наделение наследственным статусом какая функция семьи
Основные функции семьи
Что такое семья?
Семья — это малая социальная группа, ячейка общества, которая основана на браке и кровном родстве, а ее члены связаны общим бытом и ответственностью друг перед другом.
Есть и второе определение. Семья — это социальный институт, с помощью которого люди удовлетворяют важнейшие человеческие потребности.
В жизни каждой семьи есть несколько этапов. Разберем их в таблице.
Важно помнить, что у каждой семьи свой путь, и не обязательно она будет проходить через все этапы. К примеру, бывают бездетные пары, которых не коснется 2,3 и 4 ступени. О них мы поговорим чуть позже.
Какие функции выполняет семья?
Давайте разберемся, почему люди начали создавать семьи и какую пользу обществу приносят главные функции этого союза.
Человек формируется как личность
Репродуктивная (производственная) функция семьи
Родители воспроизводят население и удовлетворяют личное желание продолжить род
Хозяйственно-экономическая (бытовая) функция семьи
Члены семьи вместе ведут домашнее хозяйство, ухаживают за детьми и пожилыми родственниками, распределяют семейный бюджет
Функция первичного социального контроля (регулятивная)
Человек учится жить в обществе на примере родителей
Члены семьи морально поддерживают друг друга, помогают справиться с трудностями
Люди в семье получают одинаковый социальный статус в обществе по их национальности, религии и т. д.
Члены семьи защищают друг друга физически, морально и экономически
Человек перенимает нормы морали и нравственности от родителей
Досуговая функция семьи
Люди в семье проводят время вместе, могут иметь общие интересы
В браке люди удовлетворяют сексуальные потребности друг друга
Какими бывают семьи и отношения в них?
Как мы отмечали раньше, семьи бывают разные. Давайте разберемся в их видах и критериях, которые отличают эти малые социальные группы друг от друга.
Традиционная — решения принимает мужчина.
Эгалитарная — мужчина и женщина вместе принимают решения.
Распределение домашних обязанностей
Патриархальная — домашними обязанностями занимается женщина, но работает и ответственность за семью несет мужчина.
Матриархальная — домашними делами занимается мужчина, но работает и ответственность за семью несет женщина.
Эксплуататорская — работают оба супруга, но домашними делами занимается женщина.
Партнерская — домашние дела, работу и ответственность за семью супруги делят поровну.
Нуклеарная — состоит из супругов и их детей.
Расширенная — состоит из супругов, их детей и родственников, которые живут с ними.
Полигамная — у мужа есть несколько жен, либо у жены — несколько мужей.
Бездетная — у пары нет детей.
Малодетная — у супругов есть 1–2 ребенка.
Многодетная — у пары есть 3 и более детей.
Полная — у детей в семье есть оба родителя.
Неполная — у детей в семье есть только один родитель.
Авторитарная — родители — главный авторитет, дети обязаны выполнять их требования.
Либеральная — интересы одного члена семьи стоят выше интересов других людей и общества в целом.
Демократическая — дети и родители сотрудничают и договариваются.
Открытая — семья общается и проводит время с другими людьми, а не только между собой.
Закрытая — семья проводит досуг в своем внутреннем кругу.
Теперь давайте разберемся в отношениях семей разных типов. То, как люди будут ощущать себя в этом союзе, зависит от его психологического климата.
Психологический климат — это условия, которые возникают в семье и зависят от отношений между ее членами. Они влияют на психологическое самочувствие человека, а также сплачивает членов семьи, либо отталкивает их друг от друга.
Всего бывает 2 вида психологического климата — теплый и тяжелый. Разберем их все в таблице.
Виды психологического климата
Забота, внимание, сотрудничество
Семья наполнена любовью, ее члены доверяют, уважают и понимают друг друга
Безразличие, неуважение чужих границ, эгоизм
В семье напряженная атмосфера, частые конфликты, мало совместных положительных эмоций
Что такое семейный долг?
Семья — это не только опора, защита, но и ответственность людей друг перед другом. Для этого явления есть специальный термин — семейный долг. Разберемся в нем подробнее.
Семейный долг — это нравственные требования к людям внутри семьи и личные правила, которые ее члены договариваются соблюдать.
Виды семейного долга
Долг родителей перед обществом
Долг родителей перед детьми
Долг детей перед родителями
Заботиться о детях и создавать комфортные условия для их развития
Распределить между собой равные права и обязанности в воспитании детей, заботиться об их здоровье, психологическом развитии, защищать и материально обеспечивать до 18 лет
Во взрослом возрасте заботиться о родителях, их благополучии и семейном быте
Как развиваются современные семьи?
Со временем общество меняется, а вместе с ним — и представления людей о том, какой должна быть семья. В XXI веке наметились тенденции, которые меняют привычный взгляд на этот союз.
Положение женщин в семье меняется, т. к. растет их авторитет в обществе.
Традиционных или патриархальный семей становится все меньше.
На первый план выходят партнерские семьи, в которых супруги делят между собой обязанности, вместе принимают решения и поддерживают друг друга.
Разрушается многопоколенная (или расширенная) концепция семьи, когда все родственники живут под одной крышей.
Преобладают нуклеарные семьи, которые состоят из супругов и детей.
Понятия «брак» и «семья» становятся менее связаны. Многие люди годами живут вместе и воспитывают общих детей без штампа в паспорте.
Растет количество разводов, неполных семей и повторных браков.
Проверь себя
Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал об основных функциях семьи и других ее характеристиках. В этом блоке мы собрали 5 заданий, которые помогут узнать это.
Задание 1
Рассмотрим вымышленную ситуацию.
Михаил и Оксана не женаты, но живут вместе уже 10 лет и в строгости воспитывают общего ребенка — 5-летнего Сашу. В одной квартире с ними живет Антонина Васильевна — мать Оксаны. Сама Оксана занимается воспитанием сына, хозяйничает по дому и вечером подрабатывает мастером ногтевого сервиса. Михаил же работает таксистом и не помогает Оксане с домашними делами, потому что это, по его мнению, не мужское дело. Он зарабатывает меньше гражданской супруги, но все равно принимает все решения и считает себя главой семьи.
Подумайте и отнесите эту семью к какому-либо типу по категориям, которые мы изучили в статье. Предположите: какой психологический климат может царить в этом союзе? Аргументируйте свое мнение.
Задание 2
Ниже мы перечислили 5 утверждений об основных функциях семьи в жизни общества и других ее характеристиках. Разделите их на верные и неверные.
Тот или иной психологический климат — это результат отношений между членами семьи.
По количеству детей семьи делятся на 2 группы.
Родители обязаны содержать своего ребенка материально до 16 лет, пока он не найдет работу.
При рождении ребенок перенимает социальный статус своих родителей.
Все семьи проходят одинаковый жизненный цикл.
Задание 3
Еще раз перечитайте раздел о функциях и чертах современных семей. Подумайте, какие из них вы считаете положительными, а какие — отрицательными? Аргументируйте ответ.
Задание 4
Подумайте, почему в наши дни устарела расширенная модель семьи, которая была повсеместной в обществе раньше? Расскажите о своем отношении к этой тенденции.
Задание 5
Расскажите о своем отношении к понятию «семейный долг». Как к нему относятся в вашей семье?
Семья — не только часть жизни каждого человека, но и тема ряда вопросов на ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию. Если вы хотите подтянуть знания по этому предмету и получить больше баллов на экзамене, советуем позаниматься с грамотным наставником. Мы создали курсы по обществознанию, которые помогут заполнить пробелы, стать увереннее в себе и подготовиться к экзамену без стресса. Попробовать обучение на платформе Skysmart можно на бесплатном вводном уроке.
Наделение наследственным статусом какая функция семьи
Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для семьи демократического (партнерского) типа характерно справедливое разделение домашних обязанностей.
2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
3) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.
4) Нуклеарные семьи характерны для традиционных обществ с натуральным типом хозяйства.
5) Репродуктивная функция семьи проявляется в ведении домашнего хозяйства и во взаимной материальной поддержке.
В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время. Полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака: групповой брак (когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях; сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах), полиандрия или многомужество (редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете), полигиния или многоженство (самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах).
Виды семей в зависимости от структуры родственных связей: нуклеарная (простая, состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей), расширенная (сложная, представленная двумя и более поколениями семей). Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера: эндогамные (предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы, например, клана, племени и т. д.), экзогамные (брак внутри определенной узкой группы людей, например, между близкими родственниками, членами одного племени и т. д. запрещается). Типы семей в зависимости от критерия семейной власти: матриархат (власть в семье принадлежит женщине), патриархат (во главе стоит мужчина), эгалитарная или демократическая (семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов; является наиболее распространенной в настоящее время).
1) Для семьи демократического (партнерского) типа характерно справедливое разделение домашних обязанностей — да, верно.
2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью — да, верно.
3) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу — да, верно.
4) Нуклеарные семьи характерны для традиционных обществ с натуральным типом хозяйства — нет, неверно.
5) Репродуктивная функция семьи проявляется в ведении домашнего хозяйства и во взаимной материальной поддержке — нет, неверно.
Наделение наследственным статусом какая функция семьи
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр. Задания 17–25 требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Запишите слово, пропущенное в приведённом ниже фрагменте таблицы.
ФУНКЦИЯ СЕМЬИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
. | Наделение некоторыми позициями, влияющими на положение в обществе |
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальная эволюция; общественное развитие; регресс общества; реформа; революция.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды деятельности».
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения о тенденциях в развитии образования и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Тенденция гуманизации проявляется в снижении числа домашних работ для учеников.
2) Тенденция гуманитаризации проявляется в повышении внимания в учебном процессе к таким предметам, как история и право.
3) Демократизация образования проявляется в реализации принципа равных возможностей.
4) Появление таких форм обучения как дистанционное образование, является проявлением тенденции интернационализации.
5) Внедрение электронных пособий в процесс обучения является проявлением тенденции информатизации.
Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Какие из перечисленных ситуаций свидетельствуют о развитии постиндустриального общества? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Жители поселка обратились к главе администрации с просьбой организовать центр открытого доступа в Интернет.
2) В городе открылся технический университет.
3) Рабочие завода выступили с требованием введения восьмичасового рабочего дня.
4) Работница металлургического комбината получила отпуск по уходу за ребенком.
5) В республике прошли выборы депутатов республиканского парламента.
6) В стране разрабатывается язык программирования, специально предназначенный для ученых.
Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мировые цены на многие сырьевые товары директивно устанавливаются межгосударственными организациями.
2) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм.
3) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка.
4) Мировой экономикой называют совокупность тех отраслей национальных экономик, которые непосредственно задействованы во внешнеэкономических отношениях.
5) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей может усилить зависимость экономики от импортных товаров, создать угрозу безопасности государства.
Установите соответствие между видами издержек и конкретными примерами издержек: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ИЗДЕРЖЕК | ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК | |||||||||||
ПОЛНОМОЧИЯ | СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ A) защита семьи, материнства, отцовства и детства Б) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства B) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование Г) разграничение государственной собственности Д) социальное обеспечение 1) Российская Федерация 2) Российская Федерация и субъекты Российской Федерации (совместное ведение) Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Глава государства Z является верховным главнокомандующим вооружёнными силами государства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что государство Z монархия? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Глава государства получает власть по наследству. 2) Глава государства пользуется своей властью пожизненно. 3) При вступлении в должность глава государства приносит присягу. 4) Государство состоит из нескольких административных единиц. 5) Наиболее знатные люди входят в число советников главы государства. 6) Законы принимает избранный населением парламент. Выберите в приведённом ниже списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ‚ и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2) Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет‚ за исключением случаев, предусмотренных законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. 3) Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 4) Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства. 5) Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям. Найдите в приведённом ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В результате землетрясения были разрушены десятки домов. 2) Гражданин К. перешёл дорогу в неположенном месте. 3) В результате падения дерева повреждён кузов машины. 4) По достижении 14 лет подросток имеет право на получение паспорта. 5) Супруги В. купили загородный дом в кредит. 6) Гражданин У. подал документы на вступление в наследство. Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые три определения понятия наука. Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования. Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления. Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом
|