наибольшие трудности у учащихся вызывает какой пересказ
Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ. (методические рекомендации).
Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения). Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения. Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение.
Большинство методистов считает, что заниматься пересказом на уроках чтения необходимо. Однако вдумайтесь в слова В. Г. Белинского: «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. – М., 1954.– Т. 5.– С. 118).
Подробный пересказ.
Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.
Частичный (выборочный) пересказ.
Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии. Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся.
Памятка
Творческий пересказ.
Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.
Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:
Другой вид творческого пересказа предполагает изменение лица рассказчика, например: «Расскажите об истории спасения зайца от лица одного из героев» (К. Паустовский. «Заячьи лапы»); «Представьте, что вы были свидетелями событий, описанных в рассказе. Расскажите о том, что вы могли видеть, от своего имени». Таким образом, пересказ ведется либо от лица героя произведения, либо от своего лица.
Краткий пересказ
Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:
Для работы над кратким пересказом достаточно большого по объему текста годится памятка:
Обучение пересказу благоприятно сказывается на уровне развития как навыков сознательного чтения, так и навыков связного высказывания. Качественное владение педагогом методикой обучения пересказу способствует эффективному решению задач по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов.
Трудности пересказа
Красивая и правильная речь — не роскошь, а необходимость. К сожалению, современным детям не всегда легко даётся пересказ даже небольшого текста. Прочитать и рассказать то же самое своими словами — трудно. Тут виноваты и проблемы речевого развития (с каждым годом детей-речевиков всё больше), и нарушение коммуникации в семье, и небольшой словарный запас. Не всегда есть возможность подробного анализа текста, заполнения таблиц, выделения слов и т. д. для обучения пересказу малышей. Родителям своих первоклассников я советую один из самых простых и не затратных по времени способов обучения пересказу сказок и коротких рассказов:
2. Расскажи, что запомнил (главные герои, их действия, чему тебя научила эта сказка, какой вывод можно сделать…).
А вот дальше, если ребёнку трудно даётся пункт 2, мы начинаем всё заново, но делим текст на более короткие смысловые части:
1. Прочитай первый абзац. Перескажи.
2. Прочитай второй абзац. Перескажи. И так далее по абзацам.
Таким образом ребёнок сможет пересказать весь текст.
Не всегда дети могут пересказать даже абзац, в таком случае делим текст на еще более мелкие смысловые части — на предложения.
1. Прочитай первое предложение. Перескажи.
2. Прочитай второе предложение. Перескажи.
3. Перескажи весь первый абзац.
Предложение — абзац — текст
Добивайтесь грамотного построения фраз, отсутствия слов-паразитов (ну, это, так сказать и т. д.), пусть ребёнок несколько раз перефразирует свой ответ, пока не получится идеальный вариант. Не стоит запоминать наизусть текст слово в слово, это не пересказ, а заучивание. Слова в предложении нужно заменять синонимами, переставлять местами. Наша цель — повысить понимание текста, как основу успешного обучения в школе. Правильно говорящий ребёнок обычно уверен в себе, он не стесняется отвечать на уроках.
Данный способ многим педагогам покажется элементарным, но некоторые родители про него не догадываются.
Дети вообще любят словесные игры. Составить рассказ, или просто описать что-то, используя слова на одну букву (очень обаятельный одинокий ослик), игры в рифмы, сочинение стихотворений, игры «в города» (но можно использовать не только названия городов).
Работа с картами Проппа очень хорошо развивают не только речь, но творческое мышление.
Можно описать погоду, или настроение, используя слова одной части речи (например, только прилагательные или глаголы) положительно скажутся и на наблюдательности ребёнка.
Если ежедневно практиковать хотя бы одну словесную игру, то через 2-3 недели вы удивитесь, как легко вашему ребёнку стал даваться пересказ, составление сложных предложений с установлением причинно-следственных связей, и делает он это с удовольствием!
Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся
Отдел образования Дятловского райисполкома
Районный учебно-методический кабинет
ГУО «Козловщинская СШ»
Виды пересказов, их роль в развитии речи
и творческого воображения учащихся
На протяжении всей жизни человек овладевает языком и совершенствует свою речь. Основой этого процесса служит языковая способность, опирающаяся на физиологические речевые центры и формирующаяся в детском возрасте. По богатству словаря судят о знаниях человека, его образованности. Однако общее развитие интеллекта определяется не столько по количеству слов в памяти, сколько по выбору слова, механизмом построения предложения и текста, строгости и логики в речи.
В жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, выступает на собраниях, поэтому научиться правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Одними из продуктивных упражнений по развитию связной речи являются пересказы.
Редкий урок литературного чтения проходит без пересказа. Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. Пересказ – это прекрасное средство для развития как логического, так и образного мышления.
Обучение пересказу – нелегкая задача, которая ставит перед педагогом много вопросов:
· Какие требования существуют к тексту для пересказа?
· Какие литературные жанры целесообразно использовать для пересказа?
· Каким по объему должно быть литературное произведение?
· Какое влияние оказывает содержание, композиция, язык выбранного произведения на качество детского пересказа?
· Как должна строиться работа по обучению пересказа?
· Какие приемы обучения необходимо использовать?
Попробуем разобраться во всех этих вопросах и ответить на них с точки зрения современной методики.
В методике принято различать несколько типов пересказа:
Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа. Этот вид пересказа используется в школе чаще других не только потому, что он проще, но благодаря своим достоинствам. Он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.
Однако не каждый текст следует пересказывать близко к образцу. Например, небольшие по объему тексты не рекомендуется пересказывать, так как дети запоминают их наизусть. Не следует пересказывать также стихотворение, чтобы не разрушать стихотворных строк, и особенно лирические стихи, представляющие собой единый поэтический образ.
Начинать обучение подробному пересказу нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в пересказ элементы описания (зарисовки природы, внешность людей и описания предметов), элементы рассуждения.
В ходе обучения пересказу целесообразно обращаться к учащимся с таким вопросом: «Как эта мысль выражена в тексте писателя?».
Приблизить пересказ к условиям естественной речи учащихся удобнее всего на таком тексте, где есть диалог, который предварительно прочитывается в лицах.
Определенную роль в подробном пересказе играют вопросы. Однако не следует забывать, что вопросы по содержанию снижают уровень самостоятельности учащихся. Поэтому необходимо постепенно уменьшать роль вопросов, а сами вопросы должны становится более широкими, более общими.
Самостоятельным, зрелым должен считаться такой пересказ, который опирается не на серию вопросов по содержанию, а на цельное восприятие произведения, на знание его композиции, внутренних логических связей, на составленный план текста. В этих случаях пересказ будет вытекать из общей задачи передать содержание прочитанного, а не складываться из частных ответов на отдельные вопросы, не объединенные в сознании учащегося единой смысловой задачей.
Известны типичные недостатки подробного пересказа: это, во-первых, неумение начать; во-вторых, искажение или неполнота передачи заключительных частей текста, несмотря на то, что первые, начальные части были переданы хорошо; в-третьих, обеднение языка. Другие ошибки: нарушение последовательности, непонимание связи, сюжета и т. д. – встречаются реже.
Первую фразу дети нередко пытаются заучить наизусть: нужно рассеять убеждение многих школьников, будто начать пересказ своими словами невозможно и добиваться самостоятельного начала.
Второй недостаток пересказа предупреждается тщательным анализом всего текста, особенно его главных по содержанию частей, которые редко бывают расположены вначале. Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказа по частям.
Пересказ, близкий к тексту используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь, слов и оборотов из произведения, употребление синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.
Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т. д.
Виды выборочного пересказа:
· Пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены или картины по вопросу или заданию учителя;
· Пересказ эпизода, сцены, отрывка по картине, по иллюстрациям;
· Пересказ отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.
Краткий пересказ наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа. При подготовке к нему требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи: выбор главного из того или иного абзаца, подробный и краткий план прочитанного, краткий пересказ эпизода, части, сопоставление большого рассказа и формулирование его основной мысли пословицей.
Краткий пересказ – необходимая ступень развития связной речи.
Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучить детей от использования художественных деталей.
Важное значение в развитии литературного творчества отводится творческому пересказу. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихся отличаются от других видов пересказа. Цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе. Иными словами, усилить воздействие образной системы художественного произведения на читателя, то есть осуществить те задачи, в имя которых литература и создается.
Известны следующие варианты творческих пересказов:
· Пересказ с изменением лица рассказчика (чаще всего этот рассказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица);
· Пересказ от лица одного из персонажей; для успешного выполнения этого задания ученик должен войти в роль персонажа, понять его характер, взглянуть на события его глазами, давать оценки людям с позиции его возраста и социального положения. Такой вид пересказа вызывает большой интерес у школьников. Он тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позиции разных героев, сопереживать им.
· Пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями: с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, внешности людей, места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста; продолжение рассказа о судьбе героя; изменение последовательности событий.
· Дополнять прочитанный текст можно сопоставлениями с фактами, аналогичными описанным, но взятыми из жизни или других источников, а также выражением своего отношения к тому, что рассказано. Творческие дополнения могут быть точными только в том случае, если школьники поняли содержание произведения и достоверно знают все обстоятельства, в которых протекает действие. Детей особенно привлекают дополнения, в которых предугадывается дальнейшая судьба их любимых героев. Но жизненный опыт учеников начальных классов мал, поэтому иногда подобный пересказ вызывает у них трудности.
На уроках литературного чтения школьникам предлагаются следующие задания по творческому пересказу произведений:
1. Представь, что ты – Гаральд. Перескажи сказку от своего имени (шведская народная сказка «Неведомый рай»).
2. Перескажите легенду от первого лица.
3. Перескажите данную историю от имени писателя.
4. Правильно ли поступил герой произведения? Продолжите рассказ.
5. Перескажите рассказ, заменяя слово «я» словами «он», «писатель», «М. Пришвин».
6. Чем бы Вам хотелось дополнить рассказ М. Пришвина «Запоздалый ручей».
Важное значение при выполнении заданий имеет и целевая установка: ученик должен рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили описываемую им картину, почувствовали его отношение к высказанному. Внимание детей акцентируется на таких сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания, правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство.
Таким образом, творческие пересказы развивают воображение школьников, стимулируют самостоятельную речь, повышают интерес к художественным произведениям, способствуют развитию связной монологической речи и формированию речевых умений, ораторского мастерства.
Конечно, не у всех детей есть литературные способности, умение сочинять, воображать. Тем не менее ребят нужно мотивировать, заинтересовывать, поощрять их интерес тем, что при выполнении творческих заданий развивается и улучшается речь: обогащается словарный запас, совершенствуется умение строить предложения, оформляя их в связный текст, формируется точность, образность, выразительность, эмоционально-экспрессивная окраска речи, постепенно вырабатывается речевое мастерство.
Погружаясь в посильное творчество, школьники самовыражаются, приобретают элементарный опыт, который позволяет глубже постигать и ценить образцы подлинной художественно-поэтической речи.
Статья на тему «Пересказ.Виды пересказа».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Пересказ как средство
развития связной речи»
— это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи.
— это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение детей.
пересказ способствует осознанию взаимосвязи содержания прочитанного текста и его языковых средств, активному усвоению лексического состава произведения и его дальнейшего использования для
построения собственных высказываний, выражения чувств и переживаний.
пересказ – эффективное средство запоминания и закрепления нужной информации, развития мышления.
Требования к работе над пересказом:
Знать индивидуальные особенности детей
Определять цель и тему непосредственно образовательной деятельности, направленной на обучение детей пересказу
Определять лексику, необходимую для усвоения детьми в активной речи
Обозначать основной ход деятельности
Обеспечивать постепенное усложнение речевых и мыслительных заданий
Включать регулярное повторение усвоенного речевого материала
Краткий или сжатый
С перестройкой текста
С творческими дополнениями:
Подробный (близкий к тексту, полный) пересказ
Подробный пересказ используется чаще других по причине его простоты; является средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях; средством усвоения логики образца и его языка.
Схема работы над подробным пересказом :
Чтение текста, анализ его содержания, работа над словами в контексте.
Обращение к личному опыту учащихся.
Выделение смысловых частей, определение из последовательности с помощью наводящих вопросов учителя.
Коллективное составление плана.
Пересказ с предварительным нацеливанием (Вариант: перескажи от лица определенного героя).
Работа над пересказом усложняется с каждым классом.
Таким образом, подробный пересказ является наиболее употребимым в начальных классах и наиболее легким для детского понимания. Тем не менее, именно в этом виде пересказа установка ребенка на запоминание может быть проблемой для качественного пересказа
Краткий пересказ – это не просто урезание исходного текста, а результат сложного переосмысления прочитанного, передача его содержания в более обобщенной форме.
Приемы и условия работы при подготовке сжатого пересказа :
Работа над формированием у учащихся правильных, полноценных, наглядных образов и представлений, связанных с содержанием текста, что неотрывно связано с иллюстрированием.
Составление плана, где внимание направляется на основное содержание. Сначала такой план делается только коллективно, выделяются все смысловые вехи в произведении. Устно с детьми обсуждается последовательность повествования.
Прием двукратного сокращения текста, при этом важно, чтобы дети осознавали цель данной работы.
Сам исходный текст должен содержать в себе много событий, но при этом не быть коротким, желательно, чтобы он был научно-популярного характера.
Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе обязательно был развернут каждый пункт плана, т.к. это приводит к механической работе, а не к творческому процессу.
В то же время, чрезмерное увлечение сокращениями грозить сухостью языка.
Очень важно давать детям четкую установку: кратко или полно нужно пересказывать.
Выделяются следующие его виды :
-пересказ по вопросу или заданию;
-пересказ по иллюстрации.
Приемы и условия работы над выборочным пересказом
Выборочный пересказ связан с перегруппировкой воспринимаемого содержания, поэтому большие требования предъявляются к исходному тексту.
На первых этапах необходимо помочь детям выделять нужные предложения из текста, а также помогать отбирать слова для соединения отображаемого содержания в целое. Для детей легче пересказывать деятельность героев, сложнее – различные описания жизненных явлений.
Значительно большую трудность представляет выборка из разных мест рассказа по одной из его тематических линий, для этого текст читается про себя, выбираются нужные отрывки.
Подготовка к выборочному пересказу существенно облегчается составлением плана (во 2 классе – коллективно, в 3 классе – самостоятельно), вопросами учителя и языковой подготовкой (особенно тех предложений, с помощью которых связываются разрозненные части текста).
Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии. (Пример: Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»: выбрать то, что связано с лисицей.) Также можно выбрать характеристики героя.
Пересказ с перестройкой текста и с творческими дополнениями
Пересказ с перестройкой текста и с творческими дополнениями – перед детьми ставится задача по перестройке, либо дополнению текста. Выделяют следующие виды:
пересказ с изменением лица рассказчика;
пересказ от лица оного из персонажей (что сближает его с выборочным);
пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами/деталями, продолжения рассказа;
Очень сложной и интересной задачей является войти в роль персонажа, например, пересказать «Серую шейку» от лица Зайца.
Творческие дополнения возможны только в случае понимания текста.
Приемы и условия работы над творческим пересказом:
Особенно привлекательны дополнения, в которых излагается судьба их любимых героев, сопоставление с фактами из других источников.
Словесное рисование. Например, после прочтения учитель спрашивает детей: «как вы представляете себе обстановку в момент действия? Расскажите, как будто вы это видите». Для этой работы подойдет произведение В. Бианки «Купание медвежат».
Воображаемая экранизация представляет собой следующее: «Представьте себе, что вы не рассказ читаете, а смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются картины. Попробуйте рассказать, какие картины вы видите. Опишите их». Обычно дети дополняют друг друга.
Инсценирование – это передача событий повествования в драматической форме, для этого рекомендуется брать тексты со множеством диалогов, например, Н. Носов «Огурцы», И. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Переходом от обычного чтения к инсценировке служит чтение по ролям. При пересказе дети предают только диалоги, а ведущий в кратких словах обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.
Часто детям мешает робость, поэтому важно создать дружескую, комфортную обстановку в классе для каждого ребенка.
Методика обучения продуктивному пересказу текста в начальной школе
Конечная цель пересказа : добиться того, чтобы человек в своей жизни мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно предать прочитанное, услышанное.
Необходимо отметить определенные требования к пересказу, на которые обращалось внимание учеников:
Должна звучать живая речь ребенка, а не заученный образец.
Использование лексики, оборотов речи и синтаксических конструкций образца.
Сохранение стиля образца или выполнение точного указания на его изменение.
Соблюдение последовательности оригинала, причинно-следственной зависимости, передача всех основных фактов и описаний.
Отражение чувств ребенка через выразительность его речи.
В первом классе основное место должен занимать подробный пересказ. Во втором классе в большей мере вводятся различные виды упражнений на краткое и выборочное воспроизведение текста. В третьем и четвертом классах ведется работа над всеми видами пересказа, но больше внимания уделяется характеристике действующих лиц, тексты же усложняются.
Л.Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научиться сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Таким образом, данные виды пересказа стимулируют творческую активность детей, способствуют более глубокому пониманию художественного произведения. Эта работа дает большую степень свободы для самоактуализации, поэтому и вариантов ее подготовки и проведения множество.
В первом классе основное место должен занимать подробный пересказ. Во втором классе в большей мере вводятся различные виды упражнений на краткое и выборочное воспроизведение текста. В третьем и четвертом классах ведется работа над всеми видами пересказа, но больше внимания уделяется характеристике действующих лиц, тексты же усложняются.
Л.Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научиться сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Таким образом, данные виды пересказа стимулируют творческую активность детей, способствуют более глубокому пониманию художественного произведения. Эта работа дает большую степень свободы для самоактуализации, поэтому и вариантов ее подготовки и проведения множество.