набережная лужнецкая набережная какой район
Лужнецкая набережная
Лужнецкая набережная — часть архитектурно-паркового ансамбля олимпийского комплекса «Лужники». Она имеет форму полукруга и тянется вдоль Москва-реки от Андреевского до Бережковского моста Третьего транспортного кольца. Административно относится к Центральному округу Москвы, юго-запад района Хамовники. Ближайшее метро рядом — станции «Лужники» и «Воробьевы горы».
Протяженность набережной 3,5 км. Территория отличается развитой спортивной инфраструктурой и большим количеством скамеек для отдыха. Москвичи сюда приезжают гулять и активно проводить время, а гости города — любоваться панорамами.
Салют на Лужнецкой набережной
В праздничные дни напротив спортивной арены Лужников традиционно запускают фейерверки. Здесь монтируют десятки установок, а в День защитника Отечества и День Победы используют еще и артиллерийские орудия.
Лужнецкая набережная считается одним из самых удобных мест в столице для наблюдения за фейерверками. Сюда стремятся туристы и москвичи, особенно в День города и на Новый год.
Рестораны и кафе
На Лужнецкой набережной много точек общественного питания. Для тех, кто хочет быстро перекусить, работают киоски «Стардог!s», продают мороженое и холодные напитки, кофе. В ресторан-баре «Choice Moscow» готовят бургеры, блюда итальянской и русской кухни.
Рядом с Аквакомплексом находится азербайджанский ресторан «Olymp Junior», где можно не только поужинать, но и заказать банкет на большое количество гостей. Неподалеку от Центрального причала — лаунж-кафе «Веранда», где подают блюда европейской, кавказской и японской кухни. Довольно известный ресторан «Олимпиец» расположен рядом с Олимпийским комитетом.
Места отдыха
До реконструкции набережной вдоль реки тянулась четырехполосная проезжая часть, для пешеходов оставалась узкая дорожка. Сейчас все принципиально изменилось: осталось только 2 полосы для автомобилей, появились спортивные дорожки для пробежек, катания на велосипедах, скейтах и роликах.
Ближайшая к воде аллея полностью отдана пешеходам. Вдоль дорожек установлено 170 скамеек, 300 фонарей и 30 информационно-навигационных стендов, высажены яркие цветы и кустарники. Есть скульптуры, современные и те, что сохранились с середины ХХ в.
Недалеко от причала Милицейский есть красивый сквер со светомузыкальным фонтаном «Каменный цветок». Водное сооружение появилось еще в 1956 г., а в 2016 было реконструировано. Если вы пойдете осматривать всю территорию Лужников, то найдете еще 10 исторических фонтанов.
Территория чистая не только в плане отсутствия мусора, но и в плане экологии. Машин на набережную пропускают немного, рядом река, зеленые насаждения и природный заказник — все это делает воздух приятным и свежим.
Обзорные точки
Очень красивое место есть у Центрального причала — это спуск к реке. Здесь большие ступени-трибуны, обшитые деревом, которые станут комфортным местом для сидения. Отсюда открывается панорамный вид на противоположный берег реки, природный заказник Воробьевы горы и одноименную набережную. В темное время суток там включается подсветка, создавая впечатление сказочного леса.
С набережной видно корпус Московского Государственного университета (МГУ) и деловой центр столицы — небоскребы «Москва-сити» на противоположном берегу. Красиво дополняет пейзаж двухъярусный Лужнецкий метромост (верхний ярус для машин, нижний — для метро и пешеходов).
Если с берега вы уже все осмотрели, можно купить билет на речную прогулку. Кассы находятся рядом со станцией канатной дороги, у причала «Стадион Лужники Центральный». Здесь же можно посмотреть и расписание движения теплоходов. Курсируют они с 10 утра до 9 вечера.
Саму улицу, парк и спортивные сооружения Олимпийского комплекса можно увидеть со смотровой площадки Воробьевы горы (на противоположном берегу). Лужнецкую набережную с Воробьевской соединяет мост и канатная дорога. Канатка — не только способ добраться до места, но и интересное развлечение. Правда продолжительность поездки на противоположный берег небольшая.
Спортивная инфраструктура
Лужнецкая набережная очень понравится людям, которые занимаются спортом или хотят активно отдыхать. Спортивные дорожки со специальным амортизирующим покрытием минимизируют возможность травм. Полосы разделены функционально: отдельно для бега, катания на велосипедах и на роликах.
Прокат
На набережной есть три пункта проката: возле Спортивного городка, Дворца спорта и станции метро «Воробьевы горы». С 11 утра до 9 вечера в будни и с 10 утра до 9 вечера в выходные здесь можно взять в аренду:
Воркаут
На Лужнецкой набережной оборудованы 6 площадок для воркаута. Занятия на открытом воздухе доступны бесплатно всем желающим круглый год с 6 утра до 11 вечера. На площадках постелено прорезиненое покрытие, поглощающее удары. Переодеться можно в специальных раздевалках. Есть платные камеры хранения для вещей.
Здания и строения
Жилых домов возле Лужнецкой набережной нет. Большинство сооружений относятся к Олимпийскому комплексу «Лужники».
Строения, которые не имеют отношения к спорту, сосредоточены в начале улицы (от Андреевского моста до улицы Лужники и УЗС «Дружба»). Все они имеют четную нумерацию.
Исторически здесь располагались фабричные промышленные постройки, сейчас — офисы, магазины, кафе и рестораны и даже музей Ар Деко. Музей занимает здание, где располагался Императорский монетный двор. Неподалеку находится здание Олимпийского комитета России.
По адресу Лужнецкая набережная дом 24 строение 5 находится Универсальный спортивный зал «Дружба» («ракушка»), построенный еще в конце 70-х к Олимпийским играм. В 2016 г. начата реконструкция объекта. В обновленном зале будут проводиться соревнования по теннису, гимнастике, борьбе, фехтованию и мини-футболу.
Аквакомплекс расположился в строении 5. Ближе к реке — открытая зона для сезонного отдыха, состоящая из открытых бассейнов (спортивного и пляжного), детской площадки, зоны шезлонгов, территории для игры в волейбол и теннис. В закрытом корпусе расположился аквапарк, бассейны, различные парные (от сауны до хамама).
Во время прогулки вдоль реки вы обязательно увидите часовню равноапостольного князя Владимира, она действующая. От нее начинается аллея Славы.
История Лужнецкой набережной
Лужниками этот район стал называться еще до появления стадиона. Здесь у реки располагались заливные луга, а еще в начале XX в. было село Лужниково.
Лужнецкая набережная на панораме Яндекс
Завод
В начале набережной были (и до сих пор они сохранились) промышленные строения фабрики Ф. Байера. Она начала свою работу в 1883 г., постепенно достраивались новые корпуса и общежития для рабочих. Выпускали здесь красители, разную химическую продукцию, лекарства и даже снаряды.
После революции территорию завода использовали и для судостроения, и для нужд авиапромышленности. Появился завод «Союз». С 90-х годов прошлого века промышленные производства стали выносить за пределы города.
В 2005 г. на территории завода хотели построить многофункциональный комплекс, площадью 350 кв. м. Но проект реализован не был. Сейчас старые здания реконструируются и сдаются в аренду.
Стадион
В 1955 г. городские власти снесли сельские дома, около 8 тыс. жителей отселили и начали строительство стадиона. До 1992 г. он назывался Центральный стадион имени Ленина. В 1956 г. его открыли и облагородили территорию вокруг.
Набережную от моста до сегодняшнего Центрального причала облицевали гранитом и обустроили для прогулок. Через пару лет возвели и метромост со станцией метро «Ленинские горы» (сейчас — «Воробьевы горы»).
Стадион и Лужнецкая набережная принимали гостей со всего мира во время Олимпиады-80. Именно отсюда улетал в небо знаменитый олимпийский мишка. Символу спортивных состязаний в 2010 г. поставили памятник. Найти его можно на аллее Славы.
К чемпионату мира по футболу 2018 года спортивный комплекс Лужники и набережную реконструировали. Именно тогда она приобрела современный вид и инфраструктуру.
На месте современного спортивного комплекса была не только деревня, но и храм Тихвинской иконы Божией Матери. Его построили на деньги прихожан из камня и дерева в 1762 г. Снесли, когда в 1955 г. готовили пространство под строительство спортивных объектов.
В память о церкви в 2010 г. на набережной возвели небольшую часовню. Ее строительство велось за счет пожертвований олимпийского комитета, работников комплекса и спортсменов.
Как добраться
Проезд по набережной ограничен, установлены шлагбаумы и посты охраны. Если вы передвигаетесь на своем автомобиле, то парковку можно найти недалеко от спортивных объектов. Однако стоит учитывать, что в праздничные дни, а также в дни городских и спортивных мероприятий место придется поискать.
Есть много способов добраться до Лужнецкой набережной на общественном транспорте.
Автобус
В районе набережной несколько остановок автобусов:
Метро
Ближайшая к Лужнецкой набережной станция метро называется «Воробьевы горы». Вам нужно будет просто спуститься с метромоста, через 100 метров вы окажетесь на набережной.
Чуть дальше от набережной находится станция «Лужники» (1 км). Но если вы приедете на эту станцию, то получите возможность прогуляться через парк, осмотреть комплекс Лужники.
Канатная дорога
Если вы находитесь на Воробьевых горах, то оказаться на Лужнецкой набережной поможет канатная дорога. Обратите внимание, что билет позволяет проехать туда и обратно по одному разу в течение дня. Стоимость зависит от дня недели и наличия льгот.
Такси
В столице действует множество служб такси, например, Uber, Максим, Яндекс. Такси, Gett и другие. Машину можно заказать по телефону или через мобильное приложение. Стоимость поездки будет зависеть от расстояния.
Лужнецкая набережная на видео
Лужнецкая набережная открылась в Москве после реконструкции
Лужнецкая набережная после реконструкции в 2020 году.
Координаты: 55°42′41″ с. ш. 37°33′23″ в. д. / 55.71139° с. ш. 37.55639° в. д. / 55.71139; 37.55639 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.71139&mlon=37.55639&zoom=12 (O)] (Я)Лужнецкая набережнаяЛужнецкая набережная
Лужне́цкая на́бережная
— набережная на юго-западе района Хамовники Центрального административного округа города Москвы. Идёт по излучине Москвы-реки от Фрунзенской набережной и Андреевских мостов, автомобильного и железнодорожного, до Новодевичьей набережной и мостов Бережковского автомобильного и Лужнецкого (Нового Краснолужского) железнодорожного. Протяжённость — 3,5 км, расстояние по прямой между крайними точками дуги — 2,3 км.
Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии. |
Дома сосредоточены в начале улицы (расстояние от начала первого до конца последнего, десятого дома по прямой — лишь около 670 м.), дальше идут строения Олимпийского комплекса «Лужники», прописанного по улице Лужники. Жилые дома и население отсутствуют. Проезд по улице и прилегающим улицам ограничен, шлагбаумы и охрана. Первый шлагбаум встречает автолюбителей уже под Андреевским автомобильным мостом. Общественный транспорт — троллейбусы и автобусы, идут в сторону центра.
История и современность
Набережная первоначально проходила приблизительно до того места, где ныне расположен центральный причал стадиона. Там был перевоз через Москву-реку на Воробьёвы горы. В начале набережной возникли небольшие промышленные предприятия, в том числе красочная фабрика Ф. Байера (впоследствии ). В 1926 году набережная, как и все Лужники, пострадала от наводнения.
В начале 1950-х годов в набережную вошла Воробьёвская (на левом берегу) и часть Новодевичьей набережной[4].
В 1956 году во время строительства Центрального стадиона им. Ленина набережная на всём протяжении была облицована гранитом и благоустроена. В 1958 году над набережной построен двухъярусный Лужнецкий метромост со станцией метро «Воробьёвы горы».
В 2005—2007 гг. на территории и «Гелиймаш» планировалось строительство многофункционального комплекса средней этажности площадью 350 тыс. кв. м. «Третий Рим» (развлекательные центры, торговая зона, гостиница, офисные помещения, апартаменты, кафе, рестораны, магазины, детские и спортивные площадки, искусственный водоем с фонтаном, бульвар, сквер). Доля апартаментов — 249 тыс. кв. м., доля офисов — 43 тыс. кв. м. Этажность зданий будет постепенно снижаться по направлению к реке с 12 до 5. Проект застройки демонстрировался на выставке «Экспо-Реал» в Мюнхене в октябре 2007 года.[5][6][7]. Однако, данный проект не был реализован, территории заводов сдаются в аренду под офисные и складские помещения.
Перед стадионом расположилась Престижная аллея — шатёр на фото выше стоит как раз на ней. Ну а напротив стадиона и Престижной аллеи находится Центральный причал Стадиона имени Ленина — необычайно суровое, на мой взгляд, сооружение. Видимо, большие каменные ступени предназначены для сидения.
Сам присесть не отважился, но сидящих видел.
Ну а прямо напротив, на другом берегу реки, находится причал «Воробьёвы горы», Воробьёвская набережная, опять же природный заказник и горнолыжный спуск с канатной дорогой. Говорят, будто бы обустраивать спуск и канатную дорогу было чрезвычайно опасным мероприятием, равно как и их текущая эксплуатация — из-за опасности оползней.
При строительтсве МГУ здание специально перенесли на 800 метров дальше от склона, чем планировалось, из-за неблагоприятной геологической обстановки. А вот при строительстве знаменитой эскалаторной галереи в 1959 году опасности оползней не учли, и в 1983 году ставшую аварийной галерею закрыли.
Смотровая площадка на Воробьёвых горах
предстала перед публикой с нетрадиционного ракурса
Вскоре Лужнецкая и Воробьёвская набережные скрываются под Лужнецким метромостом. Мост двухъярусный: по верхнему ярусу ездят автомобили, ну а нижний отдан на растерзание метрополитену и пешеходам.
Станция метро «Ленинские горы», открытая 12 января 1959 года стала первой в мире станцией, расположенной над рекой. Однако, при строительстве наделали разных косяков, и потому 20 октября 1983 года её закрыли на реконструкцию, которая затянулась на 19 лет. В 1999 году закрытую станцию переименовали в «Воробьёвы горы», а 14 декабря 2002 года она была вновь открыта для пассажиров.
Знаменитую эскалаторную галерею, о которой я уже упоминал выше, закрыли одновременно со станцией, но ремонтировать не стали — теперь это одна из самых известных развалин города.
В отличие от многих других
московских набережных
, которые склонны заканчиваться под первым же мостом, Лужнецкая и Воробьёвская продолжаются и после моста.
Универсальный спортивный зал «Дружба» — уникальное в архитектурном плане сооружение, построенное в 1978 году.
Ну а на другом берегу подходит к концу территория природного заказника и возвышается главное здание Президиума Российской Академии Наук.
Знаменитые «золотые мозги» возводились по проекту архитектора Юрия Платонова с 1974 по 1989 год. Здание стало одной из главных достопримечательностей района и успело наделать шума ещё до окончания строительства: население смутили архитектурные формы на крыше, и люди высказывали самые невероятные предположения насчёт их предназначения: вплоть до того, что считали их антеннами для контактов с внеземными цивилизациями.
Рядом с президиумом РАН находится Андреевский мужской монастырь, основанный в 1648 году. Здания, конечно, относятся к более позднему времени.
Смотровой площадки около здания РАН
отсюда, к сожалению, не видно.
Мелькнув на миг видом на главное здание МГУ и «пляжную» (в пасмурную погоду она, конечно, не так популярна) часть Воробьёвской набережной…
… Лужнецкая набережная скрывается так же, как и появилась — под Третьим Транспортным Кольцом, Новоандреевский мост. Там же пропадает и Воробьёвская.
Каждый раз, когда я сталкиваюсь с подобными штуками, не могу нарадоваться, как интересно изгибается река.
Кстати, а вы знаете, почему эта местность стала зваться Лужниками? Когда был маленьким, я думал, что Лужники так называются по названию стадиона, а стадион так назвали по фамилии бывшего мэра Лужкова Но это, конечно, совсем не так — оказалось, за такое звучное название нужно благодарить заливные луга, которые находились на изгибе реки раньше.
Дома и организации
Лужнецкая набережная открыта после реконструкции
Сергей Собянин открыл Лужнецкую набережную, на которой завершились комплексные работы по реконструкции и благоустройству.
«Мы продолжаем активную масштабную реконструкцию “Лужников”. На всей территории развёрнуты строительные работы: строятся новые спортивные комплексы, обустраивается зелёная зона, дорожки, проспекты “Лужников”, восстанавливаются памятники культуры. И постепенно, несмотря на то что продолжаются работы, уже появляются первые результаты. Вот таким первым результатом стала и Лужнецкая набережная. Практически закончено строительство, и первые москвичи уже опробуют новую беговую профессиональную дорожку, новую набережную, новые скамеечки, гуляют здесь с удовольствием», — отметил Мэр Москвы.
По его словам, скоро здесь станет ещё комфортней и уютней — в течение осени на набережной высадят деревья, кустарники.
Линейный центр столицы, или Какими станут набережные Москвы-реки
Лужнецкая набережная находится на территории олимпийского комплекса «Лужники» и является одним из самых популярных мест для прогулок и занятий спортом.
Автомобильного движения здесь практически нет, так как въезд на территорию «Лужников» ограничен. Тем не менее до 2020 года приоритет на набережной был отдан автотранспорту, в распоряжении которого было четыре полосы при ширине тротуара в 2,5 метра.
Основной идеей реконструкции и благоустройства Лужнецкой набережной, которая проходила с июля по сентябрь 2020 года, стало перераспределение пространства в пользу пешеходов.
Ширину проезжей части сократили до двух полос, а на освободившемся пространстве организовали зону для прогулок, занятий бегом, велоспортом и катания на роликовых коньках. Длина профессиональной беговой дорожки, покрытой специальным прорезиненным покрытием, составила три километра.
Пешеходная часть набережной, которая располагается ближе к воде, замощена крупноразмерной плиткой. На дорожках для велосипеда и роликов уложен асфальт. Вдоль набережной в тени деревьев установлено шесть воркаут-площадок общей площадью 400 квадратных метров с комплексами уличных тренажёров и покрытием из ударопоглощающей каучуковой крошки.
Появилось на Лужнецкой набережной и новое общественное пространство у воды. Вместо гранитного спуска к реке устроена деревянная лестница из специально обработанной лиственницы. На её ступенях можно заниматься спортом, загорать, читать, встречаться с друзьями и просто любоваться на Москву-реку. Общая площадь деревянного настила — почти 600 «квадратов».
Осенью на набережной разобьют цветники общей площадью шесть тысяч квадратных метров (более 110 тысяч растений), а также высадят 48 деревьев.
Для комфорта спортсменов и пешеходов здесь установили 170 новых лавочек, 118 урн, 50 велопарковок, 300 фонарей, а также 30 стендов навигации.
В итоге общая площадь качественного общественного пространства на набережной теперь составляет 10 гектаров. На остальной территории «Лужников» работы по благоустройству планируется завершить в конце 2020 — начале 2020 года.
В 2020 года прошли работы на прилегающих к Лужнецкой набережной Фрунзенской и Новодевичьей набережных, на которых также было создано комфортное пространство для прогулок и активного отдыха. В планах на ближайшие годы — благоустройство Саввинской, Ростовской, Смоленской, Краснопресненской, Пречистенской и других набережных Москвы-реки.
Примечания
Лужнецкая набережная открылась в Москве после реконструкции
РИАМО — 16 сен. Мэр Москвы Сергей Собянин открыл Лужнецкую набережную на территории олимпийского комплекса «Лужники» после проведенной реконструкции, сообщается на официальном сайте мэра и правительства столицы.
«Сергей Собянин открыл Лужнецкую набережную, на которой завершились комплексные работы по реконструкции и благоустройству», — говорится в сообщении.
Как отмечается в материале, в ходе работу ширину проезжей части на набережной сократили до двух полос и организовали зону для прогулок, занятий бегом, велоспортом и катания на роликах.
«Мы продолжаем активную масштабную реконструкцию «Лужников». На всей территории развернуты строительные работы: строятся новые спортивные комплексы, обустраивается зеленая зона, дорожки, проспекты «Лужников», восстанавливаются памятники культуры. И постепенно, несмотря на то что продолжаются работы, уже появляются первые результаты. Вот таким первым результатом стала и Лужнецкая набережная. Практически закончено строительство, и первые москвичи уже опробуют новую беговую профессиональную дорожку, новую набережную, новые скамеечки, гуляют здесь с удовольствием», — приводятся в сообщении слова Собянина.
По его словам, скоро здесь станет еще комфортней и уютней — в течение осени на набережной высадят деревья, кустарники.
Ссылки
Арбат | Басманный | Замоскворечье | Красносельский | Мещанский | Пресненский | Таганский | Тверской | Хамовники | Якиманка
Лужнецкая набережная в Москве
Вид на набережную от Лужниковского метромоста.2013 г. Фото: Михаил Архипов
Лужнецкая набережная
проходит по левом берегу реки Москвы в районе Хамовники Центрального административного округа города Москвы, и расположена между Новодевичьей набережной и Фрунзенской набережной, напротив Воробьевской набережной, с которой соединена Лужниковским метромостом. Набережная начинается у Новоандреевского автомоста (Третье транспортное кольцо) и заканчивается у Бережковского моста (Третье транспортное кольцо). Ближайшие станции метро, от которых можно добраться до Лужнецкой набережной — станция «Спортивная», находящаяся перед стадионом «Лужники», а также «Воробьевы горы» Сокольнической линии, размещенная на Лужниковском метромосту.
По набережной не ходит общественный наземный транспорт, а также закрыто свободное движение автомашин, так как набережная находится на территории спортивного центра Лужники. Въезд на территорию платный и только вне времени проведения крупных спортивных соревнований.
На набережной проложены велодорожки (раздельные с пешеходными), обустроены места отдыха, есть прокат и ремонт велосипедов, туалеты и пункты общественного питания. Продуктовых магазинов нет. На набережной расположена часовня во имя святого равноапостольного князя Владимира.
На Лужнецкой набережной расположен причал «Южный», находящийся вблизи Новоандреевского моста, причал «Лужники», а также причал «Северный», находящийся вблизи Бережковского моста.
Вид на набережную с Лужнецкого метромоста. 2020 г. Фото: Михаил Архипов
Вид на набережную с Лужнецкого метромоста. 2018
г. Фото: Михаил Архипов
Вид со смотровой площадки Воробьевых гор на Лужнецкую набережную и Большую спортивную арену олимпийского комплекса «Лужники». 2008 г. Фото: Михаил Архипов
Набережные реки Москвы в Москве:
Андреевская набережная Бережковская набережная Берсеневская набережная Воробьевская набережная Гончарная набережная Даниловская набережная Дербеневская набережная Карамышевская набережная Коломенская набережная Космодамианская набережная Котельническая набережная Краснопресненская набережная Краснохолмская набережная Кремлевская набережная Крутицкая набережная Крымская набережная Лужнецкая набережная
Москворецкая набережная Набережная Марка Шагала Набережная Тараса Шевченко Нагатинская набережная Новоданиловская набережная Новодевичья набережная Павелецкая набережная Пресненская набережная Пречистенская набережная Пушкинская набережная Раушская набережная Ростовская набережная Саввинская набережная Симоновская набережная Смоленская набережная Софийская набережная Фрунзенская набережная Шелепихинская набережная Шлюзовая набережная
Отрывок, характеризующий Лужнецкая набережная
Ежели бы Наполеон не выехал вечером 24 го числа на Колочу и не велел бы тотчас же вечером атаковать редут, а начал бы атаку на другой день утром, то никто бы не усомнился в том, что Шевардинский редут был левый фланг нашей позиции; и сражение произошло бы так, как мы его ожидали. В таком случае мы, вероятно, еще упорнее бы защищали Шевардинский редут, наш левый фланг; атаковали бы Наполеона в центре или справа, и 24 го произошло бы генеральное сражение на той позиции, которая была укреплена и предвидена. Но так как атака на наш левый фланг произошла вечером, вслед за отступлением нашего арьергарда, то есть непосредственно после сражения при Гридневой, и так как русские военачальники не хотели или не успели начать тогда же 24 го вечером генерального сражения, то первое и главное действие Бородинского сражения было проиграно еще 24 го числа и, очевидно, вело к проигрышу и того, которое было дано 26 го числа. После потери Шевардинского редута к утру 25 го числа мы оказались без позиции на левом фланге и были поставлены в необходимость отогнуть наше левое крыло и поспешно укреплять его где ни попало. Но мало того, что 26 го августа русские войска стояли только под защитой слабых, неконченных укреплений, – невыгода этого положения увеличилась еще тем, что русские военачальники, не признав вполне совершившегося факта (потери позиции на левом фланге и перенесения всего будущего поля сражения справа налево), оставались в своей растянутой позиции от села Нового до Утицы и вследствие того должны были передвигать свои войска во время сражения справа налево. Таким образом, во все время сражения русские имели против всей французской армии, направленной на наше левое крыло, вдвое слабейшие силы. (Действия Понятовского против Утицы и Уварова на правом фланге французов составляли отдельные от хода сражения действия.) Итак, Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства. 25 го утром Пьер выезжал из Можайска. На спуске с огромной крутой и кривой горы, ведущей из города, мимо стоящего на горе направо собора, в котором шла служба и благовестили, Пьер вылез из экипажа и пошел пешком. За ним спускался на горе какой то конный полк с песельниками впереди. Навстречу ему поднимался поезд телег с раненными во вчерашнем деле. Возчики мужики, крича на лошадей и хлеща их кнутами, перебегали с одной стороны на другую. Телеги, на которых лежали и сидели по три и по четыре солдата раненых, прыгали по набросанным в виде мостовой камням на крутом подъеме. Раненые, обвязанные тряпками, бледные, с поджатыми губами и нахмуренными бровями, держась за грядки, прыгали и толкались в телегах. Все почти с наивным детским любопытством смотрели на белую шляпу и зеленый фрак Пьера. Кучер Пьера сердито кричал на обоз раненых, чтобы они держали к одной. Кавалерийский полк с песнями, спускаясь с горы, надвинулся на дрожки Пьера и стеснил дорогу. Пьер остановился, прижавшись к краю скопанной в горе дороги. Из за откоса горы солнце не доставало в углубление дороги, тут было холодно, сыро; над головой Пьера было яркое августовское утро, и весело разносился трезвон. Одна подвода с ранеными остановилась у края дороги подле самого Пьера. Возчик в лаптях, запыхавшись, подбежал к своей телеге, подсунул камень под задние нешиненые колеса и стал оправлять шлею на своей ставшей лошаденке. Один раненый старый солдат с подвязанной рукой, шедший за телегой, взялся за нее здоровой рукой и оглянулся на Пьера. – Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы? – сказал он. Пьер так задумался, что не расслышал вопроса. Он смотрел то на кавалерийский, повстречавшийся теперь с поездом раненых полк, то на ту телегу, у которой он стоял и на которой сидели двое раненых и лежал один, и ему казалось, что тут, в них, заключается разрешение занимавшего его вопроса. Один из сидевших на телеге солдат был, вероятно, ранен в щеку. Вся голова его была обвязана тряпками, и одна щека раздулась с детскую голову. Рот и нос у него были на сторону. Этот солдат глядел на собор и крестился. Другой, молодой мальчик, рекрут, белокурый и белый, как бы совершенно без крови в тонком лице, с остановившейся доброй улыбкой смотрел на Пьера; третий лежал ничком, и лица его не было видно. Кавалеристы песельники проходили над самой телегой. – Ах запропала… да ежова голова… – Да на чужой стороне живучи… – выделывали они плясовую солдатскую песню. Как бы вторя им, но в другом роде веселья, перебивались в вышине металлические звуки трезвона. И, еще в другом роде веселья, обливали вершину противоположного откоса жаркие лучи солнца. Но под откосом, у телеги с ранеными, подле запыхавшейся лошаденки, у которой стоял Пьер, было сыро, пасмурно и грустно. Солдат с распухшей щекой сердито глядел на песельников кавалеристов. – Ох, щегольки! – проговорил он укоризненно. – Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят, – сказал с грустной улыбкой солдат, стоявший за телегой и обращаясь к Пьеру. – Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одью слово – Москва. Один конец сделать хотят. – Несмотря на неясность слов солдата, Пьер понял все то, что он хотел сказать, и одобрительно кивнул головой. Дорога расчистилась, и Пьер сошел под гору и поехал дальше. Пьер ехал, оглядываясь по обе стороны дороги, отыскивая знакомые лица и везде встречая только незнакомые военные лица разных родов войск, одинаково с удивлением смотревшие на его белую шляпу и зеленый фрак. Проехав версты четыре, он встретил первого знакомого и радостно обратился к нему. Знакомый этот был один из начальствующих докторов в армии. Он в бричке ехал навстречу Пьеру, сидя рядом с молодым доктором, и, узнав Пьера, остановил своего казака, сидевшего на козлах вместо кучера. – Граф! Ваше сиятельство, вы как тут? – спросил доктор. – Да вот хотелось посмотреть… – Да, да, будет что посмотреть… Пьер слез и, остановившись, разговорился с доктором, объясняя ему свое намерение участвовать в сражении. Доктор посоветовал Безухову прямо обратиться к светлейшему.
Лужнецкая набережная
Названа в начале 20 века по имени местности Лужники (по другим данным — в 1923 году.
В начале 1950-х годов в набережную вошла Воробьёвская (на левом берегу) и часть Новодевичьей набережной.Набережная первоначально проходила приблизительно до того места, где ныне расположен центральный причал стадиона. Там был перевоз через Москву-реку на Воробьёвы горы. В начале набережной возникли небольшие промышленные предприятия, в том числе красочная фабрика Ф. Байера (впоследствии ). В 1926 году набережная, как и все Лужники, пострадала от наводнения.
В 1956 году во время строительства Центрального стадиона им. ленина набережная на всём протяжении была облицована гранитом и благоустроена. В 1958 году над набережной построен двухъярусный Лужгнецкий метромост со станцией метро Воробьёвы горы.
В настоящее время на территории и «Гелиймаш» ведётся строительство многофункционального комплекса средней этажности площадью 350 тыс. кв. м. «Третий Рим» (развлекательные центры, торговая зона, гостиница, офисные помещения, апартаменты, кафе, рестораны, магазины, детские и спортивные площадки, искусственный водоем с фонтаном, бульвар, сквер). Доля апартаментов — 249 тыс. кв. м., доля офисов — 43 тыс. кв. м. Этажность зданий будет постепенно снижаться по направлению к реке с 12 до 5. Проект застройки демонстрировался на выставке «Экспо-Реал» в Мюнхене в октябре 2007 года.
Все дома улицы чётные. На улице есть дома 2/4, 6, 8, 10а, 10б. Кроме того, в большинстве справочников, а также в адресах доставляемой корреспонденции дом 24 по улице Лужники, по которому прописан весь Олимпийский комплекс «Лужники», вопреки Постановлению Правительства москвы от 17 апреля 2001 года № 356-ПП, по-прежнему относится к Лужнецкой набережной.