накануне какого радостного праздника произошло описываемое событие
Викторина по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Викторина по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор» в 6 классе.
Ученики делятся на две команды и по очереди отвечают на вопросы викторины.
Учитель. Когда Александра Ивановича Куприна просили написать свою биографию, он отвечал, что почти все его произведения автобиографичны. Описывая в своём святочном рассказе «Чудесный доктор» тяжёлую безысходность бедноты, писатель не лгал читателю ни единым словом, так как сам испытывал это чувство.
22 августа 1871 года Иван Иванович Куприн, отец писателя, умер от холеры, оставив жену и троих детей совсем без средств существования. Гордой и вспыльчивой Любови Алексеевне, матери писателя, пришлось унижаться перед чиновниками, чтобы устроить старших девочек в казённые пансионы. А сама она переехала во Вдовий дом в Москве. Сашу ей пришлось взять с собой, он прожил три года в совсем неподходящей обстановке для ребёнка, среди старушечьих интриг, сплетен, подхалимства к богатым и презрения к бедным.
Он боготворил мать, но часто стыдился унижений, которые ей приходилось терпеть ради детей, когда она обращалась к благодетелям учреждений. Именно тогда у Куприна зародилось бешеное самолюбие. Он никогда не мог забыть унизительных просьб матери. Но что она могла сделать? Ей нужно было вырастить троих детей. Потом ей удалось поместить Сашу в Разумовский сиротский приют.
С шести лет началось для мальчика детство, которое он впоследствии назовёт «поруганным и казённым».
В 1880 году Куприн выдержал вступительные экзамены во 2-ю Московскую военную гимназию, преобразованную впоследствии в кадетский корпус, как и все военные гимназии…
1. Является ли рассказ Куприна вымыслом? (Рассказ Куприна достоверен. Действие его происходило в Киеве).
2. Над чем хохотали два мальчугана, рассматривая витрину гастрономического магазина? ( Они смеялись над жареным поросёнком, детям казалось, что он смеется и жует травку).
3. Почему эта витрина казалась им эффектной. Великолепной выставкой? 9Витрина возбуждала в одинаковой степени и умы, и желудки. Здесь было представлено такое гастрономическое разнообразие и великолепие, что мальчики забыли обо всём).
4. Почему это «очаровательное зрелище», кроме восхищения, вызвало ещё и тяжёлый вздох мальчиков? (Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей).
5. Какое поручение, возложенное на них матерью, выполняли дети? ( Они должны были отнести письмо одному влиятельному лицу с просьбой о помощи).
Конкурс «Что в чёрном ящике?»
— В ящике лежит то, что мальчики должны были передать влиятельному и богатому господину. (конверт с письмом).
— В ящике лежит то, что стало сюрпризом для семьи Мерцаловых после ухода чудесного доктора. (Денежные купюры).
6. Накануне какого радостного праздника произошло описываемое событие? (Рождество).
7. Какую соблазнительную мысль гнали от себя мальчики, пока бежали по праздничным улицам города? (Дети хотели остановиться на минуту и заглянуть в окна богатого дома, где светятся нарядные ёлки и звучит музыка).
8. Как выглядело жилище Мерцаловых? (Покосившийся ветхий дом на пустыре с обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой. Комната находилась в сыром и мрачном подземелье, где пахло керосиновым чадом, детским грязным бельём и крысами).
9. Почему именно в этот день маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания? (Ребята видели на улице праздничное ликование, прекрасные магазины, сияющие ёлки, предновогоднее оживление нарядной толпы, а дома их ждали пустые щи, больная сестра, измученная мать с измождённым и почерневшим от горя лицом).
10. Чем был занят предпраздничный день в семье Мерцаловых? (Семья отчаянно боролась с нищетой. Весь день был занят тем, чтобы посредством нечеловеческих усилий выжать откуда-нибудь хоть несколько копеек на лекарство Машутке).
Конкурс «Чей портрет?»
— «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без галош. Его руки взбухли и посинели от холода, глаза провалились, щёки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца» (Мерцалов).
— «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях возле больной девочки» (Мать Елизавета Ивановна).
— «…старик небольшого роста, в тёплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Скинув пальто, остался в старомодном, довольно поношенном сюртуке. Голос у него был мягкий, ласковый, старческий». (Чудесный доктор – Пирогов).
11. Как отзывались люди на просьбу о помощи бедному семейству? (Помогать отказывались, отговариваясь или праздничными хлопотами, или неимением денег).
12. Почему Мерцалов, отец семейства, не мог долго находиться дома? (От чувства собственного бессилия им овладевало желание бежать куда попало без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи).
13. Какие мысли завладели Мерцаловым в заснеженном парке? ( О самоубийстве).
14. Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым и не ушёл после его злобных выкриков? (Незнакомец понял, что у человека случилась беда, и захотел ему чем-нибудь помочь).
15. Почему лицо незнакомца показалось Мерцалову необыкновенным? (Все отворачивались от бедняка, а этот человек проявил сочувствие. Лицо его было спокойным, ласковым и внушающим доверие).
16. Чем помог чудесный доктор Мерцалову и его семейству? (На деньги, полученные от доктора, Мерцалов купил горячей пищи и дров. Доктор осмотрел больную девочку, выписал ей лекарство и согревающий компресс).
17. Какой главный совет дал доктор бедному семейству? («Никогда не падайте духом!»)
18. Почему доктор не назвал своего имени благодарному бедняку? (Он не считал свой поступок особенным, достойным восхищения. Так должен поступать, по мнению доктора, каждый человек).
Как эти афоризмы помогают понять смысл рассказа Куприна «Чудесный доктор»?
— Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.(Гете).
— Не успокаиваться в случае удачи, не приходить в отчаяние в беде. (Сенека).
— Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось. (И.Шевелев).
19. Как имя чудесного доктора стало известно Мерцаловым? (На аптечном ярлыке, прикреплённом к пузырьку с лекарством, чёткою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова»).
20. О каком чуде идёт речь в рассказе? (О чуде случайной встречи. О чуде сострадания, которое может совершить каждый человек с чутким сердцем. О чудесном умении с толком распорядиться оказанной помощью. О чудесном умении человека в любой ситуации оставаться человеком и не падать духом).
21. Прав ли Григорий Мерцалов в том, что «…то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»? (Григорий не прав: добро не исчезает бесследно, оно живёт в сердцах людей благодарной памятью, рождает другое добро. Свидетельство тому – жизнь самого рассказчика: он всю жизнь помнит чудесную помощь доктора и сам является образцом честности и отзывчивости на нужды бедности).
Проверочная работа по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проверочная работа по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»
(6 класс)
Часть 1 Ответы на вопросы содержат от одного до трех-четырех слов.
В каком городе и накануне какого праздника происходили события рассказа?
Какое блюдо в витрине магазина поразило мальчишек?
Какие фрукты в начале XX века были редкостью в магазинах России и были в продаже только в гастрономах крупнейших городов?
При виде какого предмета у мальчиков возникала соблазнительная мысль – «остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к окну»?
Где жила семья Мерцаловых?
Кем раньше, год назад, работал отец семейства?
Почему отца уволили с хорошей должности?
Почему мальчики были вынуждены есть холодный обед?
Зачем мальчики ходили с письмом к барину, а отец обегал полгорода?
Что во внешности Мерцалова говорило о крайне бедственном положении семьи?
Какой выход он придумал сегодня, за что чуть не попал в полицию?
Кого увидел Мерцалов в темноте аллеи?
Какие слова прохожего привели его в бешенство?
Почему Мерцалов все рассказал незнакомому прохожему?
Кем по профессии был встреченный прохожий?
Сколько в начале века стоил «чай, сахар, булки и горячая пища из ближайшего трактира»?
Что оставил незнакомец под чайным блюдцем?
Назовите фамилию незнакомца. Это был известнейший на то время человек, позже его именем назовут медицинский институт в Москве
Как изменилась жизнь семьи после знакомства с «благодетельным ангелом»?
Часть 2. Напишите развернутый ответ на вопрос. (не менее 5 предложений).
Считаете ли вы себя добрым человеком?
Проверочная работа по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»
(6 класс)
1. В каком году был написан рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»
а) 1879 б) 1860 в) 1897
2. Чудесный доктор» это рассказ
а) юмористический б) святочный в) исторический
3. Цель таких рассказов
а) помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие;
б) для того, чтобы познать окружающий мир, законы развития общества, учиться на ошибках предков;
в) описать пороки современного общества.
4. В каком городе происходят события, описанные в рассказе
а) в Москве б) в Киеве в) в Петербурге
а) Мерцаловых б) Алексеевых в) Михайловых
6. Почему глава семьи потерял работу?
а) заболел брюшным тифом; б) его обвинили в краже в) на его место приняли молодого работника
7. О чем были мысли главного героя?
а) о грабеже б) о самоубийстве в) о голодной семье
8. Где встретил главный герой незнакомца с «умным, серьёзным лицом с седыми баками»?
а) в церкви б) на мосту в) в общественном саду
9. О чем они говорили?
а) о погоде б) о подарках в) вспоминали молодость
10. Почему главный герой «без малейшей утайки…передал свою историю» незнакомцу?
а) испугался незнакомца б) лицо незнакомца внушало доверие в) от своей безысходности
11. Чем закончилась беседа главного героя с незнакомцем?
а) главный герой получил новую работу б) они поссорились в) незнакомец познакомился с семьей главного героя
12. Что оставил незнакомец под блюдцем
а) рецепт и деньги б) направление на лечение в) рождественскую открытку
13. Кем оказался незнакомец?
а) родственником Мерцалова б) профессором Пироговым в) доктором Афросимовым
14. Почему незнакомец не назвал своего имени?
а) не считал свой поступок достойным восхищения б) не услышал вопрос главного героя в) торопился
15. Как изменилась жизнь семьи главного героя после визита незнакомца?
а) не изменилась б) стало тяжелее жить в) изменилась к лучшему
17. Какое пожелание произнес незнакомец, прощаясь с семьей главного героя?
18. В каком учреждении работал старший сын главного героя, когда стал взрослым?
19. Где и при каких обстоятельствах семья главного героя видела незнакомца в последний раз?
20. Назовите первоначальное название рассказа.
Часть 2. Напишите развернутый ответ на вопрос. (не менее 5 предложений).
Приходилось ли вам встречать доброго человека?
Ключи.
Задание Ответы ВАРИАНТ 1
1 В Киеве
2 Поросенок
3 Яблоки, апельсины, мандарины
4 Елка
5 В подземелье
6 Управляющий домом
7 Заболел брюшным тифом
8 Нечем разогреть
9 Запах керосина, грязного белья и крыс
10 Чтобы найти деньги на лекарство Машутке.
11 Летняя одежда //без калош//глаза провалились //был похож на мертвеца
12 Просить милостыню
13 Старика
14 «Очень уж здесь хорошо»
15 Внушал доверие
16 Врач
17 Три рубля
18 Рецепт и кредитные билеты
19 Пирогов
20 Отец нашел работу, матушка встала на ноги, мальчишек устроили в гимназию.
Критерии оценки:
Количество правильных ответов Оценка
Менее 12 ответов 2 (неудовлетворительно)
12-18 3(удовлетворительно)
19-22 4(хорошо)
23-25 5 (отлично)
Тест по литературе на тему А.И.Куприн «Чудесный доктор». (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор». 6 класс.
Составитель: Гаврикова Анна Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
РБ МО «Прибайкальский район»
МОУ «Таловская средняя общеобразовательная школа»
Каждый верный ответ оцениваем одним баллом.
Максимальное количество баллов за тест – 23.
1. Назовите жанр произведения «Чудесный доктор»:
А) повесть В) очерк
Б) рассказ Г) предание
2. Как автор относится к Мерцаловым?
А) сочувствует В) не высказывает определённого мнения
Б) осуждает за бездействие Г) равнодушно
А) в Одессе В) в Петербурге
Б) в Москве Г) в Киеве
4. Два брата, Гриша и Володя, стояли перед окном
Б) магазина игрушек; Г) гастрономического магазина.
5. «..эта великолепная выставка» еды «..возбуждала в одинаковой степени их»..
А) умы и желудки; В) любопытство и порок;
Б) кошельки и шутки; Г) глупое хихиканье и кривлянье.
6. Главные герои рассказа из семьи по фамилии:
А) Мелькаловы; В) Мельниковы;
Б) Мерцаловы; Г) Мурзилкины.
7. «В этот роковой год несчастье за несчастьем …сыпались» на семью (выбери несколько):
А) отец заболел брюшным тифом; Д) месяц назад умерла одна дочка;
Б) на лечение отца ушли все деньги семьи; Е) не хватает денег для поездки на море;
В) пока отец болел, его убрали с работы; Ж) отец не мог найти работу;
Г) начали болеть дети; З) семья продавала вещи, чтобы добыть деньги.
8. Сестру мальчиков звали:
А) Машутка; В) Дашутка;
Б) Маруся; Г) Снегурочка.
9. Семья главных героев состоит из:
А) отца, матери, троих детей; В) отца, бабушки, четырёх детей;
Б) бабушки, дедушки, четырёх внуков; Г) отца, матери, четырёх детей.
10. Мерцаловы жили в подземелье
Б) Более года. Г) полгода
11. Когда Мерцалов оказался в парке, то в его голову пришла мысль о том, чтобы:
А) заснуть и забыть обо всём; В) хорошо бы выпить горячего чаю;
12. Уходя из дома Мерцаловых, незнакомец под блюдцем оставил:
А) билеты в Москву.; В) носовой платок;
Б) несколько мелких купюр. Г) несколько крупных кредитных билетов.
13. Фамилию незнакомца Мерцаловы узнали:
А) от него самого; В) прочитали на его пальто;
Б) прочитав её на рецепте с лекарством; Г) спросив об этом в больнице.
14.Оба мальчика давно успели привыкнуть к
А) крысам и мышам в подземелье.
Б) сырости в подземелье.
В)закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату верёвке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыснастоящему запаху нищеты.
15.Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:….?
А)”Доктор! Доктор, постойте. Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молится!”
В)”Доктор! Остановитесь, постойте. ”
16. Мерцалов на три рубля, полученные от доктора, купил
А)Чаю, сахару, булок и достал в ближайшем трактире горячей пищи.
В)Чаю и горячей пищи.
1. Какое событие лежит в основе сюжета произведения?
А)тяжёлая жизнь семьи Мерцаловых В) помощь незнакомого доктора
Б) болезнь Машутки Г) празднование Рождества
2. С утра мальчики поели:
А) пирожки с капустой; В) блины со сметаной;
Б) кашу с молоком; Г) пустых щей.
3. Выберите и запишите, на какие продукты смотрели мальчики:
А) апельсины; Г) чупа-чупс; Ж) колбаса;
Б) рыба; Д) поросёнок; З) яблоки;
В) чипсы; Е) окорока; И) мандарины.
4. События рассказа происходят накануне:
А) Нового года; В) Пасхи;
Б) Рождества; Г) Дня юмора и смеха.
5. Отец Мерцалов остался без работы по причине того, что:
А) пока он болел, хозяин на его место взял другого работника;
Б) был уволен хозяином за то, что совершил на работе кражу;
В) был уволен хозяином за то, что часто опаздывал на работу;
Г) был уволен хозяином за то, что часто появлялся на работе в нетрезвом виде.
6. Семья Мерцаловых жила:
А) в подвале; В) в гостинице;
Б) на чердаке; Г) в приюте.
7. Мерцалов каждый день уходил из дома, чтобы:
А) напиться в кабаке; В) искать любую работу;
Б) играть в бильярд; Г) встречаться с друзьями.
8. Когда отец пробовал просить милостыню, то:
А) собрал много денег; В) его чуть не отправили в полицию;
Б) собрал много продуктов Г) один господин сказал, что надо работать.
9. Незнакомец в парке оказался:
А) поваром; В) бизнесменом;
Б) доктором; Г) сбежавшим преступником.
10. Фамилия незнакомца оказалась:
А) Пирогов; В) Булочкин;
Б) Блинов; Г) Паровозов.
11. После этой истории Мерцаловы видели своего спасителя:
А) четыре раза; В) два раза;
Б) три раза; Г) один раз.
12. Где встретил Мерцалов чудесного доктора?
А)в лесу В) в общественном саду
Б) на улице Г) за городом
А) стало скучно В) от безысходности
Б) из-за несчастной любви Г) был пьян
14. Двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись….
А)Неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи.
Б)Смеялись над увиденном за стеклом.
В)Хохотали над своим отражением.
15.Этот рассказ плоды воображения автора или реальное событие?
А)Плоды воображения автора.
В)Наполовину реальное событие.
А)Весёлым и задорным человеком.
Б)Кротким и робким человеком.
В)Кротким и застенчивым человеком.
Проверочная работа по рассказу
А.И.Куприна «Чудесный доктор»
Проверочная работа предназначена для учащихся 6 класса с целью проверки фактического знания содержания произведения как основы для дальнейшей деятельности: анализа произведения, написания развернутого ответа на вопрос и обсуждения интересных работ. Часть 1 данной работы можно провести в двух формах:
В форме литературного диктанта. Ответы на вопросы содержат от одного до трех-четырех слов. Вопросы литературного диктанта позволяют проверить знание содержания произведения в течение нескольких минут. Подобная форма работы на уроке литературы приучает учащихся к внимательному и вдумчивому домашнему чтению текста изучаемых произведений. Взаимопроверка в парах по предложенным ключам позволяет быстро проверить, оценить диктант и обсудить результаты.
В форме краткого письменного ответа на бланках с вопросами, которые раздаются каждому ученику. Подобный вид работы прививает навык внимательного чтения вопросов (что очень важно в плане подготовки к ОГЭ) и умения подбирать ключевые слова (фразы), содержащие основную информацию.
В каком городе и накануне какого праздника происходили события рассказа?_________________
Какое блюдо в витрине магазина поразило мальчишек?____________________________________
Какие фрукты в начале XX века были редкостью в магазинах России и были в продаже только в гастрономах крупнейших городов? _____________________________________________________
При виде какого предмета у мальчиков возникала соблазнительная мысль – «остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к окну»?__________________________________________
Где жила семья Мерцаловых?_________________________________________________
Кем раньше, год назад, работал отец семейства? __________________________________________
Почему отца уволили с хорошей должности?_____________________________________________
Почему мальчики были вынуждены есть холодный обед?__________________________________
Зачем мальчики ходили с письмом к барину, а отец обегал полгорода?______________________________________________________
Что во внешности Мерцалова говорило о крайне бедственном положении семьи?______________________________________________________
Какой выход он придумал сегодня, за что чуть не попал в полицию?____________________________________________________
Кого увидел Мерцалов в темноте аллеи?________________________________________________
Какие слова прохожего привели его в бешенство?___________________________________________________
Почему Мерцалов все рассказал незнакомому прохожему?__________________________________________________
Кем по профессии был встреченный прохожий?_________________________________________
Сколько в начале века стоил «чай, сахар, булки и горячая пища из ближайшего трактира»? ______________________________________________________
Что оставил незнакомец под чайным блюдцем?__________________________________________
Назовите фамилию незнакомца. Это был известнейший на то время человек, позже его именем назовут медицинский институт в Москве ______________________________________________
Как изменилась жизнь семьи после знакомства с «благодетельным ангелом»? ____________________________________________________________________________________________________________
Часть 2. Напишите развернутый ответ на один из вопросов (не менее 5 предложений).
Считаете ли вы себя добрым человеком?
Приходилось ли вам встречать доброго человека?
Инструкция для учителя
Проверочная работа состоит из двух частей.
Часть 1 включает в себя вопросы с кратким ответом, выявляющие знание прочитанного текста. Часть 2 требует написания развернутого ответа на поставленный вопрос (5-8 предложений). В зависимости от уровня подготовки класса Часть 2 можно предложить для домашней работы.
Критерии оценивания ответа на задания
Каждый правильный ответ части 1 оценивается в 1 балл. Максимальное количество – 20 баллов.
Часть 2 оценивается по пяти критериям:
— глубина раскрытия темы и убедительность аргументов — 1//0,
— уровень владения теоретико-литературными понятиями — 1//0,
— композиционная цельность и логичность изложения — 1//0,
— следование нормам речи (наличие или отсутствие речевых ошибок) — 1//0
Максимальное количество – 5 баллов.
Максимальное количество баллов за всю работу – 25.
Урок литературы на тему» Чудесный доктор» (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель: Хорошавина Е.В.
Тема: А. И. Куприн. рождественский рассказ
«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа
Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с фактами из биографии А. И. Куприна, с рождественским рассказом «Чудесный доктор», его героями, проблематикой, жанровыми особенностями произведения; способствовать формированию представления о Куприне как талантливом русском писателе.
Тип урока: приобретение новых знаний и умений.
Планируемые результаты обучения:
познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Куприна как талантливого русского писателя; знать героев произведения, жанровые особенности рождественского рассказа; различать образ рассказчика и автора в произведении; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор», его проблематике; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции;
коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные рассказы, устные ответы на вопросы с использованием цитирования;
эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, словарная работа), индивидуальная (рассказ).
Оборудование: презентация «Творчество А. И. Куприна», проектор, экран, ноутбук; эпиграф к уроку «Не прекрасна жизнь днями, а красна делами» (русская пословица)
Тема: А. И. Куприн рождественский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа.
Организация начала урока.
Чтение стихотворения (Нано Шамоян )
Пусть этот день начнётся с доброты
И с чьей-то удивительной улыбки
Кому-то кто-то принесет цветы
Или пришлет записку на открытке
А кто-то приготовит крепкий чай,
Добавив пару ломтиков лимона
И скажет «Больше не скучай…
Когда ты так грустишь, мне тоже плохо»
А кто-то поцелует нежно в лоб,
Обнимет крепко хрупкие ладошки
И, растворив холодный злой озноб
В мечтах, и в нежности, и в счастье понемножку
Пусть этот день начнётся с теплых глаз
И, расцветая радостью на сердце,
Пусть кто-то улыбнется вам сейчас,
Улыбкой помогая вам согреться.
2. Постановка целей и задач урока.
— Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством талантливого русского писателя Александра Ивановича Куприна.
Устный рассказ биографии учениками.
Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) – знаменитый русский писатель-реалист, получивший народное признание. Автор таких знаменитых произведений, как: «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся», которые заслуженно вошли в золотой фонд русской литературы . (слайд 1)
Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.
1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву. (слайд 2)
Обучение и начало творческого пути
В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889). (слайд 3)
С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».
Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.
Учитель. Куприн был любопытен, он живо интересовался всем, что происходило в мире. Всего за свою жизнь Куприн сменил около 20 профессий. Известно, что он выходил в море с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно. Одним из первых ещё на заре воздухоплавания с известным спортсменом поднялся на воздушном шаре. Однажды полетел на самолёте со знаменитым борцом Иваном Заикиным и чуть не погиб. Среди его друзей было много разных и порой удивительных людей: дрессировщик Анатолий Дуров, певец Фёдор Шаляпин, борец Иван Поддубный. Любовь к жизни и интерес к человеческой судьбе у писателя были огромны. А.И. Куприн считал, что «человек пришёл в мир для безмерной свободы творчества и счастья». Своими знаниями о жизни, мыслями о ней, чувствами он делился в своих произведениях. (слайд 5)
Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие . (слайд 6)
Эмиграция и последние годы жизни
Революцию в России Куприн не поддержал, хоть первое время и встречался довольно часто с Лениным. В конечном итоге писатель эмигрировал во Францию, где продолжал свой литературный труд.
Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная».
-После тяжелой болезни Куприн умирает 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева.
-Самый первый памятник писателю был воздвигнут в Крымском поселке Балаклава в 2009 году. Куприн, будучи человеком добрым и неравнодушным к чужим судьбам, помог спрятаться матросам, участникам Очаковского восстания, от расстрелов в 1905 году. В связи с чем и был поставлен этот памятник. (слайд 7)
— Прослушав биографию писателя, вы узнали, что писал он на разные темы и одной из любимых тем его были рассказы для детей. Они наполнены любовью к детям, ведь писатель помнил, как сам в детские годы испытывал потребность в любви. Рассказ «Чудесный доктор» был написан в 1987 году. Давайте поразмышляем над тем, почему это рассказ написан для детей и какая главная мысль заключена в этом произведении.
3. Работа по теме урока.
-Поразмышляем о прочитанном.
1) Какое впечатление произвёл на вас рассказ А.И. Куприна?
2)От кого Куприн услышал эту историю, описанную в рассказе?(от сына Мерцалова-Гришки)
3)Что вы узнали о героях рассказа «Чудесный доктор»?
4) Когда впервые мы узнаём о братьях Грише и Володе? (Стояли у витрины гастрономического магазина, в 12-градусный мороз, и хохотали. На самом деле они были голодными и несли письмо по поручению матери)
5) Что так привлекало детей к этой витрине? (Во всём чувствуется приближение Рождества, звуки польки, сияющие ёлки)
6) А жизнь мальчиков такая же, как всё то, чему они радуются?
7) Как в рассказе передаётся царившая в доме Мерцаловых атмосфера? Приведите примеры из текста. (по рядам )
4. Работа в тетради:
1 ряд- описание дома при помощи эпитетов и метафор;
2 ряд- портретная характеристика героев;
3 ряд- описание состояния героев
8) Меняются ли отношения в семье в связи с создавшейся тяжёлой ситуацией?
9) Как члены семьи относятся друг к другу? Какие качества при этом у них проявляются? (милосердие, сострадание, сочувствие).
5. Словарная работа.
— Как вы понимаете значение слова:
Милосердие – готовность помочь кому-то или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия;
Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. (слайд 8)
Чтение по ролям диалога матери и мальчиков
— А теперь вспомним, как относились к просьбе о помощи все, к кому обращался Мерцалов (равнодушие, бессердечность, безразличие)
— Давайте ещё раз обратим внимание на время года, когда происходит действие рассказа, и то радостное событие, которое происходит в эти дни?
— Какое чувство испытывают люди при приближении праздника? Что вы знаете о Рождестве? (Во время Рождества нельзя забывать о ближнем. Раньше в Рождество было принято подавать милостыню, угощать бедных. )
Чудеса в рождественский день Рождества Христова для детей – это веселый праздник. В этот день можно попросить у Бога что угодно, главное, чтобы желание исходило с благими намерениями. В этот день происходит чудо. Люди исцеляются от болезней, сбываются мечты. Но чтобы чудо произошло, надо в него верить всем сердцем.
Рождество – это время, когда в каждую семью нисходит благодетельный ангел, и всё чудесным образом меняется.
В рождественские дни
Необходимо совершать добро:
Помогать хоть добрым словом
Тем, кому не повезло.
У кого горе – суметь утешить,
Кто в обиде на кого-то – помочь простить,
А родных и близких научиться любить.
— И в такое чудесное время праздника должна ли была семья Мерцаловых остаться в беде? Ведь недаром Куприн свой рассказ назвал «Чудесный доктор».
— В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем?(им овладело отчаяние, ему неоткуда было ждать помощи, он не мог расчитывать на сострадание окружающих).
— Найдите в тексте описание природы. Как Куприн сравнивает состояние природы с настроением Мерцалова?
— Как первоначально повёл себя Мерцалов при встрече с незнакомцем?
— Почему даже после «злобных криков» Мерцалова незнакомец не ушёл?
-Кем незнакомец оказался по профессии?
-Какую помощь оказывает он семье Мерцаловых?
-Почему незнакомец, уходя от Мерцаловых не назвал своего имени? (был скромным человеком)
-Как Мерцалов всё же узнал его имя?
— Что вы знаете о Николае Ивановиче Пирогове? (1810-1881). Хирург, анатом, педагог, основоположник военно-полевой хирургии, способствовал подготовке сестёр милосердия в России в период военных действий в Крыму в 1853-1856 годах. Позже это общественное движение получило название Красного креста. В одном из своих писем Н. И. Пирогов писал своей жене: «…подумай, мы живём не для себя только» (слайд 9)
Стихотворение читает Вика Трофимова
Ну кто сказал, что нужен важный повод,
Чтоб подарить тепло и доброту,
Чтобы развеять долгой ночи холод
И оживить крылатую мечту?
А впрочем, знаю – есть такие люди,
Которым повод вовсе ни к чему.
Они нести добро на щедром блюде
Не запрещают сердцу своему.
Пусть даже если лично не знакомы,
Пусть даже если не узнаешь ты,
Кто именно, нарушив все законы,
Принёс тебе букет из доброты,
Но станет жизнь вдруг ярче и теплее
Не день, а много добрых лет!
И потому на свете нет ценнее,
Чем просто так подаренный вам свет!
-Как изменилась жизнь Мерцаловых после встречи с чудесным незнакомцем?
— Какой настрой даёт автор читателям? (не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком)
– Как вы думаете, какая мысль дорога в этом рассказе автору? (Чуткое, внимательное отношение одного человека к другому, своевременная помощь, милосердие.)
-Мы познакомились с рождественским или святочным рассказом, который является литературным жанром, относящимся к категории календарной литературы и характеризующийся определённой спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. (слайд 10)
6. Особенности рождественского рассказа: (слайд 11)
приуроченность к Рождеству;
движения сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;
обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;
назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.
— Какие особенности ярко выражены в рассказе «Чудесный доктор»?
— Какие, по-вашему, значения имеет слово «чудесный»? (слайд 12)
— Что обозначает слово «чудесный» в этом рассказе»?
— Можно ли сказать, что рождественское чудо посетило семью Мерцаловых?
— Благодаря какому человеческому качеству происходят чудеса? (доброте)
Работа с пословицами (слайд 13, 14)
— Посмотрите на экран. Соберём пословицы, посвящённые доброте
7. Викторина по рассказу
— А сейчас мы проведём викторину по рассказу в форме вопросов и ответов. Ученик читает вопрос. Тот, у кого нужный ответ, отвечает и сразу читает вопрос, который напечатан.
Является ли рассказ Куприна вымыслом?
(Рассказ Куприна достоверен. Действие его происходило в Киеве).
Над чем хохотали два мальчугана, рассматривая витрину гастрономического магазина?
( Они смеялись над жареным поросёнком, детям казалось, что он смеется и жует травку).
Какое поручение, возложенное на них матерью, выполняли дети?
( Они должны были отнести письмо одному влиятельному лицу с просьбой о помощи).
Какую соблазнительную мысль гнали от себя мальчики, пока бежали по праздничным улицам города?
(Дети хотели остановиться на минуту и заглянуть в окна богатого дома, где светятся нарядные ёлки и звучит музыка).
Как выглядело жилище Мерцаловых?
(Покосившийся ветхий дом на пустыре с обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой. Комната находилась в сыром и мрачном подземелье, где пахло керосиновым чадом, детским грязным бельём и крысами).
Чем был занят предпраздничный день в семье Мерцаловых?
(Семья отчаянно боролась с нищетой. Весь день был занят тем, чтобы посредством нечеловеческих усилий выжать откуда-нибудь хоть несколько копеек на лекарство Машутке).
Почему именно в этот день маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания?
(Ребята видели на улице праздничное ликование, прекрасные магазины, сияющие ёлки, предновогоднее оживление нарядной толпы, а дома их ждали пустые щи, больная сестра, измученная мать с измождённым и почерневшим от горя лицом).
Почему Мерцалов, отец семейства, не мог долго находиться дома?
(От чувства собственного бессилия им овладевало желание бежать куда попало без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи).
Почему доктор не назвал своего имени благодарному бедняку?
(Он не считал свой поступок особенным, достойным восхищения. Так должен поступать, по мнению доктора, каждый человек).
О каком чуде идёт речь в рассказе?
(О чуде случайной встречи. О чуде сострадания, которое может совершить каждый человек с чутким сердцем. О чудесном умении с толком распорядиться оказанной помощью. О чудесном умении человека в любой ситуации оставаться человеком и не падать духом).
Прав ли Григорий Мерцалов в том, что «…то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
(Григорий не прав: добро не исчезает бесследно, оно живёт в сердцах людей благодарной памятью, рождает другое добро. Свидетельство тому – жизнь самого рассказчика: он всю жизнь помнит чудесную помощь доктора и сам является образцом честности и отзывчивости на нужды бедности).
Накануне какого радостного праздника произошло описываемое событие?
Как отзывались люди на просьбу о помощи бедному семейству?
(Помогать отказывались, отговариваясь или праздничными хлопотами, или неимением денег).
Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым и не ушёл после его злобных выкриков?
(Незнакомец понял, что у человека случилась беда, и захотел ему чем-нибудь помочь).
Почему лицо незнакомца показалось Мерцалову необыкновенным?
(Все отворачивались от бедняка, а этот человек проявил сочувствие. Лицо его было спокойным, ласковым и внушающим доверие).
Почему доктор не назвал своего имени благодарному бедняку?
(Он не считал свой поступок особенным, достойным восхищения. Так должен поступать, по мнению доктора, каждый человек).
Чем помог чудесный доктор Мерцалову и его семейству?
(На деньги, полученные от доктора, Мерцалов купил горячей пищи и дров. Доктор осмотрел больную девочку, выписал ей лекарство и согревающий компресс).
Какой главный совет дал доктор бедному семейству?
(«Никогда не падайте духом!»)
Писатель Лев Николаевич Толстой сказал:
«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».
На ваших столах лежат цветные кружочки. Пусть это будут ёлочные шарики. Напишите на них одно своё желание. У вас только один шарик. И украсьте им ёлочку.
8. Итог урока. Рефлексия деятельности. (слайд 15)
Рассказ заставил меня задуматься…
Счастье состоит в том…
Главное в жизни –это…
Стихотворение читает Шеллунц Гаянэ.
Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей,
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Тем живём на земле.
9. Домашнее задание.
Подготовить пересказ рассказа и составить план биографии писателя.