Наблюдение в классе в условиях расписания учебных занятий что необходимо знать учителям
Применение на практике метода педагогических наблюдений
Педагогика – одно из сложнейших и востребованных направлений, которое осуществляет не только образовательную функцию, но и помогает воспитывать общество нравственно, культурно, эстетически и духовно. Далеко не каждый человек сумеет удержать внимание детей (независимо от возраста) и научить их чему-то новому, притом, что на одном занятии в среднем присутствует 25-40 человек!
Педагогика – одно из сложнейших и востребованных направлений, которое осуществляет не только образовательную функцию, но и помогает воспитывать общество нравственно, культурно, эстетически и духовно. Далеко не каждый человек сумеет удержать внимание детей (независимо от возраста) и научить их чему-то новому, притом, что на одном занятии в среднем присутствует 25-40 человек!
Одним из уникальнейших педагогических методов позволяющих откорректировать тактику ведения урока, завлечь даже самого заядлого двоечника в учебный процесс, является метод педагогических наблюдений.
Что это такое?
Наблюдение – один из самых распространенных общенаучных методов, позволяющих собрать максимум полезной информации для практической части любого исследования. Суть данного способа заключается в том, что исследователь просто наблюдает за определенным объектом исследования, фиксируя все его действия и результаты, в дальнейшем сравнивая каждый шаг с конкретными нормами или «шкалой».
Что представляет из себя метод наблюдение?
В педагогической практике существует несколько видов наблюдений:
Первый вид предполагает, что исследователь действует по определенному сценарию, «структуре». Неструктурированные исследования предполагают, что ученый собирает определенные сведения для конкретной темы, но сам процесс протекает естественно, без вмешательств и пр.
Включенное наблюдение означает, что сам исследователь также является участником эксперимента, наблюдения, входит в состав изучаемой группы. Невключенное наблюдение – автор эксперимента наблюдает за объектом со стороны, не принимая участия в нем как испытуемый.
Первые предполагают, что объект исследования знает о том, что за ним наблюдают, он является частью некоего эксперимента, научной работы. Скрытые же предполагают незаметное наблюдение за испытуемым.
Первая разновидность относится к тем категориям, которые проводятся в естественных условиях. Автор научной работы просто наблюдает за происходящим процессом, действиями испытуемых, фиксирует их.
Лабораторные наблюдения же предполагают наличие конкретных факторов, условий, которые создает исследователь для получения данных. Здесь он оказывает прямое или косвенное воздействие на участников наблюдения, корректирует условия. Лабораторные наблюдения чаще всего проводят в специально оборудованных помещениях.
Систематические исследования проводятся на регулярной основе. Они заранее планируются, чаще всего реализуются по определенному сценарию.
Несистематические исследования проводятся в свободной форме, нерегулярно. Исследователь предпочитает проводить их только по мере необходимости.
Здесь вид наблюдения зависит от времени, затрачиваемого на его проведение. Если исследователю достаточно от нескольких часов до 1-2 недель, то такой эксперимент является кратковременным. Если же для пополнения материалов и выполнения наблюдения необходимо длительное время, то оно откосится к долговременным.
Сплошной вариант предполагает, что исследователь будет фиксировать все действия и результаты испытуемой группы или индивида. Выборочные нацелены на выявление конкретных итогов.
Непосредственные наблюдения предполагают, что исследователь использует только имеющиеся у него знания и опыт, естественные чувства восприятия происходящего и интерпретирует их согласно собственным возможностям.
Опосредованные же основываются на привлечении специальной техники, экспертов и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этапы проведения наблюдения
Наблюдение – это своего рода небольшой эксперимент, в ходе которого автор научной или иной работы будет наблюдать за испытуемым. Здесь важно понимание алгоритма проведения:
Этап №1. Правильно определяем цель исследования и выбираем соответствующий объект.
Этап №2. Конкретизируем вид наблюдения: здесь целесообразно определить сроки проведения мероприятий, наличие плана, необходимость вмешательств, разрабатывается шкала оценки результатов и пр.
Этап №3. Проведение непосредственного наблюдения и моментальное фиксирование полученных результатов.
Этап №4. Обработка полученных в ходе наблюдения данных.
Наблюдение в педагогической практике
Педагог обязан найти подход к каждому ребенку, общий язык с ним. Порой сделать это очень трудно из-за сложного характера или особенностей в развитии учащегося. В этом случае метод наблюдения позволяет преподавателю определить сильные и слабые стороны ученика, выявить его любимые предметы и занятия, интересы, характер, и, опираясь на полученные данные, предпринять конкретные действия, которые позволят наладить с ним достойные отношения, привлечь внимание к учебе и повысить интерес к предметам.
Наблюдение как метод исследования в педагогической практике
Более того, наблюдая за учениками, педагог может увидеть и «личную составляющую» каждого из них: какими талантами располагает, какие сложности у них возникают в общении со сверстниками и т.д. Все это можно с легкостью проследить в поведении детей.
Также метод наблюдений поможет улучшить успеваемость даже самых заядлых двоечников, если грамотно организовать учебный процесс, правильно рассадить учеников, воздействовать на них с помощью психологических и педагогических приемов, родителей и пр.
Педагогическое наблюдение представляет собой уникальный процесс, включающий анализ и оценку организации учебы, а также воспитательной работы. Данный метод исследования позволяет не только следить за учащимися, но и оценить деятельность непосредственно педагога: все ли правильно он делает, грамотно ли планирует занятие, как общается и вовлекает детей, помогает им развиваться и пр.
Педагогическое наблюдение успешно применяется в рабочем процессе, а также при выполнении научно-исследовательских работ, для проверки различных гипотез и совершенствования педагогической деятельности.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Коучинг-тренинг «Методика проведения наблюдения в классе.Структурированные и неструктурированные таблицы наблюдений»
«Методика проведения наблюдения в классе. Структурированные» и «неструктурированные» таблицы наблюдений».
Учитель начальных классов, школьный тренер Козинская Е.П.
Цель: Применение структурированного и неструктурированного наблюдения за учащимися и учителями.
Виды наблюдения: структурированное и неструктурированное;
Об эффективности метода наблюдения
Актуализировать свои знания по проблеме;
Вести структурированное и неструктурированное наблюдение на занятия
Упражнение «Нарисуй своё имя»
Цель : расширить представление о себе.
Взяв карандаши и бумагу, участники располагаются в любом удобном месте аудитории. На листе бумаги им предстоит нарисовать образ собственного имени в аллегорической форме так, как они себе его представляют. После того, как все закончили рисовать, каждый участник презентует свой рисунок.
Б умага, цветные карандаши.
Упражнение «Электрическая цепь»
Инструктаж : Карта наблюдения за педагогом, проводящим учебное занятие.
Для выполнения задания члены фокус-группы проводят наблюдение за учителем, проводящим занятие.
Карта наблюдения за педагогом
Психологический тест «Насколько Вы наблюдательны?» (Приложение 1)
Данный тест покажет, насколько члены коучинга наблюдательны. В каждом вопросе учителя выбирают один из вариантов ответа.
Затем по таблице подсчитывают количество баллов и определяют, насколько каждый из тестируемых наблюдателен.
Тест, таблица подсчетов баллов, результаты теста.
Тесты с ответами обучающихся.
Вызов «Мозговой штурм»
— Что такое наблюдение?
— Какие виды наблюдения вы знаете?
Обучающиеся делятся мнением со своими коллегами (рассуждают по вопросам).
А) Метод «Ассоциация». Формативное оценивание
— Чем отличаются структурированное и неструктурированное наблюдения?
— Когда и с какой целью можно вести структурированное наблюдении? Неструктурированное?
В) Инсерт (Чтение с пометками)
Обсуждение в паре, группе.
Учителя группы сначала индивидуально, затем в группе определяют виды наблюдений.
«Ассоциативный куст» разработанный учителями
Анализ и оценка наблюдения.
1) В конце занятия на основании собранных данных наблюдения необходимо учителю, ведущему занятие, дать оценку степени выраженности каждой из характеристик по семибалльной шкале, обведя кругом соответствующую цифру в столбце “Балл”.
2) Результаты неструктурированного наблюдения за членом группы.
После заполнения карты наблюдения проводится количественное обобщение результатов. Для этого необходимо просуммировать все баллы и проинтерпретировать их, используя следующий ключ.
45-49 баллов – очень высокая оценка .
34-20 баллов – средняя оценка .
Критерии обработки материалов опросника
Заполненный лист- опросник
Участники занятия составляют «Синквейн».
Домашнее задание : провести наблюдение за учеником в классе и посетить урок коллеги и провести наблюдение за учителем; заполнить листы протокола наблюдений.
Упражнение высокой активности
Сущностная характеристика культуры
Задание 1. Что такое культура?
Стратегия «Автобусная остановка» по 5-7 минут на каждую остановку.
Важной предварительной задачей для учащихся и учителей является отражение понятия концепции «культура».
1. «Что такое культура?» Включите все аспекты, которые могли бы составить понятие «культура».
Школьная культура. Атмосфера в школе и классе
Записывают свои идеи и обсуждают их в группе (группе не повторять написание понятий).
Рассматривают и заполняют таблицу
Флипчарт, для каждой группы один цвет маркера.
Что такое культурная активность?
результатов с другой парой учителей)
5 мин. на подготовку;
1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Метод «Ресторан» (ресурс активные методы обучения)
тренер предлагает представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
— Я съел бы еще этого…
— Больше всего мне понравилось…
— Я почти переварил…
— Я переел…
— Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточках и приклеивают на лист флипчарта, комментируя.
лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Данный тест покажет то, насколько Вы наблюдательны. В каждом вопросе выберите один из вариантов ответа.
1. Вы заходите в какую-то организацию:
а) обращаете внимание на расположение столов и стульев;
б) обращаете внимание на точное расположение предметов;
в) разглядываете, что висит на стенах.
2 Встречаясь с человеком, вы:
а) смотрите ему только в лицо;
б) незаметно оглядываете его с ног до головы;
в) обращаете внимание лишь на отдельные части лица (глаза, нос. ).
3. Что вам запоминается из увиденного пейзажа:
а) цвета;
б) небо;
в) чувство радости или грусти, охватившее вас тогда.
4. Когда вы утром просыпаетесь, то:
а) сразу же вспоминаете, что вам предстоит делать;
б) вспоминаете, что вам снилось;
в) обдумываете, что произошло вчера.
5. Когда вы садитесь в общественный транспорт, то:
а) проходите вперед, ни на кого не глядя;
б) разглядываете тех, кто стоит рядом;
в) обмениваетесь словом-другим с теми, кто к вам ближе всего.
6. На улице вы:
а) наблюдаете за транспортом;
б) смотрите на фасад домов;
в) наблюдаете за прохожими.
7. Когда вы смотрите на витрину, то:
а) интересуетесь лишь тем, что может вам пригодиться;
б) смотрите и на то, что вам в данный момент не нужно;
в) несколько раз внимательно рассматриваете каждый предмет.
8. Если дома вам нужно что-то найти, то вы:
а) сосредоточиваетесь на том месте, где, как вы предполагаете, могли оставить этот предмет;
б) ищете везде;
в) просите других помочь вам.
9. Рассматривая старый групповой снимок ваших близких, друзей, вы:
а) волнуетесь;
б) вам становится смешно;
в) вы пытаетесь узнать тех, кто снят.
10. Представьте, что вам предложили сыграть в азартную игру, которую вы не знаете. Вы:
а) пытаетесь научиться в нее играть и выигрывать;
б) отказываетесь от этой затеи через какое-то время;
в) вообще не играете.
11. Вы кого-то ждете в парке и:
а) внимательно наблюдаете за теми, кто рядом с вами;
б) читаете газету;
в) о чем-то мечтаете (думаете).
12. В звездную ночь вы:
а) пытаетесь разглядеть созвездия;
б) просто смотрите на небо;
в) вообще не смотрите.
13. Читая книгу, вы:
а) помечаете карандашом то место, до которого дошли;
б) оставляете закладку;
в) доверяете своей памяти.
14. О своих соседях вы помните:
а) их имя и отчество;
б) их внешность;
в) ни то, ни другое.
15. Оказавшись перед сервированным столом:
а) восхищаетесь его изысканностью;
б) проверяете, все ли на месте;
в) смотрите, все ли стулья стоят как нужно.
— Подсчитайте ваш результат по таблице.
От 150 до 100 очков . Бесспорно, вы чрезвычайно наблюдательны. Вместе с тем вы способны анализировать и самого себя, свои поступки. Вы в состоянии с замечательной точностью оценить другого человека.
От 99 до 75 очков . У вас достаточно развита наблюдательность, но все же при оценке вас иногда подводит предубежденность.
От 74 до 45 очков . Вас не слишком интересует то, что скрывается за внешностью, манерой поведения других. Хотя в общении у вас не возникает сколько-нибудь серьезных психологических проблем.
Менее 45 очков. Вас абсолютно не интересуют сокровенные мысли тех, кто рядом с вами. Вы слишком заняты, вам некогда анализировать даже собственные поступки, не то что чужие. Вы не обидитесь, если вас будут считать эгоистом?
«Lesson study» Наблюдение за учащимися на уроке
« Lesson study »- наблюдение за учащимися на уроке
Задачей метода объективного психологического наблюдения является познание качественных особенностей изучаемых психических процессов и раскрытие закономерных связей и отношений между ними. Его основу составляет непосредственное восприятие исследователем объективных проявлений изучаемых психических процессов в соответствующих видах деятельности.
Наиболее характерной чертой метода наблюдения на уроке является то, что он позволяет изучить исследуемое явление непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление протекает в действительной жизни. Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и жизненной правдивости его качественных особенностей. Этот метод незаменим при решении задачи описания явлений; когда же он используется в целях объяснения или истолкования явлений, он решает эти задачи путем сопоставления и анализа непосредственно наблюдаемых жизненных фактов.
Предметом объективного наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении ученика на уроке, в его речи и деятельности.
Между объективно наблюдаемой деятельностью ученика на уроке и его субъективными психическими переживаниями имеется закономерная связь, благодаря чему, наблюдая поведение, можно делать вполне обоснованные заключения о соответствующих психических процессах.
Основные особенности метода наблюдения могут быть поняты из рассмотрения следующего примера. При исследовании психологических особенностей мышления в процессе изучения учащимися учебного материала на уроках исследователь посещает различные уроки в соответствующих классах школы, проводит на них систематические наблюдения и собирает материал, который позволил бы ответить на поставленный в исследовании вопрос. При этом наблюдение касается как педагогических приемов учителя (что и как он показывает и объясняет учащимся), так и ответов самих учащихся, с которых они отчитываются перед учителем в полученных знаниях. Такое наблюдение будет направлено на регистрацию и сбор материала, выраженного по преимуществу в словесной форме.
Подобные наблюдения, проведенные на уроках, позволили ряду авторов выявить такие особенности мышления, как его конкретность или образность у младших школьников, тогда как у старших школьников в большей степени была отмечена способность к отвлечению и обобщению. Эти возрастные различия в процессе мышления были выявлены путем наблюдения за словесными реакциями учащихся, т. е. объективно. При этом исследователь только наблюдал и совершенно не вмешивался в естественное, независимое от него течение уроков.
Правильно организованный метод объективного наблюдения в психологии характеризуется следующими особенностями:
1. Подлежащие изучению явления наблюдаются в обычных для них условиях, без внесения каких-либо изменений в их естественное течение. Сам факт наблюдения не должен нарушать изучаемое явление.
2. Наблюдение проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления. Например, особенности эмоционально-волевых процессов в связи со спортивной деятельностью лучше наблюдать во время соревнований, чем на обычных уроках физической культуры.
3. Собирание материала путем наблюдений проводится по предварительно составленному плану(программе) в соответствии с задачей исследования. Это облегчает отбор объективных материалов, характерных для изучаемого явления.
4. Наблюдение проводится не однократно, а систематически; количество наблюдений и число наблюдаемых лиц должно быть достаточным для получения значимых результатов.
5. Изучаемое явление должно наблюдаться при разных, закономерно меняющихся условиях. Например, факты, характеризующие умственную утомляемость учащихся, необходимо наблюдать как на первых, так и на последних уроках в расписании учебного дня.
6. Результаты наблюдений подлежат точной регистрации: ведется протокол наблюдения, в который с достаточной полнотой заносятся объективные показатели, характеризующие как основные, так и сопутствующие факты.
7. В большинстве случаев применяются точные приемы фиксации наблюдаемых явлений с использованием для этой цели иногда очень сложных приборов: хронометраж, фото- и киносъемки, магнитофонные записи, стенографирование и т.
Наблюдение за проявлениями познавательного интереса учащихся на уроке
Цель: Формирование у учителей навыков наблюдения за проявлениями познавательного интереса учащихся на уроке.
При наблюдении на уроке учитель может использовать данную шкалу оценки
Показатели познавательного интереса
Ученик задает вопросы
Визуально отличается интеллектуальной самостоятельностью в работе
Проявляет инициативу и поиск при выполнении творческих заданий
Включается успешно в обсуждение дискуссионных вопросов
Без принуждения и активно участвует в объяснении учителем нового материала
Явно проявляет стремление высказать свое соображение, поделиться своей информацией
Стремиться выполнять задания всеми возможными способами
Участвует активно в обсуждении учебных проблем и вопросов
Дополняет и рецензирует ответы товарищей
Владеет логическими приемами мышления
Обходится без помощи учителя
На уроке работает сосредоточенно, не отвлекаясь
Проявляет организованность в работе
Доводит начатое дело до конца
Не отказывается от сложных заданий
Проявляет упорство при выполнении трудных заданий
По собственной инициативе выбирает трудные задачи
Быстро включается в работу на уроке
Владеет учебно-организационными умениями
Не успокоится, пока не поймет возникший вопрос
Оказывает помощь товарищам
Проявляет неудовлетворенность, если вынужден прервать работу
Возвращается к проверке выполнения задания
Высокий уровень увлеченности при выполнении учебных заданий
Проявляет возбужденность, оживленность, если задание требует интеллектуального напряжения
Способен к самооцениванию и взаимооцениванию
Коучинг- тренинг «Методика проведения наблюдения в классе. Структурированные» и «неструктурированные» таблицы наблюдений».
Коучинг разработан для работы с учителями.На занятие учителя знакомятся с структурированным и неструктурированным наблюдение на занятия.Чем отличаются структурированное и неструктурированное наблюдения? Когда и с какой целью можно вести структурированное наблюдении?
Просмотр содержимого документа
«Коучинг- тренинг «Методика проведения наблюдения в классе. Структурированные» и «неструктурированные» таблицы наблюдений».»
«Методика проведения наблюдения в классе. Структурированные» и «неструктурированные» таблицы наблюдений».
Учитель начальных классов, школьный тренер Чирова Л.А
Цель: Применение структурированного и неструктурированного наблюдения за учащимися и учителями.
Виды наблюдения: структурированное и неструктурированное;
Об эффективности метода наблюдения
Актуализировать свои знания по проблеме;
Вести структурированное и неструктурированное наблюдение на занятия
Упражнение «Нарисуй своё имя»
Цель: расширить представление о себе.
Взяв карандаши и бумагу, участники располагаются в любом удобном месте аудитории. На листе бумаги им предстоит нарисовать образ собственного имени в аллегорической форме так, как они себе его представляют. После того, как все закончили рисовать, каждый участник презентует свой рисунок.
Бумага, цветные карандаши.
Инструктаж: Карта наблюдения за педагогом, проводящим учебное занятие.
Для выполнения задания члены фокус-группы проводят наблюдение за учителем, проводящим занятие.
Карта наблюдения за педагогом
Психологический тест «Насколько Вы наблюдательны?» (Приложение 1)
Данный тест покажет, насколько члены коучинга наблюдательны. В каждом вопросе учителя выбирают один из вариантов ответа.
Затем по таблице подсчитывают количество баллов и определяют, насколько каждый из тестируемых наблюдателен.
Тест, таблица подсчетов баллов, результаты теста.
Тесты с ответами обучающихся.
Вызов «Мозговой штурм»
— Что такое наблюдение?
— Какие виды наблюдения вы знаете?
Обучающиеся делятся мнением со своими коллегами (рассуждают по вопросам).
А) Метод «Ассоциация». Формативное оценивание
— Чем отличаются структурированное и неструктурированное наблюдения?
— Когда и с какой целью можно вести структурированное наблюдении? Неструктурированное?
По форме организации
Структурированное наблюдение – проводится по заранее подготовленному плану и формализованным документам.
Неструктурированное наблюдение – проводится с пользованием лишь общего принципиального плана, результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
В) Инсерт (Чтение с пометками)
Обсуждение в паре, группе.
Учителя группы сначала индивидуально, затем в группе определяют виды наблюдений.
«Ассоциативный куст» разработанный учителями
Анализ и оценка наблюдения.
1) В конце занятия на основании собранных данных наблюдения необходимо учителю, ведущему занятие, дать оценку степени выраженности каждой из характеристик по семибалльной шкале, обведя кругом соответствующую цифру в столбце “Балл”.
2) Результаты неструктурированного наблюдения за членом группы.
После заполнения карты наблюдения проводится количественное обобщение результатов. Для этого необходимо просуммировать все баллы и проинтерпретировать их, используя следующий ключ.
45-49 баллов – очень высокая оценка.
34-20 баллов – средняя оценка.
Критерии обработки материалов опросника
Заполненный лист- опросник
Участники занятия составляют «Синквейн».
Домашнее задание: провести наблюдение за учеником в классе и посетить урок коллеги и провести наблюдение за учителем; заполнить листы протокола наблюдений.
Упражнение высокой активности
Сущностная характеристика культуры
Задание 1. Что такое культура?
Стратегия «Автобусная остановка» по 5-7 минут на каждую остановку.
Важной предварительной задачей для учащихся и учителей является отражение понятия концепции «культура».
1. «Что такое культура?» Включите все аспекты, которые могли бы составить понятие «культура».
Школьная культура. Атмосфера в школе и классе
Записывают свои идеи и обсуждают их в группе (группе не повторять написание понятий).
Рассматривают и заполняют таблицу
Флипчарт, для каждой группы один цвет маркера.
Что такое культурная активность?
результатов с другой парой учителей)
5 мин. на подготовку;
1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Метод «Ресторан» (ресурс активные методы обучения)
тренер предлагает представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
— Я съел бы еще этого…
— Больше всего мне понравилось…
— Я почти переварил…
— Я переел…
— Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточках и приклеивают на лист флипчарта, комментируя.
лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Данный тест покажет то, насколько Вы наблюдательны. В каждом вопросе выберите один из вариантов ответа.
1. Вы заходите в какую-то организацию:
а) обращаете внимание на расположение столов и стульев;
б) обращаете внимание на точное расположение предметов;
в) разглядываете, что висит на стенах.
2 Встречаясь с человеком, вы:
а) смотрите ему только в лицо;
б) незаметно оглядываете его с ног до головы;
в) обращаете внимание лишь на отдельные части лица (глаза, нос. ).
3. Что вам запоминается из увиденного пейзажа:
а) цвета;
б) небо;
в) чувство радости или грусти, охватившее вас тогда.
4. Когда вы утром просыпаетесь, то:
а) сразу же вспоминаете, что вам предстоит делать;
б) вспоминаете, что вам снилось;
в) обдумываете, что произошло вчера.
5. Когда вы садитесь в общественный транспорт, то:
а) проходите вперед, ни на кого не глядя;
б) разглядываете тех, кто стоит рядом;
в) обмениваетесь словом-другим с теми, кто к вам ближе всего.
6. На улице вы:
а) наблюдаете за транспортом;
б) смотрите на фасад домов;
в) наблюдаете за прохожими.
7. Когда вы смотрите на витрину, то:
а) интересуетесь лишь тем, что может вам пригодиться;
б) смотрите и на то, что вам в данный момент не нужно;
в) несколько раз внимательно рассматриваете каждый предмет.
8. Если дома вам нужно что-то найти, то вы:
а) сосредоточиваетесь на том месте, где, как вы предполагаете, могли оставить этот предмет;
б) ищете везде;
в) просите других помочь вам.
9. Рассматривая старый групповой снимок ваших близких, друзей, вы:
а) волнуетесь;
б) вам становится смешно;
в) вы пытаетесь узнать тех, кто снят.
10. Представьте, что вам предложили сыграть в азартную игру, которую вы не знаете. Вы:
а) пытаетесь научиться в нее играть и выигрывать;
б) отказываетесь от этой затеи через какое-то время;
в) вообще не играете.
11. Вы кого-то ждете в парке и:
а) внимательно наблюдаете за теми, кто рядом с вами;
б) читаете газету;
в) о чем-то мечтаете (думаете).
12. В звездную ночь вы:
а) пытаетесь разглядеть созвездия;
б) просто смотрите на небо;
в) вообще не смотрите.
13. Читая книгу, вы:
а) помечаете карандашом то место, до которого дошли;
б) оставляете закладку;
в) доверяете своей памяти.
14. О своих соседях вы помните:
а) их имя и отчество;
б) их внешность;
в) ни то, ни другое.
15. Оказавшись перед сервированным столом:
а) восхищаетесь его изысканностью;
б) проверяете, все ли на месте;
в) смотрите, все ли стулья стоят как нужно.
— Подсчитайте ваш результат по таблице.
От 150 до 100 очков. Бесспорно, вы чрезвычайно наблюдательны. Вместе с тем вы способны анализировать и самого себя, свои поступки. Вы в состоянии с замечательной точностью оценить другого человека.
От 99 до 75 очков. У вас достаточно развита наблюдательность, но все же при оценке вас иногда подводит предубежденность.
От 74 до 45 очков. Вас не слишком интересует то, что скрывается за внешностью, манерой поведения других. Хотя в общении у вас не возникает сколько-нибудь серьезных психологических проблем.
Менее 45 очков. Вас абсолютно не интересуют сокровенные мысли тех, кто рядом с вами. Вы слишком заняты, вам некогда анализировать даже собственные поступки, не то что чужие. Вы не обидитесь, если вас будут считать эгоистом?