Начинающий репетитор по математике с чего начать
Как стать репетитором: 8 полезных советов для начинающих
Пожалуй, каждый студент, да и не только студент, задумывался о том, чтобы подработать репетиторством. Но человеку без опыта не всегда понятно, с чего вообще начать, где искать учеников и как составлять программу.
Я занимаюсь со школьниками русским языком уже 4 года. Прежде всего, нужно понять, что репетиторство — это сложно, ответственно и поначалу сам процесс будет отнимать много времени. Чаще всего дети, которым нанимают репетитора, не очень сильны, а иногда даже не заинтересованы в вашем предмете. А вам нужно за короткое время (иногда это может быть всего лишь несколько недель) привести ребёнка к определённому результату.
1. Начните с практики
Прежде чем искать учеников, попробуйте какое-то время «поработать» учителем для младшего брата, сестры, детей соседей или друзей. На первом курсе я безвозмездно помогала готовиться к ЕГЭ по русскому знакомой одиннадцатикласснице: давала какие-то советы, объясняла теорию, проверяла сочинения. В итоге девочка получила 98 баллов и поступила на филфак МГУ, а я вдохновилась её успехами ирешила стать репетитором.
2. Поспрашивайте знакомых
Спросите у друзей: наверняка в вашем окружении есть уже те, кто давно занимается репетиторством. Узнайте, какие были трудности, когда они только начинали работать, послушайте их истории успеха.
3. Изучите литературу
Полистайте школьные учебники, сходите в книжный магазин и посмотрите, какие требования предъявляют сегодня к школьникам. Если вы выпустились пару лет назад, то вспомните, как сами готовились к экзаменам. Почитайте книги по детской психологии и пособия по педагогике, чтобы лучше выстраивать отношения с учениками. Хорошо подойдут книга Марины Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ» или Роберта и Джин Байярд «Ваш беспокойный подросток (Практическое руководство для отчаявшихся родителей)».
Если планируете готовить детей к выпускным экзаменам, загляните на сайт ФИПИ: там есть открытые банки заданий, демоверсии экзаменационных вариантов, плюс публикуются последние новости по изменениям в ОГЭ и ЕГЭ. Я советую посещать этот сайт минимум раз в неделю.
Сложнее сразу браться за подготовку к вступительным экзаменам в конкретные вузы — например, к внутреннему испытанию в МГУ. Но если вы студент или выпускник этого университета, сами сдавали вступительный и понимаете его специфику, то почему бы и не попробовать.
4. Продумайте общий план работы
Непосредственно программы лучше разрабатывать под конкретных детей. Пока вы их не нашли, сформулируйте общую схему работы, например, для выпускных классов. Продумайте какие-то фишки, которые разнообразят ваши уроки. Например, мои ученики запоминают глаголы-исключения и корни с чередующимися гласными в виде небольших стихотворений, а младшие школьники учат правила в форме сказки.
5. Начните искать учеников
Начинайте поиски учеников в начале августа. К сентябрю найдётся как минимум несколько человек, а вы за месяц успеете разработать программу.
Первых учеников лучше всего искать по сарафанному радио. Скажите о том, что решили репетиторствовать, например, маме или тёте: они расскажут об этом соседям, коллегам и подружкам в фитнес-центре. Можно опубликовать объявление в разделе «Услуги» на Avito, написать посты в соцсетях — на своих страничках или в группах, где репетиторы ищут учеников, а ученики — репетиторов. Постарайтесь лаконично рассказать о том, что вы умеете, об учебных и научных достижениях. А если у вас уже есть какой-то опыт преподавания, обязательно о нём напишите.
8 главных ошибок при выборе репетитора
Ещё один вариант — специальные сайты для поиска репетиторов, но они чаще всего просят плату за свои услуги. Если у вас хорошие отношения с учителями в родной школе, можете закинуть удочку и туда: наверняка есть ученики, которые ищут репетитора.
Некоторые родители не горят желанием отдавать своего ребёнка в руки студента. Но я считаю, что стаж работы в репетиторстве — не самое главное. Студент, который поступил в престижный медицинский вуз и отлично сдал биологию, знает предмет на уровне, на котором может его объяснять и подготовить к экзамену будущего выпускника. Так что совет родителям: не бойтесь молодого репетитора! Думаю, даже после разговора по телефону вы поймёте, сможет ли этот человек стать учителем для вашего ребёнка. Если сомневаетесь, попробуйте назначить пробное бесплатное занятие.
6. Выберите место для занятий
У репетиторов в крупных городах много вариантов. Вы можете проводить уроки у себя или выезжать к ученикам, заниматься в тихих кафе или антикафе (там вы будете платить не за чай или кофе, а за проведённое время; средняя цена за минуту — два рубля). Можно подумать о коворкинге — своеобразном офисе, в котором вы арендуете пространство на определённый срок. Репетиторы в небольших городах чаще всего работают на дому или ходят к ученикам. Ещё один способ — уроки по скайпу, но я прибегаю к нему в крайних случаях, когда, например, ученик разболелся и не может позаниматься вживую. Всё-таки живое общение в обучении играет важную роль.
7. Оцените свои услуги
Изучите предложения других репетиторов в вашем городе и конкретно в вашем районе. Обращайте внимание на стаж работы: само собой, у опытного репетитора цена за час занятия будет выше, чем у начинающего. Кроме того, стоимость часа урока может варьироваться в зависимости от условий: репетитор занимается на дому, выезжает к ученику, проводит урок на нейтральной территории или дистанционно. После того, как всё проанализируете, назначайте цену. Вы можете не указывать её в объявлении, а писать уже тем, кто откликнется.
8. Проведите пробное занятие
Итак, вы нашли первого ученика. Пробное занятие часто делают бесплатным. На него можно пригласить родителей: они смогут посмотреть на вас как на преподавателя и понять, могут ли доверить вам своего ребёнка. Если ребёнок понравился вам, а вы — ему, если вы осознали, что сможете справиться с поставленной задачей, то время подумать о частоте занятий. Обычно репетиторы занимаются с детьми дважды в неделю, но всё индивидуально. Продолжительность урока зависит от возраста ученика, его уровня знаний и цели занятий.
Обсудите пробелы и проблемы ребёнка с родителями и держите их в курсе его успехов. В это же время попробуйте наладить контакт с самим учеником. Со многими своими ученикам, кто уже окончил школу, я продолжаю общаться. На мой взгляд, репетитору стоит быть для ребёнка добрым, но справедливым наставником. Он не должен вас бояться, но обязан понимать, что ему нужно всё то, что вы ему задаёте.
Помните, что, если вам действительно нравится предмет, который вы преподаёте, скорее всего, в него влюбится и ваш ученик. А если грамотно построить программу и придерживаться плана работы, желаемый результат не заставит себя ждать. При этом нельзя забывать, что кто-то улавливает всё с первого раза, а кому-то нужно объяснить правило несколько раз. Учитесь чувствовать рабочий темп ребёнка. Я вот недавно ликовала: мальчик, который пришёл ко мне полтора года назад с оценкой между двойкой и тройкой, получил твёрдую пятёрку на ОГЭ. Победы детей — это всегда и ваши победы.
Как репетитор по математике может начать урок?
Необходимым требованием успешного формирования различных умений является стремление ученика к познанию. Вот почему от репетитора по математике требуется воссоздать у школьника самого разного возраста положительную мотивацию к умственным и практическим действиям. Казалось бы, все просто, но как репетитору по математике развить желание ученика самостоятельно выполнять домашние и совместно решаемые упражнения? Как сформировать стимул к познанию, умение управлять своей познавательной деятельностью?
Решение подобных вопросов во многом зависит от умения репетитора по математике овладевать вниманием учащихся. Как правило, удачно выбранный вид деятельности в первые минуты урока настраивает детей на плодотворную работу в течение всех 60, 90 и даже 120 минут. Вызвав интерес к теме, репетитор по математике прикладывает к дальнейшим объяснениям минимальные усилия, ибо активность внимания поддерживается мотивационными силаи.
На начальном этапе урока мотивом к выполнению большого объема работ может стать практическая польза от процесса решения задач. Одно из направлений — выполнение с репетитором по математике домашнего задания по школе (дети видят от этого практическую пользу – свободное время для прогулок и игр). Однако таким началом надо еще уметь управлять и вовремя перенаправить активность ученика в нужную для данной ситуации сторону. Если репетитор по математике только и делает, что сидит рядом следит за выполнением работы, корректируя ошибки, – ребенок быстро устанет от монотонности процесса, а после завершения выгодной для него работы его вообще не настроишь ни на один вид деятельности. Опыт репетиторства в сочетании с богатством знаний сильного педагога — математика позволяет находить моменты, в которые можно заинтересовать ребенка практической выгодой знаний, или какой-либо проблематикой.
Например, когда в репетитор по математике в 5 классе выполняет со своим подопечным Д/З на тему «площадь прямоугольника», после получения ответа задачи можно поставить проблему вычисления площади при нецелых значениях сторон. Дети уже знают, что такое 1/3 и ¼, поэтому им можно нарисовать фигуру (прямоугольник) с такими длинами и обсудить проблему: как измерить ее площадь. Конечно, репетитор по математике не ставит целей научить умножать дроби, но перевести монотонную работу с учебником в творческую и познавательную — вполне возможно. Ученик плавно переключается на задания репетитора по математике и получает дополнительное развитие. Здесь важно, чтобы репетитор имел свой «рояль в кустах» — то есть комплект задач на части и дроби. Я обычно прихожу к пятикласснику с целым набором рабочих листочков по разным темам, поэтому с большинства домашних задачек могу переключиться на тот или иной методический комплект. Поскольку ребенок уже размят решением школьного задания, ему будет легче включиться в предложенное репетитором по математике действо.
Планируя способ включения учеников в урок, репетитор по математике думает о создании мотивационной основы работы. Репетиторам известно, что творческие посильные задания наиболее сильно удерживают внимание детей. При этом опора на интерес и радость, которую они испытывают от сделанной на уроке работы и открытий помогает создать мотивационную основу для начала творческой и созидательной деятельности. В поиске построения начала урока репетиторы по математике должны опираться на оценку сложности задач, доступных для ребят, и на их новизну.
Выбор формы подачи нового материала находится целиком во власти репетитора по математике и зависит от его мастерства и его вкуса. При этом нельзя не учитывать, что дети быстро привыкают к какому-то одному приему или форме преподавания и устают от однообразия деятельности. Новое начало позволит репетитору по математике избежать этого, даже если вся остальная часть урока построена традиционно.
Ниже описаны наиболее популярные и эффективные способы построения начала урока.
— Предлагается задача, с опорой на жизненный опыт или на смекалку.
— Даются задания на тренировку наблюдательности и памяти, на поиск закономерностей в материале, усвоенном на прошлых уроках с репетитором.
— Тестовые задания репетитора по математике (я работаю со своими он-лайн тестами, а также с теми тестами, которые имеются у меня на карточках и листочках))
— Предлагается решение с традиционными ошибками. Репетитор закладывает каждую из них в свой логический пункт решения и обсуждает ошибки с учеником.
— Дается стандартное решение к традиционной задаче. Нужно найти более простое (рациональное) и короткое решение.
— Предлагается найти план поиска решения какой-нибудь математической проблемы, которая еще не изучалась (поисковый метод).
Важное замечание репетитора по математике
Описанные методики организации начала урока применяются в идеальных условиях проведения домашних занятий, а именно в режиме отсутствия дефицита времени при постоянных занятиях. такжке не должно быть серьезных пробелов в изученном в прошлом материалех. К сожалению, реальные условия обучения практически полностью исключает проработку каждой отдельной темы в течение нескольких уроков. Все популярнее у родителей становится режим «раз в неделю», при котором репетитор по математике не успевает даже повторить темы выборочно (как при обычном ведении урока через монотонное решение задач). Дефицит времени напрямую влияет на использование репетитором по математике правильных методик. Чем реже занятия, тем больше они опускаются до примитивных. Разработка и проведение качественных уроков – весьма хлопотное и дорогое удовольствие.
Уважаемые родители, если Вы хотите дать своему ребенку максимум развития – обеспечьте репетитору по математике нормальные временные условия. Правильное репетиторство – размеренное, неспешное и длительное ведение ученика. Из класса в класс. Обратите внимание на частоту занятий. Она не должна быть меньше 2 раз в неделю. Наилучший график – 3 раза, хотя очень немногие репетиторы по математике соглашаются на него. Любое изменение учебных целей, временной цейтнот форс-мажор в финансах или любые другие факторы, при которых приходится отказываться от урока – лишают репетитора достатка в весьма ощутимом объеме.
Александр Николаевич, репетитор по математике. Москва, м.Строгино.
Как стать хорошим репетитором по математике?
Н аверное, каждый мало-мальски знакомой с математикой человек хотя бы раз в жизни помогал кому-нибудь из отстающих учеников с освоением предмета в домашних условиях, причем немалый процент всех индивидуальных занятий составляют уроки репетиторов по математике – любителей. Обычно это студенты тех или иных высших технических (экономических) учебных заведений, чьи программы связаны с изучаемым предметом самым тесным образом. После получения хотя бы какого-то приемлемого результата с первым же отстающим учеником появляется ощущение, что услуга «репетитор по математике» ничем особенно не отличается от любой другой и в остальных случаях результат ее оказания гарантирует волшебное превращение любого тугодума или лентяя в грамотного математика. Кажется, что для этого достаточно уметь решать те задачи и примеры, которые включены в учебник.
Возникает предположение, что для успешного преподавания азов нужен совсем небольшой набор школьных знаний, который имеется, и решение вопроса о продвижении репетитора по математике сводится к размещению достаточного количества рекламы на крупном или не очень крупном учебном портале. Но уже к второму-третьему ученику оптимизм, присущий молодому преподавателю, угасает, и студент начинает задумываться о том, все ли правильно он делает, чтобы стать успешным репетитором по математике. Не нужны ли для этого какие-то дополнительные знания и навыки? Как корректировать тексты объяснений для лучшего понимания материала? Ко мне регулярно обращаются молодые преподаватели – выпускники ВУЗов различными советами частного или общего порядка, просят указать основные направления, в которых нужно развиваться. В конечном итоге я решил написать небольшую статью о методах и стратегиях поиска себя в профессии, или о том, как стать хорошим репетитором по математике. Она не является инструкцией для продвижения и, тем более, учебником для повышения квалификации, а только обозначает отдельные проблемы, которым стоит уделить внимание.
Вопрос о развитии и становлении репетитора по математике как профессионала сводится к изучению множества мелких условий и характеристик работы с детьми, в совокупности составляющих тот или иной уровень качества индивидуальных уроков. Понятно, что существует некое разделение репетиторов по математике на хороших и плохих, но не совсем ясно как именно добиваться совершенства, на что обратить внимание в практике работы?
Попробуем разобраться в том, какими знаниями и умениями должен обладать хороший репетитор по математике и выделим несколько условий, при которых профессиональный рост может достигнуть наивысшей точки. Сразу отмечу, что эти условия, как говорят серьезные математики, являются необходимыми, но не являются достаточными. В конечном итоге многое зависит от индивидуальных личных особенностей каждого конкретного репетитора, от того, насколько тонко и быстро может оценить тут или иную учебную ситуацию, уровень знаний и даже характер предоставленного ему школьника.
Какое образование должен иметь хороший репетитор по математике?
Безусловно, высокий уровень профессионального образования – это 50% успеха, если не больше. И лучше всего для индивидуальных уроков подходит именно педагогическое образование. В Москве имеется два ВУЗа, где готовят именно преподавателей по математике: Московский Педагогический Государственный Университет им. Ленина и Педагогический Университет им. Крупской. И то и другое – даст молодому репетитору по математике мощную базу не только для проведения обычных занятий, но и поможет овладеть искусством самостоятельного построения методик, дидактических планов к урокам, подбираемых под конкретную программу и класс.
Эти знания помогают репетитору по математике научиться создавать системы упражнений для конкретных типов учеников. Студенты педагогических Вузов занимаются не только самой математикой, но и изучают частные и глобальные проблемы работы с детьми разных возрастов. Кроме получения ценнейших методических навыков приобретаются знания по школьной физиологии (5 — 11 класс).
Практика решения задач
Она нужна каждому серьезному репетитору по математике. И не только для целевой подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Важно сохранить общий уровень математического развития, а для этого необходимо постоянно обращаться к накопленным знаниям. Вне зависимости от конъюнктуры спроса на образовательные услуги и типа ученика, с которым репетитор по математике чаще всего работает. Решайте задачи по мере того, как у Вас появляется свободное время. Решайте много! Иначе можно не только забыть какие-то важные факты и формулы, но и снизить общий IQ уровень. Репетитор по математике, регулярно решающий сложные номера ЕГЭ, олимпиадные или вступительные задачи с экзаменов в сильные ВУЗы, быстрее других преподавателей проконсультирует ученика по неожиданно возникающим у него вопросам. Часто дети приносят на урок различные неизвестные задачки, олимпиадные ребусы, уравнения или неравенства, которые встретились на стороне. Их уровень может быть достаточно высоким, а консультация нужна. Иначе преподаватель потеряет в глазах ученика кредит доверия к уровню его знаний. Если репетитор по математике сам не решает сложные задачки, или решает, но очень долго, по целому уроку, то говорить об эффективности затраченного на занятие времени, увы, не приходится.
В прошлом году ко мне обратился пожилой репетитор по математике с просьбой провести с ним несколько уроков-тренингов для повышения квалификации по подготовке к ЕГЭ. Он с трудом справлялся с задачами С2, ибо давно не практиковался в сложной стереометрии. Большую часть жизни проработал со школьниками 7 — 9 классов и почти не готовил абитуриентов в серьезные ВУЗы. И это несмотря на то, что имел весьма неплохое математическое образование и даже занимал в юности какие-то места на олимпиадах.
Оценка уровня ученика
Очень важно уметь как можно точнее определять знания школьника на первых же минутах урока. Кроме этого нужно воспитывать в себе отношение даже к крайне слабым их проявлениям не как к клейму позора, а как к достижению. Многие репетиторы по математике не умеют переключаться на уровень «ниже плинтуса» и ценить то малое, что учеником было приобретено за предыдущие годы учебы в школе. Они начинают возмущаться или даже кричать на занятии, указывая не неспособность понять элементарные вещи. Конечно же, это недопустимо. Да, ситуации бывают очень сложные и даже безвыходные, но в любом случае репетитор по математике должен иметь безграничный запас выдержки и терпения. Только так можно рассчитывать на успех мероприятия. Не нужно стремиться вести ученика туда, куда его невозможно привести. Если репетитор по математике сильно завысит планку предлагаемым заданиям, то, скорее всего, не сможет поднять знания ученика до ее значения. Возникнет чувство неудовлетворения от проделанной работы, создающее негативный фон отношениям репетитора и ученика. Этого тоже нужно избегать. Поэтому львиная доля домашнего задания должна быть абсолютно по силам даже очень слабому подростку.
Подготовка к объяснениям
Когда я только учился преподавать математику, мне не всегда удавалось лаконично и точно провести объяснения по отдельным темам. И дело было не в том, что я чего-то не понимал или не знал, а в том, что я не слышал себя со стороны. Уверенность в точности словесных сопровождений к теоремам и задачам появилась у меня только через пару лет. Одним из моих помощников был прием репетиции объяснений. Я брал чистый листочек, представлял себе ученика, который сидит рядом и проговаривал вслух все то, что хотел ему рассказать на уроке. Одно дело — запланировать произнести какую-то математическую фразу, а другое — связно и последовательно озвучить рассуждения так, чтобы это было понятно конкретному человеку. Мне очень нравится фраза, которую произнес один знакомый мне репетитор по математике: “Репетиторство – это искусство быть понятым”.
Отношение репетитора по математике к ученику
Нужно полюбить любить своего подопечного (в хорошем смысле этого слова), словно это Ваш собственный ребенок. Тогда возникнет естественное желание ему помочь. Если репетитором по математике движет только жажда заработка, — трудно рассчитывать на продуктивную работу в перспективе. Не стоит его ругать если он не выполняет домашние задания. Нужно искать подходы к нему и учиться говорить с подростком на одном языке, так, чтобы объяснения о том, насколько важно делать уроки не воспринимались как еще одно наставление.
Осведомленность о стандартах школьного образования: экзамены ЕГЭ, ГИА, учебники.
Хороший репетитор по математике всегда следите за всеми нововведениями в стандарты образования, обсуждайте их со своими коллегами. Для подготовки к ЕГЭ и ГИА скачивайте и решайте демонстрационные варианты в начале года, создавайте свою библиотеку по ЕГЭ номерам. Ее удобно вести в электронному виде. Если Вы репетитор по математике фрилансер, не прикрепленный к школе, — регулярно осведомляйтесь о том, как реализуется система современного контроля знаний и выставления отметок. Сейчас все чаще используется десятибалльная система. Изучайте содержания как можно большего числа программ и учебников. Особенно новых. Причем сделать это репетитору нужно до того, как по ним придется заниматься.
Долгая и упорная практика занятий
Вряд ли из начинающего репетитора по математике получится что-то стоящее, если он проводит уроки от случая к случаю, без четкого графика и в перерывах между сном и основной работой. Нужно «вариться» в системе подготовки школьника и пытаться анализировать промахи и успехи свои и ученика. И так с 5 класса до момента подготовки к ЕГЭ. Читайте статьи на образовательную тематику, изучайте опыт работы других репетиторов. Больше общайтесь с детьми и родителями, уделяя внимание проблемным учебным темы.
Ранняя подготовка к ЕГЭ по математике
Не стремитесь сразу же браться за ЕГЭ. Как часто происходит? Молодой репетитор получает ученика, которому нужно сдать ЕГЭ на высокий балл, и, толком не оценив уровень экзамена, свой уровень и цели родителей, сваливается на простейшую работу, аналогичную школьной. В результате в ход идут только задачи части “B”. Или, наоборот, при избытке знаний начинается накачка ими ученика. В сумасшедшем темпе, который бедного школьника нагружает так, что он перестает что-либо понимать. В результате родители прекращают занятия с репетитором. Подготовка к ЕГЭ по математике – ответственное мероприятие, требующее не только тонкого анализа соответствия целей и возможностей подготовки, но и наличия способностей репетитора к объяснению отдельных тем в сочетании с широкомасштабным повторением всего курса математики за 5 — 11 класс.
Для подготовки к задачам С3-С6 не нужны дополнительные знания, кроме школьных. Однако, хороший репетитор по математике обязан знать на 10 порядков больше ученика. Знать и держать эти знания под замком. Они пригодятся, например, для дополнительной проверки правильности полученного учеником решения.
Начинающий репетитор “выезжает”, как правило, на сформированном умении решать сложные задачи, а не на умении формировать способность к их решению у ученика. Чтобы научиться этому, нужна хорошая практика общения с детьми разного уровня развития. Она приобретается годами.
Репетитор по математике Москва, Строгино. Колпаков А.Н
Я бы добавила еще, что хороший репетитор по математике должен выглядеть (а лучше, конечно, быть) довольным жизнью, измученный задерганный преподаватель наводит родителей (а потом и учеников) на мысль о том, что не по любви к предмету человек работает. Хотя, наверное, Вы это и имели в виду, когда писали, что надо полюбить ученика (в хорошем смысле))), просто без определенного жизненного тонуса полюбить не получится. А по поводу «не ругать за невыполненные домашки» — спорный вопрос. Раз — другой может быть и не стоит, но если это систематически, после попыток найти с учеником общий язык, то стоит задуматься либо о своем профессионализме (в случае начинающего репетитора), либо о метании сами знаете чего перед кем).
Кстати, с прошедшим сегодняшним ЕГЭ
А еще сразу определять «негодных» учеников. К сожалению, натыкалась на таких, которые ходили на занятия по математике только «для галочки», а родители — занятые люди и им некогда за детьми смотреть. Не пугает даже перспектива завала ЕГЭ.
И еще, при подготовке к ЕГЭ и не только репетитору по математике полезно усвоить несколько хитростей и научить ими пользоватья, например, для быстросчитания или для работы с табличными значениями тригноном. функций.
Я хочу стать репетитором по математике. Что для этого нужно?