нанесение оттенения какой либо части предмета или геометрической фигуры начинают с
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ СВЕТОТЕНИ НА ТЕХНИЧЕСКОМ РИСУНКЕ
Для придания рисунку большей наглядности и выразительности в техническом рисовании применяются условные средства передачи объема с помощью оттенений — светотени. Светотенью называется распределение света на поверхностях предмета. Светотень играет главную роль при восприятии объема предмета. Освещенность предмета зависит от угла наклона световых лучей. Когда световые лучи падают на предмет перпендикулярно, то освещение достигает наибольшей силы, поэтому та часть поверхности, которая расположена ближе к источнику света, будет светлее, а которая дальше – темнее.
Таким образом, для выявления объема предмета характерной особенностью технического рисунка является условное направление лучей света, т. е. свет всегда будет слева, а тень справа, независимо от того, как рисуется предмет— с натуры или по чертежу. Выпуклость рисунка предмета достигается путем градации света и тени: наиболее освещенные поверхности оттеняются светлее, чем поверхности, удаленные дальше от света.
Светотень состоит из следующих элементов: собственной тени, падающей тени, рефлекса, полутона, света и блика.
Свет — освещенная часть поверхности предмета.
Блик — самое светлое пятно на предмете.В техническом рисунке блики показывают в основном на поверхностях вращения. Схемы распределения светотени на различных геометрических фигурах показаны на рисунках 104 – 106.
Прежде чем приступить к нанесению светотеней, необходимо тщательно проверить построение рисунка, т.е. параллельность вертикальных, горизонтальных и наклонных линий. В противном случае, светотень не сгладит допущенных ошибок, и рисунок получится искаженным. В техническом рисунке существует несколько методов передачи светотени: оттенение можно наносить на линейный рисунок штриховкой, шраффировкой, заливкой, точками и другими способами. Рассмотрим некоторые методы распределения света на поверхностях.
Штриховка
Все горизонтальные поверхности должны оттеняться светлее, чем вертикальные, так как угол наклона лучей света к ним больше, чем к боковым поверхностям.
Оттенение на все поверхности многогранников наносят тонкими параллельными прямыми линиями. После этого проверяют параллельность линий штриховки. Затем обводят с постепенным утолщением в теневой части предмета. Грани заштриховываются неравномерно: ближе к ребрам, со стороны более освещенной грани, штрихи реже (светлее), а с теневой стороны гуще и толще (темнее). Таким образом, ребро кажется выпуклым. В каждом законченном рисунке должны быть четко видны все оттененные поверхности, причем контуры предмета необходимо нарисовать так, чтобы они не выделялись, а сливались с общим тоном рисунка. На поверхностях вращения нет резких переходов от света к тени, как на поверхности многогранников. На круглых телах свет мягко и постепенно переходит в полутон, а затем в тень. Поэтому, чтобы правильно нанести светотень, надо хорошо понять условно принятую схему распределения светотени на круглых телах: цилиндре, конусе, шаре.
Затем через все шесть точек проведем образующие цилиндра, которые определят места расположения светотени на цилиндре. После этого приступим к нанесению штриховки.
Как правило, штриховку наносят с самой темной части предмета, т. е. с того места, где на рис. 113 указано слово «тень». Затем заштрихуем тонкими прямыми линиями места для получения рефлекса, света, оставив не заштрихованным место для блика. Далее проведем, по намеченным прямым, в теневой части яркие штрихи с постепенным ослаблением их в местах для полутонов, света и рефлекса (рис. 114). На рис. 115 показано распределение светотени для других положений цилиндра.
Распределение светотени на конусе. На конической поверхности штриховку наносят в виде образующих конуса (рис. 116). Большую ось основания конуса разделим на три равные части точками 3 и 4, а затем левую и правую части эллипса еще на три равные части точками 1, 2 и 5, 6, через которые проведем образующие. Штрихи на вершине конуса должны быть тоньше, чтобы не получилось темного пятна (рис. 117).
Нижняя часть этого эллипса определит границу рефлекса (рис. 119). Далее нарисуем еще три эллипса, малые оси которых будут равны отрезкам 1—3, А—5, А—8. Через середины этих отрезков проведем тонкими линиями перпендикуляры к АВ, на которых отложим размеры больших осей эллипсов. Затем нарисуем каждый эллипс по четырем точкам. Между нарисованными пятью эллипсами выполним на глаз рисунки нескольких промежуточных эллипсов так, чтобы расстояние между ними было примерно 1—2 мм. Блик на шаре расположится на эллипсе, проходящем через точки 1-3. В теневой части шара нарисуем эллипсы яркими штрихами с постепенным ослаблением их в более светлых местах (рис. 120).
Шраффировка
Шраффировка — это штриховка сеткой, или двойная штриховка. Шраффировку наносят на многогранниках и поверхностях вращения аналогично штриховке, учитывая форму предмета. Оттенение шраффировкой оснований многогранников выполняют наклонными штрихами, параллельными осям x и y (рис. 121).
Потом рисуют на гранях тонкие вертикальные штрихи и штрихи, параллельные осям x или y. Затем штрихи обводят более ярко с постепенным переходом к светлым местам предмета. Горизонтальные поверхности должны быть светлее поверхностей вертикальных, расположенных в теневых частях предмета (рис. 122). Наклонные плоскости заштриховывают прямыми, параллельными линии ската плоскости и наклонными линиями, параллельными контуру. На цилиндре и конусе шраффировку выполняют сначала штрихами в виде эллипсов, касательных к очерковым образующим (рис. 123, 125), затем проводят вертикальные и наклонные штрихи (рис. 124, 126).
На конусе у вершины линии штриховки должны быть тоньше и менее яркими, чтобы вершина не была темным пятном.
Промежуточные эллипсы рисуют на глаз тонкими линиями между основными, а затем определяют элементы светотени и, начиная с самого темного места, обводят линии утолщенными кривыми с постепенным ослаблением их толщины по мере приближения к свету. В процессе работы над рисунком штрихи могут получиться яркими, для уменьшения яркости используют мягкий и чистый ластик. Его прикладывают как промокательную бумагу, не растирая линии, иначе рисунок получится смазанным.
Оттенение торовых поверхностей. При шраффировке поверхности тора, наносят штрихи-эллипсы и штрихи-меридианы, а затем обводят линиями различной толщины, в зависимости от падения света (рис. 129, 130, 131).
Штрихи-меридианы — плавная линия, идущая вдоль образующих линий контура торовой поверхности (в данном случае эллипсы), разъединенная в любом месте (в данном случае, на месте блика).
Оттенение точками
Выявление объёма способом нанесения точек, основывается на том, что светотень наносят с помощью точек, расположенных на соответствующем расстоянии друг от друга и имеющих разную толщину. Схема распределения светотени на предметах при этом такая же, как и при других методах оттенения. В теневой части предмета точки должны быть крупнее и располагаться чаще, а в слабоосвещенных местах – реже, на освещенных поверхностях – совсем редко. Контур предмета, как правило, не обводится линией. Оттенение точками чаще всего выполняют карандашом марки М и 2М. Главное, при таком способе оттенения – выдержать плавный переход от темного места к светлому. Точки следует наносить так, чтобы они не сливались друг с другом, особенно в теневой части предмета, поэтому следует наносить их одновременно на все затененные части, постепенно сгущая их в теневых местах, а затем переходят к полутону и свету. Таким образом, выдерживается общая тональность рисунка, четкий объем предмета. Такой способ оттенения чаще всего используют на рисунках, содержащих изображение необработанных деталей, а также неметаллических материалов. Примеры оттенения точками разных поверхностей показаны на рис. 132.
6.4. Контрольные вопросы
1. Способы передачи светотени на техническом рисунке. Что такое свет, блик, падающая и собственная тень, рефлекс, полутон? Какие способы нанесения теней применяются в техническом рисовании?
3. Распределение светотени на поверхностях вращений. (Цилиндр, конус, шар).
97. Выполнение технических рисунков деталей
В тех случаях, когда необходимо быстро пояснить форму рассматриваемого предмета, показать его наглядно, пользуются техническим рисунком. Техническим рисунком называют наглядное изображение имеющегося или проектируемого предмета, выполненное без применения чертежных инструментов, от руки в глазомерном масштабе с соблюдением пропорций и размеров элементов, составляющих его. Технические рисунки, применяемые в конструкторской практике, используют для того, чтобы более быстро выразить свою мысль в наглядной форме. Это дает возможность более доступно, доходчиво пояснить чертежи сложных предметов. Применение технического рисунка позволяет закрепить техническую идею или предложение. Кроме того, применение технического рисунка детали очень полезно при эскизировании деталей с натуры, хотя выполнять технический рисунок можно и по комплексному чертежу предмета.
Важнейшим требованием, предъявляемым к техническому рисунку, является наглядность. Технический рисунок в законченном виде с нанесением тени и штриховки иногда может быть более наглядным, чем аксонометрическое изображение и с нанесенными размерами может заменить чертеж несложной детали, служащей документом для ее изготовления.
Чтобы быстро и правильно выполнить технический рисунок, необходимо получить навыки проведения параллельно расположенных линий под разным наклоном, на разном расстоянии, различной толщины без применения чертежных инструментов, не пользуясь приборами, делить отрезки на равные части, строить наиболее применяемые углы (7,15, 30,41,45,60,90°), делить углы на равные части, строить окружности, овалы и др. Необходимо иметь представление об изображении различных фигур в каждой из плоскостей проекций, уметь выполнить на техническом рисунке изображения наиболее применяемых плоских фигур и простых геометрических форм.
Перед началом выполнения технического рисунка решают вопрос о выборе наиболее эффективной системы наглядного изображения. В машиностроительном черчении для этой цели чаще всего используют прямоугольную изометрию. Это объясняется тем, что очертания фигур, расположенных в аксонометрических плоскостях, в изометрии претерпевают одинаковое искажение, что обеспечивает наглядность изображения и сравнительную простоту ее достижения. Находит применение и прямоугольная диметрия.
На рис. 297, а приведен технический рисунок прямоугольного треугольника, расположенного в горизонтальной плоскости проекций и выполненный в прямоугольной изомерии, а на рис. 297, б — технический рисунок прямоугольного треугольника, расположенного во фронтальной плоскости проекций и выполненного в прямоугольной диметрии.
На рис. 298, а показан технический рисунок шестиугольника, расположенного в горизонтальной плоскости проекций и выполненного в прямоугольной изометрии. На рис. 298, б приведен технический рисунок того же шестигранника, выполненный в прямоугольной диметрии. Точно так же выполнен рисунок окружности, расположенной в
горизонтальной плоскости проекций (рис. 299, а), и технический рисунок такой же окружности, расположенной во фронтальной плоскости проекций и выполненный с применением правил прямоугольной ди-метрии (рис. 299, б).
Используя правила построения аксонометрических проекций и технических рисунков простейших плоских фигур, можно приступить к выполнению технических рисунков объемных геометрических фигур.
На рис. 300, а приведен технический рисунок прямой четырехгранной пирамиды, выполненный в прямоугольной изомерии, на рис. 300, б — технический рисунок прямой четырехгранной пирамиды, выполненный в прямоугольной диметрии.
Выполнение технических рисунков поверхностей вращения связано с построением эллипсов. На рис. 301, а приведен технический рисунок прямого кругового цилиндра, выполненный в прямоугольной изомерии, а на рис. 301, б — рисунок прямого кругового конуса, выполненный в прямоугольной диметрии.
Далее можно приступить к построению более сложных форм технических деталей.
Технический рисунок может быть выполнен в такой последовательности.
1. В выбранном на чертеже месте строят аксонометрические оси и намечают расположение детали с учетом максимальной ее наглядности (рис. 302, а).
2. Отмечают габаритные размеры детали, начиная с основания, и строят объемный параллелепипед, охвативший всю деталь (рис. 302, б).
3. Габаритный параллелепипед мысленно расчленяют на отдельные геометрические формы, составляющие его, и выделяют их тонкими линиями (рис. 302, в).
4. После проверки и уточнения правильности сделанных наметок обводят линиями необходимой толщины видимые элементы детали (рис. 302, г, д).
5. Выбирают способ оттенения и выполняют соответствующую дорисовку технического рисунка (рис. 302, е). На рис. 302 показана последовательность построения технического рисунка ттетели.
Для повышения наглядности и выразительности на выполненный технический рисунок наносят штриховку сплошными параллельными линиями различной толщины или штриховку в виде сетки. Нанесение на технический рисунок светотени, показывающей распределение света на поверхностях изображаемого предмета, называют оттенением. Оттенение может быть выполнено также с помощью точек. С увеличением освещения расстояние между точками увеличивается. При выполнении оттенения считают, что на изображаемый предмет свет попадает сверху, сзади и слева, поэтому освещенные части делают более светлыми, а правые и нижние части — затемненными. Ближе рас-
положенные части предмета оттеняют светлее, чем участки, расположенные от света дальше. На каждом рисунке применяют один какой-либо способ оттенения, и все поверхности изображаемого предмета оттеняются.
На рис. 303, а приведен технический рисунок цилиндра, на котором оттенение выполнено параллельной штриховкой, на рис. 303, б— траферовкой, а на рис. 303, в — с помощью точек. На рис. 302, е показан технический рисунок детали с оттенением, выполненным параллельной штриховкой.
Оттенение на рабочих чертежах деталей могут быть выполнены также тушевкой — частым, почти сплошным нанесением штрихов в различном направлении, или отмывкой, выполненной тушью или красками.
Нанесение оттенения какой либо части предмета или геометрической фигуры начинают с
Технический рисунок в практике конструирования имеет большое значение, являясь первичной формой изображения. Инженер или дизайнер, приступая к созданию проекта, чаще всего начинает свою деятельность с построения технического рисунка, ведь он выполняются гораздо быстрее, чем чертеж, и более нагляден, т.е., с такого рисунка, который обладает высокой техникой исполнения и помогает составить чертеж, сделать проект.
В зависимости от характера объекта и задачи, поставленной в конкретном проекте, технический рисунок можно выполнить либо в центральной проекции (в перспективе), либо по правилам параллельных проекций (в аксонометрии).
Технический рисунок может быть линейным (без светотени) и бъёмнопространственным с передачей светотени и цвета.
Для придания рисунку большей наглядности и выразительности в техническом рисовании применяются условные средства передачи объема с
помощью оттенений — светотени. Светотенью называется распределение света на поверхностях предмета. Светотень играет главную роль при восприятии объема предмета. Освещенность предмета зависит от угла наклона световых лучей. Когда световые лучи падают на предмет перпендикулярно, то освещение достигает наибольшей силы, поэтому та часть поверхности, которая расположена ближе к источнику света, будет светлее, а которая дальше – темнее.
В техническом рисовании условно принято считать, что источник света находится сверху слева и сзади рисующего.
Светотень состоит из следующих элементов: собственной тени, падающей тени, рефлекса, полутона, света и блика.
Собственная тень — тень, находящаяся на неосвещенной части предмета.
Падающая тень — тень, отбрасываемая предметом на какую-либо поверхность. Так как технический рисунок носит в основном условный, прикладной характер, падающие тени на нем не показывают.
Рефлекс — отраженный свет на поверхности предмета в неосвещенной его части. Он по тону немного светлее, чем тень. С помощью рефлекса создается эффект выпуклости, стереоскопичности рисунка.
Полутон — слабоосвещенное место на поверхностях предмета. Полутонами осуществляется постепенный, плавный переход от тени к свету, чтобы рисунок не получился слишком контрастным. Полутоном «лепится» объемная форма предмета.
Свет — освещенная часть поверхности предмета.
Блик — самое светлое пятно на предмете. В техническом рисунке блики показывают в основном на поверхностях вращения.
Тени на техническом рисунке изображаются с помощью тушевки, штриховки или шрафировки (пересекающейся штриховки)
АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСУНКА ДЕТАЛИ
Приступая к выполнению технического рисунка, необходимо предварительно изучить изображаемый объект и расчленить его мысленно на составляющие элементарные геометрические тела. Далее следует определить основные пропорции объекта: соотношение высоты, ширины и длины, а также пропорции отдельных его частей. Затем выбирается соответствующий вид аксонометрии и строятся аксонометрические оси.
Технический рисунок начинают выполнять с общих контуров объекта, а затем переходят к изображению отдельных его частей. Размеры на техническом рисунке не ставят, так как по рисункам, как правило, детали не изготовляют.
Линии невидимого контура на техническом рисунке обычно не проводят; штриховку на техническом рисунке, в отличие от чертежа, выполняют прямыми или кривыми линиями, сплошными или прерывистыми, одинаковой или разной толщины, а также нанесением теней.
Рембрандт – мастер светотени: биография в творениях
Особенность визуального восприятия человека состоит в определении формы и размера предмета в зависимости от степени его освещенности. Светотень в рисунке создает иллюзию трехмерного пространства на двухмерной поверхности с помощью светлых и темных форм. Так как свет, попадая на объект, распределяется неравномерно и под разными углами, степень освещенности различных его сторон также сильно различается. Светотень в рисунке – это совокупность объективных условий, на основе которых на поверхности предмета возникает градация светлых и темных оттенков света. Создавать реалистичные изображения можно, лишь научившись понимать и видеть, как распределяется свет и тень по форме предмета в окружающем мире. От правильной работы со светотенью в рисунке зависит восприятие массы, объема, расположения объекта. Но одного этого недостаточно – также важна и практика. Начните с изучения основных составляющих светотени в рисунке карандашом, но не останавливайтесь на этом — продолжайте рисовать, совершенствуя свои навыки.
Светлая и темная сторона объекта
Предмет всегда делится на две большие части: зона света и зона тени. Зона света или светлая сторона – часть предмета, расположенная ближе к источнику света и принимающая на себя большую часть освещения. У плоского объекта тень отсутствует. Создавая рисунок, художник должен сразу же определить, где будет находиться самая светлая часть предмета, а где – самая темная. Белизна бумаги и самый насыщенный тон карандаша – это две предельные точки для тональной растяжки. Бывает растяжка контрастная, когда берется очень светлый и очень темный тон. При нюансной растяжке берется два очень близких тона. В хорошей работе всегда есть только одно место, где есть точка максимально светлая и одна – максимально темная. Это камертоны света. Все остальное – растяжка. Освещенность зависит от угла падения света – чем меньше угол, тем меньше света попадает на поверхность.
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ СВЕТОТЕНИ НА ТЕХНИЧЕСКОМ РИСУНКЕ
Для придания рисунку большей наглядности и выразительности в техническом рисовании применяются условные средства передачи объема с помощью оттенений — светотени. Светотенью называется распределение света на поверхностях предмета.
Светотень играет главную роль при восприятии объема предмета. Освещенность предмета зависит от угла наклона световых лучей. Когда световые лучи падают на предмет перпендикулярно, то освещение достигает наибольшей силы, поэтому та часть поверхности, которая расположена ближе к источнику света, будет светлее, а которая дальше – темнее.
В техническом рисовании условно принято считать, что источник света находится сверху слева и сзади рисующего. Световые лучи составляют угол наклона к горизонту, примерно равный 45° — диагональ куба (рис. 102), а на ортогональном чертеже под углом 45° — фронтальная и горизонтальная проекция луча (рис. 103).
Таким образом, для выявления объема предмета характерной особенностью технического рисунка является условное направление лучей света, т. е. свет всегда будет слева, а тень справа, независимо от того, как рисуется предмет—
с натуры или по чертежу. Выпуклость рисунка предмета достигается путем градации света и тени: наиболее освещенные поверхности оттеняются светлее, чем поверхности, удаленные дальше от света.
Светотень состоит из следующих элементов: собственной тени, падающей тени, рефлекса, полутона, света и блика.
Собственная тень — тень, находящаяся на неосвещенной части предмета.
Падающая тень — тень, отбрасываемая предметом на какую-либо поверхность.
Так как технический рисунок носит в основном условный, прикладной характер, падающие тени на нем не показывают.
Рефлекс — отраженный свет на поверхности предмета в неосвещенной его части.
Он по тону немного светлее, чем тень. С помощью рефлекса создается эффект выпуклости, стереоскопичности рисунка.
Полутон — слабоосвещенное место на поверхностях предмета.
Полутонами осуществляется постепенный, плавный переход от тени к свету, чтобы рисунок не получился слишком контрастным. Полутоном «лепится» объемная форма предмета.
Свет — освещенная часть поверхности предмета
Блик — самое светлое пятно на предмете.
В техническом рисунке блики показывают в основном на поверхностях вращения. Схемы распределения светотени на различных геометрических фигурах показаны на рисунках 104 – 106.
Прежде чем приступить к нанесению светотеней, необходимо тщательно проверить построение рисунка, т.е. параллельность вертикальных, горизонтальных и наклонных линий. В противном случае, светотень не сгладит допущенных ошибок, и рисунок получится искаженным. В техническом рисунке существует несколько методов передачи светотени: оттенение можно наносить на линейный рисунок штриховкой, шраффировкой, заливкой, точками и другими способами. Рассмотрим некоторые методы распределения света на поверхностях.
Штриховка
, как и других геометрических тел, заштриховывают параллельными прямыми так, чтобы не искажалась, а выявлялась форма предмета. Все вертикальные плоскости штрихуют вертикальными прямыми, горизонтальные плоскости — прямыми, параллельными аксонометрическим осям
x
и
y
(рис. 107, 108), наклонные плоскости — прямыми, параллельными линии ската плоскости (рис. 109, 110, 111).
Расстояние между штрихами принимают от 1 до 3 мм.
Толщина штрихов неодинаковая. В тени штриховые линии толще и расстояние между ними меньше, на свету — тоньше и штрихи реже. Перед тем как наносить штриховку, надо определить на рисунке сначала самые темные и светлые поверхности, а затем слабо освещенные.
Все горизонтальные поверхности должны оттеняться светлее, чем вертикальные, так как угол наклона лучей света к ним больше, чем к боковым поверхностям.
Оттенение на все поверхности многогранников наносят тонкими параллельными прямыми линиями. После этого проверяют параллельность линий штриховки. Затем обводят с постепенным утолщением в теневой части предмета. Грани заштриховываются неравномерно: ближе к ребрам, со стороны более освещенной грани, штрихи реже (светлее), а с теневой стороны гуще и толще (темнее). Таким образом, ребро кажется выпуклым. В каждом законченном рисунке должны быть четко видны все оттененные поверхности, причем контуры предмета необходимо нарисовать так, чтобы они не выделялись, а сливались с общим тоном рисунка. На поверхностях вращения нет резких переходов от света к тени, как на поверхности многогранников. На круглых телах свет мягко и постепенно переходит в полутон, а затем в тень. Поэтому, чтобы правильно нанести светотень, надо хорошо понять условно принятую схему распределения светотени на круглых телах: цилиндре, конусе, шаре.
Распределение светотени на цилиндре.
На цилиндрической поверхности штриховку наносят в виде образующих различной толщины. Для распределения светотени выполним следующее построение. Большую ось эллипса верхнего основания цилиндра (рис. 112) разделим на три равные части точками
3
и
4
и проведем через них тонкие прямые на поверхности. Левую часть эллипса
А — 3
и правую
4
—
В
разделим на три части точками
1, 2
и
5, 6
(рис. 113
).
Затем через все шесть точек проведем образующие цилиндра, которые определят места расположения светотени на цилиндре. После этого приступим к нанесению штриховки.
Как правило, штриховку наносят с самой темной части предмета, т. е. с того места, где на рис. 113 указано слово «тень». Затем заштрихуем тонкими прямыми линиями места для получения рефлекса, света, оставив не заштрихованным место для блика. Далее проведем, по намеченным прямым, в теневой части яркие штрихи с постепенным ослаблением их в местах для полутонов, света и рефлекса (рис. 114).
На рис. 115 показано распределение светотени для других положений цилиндра.
Распределение светотени на конусе
. На конической поверхности штриховку наносят в виде образующих конуса (рис. 116
).
Большую ось основания конуса разделим на три равные части точками
3
и
4,
а затем левую и правую части эллипса еще на три равные части точками
1, 2
и
5, 6,
через которые проведем образующие. Штрихи на вершине конуса должны быть тоньше, чтобы не получилось темного пятна (рис. 117).
Распределение светотени на шаре.
этого эллипса определит границу рефлекса (рис. 119). Далее нарисуем еще три эллипса, малые оси которых будут равны отрезкам
1
—
3, А—5, А
—
8.
Через середины этих отрезков проведем тонкими линиями перпендикуляры к
АВ,
на которых отложим размеры больших осей эллипсов. Затем нарисуем каждый эллипс по четырем точкам. Между нарисованными пятью эллипсами выполним на глаз рисунки нескольких промежуточных эллипсов так, чтобы расстояние между ними было примерно 1—2
мм.
Блик на шаре расположится на эллипсе, проходящем через точки 1-3
.
В теневой части шара нарисуем эллипсы яркими штрихами с постепенным ослаблением их в более светлых местах (рис. 120).
Шраффировка
Шраффировка — это штриховка сеткой, или двойная штриховка. Шраффировку наносят на многогранниках и поверхностях вращения аналогично штриховке, учитывая форму предмета. Оттенение шраффировкой оснований многогранников выполняют наклонными штрихами, параллельными осям x
Потом рисуют на гранях тонкие вертикальные штрихи и штрихи, параллельные осям x
или
y
. Затем штрихи обводят более ярко с постепенным переходом к светлым местам предмета. Горизонтальные поверхности должны быть светлее поверхностей вертикальных, расположенных в теневых частях предмета (рис. 122)
.
Наклонные плоскости заштриховывают прямыми, параллельными линии ската плоскости и наклонными линиями, параллельными контуру. На цилиндре и конусе шраффировку выполняют сначала штрихами в виде эллипсов, касательных к очерковым образующим (рис. 123, 125), затем проводят вертикальные и наклонные штрихи (рис. 124, 126).
На конусе у вершины линии штриховки должны быть тоньше и менее яркими, чтобы вершина не была темным пятном.
Для оттенения шраффировкой сферической поверхности на наклонных осях АВ
и
CD
сначала строят эллипсы, как показано на рисунке 118. Горизонтальные штрихи — эллипсы наносят по тому же принципу, что и наклонные (см. рис. 128).
Промежуточные эллипсы рисуют на глаз тонкими линиями между основными, а затем определяют элементы светотени и, начиная с самого темного места, обводят линии утолщенными кривыми с постепенным ослаблением их толщины по мере приближения к свету. В процессе работы над рисунком штрихи могут получиться яркими, для уменьшения яркости используют мягкий и чистый ластик. Его прикладывают как промокательную бумагу, не растирая линии, иначе рисунок получится смазанным.
Оттенение торовых поверхностей
. При шраффировке поверхности тора, наносят штрихи-эллипсы и штрихи-меридианы, а затем обводят линиями различной толщины, в зависимости от падения света (рис. 129, 130, 131).
плавная линия, идущая вдоль эллипса, разъединенная в любом месте (в данном случае, на месте блика).
— плавная линия, идущая вдоль образующих линий контура торовой поверхности (в данном случае эллипсы), разъединенная в любом месте (в данном случае, на месте блика).
Оттенение точками
Выявление объёма способом нанесения точек, основывается на том, что светотень наносят с помощью точек, расположенных на соответствующем расстоянии друг от друга и имеющих разную толщину. Схема распределения светотени на предметах при этом такая же, как и при других методах оттенения. В теневой части предмета точки должны быть крупнее и располагаться чаще, а в слабоосвещенных местах – реже, на освещенных поверхностях – совсем редко. Контур предмета, как правило, не обводится линией. Оттенение точками чаще всего выполняют карандашом марки М и 2М. Главное, при таком способе оттенения – выдержать плавный переход от темного места к светлому. Точки следует наносить так, чтобы они не сливались друг с другом, особенно в теневой части предмета, поэтому следует наносить их одновременно на все затененные части, постепенно сгущая их в теневых местах, а затем переходят к полутону и свету. Таким образом, выдерживается общая тональность рисунка, четкий объем предмета. Такой способ оттенения чаще всего используют на рисунках, содержащих изображение необработанных деталей, а также неметаллических материалов. Примеры оттенения точками разных поверхностей показаны на рис. 132.
6.4. Контрольные вопросы
1. Способы передачи светотени на техническом рисунке. Что такое свет, блик, падающая и собственная тень, рефлекс, полутон? Какие способы нанесения теней применяются в техническом рисовании?
2. Метод оттенения — штриховка. Штриховка поверхностей многогранников. Привести примеры оттенения многогранников.
3. Распределение светотени на поверхностях вращений. (Цилиндр, конус, шар).
Литература
Насыщенность светотени
Насыщенность различается в зависимости от структуры поверхности и количества света, который на нее попадает. Если несколько объектов находятся на разном расстоянии от источника света, светотень в рисунке будет изменяться в зависимости от их удаленности. К тому же свет может быть рассеянным и концентрироваться в одной точке. В первом случае контрасты будут более выраженными и отчетливыми. Близко расположенные предметы обладают более контрастной светотенью, чем те, что находятся в отдалении. Из-за особенностей человеческого восприятия различные по цвету объекты и их светотень тоже могут визуально отличаться.
Светотень
Свет и тени
Для грамотного изображения предметов на картине следует разобраться в природе световых и теневых пятен на объектах. Начнем со световых пятен.
Источник света
Главенствующим среди световых пятен является источник света. Если источник света оказывается на картине, то он изображается самым ярким. Однако, источников света может быть несколько и они могут иметь разную природу и интенсивность свечения. Потому, изображаться они будут тоже с разной степенью светлоты.
Световые лучи
Следующим по логике, но не по яркости являются видимые световые лучи. Обычно световые лучи видны от искуственных источников света в дымке, тумане или темноте.
Освещенная часть предметов
Та часть предметов, которая находится под прямыми световыми лучами является наиболее освещенной. В этой освещенной части предмета лучи от источника света касаются объекта только вскользь. Потому и степень освещенности меньшая, чем на блике.
Наиболее ярким пятном после источника света является блик на освещенной части предметов. Это самая ярко освещенная область предмета. Часто блик является отражением источника освещения. Здесь важно заметить, что блики более характерны гладким и блестящим предметам. Матовые предметы имеют очень тусклые и размытые блики. Ворсистые же поверхности и вовсе могут быть лишены блика.
Граница света и тени
Самой контрастной частью предмета обычно выглядит граница света и тени. Этот эффект контрастности является одной из зрительных иллюзий. Она заключается в том, что при соприкосновении двух контрастных пятен на их границе всегда возникает ощущение большей контрастности, чем на других их участках.
Собственная тень
За границей света и тени располагается собственная тень. Собственная тень образуется на объекте в резултате отсутствия в данной области прямого светового потока.
Падающая тень
Кроме собственной тени все объекты отбрасывают на другие объекты падающую тень. Границы падающей тени очерчивают контуры объекта, от которого она образовалась, с учетом особенностей строениея тех объектов, на которые она падает и зрительных иллюзий.
Рефлексы
Рефлексами в изобразительном искусстве называют отраженные от других предметов световые потоки и попадающие на затененную части предмета. Обычно на фоне тени рефлексы выглядят очень светлыми и контрастными, как блики. Однако, рефлексы значительно темнеее бликов.
Полутень и ее особенности
На предметах округлой формы в зоне соприкосновения с косыми лучами света образуется плавный переход от светлой части к темной, являющийся промежуточным состоянием между светом и тенью – полутень. Именно в этой зоне можно увидеть собственный тон предмета. На предметах, в основе которых лежат четкие прямоугольные формы, эта зона выделяется отдельно и находится между светлой и темной сторонами. Граница светотени зависит от формы предмета и может выглядеть очень по-разному. Обычно она нечеткая и состоит из градаций тона.
Как нарисовать куб со светотенью
Самая простая и понятная глазу светотень на кубе. На кубике есть грани и линии излома, которые разграничивают элементы светотени друг от друга. Причем наибольший контраст и интенсивность света и тени находится как раз на этих гранях. Собственная тень самая яркая и интенсивная на границе со светом, она постепенно затухает и переходит в рефлекс.
Свет также самый белый и яркий на границе с тенью по линии излома. И также теряет свою интенсивность в направлении от линии излома.
Сверху кубика находится полутень. Самая темная она на границе со светом по линии излома. А на границе с собственной тенью она наоборот – светлая, кромка прямо осветится, она чистая и белая.
Падающая тень всегда самая темная, темнее, чем собственная тень. И наибольшую черноту и интенсивность имеет на границе со светом и с предметом. И затухает и светлеет в направлении от границы света.
На задней грани куба собственная тень явно ярче и плотнее падающей, которая заходит за кубик и затухает. Это хорошо видно на моем рисунке.
Что такое зона тени?
Зона тени или темная сторона – часть предмета напротив источника света. Собственная тень – место, на которое не попадает освещение. Существует еще и падающая тень – это самая темная зона, она образуется на поверхностях. В зависимости от расположения источника, она может попадать на плоскость, где находится предмет, фон или другие предметы. Ее форма зависит от самого предмета и может меняться из-за структуры поверхности, на которую она направлена. Особенность падающей тени в том, что она всегда немного темнее, чем собственная. Так как свет может отражаться от соседних предметов, то структура у нее неоднородна. У падающей и собственной тени необязательно должны быть четкие границы – они состоят из плавных переходов тона. Свет, отражающийся от поверхности предмета, частично высветляет теневую часть и создает рефлекс. Рефлекс – это своеобразная подсветка тени, но он всегда светлее нее и темнее света. На краю формы всегда будет такая зона. Рефлекс присутствует и на стороне объекта, которая расположена ближе к источнику света, но там он менее заметен, а в зоне тени становится более активным. Сама тень не является сплошным пятном с одинаковым тоном. Работа с ней в рисовании – это особое искусство.
Копилка знаний
Законы светотени
Каждый человек, начавший заниматься рисованием, задается вопросом – как на бумаге передать объем и форму предметов. И в этом вопросе часто заходит в тупик. А между тем, зрительное восприятие формы и объема напрямую зависит от закономерностей такой вещи, как светотень. В принципе, эти закономерности можно проследить, просто наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными искусственным или естественным цветом. Особенно четко это видно на предметах простых геометрических форм – шарах, цилиндрах, пирамидах и т.п. Для того чтобы серьезно овладеть тональным рисунком, нужно хорошо знать эти законы светотени.
Светотень — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.
Свет является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства.
Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.
В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Светотень можно условно разделить на несколько «частей». Чтобы было понятней, рассмотрим простой цилиндр.
Если осветить его искусственно, то градация светотени будет видна очень отчетливо. Итак. Градация такова: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень.
свет — поверхности, ярко освещённые источником света; блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение; те́нь — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими; полуте́нь — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом; рефле́кс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.
Свет – это наиболее освещенная поверхность, лучи света на нее падают под более прямым углом. На свету всегда будет самое яркое небольшое пятно – блик (это то место, где лучи света, отражаясь от поверхности предмета, попадают прямо в наш глаз). Разумеется, блик не обязан быть идеально белым. Все зависит от общей тональности рисунка. Если вы рисуете черный матовый шарик, на нем никогда не будет белого блика. Блик – самое светлое пятно относительно вашего рисунка, здесь и сейчас, так сказать. Затем форма предмета поворачивается, лучи света падают под другим углом, и получается полутень. Переход от света к полутени, а дальше к тени на округлых предметах очень плавный, без четких границ. Итак, далее тень собственная. Это то место на поверхности предмета, куда лучи света не попадают вообще. Это самое темное место на поверхности предмета. Нужно помнить, что тень идет по поверхности предмета и будет принимать его форму. Если мы рисуем шар (или другие круглые, шарообразные предметы), то тут нужно помнить, что граница тени на всем своем протяжении не может быть одинакова. Ближняя к нам выпуклая поверхность теневой границы будет темнее чем края.
Затем рефлекс. Это очень важно. Многие упускают рефлексы, не рисуют их, а ведь без этого невозможно полноценно передать форму предмета. Лучи света, которые падают не только на предмет, но и освещают все вокруг, отражаются от окружающего предметного пространства (например, от поверхности стола, на котором лежит предмет, или от окружающих предметов) и бросают отражение на предмет, который мы, собственно, рисуем. Это и есть рефлекс. Он светлее тени, но ни в коем случае рефлекс не может быть такого же тона, как и свет. Он должен быть темнее света, полутени, но светлее тени. Конечно, точного рецепта тут нет, насколько темнее или светлее – нужно смотреть в каждом индивидуальном случае.
Кроме собственной тени у предмета есть еще одна – падающая. Думаю все понятно – предмет своей массой загораживает путь лучам света, и они не попадают на поверхность, на которой стоит предмет. Так и получается падающая тень. Она тоже имеет свои градации тона. У основания предмета тень обычно более темная и насыщенная. А чем дальше от предмета – тем она становится бледнее и размытее.
В общем, независимо от формы предмета, простая она или сложная – закон распределения света и тени всегда одинаков.
Но есть еще дополнения. Мы же рисуем не плоские пятна, а объемные предметы освещаются неравномерно. Степень освещения зависит от положения предмета в пространстве относительно источника света, от характера источника света, расстояния от поверхности предмета до источника света, а также от падения луча света на поверхность. Также степень освещенности предмета зависит от того, как близко предмет находится к источнику освещения. По мере приближения предмета к свету, его освещенность будет усиливаться, и наоборот, по мере удаления – ослабевать.
Глаз различает значительное число тонов. Чем шире шкала тонов, тем меньше они различаются по яркости друг от друга, тем менее контрастным воспринимается объект; чем она у́же, тем бо́льшими будут различия яркостей между тонами, тем более контрастным явится объект.
И еще одна важная деталь — фон. Рисунок, если это конечно не быстрый набросок или самый первый эскиз к будущей картине, не будет жить на бумаге без фона. Очень эффектно смотрится темный фон для светлых предметов, которые благодаря ему выдвигаются на передний план.
Приемы штриховки карандашом
В этом разделе попытаемся дать общие сведения о штрихе и раскрыть суть метода заштриховки. На первый взгляд кажется несложным повторить то же, что и на рисунке. Но для начинающих это очень непросто, особенно, когда рука не слушается и так и хочется прислонить руку к бумаге и «составить» окружные линии из коротких чёрточек, как это обычно делают многие.
Вот несколько приемов, присущих штриховке:. Итак, попробуйте быстро провести несколько косых параллельных линий на одинаковом расстоянии. Важно соблюдать одинаковые (либо пропорциональные) расстояния между линиями. Лучше держать карандаш (ручку, фломастер и т. д.) легко, а линии проводить не сильно нажимая на бумагу. Во многих учебных изданиях рекомендуют тренировать движения плеча. Для этого надо держать руку не касаясь бумаги.
Линии можно проводить с большим нажимом в начале штриха, и почти не касаясь в конце
По этой теме читайте на сайте :
Рисунок карандашом. Материалы и инструменты. Хранение рисунков Демонстрационный рисунок углем: голова женщины Рисунок углем: лесной островок Этап 5-7 Рисунок углем: лесной островок Этап 1-4 Рисунок углем: упавшее дерево Этап 5-7 Рисунок углем: упавшее дерево Этап 1-4
Светлая сторона объекта и ее составляющие
Из каких частей на рисунке со светотенью будет состоять светлая сторона? Место, куда попадает и от которого отражается максимальное количество света, называется бликом. Наиболее ярко он выражен на глянцевых и выпуклых поверхностях. Далее свет будет как бы угасать, и снижать интенсивность до тех пор, пока не уйдет в зону полутени. Медленный переход от одного оттенка к другому называется градацией. Многое зависит от количества света и от отражающей поверхности. Но в любом случае движение тона по форме будет плавным, а не с резкими переходами. Правильная тоновая растяжка – именно то, что помогает передать в рисунке светотень. Свет постепенно будет переходить в теневую зону, после которой возникнет рефлекс. Стоит отметить одну особенность – при работе со светотенью линии предмета исчезают. Все переходы между светлой и темной стороной предмета создается при помощи тоновой растяжки.
Светотень и композиция пространства
Вместе с перспективой светотень служит одним из важнейших средств выражения пространства. Однако не во все периоды истории искусства выполняла она эту роль. В средневековой живописи роль светотени была еще весьма ограниченной. Она служила лишь средством условного оттене ния формы. Это — определенный этап в развитии светотени, который, может быть, правильнее бы обозначить термином «оттенение».
Возможно, именно потому, что художник воспринимал тень независимой от источника света и считал ее чем-то вроде свойства, присущего самому предмету, в иконописи все изображаемые предметы, как правило, оттеняются со всех сторон и связь системы теней с освещенностью сцены в целом не замечается. Реже встречается оттенение с одной стороны. Прием оттенения был обусловлен, возможно, и техникой письма, при которой моделировка формы достигалась последовательным высветлением специально сделанной темной охрой подготовки (так называемой «санкири»).
Отсутствие развитой светотени находится в согласии со средневековой концепцией художественной формы. Иконные изображения не нуждались в иллюзионистической трактовке света, но сама идея света в них часто
выражалась различными условными средствами, как-то: золотые фоны, нимфы, сияния, предпочтение светлых красок.
Светотень как средство выражения не только объема, но и пространственной глубины начинает применяться лишь с эпохи Возрождения. Она впервые выступает как последовательная система в творчестве Леонардо да Винчи и им же разрабатывается теоретически. Именно с этих пор свет начинают понимать как «средство видимого проявления предметности» вообще, что находится уже в соответствии с научными представлениями о сущности света. С точки зрения физики земля, на которой мы живем, лишена света, и лишь идущие от солнца лучи делают видимым все, что нас окружает. Свет, таким образом, выступает в роли «ваятеля» всей зримой реальности. И все же вопреки этому в нас еще живут остатки наивных представлений, согласно которым нам кажется, будто солнце движется по яркому голубому небу, тогда как на самом деле эта яркость неба — результат освещенности воздуха солнцем. И все-таки светотень в эпоху Возрождения, однако, еще не создает воздушной среды. Ее главная задача пока еще — моделировка объемной формы. Новую композиционную функцию светотень приобретает начиная примерно с XVII века, когда она получает сложное архитектоническое построение. Своего высшего развития светотень достигает в творчестве Рембрандта.
Восприятие теней можно разделить на три качественных уровня, которые известный американский ученый Р. Руд (1863-1940) определяет терминами: «смотреть на тень», «смотреть в тень» и «смотреть сквозь тень». Эти три условия определяются силой и величиной источника освещения, с одной стороны, и установкой восприятия — с другой. Означают они следующее. В первом случае мы воспринимаем одновременно и вместе освещенные и затененные части предмета; в этих условиях глаз, привлеченный к светлому пятну, видит тень плоской и недифференцированной внутри себя. Во втором случае глаз, несколько приспособившийся к яркому свету, после переключения внимания со света на тень различает отдельные детали в тени.
Наконец, третий случай подразумевает такую степень адаптации к эффектам освещения и теней на поверхности предмета, что зритель как бы перестает замечать тени в качестве чего-то обособленного, а воспринимает целостно всю предметную сцену, находящуюся в определенных условиях освещения.
Эта теория может быть приложена к восприятию большинства произведений Рембрандта. С помощью светотени Рембрандт не только выделяет наиболее важные места картины, но и определяет временную последовательность ее восприятия. Когда подходишь к его картине, будь то «Возвращение блудного сына» или какая-нибудь другая, то сначала в глаза бросается ярко освещенная часть картины, которая на миг как бы ослепляет и лишает человеческий глаз способности видеть еще что-либо; затем в полутени постепенно начинают различаться окружающие фигуры; и, наконец, после адаптации глаз проникает в самую глубину теней и различает там новые и новые детали.
Роль тени в композиции зависит от ее плотности. Легкая тень, насыщенная рефлексами, типична для пленэра и придает мягкость и воздушность всему изображению. Глубокая тень резче выделяет форму предмета, подчеркивает его тяжеловесность. Светотень может быть обобщена до предела, когда она представляется как контраст черного и белого, но при этом в ее восприятии возникает очень интересный эффект. Например, в линогравюре В. Воинова «Портрет брата» светотеневые отношения выражены лишь посредством черного и белого. Наш опыт восприятия заставляет видеть белую часть изображения (часть головы) как освещенную сильным направленным светом, а граничащее с белым черное пятно слева как теневую часть. Но есть еще черное пятно справа, лежащее в той же плоскости, однако воспринимается оно как фон. Таким образом, мы имеем как бы три пространственных плана, создающих впечатление пространственной глубины.
Пристально наблюдая и изучая естественные явления света, мастера прошлого, однако, никогда не воспроизводили безразлично все его эффекты, ибо реальная закономерность распределения освещения и теней часто бывает случайной с точки зрения композиции художественного произведения. Это мешает достигать гармоничности и выразительности художественной формы.
Условность расположения источников освещения и распределения светотени неизбежно возникает при сочинении и компоновке произведения, когда нужно какие-то фигуры или аксессуары поместить в тени, другие — на свету, а чередование света и теней подчинить определенной последовательности или определенной ритмической организации.
Рис. 5.Впечатление пространственной глубины сохраняется при предельной обобщенности светотени (В. В. Воинов. Портрет брата, 1923)
Чередование зон света и зон тени имеет еще и значение чисто оптическое — оно облегчает восприятие произведения в целом. Э. Делакруа рассматривал белые места в картине как точки покоя, останавливаясь на которых глаз получает как бы передышку. Чередование светлых и темных мест в картине часто также служит цели выявить более четко каждый предмет или фигуру композиции. В этих целях довольно часто используется прием помещения темного на светлом, а светлого — на темном.
В произведениях выдающихся мастеров всегда имеет место известная степень условности, продиктованной требованиями художественной выразительности, хотя произведение и производит впечатление убедительности и естественности в передаче условий освещения.
Так, если подходить с точки зрения реальности к рембрандтовской светотени, то нетрудно заметить искусственность создаваемого им в картине освещения. При столь ярком освещении отдельных мест картины, которые мы находим у него, не может быть такого темного окружения. При достаточно сильном направленном свете окружающие источник поверхности в различном количестве отражают падающий на них свет и становятся вторичными источниками освещения, делая более светлой и всю сцену в целом.
Освещенность и яркость
Освещенность какого-либо участка поверхности в физике характеризуют величиной светового потока, приходящейся на единицу площади поверхности. Световой поток измеряют в люменах. Единицу освещенности называют люкс. Она равна световому потоку в один люмен, приходящемуся на 1 кв. м поверхности.
Художественную практику и теорию физическое явление освещенности интересует, прежде всего, как свойство предметной действительности, изображением которой занят художник; кроме того, это явление важно и с точки зрения восприятия картины, поскольку на него влияют условия освещения.
Говоря об изображении предметов действительности, мы имеем в виду не только непосредственно работу с натуры. Проблема освещенности натуры стоит перед художником и в том случае, когда он работает по памяти или по воображению, и даже тогда, когда он весьма далек от точного воспроизведения световой среды.
Освещенность натуры оказывает влияние на видение художника и предопределяет характер светлотных и цветовых отношений в картине. Хорошо известно, например, что сильный свет «съедает» многочисленные нюансы и оттенки цвета, делает реальный пейзаж монотонным и невыразительным. Многие живописцы не случайно предпочитают ярким солнечным дням дни пасмурные с мягким рассеянным светом, создающим богатство светотеневых отношений. Вопреки, может быть, обычному представлению можно утверждать, что яркий солнечный день в наших широтах не отличается богатством красок.
Яркость находится в зависимости от освещенности, она является лишь частью последней, поскольку определяется количеством света, отражаемого с поверхности, и ни одна поверхность, как известно, не отражает все 100% падающего на нее света.
Начинающие художники нередко во время работы помещают холст таким образом, что он оказывается или освещенным прямым солнечным светом, или находится в тени. Это заставляет их глаз приспосабливаться или к значительно повышенным яркостям, или же, наоборот, к пониженным.
В результате их работа, будучи затем помещенной в нормальные условия освещения, оказывается соответственно или чересчур перетемненной, или разбеленной, но в обоих случаях фальшивой в отношении общего тона. Приблизительно освещенность мастерской, как и выставочного зала, должна быть равна 40-50 люксам.
Освещенность влияет не только на восприятие светлоты, но и на восприятие цвета. При более сильной освещенности красный цвет становится более ярким, при слабом освещении в яркости выигрывает синий. Имеет значение также и направленность освещения. Боковое освещение картины снижает яркость цвета. На это обстоятельство обращал внимание Э. Делакруа. В своем дневнике он писал по этому поводу: «Совершенно необходимо, чтобы полутона да и вообще все тона в картине были, как общее правило, утрированы. Можно держать пари, что картина будет выставлена при боковом освещении; таким образом, что было бы правильным, если бы свет падал прямо на картину, станет серым и фальшивым при любом другом освещении. Рубенс утрирует, Тициан тоже; Веронезе иногда кажется серым, так как он слишком приближается к действительности».
Это явление можно объяснить тем, что при боковом освещении к отраженным цветным лучам от поверхности картины примешивается большее количество лучей белого света, которые как бы разбавляют цвет, делая его несколько серым.
Законы светотени в рисунке
Для того чтобы проследить развитие света и тени на форме, создадим эскиз сферы. Вы можете выбрать объекты самостоятельно, скомпоновав их на листе произвольным образом, но проще начать с округлой формы. Проведем линию горизонта и наметим на листе круг. Выберем направление света, отметив его на листе. Затем на окружности проведем приблизительную границу разделения света и тени. Помните, что на финальном этапе работы все линии исчезнут. Определив угол падения света, отметим примерное расположение падающей тени. Правильное определение источника света – одна из основ светотени в рисунке.
Основы светотени
Рисование реалистичного объекта начинается с понимания того, как мы визуально воспринимаем свет и тень и как эти два понятия работают вместе, чтобы придать этому объекту трехмерную форму на плоскости.
Мы можем посмотреть на то, как свет взаимодействует с формой и выявить ряд характерных особенностей, которые появляются в сцене. В результате взаимодействия света и тени на предмете, мы можем понять форму, размер и массу объекта.
Если вы поймете, как ведет себя свет и тень на форме, то нарисовать реалистичный объект станет легче.
Рассмотрим различные элементы света и тени на простой геометрической форме. Как только Вы научитесь определять и рисовать разные части простого объекта, станет проще сделать это на более сложных объектах. Мы будем использовать простую геометрическую форму-сферу.
На данном рисунке все элементы, создающие трехмерный объект удалены. Обратите внимание, что это просто круг, имеющий плоскую форму.
Здесь вы можете увидеть два вида тени: отбрасываемая и собственная.
Тон на теневой стороне тела и объекта является собственной тенью. Его площадь скрыта от источника света в отличии от других поверхностей объекта.
Другой тип тени называется отбрасываемая тень или падающая тень. В данном примере, сфера бросает тень на участок плоской горизонтальной поверхности.
Давайте посмотрим на светлую сторону сферы. Здесь серым цветом отделена светлая область сферы от ее теневой части. Это переходная зона между светлой и теневой сторонами объекта. Нужно знать, что средний тон используется для перехода в тень. Без этого переход будет слишком резким.
Средний тон или полутень: площадь на светлой стороне объекта, которая получает наименьшее количество света. Это зона перехода из света в тень.
Самая яркая часть объекта называется бликом. Это когда свет отражается от поверхности к зрителю. От того какая поверхность у объекта матовая или глянцевая, а так же интенсивности света зависит яркость блика.
Внутри собственной тени вы увидите эффект отраженного света. В этом примере свет отражается от поверхности плоскости обратно на сферу. Темная полоса, которую мы видим рядом с краем тени называется рефлексом. Рефлекс получает наименьшее количество света, так как свет не исходит из источника света а отражается от поверхности плоскости на объект.
Важно: рефлекс никогда не будет светлее области объекта, подсвеченной от прямого источника света.
Рефлекс: свет, находящийся на объекте не исходит из источника света а отражается от поверхности плоскости на объект.
До сих пор мы рассматривали элементы в виде простой диаграммы. Давайте рассмотрим более реалистичный пример. Края элементов теперь проявляются мягче, придавая сфере трехмерный эффект. Для наглядности каждый элемент выделен цветом.
Здесь выделена собственная форма тени.
Выделена падающая тень.
Выделена собственная тень. Присутствует рефлекс.
Здесь выделены средние тона.
Выделена светлая область.
Самая светлая область-блик.
Теперь, когда Вы можете определять различные элементы света и тени на объекте, нарисовать сферу будет намного проще.
По теме: Понятие о светотени
Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.
Рисунок со светотенью пошагово
Теперь нанесем на шар средний тон – он не должен быть слишком темным или слишком светлым, иначе будет сложно сделать плавную тоновую растяжку. Если начать со среднего тона, на рисунке не будет белых пятен, можно будет просто добавлять тон и менять градацию в сторону более темного или светлого оттенка. Затем создадим собственную и падающую тень. Добавляем тон выше линии горизонта. Горизонтальная поверхность, на которой находится шар, должна быть более светлой, чем вертикальная. Теперь создаем градацию от теневой к светлой стороне. Этот переход должен быть мягким, с плавной градацией по окружности. На пятом шаге затемним глубину падающей и собственной тени. Не забывайте о рефлексе и создайте иллюзию отражения света у основания сферы. На финальном этапе наметьте блик на стороне, которая находится ближе всего к источнику света. Помните, что не нужно создавать градацию до чисто белого цвета. Если все сделать правильно, линии, нанесенные на первом шаге, должны исчезнуть, а объем будет передаваться только за счет изменения глубины тона.
Как нарисовать шар со светотенью
У шара все компоненты светотени плавно переходят один в другой. Есть яркий четкий блик на свету и вобщем шар по отношению к нему смотрится серым. Также на шаре хорошо и отчетливо виден рефлекс, который подсвечивает шар с теневой стороны.
Но всегда нужно помнить: рефлекс – часть тени, поэтому он никогда не может быть таким же светлым, как освещенная часть шара и светлее полутени. Иногда кажется, что рефлекс ярко светится и на рисунке из-за этого есть вероятность переборщить с его свечением. Поэтому всегда нужно обращать внимание, чтобы рефлекс на Вашем рисунке со светом не путался, если такое происходит, то его нужно гасить.
Падающая тень очень плотная и яркая, самую интенсивность имеет под шаром, где он соприкасается с поверхностью стола. Но так же, как и у куба падающая тень заходит за шар и там светлеет.
Шарик глянцевый, поэтому у него яркий блик, а также с теневой стороны отражается баллончик. Вот так это выглядит на моем рисунке. Обратите внимание на штриховку, она идет по форме скругления шарика, что придает ему дополнительный объем.
Рембрандт – мастер светотени: биография в творениях
Примерно 410 лет назад родился один из самых великих художников за все века, который пережил в свое время и критику, и пренебрежение, и нищету, но оставил нам огромное количество шедевров живописи и графики голландского реализма, которые позволили по-новому взглянуть на мастерство владения кистью. Имя ему – Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn).
Манера живописи Рембрандта
Он считался мастером светотени. Все образы на его картинах предстают как будто на сцене, выступая из темноты на свет прожекторов. От этого характер полотен приобретает некую драматичность. Пока одни считали его виртуозом светотени, другие критиковали за резкость, невнимательность к полутонам, тяге к корпусной живописи. Те критики, которые хорошо знали автора, говорили в его защиту, что в поздние годы начал вырываться на волю его живой, нетерпеливый нрав.
В свою очередь, можно заметить, что не столь детально Рембрандт прописывал те картины, которые писал для себя, но, несмотря на это, они выглядят максимально реалистично. Насчет смелых мазков чистым цветом, он действительно не боялся их использовать, особенно, если хотел сделать акцент на чем-то. Он рискованно использовал красный цвет и его оттенки, но они никогда не нарушали гармонию полотна. Колорит его картин всегда оставался в землянистых оттенках. Писал он всегда по темному грунту, от этого некоторые картины со временем потемнели. Так, например, действие картины «Ночной дозор» на самом деле происходит днем. Это было выявлено только после тщательного рентгеновского исследования. Еще один нюанс его техники, который мог повлиять на изменение цветов полотен – тяга к многослойной плотной проработки изображения. Краской он как будто пытался слепить барельеф, чтобы его эмоциональные образы на полотне ожили. По этому поводу его современники даже шутили, что людей на его портретах можно схватить за нос и приподнять картину. Он действительно не жалел краски: в некоторых местах красочный слой достигал сантиметра в толщину.
Образы женщин
«Даная» – украшение коллекции Эрмитажа и самая знаменитая работа Рембрандта. На ней художник умудрился изобразить сразу двух своих любимых женщин. Перерисовка лица произошла спустя годы после создания полотна, для которого позировала жена автора. Это и золотой дождь, который исчез с картины были обнаружены при рентгеноскопии. Сейчас мы видим лежащую фигуру молодой женщины, освещенную ярким светом. Она приподняла руку, как бы дотронуться к этому сиянию. Одновременно с этим мы видим Амура у изголовья кровати: его руки скованы, он пытается высвободится, плачет, но это не под силам ему. Если уж Зевс выбрал Данаю, то ему никто не помешает в его любовной интрижке.
Rembrandt Harmensz van Rijn. Danaya
Картина была испорчена невменяемым посетителем, после чего реставрировалась. Поэтому некоторые сегодня сомневаются по поводу подлинности полотна, выставленного в Эрмитаже.
Здесь же вы сможете увидеть картину «Флора» – портрет беременной Саскии. Она одета в красивый наряд в оливковых и охристых цветах, голову ее украшают цветы, а в руке растительный посох. Этот образ был подобран не случайно. Флора – это символ плодородия, молодости, красоты природы. Именно это Рембрандт видел в Саскии на тот момент. Годы спустя в этом же образе он пишет уже другую свою возлюбленную – Хенрикье Стоффелс. Но если Саския выглядит кротко и мило в образе Флоры, то Хенрикье величаво и роскошно. Манера письма автора тоже заметно меняется, также как и подбор фона. Последняя работа менее контрастна.
Невостребованность
Рембрандт был реалистом: он не боялся действительности, мог увидеть красоты в обыденном. Он любил писать простых людей, людей в возрасте, на лице которых была написана целая история их жизни. В коллекции Эрмитажа есть два портрета, подтверждающих это – «Портрет пожилой женщины» и «Старик в красном». Он не боялся ни старости, ни смерти. Для многих до сих пор жутко смотреть на его работу «Урок анатомии». Именно из-за поздней тематики картин и темного колорита он стал терять популярность. Потихоньку во вкусах начался переход к рококо, и настроению публики стали больше по душе полотна в светлых тонах с милыми и ненавязчивыми сюжетами.
Переломным моментом стал заказ на картину, которая после получила название «Ночной дозор». Групповой портрет стрелков был написан динамично, светлые, яркие и темные пятна были уравновешены на полотне. Все выглядело живо и гармонично, но заказчикам это не пришлось по вкусу, поскольку некоторые фигуры было плохо видно на картине, вдобавок появились лишние персоны в постановке. Задумка художника не была понята.
На закате
В Лувре тоже есть полотна Рембрандта – «Портрет Хенрикье» 1652 года и «Вирсавия в купальне». По предположению, на обоих полотнах изображена одна и та же женщина. Ее портрет был написан еще в начале их отношений. Молодая Хенрикье на нем выглядит счастливой. Она с робостью смотрит на своего кумира. По нежной манере письма автор раскрыл взаимность этих чувств. Вторая работа сделана по библейскому сюжету, с которыми нередко работал художник. Вспомним хотя бы полотно «Жертвоприношение Авраама», которое хранится в Эрмитаже. Но то, что Рембрандт изобразил Хенрикье в этом образе, можно считать огромным комплиментом. Как мы помним из писания, это была удивительной красоты женщина. И, несмотря на то, что она не вписывается в современные каноны красоты, она завораживает нас – красивая фигура, несмотря на легкую полноту, выразительные черты и роскошные яркие волосы. На картине Вирсавия изображена печальной, в руке ее письмо. Вероятно, в нем говорится о смерти ее мужа, которого царь Давид специально отправил на жестокое сражение, чтобы заполучить его красавицу-жену.
Еще одна интересная работа Рембрандта на библейскую тему называется «Борьба Иакова с ангелом». Она хранится в Берлинской галерее. Ангел на полотне прописан восхитительно – лицо, развевающиеся волосы, парящие крылья. Вот только самой борьбы мы не видим. Но это не потому, что Рембрандту не удалось этого сделать. Возможно он глубже ознакомился с библейским сюжетом. В писании сказано: «Он боролся с Ангелом – и превозмог; плакал и умолял Его». Борьба тут подразумевается совсем иная. Также мы знаем, что ангел являлся во сне, поэтому Иаков изображен в полудреме. Лицо ангела не выражает агрессии, скорее вызов и снисхождение.
Немалую роль уделял Рембрандт и автопортретам. Портреты преобладали в его творчестве. Он любил раскрывать характер людей и их эмоциональное состояние на своих полотнах. Зачем же художник пишет собственный портрет? Только в такой способ можно посмотреть на себя со стороны и на уровень своего мастерства. На его автопортретах запечатлена вся его жизнь: в молодые годы мы видим амбициозного, немного тщеславного и активного молодого человека, полного сил для новых свершений; автопортрет с Саскией это легкая самокритика своей праздной жизни; на последних работах он выглядит уставшим и подавленным, он потерял близких людей и славу и уже разуверился во всем, без жалости смотреть на этого человека невозможно. Утешило бы его то, если б он узнал какое многовековое признание получит?
В Амстердаме есть Дом-музей Рембрандта, где выставлены офорты и рисунки художника, а также картины учителей и учеников великого мастера. До 3 сентября выставка будет пополнена работами из коллекции его друга Яна Сикса: будут представлены портреты Рембрандта и офорт его авторства, на котором изображен Ян Сикс. Параллельно проводятся мастер-классы по изготовлению красок, как в былые времена и технологии офортов. Будучи в Амстердаме вы также сможете увидеть в Рейкмюсеум картину «Ночной дозор». Но чтобы насладиться созерцанием знаменитых шедевров Рембрандта далеко ездить не нужно. Эрмитаж имеет, пожалуй, лучшую коллекцию работ художника. К сожалению, сейчас большая ее часть на выездной выставке в Токио и останется там до поздней осени.
Основы рисования на сайте stabilo4kids.ru
Свет и тень в живописи
Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.
Свет и тень (светотень) — очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.
Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.
Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.
Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.
Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день. Ранним утром, когда солнце находится невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, то есть эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения.
Восприятие цвета также во многом зависит от освещения. Если с помощью линейной перспективы мы передаем пространство в рисунке, то в живописи не обойтись без учета изменений цветовых и тональных отношений натуры по мере их удаления от зрителя или источника освещения. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые — теплые.
Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо. При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.
Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.
А теперь немного практики
Собственная тень – это самая темная часть предмета и располагается на стороне, которая не освещена.
Полутень – это переход от света к тени.
Рефлекс – это отраженный свет и оттенки от соседних предметов.
Свет – освещенная часть предмета.
Блик – это самая яркая часть предмета, освещенная больше, чем свет на предмете.
Падающая тень – это тень от предмета.
На предмете всегда будет блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень — и именно в этой последовательности.
И нужно знать, что, если свет слева, значит, тень будет справа. Если свет справа, значит, свет будет слева.
Переходим, собственно, к примеру. В цветном примере и черно-белом свет будет располагаться слева.
Шаг 1. Сначала чертим ось симметрии и основу, затем намечаем плоскость стола.
Шаг 2. С помощью вспомогательных линий строим чашку и намечаем эллипсы.
Шаг 3. Достраиваем чашку, рисуем ручку и завершаем эллипсы.
Шаг 4. Рисунок выполнен пастелью. Коричневым мелком намечаем блик, как самое светлое пятно на предмете, затем, коричневым и оранжевым мелком с правой стороны чашки делаем рефлекс. От рефлекса рисуем тень. Штрихи будут плотнее.
Сначала этот участок покрываем немного синим цветом, так как синий цвет – тоже рефлекс от синей драпировки на заднем плане, и он дает отражение в тени на предмете. Потом сверху наносим коричневый и оранжевый цвет.
Тем самым получаем самым темный участок на чашке. Потом от тени к блику делаем полутень. Сверху светло-коричневым делаем тень внутри чашки. Потом переходим на ручку и намечаем и там тень. С правой стороны на столе рисуем падающую тень и начинаем штриховать стол зеленым мелком.
Шаг 5. Заканчиваем рисовать чашку, дорисовываем световую часть, заштриховываем зеленым цветом скатерть, а переднюю часть драпировки делаем более насыщенным зеленым, так как она находится в тени. И завершаем синим цветом задний план.
На четно-белом рисунке так же можно посмотреть, как происходит переход от света к тени.