Наблюдение для чего используется
Сущность метода наблюдения и его примеры
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность метода
Наблюдение – это исследовательский описательный психологический метод сбора первичной социологической информации, касающейся изучаемого объекта
Метод наблюдения относится к общенаучным и широко используемым в естествознании и обыденной жизни, а широкое его применение началось с конца XX века. Этот старейший психологический метод применяется там, где особенное значение имеет фиксация поведения человека в различных условиях – прежде всего, в клинической, социальной психологии, педагогической психологии, психологии развития и в психологии труда.
В социологии применение этого метода ограничено, потому что социальные явления далеко не все поддаются визуальному и слуховому восприятию.
Наблюдение необходимо применять в комплексе с другими методами сбора информации.
Социологическое наблюдение имеет важную особенность, которая заключается в том, что это способ непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта. При непосредственном восприятии объекта особенности поведения человека фиксируются непосредственно в момент его проявления и независимо от того, умеет респондент описать словами свое поведение или нет.
Наблюдение дает возможность лучше понять смысл действий наблюдаемых, их поведение в той или иной ситуации, суть их реакций на происходящие события.
Метод наблюдения одновременно является самым простым и самым сложным, в психологии его можно использовать как для получения предварительного материала, так и для получения иллюстративных данных.
Наблюдение является основным методом получения первичной информации.
Готовые работы на аналогичную тему
В тех случаях, когда вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой, метод наблюдения не применяется.
Особенностью метода является связь наблюдателя и наблюдаемого объекта, а также пристрастность и сложность повторного наблюдения.
Взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого относится к одной из психологических проблем, поскольку присутствие исследователя оказывает влияние на поведение испытуемого.
Объектами исследования могут быть вербальное и невербальное поведение, перемещения человека, дистанция между людьми, физические воздействия, т.е. всё то, что объективно возможно зарегистрировать, причем свойства психики исследователь не наблюдает.
Поскольку психика проявляется в поведении человека, то психолог, на основании полученных при наблюдении данных, может только строить гипотезы о психических свойствах испытуемого.
Наблюдение широко используется в общественной практике, сохраняя основные черты, например, наблюдающий за показаниями приборов оператор энергосистемы, следователь, наблюдающий на допросе за поведением преступника, врач, при проведении осмотра больного.
На основании поставленных целей определяется, какой характер будет носить наблюдение – научный или практический. Результаты наблюдения в области практической деятельности сразу используются для достижения основной цели.
Классификация наблюдений
Специалисты выделяют два вида наблюдений в зависимости от того, в какой степени исследователь вовлечен в изучаемую среду.
К первому виду относится включенное наблюдение, когда наблюдатель принимает личное участие, а другие участники принимают его участником события.
Ко второму виду относится стороннее наблюдение, при котором наблюдатель действует как бы «со стороны», без непосредственного участия.
Включенное наблюдение имеет два варианта:
В основном, когда человек замечает, что за ним наблюдают, свое поведение резко меняет.
Исходя из характера взаимодействия с объектом, есть скрытое и открытое наблюдение.
При скрытом наблюдении, человек не знает, что является объектом наблюдения. В этом случае используется зеркало Гезелла, скрытая камера или психолог маскируется под обычного участника событий.
Открытое наблюдение говорит о том, что человек осведомлен о наблюдении.
В зависимости от объекта выделяют интроспекцию, т.е. самонаблюдение, правда, результаты этого наблюдения в современной психологии на веру не принимаются, но, учитываются в качестве фактов и внешнее наблюдение за поведением других людей.
Различают наблюдение и относительно времени исследования – они могут быть однократные, периодические, лонгитюдные, т.е. проводимые в течение длительного времени.
Исходя из характера восприятия, наблюдения могут быть сплошными и выборочными. При сплошном наблюдении исследователь в равной степени обращает внимание на все объекты, ему доступные.
При выборочном же наблюдении выбираются только определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций.
Подразделяются наблюдения и по характеру регистрации данных, есть наблюдение констатирующее, задача которого зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения и оценивающее наблюдение, когда исследователь сравнивает факты по степени их выраженности, используя шкалу рейтинга.
Результаты наблюдения можно фиксировать в процессе наблюдения или через какое-то время, правда, тогда память наблюдателя будет иметь большое значение, а достоверность полученных результатов будет не совсем надежной.
По степени стандартизированности процедур выделяют свободное или поисковое наблюдение в котором при необходимости возможно изменение правил и предмета исследования.
Данное наблюдение, несмотря на определенную цель, лишено четких ограничений в выборе того, на что необходимо обращать внимание и какие моменты надо фиксировать.
Подобное наблюдение используется на ранних стадиях научной работы. Кроме этого есть ещё структурированное наблюдение, а также несистематическое и систематическое наблюдение.
Рисунок 1. Метод наблюдения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Примеры использования наблюдений
Примеры довольно хорошо раскрывают метод наблюдения и таких примеров можно привести довольно много.
Военному исследователю, допустим, надо выяснить склонность военнослужащих к различным правонарушениям, например, пьянству, насилию, стяжательству и др. Новобранцы, в данном случае, будут объектом наблюдения. На первом этапе информация о них собирается исследователем через офицеров подразделений. Такую информацию офицеры могут получить от тех, кто сопровождал новобранцев с призывного пункта.
Особое внимание обращается на то, в какой социальной среде воспитывался и рос солдат – благополучная семья или нет, полная или неполная, какие у неё ценностные ориентации, были ли претензии со стороны правоохранительных органов, каковы черты характера новобранца, его психологические и физиологические характеристики и др.
Исходя из анализа этой первоначальной информации, исследователь выделяет потенциально неблагополучных солдат, определяет их особые признаки, по которым можно судить о склонности объектов к отклоняющемуся (девиантному)поведению.
Девиантное поведение солдат не соответствует правовым и нравственным нормам в этом обществе. Девиантное поведение может проявляться в недобросовестном отношении к служебным обязанностям, оскорблению сослуживцев, упрямстве, неподчинении командирам, в попытках доминирования и др.
На основании этих признаков и с помощью случайного наблюдения исследователь собирает уточняющую информацию и составляет подробную программу исследования.
Среди примеров типичных ситуаций, когда реализуется метод наблюдения, является учебное занятие, во время которого можно определить умения, знания, усердие солдат, сплоченность коллектива в целом.
В часы досуга наблюдатель может выяснить темы разговоров, мнения и точки зрения солдат. В вопросах хозяйственных работ определяется интерес и отношение к труду, взаимоотношения во время выполнения этих работ, лидеры и подчиненные.
В ситуациях смены караула, несения службы и развода выявляется степень воинской подготовки, убеждения солдат, мотивация к выполнению обязанностей.
Во время вечерней поверки внимание можно обратить на общую дисциплину, реакцию на служебные обязанности и их распределение.
Очень ярко взаимоотношения между солдатами и их поведение проявляются в конфликтных ситуациях. Здесь важно отметить зачинщиков, выявить причину, динамику и развязку конфликта, определить роль каждого участника.
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ. РАЗНОВИДНОСТИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ.
Под наблюдением понимается метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций.
Область применения:все этапы разработки проблемы, в ходе уточнения предмета и. объекта исследования, при выдвижении и проверке гипотез, для коррекции выводов исследовательской работы. Более оптимально использование наблюдения для получения описательной информации, реже — для получения оценочной информации. Может применяться :в исследовании всех сфер жизнедеятельности. В ходе социологического исследования может сочетаться практически со всеми методами исследования.
Чаще всего наблюдение в социологии применяется:
1. Когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ- футбольного матча, выступления рок-группы, экстремальной ситуации-дорожного происшествия, пожара и т.д.
2. При изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся ситуациях (перемещение на работу и с работы, осуществление покупок в продовольственных магазинах и т.п.), когда действия индивидов и их групп приобретают «автоматизированный» характер, а человеку становится трудно объяснить, по чему он осуществил именно данное действие из привычных ему в соответствующей ситуации.
3. Наблюдение следует также применять при исследованиях разведывательного характера, когда еще не выработано четкое представление о проблеме и объекте исследования, а предварительные гипотезы еще не сформулированы.
Из сказанного вытекает вывод, что наблюдение в социологическом исследовании может служить для достижения различных целей. Во-первых, оно может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, полученных другими методами.
Виды наблюдений по разл основаниям классификации:
Степень формализованности наблюдения
Этот вид наблюдения чаще всего применяется на начальной стадии социологического исследования с целью определения проблемной ситуации.
Положение наблюдателя относительно объекта
1) Невключенное (внешнее)наблюдение— это такой способ социологического исследования, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта, изучает его как бы со стороны. Наблюдатель в таком случае не включается в ход событий, не участвует в них, не задает вопросов наблюдаемым индивидам, как бы отстранен от них, просто регистрируя происходящее под углом зрения целей и задач исследования. Оно применяется для описания социальной ситуации, в условиях которой происходят интересующие наблюдателя события.
В зависимости от места и роли наблюдателя различаются четыре типа включенного наблюдений:
а)полное включение наблюдение,когда наблюдение производится скрытно, изнутри ис следуемой группы или общности, а истинное лицо и цели наблюдателя неизвестны наблюдаемым личностям. При полном включении социолог действует в исследуемой общности в качестве ее активного члена, а остальные ее члены не подозревают, что в их среде находится исследователь.
г)четвертый тип включенного наблюдения характеризуется позицией исследователя как полного наблюдателя. В этой ситуации исследователь выполняет функции наблюдателя, не взаимодействуя с участниками наблюдаемой ситуации. Он выполняет свою роль образом, очень сходным с невключенным наблюдением.
Место проведения наблюдения
1)Полевое наблюдение отличается тем, что проводится в реальной жизненной ситуации, в естественной обстановке, в непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом. Большинство стандартизированных, не стандартизированных, включенных наблюдений проводится именно в форме полевого наблюдения.
2)Лабораторное наблюдение— такой тип сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется в искусственно созданных для наблюдаемой групп и контролируемых исследователями условиях. При проведении такого наблюдения социологи довольно четко используют различные технические средства фиксации поведения наблюдаемых, его изменения с из менением условий и ситуации, в которых осуществляются действия специально подобранных для лабораторного исследования участников.
Всё о наблюдениях: классификация, виды
Для того, чтобы рассмотреть виды наблюдения, необходимо понять что это такое…
Определение
Наблюдение – это совокупность действий объекта, которое участвует в самом процессе, не требуя вмешательства наблюдающего. Цель наблюдения – выявить те или иные факторы, расседающиеся в ходе эксперимента у испытуемых.
Наблюдение-это метод исследования.
В первую очередь, стоит рассмотреть достоинства и недостатки данного метода.
В пример можно привести наблюдения, такие как «Таинственный покупатель» или же другие социальные эксперименты.
Можно сделать вывод, что наблюдение – метод исследования, который позволяет оценить поведение испытуемых и направлен на выяснение какого-либо фактора, происходящего в естественной среде обитания человека или животного.
Наблюдение в психологии и социологии различают по классификациям и видам. Давайте же рассмотрим методику наблюдения и сам метод наблюдения в психологии.
Классификация и виды наблюдения
Полевое
Наблюдение, проводящееся в естественных для жизни условиях (то же самое поле, например). Но у этого наблюдения есть ряд недостатков – например, мешающие внешние факторы при наблюдении на природе (комары, шум проезжающих машин/поездов и т.д.)
Лабораторное
Вид наблюдения, который осуществляется в лабораторных условиях. Чаще всего это какие-то испытания, эксперименты или химические опыты. Это наиболее эффективный метод наблюдения, т.к. в 95% вам не будут мешать внешние факторы при проведении опыта.
Индивидуальное
Зачастую происходит только за счет одного сотрудника. Он может быть и единственным наблюдательным, и одним из индивидуальных, таких же наблюдателей. Но в таком случае он уже становится индивидуалом только на каком-то этапе проведения исследования.
Коллективное
Происходит за счет нескольких сотрудников (до 10-ти человек). Выполняется при исследованиях, опытах, научных испытаниях и т.д., то есть, в фиксированном помещении.
Случайное
Само название говорит за себя – это незапланированное наблюдение за кем-то или за чем-то. Зачастую оно происходит при участии одного человека.
Этот термин еще популярен в маркетологии и означает изучение перемен цен конкурентов, их мероприятия и всего связанного с рекламой и другими направленностями.
Преднамеренное
Здесь тоже «говорящее» название – это наблюдение, которые было запланировано. Чаще всего, такое наблюдение совершается либо в одиночку, либо в компании с другими наблюдателями.
Систематическое
Это запланированное исследование чего-либо, совершающееся по определенному плану, помогающему зафиксировать всю динамику происходящих в природе, или в определенных условиях процессов.
Нeсистeматическое
Чаще всего проводится в природных условиях и рассматривается поведение только одного вида для создания полной картины опыта.
Пoлнoе
Детальное наблюдение; чаще всего, термин используется в криминалистике, социологии и полицейской тематике, т.к. этот метод позволяет больше узнать об исследуемом объекте.
Непoлное
Это вид наблюдения, где предельно известны все собираемые факты и соблюдены все необходимые и оптимальные условия. Также в ходе выполнения данного метода, наблюдатель не заостряет внимание на оптимальное число параметров.
Сплошное
Это метод наблюдения, который охватывает все единицы изучaeмой совокупности. Сплошное наблюдение обеспечивает полноту информации об изучаемых явлениях.
Выборочное
Это способ несплошного статистического наблюдения, при котором обследуются не все единицы изучаемой совокупности, а лишь ее часть, отобранная по определенным правилам, и обеспечивающая получение данных, характеризующих совокупность в целом.
Кoнстатирующее
В данном виде эксперимента, действия лишь фиксируются, но не подлежат обсуждению или детальному рассмотрению.
Oценивающее
Эксперимент, где экспериментатор может сделать определенные выводы, оценив результат.
Стaндaртизированное
Это целенаправленное наблюдение, отчет готовится по стандартной форме с описанием всех возможных параметров.
Нестандартизированное
Наблюдение, не имеющее плана действий и следующее по ходу развития событий.
Oткрытое
Эксперимент, проводящийся с предупреждением остальных участников.
Закрытое
Эксперимент, проводящийся вне необходимости предупреждения участников. Обычно в таком наблюдении проводятся, так называемые, «социальные эксперименты».
Включенное
Вид эксперимента, при котором присутствует специалист и, по мере необходимости, может скорректировать ситуацию в той или иной области. Но есть одно «Но»: сам специалист выступает инкогнито, и не выдает свою личность до последнего. Собственно, цель расследования и профессия самого исследователя тоже остается под тщательным прикрытием.
Невключенное
Рассмотрение процесса без участия специалиста.
Прямое
Название говорит само за себя – это наблюдение, в ходе которого испытуемые и испытатель находятся вместе в одном помещении и вместе участвуют в процессе эксперимента вместе с остальными участниками (если они есть).
Косвенное
В этом эксперименте рассматривается лишь результат проверки или наблюдения, без участия специалиста (наблюдателя) в самом процессе.
Спровоцированное и неспровоцированное
Наблюдение, осуществляемое в естественной среде, но сама изучаемая ситуация спровоцирована (не спровоцирована) самим исследователем.
Объективное самонаблюдение
Это ваша личная и субъективная оценка происходящего у вас в голове и на душе, проще говоря – самонаблюдение за собой и своей психикой без дополнительной консультации или же наблюдения психолога или психотерапевта. Данный метод может быть применим если вы уверены в том, что ваша проблема несерьезна и не требует посещения перечня надлежащих врачей. Но на всякий случай стоит проконсультироваться с ними.
Виды наблюдений в социологии
Наблюдение как метод может быть
В первом случае, метод построен на конкретике и конкретных фактах, которые помогают определить всю точность процесса.
А во втором случае – это незапланированное исследование, проводимое лишь предварительно перед формализованным наблюдением.
По форме организации:
1. Структурированное наблюдение – есть четкий план действий, есть определенные документы
2. Неструктурированное – «спонтанное» наблюдение, основанное на непредвиденности и собираемых данных
По степени включенности:
По форме взаимоотношений с испытуемого:
По регулярности проведения:
По месту проведения
По длительности проведения, задачам и масштабу
Требования к проведению наблюдения и его эффективность
1. Должна быть организованность (определение с местом проведения эксперимента, составление плана при необходимости)
2. Должны быть применим труд модернизационных технологий для выявления наиболее точных результатов
3. Планирование начала наблюдения, основной части и конца.
4. Обязательно должен быть сбор массовых данных для отслеживания динамики проведения эксперимента.
5. Наблюдатель (исследователь) во время проведения наблюдения не должен вмешиваться в сам процесс эксперимента, если на то не требуется его присутствия.
6. Весь процесс наблюдения субъективно оценивается по меркам самого наблюдателя и на основе этого делаются выводы касаемо статистики и результата проведения эксперимента.
Наблюдение: его виды, методика проведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Наблюдение как метод социологического исследования и его виды
Наблюдение – это один из методов социологического исследования, который часто используется в исследовательской практике. Метод наблюдения прост в применении, еще одно его преимущество состоит в том, что он не требует больших затрат.
Для получения полной и достоверной информации, метод наблюдения может быть использован в совокупности с некоторыми другими методами, например, наблюдение в совокупности с беседой, экспериментом.
Наблюдение является запланированным и целенаправленным восприятием объекта исследования. Наблюдать можно за определенным человеком или более широкой социальной группой, за явлением и процессом. Полученные результаты фиксируются исследователем для того, чтобы затем интерпретировать их. Сущность наблюдения как метода состоит в том, что исследователь, находясь в непосредственной близости от объекта или непрерывно наблюдая за объектом, может точно и полностью зафиксировать все факты. Сначала фиксация осуществляется с помощью органов чувств, а затем происходит интерпретация, исходя из жизненного опыта специалиста, его умений и знаний.
Таким образом, в отличие от многих других исследовательских методов, наблюдение является активной формой познания. Цель наблюдения состоит не только в фиксации фактов, но и в накоплении этих фактов. Если по результатам наблюдения информации о фактах недостаточно, то специалист может воспользоваться иными методами для добора информации и получения более достоверных фактов. Важная характеристика метода наблюдения – его тесная связь с мышлением наблюдателя. Исследователь должен иметь широкий кругозор и аналитический склад ума, он должен уметь находить взаимосвязи и зависимости даже там, где на первый взгляд и нет. Наблюдение неотделимо и от речи, поэтому исследователь должен не просто точно зафиксировать увиденное и услышанное, и умело описать то, что было перед его глазами, чтобы человек, который будет знакомиться с результатами наблюдения, имел четкую картинку и не додумывал что-то свое.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в наблюдение должен быть вовлечен исследователь, у которого развита наблюдательность, который имеет аналитический склад ума, может давать полное и четкое описание всего того, что он услышал или увидел. Несмотря на то, что метод кажется простым и понятным, для организации и проведения наблюдения необходимо тщательно подготовиться цель наблюдения состоит в исследовании характерных особенностей и специфических черт определенного явления, индивида или более широкой социальной группы. Также особенностью наблюдения является то, что результаты в многом зависят от самого исследователя, от его навыков и знаний, субъективного восприятия социальной реальности и происходящего в процессе наблюдения.
Готовые работы на аналогичную тему
Наблюдение может быть нескольких видов. В современной науке принято выделять:
Наблюдения могут различаться не только по методике проведения, но и по длительности. Здесь исследователи выделяют длительные, непрерывные и цикличные наблюдения. Все эти подвиды относятся к систематическим наблюдениям, которые реализуются регулярно, на постоянной основе в течение заданного промежутка времени. Есть и вторая группа – несистематические наблюдения. Они проводятся тогда, когда это необходим, могут быть эпизодическим. Например, исследователю требуется дополнительная информация об определенном явлении, и он ее дособирает.
Требования к методике проведения наблюдения
Как и любой другой метод исследования, наблюдение организуется и проводится в соответствии с четко обозначенной методикой. Дело в том, что этот метод очень прост и одновременно очень сложен, поэтому соблюдение определенных правил и требований позволяет специалисту лучше погрузиться в новую для него социальную реальность, при этом оказать минимальное воздействие на происходящий процесс. Если наблюдатель нарушает правила, то полученные данные могут носить недостоверный характер, что приведет к некорректной интерпретации. Такое наблюдение можно считать некачественно исполненным, а его результаты ничтожными.
Итак, в проведении наблюдения выделяют несколько определенных этапов. Соблюдение порядка этапов позволяет соблюсти общую методику. На первом этапе исследователь определяет цель наблюдения. Чем точнее поставлена цель, тем будет проще регистрировать в процессе наблюдения определенные явления, изменения. Также отталкиваясь от цели исследования специалист может делать корректные и полезные выводы, составлять дальнейшие рекомендации. На втором этапе происходит определение объекта и предмета исследования. Объектом могут быть социальные группы, сообщества, политические партии, группы подростков, учебные группы. Предмет – это непосредственно тот процесс, который должен быть изучен. Например, постановка политических задач, профессиональная переподготовка или процесс обучения.
Далее разрабатывается план наблюдения. Исследователь понимает, что ему требуется подготовить документы для проведения исследования, инструкцию для наблюдателя, если исследование будет осуществлять непосредственно подрядчик. Документальная часть – это еще и совокупность отчетов, аналитические записки с результатами исследования. Наблюдатель может выбрать, каким способом он зафиксирует полученные данные. Например, он может делать записи и пометки в специальном журнале, а может записывать все на видео, записывать разговоры на диктофон.