Начальник психопат что делать

Как быть, если начальник – псих?

Начальник психопат что делать. Смотреть фото Начальник психопат что делать. Смотреть картинку Начальник психопат что делать. Картинка про Начальник психопат что делать. Фото Начальник психопат что делать

Мы все иногда выходим из себя. Это вполне естественно. Но нормальный человек может быстро взять себя в руки и привести в равновесие свое душевное состояние.

Если такие люди еще и наделены властью, пусть даже незначительной, ограниченной рамками рабочего коллектива, то сотрудникам этого коллектива приходится туго. Мы уже обсуждали исследования Западных психологов и социологов, которые занимались вопросами психологического травматизма в различных его проявлениях. Теперь остановимся на более конкретном случае и постараемся ответить на вопрос: как вести себя работнику, если его начальник неуравновешенный тип (или попросту – псих)?

Психологи давно разработали стратегию поведения, применимую к таким руководителям.

Самая банальная и не редкая ситуация — Вы подчиненный и допустили ошибку в работе. Начальник узнал об этом и в грубой, оскорбительной форме распекает вас прямо в присутствии коллег. Многие руководители просто обожают смаковать просчеты своих подчиненных, унижая их при всех, ведь это дает возможность показать другим свое превосходство.

У работника, попавшего под горячую руку шефа, есть несколько вариантов дальнейших действий:

1. Не выслушивать оскорбления, а самому рявкнуть, что Вы не сработаетесь с таким руководителем и удалиться с гордо поднятой головой в сторону биржи труда, для полной убедительности хлопнув дверью. По дороге, можете собой гордиться и рассказывать знакомым, как вы поставили на место «этого психа».

2. Отвечаете в стиле «сам дурак», не забывая припомнить начальнику его собственные ошибки. Стоит даже попытаться объяснить разбушевавшемуся шефу, что способны выполнять поставленные задачи и без его дурацких указаний. Хотя, это не самый лучший способ, т.к. начальники не любят, когда тычут в их недостатки. Со значительной долей вероятности всё закончится как в пункте 1.

3. Принимаете смиренную позу, извиняетесь и молите о пощаде, слезно обещая, что этого больше не повторится.

Есть шанс, что начальник сменит свой праведный гнев на милость и дарует свое прощение. Но если у Вас есть хоть капля собственного достоинства, оно не даст Вам покоя. Ведь покорно позволяя себя унизить, человек расписывается в собственной ничтожности. Существует риск, что в скором времени за своим «вожаком» последует и «стая». В дальнейшем уже не только руководитель, но и коллеги «по цеху» перестанут с Вами считаться.

Наверняка Вы претендуете на большее и хотите отстаивать свои интересы не потеряв работу, для этого существует –

Главное, не начинайте ставить свои условия из разряда: «Если еще раз вы себе такое позволите, я сразу же уволюсь». Начальники этого очень не любят. В конечном итоге, уволиться можно и без последних китайских предупреждений. Необходимо вежливо, но твердо призвать руководителя не выходить за рамки приличий.

Нет 100% гарантии, что после своих возражений Вас не уволят. Такой риск существует всегда. Тем более не редко встречаются начальники-психопаты, которые не принимают никаких возражений от подчиненных, высказанных даже в самой дипломатической форме. К этим неадекватам нужен особый подход.

В этом случае опасно делать вид, что не понимаете, чего добивается Ваш начальник. Промолчите один раз и он решит, что Вы дали согласие относиться к Вам пренебрежительно.

Конечно, есть руководители, для которых вышеперечисленные способы не эффективны. Это люди с очень неуравновешенным темпераментом, который постоянно проявляется всплесками неконтролируемых эмоций: от «тихого самодурства» до жуткой ярости. Пытаться выяснять с ними отношения не просто бесполезно, но и может оказаться опасно, лучше вообще не попадаться им на глаза пока конфликт не уладится как-нибудь сам по себе.

Самый тяжелый, непробиваемый тип руководителей это психопаты-садисты. Они унижают своих подчиненных не в порыве гнева, а целенаправленно и сознательно, получая от этого удовольствие. Выбранным жертвам уже не удается спрятаться в тихом в уголке и переждать бурю.

К сожалению, социальных психопатов в худшем своем проявлении на руководящих должностях более чем достаточно. Поэтому, о них стоит поговорить отдельно в следующий раз.

Источник

Жизнь с идиотом

Как ужиться с психопатом

Как ни грустно это признать, но ужиться с нарушенной личностью нарциссического склада нормальному здоровому человеку практически невозможно. Зато люди, которые готовы льстить и восхищаться, быстро найдут нишу в окружении нарцисса. Для тех, кто не готов превращаться в восторженного подхалима, Светлана Кривцова рекомендует быть внимательными в ситуациях конфликта, поскольку, как было отмечено выше, нарциссы не выносят даже самой мягкой критики. Попробуйте подавать отрицательную обратную связь максимально объективировано, ни в коем случае не переходя на личность.

Как полагает Искра Шестакова, такие люди лучше понимают функциональный язык, поэтому с ними нужно больше общаться на уровне действий, а не внутренних переживаний, тогда в вашей совместной деятельности будет меньше срывов.

Начальник психопат что делать. Смотреть фото Начальник психопат что делать. Смотреть картинку Начальник психопат что делать. Картинка про Начальник психопат что делать. Фото Начальник психопат что делать

Невинных жертв не бывает

В то же время, по мнению бизнес-тренера Анны Ивановой, иногда мы склонны преувеличивать чужую психопатию. Жертвой психопата человек становится тоже неспроста, подчас лично провоцируя такую реакцию. Иногда говорят так: даже если вы параноик, это не означает, что за вами никто не следит. Но верно и обратное – даже когда за вами на самом деле следят представители всех земных разведок и некоторых внеземных цивилизаций, вы от этого не перестаете быть параноиком. Дело ведь не только «объективно существующих» психопатах, но и в психопатологических отношениях, в которые мы с ними вступаем. В качестве своих жертв психопаты обычно выбирают эмоционально слабых, неустойчивых людей. Стоит нам измениться, и, возможно, от нас просто отстанут. Та самая сестра моей знакомой впоследствии поняла, что, постоянно вступая в психопатологические отношения с боссами, она заново проживала некоторые детские травмы. Как только она прошла через специальный личностный коучинг, все «мучители» как по волшебству исчезли. Так что причину надо все равно искать в себе, не забывая, что при желании психопат в роли начальника найдется всегда.

Психопат ли ваш начальник?
Предлагаем вам короткий тест из журнала Fast Company, составленный на основе стандартного опросника Роберта Хэера. Тест Хэера или, как говорят американские полицейские The Hare, применяется полицией США и Канады для выявления психопатов.

В каждом вопросе, ответ «да» равняется 2 баллам, ответ «возможно» или «немного» – 1 баллу, и ответ «нет» – 0 баллов. Вопросы, не выделенные жирным шрифтом, служат пояснением к главному и не оцениваются отдельно.

1) Он боек на язык и внешне привлекателен?
Он хороший оратор и, вообще, внешне привлекательный человек – веселый, общительный, но слишком увертлив в разговоре? Может выдать себя за эксперта на деловой встрече, даже если по-настоящему ничего не знает о теме беседы? Он льстив? Обольстителен, но неискренен? Умеет рассказывать смешные, но невероятные истории из своей жизни? Если есть возможность, любит появляться на телевидении?
Балл

2) У него обостренное чувство собственной значимости?
Он любит хвастаться? Он нахален? Высокомерен? Постоянно доминирует над окружающими? Ведет себя так, как будто все вращается вокруг него? Считает себя «выше» правил, которые обязательны для «маленьких людей»? Старается не замечать своих собственных юридических, финансовых или личных проблем, утверждает, что они временны, или же винит в них других людей?
Балл

3) Он патологический лжец?
Он придумал себе биографию, чтобы представить себя в более позитивном свете, например, утверждая, что поднялся из низов, в детстве вел бедную и тяжелую жизнь, хотя на самом деле его родители были вполне обеспеченными людьми? Он постоянно лжет, даже тогда, когда его можно легко разоблачить? Когда его «вывели на чистую воду», он по-прежнему делает вид, что все в порядке, поскольку уверен в своей изворотливости? Ему нравится врать? Он гордится своим умением обманывать? Вам трудно понять, знает ли он, что врет, или обманывает сам себя и верит в свои россказни?
Балл

4) Он умело использует доверие других и является искусным манипулятором?
Он пользуется своей способностью манипулировать другими людьми в погоне за деньгами, властью, статусом и сексом? Он прекрасно умеет использовать других людей? Он вовлечен в нечестные схемы, например в искажение финансовой отчетности или уход от налогов?
Балл

5) Принося вред другим людям, он не чувствует вины?
Он думает только о себе, а не о тех страданиях, которые приносит другим людям? Он говорит, что чувствует свою вину, хотя на самом деле ему все равно? Если его признали виновным в преступлении, он не сознается, даже выйдя из тюрьмы? Он всегда обвиняет других людей в создании проблем, за которые несет ответственность он сам?
Балл

6) Он не способен к глубоким чувствам?
Он остается холодным и отстраненным, даже если кто-то рядом с ним умирает, страдает или серьезно заболевает? Он любит театральные демонстрации эмоций, являющиеся лишь инсценировкой в расчете на зрителя? Он прикидывается вашим другом, но никогда не спрашивает о вашей жизни или душевном состоянии? Он из разряда руководителей, любящих рассуждать о том, что чувства – «удел неудачников и нытиков»?
Балл

7) Он холоден к другим людям?
Ему наплевать на чувства окружающих? Он крайне эгоистичен? Хладнокровно издевается над другими людьми? Эмоционально оскорбляет подчиненных, друзей или членов семьи? Может уволить сотрудника, не думая, как тот будет существовать без работы?
Балл

8) Он не способен отвечать за свои поступки?
У него всегда наготове какое-нибудь оправдание? Он винит других в своих собственных проступках? Уличенный в преступлении, он отказывается признать свою вину, даже если ему предоставили неопровержимые доказательства?
Балл

Итак, если ваш начальник набрал 1-4 балла, вас можно поздравить: ваш шеф отличается редким в наше время психическим здоровьем.
Если 5-7 – будьте с ним осторожны!
Если 8-12 – остерегайтесь его!
Если 12-16 – берегитесь, ваш начальник – ярко выраженный психопат!

Алексей Гостев
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/56596/

дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 2778

Источник

Как «поставить на место» зарвавшегося босса
(Методы противостояния начальникам-самодурам)

Начальник психопат что делать. Смотреть фото Начальник психопат что делать. Смотреть картинку Начальник психопат что делать. Картинка про Начальник психопат что делать. Фото Начальник психопат что делатьНачальники бывают разные: умные и глупые, добрые и злые, хитрые и не очень. К сожалению, попадаются и настоящие «отморозки», решившие почему-то, что должность и социальный статус позволяют им унижать достоинство тех, кто зависит от них в той или иной степени. Что поделать, деньги и власть часто портят людей.

Не стоит пасовать перед большими боссами, обзывающими вас последними словами, брызжущими слюной и топающими ногами от ярости. Нужно уметь с ними разговаривать. И не забывать при этом о своих интересах. Существуют стратегии поведения, разработанные психологами специально для таких случаев. Если целование начальства куда-то пониже спины — это не ваш стиль, прочтите внимательно эту статью.

Вы можете стать объектом пренебрежения или унижения за то, что пришли на работу без галстука; за то, что нечаянно опоздали; за то, что не поняли приказа, который вам дали и т.д. Самая распространенная ситуация — вы допустили какую-нибудь ошибку. Ваш руководитель обнаружил ее и дает вам знать, что вы не должны были так поступать, что вы никуда не годитесь и т.п. Делается это в грубой и оскорбительной манере, очень часто при свидетелях. К сожалению, многие руководители рассматривают возможность указать подчиненному на его промахи как лишний повод показать свое превосходство. Они обожают акцентировать на этом внимание, смаковать просчеты сотрудника, унижая тем самым его как личность.

Ваши возможные действия:

Вариант 1. Конечно же, вместо того, чтобы выслушивать начальственный бред, всегда можно в соответствующих выражениях заявить во всеуслышание, что вам с таким боссом не по пути. После чего, естественно, остается лишь покинуть офис с гордо поднятой головой. «Произнеся это, граф с достоинством удалился. Весь в белом», — Стругацкие, кажется. Зато по дороге на биржу труда вы вдоволь потешите собственное самолюбие, вспоминая, как поставили на место «этого кретина». Правда, может случиться менее приятный вариант развития событий: за вас возьмется охрана босса и вы покинете фирму не своим ходом, а вылетите с вещами на улицу.

Вариант 2. Вы вспыхиваете и отвечаете в стиле «сам дурак»: говорите, что он не имеет права вас критиковать, потому что сам делает ошибки, сам опаздывает и т.д. И вообще — вы квалифицированный специалист и способны справиться с работой без его указаний.

Это плохой выбор. Боссы не любят, когда подчиненные указывают на их недостатки, особенно публично. Поэтому результат предсказывать не берусь. Скорее всего, будет то же, что и в п.1. Работу вы потеряете.

Вариант 3. Вы падаете на колени, рвете рубаху на груди, посыпаете голову пеплом, смиренно извиняетесь и просите смилостивиться над вами. После чего говорите, что сожалеете, что это было глупо с вашей стороны и что это больше никогда не повторится.

Этот вариант чуть лучше предыдущего. Сменив гнев на милость, босс может даровать вам свое прощение. Плохо только одно. Если у вас есть хоть капля собственного достоинства, вы долго не сможете избавиться от ощущения, что о вас вытерли ноги. Кроме того, безропотно принимая унижения в свой адрес, вы признаете собственную ничтожность. Демонстрируя отсутствие гордости и самоуважения, вы рискуете, что не только руководитель, но и ваши коллеги-сослуживцы в итоге перестанут с вами считаться. Дело в том, что в организациях очень развит феномен подражания. И если авторитетный лидер или начальник выберет вас «мальчиком (девочкой) для битья», рано или поздно его поведение начнут копировать остальные сотрудники. Стая следует за своим вожаком — об этом знали еще древние.

Я убежден, что вы достойны большего. В конце концов, вы пришли на фирму продавать свои профессиональные знания, опыт и умения, а не себя лично. Поэтому проявление чувства собственного достоинства вполне уместно. Вы можете отстоять свои интересы и сохранить свою работу.

Вариант 4. Во-первых, лучше всего дать боссу высказаться, то есть «выпустить пар», прежде чем пытаться ответить. Дождитесь момента, когда он будет способен вас выслушать. Далее вы признаете, что сделали ошибку, что сожалеете об этом и в следующий раз будете более внимательны. После чего добавляете, что ваш начальник (начальница) говорит в довольно резком тоне, и вы не видите необходимости в этом. Во-вторых, лучше всего выяснять отношения с начальником в конфиденциальной обстановке.

И еще: не пытайтесь ставить начальнику ультиматумы типа: «Если это еще раз повториться, я сразу же увольняюсь с вашей фирмы». Боссы терпеть не могут, когда подчиненные ставят им условия. В конце концов, написать заявление об уходе вы всегда сможете и без китайских предупреждений. Лучше просто скажите, что такой стиль поведения мешает вам сосредоточиться на своих служебных обязанностях. После чего вежливо, но твердо попросите босса умерить свой пыл.

Конечно, существует риск, что вы будете уволены, даже если выскажете возражения в корректной форме. Встречаются боссы-психопаты, которые не терпят любых проявлений самоуважения со стороны своих подчиненных. К ним нужен несколько иной подход. (Об этом я расскажу чуть ниже.) Но большинство руководителей с уважением относятся к тем сотрудникам, которые честно выражают собственное мнение в надлежащей — уверенной и корректной форме, не задевая при этом самолюбие своего начальника.

***
Унижения могут принимать не только словесно-агрессивную форму. Не менее оскорбительно и т.н. пассивно-уничижительное поведение. Это и обидные шуточки, и иронические замечания в ваш адрес, и саркастические улыбки, и вежливо-пренебрежительный тон распоряжений, и презрительные нотки в голосе вашего босса. Все это делается с целью унизить вас, однако делается в завуалированной манере и как бы походя.

В подобных случаях не следует делать вид, что не замечаешь унижения. Если вы промолчите, Вы как бы даете согласие относиться к вам таким же образом и в будущем, признаете право босса считать вас чем-то малозначительным, не стоящим особого внимания и, тем более, уважения.

В таких ситуациях помогает следующая стратегия. Не пытайтесь подавить ваши чувства. Скажите, что вас беспокоит такое поведение босса, что вам совсем не нравятся шуточки в ваш адрес. Прямо спросите его, что это значит.

Когда вы ищите разъяснения, у вас появляется возможность «поставить на место» вашего визави. То есть вы поймали его (ее) на не совсем честной игре, требуете объяснений и даете понять, что с вами следует обращаться как с равным. Причем вы это делаете в корректной и уверенной манере, поэтому хорошие отношения между вами и боссом вполне могут наладиться.

***
Однако есть боссы, применять к которым вышеперечисленные стратегии не только малоэффективно, но и опасно. Обычно это начальники с крайне неуравновешенным темпераментом и чрезмерной возбудимостью, которая регулярно находит выход во вспышках неконтролируемых эмоций: от «тихого самодурства» до диких припадков. Выяснять с ними отношения в такие моменты — значит, накликать на свою голову большую беду.

Как ни странно, таких начальников часто любят и уважают подчиненные. Это классический тип «отца-директора». В него все верят. Он — непререкаемый лидер. Работники относятся к нему не иначе, как к благодетелю. И на это есть причины. Он наказывает и поощряет по своему усмотрению, обычно не любит увольнять по сокращению штатов («лучше победней, но вместе»), каждый может обратиться к нему с личной проблемой. За это ему прощают многое: ошибки, вредные привычки, грубость.

Но когда он взвинчен — лучше держаться от него подальше. Если его нервы на пределе, он устраивает выволочку каждому, кто попадется ему под горячую руку. И при этом не особенно церемонится в выражениях. Правда, он быстро об этом забывает. Поэтому в такие моменты полезно вспомнить старую солдатскую мудрость: «Подальше от начальства — поближе к кухне». Старайтесь не попадаться ему на глаза некоторое время, и конфликт уладится сам собой.

Гораздо опаснее другой тип начальников — психопаты-садисты, они же «классические» самодуры. В отличие от предыдущих, эти унижают подчиненных не в порыве неконтролируемого гнева, а сознательно и целеустремленно, для собственного удовольствия. И если такой начальник выберет вас своей жертвой, тихонько отсидеться в уголке вам не удастся.

Социальных психопатов на руководящих должностях сегодня встречается достаточно. К сожалению, теперешняя жизнь в нашей стране к тому всячески располагает. Они характеризуются отменными «бойцовскими» качествами, полным отсутствием угрызений совести, тщеславием и некритичностью в оценке собственных поступков. Плюс постоянно присутствующий синдром подозрений всех и вся во всяческих кознях. Свойственная таким типам наглость (сильный тип нервной системы!) в сочетании с непогрешимой уверенностью в себе обычно парализует волю и способность к сопротивлению у жертвы. К тому же, у них прекрасно развито чутье на людей, которые психологически слабее их. А хорошо развитая интуиция позволяет избегать настоящих бойцов, способных достойно ответить на такой стиль «руководства». Все эти качества позволяют социальным психопатам достигать значительных карьерных высот.

Установлено, что психотип начальника-самодура, как ни странно, почти полностью совпадает с психотипом. серийного убийцы. Это одного поля ягоды. Только один получает высшее наслаждение, проливая реки крови, а другой жаждет «пить» ее по капле, изо дня в день терзая и унижая подчиненных. У обоих первичные мотивации — сексуальная похоть, болезненная агрессивность или жажда мести, причудливо трансформируются в упоение властью и желание повелевать людьми. В быту же оба зачастую являются серыми и малопримечательными людьми. Как тут ни вспомнить тихого учителя Чикатило или «простого рабочего» Оноприенко. А служебные изверги, на работе терроризирующие целые коллективы, в быту часто являются «подкаблучниками» у жены или любовницы.

Даже приходить в фирму, где властвует босс-психопат, иной раз тяжело. Затерроризированные работники вскакивают как автоматы и скороговоркой тарабанят заученный текст. Мол, наша фирма — самая лучшая фирма в мире и т.п. Хотя, на людей, склонных робеть перед сильной властью, это производит большое впечатление. («Настоящий руководитель! А какая у него команда!») Такой начальник мастерски нащупывает точно тот способ, который применим к конкретному работнику. Завиноватит, испугает его. В ход идет все — и ироническая улыбка в нужный момент, и грубый окрик.

Идеальный работник для такого босса — это раб, у которого от одного только вида начальствующей персоны должна появляться дрожь в коленках. И запугивать своих сотрудников такие руководители начинают уже при приеме на работу — на собеседовании. Поэтому у вас всегда будет время взвесить все «за» и «против», решить для себя, стоит ли работать в такой фирме. Я не призываю вас громко хлопать дверью и отказываться от всяких попыток занять в такой организации нужную должность. Просто подготовьте себя к определенному стилю поведения с вашим будущим боссом.

Самое главное — научиться стряхивать с себя тот липкий страх, которым вас будут пытаться обмазать. Начальник-садист всегда пытается поставить своего подчиненного не просто в зависимость, а в зависимость тревожную, и если удается, то эту тревогу он доводит до судорог. Не поддавайтесь. И поменьше вступайте с ним в словесные перепалки. Такие начальники — опытные демагоги и блестящие ораторы, беспардонно и умело сбивающие с толку оппонента. У них хорошо отработана техника ведения разговора. Они умеют одним замечанием сбить с толку собеседника, помешать развитию мысли, если эта мысль по каким-то причинам им не нравится. К тому же, у таких боссов весьма извращенная логика мышления: «Если сотрудник мне противоречит — значит, не боится. Не боится — значит, не уважает». Поэтому те, кто не боится открыто возражать начальнику, на такой фирме долго не задерживаются.

А защититься от начальников-психопатов проще простого. Если вам слишком досаждают устрашающие «танцы» вашего босса, надо всего лишь мысленно поставить стенку между ним и собой. Создайте между вами экран. Для этого следует вообразить непробиваемую стену. Из чего вы ее соорудите — дело вашего воображения. Из кирпича, стали, бронированного стекла, просто плотного воздуха, магнитного поля. И вы вдруг увидите, как брызжущий слюной и топающий ногами большой босс станет вам абсолютно безразличен.

В этом случае перемена разительна. Они вдруг становятся вежливыми и спокойными. Даже доброжелательными. Чаще всего у них возникает неподвластное им чувство уважения к человеку, которого они не могут «пробить».

Еще психологи советуют накрывать таких боссов воображаемым стаканом. Но это уже не совсем гуманно — они начинают чувствовать себя весьма неуютно, нервничают и, ощущая свое бессилие перед вами, начинают вымещать злобу на других сотрудниках.

Научитесь вызывать в своих ощущениях такое спокойное безразличие и включайте его тогда, когда вам это надо. По крайней мере, с таким приемом вы гарантированы от непрошеного давления на вашу личность.

***
Напоследок я вам расскажу, как «осадить» чересчур инициативного босса. Есть начальники, которые вроде бы и не кровожадны, но вполне способны довести подчиненных до тихого сумасшествия своими идиотскими начинаниями и «ценными» указаниями. Например, вы квалифицированный специалист и полгода разрабатываете некий проект. Наконец, окрыленный, вы несете его к большому начальнику на утверждение. Далее следует типичная ситуация. Большой босс, который понимает в специфике вашей деятельности столько же, сколько заяц в геометрии, тем не менее, считает своим долгом указать на ваши ошибки и требует внести коррективы. Вы понимаете, что для проекта это катастрофа, что предложенные изменения ставят на нем крест. Понимаете, но сделать ничего не можете. С боссом спорить бесполезно — к начальнику в кабинет входят со своим мнением, а выходят с самизнаетечьим.

В этом случае Вам поможет золотое правило подчиненного. Оно прекрасно известно всем опытным бюрократам. Во-первых, даже самые идиотские начинания начальства вы должны встречать с видимым восторгом и демонстрировать неуемное рвение. Во-вторых, вы должны систематически информировать начальство об успехах в деле. Самый сложный и ответственный третий этап: здесь нужно дождаться того момента, когда начальственный пыл немного поутихнет; и только тогда начинать микроскопические «инъекции правды». Высшее мастерство — это повернуть дело так, чтобы начальство само забыло о своих идиотских инициативах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *