направление предложения заключить какой либо контракт называется
Энциклопедия решений. Коммерческое предложение
Гражданское законодательство не содержит понятия «коммерческое предложение». Вместе с тем составление коммерческого предложения при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и т.д. широко распространено в деловой практике. Обычно оно составляется с целью предложения потенциальному клиенту различных товаров, работ или услуг. Поэтому, как правило, в коммерческом предложении содержится информация о поставляемом товаре, выполняемой работе, оказываемой услуге, об имуществе, которое может являться предметом сделки, о производителе такого товара (подрядчике, исполнителе) и об условиях поставки товара (выполнения работ, оказания услуг, сдачи имущества в аренду и т.д.).
Содержание коммерческого предложения законодательством не унифицировано. На практике исходя из своего содержания коммерческое предложение может варьироваться от рекламы, то есть информации общего характера, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, до предложения заключить договор на конкретных условиях, адресованного определенному лицу (или лицам) либо неопределенному кругу лиц. В первом случае коммерческое предложение можно рассматривать как приглашение делать оферты (п. 1 ст. 437 ГК РФ), то есть, направлять лицу, разместившему коммерческое предложение, предложения, выражающие намерение заключить с ним договор на определенных условиях, являющихся для договора данного вида существенными (п. 1 ст. 435 ГК РФ). Во втором случае коммерческое предложение само может являться офертой, если оно достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение, и содержит все существенные условия договора соответствующего вида.
Коммерческое предложение может быть охарактеризовано и как публичная оферта, если оно содержит все существенные условия договора и из него усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ).
В коммерческом предложении могут содержаться условия оплаты товара (работ, услуг), в него могут быть также включены реквизиты банковского счета, на который может быть произведена такая оплата, либо к этому документу может прилагаться счет на оплату. В коммерческом предложении может указываться срок, в течение которого должна быть произведена оплата, чтобы договор считался заключенным на условиях, указанных в этом предложении.
Если коммерческое предложение по своему правовому характеру является офертой, то письменное согласие лица, которому адресовано это предложение, с его условиями либо выполнение условий, содержащихся в коммерческом предложении (например, перечисление суммы предварительной оплаты стоимости товара по цене, указанной в коммерческом предложении), может рассматриваться как акцепт, то есть, принятие предложения заключить договор (ст. 438 ГК РФ). В этом случае договор по общему правилу будет признаваться заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК РФ) (см. также постановления ФАС Московского округа от 23.12.2010 N Ф05-14682/10, Тринадцатого ААС от 13.05.2013 N 13АП-1846/13, Семнадцатого ААС от 05.05.2010 N 17АП-3823/2010).
Отметим, что в рамках отношений, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в коммерческих предложениях, может использоваться заказчиками для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта с применением метода анализа рынка (ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 3.7 Методических рекомендаций. утв. приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567).
Как подготовить оферту на заключение договора
Предложение о заключении договора — это документ, который содержит существенные условия сделки и выражает готовность к выполнению обязательств по предлагаемым условиям.
Что собой представляет оферта и когда ее используют
Заключению каждого договора предшествует его согласование. Стороны определяют выгодные и приемлемые условия. Одним из вариантов преддоговорного взаимодействия сторон является письменное предложение одного лица другому лицу, выражающему желание заключить с ним договор, — это называется офертой. Чтобы определить, является ли предложение офертой, следует выделить следующие основные черты:
Какие различают виды и формы
Особенности правовых конструкций предложения о заключении сделки образуют отличающиеся друг от друга разновидности оферты. Гражданский кодекс РФ в статье 435 устанавливает, что предложение заключить договор называется офертой. Выделяют следующие виды:
Документ, в котором выражается оферта, представляет собой договор, счет, бланк. Направляя письмо о заключении договора на оказание услуг и получая акцепт, условия считаются согласованными. Наименование документа не влияет на правовое положение обязательств. Во внимание принимается природа правоотношений.
Как составить оферту
К составлению документа предъявляются общие требования, характерные для заключаемого вида сделок. Законодательно установленной формы оферты нет, но существуют исключения, например, установленная приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 29.12.2016 № П/515 форма об оказании услуг по выезду к заявителям с целью доставки запросов о предоставлении сведений ЕГРН. Текст предложения должен содержать существенные условия. Под ними подразумевают те, без которых сделка считается незаключенной. Рассмотрим один из вариантов структуры документа:
Кому: Общество с ограниченной ответственностью «Ppt.ru»
456789, Россия, Субъект РФ, просп. Замечательный, д. 1
От: Общество с ограниченной ответственностью «Сторона 1»
Оферта как предварительная стадия заключения договора
«Бухгалтерский учет», N 8, 2004
В условиях рыночной экономики одним из основных инструментов регулирования отношений между юридическими и физическими лицами служат заключаемые ими договора.
В современной деловой практике используются два способа заключения гражданско-правовых договоров:
При этом способ «между отсутствующими» в последние годы становится все более распространенным, поскольку, расширяя рынки закупки и сбыта, значительное число организаций заключают договора с контрагентами, расположенными в других городах, а зачастую и странах.
Указанные способы оформления договорных отношений не имеют принципиальных различий по механизму заключения договора. Однако сам процесс заключения договора «между отсутствующими» является более сложным, поскольку сторонам сделки приходится решать некоторые вопросы, не вызывающие сложностей при заключении договора «между присутствующими».
Неотъемлемой частью оферты являются следующие элементы предполагаемого договора (ст.432 ГК РФ):
Поскольку направление оферты является стадией процесса заключения договора, имеющей правообразующее значение, существенным является факт появления окончательно сформировавшегося намерения стороны заключить договор. Именно это позволяет разграничить предложение провести переговоры с целью оценить возможности заключения договора и непосредственно оферту.
Однако не любое предложение о заключении договора признается офертой. Предложение о заключении договора является офертой, если оно:
Ответ лица, которому адресована оферта (акцептанта), о ее принятии, называется акцептом оферты. Акцепт должен быть полным и безоговорочным (ст.438 ГК РФ), а также определенным. Из него должно четко явствовать намерение стороны заключить договор на предложенных ей условиях.
На практике акцепт оферты представляет собой слова или соответствующие действия (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.), сделанные в предписанном или указанном оферентом порядке. При заключении договора намерение акцептанта принять предложение должно быть выражено таким образом, чтобы не было сомнений ни в отношении факта акцепта, ни в отношении совпадения условия акцепта с условиями оферты. То есть для возникновения договорного обязательства необходимо, чтобы оферта не только была акцептована, но и чтобы акцепт был сообщен.
С фиксацией момента получения акцепта связана не только проблема полноты акцепта. По действующему законодательству акцепт может быть отозван в любое время до момента его получения. Если извещение об отзыве акцепта поступило лицу, направившему оферту, ранее акцепта или одновременно с ним, акцепт считается неполученным. После же получения акцепта договор считается заключенным, и речь уже может идти о его досрочном расторжении.
Направление оферты, а также ее акцепт налагает на стороны определенные обязательства. Невыполнение этих обязательств влечет определенные законом последствия, выражающиеся в том, что сторона, права которой нарушены, имеет право на понуждение к выполнению обязательств, а также (или) к возмещению понесенных в связи с этим нарушением убытков.
Молчание лица, получившего оферту, не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений (ст.438 ГК РФ). Если предшествующие отношения сторон складывались, например, на основе того, что заказы на товары выполняются продавцом без какого-либо иного акцепта, кроме как отправка товара, то оферент в результате приходит к убеждению, что такая практика продолжается. Поэтому отгрузка товара лицом, получившим оферту, будет рассматриваться как молчаливый акцепт.
В соответствии с действующим законодательством оферта, как правило, безотзывна. Оферент не может отозвать свое предложение в течение срока, определенного в самой оферте для ее приема адресатом, если иные условия не предусмотрены в самой оферте либо не вытекают из ее существа или обстановки, в которой оно было сделано (ст.436 ГК РФ). Если возможность отзыва оферты предусмотрена, то отзыв оферты не считается сообщенным, пока не доведен до сведения лица, которому оферта была адресована. В случае когда извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, она считается неполученной.
Применительно к срокам, определенным в оферте для ее приема, следует различать 2 вида оферт:
Если в тексте оферты определен срок для акцепта, то договор считается заключенным, когда акцепт получен стороной, предлагающей сделку, в пределах указанного в ней срока (ст.440 ГК РФ). Таким образом, она обязана ждать ответа на свою оферту и в течение всего этого срока не предпринимать каких-либо действий, способных поставить под сомнение возможность заключения договора. Иначе она будет вынуждена возместить убытки, возникшие у акцептанта вследствие того, что он своевременно акцептовал оферту, заключив договор, становящийся, однако, неисполнимым, например, из-за заключения оферентом тождественного договора с другим контрагентом.
Ситуации, при которых срок для ответа на предъявленную оферту не определен, регулируются ст.441 ГК РФ. В подобных случаях договор считается заключенным, если акцепт получен оферентом до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен, то в течение нормально необходимого для этого времени.
Пример 1. ООО «Альфа» направило 15.01.2004 заказным письмом оферту, содержащую предложение по приобретению у ООО «Бета» товара на условиях доставки на склад покупателя до 10.02.2004, гарантируя оплату после поступления товара на склад в оговоренные сроки.
ООО «Бета» в соответствии с полученной офертой отгрузило товар в адрес ООО «Альфа», ожидая получения согласованных сторонами денежных средств в оплату отгруженного товара. На склад ООО «Альфа» товар поступил 09.02.2004.
Однако до истечения установленного срока оферты ООО «Альфа» приобрело необходимый товар у другого поставщика и направило заказным письмом уведомление об отзыве оферты 08.02.2004. Поэтому 09.02.2004 полученный от ООО «Бета» товар был отправлен назад. ООО «Бета» предъявило ООО «Альфа» претензию с требованием возмещения понесенных убытков.
Односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим (ст.310 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом или договором. Поэтому ООО «Альфа» обязано возместить ООО «Бета» убытки, причиненные неисполнением обязательства. А именно: расходы, которые ООО «Бета» произвело для восстановления нарушенного права, упущенную выгоду (неполученные доходы, которые оно получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено). В случае утраты или повреждения имущества, т.е. реального ущерба, его стоимость также должна быть взыскана с оферента, отказавшегося от исполнения договора в одностороннем порядке.
ООО «Бета» вправе потребовать от ООО «Альфа» возмещения:
расходов по транспортировке поставленного товара до склада оферента и обратно;
стоимости погрузочно-разгрузочных работ, страхования груза, иных оплаченных услуг, связанных с данной поставкой;
упущенной выгоды, выразившейся в том, что ООО «Бета» могло сразу продать данный товар иным контрагентам без потери времени.
Использование услуг почтовой связи (иных аналогичных услуг) при заключении договора «между отсутствующими» в ряде случаев приводит к тому, что своевременно отправленный акцепт в силу обстоятельств, не зависящих от акцептанта и оферента, поступает с опозданием. В таких ситуациях следует руководствоваться нормами ст.442 ГК РФ, в соответствии с которой своевременно направленное извещение об акцепте, полученное с опозданием, не считается опоздавшим, если сторона, направившая оферту, немедленно не уведомит другую сторону о получении акцепта с опозданием.
Пример 2. ООО «Альфа» направило 15.01.2004 заказным письмом оферту, содержащую предложение по приобретению у ООО «Бета» товара. Условием принятия оферты было направление оференту акцепта в срок до 10.02.2004. ООО «Бета» акцептовало оферту и 09.02.2004 направило заказным письмом письменный акцепт в адрес ООО «Альфа». Одновременно ООО «Бета» отгрузило товар в соответствии с условиями оферты в адрес ООО «Альфа».
ООО «Альфа» получило акцепт от ООО «Бета» 15.02.2004. К этому времени ООО «Альфа» уже не имело потребности в данном товаре, и оно в тот же день, в соответствии с нормами ст.442 ГК РФ, направило в адрес ООО «Бета» отказ от оферты, а получив товар, ООО «Альфа» за свой счет отправило его в адрес ООО «Бета».
В результате сложившейся ситуации ООО «Бета» понесло убытки, связанные с транспортировкой поставленного товара в адрес ООО «Альфа», стоимостью погрузочно-разгрузочных работ, стоимостью страхования груза, оплатой иных услуг, связанных с поставкой товара, а также убытки, связанные с возмещением расходов, понесенных ООО «Альфа» в связи с отправкой товара в адрес ООО «Бета».
Ответ о согласии заключить договор на условиях, отличных от предложенных в оферте, является отказом от акцепта и одновременно новой офертой (ст.443 ГК РФ).
Если о необходимости достичь согласия по определенному условию будущего договора заявляет акцептант, то это заявление всегда будет означать выдвижение им контроферты.
Для оценки последствий данной ситуации большое значение имеет форма, в которой был осуществлен акцепт (в письменном виде или в виде действия):
а) если акцепт оферты осуществлялся в виде действия (поставки товара на условиях, изложенных в оферте), то поставка товара с нарушением условий оферты рассматривается как отказ от оферты и фактически как предложение новой оферты, на иных условиях. Следовательно, между сторонами не возникает договорных отношений. ООО «Бета» не должно возмещать убытки ООО «Альфа», связанные с его расходами по поиску аналогичного товара, а также возможными убытками от нарушения иных обязательств, связанных с предполагаемой дальнейшей поставкой (переработкой) товара;
б) если ООО «Альфа» потребовало заявления акцепта в письменном виде (направления информации об акцепте почтой, факсом и т.п.), договор считается заключенным с момента получения акцепта. И следовательно поставка ООО «Бета» товара без тары (упаковки) рассматривается как нарушение условий заключенного договора. Последствия таких действий предусмотрены ст.ст.475, 482 ГК РФ. Поэтому ООО «Альфа» вправе потребовать от ООО «Бета» совершения одного из перечисленных действий, а именно:
ООО «Альфа» имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (ст.523 ГК РФ). При этом оно должно письменно уведомить другую сторону (акцептанта) об одностороннем отказе от исполнения договора, если иное не определено соглашением сторон.
Сторона, получившая оферту и согласная заключить договор на условиях, отличных от изложенных в оферте, должна сообщить об имеющихся разногласиях. В частности, если ей был прислан проект договора, то она возвращает его с изложением разногласий. Составленный адресатом предложения протокол разногласий фактически и является встречным предложением (контрофертой), которое для заключения договора должно быть безоговорочно принято. Если же сторона, направившая оферту, не сообщит о своем согласии с изменением предложенных ею условий, договор считается незаключенным.
Для придания гибкости договорному процессу Гражданский кодекс РФ устанавливает, что условие, относительно которого необходимо достичь понимания, не обязательно должно точно соответствовать первоначальному варианту, выдвинутому сделавшей заявление стороной. Контрагенты могут выработать и компромиссный вариант, важно лишь, чтобы было достигнуто согласие.
Публичная оферта. Публичной считается оферта, представляющая собой предложение, из которого усматривается воля лица вступить в договорные отношения. Из этого предложения должна быть ясной посылка вступить в договор с любым, кто отзовется. Примером публичной оферты является публикация в периодической печати объявлений о проведении аукциона или конкурса, т.е. приглашение на участие в публичных торгах любого, кто согласен на предложенные условия и отзовется на объявление (подав соответствующую заявку, внеся задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов).
Для бухгалтеров организаций немаловажное значение имеет вопрос взаимосвязи публичной оферты и рекламы.
Применительно к договору розничной купли-продажи особенности использования публичной оферты дополнительно оговорены в ст.494 ГК РФ. Согласно нормам, содержащимся в данной статье, публичной офертой признается реклама товара, его описания, художественные изображения в каталогах, обращенных к неопределенному кругу лиц, вне места продажи товара, содержащих все существенные условия договора. Признание такого предложения публичной офертой означает, что продавец, выставивший товар, обязан заключить договор на указанных в этом предложении условиях с каждым, кто на него отзовется.
При заключении договора розничной купли-продажи в месте продажи товара публичной офертой признается демонстрация товаров (выставление товара в торговом зале, на витрине, выкладка их на прилавке), а также предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.) независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора. Исключение составляют случаи, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи (торговое оборудование, предметы оформления торгового зала, витрин и т.д.).
Признание публичной оферты рекламой влечет за собой не только особые юридические требования по ее оформлению, но и необходимость исчисления и уплаты налога на рекламу.
В столице это Закон г. Москвы от 21.11.2001 N 59 «О налоге на рекламу». Налогоплательщиками этого налога признаются рекламодатели, место нахождения которых приходится на территорию Москвы, приобретающие рекламные услуги (работы), а также самостоятельно выполняющие работы, связанные с рекламой товаров (работ, услуг). Налоговая ставка устанавливается в размере 5%.
Объектом налогообложения данным налогом признается:
Расходы организации на подготовку и размещение публичной оферты соответствуют определению объекта обложения налогом на рекламу и подлежат налогообложению в установленном порядке.
Оферта
Оферта – это предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора, адресованное определённому лицу, ограниченному или неограниченному кругу лиц. Если получатель (адресат) принимает оферту (выражает согласие, акцептует её), это означает заключение между сторонами предложенного договора на оговоренных в оферте условиях.
Оферта может быть письменной или устной.
Оферта и действующее законодательство
Оферта регулируется ст. 435-449 Гражданского кодекса. Согласно пункту 1 статьи 435 Гражданского кодекса РФ офертой признаётся адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определённо и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Оферта должна содержать все существенные условия договора, а также, желательно, иные необходимые для наиболее полного информирования контрагента условия договора.
Когда договор считается заключённым
Согласно статьям 440, 441 Гражданского кодекса РФ договор считается заключённым после того, как лицо, направившее оферту, получает согласие (акцепт).
Стороны по оферте
Оферент – это инициатор оферты. Он может сформулировать свое предложение в письменной или устной форме. Тем не менее, свидетельством принятия оферты может считаться только письменный акцепт.
Оферта – это первая из стадий заключения соглашения.
Если акцептант (тот, кому адресуется предложение) дает согласие на заключение сделки, он должен оформить его в письменном виде. Он имеет право составить встречное предложение относительно условий сделки (например, сроков и объемов поставок).
Оферент, рассмотрев контрпредложение, может либо согласиться на выполнение условий, либо объявить о невозможности заключения сделки.
Получатель оферты (акцептант) может попросту проигнорировать поступившее от оферента предложение, если сделка ему неинтересна.
Через некоторый промежуток времени (оговоренный в законе), оферент может сделать новую попытку договориться – на сей раз уже с другим акцептантом.
Виды оферт
Виды оферт отличаются тем, кому они адресованы, а также особенностями реализации на практике.
На практике различают следующие виды оферт:
Публичная оферта
Публичная оферта – это оферта, которая адресована большому, принципиально не ограниченному кругу лиц. Например, магазин предлагает купить любой товар по определенной цене любому человеку – вне зависимости от его возраста, гражданства и т.п.
Публичная оферта характеризуется несколькими признаками:
чаще всего предложение формулируется устно, а покупатель не должен подписывать дополнительные документы, чтобы принять оферту: например, покупатель просто платит за товар и взамен получает чек;
покупателем выступает любое лицо;
публичная оферта – это самая распространенная форма рекламы в сети, на телевидении, каталогах и в обычных магазинах.
С этой точки зрения любое рекламное предложение может быть одного из двух типов:
Как оферта – т.е. с гарантией действия предложенных условий до конкретной даты.
Не являющаяся офертой – без каких-либо гарантий (классическая рекламная акция).
Интернет-провайдер делает массовую рассылку с предложением о предоставлении своих услуг, при этом указывая в этой рассылке все основные условия будущей сделки (тарифы, скидки, скорость, обращение в случае неполадок и т.д.). В этом случае такое предложение будет считаться публичной офертой. Он обязан в любом случае вступить в договорные отношения и предоставить описанные в рассылке услуги Интернета всем откликнувшимся на предложение.
На практике договор в форме публичной оферты используется рядом банков, предлагающим, например, свои кредитные продукты. На официальном сайте выложены существенные условия, а также указано, что предложение служит офертой и заполнение формы обращения за кредитом является акцептом. После того как потенциальный клиент заполнил заявку, с точки зрения закона считается, что он принял предложение – акцептовал его — и договор уже заключен на указанных в оферте условиях. Таким образом кредитные организации действуют для того, чтобы обезопасить себя от бесполезной работы – рассмотрения заявок, установления кредитоспособности клиента и т. п.
В ряде случаев встречается такая ситуация: наоборот, обращение клиента за кредитом банк считает за оферту, и, если финансовое учреждение, проверив данные заемщика, принимает решение о выдаче ссуды, то по закону оно эту оферту акцептует. Клиенту открывается специальный счет, на который зачисляется запрашиваемая сумма – уже без подписания какого-либо дополнительного соглашения.
Кроме того, на принципе оферты построена дилерская деятельность на рынке ценных бумаг. Когда участник рынка выставляет на бирже или на внебиржевом рынке котировки – предложение купить или продать определенное количество, например, акций, это является офертой. Направляя встречную заявку, другой участник ее акцептует, и сделка считается заключенной. По такому же принципу действуют валютный рынок Forex, а также котировки банков на драгоценные металлы.
Таким образом, публичная оферта – это адресованное неопределённому кругу лиц и содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля оферента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся.
Лицо, совершившее необходимые действия в целях акцепта публичной оферты (например, приславшее заявку на соответствующие товары), вправе требовать от оферента исполнения договорных обязательств.
Свободная оферта
Такое предложение очень часто встречается в тех случаях, когда фирма выходит на новый для нее рынок (или в новый регион присутствия). Желая изучить возможный потребительский спрос, компания присылает оферту конкретным адресатам. Любой из них может приобрести товар или купить услугу, и продавец обязан выполнить свое обещание. По количеству откликов продавец судит о возможностях рынка.
В отличие от публичной оферты, свободная оферта адресуется конкретным фирмам или частным лицам, а не безграничному кругу покупателей. Таким образом, свободная оферта делается (предлагается) нескольким покупателям и используется продавцом для предварительного изучения рынка.
Твёрдая оферта
Такая оферта совершается от одного продавца (частного гражданина или юридического лица) одному покупателю. Т. е. круг лиц четко определен и состоит из 1 адресата, которым также может выступить физическое лицо или юридическое.
Подобный вид соглашения называется твердым, поскольку выполняется ряд конкретных условий:
в оферте указывается конкретный товар или услуга;
срок действия предложения всегда оговаривается заранее;
если покупатель дал согласие, то сделка считается автоматически совершенной – т.е. договор купли-продажи уже не подписывается.
Таким образом, твердая оферта, делается (предлагается) продавцом одному возможному потенциальному покупателю с указанием срока, в течение которого продавец связан обязательством продажи.
Сделка считается совершённой, если за этот срок последует акцепт (согласие) покупателя.
Безотзывная оферта
Во многих случаях оферент может отозвать свое предложение ровно до тех пор, пока покупатель не принял его. То есть до момента совершения покупки продавец может изменить условия своего предложения. Однако в некоторых случаях документ сразу содержит указание на то, что подобная возможность не предоставляется, и предложение будет действовать безотзывно.
Чаще всего безотзывная оферта реализуется при взаимодействии фирм и индивидуальных предпринимателей. Например, если компания прекращает свое существование в связи с банкротством, ее учредители рассылают коммерческим партнерам предложение о покупке фирмы. Такое предложение действует неопределенный срок – до тех пор, пока компанию не купят. Также, безотзывная оферта часто используется компаниями-эмитентами в предложениях по выкупу или погашению ценных бумаг в отношении своих акционеров. Таким образом, безотзывная оферта подразумевает заключение договора оферентом на объявленных условиях со всеми желающими без возможности отмены ранее сделанного предложения, то есть его отзыва.
Оферта и реклама
Реклама и подобные ей предложения не являются публичной офертой. Она не содержит обычно определенных условий для того, чтобы сделка была заключена. У нее несколько другая цель – представить свой товар в более выгодном свете, чем у конкурентов.
То же самое можно сказать и о различных предложениях на сайтах. Информация на сайте также не является публичной офертой, так как зачастую на сайтах не указываются конкретные условия, например, касающиеся стоимости продукции, сроков передачи товара и т.д., дается лишь общее описание товара и его характеристики с призывом к клиенту прийти в магазин и заключить реальную сделку.
Оферта и облигации
Многие эмитенты вводят оферты для своих облигаций, то есть возможность досрочного погашения ценной бумаги по заранее оговоренной цене. Для долгосрочных облигаций оферта может быть средством, с помощью которого инвестор и эмитент могут регулировать доходность ценных бумаг. В некоторых случаях выплата по купонам облигаций может быть меньше, чем её рыночная цена, с помощью оферты облигации эмитент может регулировать доходность этой ценной бумаги.
Как оформить оферту
Оферта, оформленная в письменном виде, по своему содержанию представляет коммерческое предложение продавца потенциальному покупателю. Однако оферта имеет юридическую силу договора, если покупатель подпишет ее.
При составлении подобного соглашения всегда указывается, что оно является офертой.
Важно указать также контактные данные и такие необходимые сведения:
Полная, достоверная информация о товаре, работе или услуге, которые предполагается продать (наименование, характеристики, количество, стоимость и т.п.).
Способы заключения сделки (подписание договора).
Способы расчета за покупку с указанием соответствующих контактов и реквизитов продавца (передача денежных средств наличным способом, или расчет осуществляется в безналичной форме).
Ответственность за возможное нарушение оферты (штрафные санкции).
Отметим, что бланк соглашения можно составить самостоятельно, поскольку унифицированной формы нет.
Нарушение и расторжение оферты
Как и любое соглашение, оферта может быть расторгнута досрочно. Законное расторжение (которое не влечет юридических последствий) возможно только в двух случаях:
Продавец отозвал предложение до тех пор, пока покупатель им воспользовался.
Покупатель не воспользовался офертой, а срок ее действия истек.
В остальных случаях расторжение оферты, а также изменение ее существенных условий являются нарушением. Поэтому при подписании любых документов важно обратить внимание на следующие моменты:
Содержится ли указание на публичную оферту или нет.
Каковы условия оферты.
Каковы условия договора, который будет считаться заключенным после принятия оферты.
Выводы
Оферта – это предложение заключить договор о поставке товара или оказании тех или иных услуг.
Предложение делается в письменной форме.
Оно может быть направлено одному или нескольким лицам.
В оферте должны быть изложены условия поставки товара или оказания услуг, а также сроки и другая информация, которая способна привлечь внимание покупателя.
Оферта обычно предшествует договору, если того требует закон. В остальных случаях оферта сама может служить договором.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.