Напишите 12 15 табу вожатого детского оздоровительного лагеря что не разрешается
Табу вожатого
· НЕ позволяй себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии детей.
· НЕ допускай оскорблений по отношению к детям со стороны других детей.
· НЕ навязывай детям свою волю.
· НЕ держись изолированно от детей.
· НЕ проявляй самоуправства в моменты неподчинения.
· НЕ создавай стрессовых ситуаций для детей и коллег.
· НЕ будь безразличным к недисциплинированности детей.
· НЕ занимайся своими личными делами в рабочее время.
· НЕ слушай только себя.
· НЕ позволяй равнодушного отношения к детям.
· НЕ потакай ленивым.
· НЕ пытайся выяснить что-либо с помощью силы.
· НЕ веди беседы на запрещенные темы в присутствии детей.
· НЕ срывай свое плохое настроение на детях.
· НЕ унижай детей и не смейся над ними.
НЕЛЬЗЯ: запрещать что-либо, а потом это же позволять; быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным, появляться перед детьми в неопрятной одежде.
Табу для вожатого
· Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других;
· Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей;
· Не навязывать детям свою волю, не командовать, не слушать только себя;
· Не держаться изолированно от детей;
· Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения детей;
· Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег;
· Не быть безразличным к недисциплинированности детей;
· Не заниматься своими личными делами в рабочее время;
· Не всегда искать виновного;
· Не приказывать, а просить;
· Не читать нотаций: вспомни, помогло ли это тебе;
· Не позволять равнодушного отношения к детям;
· Не потакать ленивым;
· Не пытаться выяснить что-либо с помощью силы;
· Не вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей;
· Не срывать свое плохое настроение на детях;
· На пляже не загорать, а смотреть за детьми;
· Не унижать детей и не смеяться над ними;
· Нельзя запрещать что-либо, а потом это же позволять;
· Нельзя быть скучным, хмурым, надутым, равнодушным, высокомерным.
Глава 2
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВОЖАТЫЙ О СВОИХ ВОСПИТАННИКАХ
Напишите 12 15 табу вожатого детского оздоровительного лагеря что не разрешается
Есть такое полинезийское слово «табу». У первобытных народов оно означало религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово. Нарушение этого запрета каралось либо сверхъестественными силами, либо людьми.
В наш обиход это понятие вошло просто как обозначение строгого запрета на что-то. Мне хочется порассуждать о педагогическом табу в свой собственный адрес. Поговорить о табу на то, что всегда дает отрицательный результат, что, как правило, загоняет любую проблему внутрь и не приводит к ее разрешению, хотя внешние «результаты» могут быть и заметны — послушание, согласие и т.д. Внутренних же результатов ждать почти бесполезно.
Существует особый мир детства со своими законами и особенностями, которые необходимо знать и принимать, тогда не будет необходимости попусту раздражаться, конфликтовать. В определенной степени лагерь отдыха — тоже школа, но особая, основанная на вольнице, добровольности, природности, интересе — на каникулярности. Переносить в лагерную систему чисто школьные традиции воспитательной работы неразумно: тут и фактор кратковременности, и длительная адаптация ребят друг к другу, к новому воспитателю. Да и сама атмосфера лагеря — любовная, веселая, озорная, обязательно другая в сравнении со школьной, от которой дети должны отдохнуть.
Увы, старые репрессивные традиции воспитания живы, например такая, как воевать с детьми, а не за детей. Мы ведь все равно проигрываем эти войны в любом случае. Следуя неумной тенденции вступать с ребятами в борьбу, горе-воспитатели не знают, что у ребят больше сил и времени сопротивляться, они умеют сплачиваться против взрослых. Не лучше ли идти по другому, результативному и гуманному пути — завоевывать ребят? Для этого есть простые заповеди каникулярной (и не только) педагогики:
И так далее. Таких достаточно результативных заповедей, правил много. В хороших детских коллективах они передаются «по наследству» и украшают жизнь детей.
На что же, с нашей точки зрения, должно быть наложено беспрекословное табу в лагере?
На все штрихи казарменной педагогики принуждения и насилия над личностью ребенка.
На не соответствующие стилистике летнего лагеря приказы, команды, установки: «Сейчас же перестань!», «Еще одно слово, и ты вылетишь из комнаты!», «Чтобы я этого больше не слышала!», «Немедленно замолчите!» и т. п.
На угрозы, предупреждения, предостережения такого рода: «Смотрите, как бы вам не стало хуже!», «Если еще раз повторится, я вызову родителей!», «Если по моей команде не выйдете из воды, больше никогда не будете купаться!» и др.
На безрезультатные нотации, нравоучения и нудные проповеди: «Не забывайте, сколько на вас потрачено денег!», «Ведите себя как подобает, на вас смотрят окружающие!», «Перестаньте болтать за столом, это неприлично!» и т.д. Из этих сентенций дети ничего не запоминают, не узнают ничего нового, они их слышали много раз — в одно ухо влетает, в другое вылетает.
На все, что оскорбляет достоинство ребенка: реплики, оценки, подозрения, которых, увы, хватает в лагерных буднях. Например: «Ну, от тебя-то ничего умного не услышишь!», «Не болтай, как попка-дурак!», «Что вы ползете, как тараканы!». Сюда же относится высмеивание, тем более обзывание: «Что ты разнюнилась, смотри, какая цаца!», «Ты не парень, а размазня!». Дети реагируют абсолютно адекватно: «Сама ты цаца!», «На себя посмотри!» и т.д. О прямых оскорблениях и говорить не хочется. Давайте не лукавить: запугивание может быть открытым и скрытым, как и оскорбление личности. Особенно ранит оскорбление при всех, при родителях. Приклеивать «ярлыки» или клички, выражать недоверие, провоцировать на дурное, быть раздражительным, угрюмым, злым, обижаться на детей — это сфера табу.
Табу должно быть наложено на жалобы на ребят начальству или, не дай Бог, родителям. Поступать так — это значит расписываться в собственном бессилии и все дальше «разводить» себя и воспитанников. Жаловаться (то есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям — значит провоцировать их на расправу с ребенком. Это просто подло.
Табу в лагере следует наложить на все формальное, бюрократическое. Не надо, например, ходить строем в
столовую или на купание, без конца репетировать то, что должно быть импровизационным, собирать ребят задолго до какого-то дела «на всякий случай» — а вдруг опоздают. Нельзя воровать личное время ребенка, которое является «мерилом всех богатств». Категорически нельзя лишать ребенка сна или заставлять спать больше положенного по режиму времени (дети шалят на тихом часе, и за это их держат в постели лишний час или два в наказание). Нельзя лишать еды за плохое поведение или опоздание. Это уже физическое наказание, за которое воспитатель, как, скажем, и за побои ребенка, может нести юридическую ответственность.
Табу должно быть наложено на любую неправду в общении с ребенком. Неправда нам всем в убыток. Мы и так долго жили в атмосфере неправды и полуправды.
В лагере нужно табу на бесконечные запреты как цензурные традиции воспитания. В дообразовательной педагогике так же, как в искусстве, запрещать глупо и нерентабельно. Мы мучительно расстаемся со своим трудным прошлым. Лет восемь назад на последнем российском семинаре в знаменитом «Орленке» его участники назвали около 300 сохраняющихся в лагерях запретов в адрес ребят: нельзя звонить домой по лагерному телефону; нельзя в родительский день привозить «на свидание» любимых кошек и собак; нельзя ездить домой на выходные или личные праздники; нельзя делать окрошку, ловить рыбу и т.д. и т.п. Может ли ребенок что-либо творить даже в легких оковах? Конечно нет. Однако состояние абсолютной покорности мы продолжаем формировать инерционно. Да, в определенной степени вожжи воспитания распущены, новые еще не надеты. Но нельзя же будущих граждан демократического общества воспитывать старыми оскорбительными методами!
Есть еще одна сфера табу — личная жизнь ребенка в лагере. Может быть, хватит считать, что детство — это жизнь начерно, а вот позже начнется настоящая жизнь? Настоящая жизнь идет у ребят сегодня и везде, тем более в лагере. Именно здесь она освобождена от обязательного учения, от инерционных семейных отношений, она выстроена по законам Каникулы — самой яркой звезды созвездия Сириус. Ребенок имеет полное право на личную жизнь в лагере — на абсолютно не заорганизованное личное время, которое необходимо ему выделить, как, возможно, выделять и отдельные дни в смене. Воспитание должно иметь разумные рамки. У ребенка есть право на коллективную жизнь, есть и на одиночество. Пусть читает, гуляет, наблюдает жизнь муравьев — словом, делает, что хочет. Его уединение законно. Табу на неприкосновенность личной жизни ребенка в лагере означает, что никто не имеет права лезть в его чемодан, в его тумбочку, трогать его личные вещи, игрушки. Когда это делается, то это что — обыск? Грех заставлять ребенка есть то, что он не хочет, например, «вечно ценное» кипяченое молоко. Убедить, что это полезно, — другое дело. Главное в лагере — выстроить верные отношения с растущим человеком, и не надо делать того, что портит эти отношения. Ребенок едет в лагерь с хорошей целью — отдыхать так, как ему нравится, и испытывать при этом удовольствие. У него же нет ориентира на плохое. Оно появляется чаще всего как протест против чего-то. Значит, надо быть осторожнее со словами в адрес ребенка, даже интонация имеет большое значение. Увы, часто язык взрослых непонятен для ребят. Следует быть очень осторожным с соревновательностью, которая может перерасти в соперничество, зависть и обиды. Одну девочку выбрали в «красавицы», другие умирают от зависти. Неприлично одних держать в «любимчиках», других делать «козлами отпущения». Пусть каждый ребенок стремится к незаменимости, к нужности всем или кому-то.
Каждый ребенок имеет право на индивидуальность, которая выражается в простом и значительном: быть не как все (просто человеком, а не как в школе — двоечником, троечником или отличником); дружить с кем хочется; отказываться от навязываемых дел; любить то, что не любят все; иметь право на выбор, на странности поведения, на ошибки, на незнание. Он не виноват, что он такой, а не другой. Индивидуальность — это проявление личности. Индивидуальность часто вызывает раздражение. Оно опасно. Воспитателей раздражает тот, кто «не как все», кто слабее других. Вот подлизы, приспособленцы, «удобные» не раздражают.
Хочу высказать странную мысль: некоторым детям в лагере должно быть лучше, чем дома. Ибо только здесь отпавшие, недолюбленные, невписывающиеся и прочие «белые вороны» найдут взаимопонимание, взаимоучастие, не подчинение, а согласование, возможность идти, как все «нормальные герои», в обход. И пусть идут!
В лагере комфортными могут быть лишь отношения сотрудничества, содружества и сотворчества, построенные как бы на взаимном договоре: мы вместе приехали отдыхать — значит, должны договориться о том, что можно, что нельзя, в чем будем уступать друг другу. А тогда, может быть, не потребуются никакие табу.
Никогда не говорите детям:
— Я кому говорю? Я вам русским языком говорю.
— Кому неинтересно — может выйти.
— Откроешь рот — пойдешь прямо к начальнику лагеря.
— Ну что же вы не понимаете таких простых вещей!
— Вот приедут родители, они о тебе все узнают.
— Умней ничего не придумал?
— И кто это тебе сказал?
Вопросы для обсуждения:
Табу вожатого. Забота о детях в лагере
1. Делать неодобрительные замечания по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других.
2. Допускать оскорбления по отношению к детям со стороны других детей, а тем более вожатых.
3. Навязывать детям свою волю.
4. Держаться изолированно от детей.
5. Проявлять самоуправства и неподчинения.
6. Создавать стрессовые ситуации для детей и коллег.
7. Быть безразличным к недисциплинированности детей.
8. Заниматься своими личными делами в рабочее время.
9. Находиться в вожатской, когда дети чем-то занимаются на отрядном месте.
10. Слушать только себя.
11. Позволять равнодушное отношение к детям.
12. Потакать ленивым.
13. Пытаться выяснять что-либо с помощью силы.
14. Срывать свое настроение на детях.
16. Унижать и смеяться над ребенком.
17. Акцентировать внимание на «влюбленных» в отряде.
18. Позволять злые насмешки, дразнилки, обзывания.
19. Запрещать что-то, а потом позволять это же.
20. Быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным.
1. Ненавязчиво, но настойчиво вы должны следить за такими вроде бы очевидными моментами (это касается любого возраста): 2. по утрам необходимо чистить зубы, умываться; 3. мыть руки надо, если вы вышли из туалета, перед каждым приемом пищи, после спорта, трудового десанта, а вообще, чем чаще, тем лучше; 4. вечером, перед сном, следует мыть ноги; 5. мыться в душе следует хотя бы раз в два дня (можно без мытья головы, а если ребенок говорит, что у них в семье это не принято, было бы неплохо еще на медосмотре узнать так это или нет); 6. одеваться надо по погоде, чисто и опрятно, не забывать расчесываться; 7. грязную одежду можно складывать в мешок (подарок родителям в родительский день), можно попробовать самостоятельно постирать, а вообще в корпусе есть стиральные машины; 8. расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах); 9. все дырки, прорехи, оторванные пуговицы можно пришить с помощью нитки и иголки, все когда-то учились с нуля; 10. промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф (не важно, был или не был санобход); если таких вещей много, натяните веревку через отрядное место, если не очень много, повесьте вещи на дверцы шкафа, батареи; 11. уборку в палатах надо производить дважды в день (подметание), ну а влажную уборку дважды в день проведут уборщицы; 12. не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи, если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и сводить его в медпункт; 13. если дети на три недели оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому – помните об этом.
Табу вожатого. Забота о детях в лагере
1. Делать неодобрительные замечания по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других.
2. Допускать оскорбления по отношению к детям со стороны других детей, а тем более вожатых.
3. Навязывать детям свою волю.
4. Держаться изолированно от детей.
5. Проявлять самоуправства и неподчинения.
6. Создавать стрессовые ситуации для детей и коллег.
7. Быть безразличным к недисциплинированности детей.
8. Заниматься своими личными делами в рабочее время.
9. Находиться в вожатской, когда дети чем-то занимаются на отрядном месте.
10. Слушать только себя.
11. Позволять равнодушное отношение к детям.
12. Потакать ленивым.
13. Пытаться выяснять что-либо с помощью силы.
14. Срывать свое настроение на детях.
16. Унижать и смеяться над ребенком.
17. Акцентировать внимание на «влюбленных» в отряде.
18. Позволять злые насмешки, дразнилки, обзывания.
19. Запрещать что-то, а потом позволять это же.
20. Быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным.
1. Ненавязчиво, но настойчиво вы должны следить за такими вроде бы очевидными моментами (это касается любого возраста): 2. по утрам необходимо чистить зубы, умываться; 3. мыть руки надо, если вы вышли из туалета, перед каждым приемом пищи, после спорта, трудового десанта, а вообще, чем чаще, тем лучше; 4. вечером, перед сном, следует мыть ноги; 5. мыться в душе следует хотя бы раз в два дня (можно без мытья головы, а если ребенок говорит, что у них в семье это не принято, было бы неплохо еще на медосмотре узнать так это или нет); 6. одеваться надо по погоде, чисто и опрятно, не забывать расчесываться; 7. грязную одежду можно складывать в мешок (подарок родителям в родительский день), можно попробовать самостоятельно постирать, а вообще в корпусе есть стиральные машины; 8. расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах); 9. все дырки, прорехи, оторванные пуговицы можно пришить с помощью нитки и иголки, все когда-то учились с нуля; 10. промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф (не важно, был или не был санобход); если таких вещей много, натяните веревку через отрядное место, если не очень много, повесьте вещи на дверцы шкафа, батареи; 11. уборку в палатах надо производить дважды в день (подметание), ну а влажную уборку дважды в день проведут уборщицы; 12. не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи, если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и сводить его в медпункт; 13. если дети на три недели оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому – помните об этом.