Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) указанное событие произошло в 1097 г.
2) съезд положил начало переходу власти в отдельных княжествах Руси (кроме Киева) по отчинному принципу «от отца к сыну»
3) в данный период времени в Киеве правил сын Ярослава Мудрого «Ярославич» Святополк
4) одним из противников княжеского съезда «на устроение мира» был Владимир Всеволодович Мономах
5) Любеч находился на территории Владимиро-Суздальского княжества
6) договорённость участников съезда не остановила в дальнейшем княжеских междоусобиц
1) указанное событие произошло в 1097 г. — ДА, верно, в тексте речь идет о съезде князей в Любече, который состоялся в 1097 г.
2) съезд положил начало переходу власти в отдельных княжествах Руси (кроме Киева) по отчинному принципу «от отца к сыну» — ДА, верно, на съезде было принято решение — «пусть каждый держит отчину свою».
3) в данный период времени в Киеве правил сын Ярослава Мудрого «Ярославич» Святополк — НЕТ, неверно.
4) одним из противников княжеского съезда «на устроение мира» был Владимир Всеволодович Мономах — НЕТ, неверно.
5) Любеч находился на территории Владимиро-Суздальского княжества — НЕТ, неверно.
6) договорённость участников съезда не остановила в дальнейшем княжеских междоусобиц — ДА, верно, это решение не остановило прекращение усобиц и процесс раздробленности.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ
ЛЮБЕЧ
ЛЮБЕЧ — древнерусский город (ныне поселок городского типа в Черниговской области). Упомянут под 882. В 1097 в Л. состоялся княжеский съезд (см. Княжеские съезды).
Любеч впервые упоминается в Повести временных лет как город, который в 882 году захватил новгородский князь Олег, направлявшийся в Киев. В трудах византийского императора Константина Багрянородного Любеч упоминается как Teliotza (Телиоца).
Из Любеча была родом Малуша, ключница Ольги, мать Владимира I Святославича. В ходе борьбы с братом Ярополком Владимир Святославич был вынужден бежать к варягам. Однако в 980 он вернулся и около Любеча разгромил дружину Ярополка.
Древний Любеч: Макет княжеского двора
В 1015 на берегу Днепра у Любеча новгородский (?) князь Ярослав Мудрый разбил своего сводного брата, киевского князя Святополка Окаянного.
В 1051 отшельник Антоний (ум. в 1073), уроженец Любеча, после долгого пребывания на Афоне, поселился в одной из пещер киевского холма, что считается датой основания Киево-Печерского монастыря.
В 1097 в городе состоялся первый съезд русских князей.
В 1147 Любеч был сожжён Ростиславом Мстиславичем, а в 1157 разграблен половцами. Черниговский князь Святослав Ольгович, получив город, вероятно, отстроил его, поскольку здесь Ольговичи обсуждали (1180) план военных действий против Ростиславичей.
После нападения Батыя на Южную Русь (1239—1240) город пришёл в упадок. Возможно, любечскими боярами были герои Куликовской битвы братья Александр Пересвет и Родион Ослябя.
В XIV веке вошёл в состав Великого княжества Литовского; с 1471 года — центр волости Киевского воеводства.
Любеч.Вход в аещеры Антипы.
С 1569 года — центр Любечского староства Киевского воеводства Речи Посполитой. Сильно пострадал во время казацких выступлений в XVI веке против поляков.
С 1648 — центр казацкой сотни Черниговского полка. Богдан Хмельницкий сделал город ранговым имением черниговских полковников.
Во времена И. Мазепы городом завладел сам гетман.
После 1708 года город стал собственностью семьи Полуботков, а позже — Милорадовичей. Любечскому съезду посвящён памятник. Скульптор Геннадий Ершов увековечил в бронзе образ летописца с рельефными изображениями князей, участников съезда. Установлен в 1997 году, в 900 годовщину, на Замковой горе.
Существует ряд легенд происхождения названия — Любеч. Согласно первой: князья Аскольд и Дир, проходя по реке Днепр, долго наслаждались местными видами, остановились тут и назвали место — Любезное. Согласно 2-й: был князь Люб, а название города производное от его имени — Любеч. Согласно 3-й: город назван в честь невесты черниговского князя — Любавы. Другая легенда гласит о том, что древние греки назвали Любеч по-гречески — Амадокой — место изготовление лодок. Существует и много других теорий этимологических теорий Любеч, но считается, что слово имеет славянское происхождение: от слов «любый», «любовный», «милый» и т.д.
Городище в урочище Лисица относится к милоградской культуре, затем — зарубинецкой культуре. Наиболее значительны в Любече напластования X — середины XIII века и XIV—XVII веков. Поселение роменской культуры возникло на территории Любеча, судя по находкам лепной керамики, в конце IX века.
На могильнике Любеча раскопано 34 кургана; подавляющее большинство погребений — кремации. Во многих курганах погребальная урна помещена в верхнюю часть насыпи, что свидетельствует о присутствии северянского населения в Любече.
Археологический комплекс Любеча включает Любечский детинец (Замок) площадью ок. 0,3 га, сооружённый, по гипотезе академика Бориса Рыбакова, в конце XI века черниговским князем Владимиром Мономахом, укреплённый окольный град площадью ок. 4 га, неукреплённое предградье, подол и два курганных могильника.
Любеч впервые упоминается в Повести временных лет как город, который в 882 году захватил новгородский князь Олег, направлявшийся в Киев, хотя, по данным археологии, города тогда ещё не существовало.
В трудах византийского императора Константина Багрянородного Любеч упоминается как Τελιουζα (Телиоца). В Любече в 937 году была возведена (обновлена) варяжская церковь Святого Андрея Первозванного. Церковное подворье имело тесные связи с Византией и стало основной базой для последующего крещения русского княжеского рода (возможно, изначально в Любече церковное подворье стало первой епископией). Подворье имело свою печать «Святой Андрей» в 940-е годы, что говорит о наличии епископии в Любече, а не Киеве. Второй церковью была церковь в Ольгомье граде (Гомей) в пригородном селе Будутин, где у Малуши родился князь Владимир.
Из Любеча была родом Малуша, ключница Ольги, мать Владимира I Святославича. В ходе борьбы с братом Ярополком Владимир Святославич был вынужден бежать к варягам. Однако в 980 году он вернулся и около Любеча разгромил дружину Ярополка.
В 1016 году на берегу Днепра у Любеча новгородский князь Ярослав Мудрый разбил своего сводного брата, киевского князя Святополка Окаянного.
В 1051 году отшельник Антоний (ум. в 1073), уроженец Любеча, после долгого пребывания на Афоне, поселился в одной из пещер киевского холма, что считается датой основания Киево-Печерского монастыря.
В 1097 году в городе состоялся т.н. Любечский съезд — встреча потомков Рюрика и союзных им половецких князей для раздела бывших владений Владимира Великого, что и было сделано.
В 1147 Любеч был сожжен Ростиславом Мстиславичем, а в 1157 разграблен половцами. Черниговский князь Святослав Ольгович, получив город, вероятно, отстроил его, поскольку здесь Ольговичи обсуждали (1180) план военных действий против Ростиславичей.
Один из древнейших русских городов (ныне районный центр Черниговской обл.). Упомянут летописью уже под 882 г., когда его захватил Олег во время похода на Киев. Древнее городище Любеча находится на высоком левом берегу Днепра. Оно состоит из детинца-замка (площадь около 0,3 га) и примыкающего к нему с юга и запада окольного города (площадь около 4 га). Сохранившиеся валы окольного города достигают высоты 12 м. Поселение было окружено открытыми селищами-посадами, а за грядой холмов находился курганный могильник. К самому городу подходили протоки Днепра, где, вероятно, располагалась пристань. В IX—начале XI в. Любеч являлся северными «воротами» Руси, где делали остановку моноксилы Константина Багрянородного на пути в Киев и далее в Византию.
Любечу, согласно договору Олега с греками, полагалась часть дани с Византии, что указывает на его важное значение в системе Русского раннефеодального государства. Из Любеча родом были дед Владимира Святославича, Малко Любечанин, и знаменитый Антоний — основатель Печерского монастыря в Киеве. Под Любечем в 1015 г. произошла знаменитая битва между войсками Ярослава Мудрого и Святополка, открывшая Ярославу путь в Киев. Во второй половине XI в. Любеч становится одним из важных городов Черниговского княжества. Здесь в 1097 г. собираются русские князья на знаменитый съезд «положить поряд о Русской земле».
Впоследствии город входил непосредственно в Черниговскую волость и как домениальное владение управлялся наместниками черниговского князя. В 1147 г. его подверг разрушению и жестокому грабежу Изяслав Мстиславич Киевский. Лишь к концу XII в. Любеч постепенно оправился от последствий погрома, и Святослав Всеволодович вновь (1180 г.) собрал в нем на сейм чернигово-северских князей. В 1239 г. Любеч, вероятно, разделил судьбу других левобережных городов и был сожжен Менгу-ханом. В XIV—XVI вв. город принадлежал великому княжеству Литовскому.
Княжеский замок-двор в Любече был основан Владимиром Мономахом, но продолжал существовать и при Ольговичах. Археологические исследования здесь открыли яркую картину богатой княжеской вотчины, оживляющую реальными подробностями лаконичные статьи Русской Правды.
Древний Любеч и его роль в создании государственности славянских народов
Город Любеч расположен на левом берегу Днепра, в 50 км к северу от Чернигова (сейчас это посёлок городского типа в Репкинском районе Черниговской области Украины). На противоположном, правом берегу Днепра, начинается территория современной Беларуси. Долина Днепра в этом месте сохранилась в своём первозданном виде такой, какой она была во времена Киевской Руси. Ниже по Днепру она практически превратилась в цепочку водохранилищ, а в районе крупных городов (в том числе Киева) она до неузнаваемости изменилась.
Точную дату основания Любеча определить трудно. Впервые он наряду с Киевом и другими городами упоминается в «Повести временных лет» под 882 г., когда его захватил Олег по пути из Смоленска к Киеву. Но город, видимо, существовал и до этого времени где-то поблизости, хотя прямых источников, свидетельствующих об этом, нет. При раскопках Любеча слоёв IХ—Х вв. не выявлено. Аналогичная ситуация и со Смоленском. Несмотря на летописное упоминание города также под 882 г., слоёв этого времени при раскопках Смоленска также не обнаружено. Учёными высказывалось предположение, что поселение раннего Смоленска располагалось в 15 км от современного города, в местности Гнёздово.
Та же «Повесть временных лет» сообщает, что до завоевания города Олегом его жители платили дань хазарам. О «хазарском» периоде в истории города известно мало. Хазарский каганат к этому времени был мощной державой, покорившей славянские племена, жившие близко к степям. Впрочем, хазарское иго было для славян не особенно тяжёлым и страшным, т.к. доставляло им большие экономические выгоды, связанные с тем, что им открывались степные речные дороги к черноморским и каспийским рынкам. Следует отметить в этой связи, что в области Днепра найдено множество кладов с арабскими монетами начала VIII—Х вв. Видимо, к этому периоду относится и возникновение некоторых городов Поднепровья как форпостов торговли между арабским и хазарским миром и Русью. В их число, возможно, входил и Любеч.
В Хазарском каганате христиан не преследовали. Там даже были церкви, где свободно проповедовали Евангелие. Можно предположить, что в Любече если не жили, то туда «наезжали» христиане из областей Хазарского каганата.
Название города, несомненно, славянского происхождения, от слова «любы» — любовь, «любый» — милый, любимый.
Конец хазарской зависимости положил успешный поход князя Олега 907 г., в результате которого он захватил Киев и стал там править. Затем он предпринял успешный поход на Константинополь, результатом которого было заключение мирного договора между Византией и Русью. Среди городов, которым Византия должна была платить дань, указан и Любеч. На этот период, видимо, приходится расцвет города. Он был одним из богатейших русских городов. В нём, как и в Киеве, существовал свой Подол, где жили ремесленники, Замковая гора, Оболонь, урочище Гончары. Здесь также были свои пещеры. И это неслучайно, поскольку основателем Киево-Печерской лавры был Антоний, выходец из Любеча. Он посетил Афон, где постригся в монашеский чин. Антоний был одним из образованнейших русских людей того времени, что косвенно свидетельствует и о культурном развитии Любеча.
Вход в Антониеву пещеру
Пещер в Любече было две. По аналогии с Киево-Печерской лаврой они назывались Ближняя и Дальняя, и их происхождение связано с деятельностью преподобного Антония. На месте одной из них в середине XI в. был основан монастырь. Расположенный вне городских стен, он неоднократно разорялся и со временем опустел. Монастырь был возрождён в 1694 г. при участии святителя Феодосия Черниговского.
Процветанию города способствовало и то обстоятельство, что он оказался пунктом, лежащим на известном «пути из варяг в греки». Путь этот пролегал от Бирки, по Волхову, юго-западной части Ладожского озера, озеру Ильмень, Ловати и далее по Днепру до Константинополя. По нему русские купцы везли бобровые и чёрно-бурые меха, мечи к морю Румейскому (Средиземному).
К столице же Хазарии Итилю вёл другой, Волжский путь. В Итиле, расположенном в устье Волги, русичи платили десятину правителю хазар. По этим торговым дорогам на Русь шло серебро, монеты, стекло, предметы культа. Находки этих вещей обнаружены во время раскопок археологических памятников, лежащих не только на этих путях, но и за их пределами. На Руси костюм состоятельной женщины непременно включал монисто из разнообразных бус, серебряные привески, в том числе и монеты, а иногда и кресты византийского производства. Таким образом, женский убор синтезировал все культурные импульсы, скрестившиеся на торговых путях, и в первую очередь на «пути из варяг в греки». Путь этот был не только торговым, но и служил дорогой дипломатических сношений и военных походов.
О значении Любеча этого времени свидетельствует и то, что среди городов, известных византийскому императору Константину Багрянородному, упомянут и Любеч (середина Х в.).
В 1016 г. под Любечем состоялось сражение между князем Святополком, сыном Владимира, княжившим в Киеве, и Ярославом Мудрым, боровшимся за право стать великим киевским князем. Святополк, собравший дружину из русичей и печенегов, и Ярослав три месяца стояли на противоположных берегах Днепра, ожидая, когда стает лёд. Сражение Святополк проиграл и вынужден был бежать в Польшу, а Ярослав Мудрый стал киевским великим князем. В 1097 г. Любеч был местом проведения известного съезда князей.
Съезды князей, как своеобразная форма государственного правления, способ принятия важных решений и рассмотрения спорных вопросов, начали собираться со второй половины ХI в. На них обсуждались конфликтные проблемы феодального устройства земель, отношения между князьями, организации отпора со стороны Степи.
Преподобный Антоний Печерский. Икона 1288 г.
В период проведения съезда 1097 г. Любеч был пограничным городом черниговской «отчины» князя Олега. Съезд по своей актуальности и значению принятых на нём решений историки относят к одному из самых важных. В то время княжеские распри, как ржавчина, изнутри разъедали когда-то великое государство — Киевскую Русь. Каждый князь силой хотел захватить территорию соседа и сесть на великокняжеский стол в Киеве. Одной из причин этих раздоров было отсутствие прямого наследования земель. Вотчины и уделы наследовались не сыном после отца, а старшим братом. Сыновья же оставались без земли, что и приводило к бесконечным спорам и попыткам решить их с помощью силы.
Видя эти усобицы, чем дальше, тем активнее стали действовать половцы, уже не только нападая на пограничные со степью земли, но и проводя рейды далеко вглубь русских земель. Пылали города и сёла, гибли люди, которые не могли дать отпор нападающим. А некоторые князья стали приглашать половцев в качестве союзников. Поэтому возникла потребность объединения русских земель для отпора кочевникам.
Инициатива созыва съезда принадлежала Владимиру Всеволодичу Мономаху, который незадолго до этого добровольно уступил черниговское княжество Святославичам, а сам сел в Переяславле. На съезде присутствовало шесть князей: великий князь киевский Святополк Изяславич, переяславский (на то время) князь Владимир Мономах, смоленский князь Давид Святославич, его брат черниговский князь Олег Святославич, владимир-волынский князь Давид Игоревич и теребовльский князь Василько Ростиславич. Князья прибыли на съезд с малыми дружинами.
На Любечском съезде князей 1097 г. было введено прямое наследование земель, предложенное в своё время Ярославом и его сторонниками. Каждому князю были отданы те земли, которыми владел их отец по разделу Ярослава Мудрого. Был провозглашён принцип: «Каждо да держит отчину свою». Князь отныне не должен посягать на земли соседей. Князья поклялись, что отныне будут иметь «едино сердце» и не дадут половцам разорять Русь. Ни один из князей не был признан «старейшим». Братья не хотели поступиться своими правами.
Черниговская земля, на территории которой находился Любеч, досталась Святославичам — братьям Давиду и Олегу.
Решения съезда представляли собой первую и в значительной степени удачную попытку прекратить процесс распада Киевского государства: были изменены принципы наследования, к тому же князья определили общую цель — оказать должный вооружённый отпор половцам.
Первый Любечский съезд прекратил на определённое время борьбу за черниговские земли и позволил объединить силы пограничных княжеств против половецкой угрозы.
Решения его настолько значимы, что, сопоставляя с современностью, можно сказать, что государственность трёх стран — Украины, Беларуси и России начиналась в Любече. И сегодня, когда потребность в объединении этих братских народов не меньше, чем в далёком 1097 г., следует вспомнить, что именно Любеч был центром тяготения братских народов.
В 1997 г. на Замковой горе Любеча в честь 900-летия съезда был воздвигнут памятник.
К сожалению, постановления Любечского съезда не устранили междоусобную борьбу князей. В том же 1097 г. волынский князь Давид Игоревич в Белгороде предательски ослепил теребовльского князя Василько Ростиславича, затем Давыд Игоревич посадил Василько в темницу во Владимире-Волынском и захватил его владения. Мир был нарушен, и усобицы вспыхнули вновь.
Воссоздать облик Любеча тех времён позволили раскопки на Замковой горе, которые производила в 1960-гг. экспедиция под руководством академика Б.А.Рыбакова.
Любеч был изначально княжеским городом, построенным, по всей вероятности, Владимиром Мономахом в те времена, когда он был черниговским князем. Крепость должна была охранять подступы к Киеву с севера. Система обороны города состояла из стен и дубовых срубов, которые кольцом охватывали всё городище, превращая его в кремль, детинец всего города (рис.3). Верхняя площадка Замковой горы невелика — 35 на 100 м., поэтому все строения стояли тесно, близко друг к другу. Особенности культурного слоя Любеча таковы, что удалось определить основания всех построек и восстановить количество этажей в каждой из них по земляным потолочным засыпкам, рухнувшим во время пожара 1147 г.
От города замок отделялся сухим рвом, через который был перекинут подъёмный мост. После моста и мостовой башни путник оказывался в узком проходе между двумя рублеными стенами. Дорога, мощёная брёвнами, вела вверх к главным воротам крепости. Пройдя ворота, путник попадал во дворик, где размещалась стража; отсюда вёл ход на стены. Слева за тыном располагались клети — кладовые для всевозможной «готовизны» (съестных припасов).
Двор стражи замыкался самым высоким сооружением замка — башней-вежей. Являясь вторыми воротами в замок, башня, не связанная с крепостными стенами, в случае осады служила последним пристанищем защитникам, как и донжоны западноевропейских замков. В глубоких подвалах любечской вежи были устроены ямы-хранилища для зерна и воды на случай осады. Массивная четырёхъярусная башня стояла на пути к княжеским хоромам. Тот, кто находился в башне, хорошо видел всё, что делается в замке и вне его. Экспедиции Б.А.Рыбакова удалось обнаружить в подземелье башни два клада, состоящих из золотых и серебряных женских украшений — браслеты-наручи, кольца и др.
Общий план города Любеча
Вид княжьего двора Любеча
Некоторые византийские находки на территории Любеча
План княжьего двора
За башней-вежей открывался парадный двор перед большим княжеским дворцом, занимавшим пятую часть всей территории замка. Здесь стоял шатёр, очевидно, для стражи, и отсюда вёл потайной ход к стене, своего рода «водяные ворота».
Дворец имел три этажа и завершался тремя высокими теремами. В нижнем этаже находились мелкие помещения для челяди, хранения запасов. Здесь же размещались печи. Второй этаж был парадным: на широкой галерее-сенях устраивали летние пиры, а в большой княжеской палате, украшенной майоликовыми щитами и рогами туров и оленей, можно было поставить столы примерно на сто человек. Видимо, здесь и проходил известный съезд князей 1097 г. Город был княжеской резиденцией, хотя возможно, что постоянно в нём жил богатый феодал — княжеский управитель. На территории замка размещалась также небольшая рубленая церковь, крытая свинцовой кровлей и соединённая переходом с дворцом. Стены замка имели два пояса: внутренний — из жилых клетей, и внешний — более высокий, из рубленых стен с перерубами. По приблизительным подсчётам в замке могло проживать 200—250 человек, и поскольку общая ёмкость всех хранилищ зерна и воды измеряется сотнями тонн, население замка могло просуществовать на своих запасах достаточно долго — более года.
Ремесленники, обслуживающие княжеское семейство, жили вне замка, на посадах, которые примыкали к стенам крепости. В начале ХII в. Любеч был достаточно большой и богатый город, центр торговли.
Ценные находки из раскопок Б.А.Рыбакова поступили в Государственный Исторический музей в Москве, массовый же материал (керамика, кости) — в музей Чернигова.
В 1135 г. состоялся второй Любечский съезд. Задачи его были «помельче». Об общерусском единстве речь уже не шла. Главной целью съезда было принятие общего решения о союзе черниговских князей (Ольговичей) с Мстиславичами против Мономаховичей. Союз был непрочным, и в 1147 г. во время войны между Ольговичами и Мстиславичами Любеч был сожжён Ростиславом Мстиславичем. Брат Ростислава Изяслав говорил так: «Пойдём к Любечу, где у них (Ольговичей) вся жизнь». В результате похода Ростислава из любечского замка было вывезено всё, что представляло хоть какую-то ценность.
В 1157 г. Любеч был сожжён половцами. Резко падает его значение как торгового центра. Князь Святослав Ольгович жаловался, что ему дали «Чернигов с семью пустыми городами». В их число входил и Любеч.
В 1180 г. черниговский князь Святослав созвал в Любеч подвластных ему удельных князей на новое совещание (третий Любечский съезд). Представительство на нём уже было не общерусским, а «локальным», и вопросы на нём поднимались местного значения. Ольговичи здесь обсуждали план военных действий против Ростиславичей. Вероятно, к тому времени город уже был отстроен и его значение вновь возросло. Существовало Любечское удельное княжество в составе Черниговского.
Однако в начале ХIII в. город пришёл в полный упадок и, по-видимому, поэтому не «заинтересовал» Батыя, чьё нашествие обошло его стороной. Участие Любеча в Куликовском сражении проявилось в другом. Когда в 1380 г., собираясь на битву с Мамаем, Дмитрий Донской прибыл в Троице-Сергиеву лавру за благословением преподобного Сергия, последний отправил вместе с Дмитрием Донским двух монахов-схимников. Один из них — Александр Пересвет, другой — Андрей (в миру Родион) Ослябя. Оба они по своему происхождению были любечанами. Перед началом сражения Пересвет вступил в поединок с татарским воином и погиб. Ослябя впоследствии жил в Симоновом монастыре и неоднократно выступал как советник и посол великого князя (известно, что в 1398 г. он ездил в составе московского посольства в Византию).
На протяжении ХVI—ХVII вв. Любеч несколько раз переходил из рук в руки. В 1503—1508 гг. он входил в состав Московского княжества, затем был частью Великого княжества Литовского. Так, Никоновская летопись под 1535 г. упоминает, что великий князь Иван Васильевич ходил в поход на Литовскую землю, во время которого были разорены некоторые города, в том числе и Любеч. После Люблинской унии 1569 г., когда было образовано единое государство Речь Посполитая, город стал центром Любечского староства.
Во время освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого Любеч несколько раз становился ареной ожесточённых боёв. Казаки Любечской сотни участвовали во многих походах войск Богдана Хмельницкого.
С конца ХVII в. Любеч принадлежал Ивану Мазепе, который частично реставрировал любечский замок и соорудил там деревянный дворец.
С 1708 г. Любеч входил во владения черниговского полковника Павла Полуботка, бывшего одно время гетманом Украины. Во второй половине ХVIII в. город становится собственностью семьи Милорадовичей.
Накануне революции 1917 г. Любеч был тихим провинциальным городком. Его население насчитывало около пяти тысяч жителей, и Любеч считался дачным местом. Здесь любила отдыхать как черниговская знать, так и приезжие из Москвы и Петербурга. В городе не было крупной промышленности, и железная дорога обошла его стороной, что явилось одной из причин сохранения его «тишины» и провинциальности.
Советская власть не принесла городу большого процветания. Наоборот, была разрушена большая часть церквей, засыпана Ближняя пещера. Тем не менее, Любеч стал центром одноимённого района, и здесь была создана вся необходимая социальная инфраструктура.
До 2008 г. Любеч был самым забытым из древних исторических городов Украины.
Город с вековой историей, давший миру великих деятелей, процветанием которого восхищался византийский император Константин Багрянородный, долгие годы находился в состоянии перманентного упадка, здесь сокращалось население, терялись культурные и исторические ценности, разрушались церкви. В 1960-гг. был ликвидирован Любечский район, который присоединили к соседнему Репкинскому, и Любеч был незаслуженно низведён до ранга посёлка городского типа Репкинского района Черниговской области.
Пограничная река Днепр, по которой раньше совершалось интенсивное судоходство, сегодня практически опустела и обмелела: Украина и Беларусь пока не договорились о хозяйственном использовании этого водного пути.
В начале 2008 г. по инициативе общественности Любеча для того, чтобы привлечь в город туристов, депутаты Репкинской районной рады обратились к Верховной раде Украины с просьбой о создании Любечского филиала национального архитектурного исторического заповедника «Чернигов древний». Существует неопределённость со статусом археологических и архитектурных памятников Любеча, а своих средств для реставрации и восстановления древностей в поселковом бюджете нет.
По количеству памятных мест и исторических памятников город не уступает многим другим городам Европы, однако сохранившиеся памятники находятся здесь в очень плохом состоянии по причине того, что на их содержание и реконструкцию украинское государство не выделяет денежных средств.
Между тем в других странах Европы финансирование возрождения исторических городов и памятников архитектуры представляет собой одну из основных статей в бюджетах. Ведь средства эти затем возвращаются сторицей. От роста посещения туристами и паломниками исторических мест и духовных святынь резко возрастают доходы бюджета.
Что же касается археологических памятников Любеча, то если не будет создан историко-археологический музей и их не возьмут под охрану сегодня, «чёрные» археологи могут нанести им непоправимый вред. Практически вся территория Любеча до недавнего времени была изрыта незаконными раскопками, и трудно подсчитать, какие ценности уже похищены и разошлись по частным коллекциям.
По сути, Любеч должен быть возрождён именно как духовный центр Руси и стать для Русской земли подобием второго Иерусалима, куда люди могли бы приезжать поклониться святыням и пройтись по земле, по которой ходили те, кто основал и укрепил дорогую всем славянским народам Древнюю Русь.
А.А. ЮШКО, доктор исторических наук (Институт археологии РАН, Москва)