Нарушение когнитивных функций у детей что это

Когнитивные нарушения у детей: причины, признаки и симптомы, диагностика

Когнитивные способности – это способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи (не только математические) и генерировать новые идеи. К когнитивным способностям относятся память, внимание, концентрация, восприятие, чувства, воображение, логическое мышление, способность к принятию решений и способность понимать эмоции других людей (эмоциональный интеллект), регуляция произвольной деятельности и др.)

Нарушение когнитивных функций у детей что это. Смотреть фото Нарушение когнитивных функций у детей что это. Смотреть картинку Нарушение когнитивных функций у детей что это. Картинка про Нарушение когнитивных функций у детей что это. Фото Нарушение когнитивных функций у детей что это

К ак определить наличие когнитивных нарушений у ребёнка?

На что же обратить внимание родителям?

Обратите внимание на:

Нарушение когнитивных функций у детей что это. Смотреть фото Нарушение когнитивных функций у детей что это. Смотреть картинку Нарушение когнитивных функций у детей что это. Картинка про Нарушение когнитивных функций у детей что это. Фото Нарушение когнитивных функций у детей что это

К возникновению когнитивных нарушений могут привести такие моменты в анамнезе как:

Очень внимательно к развитию когнитивных функций своего ребёнка следует подойти, если у него уже диагностированы серьёзные заболевания или ранее имелась черепно-мозговая травма или необследованная травма головы.

К травмам головы у детей нужно подходить очень-очень внимательно, даже если они на первый взгляд кажутся незначительными. Такие травмы у детей очень распространены и составляют до 30–50% от всех травм. Ежегодно их количество возрастает примерно на 2%. В общей массе травм головы очень часто (до 30% – 45% случаев) встречается черепно-мозговая. Последствия черепно-мозговой травмы зависят от её тяжести, своевременно оказанной помощи, а также возраста ребёнка.

Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист.

Коррекция когнитивных нарушений у детей. Практические советы

Коррекция когнитивных нарушений у детей происходит с помощью комплекса мероприятий. Это, прежде всего, медикаментозное лечение и психолого-педагогическое сопровождение. Ребёнку необходимо обеспечить сбалансированное питание и получение полного набора витаминов (особенно группы В), необходимых для развития и функционирования нервной системы.

Медикаментозное лечение назначает врач на основании результатов осмотра, обследования и после сбора анамнеза. Задача родителей и педагогов – помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных занятий.

Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений:

Источник

Когнитивные Нарушения

Способность воспринимать и понимать то, что происходит в жизни информирует решения и цели человека. Если человек с церебральным параличом имеет когнитивные нарушения, его или ее интеллектуальные способности, как правило, влияет на степень требует дополнительных мер и поддержки.

Что когнитивных функций?

Если ребенок имеет церебральный паралич, то это не значит, что он или она нарушена когнитивное функционирование. Иногда, церебральный паралич ребенка будет влиять только на его или ее физическое функционирование. Тем не менее, около 30 до 50 процентов детей с церебральным параличом имеют некоторый уровень когнитивных нарушений. Дети с тяжелой ДЦП имеют большую вероятность наличия когнитивных нарушений.

Как и многие другие аспекты, имеющие ребенка с церебральным параличом, когнитивные нарушения требуется управление. Не делать так может иметь нежелательные последствия; Исследования показывают, что люди с церебральным параличом, которые борются с когнитивными нарушениями имеют больше общих проблем со здоровьем, и более высокий уровень смертности.

После того, как родители узнают, что их ребенок когнитивно нарушениями, они могут стать обеспокоены тем, что полный потенциал их ребенка не могут быть реализованы. Тем не менее, дети с когнитивными нарушениями привести приятные и значимые жизнь.

Познание есть способность человека думать вопросы путем, используя информацию из мозга. Потому что детский церебральный паралич, по существу, вызванные повреждением головного мозга, центры, которые передают точную информацию из нескольких источников может быть нарушена. Это означает, человек с черепно-мозговой травмой, могут испытывать трудности в понимании или обработки информации он или она получает.Когда это происходит, это называется когнитивной или интеллектуальной недостаточностью.

Некоторые из функций мозга, которые подпадают под познания включают в себя:

В настоящее время, тест, который определяет, имеет ли ребенок интеллектуальное ухудшение, если они имеют IQ от 70, или меньше. Но в практическом смысле, интеллектуальной обесценения могут быть специфическими для определенных функций; вполне возможно, что ребенок, который испытывает трудности в одной конкретной области может иметь IQ выше 70, что дети по-прежнему может воспользоваться вмешательств.

Есть несколько соответствующих условий, которые часто, но не всегда, сопровождать когнитивных нарушений, в том числе:

Что вызывает когнитивных нарушений?

Как правило, нет ни одного основания для когнитивных нарушений у детей. В случае детей с церебральным параличом, однако, травмы головного мозга, что вызвало церебральный паралич, вероятно, причиной когнитивных нарушений. Степень и характер нарушений зависят от того, где произошло повреждение головного мозга, и его тяжести.

Более конкретно, когнитивные нарушения могут быть отнесены к условиям, которые происходят в эмбриональных стадий развития или при рождении. Иногда причинные факторы неизвестны.

Некоторые из условий или обстоятельств, которые вызывают когнитивные нарушения включают в себя:

Хотя когнитивные нарушения могут происходить в разное время и при разных обстоятельствах на протяжении жизни (болезнь Альцгеймера будет примером этого) детей с церебральным параличом, которые имеют когнитивные нарушения, вероятно, родился с условием. Тем не менее, тело человека с церебральным параличом, как и любой другой в том, что некоторые связанные с ними и средних условиях может усугубить нарушения.

Каковы некоторые из признаков того, что ребенок может быть, борющихся с когнитивными нарушениями?

Когнитивные нарушения у ребенка может быть что-то, что трудно обнаружить. Как правило, родители понимают, что что-то другое о своем ребенке, как ребенок не отвечает установленным ориентиры развития. Тем не менее, признаки того, что ребенок имеет когнитивные нарушения могут быть списаны с другими факторами. Само собой разумеется, что если родитель подозревает, что что-то не так, он или она может проконсультироваться с врачом, даже если вопрос под рукой кажется минимальным.

Специалисты по развитию ребенка знать, что дети, даже с самого раннего возраста, отвечать на их среде, иногда позитивно, а иногда негативно. Основным фактором, определяющим, если ребенок имеет когнитивные нарушения, чтобы наблюдать его или ее в домашних условиях. Разве ребенок от его собственного мира и не отвечает? Разве он или она, кажется, незаинтересованные в людей или деятельности в домашних условиях?

Даже когда дети младенцы, они должны реагировать на внешние раздражения, такие как шумы, звук другой матери или голосом отца, или прикосновения. Если ребенок не отвечает при этих условиях, он должен немедленно обратиться к врачу.

Некоторые из признаков того, что ребенок имеет когнитивные нарушения включают в себя:

Кроме того, есть некоторые связанные условия, которые, кажется, присутствуют во многих детей с когнитивными нарушениями, в том числе:

Это жизненно важно для родителей, чтобы узнать, как можно скорее, если ребенок имеет когнитивные нарушения, таким образом они могут начать работать с врачами и терапевтами, так раннему вмешательству, и поэтому родители могут начать работать с ребенком таким образом, что поможет им соединиться с ребенок.

Что лечения доступны, чтобы помочь детям с когнитивными нарушениями?

Когнитивные нарушения условие, что не имеет никакого лечения, но при правильном наборе методов лечения и вмешательств, ребенок может научиться работать в своих пределах, которые, в свою очередь, расширяет его или ее способность функционировать. Кроме того, невозможно определить, что будущие возможности младенец будет, когда он или она растет.

Когнитивные проблемы ребенка будет решаться в рамках своей общей медицинской плана. Следующие специалисты будут участвовать в усилиях ребенка, чтобы работать в его или ее обесценения:

Цель всех мероприятий, чтобы помочь ребенку компенсировать физические или когнитивные нарушения.Некоторые из барьеров, что дети с когнитивными нарушениями будут рассмотрены в школе или терапевтических включают в себя:

Поведение

Дети с когнитивными нарушениями в состоянии стресса, потому что они не учатся или развивается с той же скоростью, как и их сверстники. Они могут чувствовать себя не на своем месте и не понял; все эти чувства могут привести к отыгрывание. Педагоги и врачи, скорее всего, сделать несколько шагов, чтобы смягчить трудности поведения, поощряя взаимодействие между студентами, предлагая признание детей, содействие интересам в образовательных и развлекательных мероприятий, оказание помощи в классе, и помогает детям сосредоточиться на своих успехах. Эти меры помогают ребенку построить самооценку, которая, скорее всего, улучшить его или ее характер.

Связи

Специалистам будет использовать множество различных методов для связи в зависимости от природы сильные ребенка. Часто, они будут использовать фотографии в качестве визуальных инструкций по словами, чтобы дети могли начать связывать образы и слова. Это улучшает способность ребенка к интерпретации понятия. Кроме того, педагоги будут использовать простые, короткие заявления, которые легко понять. При необходимости, усиливающих связи может быть реализована.

Функциональность

Если ребенок не понимает, как его или ее тело работает, или имеет трудности с спастичности или других физических недостатков, врачи могут сломать задачи на простые, шаг за шагом компонентов. Часто ребенок будет иметь возможность обрабатывать как обрабатывать простые задачи подряд, что может привести к завершению более сложной задачей. Сломался, понятия легче для детей, для выполнения.

Обучение

Грамотность

Когда дело доходит до грамотности, дети с когнитивными нарушениями, не может читать, как другие дети, но это не означает, что они не способны понять, что означают слова. Часто педагоги и врачи будут обойти это, читая вопросы детей и участие в разговоре с ребенком и его или ее одноклассников. В тех случаях, когда ребенок не может понять слова, визуальные карты с изображениями на них будет использоваться, наряду с демонстрацией, как объект на картинке используется. Технология также может быть использован в таких условиях. Экраны компьютера с изображениями, которые соответствуют словам, голосовой обработки текстов и двумерных дисплеев являются общими инструментами для педагогов и врачей.

Память

Продолжительность памяти ребенка может быть сложным вопросом для учителей и врачей по исправлению.Некоторые из методов, которые они используют, чтобы помочь детям запомнить уроки включают в себя аудио Воспроизведение, оперативные карты, который показывает объекты и ключевые слова и заметки, чтобы напомнить детям, что они узнали. Теория позади этих методов является то, что все больше детей подвергаются концепций, больше вероятность того, что они сохранят то, что они узнали.

Сенсорный

Мозговая травма у ребенка, что привело к когнитивных нарушений может привести сенсорные осечки; вполне возможно, что ребенок не может понять, что он или она слышит и видит. Это досадно ситуация для профессионалов и членов семьи, но есть некоторые способы, которые могут улучшить способность ребенка к интерпретации его или ее окрестностях. Они включают в себя убедившись, что акустика ясны и не громко или мягкий, обеспечивая средства для детей с ослабленным зрением, убедившись, что объекты имеют текстуры, которые дети могут идентифицировать и, используя богатый освещение.

Помощь ребенку преодолеть когнитивные проблемы о постановке достижимых целей. При правильном наборе опор, дети будут постепенно увеличить свои способности. Тем не менее, ребенок может не установить эти способности на пути другие дети; как он или она узнает, взаимодействует с другими, входит в зацепление с коллегами, выражает мысли и чувства или обрабатывает информацию может выглядеть сильно отличается, чем родитель ожидает.

Влияет ли когнитивные нарушения ребенка его или ее срок службы?

К сожалению, есть корреляция между продолжительностью жизни и когнитивными нарушениями. Там нет ни одного причиной того, что ребенок с когнитивными нарушениями, могут иметь более короткий срок.Исследователи подозревают, что стресс в сочетании с общим состоянием организма, пострадавших от когнитивных нарушений может быть фактором.

То, что есть связь между когнитивными нарушениями и снижением продолжительности жизни не означает, что ребенок будет иметь пониженную продолжительность жизни, однако. Многие люди с церебральным параличом, которые имеют когнитивных нарушений жить нормальной продолжительности жизни при условии, что правильные виды медицинской помощи и поддержки на месте.

Как родитель поможет ребенку справиться с когнитивными нарушениями?

Дети с когнитивными нарушениями сталкиваются с огромными уровень неопределенности и разочарования, таким образом, нуждается в дополнительной поддержке. Во-первых, это может быть трудно для родителей, чтобы научиться общаться со своим ребенком, но, узнав, лучшие способы взаимодействия с ребенком будет очень полезным, как ребенок растет.

Конечно, то, что является лучшим способом, чтобы помочь ребенку справиться с его или ее обесценения индивидуально, как состояние ребенка. Там нет ни одного способа, чтобы помочь ребенку справиться, но есть некоторые стратегии, родитель может использовать для улучшения коммуникации с ребенком, и предлагают то, что поддержка поможет ребенку справиться.

Некоторые способы родитель может помочь ребенку справиться с его или ее состояния включают в себя:

Если ребенок проявляет признаки бедствия, депрессии, агрессии, или анти-социального поведения, родители могут хотите, чтобы получить указания. Если ребенок испытывает трудности в игре, обучение, или взаимодействующей с другими, он или она могут извлечь выгоду из экранов, оценки, выявления проблем, мероприятий, или сосредоточены инструкцию профессионалами в области психологии. Эти специалисты могут включать в себя социальные работники, психологи, психиатры, терапевты, поведенческие специалиста с развитием, или школьный советник. Если школьного возраста, поведение, могут быть идентифицированы и устранены с помощью Независимого план обучения (IEP) процесса.

При отсутствии лечения, ребенок замыкается, имеет контратак продуктивным взаимодействие и опыт сверстников неприятие. Это может привести к снижению успеваемости, социально-эмоциональное недостатков, и дефицита внимания.

Нарушение когнитивных функций у детей что это. Смотреть фото Нарушение когнитивных функций у детей что это. Смотреть картинку Нарушение когнитивных функций у детей что это. Картинка про Нарушение когнитивных функций у детей что это. Фото Нарушение когнитивных функций у детей что это

Сопутствующие заболевания/состояния

ДЦП – это неврологическое заболевание. Причиной ДЦП является травма или порок развития головного мозга, который происходят во время развития плода, при рождении или после рождения, когда мозг все еще развивается. Фактическое поражение головного мозга не прогрессирует, что отличает ДЦП от подобных заболеваний. Повреждение головного мозга происходит в части мозга, которые влияют на тонус мышц, двигательные функции, баланс, координацию, рефлексы и позу.

Первичные нарушения могут привести к вторичным. Например, у 86 % пациентов с ДЦП присутствуют нарушения оральной моторики, то есть неспособность контролировать мышцы лица. Оральный дисфункция может привести к затрудненное глотания, дыхания или речи; они считаются вторичными нарушениями ДЦП.

Сопутствующие заболевания (например, интеллектуальная недостаточность, эпилепсия, нарушения слуха или зрения) не является результатом травмы головного мозга, которая вызвала ДЦП, но часто встречаются у пациентов с этим заболеванием. В самом деле, исследования показывают, что эти заболевания присутствуют при ДЦП так часто, что родители детей с диагнозом ДЦП рекомендуется проводить дополнительную диагностику для их выявления. Сопутствующие заболевания/состояния »

Общие условия ассоциативные

Нажмите на состоянии перечисленных ниже, чтобы узнать больше.

Источник

Нарушение когнитивных функций у детей что это

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Нарушение когнитивных функций у детей что это. Смотреть фото Нарушение когнитивных функций у детей что это. Смотреть картинку Нарушение когнитивных функций у детей что это. Картинка про Нарушение когнитивных функций у детей что это. Фото Нарушение когнитивных функций у детей что это

Когнитивные способности – это способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи и генерировать новые идеи.

Бесплатные занятия с логопедом

Когнитивные способности – это способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи (не только математические) и генерировать новые идеи. К когнитивным способностям относятся память, внимание, концентрация, восприятие, чувства, воображение, логическое мышление, способность к принятию решений и способность понимать эмоции других людей (эмоциональный интеллект), регуляция произвольной деятельности и др.)

Нарушение когнитивных функций у детей что это. Смотреть фото Нарушение когнитивных функций у детей что это. Смотреть картинку Нарушение когнитивных функций у детей что это. Картинка про Нарушение когнитивных функций у детей что это. Фото Нарушение когнитивных функций у детей что это

Как определить наличие когнитивных нарушений у ребёнка?

На что же обратить внимание родителям?

Обратите внимание на:

Нарушение когнитивных функций у детей что это. Смотреть фото Нарушение когнитивных функций у детей что это. Смотреть картинку Нарушение когнитивных функций у детей что это. Картинка про Нарушение когнитивных функций у детей что это. Фото Нарушение когнитивных функций у детей что это

К возникновению когнитивных нарушений могут привести такие моменты в анамнезе как:

Очень внимательно к развитию когнитивных функций своего ребёнка следует подойти, если у него уже диагностированы серьёзные заболевания или ранее имелась черепно-мозговая травма или необследованная травма головы.

К травмам головы у детей нужно подходить очень-очень внимательно, даже если они на первый взгляд кажутся незначительными. Такие травмы у детей очень распространены и составляют до 30–50% от всех травм. Ежегодно их количество возрастает примерно на 2%. В общей массе травм головы очень часто (до 30% – 45% случаев) встречается черепно-мозговая. Последствия черепно-мозговой травмы зависят от её тяжести, своевременно оказанной помощи, а также возраста ребёнка.

Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист.

Коррекция когнитивных нарушений у детей. Практические советы

Коррекция когнитивных нарушений у детей происходит с помощью комплекса мероприятий. Это, прежде всего, медикаментозное лечение и психолого-педагогическое сопровождение. Ребёнку необходимо обеспечить сбалансированное питание и получение полного набора витаминов (особенно группы В), необходимых для развития и функционирования нервной системы.

Медикаментозное лечение назначает врач на основании результатов осмотра, обследования и после сбора анамнеза. Задача родителей и педагогов – помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных занятий.

Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений:

Источник

Нарушения когнитивных функций: возможности фармакотерапии

Когнитивные расстройства представляют одну из основных проблем неврологии и психиатрии и наблюдаются не менее чем у 20% детей и подростков [1]. Распространенность расстройств речи и языковых функций, включая нарушения чтения и письма, 5–20% [4].

Когнитивные расстройства представляют одну из основных проблем неврологии и психиатрии и наблюдаются не менее чем у 20% детей и подростков [1]. Распространенность расстройств речи и языковых функций, включая нарушения чтения и письма, 5–20% [4]. Расстройства аутистического спектра составляют до 17% от всех амбулаторных психиатрических пациентов детского возраста [15, 35]. Дефицит внимания с гиперактивностью наблюдается у 3–7% детей [4]. Широко распространены нарушения психологического развития, синдромы умственной отсталости, эмоциональные расстройства и расстройства поведения. Наиболее часто наблюдаются нарушения развития учебных навыков, моторных функций, смешанные специфические расстройства развития [5].

Неясность и полиэтиологичность биологической природы когнитивных расстройств ограничивает возможности их фармакотерапии, так что основной упор делается на программы поведенческой, психологической, коррекционно-педагогической реабилитации [2, 5, 8, 12, 36]. Вместе с тем продолжается поиск возможностей фармакотерапии как вспомогательной по отношению к перечисленным выше подходам. В плане исследования патогенеза когнитивных расстройств выявлена роль гетеро- и полигенных наследственных факторов; обнаружены некоторые дисгенетические церебральные нарушения, которые, однако, не имеют специфических черт; выдвинуты гипотезы нейротрансмиттерной и нейромодуляторной дисфункции [2, 4–6, 12, 36]. Каждый из перечисленных выше биологических факторов не является всеобъемлющим и наблюдается только в ограниченных подгруппах расстройств. Поскольку реальные возможности фармакотерапии в отношении наследственного фактора и фактора дисгенетических структурных нарушений практически нулевые, фармакологическое лечение на данном этапе перспективно только в отношении двух последних групп факторов, предполагающих нейродинамический характер расстройств.

В течение в основном последнего десятилетия выявлена закономерная связь когнитивных расстройств развития с эпилепсией и эпилептической активностью в мозге. В какой-то период жизни эпилепсией страдает около 3–5% населения. Дополнительно достаточно широко наблюдаются эпилептиформные разряды в ЭЭГ у лиц, никогда не имевших эпилептических припадков [5]. Неконтролируемое распространение спонтанных эпилептических разрядов с каскадообразным вовлечением потенциально нормальных нейронов в патологическую синхронизацию вне припадков ведет к невозможности выполнения ими нормальных функций, что проявляется всем спектром когнитивных расстройств, кодируемых в МКБ-10 рубриками «F — Психические и поведенческие расстройства» [5, 6].

По данным многих исследований, эпилептиформная активность наблюдается в ЭЭГ пациентов с когнитивными нарушениями от 20% до 90% в зависимости от формы патологии [5, 6, 13, 17, 18, 20, 27, 31, 33]. Таким образом, выявлена обширная зона перекрытия расстройств когнитивного развития и фенотипа с эпилептиформной и эпилептической активностью в ЭЭГ. Соответственно этому Рабочей группой по классификации и терминологии Международной противоэпилептической лиги в проект новой классификации эпилептических синдромов введена рубрика «Эпилептические энцефалопатии», куда отнесены эпилепсии и эпилептические синдромы, при которых эпилептические разряды в мозге приводят к прогрессирующей мозговой дисфункции [18]. У значительной части пациентов с синдромом дефицита внимания и гипер­активностью обнаруживают эпилептиформные разряды в ЭЭГ [24].

Учитывая приведенные выше данные, лечение когнитивных расстройств проводится исходя из учета природы этих нарушений. Каждый пациент с когнитивными расстройствами должен быть подвергнут тщательному электроэнцефалографическому исследованию, включая в случае необходимости длительный мониторинг с регистрацией ЭЭГ сна. В зависимости от того, выявляется или нет эпилептиформная активность, вырабатывается тактика лечения.

Фармакотерапия когнитивных расстройств, не связанных с эпилептическими расстройствами

В случаях, когда электроэнцефалография не выявляет у пациента эпилептиформной активности, выбирается препарат из группы ноотропов. Следует отметить, что в отсутствии ясности патогенеза когнитивных нарушений этот выбор часто носит случайный характер из числа многочисленных препаратов, в большом числе случаев не прошедших соответствующего тестирования на эффективность. Так, анализ литературы показывает, что в России предлагаются к применению (в алфавитном порядке): Актовегин, Аминалон, аминокислоты, вальпроевая кислота, глицин, Дельтаран, Дибазол, Инстенон, Кавинтон, Кортексин, Мексидол, мочегонные, мумие, нейролептики, Пантогам, пентоксифиллин, Пикамилон, пирацетам, поливитамины, прополис, Танакан, травы, Фенибут, Центрум, Церебрин, Церебролизин, янтарная кислота и многие другие.

В большинстве случаев назначение их проводится в режиме полипрагмазии, причем последовательно или одновременно назначается до 5–7 разных препаратов со сложной сеткой их приема. Такой подход мотивирован стремлением удовлетворить необоснованные надежды родителей на то, что какие-то таблетки «вылечат» расстройство. В результате вместо планомерной психокоррекционной, когнитивной, логопедической, поведенческой социореабилитационной педагогической работы, ребенок подвергается многократным амбулаторным, а нередко и стационарным врачебным контактам, вынужден принимать многочисленные (часто небезразличные для психики, моторики и развития) препараты, приобретает патологическую социопсихическую стигматизацию и ятрогенные нервно-психические синдромы, нередко более тяжелые и опасные, чем первоначальное расстройство. Между тем в настоящее время наработаны достаточно определенные установки в отношении коррекции когнитивных нарушений. Решающей компонентой являются нелекарственные коррекционные методы.

Наряду с коррекцией специфического нарушения, занятия прививают ребенку представление о его адекватности, достоинстве и перспективности, что несовместимо с полипрагмазией, которая вызывает у ребенка ощущение «больного», «не такого, как другие», способствует выработке рентных способов социального взаимодействия. Поэтому назначение препаратов оправдано только в тех случаях, когда имеются данные контролированных исследований, подтверждающие эффективность препарата именно при данной патологии. В любых случаях рекомендуется монотерапия, назначаемая в одном-двух приемах в день, что минимизирует чувство зависимости ребенка от препарата. Продолжительность фармакотерапии должна быть не менее 3–8 месяцев, поскольку она предполагает компенсацию препаратом постоянного нейрохимического дефицита, а не одноразовое и «навсегда» «излечение» [2–4, 30].

В контролированных клинических исследованиях показана эффективность ноотропов пиритинола (Энцефабол), Инстенона и пирацетама (Ноотропил) [2–4, 10, 19, 26, 39–41]. Инстенон представляет собой комбинацию центрального стимулятора этамивана, церебрального метаболика гексобендина и вазоактивного соединения — этофиллина [26]. Этамиван активирует лимбико-ретикулярный комплекс, участвующий в регуляции внимания, поведения, общего тонуса активности; гексобендин способствует утилизации глюкозы и кислорода, участвует в синтезе нейротрансмиттеров и регуляции синаптической передачи; этофиллин способствует накоплению в тканях цАМФ и нормализации мембранных каналов [4, 26]. В испытаниях Инстенона на здоровых людях 17–25 лет отмечается достоверное повышение концентрации и поля внимания, а также кратковременной памяти [26] — функций, нарушенных, в частности, при синдроме дефицита внимания и гипер­активности. Препарат применяется по 1,5–2,5 таблетки (в зависимости от возраста) в день в двух приемах: утром и около двух часов дня.

Пиритинол (Энцефабол) представляет собой удвоенную молекулу пиридоксина. Пиридоксин (витамин B6) является прекурсором глутамата и гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) — главных нейротрансмиттеров в ЦНС, с чем, возможно, связаны его ноотропные свойства. Пиритинол активирует метаболизм мозга, холинэргическую передачу, способствует стабилизации мембраны нервных клеток, предотвращает образование свободных радикалов, с чем, очевидно, связаны его нейропротекторные свойства [2, 4, 7]. В экспериментах он улучшает межполушарное проведение нервных импульсов, коррегирует пренатальные и перинатальные нарушения развития мозга у мышей с гиперактивностью, нарушением обучения и координации [11, 25]. В контролированных исследованиях выявлены возможности фармакотерапии Энцефаболом пациентов с задержкой общего и речевого развития, дисфазией, дислексией, дисграфией и дезартикуляцией и трудностями обучения [2, 4, 30, 39]. В исследовании когнитивных электрических потенциалов мозга показано, что улучшение при лечении пиритинолом обусловлено увеличением скорости и объема перерабатываемой информации [22]. Препарат назначают в дозе 200–300 мг в сутки в 2–3 приема.

В лечении диcлексии и связанных с ней расстройств речи в мультицентровых плацебо-контролированных исследованиях показана эффективность пирацетама (Ноотропил). Отмечалось не только улучшение чтения, но и вербальной памяти, понимания речи, концептуализации, анализа значимых подробностей, информационной обработки стимулов [10, 40, 41]. Нейрофизиологическое исследование когнитивных потенциалов мозга показало активацию нейрональных механизмов анализа значения вербальных стимулов [16]. При лечении когнитивных нарушений детского возраста Ноотропил применяют в дозах 800–3600 мг в сутки утром и во второй половине дня. При лечении дислексии, в соответствии с первыми исследованиями, рекомендуется режим: 3,3 г/сутки (8 мл 20% р-ра 2 раза в день) в течение учебного года.

Фармакотерапия когнитивных расстройств при эпилептических мозговых дисфункциях и энцефалопатиях

При выявлении выраженной эпилептиформной активности или эпилептических разрядов в ЭЭГ у пациентов с нарушениями когнитивных функций их характер и локализация сопоставляются с клинической картиной когнитивных расстройств, и в случае соответствия клинико-электроэнцефалографической корреляции какой-либо из известных форм эпилептической энцефалопатии или эпилептической церебральной дисфункции [5, 6] проводится терапия противоэпилептическими препаратами, подавляющими эпилептиформную активность в ЭЭГ. Эффективное подавление эпилептиформной активности в ЭЭГ открывает возможности для нормальной работы мозга по приобретению и использованию когнитивных навыков и создает условия для формирования нормальной социализации. Препаратом первого выбора в лечении когнитивных эпилептических расстройств является вальпроевая кислота.

Предпочтительна форма с контролируемым высвобождением препарата (Депакин хроно, Депакин Хроносфера), позволяющая поддерживать постоянную его концентрацию в крови. Депакин Хроносфера представляет собой микрогранулы без запаха и вкуса, которые добавляют в мягкую пищу. Это обеспечивает возможность лечения пациентов с когнитивными расстройствами, неспособных самостоятельно контролировать прием препарата. Доза под контролем ЭЭГ наращивается до возможно полного подавления эпилептиформной активности. Если вальпроат не эффективен или имеются противопоказания к его применению, преимущественным выбором является леветирацетам (Кеппра). Препарат не только эффективно подавляет эпилептическую активность, но и обладает собственными ноотропными эффектами, «унаследованными» от пирацетама (Ноотропила), измененную молекулу которого он представляет (рис. 1) [32].

Нарушение когнитивных функций у детей что это. Смотреть фото Нарушение когнитивных функций у детей что это. Смотреть картинку Нарушение когнитивных функций у детей что это. Картинка про Нарушение когнитивных функций у детей что это. Фото Нарушение когнитивных функций у детей что это

Препаратом, эффективным при эпилептических церебральных дисфункциях, является также ламотриджин. При неэффективности собственно противоэпилептических препаратов в случаях тяжелых расстройств речи, связанных с синдромами Ландау–Клеффнера и «электрическим статусом в медленноволновом сне», применяют стероиды и адренокортикотропные гормоны (АКТГ). Не рекомендуются карбамазепин, окскарбазепин и фенитоин, как могущие усугублять эпилептиформную активность и соответствующую симптоматику [5, 6].

Продолжительность противоэпилептической терапии при непароксизмальных когнитивных эпилептических расстройствах составляет не менее 6 месяцев от момента полного подавления эпилептиформной активности в ЭЭГ. При регрессе когнитивных нарушений возможна попытка постепенной отмены терапии с шагом уменьшения 1/4 суточной дозы в 3–4 недели с обязательным контролем ЭЭГ. При во­зобновлении эпилептиформной активности рекомендуется возврат к дозе, полностью подавляющей эту активность, и продление противосудорожной терапии на 4–6 месяцев. Подавление эпилептической активности создает условия для нормального развития, однако не приводит к немедленной нормализации когнитивной функции, поскольку она не могла нормально формироваться в период, когда этому мешали эпилептические разряды в мозге. Поэтому вместе с терапией, направленной на основную причину расстройств (эпилептические разряды в мозге), возможно применение собственно ноотропных препаратов, не противопоказанных при эпилепсии.

Инстенон как возбуждающий кору препарат противопоказан при эпилептических расстройствах. Вместе с тем являются не обоснованными иногда встречающиеся предостережения от применения классических ноотропов — пирацетама (Ноотропил) [29] и пиритинола (Энцефабол) при эпилепсии. Проведенный нами метаанализ публикаций по применению пирацетама при эпилепсии в базе данных highwire.stanford.edu, включая PubMed, по ключевым словам «epilepsy piracetam» выявил 276 публикаций. Среди них обнаружено 112 публикаций по эффективности пирацетама в лечении миоклонических припадков и потенцировании эффективности противоэпилептических препаратов при комбинированном их применении. Более 50 публикаций сообщают об улучшении показателей ЭЭГ и уменьшении эпилептиформной активности при лечении Ноотропилом. Ни в одной из публикаций не обнаружено данных об утяжелении эпилепсии или об усилении выраженности эпилептиформной активности при применении пирацетама. Опыт практического применения Ноотропила у детей с эпилепсией в качестве корректора когнитивных нарушений показывает его эффективность и безопасность [23, 28].

В исследовании Заваденко Н. Н. и др. (2006) при лечении детей с когнитивными расстройствами без эпилептических нарушений показано достоверное улучшение успеваемости по языковым дисциплинам, уменьшение общего количества ошибок при чтении вслух, снижение числа ошибок по типу замены звук-буква, искажений звукослоговой структуры слова, грамматических и общей суммы ошибок в диктанте, улучшение показателей слухоречевой и зрительной памяти, устойчивости внимания и работоспособности при лечении пиритинолом (Энцефабол) [4]. Учитывая, что большое число пациентов с эпилепсией страдают нарушениями того же типа [13, 14], мы провели собственное исследование допустимости и возможной эффективности применения этого препарата в качестве дополнительной к противоэпилептической терапии. Хотя в официальной аннотации к Энцефаболу нет противопоказания к его применению при эпилепсии, таковые приведены в инструкции по применению препарата в интернете. Анализ литературы не выявил публикаций о проконвульсивном его действии в базе данных highwire.stanford.edu (всего 162 публикации с 1970 по 2010 гг.).

Более того, показано, что пиритинол активирует глутаматдекарбоксилазу, тем самым увеличивая продукцию тормозного нейротрансмиттера ГАМК [37]. Соответственно этому показано антиконвульсивное действие пиритинола при экспериментальной эпилепсии [34]. Это дало нам основание при информированном согласии пациентов с эпилепсией применить Энцефабол по поводу жалоб на снижение когнитивных функций [7]. Энцефабол назначался без изменения базовой терапии антиконвульсантами в дозе 600 мг/сутки пациентам > 12 дет и 300–400 мг/сутки младшим пациентам в течение не менее 6 недель. Тестирование ЭЭГ и когнитивных функций проводилось до приема Энцефабола и через 6 недель приема препарата. Проводилась общая шкальная (0–10) самооценка (или оценка родителями) когнитивных функций и тест на чтение и понимание печатного текста по показателям скорости чтения вслух, числа ошибок при чтении, меры понимания текста в % правильных ответов на вопросы по содержанию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *