наказания какой категории не были точно установлены в основных источниках шариата
Шариат: преступление и наказание
Шариат: преступление и наказание.
Почему ислам говорит о наказании, а не об исправлении преступника? Этот вопрос часто вводит в заблуждение обывателей. На самом деле каждый общественный институт в исламе ориентирован на то, чтобы привить человеку моральные ценности и чувство ответственности перед Всевышним Аллахом и перед обществом. Такой процесс воспитания осуществляется от колыбели до могилы.
«Исправлять» человека следует до того, как он совершит преступление. Ислам прилагает все усилия, чтобы побудительных стимулов к преступной деятельности было как можно меньше. Если же преступление уже совершено, то согласно шариату наилучшей средой для исправления виновного являются семья и общество. Именно в эту среду шариат, как правило, отправляет преступника, понёсшего наказание. Сегодня же по действующей мировой пенитенциарной практике его отправляют в тюрьму, где каждый из постоянно окружающих его людей – такой же преступник, как он сам.
Слово «шариат» пугает
Даже жителей республики, 95 % населения которой считаются мусульманами. И это неудивительно: журналисты и публицисты, да, впрочем, и многие активно призывающие к исламу мусульмане, понимают под шариатом исключительно систему телесных наказаний.
Если мы обратимся к истории утверждения ислама, то увидим, что коранические наставления о наказаниях были ниспосланы только после того, как исламское общество постигло благо, а мусульмане получили свои социальные права и естественную для этого среду.
На раннем этапе становления ислама пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил людей единобожию, прививал им богобоязненность и рассказывал о Судном дне. Только после того, как в исламском обществе прочно установились нравственные стандарты, были введены законы о наказаниях.
Шариат не делает наказание самоцелью
Он стремится сделать преступление в глазах мусульманина явлением из ряда вон выходящим. Одной из основных целей шариата является формирование среды, в которой поощряются хорошие поступки, а плохие – отвергаются. В которой легче творить добро, чем чинить зло.
Закон защищает интересы общества. Институт наказания за преступление стоит на страже соблюдения закона. Определение видов преступлений и соответствующих им наказаний в том или ином обществе отражает идеалы, которое оно отстаивает. Основными ценностями исламского общества, защищаемыми шариатом, являются:
Наказание — не цель шариата
1) религия,
2) жизнь,
3) разум,
4) продолжение потомства
5) собственность.
Правонарушение в исламском праве рассматривается как неподчинение воле Всевышнего Аллаха.
Классификация видов наказания
Шариат выделяет три основные категории наказания:
1. Первая – хадд – включает предписанные Всевышним Аллахом формы конкретных наказаний, непосредственно отражённые в Коране и Сунне. Эти наказания направлены на сохранение интересов общества. Если они установлены соответствующим путём, их нельзя ни облегчить, ни ужесточить, преступника нельзя помиловать. Они прививают обществу глубокое чувство отвращения к соответствующим видам преступлений. Это:
1) прелюбодеяние,
2) кража,
3) разбой,
4) недоказанное обвинение в прелюбодеянии,
5) вероотступничество,
6) бунт.
2. Вторую форму называют кисас – наказание за убийство и нанесение увечий. Если человек умышленно причиняет физический вред другому человеку или убивает его, раненый или семья покойного имеют право на возмездие. Причём семья жертвы может выбрать один из вариантов:
1) настоять на наказании,
2) принять материальную компенсацию или простить преступника, что согласно шариату предпочтительнее: «…а для того, кто откажется от своего права на возмездие преступнику, эта милостыня послужит искуплением грехов» (сура «Трапеза», аят 45).
Причём договариваются стороны вне суда. Ближайший сподвижник посланника Аллаха (мир ему и благословение) Анас ибн Малик рассказывал, что никогда не видел, чтобы к Пророку обращались с вопросом о возмездии, и он не повелел бы простить. Речь идёт о повелении, несущем рекомендательный характер.
3. Все остальные виды преступлений подпадают под третью категорию – та’зир, являющуюся произвольным наказанием, которое самостоятельно (в контексте шариата, состояния общества и ситуации) выносит суд. Любое средство уголовно-правовой борьбы с преступлениями, отвечающее общим целям шариата, общественным интересам и защите общества от нарушений условий его существования, является законным наказанием согласно шариату. Поэтому в исламском уголовном праве перечень видов наказаний, входящих в состав категории «та’зир», не является исчерпывающим.
Кстати, кровной мести, которая для неосведомлённых об исламе людей стала его визитной карточкой, в шариате как таковой нет. Есть смертная казнь за предумышленное убийство, которое должно быть доказано исключительно в судебном порядке. А вся «кровная месть» заключается лишь в том, что родственники убитого наделяются относительно приведения приговора в исполнение определёнными правами. В частности, в некоторых случаях могут простить и тем самым спасти убийцу, о чём говорилось выше, а также привести наказание в исполнение.
Контекст среды
Оправдываясь перед теми, кто, не вникая в суть исламского уголовного права, называет его варварским, многие писатели идут на любые уступки: «Да, телесное наказание предписано, но оно обусловлено подтверждением факта совершения преступления таким набором доказательств, что фактически становится неисполнимым»; «телесные наказания не должны применяться до тех пор, пока общество не достигнет идеала, но тогда они станут практически ненужными» и т.п. Да, говоря о шариатской системе наказаний, её, как правило, рассматривают в отрыве от общества и контекста, в которых она призвана быть реализованной. Но религия Аллаха не нуждается в адвокатах, которые готовы перечеркнуть её, чтобы оправдать перед кем бы то ни было.
Шариат не просто накладывает на человека обязательства, нарушение которых влечёт за собой наказание. Прежде этого шариат наделяет человека правами. Запретив воровство и установив в качестве наказания за него отрубание руки, Всевышний Аллах дал каждому члену исламского общества право на социальное обеспечение за счёт института закята. Запретив прелюбодеяние, шариат поощрил раннюю женитьбу, сделал отношение супругов друг к другу одной из важных форм поклонения Аллаху, дозволил многожёнство при строгих условиях и обязал женщину соответствующей форме одежды. Однако в условиях голода, например, отрубание руки не назначается в качестве наказания за воровство. Вообще, воровство, при котором в качестве наказания назначается отрубание руки должно соответствовать ряду условий, касающихся состояния и хранения украденного имущества, что приводит к минимизации именно отрубания руки в качестве наказания за факт воровства. Так же как для прелюбодея, не состоящего в браке, не назначается смертная казнь. А смертная казнь, назначаемая за прелюбодеяние, нуждается в очень строгом наборе доказательств, без которых непосредственно смертная казнь не может быть назначена в качестве наказания, даже если её факт будет очевиден на основе других факторов. Что, как уже говорилось выше, конечно не означает, что такое наказание вовсе не применяется. Оно применялось, применяется и будет применяться, ведя общество к тем целям, ради которых оно установлено шариатом.
Также важно отметить, что претворение мусульманского уголовного права в жизнь – это прерогатива исламского государства и общества. Общества, в котором повеление доброго и порицание запретного являются обязанностью каждого члена. Общества, двигателем которого является богобоязненность его членов. Общества, в котором закон воспринимается как воля Всевышнего Аллаха. Что подразумевает веру в его (закона) абсолютную справедливость, совершенство, полную свободу от человеческого фактора и недоработок. Но самое важное с практической точки зрения – это то, что следование и подчинение шариату являются непременным условием искренности веры человека, и они наряду с намазом превращаются в поклонение Аллаху.
Шариат, взывая к совести мусульманина, воспитывает в нём сознательное стремление к соблюдению закона по своему внутреннему убеждению, а не из страха перед наказанием. Его божественная природа, предполагающая веру в его идеальность, взращивает в личности уверенность в Судном дне, в который «тот, кто сделал зло весом в пылинку, увидит его» (сура «Землетрясение», аят 8).
Некоторые обстоятельства
Установив наказания и обусловив их осуществление через ряд принципов и правил, установленных для тщательного подтверждения факта наличия преступления, ислам не позволяет ни отдельным людям, ни государству шпионить за человеком в целях уличить его в чём-либо, если нет серьёзных оснований полагать, что он готовится совершить общественно-опасное преступление. Не является обязательным и доносить о совершённом преступлении или признаваться в нём, если это не требуется для восстановления чужого права. Если возможно внесудебное решение вопроса, то оно предпочтительнее.
Институт презумпции невиновности как таковой был утверждён именно шариатом. Интересен случай, когда к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришёл Маиз ибн Малик с просьбой помочь смыть грех прелюбодеяния, желая понести предписанное за данное преступление наказание. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) трижды прогонял его и только на четвёртый раз приступил к рассмотрению фактов. Сначала он говорил о его (Маиза) невменяемости, затем о том, что это могло быть не прелюбодеяние, а что-то другое. Однако все присутствующие единодушно признали здравый рассудок Маиза. И Пророку (мир ему и благословение Аллаха) не оставалось ничего другого, кроме как дать распоряжение о приведении соответствующей нормы в исполнение.
Интересно, что недоказанное обвинение в преступлении само по себе является преступлением, подлежащим судебному разбирательству. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал одному из своих сподвижников, обвинившему жену в измене: «Доказательство! Иначе наказание (хадд) падёт на твою спину!» «О Посланник Аллаха! Неужели, когда один из нас увидел мужчину на своей жене, он должен искать доказательства?» – попытался возмутиться сподвижник. «Доказательство! Иначе наказание падёт на твою спину», – лишь строго повторил пророк (мир ему и благословение Аллаха). Конечно, человек может решить для себя развестись со своей женой, однако для приведения в исполнение наказания за прелюбодеяние факт преступления должен быть доказан, как того требует шариат.
Цель шариата – не в наказании, а в создании условий, при которых нарушение закона является исключением. В этом смысле видимая суровость коранического наказания, освящённая божественным авторитетом, говорит лишь о тяжести самого преступления в глазах личности и общества и тем самым служит в первую очередь утверждению в обществе идеала нравственной жизни.
Заключение
Далёкие от справедливости люди всегда пытались измерить безбрежный океан божественного знания, мудрости и справедливости собственным мерилом придуманных критериев и стандартов. И у них никогда ничего не выходило. Сегодня они вопрошают: «Если ислам – это цивилизация, то почему страны с исламским населением такие отсталые?»
Сегодня мусульманские общества далеки от идеала, они страдают многими социальными недугами. Правительства мусульманских государств – это зачастую недалёкие люди, у которых нет ни чести, ни мужества, ни своей головы на плечах. Это ставленники Запада, который окружил их силой, чтобы она защищала их от народа. В простом народе есть исламские ценности, и они воплощаются в том, что те или иные виды преступлений (воровство, убийство…) по статистике совершаются в этих странах гораздо реже, чем на Западе. Но на экономику или политику страны это повлиять никак не может.
По-настоящему исламское государство было «более правовым», развитым, прогрессивным и могущественным, чем весь остальной мир. Однажды это было. И это будет вновь. ИншааЛлах.
ВИДЫ НАКАЗАНИЙ В ШАРИАТЕ
Наказания в Шариате делятся на три типа: кисас, худуд и та’зир.
Кисас (القصاص возмездие), воздаяние за убийство или членовредительство. Законодатель, Велик Он и Славен, предоставил здесь для пострадавшего или его валия право выбора между воздаянием равным, принятием выкупа и даже прощением преступника.
Всевышний Аллах сказал: «Вам предписано возмездие за убитых: свободный — за свободного, раб — за раба, женщина — за женщину. Если же убийца прощен своим братом, то следует поступить по справедливости и уплатить ему выкуп надлежащим образом» (Корова, 178).
Иллюстрацией применения кисаса может служить хадис, рассказанный Анасом: «Один иудей раздавил голову рабыни (или девочки) между двумя камнями. Её спросили: кто сделал это с тобой? И перечисляли имена, пока не упомянули этого иудея, и она сделала знак головой. Когда привели иудея, он признался, и Пророк приказал раздавить его голову между двумя камнями» (Бухари, Муслим).
(Добавлю в скобках, что после статьи Абу-т-Танвира с критикой неисламских кавказских обычаев мне довелось встретить совершенно безумную попытку обосновать кровную месть вышеприведенным аятом, утверждая, что Аллах, Велик Он и Славен разрешает в нем возмездие в отношении не убийцы, а другого человека из рода убийцы. Это ужасное невежество, и, что еще хуже, утверждение, что Аллах, Чист Он от всего недостойного, позволяет убийство невинных людей! Аят как раз и запрещает бытовавший у арабов обычай кровной мести, по которому, если убийца был свободным из сильного рода, то кисасу подвергался не он, а раб из этого рода, а если убийцей была женщина из слабого рода, то вместо неё мог быть убит свободный мужчина и т.п.)
Худуд (الحدود ед. число хадд, граница), строго оговоренные наказания (забивание камнями, нанесение определенного количества палочных ударов, отсечение руки, и т.д.) за немногочисленные строго оговоренные преступления, а именно: прелюбодеяние, обвинение в прелюбодеянии, воровство, употребление алкогольных напитков, разбой, вооруженный мятеж, и, по мнению некоторых, вероотступничество.
Многочисленны указания в Коране и Сунне на обязательность этого вида наказаний. Сказал Всевышний Аллах: «Вору и воровке отсекайте их руки…», «Прелюбодейке и прелюбодею, каждому из них наносите сто ударов…», «Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз…», «Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны…». Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Осуществленное на земле наказание лучше для обитателей этой земли чем утренний дождь в течении сорока дней» (Ибн Маджа, Насаи, Альбани счел хорошим).
Сказал Ибн Таймиййа: Если же человек покается в прелюбодеянии, воровстве, или употреблении алкогольных напитков до того, как его дело будет представлено правителю, то правильным мнение является то, что он не подлежит наказанию хадд, как не подлежат наказанию в соответствии с иджма разбойники, если они покаются, прежде чем окажутся во власти правителя. (Фатвы, 34/180)
Та’зир (التعزير), наказание за преступления и проступки, не попадающие в первые две категории и определяющееся иджтихадом правителя.
Сказал шейху-ль-Ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах: «Ученые сошлись во мнении что та’зир узаконен для всех прегрешений, для которых не установлено наказание хадд».
Шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа и имам Ибн аль-Каййим приводят четыре мнения по «верхней планке» та’зира, самым аргументированным из которых является то, что нет ограничения для та’зира и он зависит от мнения правителя в соответствии с общей пользой. Говорит Ибн аль-Каййим: «Размер та’зира зависит от общей пользы и серьезности преступления, и определяется иджтихадом правителя». Это основное мнение в мазхабе Малика, «старое» мнение Шафии, также это мнение предпочел ученик Абу Ханифы Абу Юсуф и шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа. Как далилы на это мнение Ибн аль-Каййим приводит многочисленные решения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а затем его сподвижников. В частности:
Умар же, да будет доволен им Аллах, в качестве наказания брил головы, отправлял в изгнание, бил, сжигал винные лавки, а также селение, в котором торговали вином. Он сжег куфийский дворец Саада ибн Аби Ваккаса, чтобы тот не отдалялся от народа.
Все эти далилы указывают на то, что та’зир не ограничен ничем, кроме иджтихада правителя в целях защиты общей пользы и отведения вреда и нечестия. Здесь есть и то, что превосходит хадд, например, смертная казнь для того, кого в четвертый раз поймают пьяным, и то, что вообще не относится к видам хадда, например, изгнание и бритье головы пьяниц. («Аль-худуд ва-т-тазират инда-бни-ль-Каййим» шейха Бакра Абу Зайда)
Ибн Таймийя приводит мнение некоторых шафиитов и ханбалитов, которые считали допустимым смертную казнь тех, чей вред по-другому остановить не получается, например, призывающих к ереси, или шпионов (Фатвы, 35/402-407). Как далил на разрешение смертной казни, он приводит несколько хадисов, в частности слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Если будет принесена присяга двум халифам, то убейте второго из них» (Муслим), а также случаи из практики первого поколения мусульман. (Фатвы, 28/109).
Все наказания осуществляются правителем или уполномоченным им человеком после того, как факт преступления бесспорно установлен в соответствии с Шариатом. Факт преступления устанавливается либо показаниями свидетелей, либо признанием самого преступника. Все эти вопросы детально рассмотрены в фикхе и не представляют затруднения для любого, читающего по-арабски.
Сказал Аль-Куртубий: Нет разногласий в том, что кисас за убийство осуществляют только обладатели власти, их обязанностью является исполнение наказаний кисас и худуд и т.д., так как Аллах, Пречист Он, обратился ко всем верующим с повелением выполнять кисас. Однако не в состоянии все верующие объединиться для выполнения этого, и поэтому они учреждают правителя для выполнения этого и других видов наказаний (Джами ли-ахками-ль-Куран).
В современных кавказских условиях, когда наши земли находятся в оккупации, отправление шариатского судопроизводства крайне ограничено, но это не дает никому права на самосуд.
Решение об использовании та’зира в том или ином случае принимается носителем исламской власти или лицом, его замещающим, на основе его иджтихада. В нашем случае такими людьми являются амир Имарата и руководители вилайатов, да сохранит их всех Аллах.
Таким образом, к примеру, обстрелы и казни торговцев алкоголем или колдунов вполне законны по Шариату, и ведут к явной и общей пользе. А Аллаху ведомо лучше.
«Преступление и наказание» по шариату
Что было бы, если бы героев романа Достоевского судили по нормам мусульманского права
Слово «шариат» (в буквальном переводе с арабского — «путь; тропа к источнику, дающему жизнь») используется в Коране для обозначения указанного Аллахом прямого пути, позволяющего верующему попасть в рай (Коран, 45:18). Среди мусульманских правоведов существуют различные интерпретации понятия «шариат». Согласно одной из них, шариат включает правовую проблематику, то есть конкретные правила поведения, регулирующие отношения между людьми, — ; положения догматики — вопросы исламской этики — ; нормы, регламентирующие порядок исполнения религиозных обрядов верующими, или, иначе говоря, их отношения с Аллахом, — . Таким образом, шариат — всеобъемлющий божественный закон, поэтому, например, словосочетание «законы шариата» некорректно.
Шариат применяется там, где имеется хотя бы один мусульманин, практикующий основные обряды ислама, например соблюдение пятикратной молитвы (намаза), поста и т. п. Поэтому распространенное выражение «ввести шариат» требует как минимум серьезных пояснений со стороны произносящего эти слова. Сложнее обстоит дело с поведенческими нормами, относящимися к разделу му‘амалат. Для того чтобы применить некоторые из них, не требуется изменений в законодательстве, а для некоторых (как, например, уравнивание прав всех жен в полигамном браке с точки зрения гражданского законодательства) уже необходимы поправки в Семейный кодекс и другие нормативно-правовые акты.
Одно из самых известных литературных преступлений — убийство студентом Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы. Читателям романа хорошо известно, чем кончилось дело. Виновный был обличен, во всем сознался и получил заслуженное наказание, ставшее важной вехой на пути его духовного возрождения.
Вообразим на мгновение, что свое преступление Раскольников совершил не в столице Российской империи, а в регионе с шариатской юрисдикцией (по крайней мере, в сфере уголовного права) и все основные действующие в романе лица являются приверженцами ислама. Последнее условие крайне важно, поскольку не всегда в мусульманском мире нормы основанного на шариате законодательства распространялись на немусульман. Это обстоятельство, как мы увидим ниже, имеет значение и при расчете компенсации за убийство. Итак, вообразим, что после того, как Порфирий Петрович вынудил Родиона Романовича дать признательные показания, дело Раскольникова попадает в руки к шариатскому судье (кади). Как он поступит?
Вторая группа — преступления, санкция за совершение которых основана на принципе талиона Талион — равное воздаяние за причиненный физический ущерб по принципу «око за око, зуб за зуб». : кисас (араб. «воздаяние равным»). К ним относятся прежде всего убийство и телесные повреждения необратимого характера.
Третья группа правонарушений — та‘зир (араб. «удержание»): в современных уголовных кодексах некоторых мусульманских стран в эту группу входят все правонарушения — за исключением тех, которые относятся к категориям хадд и кисас.
Убийство женщин
Жесткое регламентирование вопросов наказания за совершенное убийство или членовредительство имело целью борьбу с таким распространенным явлением, как кровная месть. Выступая против кровной мести, ислам жестко ограничил права жертвы и ее родственников наказанием лишь одного преступника (а не всего племени) или получением компенсации. Вот почему прощение выглядит наилучшим решением с точки зрения установления мира и спокойствия в обществе.
Если же у убитого не было родственников, то право решать судьбу преступника переходило к правителю (то есть к государству). Правда, в отличие от родственников жертвы, государственные органы уже не имели права простить убийцу. Они могли назначить ему другое наказание, кроме смертной казни, — например, тюремное заключение.
Кража
Убийство старухи сопровождается в романе кражей денег и отданных в залог вещей. Это отягчающее обстоятельство. Наказание в этом случае зависит от того, какая санкция будет выбрана за убийство: если это воздаяние равным, то есть смертная казнь, тогда похищенные вещи просто возвращаются их владельцам или (в случае смерти последних) их наследникам. Если же родственники жертв прощают убийцу, то судья при вынесении приговора может увеличить срок тюремного заключения для преступника, принимая во внимание тот факт, что имело место не просто убийство, а убийство с ограблением. Обнаруженные у преступника вещи также следует возвратить тем, кому они принадлежали.
Убийство нерожденного младенца
За гибель плода в чреве Лизаветы с убийцы могли бы взыскать до 1/20 платы за кровь свободного мужчины-мусульманина, то есть эквивалент стоимости пяти верблюдов.
Ростовщичество
Говоря о старухе-процентщице, нельзя не упомянуть о ее занятии — ростовщичестве. Старуха давала деньги в рост под залог ценных вещей. В исламе недопустимо взимать или выплачивать процент. Согласно хадису (преданию о словах и делах пророка Мухаммада), риба (ростовщичество) имеет 70 степеней наказаний, и самое легкое из наказаний равнозначно наказанию за совершение прелюбодеяния с родной матерью (то есть смертной казни). Иными словами, самая легкая форма ростовщичества сравнивается с преступлением, которое относится к категории хадд — прелюбодеянию лиц, не состоящих друг с другом в браке и находящихся при этом в близком родстве (что является отягчающим обстоятельством). Логично было бы предположить, что санкция за ростовщическую деятельность будет жесткой. Но в реальности кара за лихоимство обещана только в будущей жизни. То есть конкретного наказания в мусульманском праве за занятие ростовщичеством не предусмотрено. Но теоретически для злостных ростовщиков возможно наложение наказания (та’зир) судьей. И, конечно, от ростовщика требуется вернуть все взятые с должников проценты. Кроме того, согласно шариату, грех совершает не только тот, кто взимает процент, но и тот, кто выплачивает его.
Убийство «ради блага»
Раскольников убивает старуху, пытаясь таким образом избавить человечество от человека, паразитирующего на обществе, занимающегося осуждаемым с точки зрения шариата деянием. Но это не снимает с него ответственности за совершенное им преступление, так как он не имел права проливать кровь ни старухи, ни тем более ее ни в чем не повинной сестры. То, что жертва занималась незаконной (осуждаемой) деятельностью, не имеет значения при назначении наказания преступнику.