на территории какого современного государства находился концлагерь малый тростенец
Ямы с телами горели четыре месяца: страшная история лагеря Тростенец
Одна из интриг мемориала, который возводится сейчас в лесу возле деревни Малый Тростенец — что будет написано на сопроводительных табличках. Кто здесь погиб?
Первые монументы, которые еще в 60-е открывали в память о жертвах Тростенца, рассказывали, что здесь погибли «советские граждане». Последний, открытый два года назад, мемориал «Врата Памяти» утверждал, что это место массового уничтожения жителей Минска, подпольщиков, партизан, военнопленных и «гражданского населения, депортированного из стран Европы».
Потомки этого гражданского населения из Европы с начала нулевых едут в Беларусь. И идут не столько к старым монументам, сколько в лес, расположенный с другой стороны от Могилевского шоссе рядом с мусорной свалкой. И оставляют на деревьях желтые таблички с именами родственников.
«На немецкой карте января 1942 года Тростенца еще нет. Есть лагерь для военнопленных в Масюковщине, есть Минское гетто, а Тростенца — нет. СД заняло земли колхоза Карла Маркса в начале апреля 42-го. Выгнало колхозников, сделало свое хозяйство и начало формировать лагерь: появились бараки, и вокруг них — колючая проволока. То есть начали создавать инфраструктуру. Персонал и душегубки появляются здесь незадолго до прибытия поездов с депортированными евреями из Западной Европы. Они все приезжают с мая по октябрь все того же 42-го года. В связи с этим можно предположить, что это место создавалось под депортированных евреев», — рассказывает референт Исторической мастерской им Л. Левина, историк Александр Долговский.
Но в итоге убивали здесь и местных евреев, и просто местных. За два года, по разным оценкам, здесь могло погибнуть от 60 тысяч до полумиллиона человек.
Места уничтожения
Тростенец как история трагедии — это не одно, а по сути три места. Урочище Благовщина — поляна в лесу в паре километров от деревни Малый Тростенец, куда с мая 42-го по осень 43-го тысячами привозили на расстрелы.
Урочище Шашковка — место, где немцы оборудовали примитивную кремационную печь осенью 43-го. В это время у гитлеровцев появились весомые опасения, что за преступления в Благовщине придется отвечать. Потому там расстрелы свернули и стали интенсивно уничтожать следы преступлений, вскрывали заполненные телами рвы и на протяжении нескольких месяцев жгли трупы. А новых жертв расстреливали и сразу сжигали в Шашковке.
Наконец, сарай на территории собственно лагеря, где были расстреляны и сожжены в конце июня 44-го последние узники Тростенца и заключенные минских тюрем.
«Если спросить у простого человека на улице, что такое лагерь, он скажет: это вышки, колючая проволока, бараки. Но Тростенец не сформировался сразу так. Вначале это были хозяйственные постройки колхоза Карла Маркса, в них размещались люди, которые должны были выполнять принудительную работу. Лагерь формировался на протяжении всего периода оккупации. Что касается колючего ограждения, то, судя по немногочисленным фото Чрезвычайной Комиссии, которая после освобождения фиксировала преступления нацистов, сложно понять, где оно стояло. Скорее всего, ограждение было вокруг трех, возможно, четырех бараков… Выжившие заключенные говорят о трех бараках: два — для евреев, один — для русских, белорусов и так далее», — рассказывает Долговский.
Забором была огорожена и печь в Шашковке. А принудительные работы — это чаще всего в сельхозхозяйстве СД, которое размещалось на бывших землях колхоза Карла Маркса. Решая еврейский вопрос, немцы попутно пытались закрыть и продовольственный.
«Экономическое значение этого хозяйства не было большим. Люди мыли душегубки, выращивали сельхозпродукцию, ухаживали за скотом. Часть людей возили на работы в Минск, в службу безопасности СД. Они чинили машины, замки. Или из Минского гетто возили на работу в Тростенец — есть воспоминания минского еврея, которого на две недели привезли в Тростенец на работу, а потом вернули в гетто», — объясняет Долговский.
Первых 20 заключенных минских тюрем, которые должны были подготовить инфраструктуру, привезли в Малый Тростенец в конце апреля — начале мая 42-го, сараи и железная дорога для подвоза иностранных жертв уже были. А в мае в Минск пошли первые эшелоны.
Из отчета унтершарфюрера СС Арльта о деятельности 2-го взвода 1-й роты батальона СС особого назначения от 17 мая 1942 года, который руководил рытьем рвов в 22 километрах от Минска:
«5.05 мы снова приступили к рытью новых рвов вблизи имения командира и выполняли эту работу сами. На это понадобилось 4 дня.
11.05 в Минск прибыл из Вены транспорт с евреями (1000 шт.) и сразу с вокзала был доставлен к указанному выше рву. Здесь взвод непосредственно использовался у рва».
Дальше — больше. В июне в Минск под эти акции уничтожения приходят душегубки. Из Риги приезжает подразделение Арайс, которое к тому моменту «отличилось» расправой над рижскими евреями.
«То есть усиливается персонал СД, привозятся душегубки, создается инфраструктура в Тростенце. Для чего. А после этого приезжают 16 поездов из Западной Европы, которые везут на уничтожение в Малый Тростенец. И сразу же в день прибытия людей уничтожают», — восстанавливает хронику событий Долговский.
Еврейский вопрос
Почему евреев Австрии, Германии и Чехословакии решили расстреливать под Минском? Точного ответа у историков нет. Александр Долговский напоминает о визите в Минск в августе 41-го одного из главных организаторов Холокоста Генриха Гиммлера.
«Он посещал Новинки, гетто, лагерь для военнопленных. И в этот момент как раз решается судьба многих категорий людей, в том числе военнопленных. Но в том числе это была и инспекция: посмотреть, где возможно уничтожать евреев. Была идея поездами их вывезти под Могилев. Чем дальше на восток, тем лучше. Но немецкие военные были против — им нужен был транспорт для других целей, для доставки вооружения, снабжения. Кстати, по показаниям на Нюрнбергском процессе, на одном из расстрелов здесь, в Минске Гиммлер стал нервничать, и тогда было предложено подумать об альтернативных методах убийств, то есть с использованием газа», — рассказывает Долговский.
Депортированных евреев начали привозить в Минск уже в ноябре 41-го. Сначала их не убивали, селили в гетто. В 41-м году депортированных евреев еще не убивают, потому что были планы везти их дальше на восток, говорит Долговский. Но уже весной 42-го немцы выбирают Тростенец как место расстрелов и принудительного труда, а летом принимают душегубки.
Из протоколов допросов немецкого военнопленного Герике, который с лета 1942 года работал в Минске водителем машины-душегубки:
«Каждая автомашина-душегубка вмещала в себе людей человек 60-70, и, таким образом, сотрудники СД стали сажать евреев в автомашину. После того как автомашина была полная, дверь закрывалась, и туда воздух уже не поступал. После этого я открывал определенный клапан, и вовнутрь автомашины, где находились люди, начинал поступать газ, от которого находившиеся там погибали».
В 42-м в Тростенец прибыло 16 составов с депортированными евреями. Их везли до Волковыска в обычных пассажирских вагонах — везли же, так говорили, на новое место жительства. Там пересаживали в товарные. На конечной станции — первое время «Минск-Товарный», а потом уже и в самом Тростенце — требовали сдать багаж, в обмен выдавали квитанцию, что вещи отдадут на месте. А потом загоняли в машины.
Лагерь смерти «Тростенец»
Добрый день всем! Хочу рассказать вам от том, что я живу на окраине г.Минска, недалеко от этого места во время войны располагался крупнейший гитлеровский концентрационный лагерь «Тростенец».Он являлся крупнейшим лагерем смерти, созданным нацистами, и стоит в одном черном ряду с такими широко известными фашистскими фабриками смерти, как Освенцим, Майданек, Треблинка.Считается, что Тростенецкий лагерь смерти объединяет несколько мест уничтожения людей: сам концлагерь, урочище Благовщина, где проводились расстрелы, и урочище Шашковка, где происходило массовое сожжение трупов.
В Тростенце погибли советские военнопленные, евреи Беларуси и западноевропейских государств, жители Минска, арестованные в качестве заложников. В 2015 году здесь был установлен мемориальный комплекс в память о жертвах этого страшного места. По некоторым данным здесь погибло около 206 000 человек. Точные цифры никто скорее всего не узнает, потому что гитлеровцы практически уничтожили следы своих преступлений.
Сейчас здесь рядом находится жилой район (который,как говорят местные стоит прямо костях), жители выгуливают собак, катаются велосипедисты,мамы гуляют с детьми, молодежь пьет пиво на лавке,лишь немногое напоминает о том, что здесь когда-то был концлагерь.
Общий вид мемориального комплекса.
На мемориале отмечены места лагерей на территории Беларуси в 1941-1944 г.
Жизнь заключенных в этом лагере была очень не долгой. Жили в бараках, построенных из сырых досок.Использовались только те люди, которые имели сертификаты, которые подтверждали их рабочую квалификацию. Особенно это касалось депортированных из Западной Европы граждан, которых привозили сюда, начиная с весны 1942 года и до глубокой осени. Привозили людей из Германии, Австрии, Чехословакии. Дважды в неделю приходили в Минск эшелоны, по 1000 человек в каждом.
На фото ниже видны остатки фундаментов бараков, складов.
Осенью 1943 года наметился поворот в войне «фабрика смерти» заработала на всю мощь,тех, кто не имел заветного сертификата, был ослаблен или болен, незамедлительно уничтожали.Между Могилевским шоссе и лагерем руками своих жертв гитлеровцы проложили аллею из тополей. «Дорогой смерти» прошли многие тысячи людей.
«Мы по команде немцев вылезли из машины и тоже взошли на верх уложенных трупов, и нас начали расстреливать. Я упала, была легко ранена в голову. Я продолжала лежать на трупах до позднего вечера. Немецкие каты в этот день привезли в сарай еще 2 машины с женщинами, которые были расстреляны на моих глазах. Там были и дети от 3 до 10 лет. Вечером, облив дрова бензином, немцы подожгли сарай с той стороны, где лежали расстрелянные женщины и дети, и сами отошли. Я решила – зачем я буду живая гореть и начала выбираться…» – так позже рассказывала об обстоятельствах своего спасения Степанида Ивановна.
Главный мемориал монумента это «Врата памяти. Высота его 10 метров. Выглядит очень внушительно и пугающе.Тела узников переплетены с конструкцией самого ограждения.Это врата в никуда, они ничего не закрывают и стоят одни, без забора, как символ чего-то непостижимого.
Тростенецкий лагерь смерти продолжал функционировать до конца июня 1944 г. В акте Чрезвычайной государственной комиссии засвидетельствовано: «Комиссия, учитывая показания свидетелей, количество и размеры могил, количество трупов и объем пепла и костей в могилах, считает, что по самым минимальным подсчетам в районе лагеря Тростенец фашистскими людоедами уничтожено 546 тысяч человек, из них в 34 могилах захоронены останки (пепел и кости) 476 тысяч человек, в печи сожжено 68 тысяч человек и в сараях, и на бревнах сожжено 2 тысячи человек».
Как видим цифры разнятся. Трудно судить о правильности выводов официальных органов, расследовавших трагедию Тростенца в 1944-1945 годах. Повторюсь,работа членов комиссии была затруднена прежде всего тем, что гитлеровцы практически уничтожили следы своих преступлений. Страшная цифра погибших останется навсегда тайной.
В конце хотела бы показать, как врата выглядят ночью, кровавая подсветка и темнота создают непередаваемую атмосферу этого страшного места.
Чуть позже уже дома я заметила на фото маленькую звездочку между вратами.
Спасибо за внимание, с наступающим праздником всех и только мирного неба над головой. Вечная память всем тем, кому было суждено остаться в Тростенце навсегда.
Спасибо за этот пост
«Мы, тысячы ахвяр — жывы людскі касцёр,
надзей сатлелы цвет, асыпаны на жвір, —
звяртаемся да вас, братоў сваіх, сясцёр:
змагайцеся за мір, вартуйце пільна мір,
каб хіжых чорных крыл павек не распасцёр
над вамі войнаў новых жудасны касцёр.»
Сейчас модно оправдывать Гитлера и фашисткую Германию. Но это оправдать нельзя, просто в голове не укладывается.
Ночью монумент трагично смотрится,скульпторам/архитекторам удалось передать атмосферу,на мой взгляд(живу рядом)
О продуманных приказах немцев
Несколько приказов немцев касающихся военнопленных из СССР. Сейчас такое конечно невозможно: есть ООН, ЕСПЧ и др. демократические и гуманитарные западноевропейские организации, которые с радостью помогут русским.
Моя колоризация
Командующий артиллерией 1-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза Василий Иванович КАЗАКОВ.
Вернуть планшет хозяину
Вчера подвозил девушку, по дороге из Молодечно РБ в Минск. Забыла планшет. Зовут Лера(Валерия).
Ответ на пост «Умер старейший в России ветеран Великой Отечественной войны»
Я и мои «рабочие лошадки»
Никакого особого текстового сопровождения. Просто мои фото с теми лошадьми, на которых занималась/занимаюсь в отделении проката.
Умер старейший в России ветеран Великой Отечественной войны
Старейший в России ветеран Великой Отечественной войны Тимофей Марзоев умер в Северной Осетии. Об этом написал глава республики Сергей Меняйло на своей странице в Facebook.
Тимофей Марзоев участвовал в освобождении Кавказа, воевал на Украине, в Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии. Победу встретил в Австрии. Он награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.»
Котенок ищет дом.Минск
Ответ на пост «Ох-ты-ж-мать-перемать. »
Художественный фильм про Александра Мамкина не снят.
Александр Мамкин летал за линию фронта не за иконой. Он вывозил детей из окруженных фашистами партизанских отрядов. Всего он сделал девять ночных рейсов и вывез 90 человек. А всего в тот момент было вывезено около 200 человек. Ниже-кадр из кинохроники, где заснят Александр Мамкин, забирающий детей из окруженного партизанского отряда:
Последний, девятый полет:
В очередном полёте ночью 11 апреля 1944 года Мамкину предстояло эвакуировать на Большую землю 13 человек — семь детей в кабине штурмана, в специальном грузовом контейнере под фюзеляжем ещё трёх детей и воспитательницу, а в подвешенных под нижними консолями крыла торпедообразных контейнерах — двух тяжелораненых партизан.
На рассвете, подлетая к линии фронта, самолёт был обстрелян зенитками, а над самой линией фронта — атакован немецким ночным перехватчиком: на этот раз осколки снарядов прошили двигатель, и тот загорелся, а лётчик был ранен в голову. Линию фронта тяжелораненый лётчик пересёк, управляя горящим самолётом. Согласно инструкции, ему следовало набрать высоту и покинуть горящую машину с парашютом, но он, имея живых людей на борту, не сделал этого. От загоревшегося мотора пламя добралось до кабины пилота — тлела одежда, плавились шлемофон и лётные очки. Но Мамкин продолжал удерживать в повиновении трудно управляемый самолет, пока не нашел подходящую площадку на берегу озера Болныря уже за линией фронта в расположении частей Красной Армии, где самолёт и совершил посадку, выкатившись на лёд озера. К тому времени прогорела даже перегородка, отделяющая кабину пилота от пассажиров, и на некоторых детях начала тлеть одежда. При аварийной посадке лётчика выбросило из кабины самолёта в снег, и он потерял сознание.
Прибывшие на место посадки бойцы Красной Армии доставили лётчика в госпиталь, но ожоги и ранение были слишком сильны. Через шесть дней, 17 апреля 1944 года, Александр Мамкин скончался в госпитале. Все пассажиры самолета (13 человек) в этом последнем для лётчика рейсе остались живы.
Моя колоризация
Полный кавалер ордена Славы командир отделения взвода инженерной разведки 598-го отдельного саперного батальона 314-й стрелковой дивизии (59-я армия, 1-й Украинский фронт) младший сержант Иван Терентьевич Чертков (08.05.1913 — 01.10.1974) с пистолетом-пулеметом ППС-43.
Спрятаться в Кольском заливе
В начале Второй мировой заполярный порт стал убежищем для германских судов
На фото: Пароход «Бремен», обладатель «Голубой ленты Атлантики» 1929 и 1933 гг. Фото с сайта earlofcruise.blogspot.com
Как снег на голову
Дело в том, что пароход «Иллер» оказался лишь первой ласточкой. Следом и другие германские суда бойкой вереницей начали заходить в Мурманск под предлогом использования его порта как убежища.
Международное морское право предусматривает возможность срочного и безуведомительного захода судна в иностранный порт в случае аварии, угрозы стихийного бедствия или в других ситуациях, представляющих для судна и его команды опасность. Такой ситуацией стала начавшаяся в Европе война, которую позднее назовут Второй мировой.
Британский флот открыл охоту на германские суда, и, чтобы уберечься от пленения или даже гибели, капитан «Иллера» воспользовался нейтралитетом Советского Союза. Случилось это, судя по времени отправки телеграммы, скорее всего, 5 сентября.
Но не прошло и суток, как 6 сентября в 9 часов 30 минут на траверзе мыса Цып-Наволок был замечен пароход «Бремен», который к середине дня вошел в Кольский залив.
В августе 1939 года этот красавец находился в порту Нью-Йорка и по запросу Великобритании подлежал незамедлительному аресту американскими властями, так как наличие у Германии в военное время парохода, способного с высокой скоростью в больших количествах перевозить войска, было недопустимо. Однако буквально за несколько часов до начала войны «Бремен» без груза и пассажиров покинул порт Нью-Йорка. Разыскиваемый британским флотом, он ушел на север к самой кромке льдов. Для маскировки на пароходные трубы были нанесены знаки советского торгового флота, и, уходя от преследования, «Бремен» развивал скорость до 32 узлов (почти 60 км/ч). В дальнейшем, спасаясь в Северной Атлантике от флота «владычицы морей», маршрутом «Бремена» в Мурманск как в порт-убежище проскочил еще не один десяток немецких кораблей.
С заходом «Бремена» в Кольский залив произошел достаточно курьезный случай: офицеры штаба Северного флота в нарушение всех портовых регламентов на малом охотнике (МО-11) проскочили на борт «Бремена», опередив лоцмана и пограничников. Погуляв полтора часа по шикарному лайнеру и пообщавшись с экипажем, они предложили капитану «Бремена» стать на стоянку в Сайда-губе, возможно, рассчитывая поместить плавучий отель с рестораном поближе к штабу флота, находившемуся в Полярном, и подальше от формальностей порта Мурманск. На что германский капитан решительно возражал. О причинах, по которым командующий Северным флотом в тот же день запретил офицерам своего штаба давать показания по данному факту пограничникам, остается только догадываться.
Телеграммы пограничной службы и водного отдела УНКВД по Мурманской области, представителей Наркоминдела и Наркомфлота в Москву свидетельствуют о том, что обилие германских судов, искавших убежище в мурманском порту, стало для них неожиданностью. Начальник УНКВД докладывал 11 сентября о заходе еще шести германских судов. Декларируемые причины захода: распоряжение германского адмиралтейства и начало войны в Европе. В телеграмме по линии Наркоминдела сообщалось, что на 13 сентября в порту находятся 12 германских и 16 судов других стран. К 15 сентября прибыли еще два, и общее число германских команд достигло 2170 человек.
Эти внезапно возникшие проблемы значительно осложнили работу всех портовых служб Мурманска: необходимо было обеспечить выгрузку и перевалку грузов и излишков топлива, находившихся на борту гостей, выделить под это технику, помещения и емкости, сформировать и отправить в Ленинград железнодорожные составы с экипажами и их имуществом, в экстренном порядке решая вопросы таможенных процедур.
В материалах УНКВД имеются сведения о сложившейся неблагоприятной ситуации в финансовой сфере: при возросших объемах работы стали накапливаться задолженности морского порта перед обеспечивающими и снабжающими организациями и даже по зарплате перед рабочими. Кроме проблем с судами, их экипажами, пассажирами и грузами стал вопрос перенаправления на безопасные маршруты советского экспорта, под перевозку которого был ранее зафрахтован германский грузовой флот.
Кроме мурманского порта в документах УНКВД по Мурманской области упоминаются другие места, где получили укрытие немецкие суда: якорные стоянки в Териберке, Йоканьге (ныне Гремиха) и губе Западная Лица.
Особый взгляд на гостеприимство
С середины октября суда с минимальными, только на переход, экипажами начали покидать порт-убежище и уходить в Германию. Остальные моряки и пассажиры по железной дороге доставлялись в Ленинград, а далее морем в Гамбург. Из сообщения по линии Наркоминдела от 20 октября 1939 года: «Представитель посольства Кенигседер подал заявку… на снабжение провиантом, значительно превышающем потребности оставшихся экипажей». Видимо, какие-то еще германские суда планировали заход в Мурманск, и Кенигседер об этом знал.
У чекистов-контрразведчиков всегда имелось свое понимание вопросов гостеприимства, поэтому обслуживание незапланированно прибывшего в Мурманск «Бремена», а позже и других иностранных судов было ими организовано в порядке, отвечающем интересам государственной безопасности. Судя по документам, первое время после прихода в порт экипажам, кроме командного состава, сход на берег не разрешался. Составлялись списки находившихся на борту, по специальным учетам проверялось наличие на них компромата, собиралась первичная информация, распределялись и готовились кадры и ресурсы для проведения контрразведывательных мероприятий.
В дальнейшем оказалось, что немецкие моряки, получившие добро на сход, не слишком стремились воспользоваться этой возможностью. Особых развлечений в городе не было. Мурманское морское агентство инфлота и Интерклуб Союза моряков, по мнению чекистов, оставляли желать лучшего: уровень подготовки персонала и знание иностранных языков были невысоки, клубный киноаппарат неисправен.
Из сообщения в Москву: «Моряки не обслуживаются, расходятся по городу, завязывают связи с местным населением». Вместе с тем не исключалось, что по поводу схода на берег в портах СССР с учетом международной обстановки иностранные моряки имели от своего руководства определенные инструкции.
Постепенно у контрразведчиков появлялись первые результаты работы: были получены сведения о связях отдельных членов экипажей с гестапо, зафиксированы попытки установить через третьих лиц адресные контакты с жителями Мурманска, проведена вербовка моряка, попавшегося с контрабандой.
«Вызывается соображениями разведывательного характера»
Архивное дело «Докладные записки и спецсообщения Управления НКВД в НКВД СССР за 1940 год» в своей рассекреченной части содержит информацию о событиях, происходивших на фоне изменения военно-политической обстановки: после оккупации Норвегии в мае 1940 года вопросы безопасности мореплавания для фашистской Германии в Северной Атлантике и в Арктике в значительной мере утратили свою остроту.
В июне 1940 года начальник УНКВД Алексей Ручкин докладывал наркому Лаврентию Берии: «Германия нуждается в военных кораблях. Ссылки на невозможность вывести их из Мурманского порта не являются основательными, так как… Норвегия очищена от войск союзников… пребывание германских пароходов… вызывается соображениями… разведывательного характера».
Агент контрразведки Курс сообщал: «обосновать… необходимость иметь здесь официального морского представителя, т. е. легального шпиона, без каких-либо немецких интересов на Севере трудно… Приобретение позиций по линии общения с военно-морскими организациями… знакомило представителя с организацией флота, его способностью выполнить те или другие задачи».
Помимо вышеназванных германских дипломатов в 1939 году непродолжительные сроки в Мурманске работали помощник военного атташе Росс, сотрудник посольства Бауман. В декабре 1939-го и марте 1940 года Мурманск посетил сотрудник германского посольства в Москве Курт Крепш. Из ориентировки советской контрразведки: «Крепш ранее являлся представителем фирмы «Северогерманский Ллойд» при Интуристе, под прикрытием которой проводил разведывательную работу».
С ноября 1939 года в Мурманске обосновался помощник германского военно-морского атташе Эрих Ауэрбах. Из сообщения контрразведки: «…с 1922 по 1926 год находился в Батуми, Тбилиси и Новороссийске… в 1934 году приехал вторично в СССР и работал по 1936 год в г. Одессе как представитель немецкой пароходной компании… был из Советского Союза выдворен… путешествовал по Ирану якобы в целях изучения страны. В 1939 году в Москве и в настоящее время прилагает усилия к восстановлению связей со своей агентурой и созданию новой… Нами установлены и взяты в разработку следующие связи по городу Мурманску… рассчитывает осесть на жительство в Мурманске на 1940-41 гг. …ожидается приезд его жены из Турции…»
Советская контрразведка получила в лице Ауэрбаха серьезного противника. Внешне он вел себя обособленно, был осторожен в общении и в завязывании знакомств. Догадываясь, что находится под контролем НКВД, демонстративно жаловался на тоску и никчемность своего пребывания на Севере, сожалел о том, что застрял в Мурманске до окончания войны с Англией. Любопытно, что о своем начальнике, атташе германского посольства Баумбахе Ауэрбах отозвался так: «…если он и дальше не будет думать головой, я буду писать фюреру».
Вместе с тем его перемещения по побережью, контакты в среде военных моряков и представителей власти вплоть до приятельских, простые и эффективные способы проникновения в запретные зоны свидетельствуют о его способностях в области ведения разведки с легальных позиций. Например, как следует из документов, Ауэрбах, неоднократно посещая различные объекты в сопровождении высокопоставленных офицеров Северного флота, «приучил» к своей персоне некоторых недостаточно бдительных сотрудников пограничного КПП. Это позволило ему несколько раз самостоятельно пройти в порт и на попутных пароходах посетить закрытую погранзону. Естественно, что руководство УНКВД по Мурманской области делало все необходимое для пробуждения у отдельных командиров Северного флота чувства бдительности и для организации надежного контрразведывательного режима в зоне своей ответственности.
С середины 1940 года разработка помощника военно-морского атташе Германии в СССР Ауэрбаха была взята под личный контроль руководителем НКВД Лаврентием Берией. На этом рассекреченная часть архивного дела УНКВД по Мурманской области за 1940 год завершается.
Несомненно, что любой успех германской разведки был использован при планировании и реализации нападения фашистской Германии на СССР. Но также несомненно, что в основание нашей будущей Великой Победы легла непростая работа советской контрразведки по пресечению деятельности вражеских разведок накануне войны.