нарушение правил охоты какая ответственность
Нарушение правил охоты какая ответственность
КоАП РФ Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)
влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)
влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
(часть 1.3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 91-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 120-ФЗ наименование статьи 8.37 настоящего Кодекса изложено в новой редакции
Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 8.37 КоАП РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ в часть 1 статьи 8.37 настоящего Кодекса внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ статья 8.37 настоящего Кодекса дополнена частью 1.1
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ статья 8.37 настоящего Кодекса дополнена частью 1.2
влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ статья 8.37 настоящего Кодекса дополнена частью 1.3
влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 120-ФЗ в часть 2 статьи 8.37 настоящего Кодекса внесены изменения
ГАРАНТ:
О практике применения судами части 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 27
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ в часть 3 статьи 8.37 настоящего Кодекса внесены изменения
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
По разным оценкам в России насчитывается порядка трех миллионов охотников. Большинство из них законопослушные граждане, соблюдающие все законодательные нормы и правила, но есть и такие, которые их нарушают, а иногда совершенно осознанно, например, ведут охоту в заповеднике или добычу зверя вне сезона охоты.
В основе охотничьего права лежат следующие законы:
Чтобы стать охотником, необходимо знать:
Во время охоты, охотник обязан иметь при себе:
Основными нарушениями закона считаются следующие действия:
Штрафы и наказания за незаконную охоту в 2021 году
За незаконную охоту в 2021 году могут привлекать к административной ответственности по статье 8.37 КоАП РФ. Она предусматривает такие штрафы и наказания:
Административная ответственность граждан в виде штрафа (КоАП РФ):
Читать Правила охоты в России
Уголовная ответственность за незаконную охоту. Статья 258 УК РФ.
Незаконная охота с крупным ущербом природе, с применением газов, взрывчатых вещество и т. д., охота на запрещенных зверей, охота в охраняемых зонах, на территориях с чрезвычайной экологической ситуацией.
Свежую информацию о новых штрафах и наказаниях за нарушение правил охоты всегда можно узнать непосредственно из КоАП РФ и УК РФ.
В КоАП РФ нет поименного списка штрафов за каждое конкретное нарушение, но есть общие формулировки, под которые попадают конкретные нарушения. Например, мера ответственности за охоту без лицензии на утку, или бобра, не предусмотрена, но есть общая статья — нарушение правил охоты.
В некоторых случаях, суд может сделать поблажки злоумышленнику. Об исключениях читайте подробно в статье 8.37 КоАП РФ, а также обращайте внимание на судебную практику.
Кто принимает решение об административной ответственности
В контроле над охотой в РФ участвует множество структур. Это и исполнительная власть субъектов, муниципалитетов, Министерство природных ресурсов, а также сами природоохранные организации.
Решение об административной ответственности может быть вынесено в суде. Все «споры в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов размешаются в судебном порядке». Об этом гласит статья 56 ФЗ-№209 «Об охоте».
Заметьте, что на месте правонарушения инспектор вправе оформить акт и соответствующие документы, собрать доказательства, обыскать вещи или транспортное средство браконьеров, но выписать квитанцию на штраф он не может.
Собрав все сведения, он направляет документацию в правоохранительные органы, в суд с просьбой привлечь нарушителя к административной или уголовной ответственности. Далее вопрос будет решаться на другом уровне.
Особенности наказания за незаконную охоту
Перед тем, как пойти на охоту, охотник должен помнить о правилах. Нарушение Правил охоты и действующих законов может повлечь непоправимые последствия. Вид и мера наказания в России определяется судом.
Как правило, суд обращает внимание на такие нюансы:
Штрафы и прочие виды наказания введены для того, чтобы у граждан не было желаний стать браконьером или незаконно поохотиться.
Поэтому, отправляясь на охоту, рекомендуем иметь все необходимые разрешения и лицензии, и не отстреливать животных, занесенных в Красную книгу, какими бы привлекательными они не казались.
Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Комментарий к ст. 8.37 КоАП
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной объектов животного мира. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
СП РСФСР. 1960. N 34. Ст. 164; см. с изм. и доп.
Судебная практика по статье 8.37 КоАП
Постановлением министерства от 11.05.2016 N 2016/9П/2 предприниматель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил пользования объектами животного мира).
Поскольку условие об обязанности осуществлять производственный охотничий контроль является существенным условием договора в силу закона (статья 41 Закона об охоте), неисполнение либо ненадлежащее исполнение данного условия является основанием для расторжения соглашения в силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса, в связи с чем суд апелляционной инстанции правомерно указал, что министерство как сторона договора обладает правом на досрочное расторжение спорного соглашения.
Полагая, что уведомление было направлено с нарушением установленного для этого срока, заявитель обратился за защитой своих прав в Орловскую природоохранную межрайонную прокуратуру с заявлением о возбуждении в отношении должностных лиц названного Управления дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 КоАП Российской Федерации, за допущенное нарушение сроков рассмотрения заявления о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Качурина Виктора Андреевича и его защитника Кулакова Сергея Рудольфовича, действующего на основании ордера, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Амурской области по Магдагачинскому районному судебному участку N 1 от 11 июля 2018 г. и постановление заместителя председателя Амурского областного суда от 9 августа 2019 г., вынесенные в отношении Качурина Виктора Андреевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арктик Шиппинг» о признании незаконным и отмене постановления Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Западному арктическому району» от 07.02.2019 N 2109/55-19 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
1. Гражданин М.А. Елизаров, жалоба которого на постановление начальника отдела охраны и использования животного мира Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области о привлечении его к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП Российской Федерации о нарушении правил охоты в связи с отсутствием у него путевки на право охоты в определенный срок на территории определенного охотничьего угодья, оставлена без удовлетворения, оспаривает конституционность части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающей, что любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 данного Федерального закона.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Майкопского района Республики Адыгея от 18 ноября 2015 года Гавриленко М.С. привлечен к административной ответственности по части 1.2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты) и лишен права осуществлять охоту сроком на один год. В связи с этим обстоятельством Гавриленко М.С. 20 ноября 2015 года сдал охотничий билет в управление по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея, который был возвращен по истечению срока отбытия административного наказания.
предусмотренном частью 1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Полевского судебного района Свердловской области от 4 марта 2016 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Вершинина О.Л. прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Прокурор разъясняет
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты.
Уголовная ответственность за незаконную охоту предусмотрена ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
В отличие от административной ответственности за нарушение правил охоты (части 1-1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) уголовная ответственность за незаконную охоту наступает в следующих случаях:
причинение крупного ущерба (от 40 тысяч рублей до 120 тысяч рублей);
применение механического транспортного средства (автомобили, мотоциклы, мотонарты, снегоходы, катера, моторные лодки и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем) или воздушного судна (самолеты, вертолеты и любые другие летательные аппараты, перечисленные в ч. 1 ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации);
применение взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей (к таковым можно отнести такие способы добычи, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель животных, например, выжигание растительности в местах обитания животных);
совершение деяния в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо охота осуществляется на особо охраняемой природной территории, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
За перечисленные деяния уголовный закон предусматривает наказание до 2 лет лишения свободы.
Если же незаконная охота осуществляется лицом с использованием своего служебного положения, либо совершается группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо повлекло причинение особо крупного ущерба (свыше 120 тысяч рублей), то виновным может быть назначено до 5 лет лишения свободы.
При этом необходимо учитывать, что ответственность за незаконную добычу особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, предусмотрена ст. 258.1 УК РФ. За подобные деяния лицу грозит более строгое наказание – до 4 лет лишения свободы, а при наличии квалифицирующих признаков (например, совершение преступления с использованием служебного положения или группой лиц по предварительному сговору) – до 8 лет лишения свободы.
Прокуратура
Республики Коми
Прокуратура Республики Коми
Уголовная ответственность за незаконную охоту
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты.
Уголовная ответственность за незаконную охоту предусмотрена ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
В отличие от административной ответственности за нарушение правил охоты (части 1-1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) уголовная ответственность за незаконную охоту наступает в следующих случаях:
причинение крупного ущерба (от 40 тысяч рублей до 120 тысяч рублей);
применение механического транспортного средства (автомобили, мотоциклы, мотонарты, снегоходы, катера, моторные лодки и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем) или воздушного судна (самолеты, вертолеты и любые другие летательные аппараты, перечисленные в ч. 1 ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации);
применение взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей (к таковым можно отнести такие способы добычи, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель животных, например, выжигание растительности в местах обитания животных);
совершение деяния в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо охота осуществляется на особо охраняемой природной территории, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
За перечисленные деяния уголовный закон предусматривает наказание до 2 лет лишения свободы.
Если же незаконная охота осуществляется лицом с использованием своего служебного положения, либо совершается группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо повлекло причинение особо крупного ущерба (свыше 120 тысяч рублей), то виновным может быть назначено до 5 лет лишения свободы.
При этом необходимо учитывать, что ответственность за незаконную добычу особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, предусмотрена ст. 258.1 УК РФ. За подобные деяния лицу грозит более строгое наказание – до 4 лет лишения свободы, а при наличии квалифицирующих признаков (например, совершение преступления с использованием служебного положения или группой лиц по предварительному сговору) – до 8 лет лишения свободы.