на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура

Исламская политическая культура

Ислам – самая молодая из трех мировых религий, но в истории мировой цивилизации исламская цивилизация занимает одно из важнейших мест. За всю историю своего развития ислам продемонстрировал высокую способность к ассимиляции и синтезу инокультурных влияний. В определенном смысле исламская культура является важным связующим звеном между Античностью и эпохой Возрождения на Западе, поскольку европейцы широко использовали накопленные мусульманами знания в развитии своей цивилизации.

Фактор усиления роли ислама определяется, прежде всего, наличием группы государств, условно объединяемых понятием «мусульманский мир». К нему принято относить 55 государств – членов организации ОИК. В цифровом выражении это миллиардное население, одна пятая территории, почти третья часть экономических и половина энергетических ресурсов Земли. Сама атрибутика «исламский» присутствует в официальных наименованиях более десятка государств. Ислам в последние годы переживает созидательный бум. Так, например, в 1998 году впервые членом ИОК стало латиноамериканское государство – Суринам. В 2002 году к Организации на правах наблюдателя присоединилась Россия.

Надо отметить, что в отличие от христианства он и поныне означает для своих последователей нерасторжимое единство веры, религии и государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Отсюда проистекает поразительная способность Ислама к политизации.

В современном мире бурный рост исламского мира вызывает тревогу и озабоченность на Западе. Продолжается противостояние между западным и исламским миром, особенно – в Персидском заливе. Все это позволило Хантингтону сделать вывод о том, что синдром «братских стран» в исламском мире делает эту цивилизацию серьезным противником Запада в 3 тысячелетии.

На начало 2000 года в одном Казахстане насчитывалось 2300 религиозных и культовых общин, из них 1275 – мусульманских.

Следующий важный момент исламской политической культуры – универсальный горизонт религиозного мышления. В Коране утверждается единство Бога, из которого вытекает единство нашего мира и человеческого сообщества. Пророк Мухаммед так интерпретирует это положение: у всех людей первоначально была одна вера, однако впоследствии, с умножением человеческого рода, начались религиозные споры. Вследствие этого первоначальная вера замутилась. Следовательно, Мухаммед не рассматривает Коран в качестве единственного откровения: «Ниспослал Он тебе писание в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей». Таким образом, повторяя мысль русского философа В. Соловьева, миссия ислама не ограничивается национальными идеями – она мыслится гораздо шире. Таким образом, мусульманская политическая культура обладает мощным потенциалом надэтнического мышления, это универсальная культура. И сами правоверные мусульмане понимают свою миссию как всемирную. Именно поэтому в мусульманской культуре отсутствует национализм в современном понимании этого слова.

Итак, мотив завоевания присутствует в политической культуре ислама, но не является определяющим, скорее – подчиненным. И наличие такого мотива не может служить основанием для характеристики всей культурной традиции как завоевательской, насильственной: никто ведь не лишает гуманистического статуса западную цивилизацию, которая вела крестовые походы за веру.

Итак, сакральный характер политической культуры исламской цивилизации очевиден: именно религия дает мусульманину самые сильные мотивации в сфере политики. Более того, именно исламская политическая культура закрепляет принцип религиозной теократии, обусловленный единством и нераздельностью духовной и светской власти главы мусульманской общины. Можно выделить несколько теократических установок, которые находят поддержку в современном мире:

— принцип универсальности ислама;

— принцип панисламизма – убежденность в правильности ислама, единстве всех мусульман, независимо от национальности;

— идея возрождения халифата – установление исламского порядка, основанного на законах шариата;

— идея возвращения к первоначальному, «истинному» исламу.

Основные религиозные заповеди Корана, которые носят политический характер и направлены на усиление государства:

— устранение частной вражды;

— налоги на ведение войны;

— подчинение лидеру, обожествление его.

С другой стороны, есть посюсторонние мирские обещания ислама, которые также имеют отношение к политике:

— признание как положительного стремления к богатству и почету;

— требование соблюдения сословного достоинства;

— подчиненное положение женщины.

Теперь сделаем небольшой экскурс в политическую культуру современных мусульманских государств и посмотрим насколько косными, враждебными западной цивилизации выступают их ценности.

Объединенные Арабские Эмираты – самое молодое исламское государство, созданное более 40 лет назад. Здесь ислам как религия и как закон слиты воедино, несмотря на то, что перед нами динамично развивающееся государство, шаг за шагом накапливающее демократический потенциал.

Коренной житель Эмиратов рождается защищенным целым рядом законов, которые имеют религиозное происхождение. Например, собственниками земли здесь могут быть только арабы; собственниками недвижимости тоже только они.

Можно сколько угодно говорить о силе денег, полученных от продажи природных богатств. Однако история знает, когда деньги приносили не благополучие, а разрушение: богатый процветающий Рим пал под натиском нищих варваров. Благополучие в Эмиратах построено не на силе денег, а на силе исламских традиций. Интересна традиция, также идущая от Мухаммеда, шейхи на личные средства строят дороги, больницы, систему озеленения. Таким образом, этика ислама – этика конкретных норм, она сугубо практична, интересуется не мотивами поступков людей, а их конкретными поступками. Ислам не отделяет мирскую жизнь от религиозной. И если в Европе, интересуясь той или иной политической фигурой, спрашивают, каковы его политические цели, то в исламских странах интересуются, что он уже сделал во имя Аллаха.

Ваххабизм впервые зародился в середине 18 века на трритории нанешней саудовской Аравии. Основателем нового учения, а по сути призыва к первоначальному исламу, явился Муххамед ибн Абделт Уаххаб (ваххаб в русской транскрипции). Он стал идейным сподвижником одного из влиятельных племен на арабском полуострове. – саудитов. На независимость и объединение кочевых племен в единое государство. После провозглашения Королевства Саудовская Аравия каноны ваххабитской версии Исалама прочно внедрились во все стороны жизни местного общества.

Таким образом, современный опыт исламских государств свидетельствует о том, что мусульманская культура способна накапливать и развивать демократический опыт, формируя особый тип восточного демократического режима.

Источник

Исламская политическая культура

Ислам – самая молодая из трех мировых религий, но в истории мировой цивилизации исламская цивилизация занимает одно из важнейших мест. За всю историю своего развития ислам продемонстрировал высокую способность к ассимиляциии синтезу инокультурных влияний. В определенном смысле исламская культура является важным связующим звеном между Античностью и эпохой Возрождения на Западе, поскольку европейцы широко использовали накопленные мусульманами знания в развитии своей цивилизации.

Фактор усиления роли ислама определяется, прежде всего, наличием группы государств, условно объединяемых понятием «мусульманский мир». К нему принято относить 57 государств – членов Организации исламского сотрудничества. В цифровом выражении это полутора миллиардное население, одна пятая территории, почти третья часть экономических и половина энергетических ресурсов Земли. Сама атрибутика «исламский» присутствует в официальных наименованиях более десятка государств. Ислам в последние годы переживает созидательный бум. Так, например, в 1998 году впервые членом ОИС стало латиноамериканское государство – Суринам. В 2002 году к Организации на правах наблюдателя присоединилась Россия.

Надо отметить, что в отличие от христианства он и поныне означает для своих последователей нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений,типа культуры. Отсюда проистекает поразительная способность Ислама к политизации и адаптации.

В современном мире бурный рост исламского мира вызывает тревогу и озабоченность на Западе. Продолжается противостояние между западным и исламским миром, особенно – в Персидском заливе. Все это позволило Хантингтону сделать вывод о том, что синдром «братских стран» в исламском мире делает эту цивилизацию серьезным противником Запада в 3 тысячелетии.

Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным от 1,2 до 1,6 миллиарда человек. Каждый пятый в мире считается мусульманином. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Только 18 % мусульман живут в арабских странах. Ислам является второй по численности религией в мире. На начало 2010 года в Казахстане официально признают ислам 6,9 миллиона человек, из 2300 религиозных и культовых общин 1275 – мусульманских.

Ислам характеризует идея жесткого предопределения, что сближает его с протестантством. По воле Аллаха человек остается праведником, по воле Аллаха становится грешником и даже неверным (неверие в Аллаха может быть истолковано как наказание за грехи).

Следующий важный момент исламской политической культуры – универсальный горизонт надэтнического религиозного мышления. В Коране утверждается единство Бога, из которого вытекает единство нашего мира и человеческого сообщества. Пророк Мухаммед так интерпретирует это положение: у всех людей первоначально была одна вера, однако впоследствии, с умножением человеческого рода, начались религиозные споры. Вследствие этого первоначальная вера замутилась. Следовательно, Мухаммед не рассматривает Коран в качестве единственного откровения: «Ниспослал Он тебе писание в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей». Таким образом, повторяя мысль русского философа В. Соловьева, миссия ислама не ограничивается национальными идеями – она мыслится гораздо шире. Таким образом, мусульманская политическая культура обладает мощным потенциалом надэтнического мышления, это универсальная культура. И сами правоверные мусульмане понимают свою миссию как всемирную. Именно поэтому в мусульманской культуре отсутствует национализм в современном понимании этого слова.

С другой стороны, нельзя обойти вниманием одно важное противоречие. Хотя Мухаммед был убежден, что решающее значение принадлежит проповедям ислама, духовному воздействию, в Коране обосновывается возможность священной войны как войны за веру, если навязывается обстоятельствами жизни во враждебном окружении. Итак, мотив завоевания присутствует в политической культуре ислама, но не является определяющим, скорее – подчиненным. И наличие такого мотива не может служить основанием для характеристики всей культурной традиции как насильственной: никто ведь не лишает гуманистического статуса западную цивилизацию, которая вела крестовые походы за веру.

Итак, сакральный характер политической культуры исламской цивилизации очевиден: именно религия дает мусульманину самые сильные мотивации в сфере политики. Более того, именно исламская политическая культура закрепляет принцип религиозной теократии, обусловленный единством и нераздельностью духовной и светской власти главы мусульманской общины.

на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Смотреть фото на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Смотреть картинку на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Картинка про на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Фото на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура

Основные религиозные заповеди Корана, которые носят политический характер и направлены на усиление государства: устранение частной вражды; запрещение ростовщичества; налоги на ведение войны; подчинение лидеру, обожествление его.

С другой стороны, есть мирские обещания ислама, которые также имеют отношение к политике: отсутствие аскетизма; признание как положительного стремления к богатству и почету; требование соблюдения сословного достоинства; подчиненное положение женщины.

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Направленные на развитие государства, бизнеса: надёжность и верность (аль-амана); терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх); достоинство и самоуважение (аль-изза); поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм); желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт); разумное управление своими средствами (аль-иктисад).

Теперь сделаем небольшой экскурс в политическую культуру современных мусульманских государств и посмотрим насколько косными, враждебными западной цивилизации выступают их ценности.

Объединенные Арабские Эмираты – самое молодое исламское государство, созданное более 40 лет назад. Здесь ислам как религия и как закон слиты воедино, несмотря на то, что перед нами динамично развивающееся государство, шаг за шагом накапливающее демократический потенциал.

Коренной житель Эмиратов рождается защищенным целым рядом законов, которые имеют религиозное происхождение. Например, собственниками земли здесь могут быть только арабы; собственниками недвижимости тоже только они.

Таким образом, соединение религиозных заповедей с правом, порождает высокий авторитет права, что лежит в основе формирования правовой культуры. Религия влияет и на бизнес в ОАЭ. Накопление богатства связано с достижениями и рассматривается как признак успеха. О прибылях принято говорить открыто, а цены устанавливаются твёрдо: в зависимости от потребностей рынка, а не от величины прибыли. Существует некоторая ритуальность и определённый порядок, который определяется традициями племенной преданности, чести и гостеприимства. Многие традиции западного мира видятся как угроза для основных исламских семейных ценностей. В основном, бизнес ведётся честным способом, мошенничества достаточно эффективно пресекаются, а недобросовестное поведение осуждается деловым сообществом.

Можно сколько угодно говорить о силе денег, полученных от продажи природных богатств. Однако история знает, когда деньги приносили не благополучие, а разрушение: богатый процветающий Рим пал под натиском нищих варваров. Благополучие в Эмиратах построено не на силе денег, а на силе исламских традиций. Интересна традиция, также идущая от Мухаммеда, шейхи на личные средства строят дороги, больницы, систему озеленения. Таким образом, этика ислама – этика конкретных норм, она сугубо практична, интересуется не мотивами поступков людей, а их конкретными поступками. Ислам не отделяет мирскую жизнь от религиозной. И если в Европе, интересуясь той или иной политической фигурой, спрашивают, каковы его политические цели, то в исламских странах интересуются, что он уже сделал во имя Аллаха.

Таким образом, современный опыт исламских государств свидетельствует о том, что мусульманская культура способна накапливать и развивать демократический опыт, формируя особый тип восточного демократического режима.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Смотреть фото на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Смотреть картинку на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Картинка про на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Фото на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура

Важность религии

В переводе с арабского языка слово «ислам» означает «покорность». Это одна из мировых религий, последователями которой являются мусульмане. Впервые она появилась еще во II столетии в Аравии, а основателем считается пророк Мухаммед. На самом деле ислам долгие годы складывался под особым влиянием иудаизма и христианства. Но в результате завоеваний Ближнего и Среднего востока эта религия распространилась и там.

Все принципы отражены в главной книге мусульман — Коране. Последователи религии верят в бессмертную душу и загробную жизнь. При этом они соблюдают пять предписанных правил:

на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Смотреть фото на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Смотреть картинку на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Картинка про на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Фото на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура

После смерти пророка Мухаммеда в 632 году религия раскололась на два течения — шиизм и суннизм. Но все мусульмане верят в единого бога, ангелов, священные книги, пророков и посланников, существование ада и рая. Позже появилось такое понятие, как предопределение. То есть считается, что всё происходящее в мире и жизни каждого человека обусловлено волей всевышнего.

Ислам значительно повлиял на культуру тех государств, в которых он распространён. Это отражается в особых религиозных традициях, архитектуре и науке, искусствах. Коран регулирует даже этичное поведение человека, социальные отношения, юридическую деятельность.

Развитие наук

Божественные откровения ислама побуждали древние цивилизации к изучению наук. Сначала люди пытались истолковать Коран, чтобы приобрести необходимые знания. На основе религиозного наследия и началось развитие:

на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Смотреть фото на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Смотреть картинку на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Картинка про на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Фото на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура

Именно ислам подарил всему миру арабскую систему цифр. Она позволила проводить письменные расчёты, а также был создан нуль как символ пустого места. Именно мусульмане изобрели десятичную систему исчисления, создали основные четыре арифметических действия, научились решать задачи с дробями. В арабском языке возникли такие термины как «алгоритм» и «алгебра».

В древних мусульманских странах развивалась химия. Местные ученые часто работали с разными веществами, металлами, полезными ископаемыми и минералами. Они добывали и перерабатывали их.

Ислам дал начало и таким наукам, как физика и астрономия. Многие ученые написали особые работы, которые были переведены на европейские языки. Исследования мусульман позволили открыть некоторые звёзды, объяснили движение космических объектов. В исламских странах люди верили в астрологов и их предсказания.

Мусульмане работали над созданием трактатов по географии. Они составили атлас из 71 карты и написали первый в мире учебник. В 13 веке в исламских странах появился глобус. А некоторые географы путешествовали практически через весь земной шар. Хотя считается, что мыс Доброй Надежды открыл Васко да Гама, на самом деле на тех берегах задолго до этого события уже обитали мусульмане. Они плавали туда с торговыми целями и с намерением распространить свою веру.

Тесно взаимосвязаны мусульманская культура, религия и медицина. Врачеванием в тех странах занимались многие учёные. А Ар-Рази составил самую большую медицинскую энциклопедию. В её основу легли опыты и наблюдения из его врачебной практики, а также знания из священного Корана.

Искусство ислама

В краткий доклад или сообщение на тему мусульманской культуры стоит включить информацию о разных видах искусства. Ислам ограничивает их религиозными принципами, но современные художественные культы иногда попадают под влияние Европы и США. В мусульманских странах развито несколько видов искусств:

на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Смотреть фото на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Смотреть картинку на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Картинка про на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Фото на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура

В исламе запрещено изображать человека, хотя на самом деле в Коране нет четких указаний по этому поводу. Но истинные правоверные считают, что некоторые предания и поступки пророка Мухаммеда не разрешают рисовать не только людей, но и любых других живых существ. Ислам осуждает изготовление идолов как объектов поклонения, защищает своих приверженцев от многобожия. А также запрещено изображать человека с четкими чертами лица, так художник может уподобить его самому Создателю. Из-за таких принципов Коран никогда не иллюстрируется, в мечетях также нет изображений святых. Но мусульмане часто используют миниатюры, рисуют уменьшенные человеческие фигуры.

В связи с подобными запретами хорошо развилась каллиграфия. Так называют умение писать разборчивым и четким почерком. Сначала мастера копировали священные тексты из Корана, но позже создавали собственные орнаментально-ритмические композиции. В некоторых случаях каллиграфия сочетает в себе буквы с растительными или геометрическими узорами.

на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Смотреть фото на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Смотреть картинку на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Картинка про на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Фото на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура

В исламе зародилась миниатюра, в основу которой легли традиции настенной живописи. Довольно быстро этот вид искусства распространился и в другие восточные страны, где редко соблюдают запрет на изображение живых существ. В Азербайджане, Иране и Турции развилась архитектурная керамика. Мастера создавали узорные кирпичные кладки, особым образом облицовывали здания, а также расписывали фаянсовые сосуды.

Мусульманские страны известны своими коврами. До сих пор в этих государствах продают изделия, сотканные вручную. Самыми дорогими считаются ковры из Персии, Турции и Азербайджана. Они довольно дорогие, зато благодаря высокому качеству могут прослужить не одно десятилетие.

Мусульманская литература

Исламскую литературу можно разделить на два вида — религиозную и художественную. В первом случае главной книгой считается Коран. Это святыня для арабов и других народов, которые обратились в ислам. А также к религиозной литературе относятся сборники Хадисов, которые рассказывают о жизни пророка Мухаммеда. Самыми достоверными у суннитов являются 6 книг Кутуб ас-ситта — это «Сахих», «Сунан» и «Джами» разных авторов. Шиитские хадисоведы написали собственные сборники. У них самых важных только четыре:

на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Смотреть фото на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Смотреть картинку на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Картинка про на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Фото на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура

Что касается художественной литературы, то здесь самыми известными произведениями являются сборники легенд и сказаний, а также народный эпос и мифы. Практически во всём мире есть переводы книги «Тысяча и одна ночь», которая включает пересказы разных историй от лица персидской царевны Шахерезады. Известным стал и иранский народный эпос «Шахнаме» о мифах и героях в истории Ирана.

Уже появились авторы, которые создают философские романы. Первыми были Ибн ан-Нафис и Ибн Туфайль. Основы исламской литературы составляют книги разных мусульманских народов. Достойные произведения пишут арабы, иранцы, турки и азербайджанцы. А также ценится литература Индонезии, Пакистана, Сомали, Урду.

Некоторые книги были переведены на латинский и английский языки. Они послужили вдохновением для известных писателей: Даниэля Дефо, Данте Алигьери, Шекспира. На мировоззрение этих творцов повлияли мусульманские сюжеты.

Особенности архитектуры

В реферате об исламской культуре стоит рассказать также и об архитектуре. Изначально мастера строили только культовые сооружения — минареты, мавзолеи и мечети. Но позже появилась необходимость в создании библиотек, общественных бань, госпиталей, крытых рынков и цитаделей. Современные жители мусульманских городов привыкли использовать культурное наследие своих предков. Они ищут места, где уже есть старые здания, и преобразовывают их на современный манер. Даже древние цивилизации ислама во время завоевания городов не разрушали сооружения, а просто переделывали их.

При строительстве мусульмане пользуются критерием полезности. Архитекторы старались разрабатывать универсальные методы возведения зданий. Они применяли их как при строительстве дворцового павильона, так и для создания мощной цитадели. А мусульманские математики разработали специальные способы преобразования простейших геометрических фигур в сложные конструкции.

на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Смотреть фото на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Смотреть картинку на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Картинка про на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура. Фото на территории какого современного государства зародилась исламская политическая культура

Архитектура стран Востока отличается изысканными формами и богатой отделкой. Архитекторы сочетают полировку, мозаику, роспись и резьбу. Они предпочитают работать с мрамором, стеклом и деревом. Некоторые здания снаружи выглядят непритязательными, но за их стенами скрываются красивые внутренние дворы с мраморными фонтанами.

Практически во всех дворцах и богатых домах есть собственные сады или оранжереи. Выращиванию разных растений и цветов архитекторы уделяли особое внимание, так как флора очень ценится в мусульманских странах. Как в случае с изобразительным искусством, так и в зодчестве запрещено использовать изображение людей. Фрески и мозаики могут передавать разные природные явления или исторические события, но лица и тела человека на них не будет.

Мусульманская культура довольно оригинальная и самобытная. Она завораживает своим глубоким смыслом, эстетикой и красотой. Ее невозможно перепутать ни с одной другой мировой культурой.

Источник

Исламская политическая культура

Бурный рост исламского мира от Магриба до Пакистана в XXI в. вызывает тревогу и озабоченность на Западе. С большой долей иронии восточные политики говорят о том, что в Европе и Америке развивается паранойя по поводу ислама – «силы зла и страха, угрозы христианской цивилизации».

Цитата и интерпретация

Известный французский политолог Доминик Муази полагает, что сегодня мир столкнулся с феноменом «конфликта эмоций»: западный мир погружен в атмосферу страха, мусульмане превратились в заложников культуры унижения, в то время как Азия по большей части культивирует надежду. По его мнению, культура унижения сплотила мусульманский мир вокруг его наиболее радикальных элементов и породила культуру ненависти. От смертоносного столкновения страха и ненависти выигрывают в первую очередь оставшиеся в стороне представители «культуры надежды» – страны АТР. Муази полагает, что необходимо переломить ситуацию: вселить в мусульманские общества такое чувство надежды и веру в прогресс, чтобы гнев и отчаяние не бросали людей в объятия радикалов.

Ислам, если следовать буквальному переводу этого понятия, означает предание себя Богу, покорность. Догматика ислама проста: она включает в себя веру в единого Бога – Аллаха, в его ангелов, в священные книги, пророков, в Судный день, предопределение. Вера в Аллаха составляет основу мусульманского вероучения. Идея монотеизма, т. е. единственности Аллаха, проходит через все 114 сур (глав) Корана. Это отражено в начале краткой формулы исламского «символа веры» (шаха?да): «Нет никакого божества, кроме Аллаха…».

Итак, последовательный монотеизм – абсолютный и благодатный принцип ислама. Аллах – всесильный владыка мира: «Он – первый и последний, явный и тайный, и Он о всякой вещи знающ» (53:3). Все зависит от Аллаха, но сам Аллах не зависит ни от чего. Будучи абсолютным, он является богом истины, справедливости и милосердия, поэтому только он может быть покровителем человека, его опорой и надеждой. Правоверный мусульманин начинает всякое дело с изъявления полнейшей покорности Аллаху: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!»

Идея единого Бога и принцип полной покорности указывают человеку на его достаточно скромное место в мире. Мусульманская религия не предусматривает идеи богоподобия человека и с самого начала отсекает его претензии на абсолютность. Одновременно исламская культура учит с доверием относиться к судьбе, тем самым предостерегая человека от психологии господина и победителя. Она учит политиков ограничивать властные устремления пределами возможного: для мусульманина такие пределы, с одной стороны, заключены в природе вещей, как они созданы Аллахом, а с другой – указаны ему Аллахом непосредственно через обязанности и ограничения, которые налагаются Кораном.

Политическая сила ислама – в его близости к сознанию рядового обывателя. Этика ислама проста. От обычного гражданина она прежде всего требует повиновения политическим лидерам: «Слушать и исполнять повеление властей – долг мусульманина, независимо от того, нравится это ему или не нравится». Здесь нет мотива политического переустройства общественной жизни. Когда Мухаммед говорит: «Худшие из ваших правителей те, которых вы ненавидите, а они ненавидят вас и которых вы проклинаете, а они проклинают вас», – он тут же добавляет, что и таких плохих правителей не следует свергать, ибо их власть от Аллаха[216 – См.: Хадис Муслима // Всемирное писание. Сравнительная онтология священных текстов. М., 1995. С. 555–557.]. Государственная власть священна – этот мотив последовательно утверждает сакральность исламской политический культуры.

Универсальный горизонт религиозного мышления предопределил универсальность и политического мышления мусульман. В Коране единство Бога является гарантией гармонии мира, и наоборот, гармония мира есть свидетельство единства Бога. Аллах един, а из этого непреложно следует, что единым должно быть и человеческое сообщество, поскольку оно связано с Аллахом. Другими словами, истинная религия – это религия всех народов.

Цитата

Пророк Мухаммед так интерпретировал известную религиозную историю и место Корана в ней: Аллах создал всех из одного человека, и у людей первоначально была одна вера. Однако затем с умножением человеческого рода и его разделением на различные народы начались религиозные споры, вследствие чего первоначальная вера замутнилась, возникли многообразные заблуждения. Тогда Бог, чтобы вернуть людей к первоначальной истинной вере, стал прибегать к помощи посланников: «Мы отправили к каждому народу посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь язычества». Были среди них те, кого Аллах повел прямым путем, а были те, кому оказалось суждено заблуждение. Идите же по земле и посмотрите, каков был конец считающих ложью!» (16:38). Таким образом, Мухаммед не рассматривает Коран в качестве единственного откровения, ведь священные книги других народов – тоже от Бога, но только они со временем были искажены: «Ниспослал Он тебе писание в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей…» (3:3–2). Преимущество Корана – в его первозданной чистоте, ибо он получен Мухаммедом непосредственно от Аллаха и потому свободен от человеческих интерпретаций.

В. С. Соловьев в работе «Магомет: его жизнь и религиозное учение» подчеркивал, что миссия ислама не ограничивается национальными целями. Она мыслится гораздо шире, связана с высшей всемирной истиной, поэтому мусульманская политическая культура обладает мощным потенциалом надэтнического мышления. Это универсальная, имперская культура, а сами мусульмане понимают свою цивилизационную миссию как всемирную, ибо убеждены в том, что духовно-нравственные постулаты ислама приемлемы для всего человечества. Вот почему в мусульманской политической культуре отсутствует национализм в его современном понимании. Несомненно, это важное явление в истории мировой цивилизации, свидетельствующее о высоком гуманистическом потенциале мусульманской традиции, который еще предстоит в полной мере раскрыть. Политическая культура ислама содержит идею единства человеческой истории, планетарного бытия и мышления через единение религий и культур.

Однако, отстаивая гуманистическую направленность мусульманской политической культуры, нельзя обойти вниманием весьма важное противоречие, касающееся понимания тех путей, которые ведут к универсальному единству всего мусульманского мира. Пророк Мухаммед был убежден, что решающее значение в распространении веры принадлежит проповеди, духовному воздействию на человеческие сердца. Но как воздействовать на тех, для кого божественное откровение не обладает достаточной истинностью?

Цитата и интерпретация

В Коране обосновывается возможность священной войны как войны за веру, если она навязывается обстоятельствами жизни во враждебном окружении: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте – поистине, Аллах не любит преступающих! И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а (вся) религия будет принадлежать Аллаху» (2:186, 189). Однако священная война ставит целью не обратить в веру, а привести к покорности, ибо принятие веры – дело добровольное. Мухаммед находит два основных аргумента в пользу священной войны.

Во-первых, добродетель веры выше порока убийства: «ведь соблазн хуже, чем убиение!» (2:187).

Конечно, можно согласиться с теми исследователями, которые подчеркивают, что идея священной войны уязвима как с теоретической, так и с практической точки зрения и, разумеется, отнюдь не гуманна: войну невозможно удержать на высоте служения вере, полностью очистив от других мотивов. Даже в войнах, которые вел Мухаммед, немаловажную роль играла добыча, а сам он по крайней мере в одном случае был инициатором убийства из чувства личной мести (после битвы при Бадре).

Итак, мотив завоевания присутствует в политической культуре ислама, но является не определяющим, а скорее подчиненным. Наличие такого мотива не может служить основанием для характеристики мусульманской культурной традиции как завоевательной, негуманистической, ведь мы не лишаем гуманистического статуса западную цивилизацию, которая вела крестовые походы за веру. Современные исламские философы и политологи пытаются модернизировать исламскую культуру в духе усиления ее гуманистического потенциала, справедливо полагая, что это способно активизировать творческие силы народа. Чтобы увидеть, как стремительно меняется мусульманское сознание, буквально на наших глазах разрушая привычные стереотипы о политической сфере этой цивилизации, достаточно внимательно всмотреться в жизнь современного исламского мира.

Пример

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – самое молодое исламское государство, созданное более полувека назад. Здесь ислам как религия и шариат как закон слиты воедино, тем не менее перед нами динамично развивающееся современное общество, которое шаг за шагом накапливает демократический потенциал. Коренной житель Эмиратов с самого рождения защищен целым рядом законов. Например, собственниками земли, как и собственниками недвижимости, могут быть только арабы. Независимо от того, насколько богаты или могущественны иностранцы, они вправе лишь арендовать недвижимость, снимать или пользоваться временно, но хозяевами земли не станут никогда. Аналогичная картина в сфере бизнеса, где 51 % акций фирмы неизменно остается за местными жителями. Еще один яркий пример – Дубайская инвестиционная компания, 25 % акций которой принадлежит правительству, 25 % – шейхам, 50 % – народу. Таков закон, который нельзя не назвать демократическим.

В ОАЭ участвовать в акционировании предприятий могут только местные жители. Были случаи, когда иностранцы пытались скупать акции через подставных лиц, но, как только власти об этом узнавали, с коренным жителем весьма сурово расправлялись: он бесследно исчезал. Так современные демократические законы сочетаются здесь с весьма суровыми древними традициями шариата. Возможно, подобная суровость к нарушителям закона способна шокировать европейцев, ратующих за соблюдение прав человека. Но где в Европе мы можем оставить открытым автомобиль с вещами, не запереть двери дома и спокойно уйти на весь день? Здесь, в Эмиратах, это обычная практика. Преступление – исключительное событие, и совершается оно, как правило, приезжими.

Заслуживает внимания законотворческая практика. К адвокату жители Эмиратов обращаются не тогда, когда случилось непоправимое, а для решения обычных дел, ибо закон и право в представлении мусульманина приоритетны. Другими словами, на наших глазах в мусульманском мире формируется высокая современная правовая культура. Мусульманское государство охраняет граждан не только от ненасытных представителей внешнего мира, но и от алчных сограждан. Например, собственник не вправе сдать принадлежащую ему недвижимость на срок более чем 25 лет. Можно сколько угодно говорить о силе денег, полученных от продажи нефти, – не это главное! Сколько примеров знает история, когда гораздо меньшие объемы денег приносили не благополучие, а разрушение. Так богатый процветающий Рим пал когда-то под натиском нищих варваров. Благополучие в Эмиратах построено не на могуществе денег, а на силе исламских традиций, органично развивающихся под влиянием современности.

Весьма интересно обстоит дело и с сословными перегородками. Шейхи, обладатели огромных и демонстрируемых состояний, на личные средства строят дороги, больницы, создают систему озеленения и даже устраивают своеобразные состязания, где пытаются превзойти друг друга, делая дорогие подарки собственному народу: один построил госпиталь, другой создал аквапарк, третий открыл бассейн. Небоскребы, парки, современные автострады, торговые центры – все это утопает в зелени, в цветении садов, все открыто каждому жителю Эмиратов. Дубай, Шарджа – города, выросшие на песке, превращенные в цветущие оазисы руками человека.

В Эмиратах особенно очевидно, что культ природы органично присущ исламской цивилизации: современная подвижническая деятельность по формированию здоровой городской экологии благотворным образом смыкается с нравственными принципами религии и становится императивом политической деятельности для правителей. В этом тоже можно увидеть современное прочтение демократической традиции.

Комфорт и покой, необыкновенная чистота на улицах и в общественных местах – все это поражает приезжих из разных стран. Еще больше поражает то, что делается все это на личные средства шейхов. Современная культура демократического управления смогла развиться здесь в рамках монархии благодаря национальным традициям ислама. Шейхи воспитаны в русле исламской этики, которая не знает высоких абстракций и отвлеченных рассуждений о высоком и низком. Этика ислама – это этика конкретных норм, она сугубо практична, интересуется не мотивами поведения, а конкретными поступками людей. Ислам не отделяет религиозную жизнь от мирской, поэтому добрый и справедливый поступок так же свят, как молитва.

Таким образом, современный опыт исламских государств свидетельствует о том, что мусульманская культура способна накапливать и развивать демократический потенциал, формируя особый тип восточного демократического политического режима. Этому феномену трудно подобрать адекватное название из политического словаря – уж слишком необычны на Востоке политические формы и структуры! Пожалуй, можно вспомнить только одно классическое произведение, в котором речь идет о похожем политическом режиме. Это книга русского мыслителя И. Л. Солоневича (1891–1953) «Народная монархия» (1951), в которой обосновывается возможная идеальная судьба России. Исламская арабская культура продемонстрировала творческую способность к развитию именно такого политического режима – народной монархии.

В мусульманском мире сегодня много говорят и пишут об исламском возрождении. Последователи ислама в разных странах уверены в том, что исламский путь развития – это путь справедливости и мира, доброты и терпимости, уважения и любви к ближнему. Особенно важно поддерживать миролюбивый диалог с исламским миром в тех странах, где мусульмане составляют значительную долю населения. К числу таких стран относится и Россия. Исламский фактор, неизменно присутствовавший в российской внешней политике, сегодня становится особенно значимым.

Когда западные политики пугают мировое сообщество жупелом исламского фундаментализма, отождествляя его с исламской культурой, за этим следует видеть откровенную идеологическую подоплеку, ведь фундаментализм как концепция существует в каждой религии. Стоит напомнить, что этот термин возник в христианской среде и характеризовал учение, требовавшее от своих последователей укрепления веры в традиционные догматы христианства. Нельзя отождествлять фундаменталистские концепции с культурой цивилизации – это новое варварство, которое неминуемо ведет к столкновению цивилизаций по С. Хантингтону.

Пример

Сегодня мусульманские страны в рамках регионального проекта ЮНЕСКО «План Аравия» ведут большую работу по популяризации во всем мире знаний об арабской культуре, занимаются развитием диалога между государствами Арабского Востока и другими политическими культурами. Разворачиваются интересные проекты по преподаванию исламской истории и культуры в школах и вузах немусульманских стран, в интернет-изданиях появились публикации на разных языках об истинной гуманистической миссии исламской цивилизации. Подобные шаги призваны улучшить имидж мусульманской культуры в глазах мирового сообщества и способствовать позитивному восприятию ислама в мире. В 2014 г. в Российской государственной библиотеке в рамках «Плана Аравия» состоялся круглый стол «Вклад арабской культуры во Всемирное наследие ЮНЕСКО», была проведена презентация художественного альбома-каталога, посвященного вкладу стран – членов Лиги арабских государств во Всемирное наследие ЮНЕСКО (совместно с Международной ассоциацией «Природа и творчество»).

Исламская культура никому не угрожает, так же как и любая другая современная мировая культура. Бороться необходимо с международным терроризмом, а не с цивилизацией. Язык каждой культуры – это язык мира и сотрудничества, а потому его необходимо сохранять и беречь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *