Национальная система пространственных данных что это
Национальная система пространственных данных что это
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от «____»_______________ 20____ г. N _______
Правительство Российской Федерации
2. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии разместить государственную программу Российской Федерации «Национальная система пространственных данных» на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от «___» _________ 2021 г. N ____
Государственная программа Российской Федерации «Национальная система пространственных данных»
Стратегические приоритеты государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных»
1. Оценка текущего состояния сферы управления пространственными данными Российской Федерации
Управление сферой развития пространственных данных Российской Федерации затрагивает интересы широкого неограниченного круга физических и юридических лиц (органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов, органов муниципальной власти).
Пространственные данные включают полные данные о земле и недвижимости, геопространственные данные, сведения о правах и о кадастровой оценке.
Законодательную основу системы управления в сфере национальных пространственных данных составляют в первую очередь следующие нормативные правовые акты:
При этом отсутствует базовый документ стратегического планирования, отражающий комплексный подход при формировании и реализации мероприятий по развитию сферы земли, недвижимости и пространственных данных, определяющий на федеральном уровне основные принципы, взаимоувязанные цели и задачи реализации государственной политики в этой сфере на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Реализация мероприятий управления пространственными данными в настоящий момент носит разрозненный характер и предусмотрена (была предусмотрена) в нескольких программных направлениях деятельности различных органов государственной власти.
Значительная часть мероприятий среднесрочного характера (до 2024 г.) реализовывалась Росреестром в рамках подпрограммы 3 «Государственная регистрация прав, кадастр и картография» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Таким образом, 23,2 млн земельных участков не имеют установленных границ, что сопровождается большим количеством споров, 47,3 млн объектов недвижимости не имеют сведений о правообладателе.
По данным Росреестра, за 2020 год осуществлено порядка 34 млн учетно-регистрационных действий, из которых около 31% в электронном виде, и выдано порядка 100 млн сведений ЕГРН (или 4 услуги в секунду).
Кроме того, в ЕГРН содержится более 2 млн реестровых ошибок, что формирует экономические риски и «потери» для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, сдерживает территориальное развитие, формирование пространственных «точек роста», существенно влияет на развитие потенциала многих отраслей экономики, формирует основу экономических потерь физических лиц.
По результатам НИР «Исследование вклада Росреестра в развитие экономики Российской Федерации», выполнено на основании государственного контракта от 07.09.2020 N 0039-02-20, исполнитель НИУ ВШЭ совместно с некоммерческим партнерством ЦМАПК.
Характеристика и описание основных проблем в сфере управления пространственными данными
1. Ограниченное использование современных российских геоинформационных технологий, высокопроизводительной обработки пространственных данных, искусственного интеллекта для повышения эффективности цифровизации сферы управления земельными ресурсами и недвижимым имуществом, а также отсутствие отечественной геоплатформы, объединяющей сведения, содержащиеся в ведомственных и региональных информационных ресурсах, реестрах и базах данных.
Существующие услуги и сервисы по предоставлению пространственных данных строятся органами публичной власти и хозяйствующими субъектами на основе различных, в том числе иностранных, цифровых картографических продуктов, что в условиях современных реалий создает потенциальную угрозу национальной безопасности.
2. Различия в подходах и несогласованность в процессе учёта, использования и управления пространственными данными в федеральных органах исполнительной власти, реализующих полномочия собственности в отношении федеральных земельных участков, что негативно сказывается на эффективности оборота земель.
Система сбора информации о земле и недвижимости не обеспечивает достоверность и сопоставимость сведений.
Проблема заключается в ведомственной разобщенности государственных информационных ресурсов, содержащих сведения о земле как объекте недвижимости, природном ресурсе, лесах и лесных участках, лесах, водных объектах, сельскохозяйственных угодьях, иных природных объектах.
Информация о земле и объектах недвижимости содержится в следующих информационных ресурсах:
Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН, Росреестр);
Реестр федерального имущества (РФИ, Росимущество);
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации (ИСОГД, субъекты Российской Федерации);
Государственный лесной реестр (ГЛР, Рослесхоз);
Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (ЕФИС ЗСН, Минсельхоз России);
Государственный водный реестр (ГВР, Росводресурсы);
Информационная система обеспечения работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы Роснедра (СОБР, Роснедра).
Разрозненность информации о земле и недвижимости, несогласованность форматов и отсутствие механизмов интеграции данных приводят к низкой эффективности использования земель и объектов недвижимости, ограничению данных о неиспользуемых земельных ресурсах для вовлечения их в хозяйственный оборот, недостаточному распространению цифровых сервисов для граждан и организаций, неэффективному расходованию бюджетных средств в связи с необходимостью сбора одних и тех же данных, рисках при принятии управленческих решений и осуществлении инвестиционной деятельности.
3. Отсутствие цифровой мультимасштабной карты с актуальным набором пространственных данных сдерживает и затрудняет реализацию инфраструктурных проектов, в том числе темпы жилищного строительства и развития бизнеса, снижает доступность информации для граждан.
4. Низкие темпы наполнения ресурса пространственными данными, отсутствие единой технологической базы, неполнота единой электронной картографической основы (ЕЭКО).
В мировой практике электронная цифровая карта является полной и объединяет в себе целый набор слоев данных из разных источников (вплоть до подземных коммуникаций), позволяет получить доступ к актуальной и исторической информации о собственниках объекта недвижимости.
В пределах предусмотренных бюджетных ассигнований в рамках выполнения работ по обновлению цифровых топографических карт и планов, нивелированию I и II классов, созданию фрагментов ГГС, состоящих из пунктов высокоточной геодезической сети и спутниковой геодезической сети 1 класса, проводится обследование и восстановление пунктов ГГС. Однако такое обследование и восстановление пунктов ГГС носит маршрутный характер и не обеспечивает необходимые объемы работ для актуализации данных (ежегодно требуется обследовать не менее 20000 пунктов ГГС).
Ввиду отсутствия четко определенных публичных границ административно-территориальных образований (границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон) и иных имеющих правовое значение территорий (лесничества, особо охраняемые природные территории, ЗОУИТ, сельскохозяйственные угодья) заинтересованное лицо не имеет четкого представления о том, с какими именно уполномоченными органами публичной власти нужно построить «правовой диалог» по вопросу приобретения прав на землю с точки зрения административного подчинения земельного участка.
Таким образом, «затягивается» процесс улучшения предпринимательского климата и привлечения потенциальных инвесторов для развития территорий муниципальных образований и повышения эффективности налогообложения, что в свою очередь является одним из препятствий в достижении национальных целей развития Российской Федерации.
5. Несовершенство организационно-технической и информационной обеспеченности процесса проведения государственной кадастровой оценки (ГКО).
Ключевым недостатком в данной сфере остается то, что взаимодействие всех основных участников процесса осуществляется преимущественно в бумажном виде.
Имеет место отсутствие структурированных сведений об объекте оценки, использованных при расчете кадастровой стоимости, доступных и понятных для потребителя, в связи с этим сохраняется «непрозрачность» алгоритмов расчета кадастровой стоимости.
Разный уровень финансирования государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации в сфере ГКО приводит к разному уровню организационно-технологической, кадровой, информационной обеспеченности процесса проведения ГКО, соответственно разному уровню качества кадастровой оценки (от 3 млн рублей до более 100 млн рублей). Диапазон затрат бюджетов субъектов Российской Федерации в период 2018-2020 гг., на проведение ГКО варьировался от 3 до 608 рублей на 1 объект, при сравнительно равном уровне экономической активности региона.
Отсутствует единая платформа информационного взаимодействия всех участников ГКО, включая правообладателей объектов недвижимости, основных источников ценообразующих факторов (органы местного самоуправления, ресурсоснабжающие организации, организации, осуществлявшие до 1 января 2013 года государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости и др.).
Государственный надзор за проведением ГКО осуществляется преимущественно в «ручном режиме».
Таким образом, в первую очередь, требуется создание механизма консолидации информации о ГКО и регистрации отчетов об оценке в едином Реестре сведений об отчетах, создание и эксплуатация которого обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Связанной проблемой является также то, что в Российской Федерации применяют ряд систем и моделей по оценке, анализу и прогнозированию экономического потенциала территорий, которые обладают рядом недостатков, возникающих в том числе и по объективной причине:
невозможности получения и консолидации необходимых для проведения анализа данных в полном объеме и в одной точке;
невозможности сравнений территорий иных регионов;
проведение стоимостных анализов изменений стоимости недвижимости на основе исключительно цен предложений;
проведение анализа на нерелевантных, разнородных по своей природе, зачастую несопоставимых источниках данных, сопровождающееся применением не верифицированных и разрозненных методик проведения расчётов;
представленная на рынке аналитическая и статистическая информация в большей своей части является описательной и отвечает на один вопрос: «что произошло», но не отвечает на вопросы о причинах наблюдаемых явлений и прогнозах по их развитию.
6. Недостаточное распространение цифровых сервисов в процессе управления земельными ресурсами и недвижимым имуществом и объектами землеустройства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В условиях цифровизации первоочередное значение для создания новых возможностей динамичного развития страны приобретает сфера оказания услуг в области предоставления пространственных данных, а также создание сервисов, функционирующих на их основе.
С учетом возросшей более чем в два раза нагрузки на базы данных Росреестра и необходимости удовлетворения потребностей участников сферы земли и недвижимости в государственных услугах по кадастровому учету и регистрации прав в части реализации новых электронных сервисов существующие информационные системы требуют модернизации и перепроектирования.
Национальная система пространственных данных что это
Росреестр ввел в эксплуатацию две государственные информационные системы, которые станут основой для построения и развития Национальной системы пространственных данных Российской Федерации. Это государственная информационная система ведения Единой электронной картографической основы (ГИС ЕЭКО) и Федеральный портал пространственных данных (ГИС ФППД).
Системы созданы подведомственным Росреестру ФГБУ «Центр геодезии, картографии и пространственных данных» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
ЕЭКО представляет собой совокупность пространственных данных о всей территории России. По сути, создание ЕЭКО – это переход на отечественную юридически значимую подложку с метрически точными пространственными данными. В настоящее время она готова на 36,5% (плановое значение показателя на 31.12.2021 – 37,3%). С помощью ЕЭКО можно будет получать различную тематическую информацию (об инфраструктуре, населении, природе и т.д.), а также проводить мониторинг хозяйственной деятельности.
В федеральный фонд пространственных данных включаются пространственные данные и материалы, полученные в ходе геодезических и картографических работ.
В свою очередь, ГИС ЕЭКО позволяет создавать, обновлять и осуществлять мониторинг актуальности сведений единой электронной картографической основы и предоставлять ее всем заинтересованным лицам в различных форматах. В основе ГИС ЕЭКО лежит геоинформационная платформа, включённая в реестр программного обеспечения российского происхождения Минкомсвязи России.
Предполагается, что к 2023 году пространственные данные из ГИС ЕЭКО будут использовать 30 федеральных и 50 региональных органов исполнительной власти, а доля заявлений о предоставлении материалов федерального фонда пространственных данных, поступивших через ГИС ФППД, составит 90%.
С учетом новых вызовов разрозненные данные из различных информационных систем должны быть объединены в единое платформенное решение, которым станет создание Национальной системы пространственных данных.
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2021 г. № 2148 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных»
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Национальная система пространственных данных».
2. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии разместить государственную программу Российской Федерации «Национальная система пространственных данных» на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 2021 г. N 2148
Государственная программа Российской Федерации
«Национальная система пространственных данных»
I. Стратегические приоритеты государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных»
1. Оценка текущего состояния сферы управления пространственными данными Российской Федерации
Национальная система пространственных данных включает в себя данные об объектах недвижимости, пространственные данные, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и государственной кадастровой оценке.
Законодательную основу, регулирующую отношения в сфере национальной системы пространственных данных, составляют в первую очередь следующие нормативные правовые акты:
Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»;
Федеральный закон «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Федеральный закон «О землеустройстве»;
Федеральный закон «О наименованиях географических объектов»;
Федеральный закон «О кадастровой деятельности»;
Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке».
Реализация указанных мероприятий в настоящее время носит разрозненный характер и предусмотрена в нескольких программных направлениях деятельности различных органов государственной власти.
В ходе реализации указанной федеральной целевой программы обеспечено объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Внедрение федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости во всех субъектах Российской Федерации завершено в конце 2020 года.
В целях обеспечения дальнейшего совершенствования и развития системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также инфраструктуры пространственных данных требуется реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие полученных результатов, в том числе с использованием возможностей национальной системы управления данными, а также на основе технологий искусственного интеллекта.
Таким образом, более 23 млн. земельных участков не имеют установленных границ, что сопровождается большим количеством споров, в отношении 48,3 млн. объектов недвижимости отсутствуют сведения о правообладателе.
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, за первое полугодие 2021 года осуществлено около 21,6 млн. учетно-регистрационных действий, из которых около 36,4 процента в электронном виде, и выдано порядка 58 млн. сведений из Единого государственного реестра недвижимости (или 5 услуг в секунду).
Кроме того, в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости содержится значительное количество реестровых ошибок, что может повлечь за собой риски снижения темпов территориального развития.
При этом в настоящее время в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных существует ряд определенных проблем.
Ограниченное использование современных российских геоинформационных технологий, высокопроизводительной обработки пространственных данных, искусственного интеллекта для повышения эффективности цифровизации этой сферы, а также отсутствие отечественной геоплатформы, объединяющей сведения, содержащиеся в ведомственных и региональных информационных ресурсах, реестрах и базах данных.
Существующие услуги и сервисы по предоставлению пространственных данных строятся органами публичной власти и хозяйствующими субъектами на основе различных, в том числе иностранных, цифровых картографических продуктов, что в условиях современных реалий создает потенциальную угрозу национальной безопасности.
Различия в подходах и несогласованность в процессе учета, использования и управления пространственными данными в федеральных органах исполнительной власти, реализующих полномочия собственника в отношении федеральных земельных участков, негативно сказываются на эффективности оборота земель.
Система сбора информации об объектах недвижимости, пространственных данных в полной мере не обеспечивает достоверность и сопоставимость сведений.
Проблема заключается в ведомственной разобщенности государственных информационных ресурсов, содержащих сведения о земле как объекте недвижимости, природном ресурсе, лесах и лесных участках, водных объектах, сельскохозяйственных угодьях, иных природных объектах.
Информация о земле и об объектах недвижимости содержится в следующих информационных ресурсах:
Единый государственный реестр недвижимости (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии);
реестр федерального имущества (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом);
информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации (субъекты Российской Федерации);
государственный лесной реестр (Федеральное агентство лесного хозяйства);
Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации);
государственный водный реестр (Федеральное агентство водных ресурсов);
информационная система обеспечения работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы (Федеральное агентство по недропользованию).
Разрозненность информации об объектах недвижимости, пространственных данных, несогласованность форматов и отсутствие механизмов интеграции данных приводят к низкой эффективности использования объектов недвижимости, земельных ресурсов, управления отдельными территориями, ограничению данных о неиспользуемых земельных ресурсах для вовлечения их в хозяйственный оборот, недостаточному распространению цифровых сервисов для заинтересованных лиц, неэффективному расходованию бюджетных средств в связи с необходимостью сбора одних и тех же данных, рискам при принятии управленческих решений и осуществлении инвестиционной деятельности.
Отсутствие обязательных требований для использования органами власти различных уровней базовой цифровой картографической основы с актуальным набором пространственных данных сдерживает и затрудняет реализацию инфраструктурных проектов, в том числе темпы жилищного строительства и развития бизнеса, снижает доступность информации для заинтересованных лиц.
Низкие темпы сбора и актуализации пространственных данных, отсутствие единой технологической базы свидетельствуют о том, что наполнение единой электронной картографической основы составляет 30 процентов территории России.
В мировой практике при создании цифровых карт используется целый набор слоев данных из разных источников (вплоть до подземных коммуникаций).
Неполнота данных связана в том числе с отсутствием дополнительных слоев данных, представляющих интерес для заинтересованных лиц, но находящихся в зоне ответственности других ведомств, например, информации о коммуникациях или зонах с особыми условиями использования территории.
Ввиду отсутствия сведений о координатах характерных точек границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и иных территорий (лесничества, особо охраняемые природные территории, зоны с особыми условиями использования территории, сельскохозяйственные угодья) заинтересованное лицо не имеет четкого представления о том, с какими именно уполномоченными органами власти нужно построить диалог по вопросу приобретения прав на землю.
Таким образом, затягивается процесс улучшения предпринимательского климата и привлечения потенциальных инвесторов для развития территорий муниципальных образований и повышения эффективности налогообложения, что, в свою очередь, является одним из препятствий в достижении национальных целей развития Российской Федерации.
Несовершенство организационно-технической и информационной обеспеченности процесса проведения государственной кадастровой оценки.
Ключевым недостатком в этой сфере остается то, что взаимодействие всех основных участников процесса осуществляется преимущественно на бумажных носителях.
Имеет место отсутствие структурированных сведений об объекте оценки, использованных при расчете кадастровой стоимости, доступных и понятных для потребителя, в связи с чем сохраняется непрозрачность алгоритмов расчета кадастровой стоимости.
Разный уровень финансирования государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации в сфере государственной кадастровой оценки приводит к разному уровню организационно-технологической, кадровой, информационной обеспеченности процесса проведения государственной кадастровой оценки, соответственно, разному уровню качества государственной кадастровой оценки (от 3 млн. рублей до более 100 млн. рублей).
Отсутствует единая платформа информационного взаимодействия всех участников государственной кадастровой оценки, включая правообладателей объектов недвижимости, основных источников ценообразующих факторов (органы местного самоуправления, ресурсоснабжающие организации, организации, осуществлявшие до 1 января 2013 г. государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, и др.), агрегаторов рыночной информации и др.
Мониторинг и сопровождение государственной кадастровой оценки осуществляются преимущественно в ручном режиме.
Таким образом, в первую очередь требуется создание механизма консолидации всех сведений и материалов, используемых в государственной кадастровой оценке, включая отчеты о рыночной стоимости объектов недвижимости. Для последнего предлагается обеспечить реализацию мероприятий по созданию, развитию и функционированию информационных систем (сервисов) в сфере оценочной деятельности.
Еще одной существенной проблемой является отсутствие удобного эффективного инструмента информирования правообладателей об изменениях либо планируемых изменениях кадастровой стоимости объектов недвижимости, что приводит к росту оспариваний и недовольства кадастровой оценкой.
В части кадастровой стоимости объектов недвижимости как потенциала развития территории при принятии градостроительных решений проблемой является также то, что в Российской Федерации применяют ряд систем и моделей по оценке, анализу и прогнозированию экономического потенциала территорий, которые обладают рядом недостатков, возникающих в том числе и по объективной причине:
невозможность получения и консолидации необходимых для проведения анализа данных в полном объеме и в одной точке;
невозможность сравнения территорий разных субъектов Российской Федерации;
проведение стоимостных анализов изменений стоимости объектов недвижимости на основе исключительно цен предложений;
проведение анализа на нерелевантных, разнородных по своей природе, зачастую не сопоставимых источниках данных, сопровождающееся применением неверифицированных и разрозненных методик проведения расчетов.
Недостаточное распространение цифровых сервисов в процессе управления территориями и объектами недвижимости на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В условиях цифровизации первоочередное значение для создания новых возможностей динамичного развития страны приобретает сфера оказания услуг в области предоставления пространственных данных, а также создание сервисов, функционирующих на их основе.
С учетом возросшей более чем в 2 раза нагрузки на базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и необходимости удовлетворения потребностей заинтересованных лиц в услугах по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество в части реализации новых электронных сервисов существующие информационные системы требуют модернизации и перепроектирования.
Низкий уровень материально-технического оснащения контрольно-надзорной деятельности (в том числе высокоточным геодезическим оборудованием, беспилотными воздушными судами) не позволяет обеспечить получение данных дистанционного зондирования Земли высокого разрешения, используемых для проведения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии проверочных мероприятий, увеличить площади обследуемых территорий, что в настоящее время необходимо для решения вопросов исправления реестровых ошибок, проведения мероприятий по вовлечению в оборот неэффективно используемых земельных участков, мониторинга использования земельных участков для строительства, наполнения данными дистанционного зондирования Земли высокого разрешения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных»
Реализация разрабатываемой Программы направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» и «Комфортная и безопасная среда для жизни», определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», и соответствующих им показателей:
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года;
улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год.
Программа также учитывает положения, определенные Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», и предусматривает мероприятия, направленные на:
повышение качества жизни граждан;
защиту граждан и всех форм собственности;
развитие информационных технологий, необходимых для решения задач в области цифровизации экономики и государственного управления.
Мероприятия, предлагаемые к реализации в рамках Программы, направлены, кроме того, на решение задач, отраженных в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, в том числе на создание единой электронной картографической основы, мониторинг ее актуальности, обновление и предоставление доступа к пространственным данным.
Программой поставлены цели:
3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
Для решения обозначенных проблем в сфере развития земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных, необходимо обеспечить:
4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Для достижения национальных целей развития Российской Федерации в рамках Программы планируется реализация мероприятий, направленных на повышение качества государственных услуг по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе в связи с доступностью государственных услуг в электронном виде, а также мероприятий, предусмотренных в рамках цели Программы «Достижение «цифровой зрелости» в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество при организации инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации (100 процентов) к концу 2030 года».
Для достижения национальных целей развития Российской Федерации также планируется реализация мероприятий, предусмотренных в рамках достижения целей Программы «Создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, интегрированного с муниципальными и региональными информационными системами, на территориях 85 субъектов Российской Федерации к концу 2030 года» и «Обеспечение полноты и качества сведений в Едином государственном реестре недвижимости в объеме 95 процентов к концу 2030 года», а также мероприятий в области картографо-геодезического обеспечения Российской Федерации.
5. Общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы, задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сфере реализации комплексных программ
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации заинтересованы в реализации мероприятий в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных, геодезии и картографии, так как это дает возможность сокращения затрат соответствующих бюджетов на реализацию части мероприятий, а также улучшения системы управления земельными ресурсами.
Заинтересованность субъектов Российской Федерации в образовании земельных участков и проведении указанных работ обусловливается возможностью вовлечения в оборот неиспользуемых объектов недвижимости и, как следствие, ростом доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имущественных налогов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Работы, связанные с установлением административных границ и границ территориальных зон, относятся к полномочиям региональных властей и органов местного самоуправления. В связи с этим указанные работы должны быть запланированы к проведению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Участие субъектов Российской Федерации планируется преимущественно в достижении цели Программы «Обеспечение полноты и качества сведений в Едином государственном реестре недвижимости в объеме 95 процентов к концу 2030 года» и предусматривает реализацию мероприятий по определению местоположения границ земельных участков и местоположения (контуров) объектов капитального строительства на земельных участках, если соответствующие сведения об объектах недвижимости не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, установлению правообладателей указанных объектов недвижимости, внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о развитии территорий и иных сведений в рамках проведения комплексных кадастровых работ.
Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации будут задействованы в мероприятиях, направленных на достижение цели Программы «Создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, интегрированного с муниципальными и региональными информационными системами, на территориях 85 субъектов Российской Федерации к концу 2030 года», в том числе по итогам проводимого в 2021 году эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2429 «О проведении в 2021 году эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости».
Реализация указанных направлений осуществляется как за счет собственных средств региональных и местных бюджетов, так и при финансовой поддержке из федерального бюджета.
II. Правила предоставления и распределения субсидий
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при проведении комплексных кадастровых работ, приведены в приложении.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к государственной программе
Российской Федерации
«Национальная система
пространственных данных»
Правила
предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при проведении комплексных кадастровых работ
2. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
3. Условиями предоставления субсидии являются:
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
4. В перечне мероприятий определяются мероприятия (действия), подлежащие выполнению в соответствии с частью 2 статьи 421 Федерального закона «О кадастровой деятельности» при комплексных кадастровых работах на территориях определенных кадастровых кварталов, график (сроки) организации и проведения конкурсных процедур для заключения государственных (муниципальных) контрактов на выполнение соответствующих мероприятий (действий), а также уполномоченные должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего контроль за исполнением мероприятий.
б) наличие в границах кадастровых кварталов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в совокупности составляющих не менее 40 процентов общего количества земельных участков, расположенных на территориях указанных кадастровых кварталов;
в) наличие в границах кадастровых кварталов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, включенных в перечень кадастровых кварталов, объектов недвижимости, в отношении которых планируется проведение комплексных кадастровых работ, в количестве, превышающем минимальный предел (), рассчитываемый по формуле:
,
— общее количество объектов недвижимости, расположенных на территориях кадастровых кварталов, включенных в перечни кадастровых кварталов, во всех субъектах Российской Федерации, представивших документы для участия в государственной программе Российской Федерации «Национальная система пространственных данных», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2148 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных», и соответствующих критериям отбора, предусмотренным подпунктами «а», «б», «г» и «д» настоящего пункта;
г) наличие в отношении объектов недвижимости, указанных в части 6 статьи 421 Федерального закона «О кадастровой деятельности», соответствующих документов;
д) наличие для территорий, включенных в перечень кадастровых кварталов, единой электронной картографической основы и (или) иных картографических материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к картографической основе Единого государственного реестра недвижимости.
Заявка должна содержать информацию о соответствии субъекта Российской Федерации критериям отбора и требованиям к уровню софинансирования, установленному в соответствии с пунктом 13 Правил формирования субсидий, а также расчет размера субсидии и соответствующие обоснования. Форма заявки, порядок и сроки ее подачи, а также перечень необходимых документов, подтверждающих выполнение субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидии, и соответствие критериям отбора устанавливаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
7. Заявка не подлежит рассмотрению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в случае, если:
а) по форме и содержанию не соответствует требованиям, установленным пунктом 6 настоящих Правил;
б) нарушены сроки и (или) порядок подачи заявки;
в) документы, прилагаемые к заявке, представлены не в полном объеме и (или) не подтверждают соответствие субъекта Российской Федерации критериям отбора;
г) представлена не уполномоченным на представление заявки лицом.
9. Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.
10. Объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого из федерального бюджета, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (определяется сводной бюджетной росписью субъекта Российской Федерации) с учетом необходимости достижения установленных соглашением значений результатов использования субсидий, соответствующих показателям (индикаторам) Программы.
11. Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации осуществляется путем расчета размера субсидии, предоставляемой бюджету i-гo субъекта Российской Федерации (), по формуле:
,
— суммарный показатель количества объектов недвижимости;
— предельный уровень софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленный Правительством Российской Федерации для i-го субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 Правил формирования субсидий;
12. Суммарный показатель количества объектов недвижимости () рассчитывается по формуле:
,
— количество земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и количество зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, находящихся на указанных земельных участках, расположенных на территориях кадастровых кварталов, включенных в перечень кадастровых кварталов, в i-м субъекте Российской Федерации;
— количество объектов недвижимости, расположенных на территориях кадастровых кварталов, включенных в перечень кадастровых кварталов, в i-м субъекте Российской Федерации, не относящихся к
.
13. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, не может превышать размер средств, указанных в заявке. Высвобождающийся при расчете размера субсидии остаток средств, превышающий потребность субъекта Российской Федерации, подлежит сокращению и может быть распределен другим субъектам Российской Федерации при наличии соответствующей потребности.
Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, не может превышать 20 процентов объема бюджетных ассигнований, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, при наличии иных заявок, поступивших от субъектов Российской Федерации, соответствующих критериям отбора. Превышающая указанный предел сумма распределяется между остальными субъектами Российской Федерации, представившими заявки. Не менее 30 процентов бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущий финансовый год и плановый период, выделяется бюджетам Республики Крым, г. Севастополя и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, при наличии соответствующих заявок, отвечающих установленным требованиям.
14. Уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (в системе «Электронный бюджет»).
Уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации несет ответственность за своевременность представления указанных отчетов и достоверность содержащихся в них сведений.
16. Отчеты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, о достижении значений результатов использования субсидии, установленных соглашением, представляются в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в системе «Электронный бюджет» в сроки, установленные соглашением.
18. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации порядка и условий предоставления субсидий осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и уполномоченными органами государственного финансового контроля.
19. В случае нарушения субъектом Российской Федерации целей, установленных при предоставлении субсидии, к нему применяются бюджетные меры принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Разработана госпрограмма «Национальная система пространственных данных», которая помимо прочего нацелена на:
— повышение качества госуслуг по кадастровому учету и госрегистрации прав в электронном виде;
— создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, интегрированного с муниципальными и региональными информсистемами;
— обеспечение полноты и качества сведений в ЕГРН.
Определены конкретные мероприятия. Расставлены стратегические приоритеты.
Запланировано создание единой цифровой платформы пространственных данных на территории всех регионов, а также единой электронной картографической основы, в т. ч. крупных масштабов.
Регионам будут выделены субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникающих при проведении комплексных кадастровых работ. Закреплены правила.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.