Наставничество и тьюторство в чем разница

Наставничество как метод обучения персонала — 5 шагов по внедрению менторинга в организации + 3 совета как организовать эффективную систему менторства (тьюторства) новых сотрудников

Наставничество, менторство, тьюторство. Вы понимаете, о чем это я? Если нет, не отчаивайтесь!

Я, Алла Просюкова, автор публикаций проекта «ХитёрБобёр», расскажу обо всем подробно в своей новой статье.

Итак, я начинаю! Присоединяйтесь!

Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть фото Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть картинку Наставничество и тьюторство в чем разница. Картинка про Наставничество и тьюторство в чем разница. Фото Наставничество и тьюторство в чем разница

1. Что такое наставничество новых сотрудников

Помните фильм «Афоня»? Там есть эпизод, когда мастер ЖЭКа Людмила Ивановна приводит на участок молодых ребят-стажеров и закрепляет их для обучения на рабочем месте за более опытными сотрудниками. «Наши слесаря научат вас практически тому, что вы изучали теоретически» — говорит она. Это как раз и есть наставничество.

А вот как звучит научное определение:

Наставничество — обучение практическим навыкам новичков прямо на рабочем месте опытным, авторитетным, высококвалифицированным сотрудником.

Задачи обучения:

Наставничество как метод обучения персонала осуществляется по модели «Расскажи — покажи- сделай».

Эта модель содержит в себе 3 основных шага:

Очень часто наставничество отождествляют с менторством и тьюторством. А действительно ли это одно и то же? Давайте разбираться!

Менторство сочетает в себе элементы коучинга и преподавательской деятельности. Ментор сначала излагает теоретические основы изучаемого процесса, затем поясняет изложенное на практическом примере, после чего дает задание своим ученикам и контролирует его исполнение.

Мы видим, что наставничество и менторство — схожие по своей сути понятия, но есть некоторые различия в процессе взаимодействия учителя со своими протеже. Кстати, протеже — это ученики менторов.

Тьютор — консультант, куратор, преподаватель, который помогает обучающемуся в его саморазвитии, освоении образовательной программы, повышении квалификации или переподготовке.

Сопровождать, помогать, быть рядом с тьютерантом на всем его образовательном пути — основная задача тьютора. Тьютерство особо развито в системе образования, особенно в его дистанционной форме.

Вот мы и разобрались в этих понятиях, таких близких, но в тоже время имеющих достаточно важные различия.

2. Каким должен быть наставник — 5 основных критериев

Многим кажется, что наставником может стать каждый. Однако на самом деле это не так. Им может стать лишь человек, отвечающий определенным критериям.

Вот о них я предлагаю сейчас поговорить.

Критерий 1. Наличие знаний и опыта работы

Наличие опыта и высокий профессионализм — основные условия, которые позволяют специалисту стать наставником.

Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть фото Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть картинку Наставничество и тьюторство в чем разница. Картинка про Наставничество и тьюторство в чем разница. Фото Наставничество и тьюторство в чем разница

Причем уровень знаний наставника должен значительно превосходить должностные компетенции его подопечных.

Критерий 2. Умение передавать знания

Учить и научить – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Вы, наверное, тоже встречались с такими наставниками (учителями), которые хорошо образованы, имеют огромный практический опыт, но передавать все это богатство своим ученикам совсем не умеют.

Быть подшефным у таких наставников — сущий ад! Ведь им кажется, что все предельно просто и понятно. Они искренне недоумевают, почему у учеников ничего не получается.

Поэтому наставниками в идеале должны становиться только люди, умеющие легко и доступно передавать свои знания и опыт новичкам.

Критерий 3. Личное желание

Всем известно, что любое дело спорится, если у исполнителя есть желание этим заниматься.

Если наставничество сотрудником воспринимается как дополнительная нагрузка, тяжелое бремя, ничего хорошего из этого не получится.

Критерий 4. Влиятельность

Наставник должен быть способен оказывать влияние на всех участников процесса обучения. Для этого ему необходимо пользоваться авторитетом как у руководства, так и в коллективе.

Только тогда он получит кредит доверия от своих партнеров по коммуникации.

Критерий 5. Ответственность и организованность

Как сказал известный американский режиссер Том Маккарти: «Любое великое дело — вопрос организации. Не гениальности, не вдохновения или полета фантазии, не умения или хитрости, а организации».

Я с ним полностью согласна. Любое хорошее дело могут загубить неорганизованные, безответственные люди.

Поэтому так важно, чтобы наставник в полной мере отвечал этому критерию. Он должен нести ответственность не только за себя, но и за своего подопечного. Тогда процесс наставничества не будет пущен на самотек, а станет эффективным для обеих сторон.

3. Как внедрить систему менторинга — 5 простых шагов для начинающих предпринимателей

В этом разделе публикации я расскажу, как создать систему наставничества в компании.

Читайте пошаговое мини-руководство и применяйте полученные знания в процессе внедрения менторства в своей организации.

Шаг 1. Разрабатываем Положение о наставничестве

Основой любой системы наставничества служит локальный документ «Положение о наставничестве». Именно в нем определена цель и сформулированы задачи этого процесса, прописан алгоритм закрепления стажера за наставником, рассматривается наставничество как метод управления персоналом и т.п.

Примерную структуру этого документа я представила в таблице.

Структура «Положения о наставничестве»:

Наименование разделаКраткое содержание
1Общие положенияДается определение наставничества, поясняется, кто может считаться стажером и т.п.
2Цели и задачи наставничестваОпределяются цели и формулируются задачи, т.е. даются ответы на вопросы: для чего? что нужно сделать?
3Сроки наставничестваУстанавливаются сроки менторства, описываются условия его прекращения
4Руководство наставничествомЗакрепляется конкретный куратор системы наставничества
5Порядок назначения наставникаФормулируются критерии отбора наставника, и описывается алгоритм его закрепления за новичком
6Права и обязанности наставникаПодробно излагаются основные права и обязанности учителя и ученика
7Права и обязанности стажера
8Реализация наставничестваОписываются стадии процесса
9Мотивация наставниковОписаны принятые способы материальной и нематериальной мотивации, необходимые условия для получения бонусов, премий, грамот, званий и пр.
10Оценка результатовСформулирован оценочный алгоритм и критерии для определения эффективности наставничества

От того, насколько полно и неформально проработан этот документ, во многом зависит эффективность системы наставничества.

Шаг 2. Проводим отбор наставников

Выше я уже писала о требованиях, которым должен отвечать кандидат в наставники. Чтобы определить, подходит или нет специалист для этой цели, необходимо провести тщательный отбор.

Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть фото Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть картинку Наставничество и тьюторство в чем разница. Картинка про Наставничество и тьюторство в чем разница. Фото Наставничество и тьюторство в чем разница

Отбор, как правило, проводится по 2 направлениям:

Процедура отбора и требования к подбору наставников закреплены в «Положение о наставничестве».

Пример

В Положении, разработанном и утвержденном в ОАО «Швейник», прописано, что наставник должен соответствовать следующим требованиям:

Шаг 3. Закрепляем новых работников за наставниками

Закрепление нового сотрудника за наставником производится на основании приказа руководителя (или кадровой службы) непосредственно в момент его трудоустройства. Наставник ознакамливается с приказом под роспись.

Стажер получает пакет документов, в который входят:

Шаг 4. Проводим контроль работы наставников

Контролировать и оценивать работу наставников достаточно сложно. Обычно это делается при помощи целого ряда прямых и косвенных показателей.

К прямым показателям относятся:

Косвенными показателями служат:

В целях контроля проводятся опросы обучаемых, которые позволяют определить уровень удовлетворенности наставничеством.

Шаг 5. Вознаграждаем наставников

Вознаграждение наставникам также предусматривается в Положение о наставничестве. Труд наставника оплачивают разными способами.

Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть фото Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть картинку Наставничество и тьюторство в чем разница. Картинка про Наставничество и тьюторство в чем разница. Фото Наставничество и тьюторство в чем разница

Например, ему полагается персональная надбавка в размере 10-15% от оклада при получении положительного конечного результата.

При неудовлетворительном результате (подопечный не прошел итоговую аттестацию) принимаются меры вплоть до решения о привлечении наставника к дисциплинарной ответственности.

По итогам года проводится конкурс на звание «Лучший наставник». Победитель получает грамоту и денежную премию. Формы и размеры вознаграждения наставников подбираются каждой компанией индивидуально, исходя из ее возможностей и принятой в организации системы мотивации.

4. Где пройти обучение по наставничеству — обзор ТОП-3 компаний

Наставничеству можно и нужно учиться! Вопрос — где.

Чтобы его решить, ознакомьтесь с моей подборкой компаний, предлагающих услуги по обучению, в том числе и наставников.

1) ИПК

Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть фото Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть картинку Наставничество и тьюторство в чем разница. Картинка про Наставничество и тьюторство в чем разница. Фото Наставничество и тьюторство в чем разница

Институт профессионального кадровика (ИПК) — лицензированное образовательное учреждение.

Сферой интересов ИПК служит обучение персонала, его подготовка и переподготовка по различным направлениям.

Компания предлагает своим клиентам:

О надежности компании говорит список ее постоянных клиентов:

В конце 2015 Институт успешно прошел проверку Минобразования РФ.

2) Mirapolis

Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть фото Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть картинку Наставничество и тьюторство в чем разница. Картинка про Наставничество и тьюторство в чем разница. Фото Наставничество и тьюторство в чем разница

Mirapolis — компания, занимающаяся автоматизацией в области HR-процессов. Её программные продукты позволяют оптимизировать развитие персонала, его обучение и оценку.

Преимущества компании:

Вы хотите создать учебный центр, корпоративный университет, провести электронное тестирование персонала? Тогда программные продукты компании — это то, что вам нужно!

Богатый выбор, простота использования, индивидуальный подход, гибкие цены позволяют клиентам делать свой выбор в пользу «Mirapolis».

3) Специалист

Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть фото Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть картинку Наставничество и тьюторство в чем разница. Картинка про Наставничество и тьюторство в чем разница. Фото Наставничество и тьюторство в чем разница

«Специалист» ведущий российский компьютерный учебный центр из Москвы. Свою образовательную деятельность компания ведет более 25 лет. Центр создан в 1991 году при МГТУ им.Баумана. За это время обучение прошли более 850 тыс. человек.

Образовательный арсенал компании насчитывает свыше 1 тыс. обучающих курсов. Курсы подбираются не только по тематике, но и в зависимости от уровня подготовки обучающихся.

Центр позволяет своим студентам пройти обучение (в том числе и обучение наставников) по нескольким формам: очная, заочная, дистанционная, индивидуальная, в формате вебинара.

5. Как организовать эффективную систему наставничества — 3 практических совета

О том, как сделать систему наставничества более эффективной, написано много статей, книг, обучающих материалов.

Я же предлагаю всего 3 небольших практических совета, которые основаны на личном многолетнем опыте наставничества в банковской сфере. По моему мнению, они служат теми 3 китами, на которых всё держится.

Совет 1. Регулярно мотивируйте наставников

От умения грамотно выстроить систему мотивации специалистов-наставников зависит эффективность всей системы наставничества.

Для этого применяется как материальная, так и нематериальная мотивация.

Виды материальной мотивации:

Пример

В ГК «Ситистрой» в план продаж наставника входит план продаж подшефного. Таким образом, наставник заинтересован в результатах своего ученика.

Нематериальная мотивация:

Эксперты в области мотивации персонала рекомендуют основной упор делать именно на нематериальное стимулирование. Объясняют они это тем, что высококлассный специалист становится наставником не ради материальных благ, а по идейным соображениям, радея за интересы компании и ее коллектива.

Совет 2. Проводите обучение наставников

Бывает и так, что в один прекрасный момент подшефный «перерастает» своего учителя. Чтобы этого не происходило, необходимо на постоянной основе проводить обучение наставников.

Целесообразно применять различные формы обучения:

Обучение способствует повышению профквалификации наставника, развитию его организаторских способностей, умению делегировать полномочия, налаживать межличностные коммуникации и т.д.

Совет 3. Используйте обратную связь с новым сотрудником

Обратная связь — вещь важная и нужная в любом процессе. Наставничество не исключение. Организуйте обратную связь с новичками всеми доступными способами. Важно, чтобы подопечный мог высказывать свое мнение о наставнике, его методах обучения.

Наставник также должен всегда быть в курсе дел своего подопечного. Причем общение должно быть дружеским, располагающим. Назидательное, высокомерное отношение наставника к своему подшефному сводит на нет все благие намерения этого процесса.

Дружеский подход позволит выявлять проблемы и своевременно их корректировать.

Пример

Екатерина Козина пришла работать в банк сразу после окончания с отличием вуза. Она строила грандиозные планы, мечтала сделать быструю карьеру!

На рабочем месте ее закрепили за наставником Марией Васильевной — начальником операционного отдела — дамой средних лет, опытным и высокопрофессиональным специалистом.

То ли из-за своей загруженности работой, то ли еще почему, но общение Марии Васильевны с Катей сводилось лишь к назидательным нравоучениям и редким консультациям по рабочим моментам. И то лишь тогда, когда об этом просила сама Козина. Екатерина же боялась лишний раз обращаться к начальнице-наставнице.

Время шло. Энтузиазма у Кати поубавилась. Она чувствовала себя ненужной, ей часто не хватало дружеской и профессиональной поддержки. И хотя девушка очень хотела работать именно в этом банке, она все чаще стала задумываться о смене места работы.

При очередной оценке деятельности наставника управлением по персоналу банка были выявлены все вышеперечисленные проблемы.

Мария Васильевна для изменения сложившейся ситуации пересмотрела стиль общения с Екатериной, стала больше общаться с ней в неформальной обстановке, совместно обсуждая планы ее развития в банке, выясняя проблемы и оказывая всестороннюю помощь.

Благодаря своевременной корректировке обратной связи, эта история закончилась благополучно. Козина успешно прошла испытательный срок и аттестацию, став впоследствии отличным сотрудником.

Смотрим полезное видео от профессионалов.

6. Заключение

Наставничество как метод обучения персонала востребовано во многих российских компаниях. Такое обучение оказывает благоприятное влияние не только на стажера, но и на самого наставника, а также и всю организацию в целом.

Наставник получает положительный управленческий опыт, подопечный легче адаптируется в новом коллективе, а компания в итоге получает квалифицированные лояльные кадры и снижение их текучести.

Вопрос к читателям

Приходилось ли вам быть в роли наставника? Если да, то насколько, по-вашему, эффективен этот метод обучения?

Успехов вам во всех ваших начинаниях! Оставляйте свои отзывы и комментарии к статье, ставьте лайки в соцсетях! Нам важно ваше мнение!

Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть фото Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть картинку Наставничество и тьюторство в чем разница. Картинка про Наставничество и тьюторство в чем разница. Фото Наставничество и тьюторство в чем разница

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)

Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.

Источник

Тьютор

Сегодня мы рассмотрим как раз такую специальность: известную каждому, но с нюансами в методике работы — тьютор. Кто это? В чем заключаются его обязанности, и в каких случаях нужно прибегать к его услугам?

Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть фото Наставничество и тьюторство в чем разница. Смотреть картинку Наставничество и тьюторство в чем разница. Картинка про Наставничество и тьюторство в чем разница. Фото Наставничество и тьюторство в чем разница

Кто такой тьютор и тьюторство

С английского языка tutor переводится как наставник, опекун. Роль тьютора довольно глубокая, и чтобы раскрыть ее максимально полно, мы будем говорить об обязанностях тьютора с разных сторон, приводя примеры.

Главная задача, которую он помогает решить своим наставникам — определение своего места в жизни.

В лучшем случае тьютор ведет ребенка с первых лет и до завершения обучения. А может, и дольше. Ведь наставник — тот человек, который может понадобиться не только детям, но и взрослым. Когда мысли никак не сложатся в целую картинку, когда не понимаешь, в каком направлении дальше двигаться — на помощь приходит тьютор.

Если весь период обучения ученика ведет один и тот же тьютор, специалист успевает изучить все интеллектуальные, физические и психологические особенности ребенка. На их основе он может составить идеальную учебную программу.

Тьюторство возникло еще в Древней Греции, когда за нефиксированную плату учитель передавал свои знания ученику. В истории еще неоднократно упоминалась помощь наставников на пути человека в обучении, в познании мира и достижении целей. В России тьюторство стали рассматривать как серьезную профессию всего около 8 лет назад. Но теперь необходимость в таком специалисте ощутима в каждом образовательном учреждении.

Профессию тьютор легко спутать с другими педагогическими направлениями. Его обязанности пересекаются с работой учителя, репетитора, психолога, ментора и коуча.

Мы разберем отличия тьютора от смежных профессий. Это поможет еще лучше разобраться в его обязанностях и методах работы.

Чем тьютор отличается от учителя

Учитель в государственном учреждении обязан выдать материал строго в соответствии с установленной программой. Он ограничен временем урока и может отслеживать успеваемость учеников только по общим меркам. Не успевает уделить достаточное время каждому.

Индивидуальный подход входит в задачи тьютора. Он призван, чтобы уделять каждому ученику достаточное время и внимание, помогать с обучением.

Специалист стремится выстроить доверительные отношения и найти особый подход к каждому ребенку. Его главное отличие от учителя: помощь в обучении происходит исходя из их индивидуальных способностей ученика.

Чем тьютор отличается от коуча

Задача коуча — подтолкнуть клиента к действиям. Чаще его нанимают во взрослом возрасте. Например, когда размышляют, как стать успешным бизнесменом, о чём мы делились с вами ранее. Коуч помогает перевести мысли в результат. Определяет шаги по реализации уже сформированной цели и контролирует, чтобы клиент их исполнял.

Часто коуч использует довольно жесткие методы, ставит человека в ограничивающие условия: выбора нет — нужно действовать. Это метод стимуляции для зрелых людей, которым нужен мощный толчок к материальным переменам.

В отличие от коуча, тьютор работает исключительно мягкими методами. Так как его первоначальная цель — полностью расположить к себе ученика, установить доверительный контакт и удерживать его на протяжении всего процесса обучения. Поэтому тьютор избегает воздействия на ученика агрессивными способами.

Но тьютор, обладая некоторыми коучинговыми техниками, может навести на правильные ответы. Из коучинга в тьюторство пришло умение задавать правильные вопросы. Они выстроены определенным образом, помогают запустить мыслительный процесс и дойти до ответа. При этом тьютор, как и коуч, не дает собственную оценку информации, которую рассказывает ученик. Он лишь продолжает развивать с ним мысли, важные для понимания его личности, как ниточку клубка.

Обязанность тьютора — помочь ребёнку с самоопределением.

Дойти до искренних ответов на эти вопросы можно только в состоянии полного доверия к собеседнику. Потому что зачастую мы не способны признаться в чем-то даже себе сами.

Когда тьютор получает от ученика полную картину об индивидуальных особенностях в обучении и стремлениях на будущее, он приступает к основной задаче.

Направляет ученика на размышление о новых возможностях, ситуациях и явлениях, формирование целей и их закрепление в сознании.

В ходе беседы тьютор показывает возможности работы с новой информацией, подводит к обдумыванию неизведанного ранее.

Это не похоже на обычный урок, где учитель выдает знания и каждый ученик берет из них столько, сколько захочет/услышит/сможет. Тьютор сеет зерно новых знаний и помогает научиться обдумывать их самостоятельно. Анализировать, подвергать сомнению, сравнивать, оценивать, делать выводы. Это важные умения.

Чем тьютор отличается от репетитора

Репетитор, как и учитель, обучает в рамках образовательной программы, но по одному предмету. Его задача — донести знания из учебника и объяснить их доступным языком для ученика.

Тьютор выходит за рамки программы. Он не раскрывает сложные учебные темы, но обучает самостоятельности. Поясняет, как за каждый выбором следует результат. Что нужно делать, чтобы получить знания и применить их для достижения своей цели.

Личные качества тьютора

Чтобы стать по-настоящему хорошим наставником, мало получить профильное образование, нужны определенные черты характера, которые помогают быть ценным специалистом.

К этим качествам относятся:

Этапы работы тьютора

Тьютор — это доверенное лицо, с которым можно поговорить на равных, но выйти из разговора более эрудированным.

В своей работе он использует инструменты педагога. Дополнительно может иметь диплом психолога.

В обычной школе дети могут обращаться к тьютору, чтобы побороть свою нерешительность, несобранность, неумение ставить образовательные цели. Общение помогает находить внутренние точки опоры, основываться на них и понимать, что можно сделать прямо сейчас.

Что делает тьютор по шагам:

В каких случаях ученику нужен тьютор

Тьютор упрощает процесс адаптации и помогает наладить индивидуальную систему в новом порядке обучения.

Он помогает подтянуть знания по предметам, используя свои методики. Это подходит детям, которые:

В последнем случае тьютор поясняет задание доступными ребёнку способами и находит возможный вариант его выполнения.

Например, детям дали задание сделать аппликацию слона из кругов и овалов. Ребенок не умеет вырезать круглые фигуры. Тогда они с тьютором решают заменить круги на квадраты, а овалы на прямоугольники.

При этом тьютор не находится рядом с ребенком все время. Он подходит только на несколько минут, чтобы, в первую очередь, помочь собраться с мыслями, не переживать и найти внутри себя силу.

Как только тьютор понимает, что ученик дальше справится сам, он отходит в сторону или начинает помогать другим детям. Тьютор — это не опора, на которую ребенок перекладывает свою ответственность и способность размышлять. Это проводник, мостик от непонимания к ясности через собственные силы ученика.

Одаренные дети. Еще один вариант, когда тьютор необходим. Стандартная программа обучения для детей с высоким уровнем интеллекта становится невыносимо скучной. Отсутствие возможности развиваться сказывается не только на раскрытии их талантов, но и может плохо отразиться на всей дальнейшей жизни. Чтобы создать маленькому гению нагрузку по силам, на помощь приходит тьютор.

Главная цель тьютора дать не только предметные знания, но и мотивацию получать их. Даже если ребенку легко дается учеба, знания, получаемые в школе, унифицированы. Но все дети разные. У них разные способности, цели, желания.

Одному ребенку лучше сделать уклон на образное получение информации, другому — на вербальное. Один может тяготеть к точным наукам, другой — к гуманитарным. Частая проблема: ученик хорошо понимает и запоминает информацию, но мало задумывается или вообще не представляет, зачем она ему нужна. Как можно использовать полученные знания в жизни?

Разобравшись, вполне вероятно, что его обучение выйдет на новый уровень. А если определить цели и желания, склонности и тяготения ребенка — тогда он сам захотел бы изучать дополнительную информацию на темы, которые ему точно помогут реализоваться.

Вместе с тьютором ребенок осознает свои сильные и слабые стороны и ищет решение, как применять свои достоинства и укрепить нестабильные позиции.

Зачем онлайн-школе тьютор и какие функции он выполняет

Тьюторство в онлайн-школе — важнейшая часть процесса обучения. Обычно общение наставника с учеником происходит во время созвона. По видеосвязи для учеников младших классов и через общение голосом — для подростков.

На онлайн-обучении основная трудность ребенка — недостаток персонализации. У него есть только компьютер. Ни коллектива, ни учителя рядом.

Конечно, он может найти инструкцию по обучению на сайте, но гораздо приятнее, когда есть «свой» человек, который может помочь разобраться с уроками, выстроит план постижения знаний и распишет его по этапам.

Мягкими способами тьютор приучает ребенка к самоконтролю, самостоятельному отслеживанию результатов и постановке следующих целей. Это очень важно при онлайн-образовании. Умение мыслить, воспринимать новую информацию, анализировать ее и делать вывод — пригодится не только во время обучения, но и во взрослой жизни.

Как взаимодействует тьютор с учеником:

Как стать тьютором

Мы разобрались, кто такой тьютор, насколько важно каждой школе иметь такого сотрудника. Поняли, что несмотря на популярность этой профессии во всем мире, в России она стала восприниматься всерьез совсем недавно. Но с каждым годом она будет все более востребована.

Теперь выясним, как обучиться на тьютора.

Должность тьютора закреплена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н, как самая высокая в квалификационном уровне — четвертая. Ее официальное название «Специалист в области воспитания» с трудовой функцией «Тьюторское сопровождение обучающихся».

Даже обучение на тьютора в России появилось совсем недавно, тогда как за рубежом оно входит в учебную педагогическую программу уже много лет.

Чтобы стать тьютором, нужно получить высшее педагогическое образование и дополнительное профессиональное образованиепо направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н).

Затем нужно наработать стаж от 2 лет.

Степень бакалавра в направлении тьюторства в России можно получить в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена.

Получить степень магистра можно в МГПУ, Государственном университете города Пермь, Дальневосточном федеральном университете и Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете.

Из-за того, что так мало университетов предлагают обучение по специальности тьютор, намного проще получить такое образование, пройдя курсы переквалификации. Они доступны, если вы уже получили высшее образование. Можно проходить переквалификацию очно и очно-заочно. Некоторые центры переподготовки предлагают пройти курсы дистанционно.

Переквалификация занимает довольно много времени — не меньше 200 часов. Точная длительность зависит от конкретно выбранной программы. Они могут различаться направленностью будущей работы: будет тьютор ли работать с детьми, которым требуется особая программа обучения. Например, детям с расстройством аутического спектра, детям-инвалидам или одаренным детям.

Некоторые курсы предлагают пройти только теоретическую подготовку, другие добавляют к ней аналитическую и лабораторную работу. Конечно, знания, отработанные на практике, всегда предпочтительнее и выше котируются при приеме на работу.

Сколько зарабатывает тьютор

Доход тьютора составляет на порядок больше, чем зарплата учителя. Он зависит от размера города и, конечно, выше всего заработок тьюторов в Москве. Но также зарплата складывается из статуса самого учебного заведения, его масштабов и формы собственности. Обычно она составляет до 100 000 рублей.

Профессия только набирает обороты, она становится все больше востребована, а хороших специалистов не хватает. Поэтому высокий спрос компенсируется повышенным доходом.

Выводы

Тьютор считается профессией будущего. Если сегодня необходимость в человеке данной специализации понимают еще не все, то совсем скоро это изменится. Тьюторы способны вывести процесс обучения и усвоения знаний ребенком на новый уровень. Когда ученик не просто будет зубрить уроки, потому что это нужно, а проявлять к знаниям искренний интерес и осознавать, в чем ему это поможет.

Это уникальная возможность сделать вклад в качественное обучение детей. В будущем они могут изменить мир к лучшему. Благодаря четкому понимаю себя, осознанию себя частью целого мира, пониманию своих целей и путей их достижения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *