолеи и танкеры), а также их использование для целей, не связанных с перевозкой питьевой воды, запрещается.
вкладными (стенки резервуара не должны быть образованы стенками наружного корпуса судна), водонепроницаемыми, не допускающими попадания в них воды и любой другой жидкости с палубы, бортов и днища;
оборудованы герметически закрываемыми горловинами, воздушными трубами с насадками, исключающими возможность попадания в резервуар пыли и мусора, устройствами для полного удаления из них питьевой воды и образовавшегося осадка;
Раздел 16 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 28.06.2010).
2.2.8. Резервуары (цистерны), грузовые трубопроводы и вспомогательные коммуникации на судах, перевозящих пищевые продукты, должны оставаться чистыми, без следов и запаха ранее перевозимого груза, моющих и дезинфицирующих средств.
2.2.9. Защитные антикоррозионные покрытия резервуаров (цистерн) на судах, перевозящих пищевые продукты, не должны иметь повреждений.
При нарушении целостности антикоррозионного покрытия резервуаров (цистерн) проводятся работы по их восстановлению с последующей дезинфекцией.
2.2.10. Резервуары (цистерны) специализированных судов-сборщиков после слива хозяйственно-фекальных вод и содержащих органические компоненты твердых коммунальных отходов подвергаются мойке и дезинфекции.
2.3. К эксплуатации производственно-технологических помещений и помещений для обработки, хранения и перевозки водных биоресурсов на промысловых судах устанавливаются следующие санитарно-гигиенические требования:
2.3.1. Планировка производственно-технологических помещений промысловых судов, в которых осуществляется обработка и хранение водных биоресурсов, должна исключать возможность прохода через них лиц, не участвующих в производственных процессах.
2.3.2. Для обработки палуб производственно-технологических помещений на судах предусматривается подвод горячей и холодной забортной воды.
Подача забортной воды в производственно-технологические помещения должна осуществляться в местах первичной мойки сырья, на участках разделки, потрошения, обескровливания и предварительного хранения сырья, гидротранспортировки рыбы и отходов, а также на участках промывки палубы производственно-технологического помещения, мойки и замачивания деревянной тары.
2.3.3. Трюмы, резервуары для хранения сырья и полуфабрикатов готовой продукции водных биоресурсов должны иметь гладкие поверхности, обеспечивающие их очистку, мойку и дезинфекцию.
2.3.4. Производственно-технологическое помещение, в котором осуществляется расфасовка и (или) упаковка рыбной муки, оборудуется локальной вентиляцией с функцией улавливания мучной пыли.
2.4. К морским и речным портам устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
2.4.1. Запрещается проведение ремонта тары и перетаривание опасных грузов в местах проведения погрузочно-разгрузочных работ.
2.4.2. На погрузочно-разгрузочном комплексе, где производится перегрузка пищевых грузов, выделяется отдельный участок (стоянка, место) для перегрузки этих грузов.
На погрузочно-разгрузочном комплексе, где предусматривается перегрузка скоропортящихся грузов, с временным его хранением, предусматриваются помещения, оснащенные холодильным оборудованием.
2.4.3. Запрещается объединять складские помещения и площадки для хранения пищевых, ядовитых, пылящих и опасных грузов.
2.4.4. Погрузочно-разгрузочный комплекс должен оборудоваться санитарно-гигиеническими помещениями (умывальные, туалеты, душевые помещения) с подачей горячей и холодной питьевой воды, отвечающей требованиям гигиенических нормативов факторов среды обитания.
Для женщин оборудуются санитарно-гигиенические помещения, предназначенные для личной гигиены женщин.
2.4.5. Водоразборные колонки (гидранты) и пункты для заправки судов питьевой водой размещаются у причальной стенки и обеспечиваются промаркированными шлангами для приема на судно пресной воды, которые должны храниться в отдельных помещениях.
2.4.6. Очистка, промывка и дезинфекция водоразборных колонок (гидрантов) и пунктов для заправки проводится не реже 1 раза в год.
Дезинфекция шлангов должна осуществляться по мере их загрязнения, но не реже 1 раза в 14 календарных дней, а также после проведения ревизионных и ремонтных работ.
2.4.7. Погрузочно-разгрузочный комплекс должен оборудоваться системами водоотведения и отвода поверхностно-ливневых сточных вод.
Ливневые стоки с территории погрузочно-разгрузочного комплекса должны подвергаться очистке, в том числе от нефтепродуктов, перед их сбросом.
2.4.8. На погрузочно-разгрузочном комплексе, на котором осуществляются операции с нефтегрузами, предусматриваются береговые или плавучие приемно-очистные сооружения для приема сточных и нефтесодержащих вод.
2.4.9. Территория, здания и сооружения погрузочно-разгрузочного комплекса должны быть оборудованы системой наружного освещения.
2.5. К эксплуатации пассажирских терминалов морских и речных портов устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
2.5.1. При температуре окружающего воздуха ниже 10 °C, температура воздуха в зоне пребывания пассажиров в помещениях пассажирского терминала должна быть не менее 20 °C, скорость движения воздуха не более 0,2 м/с.
При температуре окружающего воздуха выше 10 °C, температура воздуха в зоне пребывания пассажиров в помещениях пассажирского терминала должна быть не более 25 °C, скорость движения воздуха не более 0,3 м/с.
Относительная влажность воздуха в помещениях пассажирского терминала должна быть не более 65%.
Если в системе вентиляции и (или) кондиционирования применяется режим рециркуляции, рециркулируемый воздух должен подвергаться обеззараживанию. Устройство обеззараживания рециркулируемого воздуха в процессе эксплуатации должно обеспечивать инактивацию патогенных и потенциально-патогенных биологических агентов, передающихся воздушно-капельным путем, с эффективностью не менее 95%.
2.5.3. При наличии на пассажирских терминалах помещений по уходу за ребенком, а также помещений, предназначенных для отдыха пассажиров, должны предусматриваться отдельные помещения для хранения чистого и грязного (использованного) постельного белья, оборудованные шкафами для хранения указанных видов белья, а также шкафом для хранения уборочного инвентаря для уборки этих помещений.
Использованное постельное белье подвергается смене и стирке после каждого применения. Химчистка и дезинфекция постельных принадлежностей проводится не реже 2 раз в год.
Игрушки, используемые в помещении по уходу за ребенком, должны быть выполнены из материалов, допускающих их мытье и дезинфекцию.
2.5.4. Поверхности движущихся поручней эскалаторов пассажирских терминалов должны быть оборудованы установками по их обеззараживанию, обеспечивающими эффективность обеззараживания патогенных и потенциально-патогенных биологических агентов, передающихся контактным путем, не менее 70%.
В случае отсутствия таких установок необходимо производить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств не менее 2 раз в течение 1 дня.
2.5.5. Уборочный инвентарь, используемый для уборки помещений порта, должен иметь маркировку в соответствии с его назначением.
2.5.6. Дезинфекция туалетов, умывальных, душевых, пеленальных (при их наличии) помещений должна проводиться не реже 2 раз в течение 1 дня.