на территории какого субъекта поволжья расположено цимлянское водохранилище и волго донской канал
ВО́ЛГО-ДОНСКО́Й КАНА́Л
Том 5. Москва, 2006, стр. 625-626
Скопировать библиографическую ссылку:
ВО́ЛГО-ДОНСКО́Й КАНА́Л (Волго-Донской канал имени В. И. Ленина), судоходная магистраль, соединяющая реки Волга и Дон (а через них – Каспийский и Азово-Черноморский бассейны) в месте их наибольшего сближения; важное звено единой глубоководной транспортной системы в Европ. части РФ. Длина 101 км, в т. ч. 56 км – искусств. водные пути. Протекает по впадине, разделяющей Приволжскую возвышенность и возвышенность Ергени. Поднимается от Сарептского затона Волги (близ г. Волгоград), проходит по долине р. Сарпа, Варваровскому и Береславскому водохранилищам на р. Червлёная и Карповскому водохранилищу на р. Карповка, выходит в Цимлянское водохранилище на р. Дон (близ г. Калач-на-Дону). Имеет 13 однокамерных шлюзов (9 на волжском склоне и 4 на донском) размерами 145×18 м и глубиной на пороге шлюза 4 м. Они поднимают суда со стороны Волги на 88 м (от отметки минус 14 м в Сарептском затоне до 74 м над уровнем моря на водоразделе) и опускают на 40 м (до отметки 34 м в Цимлянском водохранилище). Канал питается донской водой, которая подаётся тремя насосными станциями на раздельный бьеф. Ширина канала по поверхности воды 70 м. Габариты канала допускают проход судов грузоподъёмностью до 5 тыс. т. Проектная грузопропускная способность канала 10,5 млн. т за навигацию.
uritsk
Страница путешественника
Волго-Донской судоходный канал – одно из самых важных межбассейновых соединений водных путей России и постсоветского пространства. Канал связывает Волгу с Доном, и, соответственно, изолированное Каспийское море (с каспийскими портами России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана) с Азовским и Черным морями Мирового океана.
История этого водного соединения уходит корнями в древность – первую попытку соединить Волгу и Дон во время своего похода на Астрахань предпринял ещё турецкий султан Селим в середине XVI века, вторая попытка была предпринята при Петре I, в дальнейшем вплоть до начала XX века рассматривались ещё множество вариантов соединения двух рек, но все они были обречены на неудачу – без сложнейших и масштабнейших гидротехнических работ создание судоходного канала через разделяющие реки Ергенинские высоты было невозможно. В итоге Волго-Донской канал был построен уже в советское время – после войны, в 1948-1952 годах. На колоссальной стройке работало порядка 700 тысяч вольнонаёмных рабочих со всей страны, 100 тысяч пленных немцев и еще около 100 тысяч заключенных. Канал построили за четыре года – 31 мая 1952 года воды Волги и Дона соединились.
1. Наш путь начинаем из города-героя Волгограда.
2. Вход в Волго-Донской судоходный канал расположен у южной оконечности Волгограда, в Красноармейском районе. От речного вокзала Волгограда до канала около часа хода. «Речную развилку» трудно проглядеть: на правом берегу у входа в ВДСК высится огромный памятник Ленину – это самый большой памятник Ильичу в мире, занесённый в книгу рекордов Гиннеса ещё и как самый большой памятник реально жившему человеку. Интересно, что раньше вместо него стоял столь же большой памятник Сталину.
3. Неподалёку от входа в Волго-Донской канал находится огромный нефтерейд, где стоят десятки танкеров самых разных мастей.
4. Разделительный буй волжского и донского судового хода
5. Другой теплоход идёт по Волге, а мы уже повернули ко входу в Волго-Донской канал.
6. Памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал.
11. Между шлюзами N1 и N2 трассу канала пересекают автодорожный и железнодорожный мосты.
12. Шлюзы ВДСК оборудованы интересным устройством для защиты ворот от навала судов: поперек камеры у ворот натягивается мощный металлический канат, который потом поднимается специальной стрелой (поднятая стрела с канатом хорошо видна на этом фото).
13. Промежуточный бьеф между шлюзами N2 и N3.
16. Соединительный участок канала между шлюзами N3 и N4.
18. Поднимаемся вверх по Чапурниковской лестнице шлюзов. Встречный танкер «Ленкорань» на следующей ступени находится намного выше нас.
19. Между шлюзами N4 и N5.
20. Шлюз N5. Архитектурное оформление башен.
21. Встречный танкер у стенки подходного канала шлюза в ожидании своей очереди.
22. Покидаем шлюз N6.
24. Насосная станция, которая подаёт воду из Дона вверх по склону в Береславское водохранилище.
25. С помощью мощных насосных станций, вода из Дона по этим огромным трубам подаётся на водораздельный участок канала, откуда самотёком распределяется на Волжский и Донской склоны.
27. Соединительный канал между шлюзами N11 и N12.
28. Автодорожный мост через Волго-Донской канал.
32. За шлюзом N12 трассу канала пересекает железнодорожный мост.
33. Навигационные знаки.
35. Очередной встречный танкер смешанного плавания типа «река-море».
36. Судоходная трасса среди степей.
37. Карповское водохранилище – последнее на канале. На живописном, поросшем тополями, правом берегу расположена пристань Ильёвка – небольшой посёлок, где делают зелёную стоянку туристские теплоходы. Недалеко отсюда расположен райцентр Калач-на-Дону (до которого около 15 км).
38. Гидроузел Карповского водохранилища.
39. Далее теплоход заходит в красочно оформленный 13 шлюз, последний на Волго-Донском канале.
42. Сразу за шлюзом на правом берегу установлен памятник героям Великой Отечественной войны.
43. До Дона остаётся несколько километров канала.
44. Монумент у выхода из ВДСК в Дон.
45. Далеко вправо уходит русло великой русской реки, воспетой Шолоховым. Вдали виден Калач-на-Дону, а далее за крутым мысом Дон теряется из виду. Если направиться туда, можно добраться до станицы Вешенской, Серафимовича, Лисок, Воронежа, а если постараться, то и до истока Дона – ключа в парке Новомосковска.
46. А мы поворачиваем налево, вниз по Дону, несущему свои зелёные воды прямиком в Азовское море. Собственно из ВДСК теплоход попадает не в Дон, а в Цимлянское водохранилище, образованное плотиной Цимлянской ГЭС, которое через час пути приобретает вид настоящего моря. Очень красив крутой правый берег, а потом и он почти исчезает из виду: кругом лишь палящее солнце и вода.
51. Грузовой состав на мосту.
52. Старый мост 1950 года.
54. Продолжаем путь по Цимлянскому водохранилищу.
57. Подходим к Цимлянскому гидроузлу.
59. Судно преодолевает два шлюза Цимлянского гидроузла: первый из них своей аркой напоминает шлюзы N1 и 13 ВДСК, а на башнях второго установлены фигуры донских казаков. Пройдя два этих шлюза, судно попадает в коренное русло Дона.
Волго-Донской судоходный канал
Волго-Донской канал — судоходный канал, расположенный на территории Волгоградской области (Россия), соединяющий реку Волгу с рекой Дон. Канал был построен в 1948 — 1952 годах. Он является важным звеном Единой глубоководной системы Европейской части России, связывая Азовское и Черное море с Каспийским, а через Волго-Балтийский канал и Беломорско-Балтийский — с Балтийским и Белым морем.
Длина Волго-Донского канала — 101 км, из них 45 км приходится на водохранилища. Гарантированная глубина канала — 4 метра, ширина — от 80 метров. Всего на канале построено около 100 гидротехнических сооружений, в том числе: 13 однокамерных шлюзов, три насосные станции, 22 участка судоходного канала, два ремонтных заграждения, три плотины, 17 дамб, 11 лотков.
Уровень Дона на 44 метра выше уровня Волги, поэтому канал питается донской водой, которая подается в водораздельные водохранилища канала — Карповское, Береславское и Варваровское, а оттуда поступает в канал.
Канал берет свое начало в городе Волгограде, где расположен шлюз №1 и шлюз №2, а с рекой Дон соединяется на западе Волгоградской области, в районе поселка Пятиморск, где расположен шлюз №13. Также в состав канала входят два шлюза, расположенные на реке Дон: шлюз №14 и шлюз №15 в городе Волгодонск Ростовской области.
В составе шлюзов канала можно выделить Волжскую лестницу, по которой суда поднимаются от Волги к водоразделу с Доном на высоту в 88 метров (шлюзы №1 — №9), а в составе нее — Чапурниковскую лестницу шлюзов (9 км), которая включает в себя шесть шлюзов (№4 — №9) в которых суда поднимаются на 50 метров.
Архитектурное оформление объектов канала
Тематика оформления судоходных шлюзов и гидротехнических сооружений канала посвящена победе в Великой Отечественной войне, а также прославлению советского народа и СССР. Авторы архитектурной обработки сооружений канала: Поляков Л. М. — руководитель; Бирюков С. М., Борис Г. Г., Демидов С. В., Ковалев А. Я., Мусатов В. В., Паньков М. В., Рочегов А. Г., Топунов Ф. Г., Якубов Р. А.; скульптор Мотовилов Г. И.; инженеры: Жук С. Я., Марсов В. А., Осколков А. Г., Шахов Н. В., Савиных Е. А.
Судоходство и навигация на Волго-Донском канале
Грузоперевозки и круизы по Волго-Донскому каналу
80% трафика судов приходится на грузовые перевозки. Местных пассажирских перевозок водным транспортом нет. По каналу проходят маршруты круизных судов в Ростов-на-Дону из Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Волгограда и Перми.
История строительства Волго-Донского канала
Волго-Донской судоходный канал соединяет Волгу и Дон в той точке, где они максимально приближены друг к другу. Это удобное положение не раз приковывало внимание правителей, строить здесь канал замышлял и турецкий султан Селим Второй в 1569 году, и царь Петр I в 1697-м. До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном, но против строительства выступали владельцы железных дорог, не желавшие терять грузопоток.
В 1920 году по плану ГОЭЛРО вопрос о строительстве был снова поднят, но итогом стало начало строительства Манычской шлюзованной системы — через реку Дон, реку Маныч, озеро Маныч-Гудило и ряд рек построить искусственный канал до Каспийского моря, трасса которого проходила бы южнее ныне существующего канала.
Во второй половине 1930-х и начале 1940-х западный участок Манычской системы был сдан в эксплуатацию, но реализовать его до конца помешала Великая Отечественная война. После её окончания было принято решение о строительстве канала по существующему месторасположению.
Работы по сооружению канала начались в 1948 году. 31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина, хотя изначально предлагалось дать каналу имя Сталина, но на это он не дал одобрения.
Описание и фотографии шлюзов Волго-Донского канала:
Шлюз №1 (Волгоград)
Шлюз №2 (Волгоград)
Шлюз №3 (Волгоград)
Шлюз №4 (поселок Имени XIX партсъезда)
Шлюз №5 (поселок Южный, Волгоград)
Шлюз №6
Шлюз №7 (поселок Соляной, Волгоград)
Шлюз №8 (поселок Соляной, Волгоград)
Шлюз №9
Шлюз №10 (поселок Пархоменко)
Шлюз №11 (поселок Комсомольский)
Шлюз №12 (поселок Октябрьский)
Шлюз №13 (поселок Пятиморск)
Шлюз №14 (река Дон, Волгодонск)
Шлюз №15 (река Дон, Волгодонск)
Водохранилища, расположенные на Волго-Донском канале:
Мосты, расположенные на Волго-Донском канале (от шлюза №1 к шлюзу №13):
Насосная станция №31 (поселок Пятиморск)
Насосная станция №32 (поселок Комсомольский)
Насосная станция №33 (поселок Пархоменко)
Паромная автомобильная переправа №311 (посёлок отделения №2 совхоза «Волго-Дон»)
Паромная автомобильная переправа №312 (поселок Береславка)
Паромная автомобильная переправа №313 (поселок Чапурники)
Населенные пункты и города, расположенные на Волго-Донском канале:
— город Волгоград
— поселок Береславка
— поселок Имени XIX партсъезда
— поселок Комсомольский
— поселок Октябрьский
— поселок Пархоменко
— поселок Пятиморск
— село Червлёное
— сельское поселение Чапурники
Волго-Донской канал на карте:
Волго-Донской канал (Волго-Дон) — круизы, шлюзы и гидроузлы, характеристики и карта
Волго-Донской канал имени В.И. Ленина соединяет Волгу с рекой Дон в том месте, где они максимально приближаются друг к другу. Волго-Донской канал является звеном Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России.
Длина Волго-Дона небольшая — 101 км, но несмотря на это для экономики он имеет уникальное значение: по нему из Азовского и Черного моря по рекам, каналам и озерам можно попасть в Каспийское, Балтийское и Белое моря.
Канал был построен за небывало короткий срок — всего за 3,5 года.
Волго-Донской канал является частью Волго-Донского водного пути, проходящего от Волгограда до Азовского моря и включающего также внутренние водные пути, проходящие по Цимлянскому водохранилищу и реке Дон.
Круизы по Волго-Донскому каналу
Туристические фирмы Москвы, а также других городов организуют круизы до казачьей столицы — Ростова-на-Дону. Также выполняются круизы до городов Ейск и Таганрог, находящихся на Азовском море.
Маршруты этих путешествий проходят через Волго-Донской канал и туристы могут ознакомиться с этим важным гидротехническим сооружением.
Карта Волго-Донского канала
Основные характеристики
Волго-Донской канал — описание
Канал начинается на Волге, в долине ее притока, реки Сарепты, и проходит вдоль подножия возвышенности Ергени. Это место в Сарептском затоне прикрыто от основного русла реки островом и тем самым защищено от штормов, течений и ледохода.
Суда, идущие по каналу из Волги в Дон поднимаются по Волжской лестнице высотой 88 метров, состоящей из 9 однокамерных однониточных шлюзов, а затем спускаются по Донской шлюзовой лестнице высотой 44 метра, имеющей 4 таких же шлюза.
Расстояние между шлюзами на Волжском склоне — от 700 метров, на Донском — до 7 км. Каждый из шлюзов имеет размеры 145 на 18 метров. На проход по каналу суда затрачивают 10–12 часов.
Архитектурно оформлены в большей степени главные участки трассы, это входные узлы, а также строения на водоразделе — шлюзы № 1 и 13, 9 и 10. Остальные шлюзы как Волжского, так и Донского склонов канала в архитектурном отношении не являются узловыми и поэтому оформление этих шлюзов выполнено более просто по единой технологической схеме.
Волго-Донской канал — Волжский склон
Первые три шлюза расположены на территории Волгограда. На входе в канал установлен маяк высотой 26 метров, созданный по проекту архитектора Рината Якупова. Маяк увенчан легкой колоннадой и украшен чугунными рострами в виде носовых частей старинных судов. На одной из стен маяка выполнена надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын в 1918–1919 гг., Сталинграда — в 1942–1943гг.»
На входе в шлюз № 1 построена парадная триумфальная арка высотой 40 метров, которая не только является украшением, но и выполняет важную роль — внутри неё расположен механизм управления первым шлюзом.
Рядом, со стороны Волги, можно увидеть огромную скульптуру В.И. Ленина, который стоит, небрежно засунув одну руку в карман брюк, а взгляд вождя направлен на стремительные воды Волги. Этот монумент, общая высота которого составляет 57 метров, занесен в книгу рекордов Гиннеса, как один из самых высоких монументов, посвященных реально жившему человеку.
Следует отметить, что ранее на этом месте возвышался памятник Сталину, выполненный из самородной меди, а через несколько лет он был заменен на скульптуру В.И. Ленина.
При сооружении почти всех шлюзов канала строителям приходилось вести напряженную борьбу с грунтовыми водами. Стены выемок сочились и оползали, особенно сложными были условия в районе третьего шлюза, где постоянно гулял сильный ветер с пылью или снегом, а во время войны находился противотанковый ров.
Работам мешали оползни, кроме того, в результате паводка весной 1951 года был затоплен котлован. Но вопреки всем невзгодам строительство проходило в намеченные сроки.
Первые три шлюза Волго-Донского канала поднимают (опускают) суда на 30 метров.
Чапурниковская лестница
Через 7 км от шлюза № 3 расположена так называемая Чапурниковская лестница — это участок длиной 9 км, на котором суда поднимаются по шести шлюзам (с №4 по №9) на высоту 50 метров. Архитектурное оформление шлюза №4 посвящено Великой Отечественной войне.
Сразу за четвертым шлюзом канал делает крутой поворот направо. Дело в том, что на этом участке находится возвышенность и, чтобы избежать большого объема земляных работ, было решено проложить трассу в обход ее.
Во время Гражданской войны в районе между шлюзами № 7 и № 8 проходили сражения, в память об этих событиях на стене шлюза № 8 установлена мемориальная доска.
Далее канал выходит в долину реки Червленой, а затем к шлюзу №9, башни которого у верхних ворот украшены ротондами.
После девятого шлюза суда попадают на самую вершину канала, на высоту 88 метров над уровнем Волги. Затем начинается водораздел, на создание которого пришлась треть всех земляных работ, выполненных при строительстве Волго-Дона.
Для справки: на строительстве канала работали шагающие экскаваторы ЭШ 14/65, которые за время стройки вырыли 3 миллиона куб. метров грунта, а обслуживались эти землеройные машины всего 120–150 рабочими.
Водораздельный канал
После Чапурниковской лестницы начинается водораздельный канал, по которому суда направляются к Варваровскому водохранилищу. В этом месте на обоих берегах можно увидеть два здания, под которыми в нишах скрыты выдвигающиеся створки ремонтно-заградительных ворот. При необходимости они смыкаются в русле и отделяют весь Волжский склон от водораздела. Необходимый участок осушается и при необходимости производится его ремонт.
Далее водораздельный канал постепенно расширяется, пересекая местами прежнее русло реки Червленной и через 30 км суда выходят к Варваровскому водохранилищу, которое питает водой весь Волжский склон.
На Варваровском водохранилище проводятся фестивали экстремально-водных видов спорта — виндсерфинг, кайтсерфинг и вейкбординг. Отсюда начинается спуск к Дону и Цимлянскому морю.
Донской спуск
К сооружениям Донского спуска относятся Варваровское и Береславское водохранилища, они расположены рядом, а также крупнейшее в каскаде Карповское водохранилище, его длина составляет 15 км, а площадь 42 кв. км, Кроме того, здесь расположены три насосных станции и шлюзы №10 – №13.
Интересно, что на Волжском склоне движение теплоходов по шлюзам совпадает с направлением воды, а со стороны Дона на отдельных участках эти пути раздельные.
Чтобы питать Волжский склон, из Цимлянского моря насосная станция подает воду вверх, за плотину Карповского водохранилища. Далее по особому подводящему каналу в обход шлюзов №11 №12 вода идет ко второй насосной станции, которая перекачивает ее еще выше, в Береславское водохранилище. Наконец, третья насосная станция поднимает воду в водораздельное Варваровское водохранилище. То есть питание водораздельного канала выполняется с помощью Карповской, Мариновской и Варваровской насосных станций, последовательно поднимающих воду из Дона в водораздельный бьеф канала.
Шлюз №10, первый в Донском спуске расположен перед коротким каналом, соединяющим два водохранилища — Варваровское и Береславское. Рядом с ним на берегу установлены памятники героям Гражданской войны Александру Пархоменко, Федору Сергееву (революционер подписывался как Артем Сергеев) и Николаю Рудневу.
Последний шлюз №13, как и первый, оформлен триумфальной аркой, украшенной в честь доблестных героев Великой Отечественной войны. На ней написано: «Слава нашей великой Родине»
Этот шлюз является входным со стороны Дона. Стены арки и всех сооружений трассы облицованы так называемой каменной штукатуркой, изготовленной на белом цементе с добавлением мраморной крошки. На барельефах главного фасада арки, обращенного к Дону, изображены воины Советской Армии — пехотинцы, конники и танкисты.
При выходе из последнего тринадцатого шлюза, в поселке Пятиморск установлен 16-метровый монумент «Соединение фронтов», выполненный скульптором Евгением Викторовичем Вучетичем, автором ансамбля Мамаев курган. В этом месте 23 ноября 1942 года соединились войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов, и 330 тысячная группировка немецко-фашистских войск под Сталинградом была окружена. Скульптурная композиция схожа с ансамблем Мамаева Кургана: здесь также монумент стоит на возвышенности и к его подножию ведет длинная лестница.
История Волго-Донского канала
Попытки исправить «ошибку» природы и соединить две великие реки стали предприниматься еще с XVI века:
В течение следующих двух столетий было разработано около 30 проектов, но их внедрению мешало сопротивление владельцев частных железных дорог. К тому же, согласно этим разработкам, эксплуатироваться канал мог только в период весеннего половодья, когда русла рек полноводны. Для реализации проекта необходима была глобальная реконструкция рек, которая в то время была еще невозможна.
Проект строительства Волго-Донского канала был разработан в 30-х годах XX века, но его реализации помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
Вопрос о строительстве канала был вновь рассмотрен сразу после Сталинградской битвы в 1943 году. Была утверждена схема трассы и в 1948 году начались земляные работы. Строительство велось под руководством опытного гидростроителя Сергея Яковлевича Жука, руководившего ранее созданием Беломоро-Балтийского канала и канала Москва-Волга.
О темпах стройки говорит такой факт: каждые 8 минут сюда приходил состав из 60 вагонов, груженных цементом, металлом и лесом. По воспоминаниям очевидцев, ручной труд здесь использовался мало, в основном все работы были механизированы, впервые был применен шагающий экскаватор.
Для работы привлекали рабочих со всей страны, приглашались и студенты. Кроме того, здесь трудились пленные немецкие солдаты и заключенные.
Заключенных, среди которых были уголовники и политические, называли заключенными красноармейцами, сокращенно З/К, откуда и появилось слово зэк. Многие уголовники работали с большим энтузиазмом, поскольку год работы на канале засчитывался за два — три, что не распространялось на политических заключенных. За время стройки только из работавших на Цимлянском водохранилище было освобождено 26000 заключенных.
А всего из всех досрочно освобожденных 3000 строителей получили награды, в том числе 15 человек — Орден Трудового Красного Знамени.
1 июня 1952 года по каналу пошли первые суда, а 7 июня прошел первый пассажирский теплоход «Сергей Киров». 10 июля каналу было присвоено имя В. И. Ленина.
Цимлянский гидроузел
Цимлянский гидроузел является частью Волго-Донского пути, в его состав входят:
Волго-Донской канал является важной водной транспортной артерией, обеспечивающей прямые бесперевалочные рейсы из Волги в Азово-Черноморский бассейн. В условиях роста грузопотока возникают простои грузовых судов. Решением этой проблемы может стать строительство второй нитки Волго-Донского канала.