Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957

Он не вернулся: о самом знаменитом научно-исследовательском судне СССР

Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть картинку Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Картинка про Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957

В этом году самое знаменитое научно-исследовательское судно XX века «Витязь» празднует сразу четырехкратный юбилей: 80-летие спуска на воду, 70-летие выхода в первый научный рейс, 40-летие «выхода на пенсию» и 25-летие швартовки у музейного причала.

От «Марса»» к «Витязю»

Теплоход «Марс» был построен в 1939 г. в Германии по заказу судоходной компании «Нептун» в качестве грузопассажирского судна. Один из пассажиров того времени так описывал «Марс»: «Это было необычайно красивое судно. Окрашенное в кремовый цвет, изящной формы, с прекрасными стройными линиями, оно больше походило на яхту».

«Марс» принадлежал к категории высокого класса. Грузовое судно предназначалось для 38 членов экипажа и 12 пассажиров. Прекрасные, обитые деревом каюты были выдержаны в стиле подражания средневековым жилым комнатам.

После Второй мировой войны «Марс» стал трофеем и был передан союзниками СССР в качестве репарации. Судно передали в Институт океанологии, где оно получило имя старого русского корвета, на котором плавал Н. Миклухо-Маклай, — «Витязь». После переоборудования 1 апреля 1949 г. «Витязь» отправили во Владивосток.

В первом рейсе «Витязя» на Дальнем Востоке, а проходил он в 1949 г. в Охотском море, принимал участие патриарх российских ихтиологов П. Ю. Шмидт, которому тогда было уже 77 лет. Он только что закончил книгу «Рыбы Охотского моря», в которую вошли, в частности, итоги исследований тихоокеанской комплексной экспедиции начала 30-х годов. Как вспоминал другой крупный ленинградский ихтиолог А. Н. Световидов, собираясь в экспедицию на «Витязе», Шмидт и книгу о рыбах Охотского моря, и предстоящее плавание в этом море назвал своей лебединой песней. Так оно и вышло: вернувшись из экспедиции, Петр Юрьевич, не заходя домой, направился в Зоологический институт, перешагнув порог которого, упал и вскоре скончался.

За время своего тихоокеанского базирования «Витязь» провел 65 экспедиций, прошел более 800 тыс. морских миль, открыл 7943 научные станции. Им было описано 1176 новых видов животных и растений. В области ихтиологии были получены новые материалы по районам обитания промысловых рыб: хорошо знакомая сейчас сайра как промысловая рыба была впервые изучена именно на «Витязе».

Это время в мировой океанологии называют эпохой «Витязя». На картах появились новые географические названия подводных гор и глубоководных желобов. Только крупных открытий в Тихом и Индийском океанах было 27. В Марианской впадине «Витязем» была измерена наибольшая глубина — 11 022 м. Многие открытые «Витязем» подводные ландшафты получили впоследствии и имена первооткрывателей, например, хребет Богорова у побережья Приморского края.

Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть картинку Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Картинка про Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957

Марианская впадина

«Витязь» исследовал Марианскую впадину в октябре 1957 г. во время своего 25-го рейса, руководителем которого был океанолог Алексей Добровольский.

Вот как вспоминал об этом событии один из его участников: «В лаборатории, где находятся эхолоты, не повернуться: всем хочется присутствовать при рождении открытия. Эхолот рисует крутой склон желоба. Линия глубины то исчезает, то появляется вновь. Все жадно смотрят на ленту: чем же закончится склон? Наконец ровная площадка — самая глубокая часть желоба. Звучит команда: «Стоп машина!» — и «Витязь» закачался на волнах; под его килем многокилометровая бездна. Начинается работа гидрологов: от показаний глубоководных термометров и определения содержания солей на разных глубинах зависит, какие поправки будут введены к данным эхолота. Медленно текут часы ожидания. Приборы поднимаются на борт. Остается ждать совсем немного: «самая-самая» ли это глубина… Наконец все готово, все расчеты завершены. Есть новая, открытая «Витязем» максимальная глубина Мирового океана — 11 022 м!»

По бытующим представлениям, в связи с тем, что на глубине 8 тыс. м давление столба воды достигает 800 атмосфер, жизнь на этих глубинах считалась невозможной. «Витязь» опроверг это заблуждение. Используя тралы особой конструкции, с борта «Витязя» в нескольких его экспедициях ученые осуществили много тралений в глубоководных желобах Тихого океана, позволивших обнаружить живые существа на самых больших глубинах.

Когда на одном из международных зоологических конгрессов, состоявшемся в Лондоне, делегация советских ученых представила витязевскую коллекцию самых глубоководных обитателей океана, то она вызвала сенсацию куда большую, чем открытие «живых ископаемых» — целакантовых рыб.

Впоследствии исследования ученых подтвердили аксиому «Витязя» о повсеместном наличии жизни в океане. В 1960 г. было проведено погружение батискафа «Триест». Через час ученые американского научно-исследовательского судна «Гломар Челленджер» забеспокоились, что уникальная аппаратура, изготовленная из балок сверхпрочной титаново-кобальтовой стали в лаборатории НАСА, имеющая шарообразную конструкцию, так называемый еж диаметром около 9 м, может остаться в бездне навечно. Было принято решение поднять ее немедленно. «Ежа» извлекали из глубин более восьми часов. Как только он появился на поверхности, его немедленно положили на специальный плот. Телекамеру и эхолот подняли на палубу «Гломар Челленджера». Выяснилось, что прочнейшие стальные балки конструкции были деформированы, а стальной 20-сантиметровый трос, на котором ее опускали, оказался наполовину перепиленным. Кто пытался оставить «ежа» на глубине и зачем — абсолютная загадка. Подробности этого случая были опубликованы в 1996 г. в газете The New York Times.

Нечто подобное случилось позднее и с немецким научно-исследовательским аппаратом «Хайфиш» с экипажем на борту. Оказавшись на глубине 7 км, аппарат неожиданно отказался всплывать. Выясняя причину неполадок, гидронавты включили инфракрасную камеру. То, что они увидели в последующие несколько секунд, показалось им коллективной галлюцинацией: огромный доисторический ящер, впившись зубами в батискаф, пытался разгрызть его, как орех. Опомнившись, экипаж привел в действие устройство, именуемое «электрической пушкой». Чудовище, пораженное мощным разрядом, скрылось в бездне…

Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть картинку Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Картинка про Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957

Он не вернулся

В экспедициях на «Витязе» работали ученые 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира. Судно участвовало в программе Международного геофизического года и других крупных международных проектах. Корабль принимали в 100 портах 49 стран мира. Гостями «Витязя» были президенты и премьер-министры, послы и деятели культуры, знаменитые ученые, такие как Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто.

7 марта 1977 г. Владивосток прощался со своим любимым кораблем — «Витязь» под звуки оркестра вышел из бухты Золотой Рог в очередной, 61-й рейс и на Дальний Восток уже не вернулся. К тому времени на его борту уже имелось 12 лабораторий аэрометеорологического, океанографического, биологического и геолого-геофизического профилей.

Еще два года судно бороздило Атлантику, но годы взяли свое, и в 1979 г. судно было выведено из состава флота. Тогда же родилась идея сохранить «Витязь», сделав его музеем. Сначала предполагалось поставить его в Москве, к открытию московской Олимпиады-80. Однако провод «Витязя» в Москву по каналам представлялся слишком сложным мероприятием, и этот план был отвергнут. Обсуждалась кандидатура Ленинграда, попросили вернуть «Витязь» и дальневосточники. Но решено было поставить его в Калининграде.

После ремонта в 1994 г. «Витязь» встал у причала Музея мирового океана в самом центре Калининграда, где и стоит до сих пор, являясь одним из символов города.

Источник

Научно-исследовательское судно «Витязь»
Музей мирового океана в Калининграде

Перед тем, как подняться на борт, можно ознакомиться с основной информацией, расположенной на стенде рядом с судном. Экскурсия начинается со спуска на нижнюю палубу. Там находится схема судна и расположение экспозиций на нем. После того, как у посетителей проверят билеты, сотрудники музея указывают маршрут, который в дальнейшем корректируется указателями в виде стрелок. На пути посетителей встречаются множество макетов, картин, инсталяций, монеты, марки, газеты, приборы, детали, различная морская атрибутика и многие другие вещи. В каждом зале экспонаты соответсвуют экспозиции: например на камбузе размещены кухонные принадлежности, в каюткомпании накрыты столы и стоит фортепиано, а хирургический кабинет оснащен медицинскими приборами и характерной мебелью.

Одновинтовой двухпалубный теплоход. Имеет прямой наклонный форштевень, резко разваленные носовые образования и крейсерскую корму.

Технико-эксплуатационные характеристики:

Личный состав:

В 1939 году был спущен на воду построенный на верфи «Шихау» в Бремерхафене (Германия) грузопассажирский теплоход «Марс». Он был предназначен для рейсов в Испанию и Португалию. Однако этому помешала Вторая мировая война. «Марс» стал военным транспортом. В январе-апреле 1945 года «Марс» вывез из Восточной Пруссии более 20 тыс. беженцев.

В декабре 1945 года по репарациям судно было передано Великобритании, где его перекрестили в Empire Forth («Империя, вперёд»), однако уже в мае 1946 года после пересмотра части репараций судно вошло в состав торгового флота СССР. Судно было приписано к балтийскому пароходству и совершало рейсы между портами Балтийского и Северного морей. Теперь оно называлось «Экватор».

«Витязь» был первым научно-исследовательским судном Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН. С 1949 года в течение 18 лет оно было флагманом экспедиционного флота СССР. Между 1949 и 1979 годами «Витязь» совершил под вымпелом Академии наук 65 рейсов в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, пройдя в общей сложности 800 тысяч морских миль и выполнив 7943 научных станции. Самый большой научный вклад судно сделало в области биологических исследований океанских глубин: в частности, было открыто 1176 новых видов животных и растений.

Исследования «Витязя» закрыли множество «белых пятен» на картах подводного рельефа Тихого и Индийского океанов. Были открыты и исследованы, в частности:

В 1979 году судно завершило свою последнюю научно-исследовательскую экспедицию, прибыв из Новороссийска в Калининград. На высшем уровне рассматривался вариант его установки в Москве к летним Олимпийским играм 1980 года, однако провод «Витязя» в Москву по каналам представлялся слишком сложным мероприятием, и этот план был отвергнут. В течение последующих 11 лет велись споры о судьбе заслуженного судна, в то время как сам «Витязь» постепенно гнил и разворовывался, стоя у причала судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде.

В 1992 году судно было передано новообразованному Музею мирового океана. Два года судно ремонтировалось на заводе, а 12 июля 1994 года встало на вечную стоянку у музейного причала в самом центре Калининграда.

В 2014 году «Витязь» отметил четырёхкратный юбилей: 75-летие спуска на воду, 65-летие выхода в первый научный рейс, 35-летие «выхода на пенсию» и 20-летие швартовки у музейного причала.

Помимо упомянутого подводного хребта «Витязя» в честь этого корабля названы также расположенные в Тихом океане гора Витязь и жёлоб Витязь, разлом Витязь в Индийском океане.

Источник

Экспедиция научного судна Витязь

24декабря исполняется 114 лет со дня рождения Богорова Вениамина Григорьевича, учёного член-корреспондент АН СССР профессор, океанолога с мировым именем. Много лет он работал на научном корабле «Витязь».
Он был крупнейший знаток биологии и географии Мирового океана.
Будучи студентом Московского университета он увлёкся исследованиями Океана.
Богоров очень быстро прошёл первые шаги в науке и скоро нашёл своё место в области исследований Океана, посвятив себя изучению зоопланктона.
Богоров был разносторонним учёным.
Ходил на «Витязе» руководителем рейса, он уже в 1958году пришёл к представлению о географических зонах в Тихом океане.
Это он организовал и реализовал идею плавучего морского научного института, корабля » Витязь».
Богоров широко привлекал студентов, аспирантов для участия в исследовательских работах на «Витязе». Он повседневно руководил многочисленными молодыми научными сотрудниками, создавая талантливых учёных в ряде отраслей естественных наук.
Роль Богорова велика тем, что Институт океанологии стал в первые ряды мировой океанологической науки. Он- наблюдатель, изобретатель, исследователь, руководитель,
организатор отечественной океанологии.
Учёный изучает широкие проблемы Мирового океана, использует прежде всего
научно- исследовательское судно «Витязь»- своё детище.
В последние годы В.Г. Богоров, вместе с сотрудниками Географического факультета
занялся картографированием биомассы Океана.
Он крупнейший океанолог и гидробиолог, Богоров всю жизнь вёл подробные дневники своих путешествий по земному шару. Дневники можно читать, как увлекательную повесть о событиях далёких дней.

3декабря. Утром в 6часов показалась маленькая полоска земли. Скоро подошли к острову Халл. Кокосовые пальмы, бананы, кустарники. Подошли прямо к берегу. Яркое солнце, берег окаймлён коралловым песком. На берегу зажгли приветственные
костры, много темнокожих людей, одетых в яркие материи.
Остров длиною 5,7мили,шириной 2,5мили. Живёт 615 человек. Приход на остров только на шлюпках, вблизи острова и в лагуне много рыбы, некоторые ядовитые.
Жители пользуются дождевой водой, которую хранят в цистернах.

11декабря В 5ч. 30м. вечера точно в назначенное время «Витязь» подошёл к порту Сувы. Стали ждать лоцмана. По трапу поднялся лоцман, оказавшийся капитаном порта.
Старый, сухой, в морской фуражке с гербом Фиджи. Весь в белом, короткие штаны, белые чулки, чёрные полуботинки.
Он поздравил капитана и поблагодарил за прибытие точно в назначенное время. На передней мачте был поднят английский флаг. Фиджи- колония Англии.
«Витязь» пришвартовали в 18 часов. Нам было объявлено, что формальности соблюдены и всем без паспортов разрешается сойти на берег. Пообедали у капитана с капитаном порта и Симсоном (представитель местной фирмы). Симсон предложил покататься по городу. Чужой незнакомый город манит своей неизвестностью.
Мы попросили Симсона высадить нас в центре города. Пошли пешком. Нас поразили
громадного роста полицейские, примерно более двух метров. Большинство жителей ходят босиком, даже из числа состоятельных.
Установили порядок дежурства на корабле и приёма посетителей. Каждый дежурит по 4 часа и приём посетителей с 13 до 20часов.

12декабря Утром пошли с Крепсом на базар. Первое впечатление от базара грандиозное. Много разных фруктов и овощей. Всё привозится с Новой Зеландии.
Утром прибыл пароход «Оронси». Многие его пассажиры побывали на «Витязе». Среди них жители Канады, США, Австралии, Мексики.
После этого поехали на небольшом катере смотреть коралловые рифы. Среди кораллов много порхает ярко синих и красновато жёлтых рыб. В 12ч.30м. мы вернулись.
За нами заехал Джонсон и мы с Крепсом поехали на ленч. Дом с видом на море.
Вначале вино, пиво, солёные орешки. Затем начался ленч. Овальный стол с различными блюдами. Каждый берёт тарелку и вилку, обходят стол, накладывая еду в своё блюдо.
Затем каждый усаживается, где хочет и с кем хочет. Вернулись к 15часам. К 18часам стали готовиться к приезду губернатора. Он прибыл с женой, дочерью и генеральным секретарём Заседательного Совета. Встречали у трапа капитан, я и Петелин. Прошли в каюту, выпили по бокалу шампанского, поговорили. Потом я их повёл по лабораториям и показал палубное оборудование. Им всё очень понравилось.
Затем был дан ужин по- русски. Все хвалили икру и крабы. Ужин удался!
В 20ч. пришли фиджийские студенты агроколледжа. Они пели, танцевали. Было весело.
16декабря. Сегодня в 5часов отправляемся дальше. Забыли получить подпись губернатора в книге почётных посетителей. Пришлось просить секретаря губернатора взять с собой книгу. Через час секретарь приехал и привёз книгу и коробку, в которой была бутылка рома для капитана.
Ровно в 17 часов отход от Сув Масса. Последние формальности, лоцман выводит «Витязь» и мы отправляемся в дальний путь.
Лоцман сходит. Спускается британский флаг.

10февраля 1958г. Идём вдали от Маршаловых островов.
Вечером пришёл доктор Гужавин и сказал, что у Козлянова приступ аппендицита и придётся делать операцию. Просил Крепса ассистировать ему.
Освободили курительный салон, вымыли все стены, стол.
Приступили к операции в 10часов вечера и закончили в 3часа 11февраля.

На море полный штиль. Появился тёмный альботрос. Ему трудно, нет ветра, часто машет крыльями.
Состояние Козлянова улучшилось.

15февраля. Солнечно, тепло, до 25. Сели с Крепсом продумывать статью о впадинах и их значения в качестве «мусорного ящика» для отходов атомного производства.
Настроение у всех идти домой.

С утра шторм 8-9 баллов. Идём всё время средним ходом 4узла в час.

Завтра иду на прём к секретарю Крайкома КПСС, встречался с Амелько (адмирал, нач. штаба). Был в гостях у капитана Сергеева. Какая чудесная семья, просто прелесть.

«Витязь»прошёл за 26рейс 17425миль,исследовал 14впадин,из них 13-глубже 7км.

16апреля 1971г. в Кишинёве, во время Всесоюзного гидробиологического съезда скончался член- корреспондент АН СССР профессор Вениамин Григорьевич Богоров.

Научное судно «Профессор Богоров» продолжает исследования, начатые «Витязем».

Источник

Научно-исследовательское судно Витязь III

Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть картинку Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Картинка про Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957 Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть картинку Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Картинка про Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957

Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть картинку Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Картинка про Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957 Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть картинку Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Картинка про Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957

Под флагом АН СССР судно совершило 65 научных рейсов, прошло около 800 000 миль, выполнило 7 942 научные станции.

С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине и открыт новый тип животных – погонофоры.

На «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии, в экспедициях работали ученые 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира.

одновинтовой двухпалубный теплоход. Имеет прямой наклонный форштевень, резко разваленные носовые образования и крейсерскую корму.

— экипаж – 66 человек;

— научный состав – 70 человек.

Схема научно-исследовательского судна Витязь

Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть картинку Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Картинка про Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957

1939-1945гг. Из бога войны в имперские подданные

Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть картинку Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Картинка про Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957Теплоход, получивший название «Марс» (впоследствии «Витязь») был построен в 1939 году на верфи Бремерхафена (Германия) по заказу судоходной компании «Нептун» в качестве грузопассажирского судна. Судно предназначалось для перевозки фруктов из южных стран в Германию.

Инженер Генрих Тамм, ходивший когда-то на «Марсе», писал:

«Это было необычайно красивое судно. Окрашенное в кремовый цвет, изящной формы, с прекрасными стройными линиями, оно больше походило на яхту. Для того времени оно было новинкой судостроения… «Марс» принадлежал к категории высокого класса. Грузовое судно предназначалось для 38 членов экипажа и 12 пассажиров. Прекрасные обитые деревом каюты были выдержаны в стиле подражания средневековым жилым комнатам. Не верилось, что находишься на борту судна…».

Во время Второй мировой войны «Марс» возил целлюлозу из Скандинавии, а затем стал военным госпиталем на 600 мест. В январе-апреле 1945 года «Марс» вывез более 20 000 беженцев из Кенигсберга и Пиллау, осажденных советскими войсками. Последний рейс судно совершило 13 апреля.

Закончилась война, и по репарации судно оказалось в Великобритании с новым названием «Вперед, Империя». Портом приписки был Ливерпуль, оно находилось там меньше года, после чего было передано СССР и стояло в Ленинграде.

1946-1949гг. Новые имена и Институт океанологии

31 января 1946 года был организован Институт океанологии АН СССР, и ему потребовалось научное океанское судно.

Переоборудование судна было проведено в 1947-1948 гг. на заводах Висмара (Германия), а также в Ленинграде, Риге, Одессе и Владивостоке. При перестройке судна была удлинена его средняя надстройка, в которой разместились лаборатории, служебные и жилые каюты. Грузовые твиндеки были переоборудованы в жилые каюты, комнату отдыха, санитарные и служебные помещения. Были установлены дизель-генераторы, дополнительные танки для топлива и воды. В результате судно было готово принять 136 членов экспедиций.

Уникальность судна была обеспечена научным оборудованием. Прежде всего, это глубоководная якорная лебедка, позволившая становиться на якорь на глубинах до 11 км. До сих пор судну принадлежит мировой рекорд по глубине постановки на якорь. Не менее уникальной была и глубоководная траловая лебедка, с которой можно вести траления на глубинах до 11 км. На судне имелось 14 лабораторий, научная библиотека, хранилища проб.

Научно-исследовательское судно «Витязь» у причала Музея Мирового океана в городе Калининград

1949-1979гг. Бурная научная жизнь

Заметные результаты были получены геологами, гидрологами, гидрохимиками, биофизиками. Но ни в одной области океанологии не было сделано так много и столь значительных открытий, как в биологии.

Благодаря экспедициям «Витязя» было описано 1176 новых видов животных и растений. В области ихтиологии были получены новые материалы по районам обитания промысловых рыб, описано много новых видов и составлена обширная коллекция. Хорошо знакомая сейчас сайра как промысловая рыба была впервые изучена на «Витязе».

Так на «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии. Основоположниками школы стали ученые, работавшие на легендарном «Персее». «Персейцами», пришедшими в институт, были биологи Л.А. Зенкевич и В.Г. Богоров, химик С.В. Бруевич, океанографы В.Б. Штокман и А.Д. Добровольский, геолог В.П. Зенкович.

В 1957 году «Витязь» вышел в свой первый заграничный рейс, и с тех пор 100 портов 49-ти стран мира встречали его как представителя нашей страны. «Витязь» был «послом дружбы и мира». На его борт поднимались Ж. Кусто и Т. Хейердал, губернаторы и премьер-министры, послы и космонавты. Часто на заходах устраивали дни открытых дверей, и люди часами ждали, чтобы подняться на судно. Ученые 14 стран работали на «Витязе». Последний рейс судно совершило в 1979 году вокруг Европы, и еще раз подтвердилась всемирная известность судна, когда при заходах в порты Франции, Испании, Португалии, Великобритании, Дании «Витязь» посещали ученые из этих стран, специально приезжавшие для личного знакомства со знаменитым кораблем науки.

Научно-исследовательское судно Витязь в море

Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть картинку Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Картинка про Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957

1979-1990гг. Увековечивание ветерана

Этот период можно назвать самым печальным в судьбе судна. Уже в середине 70-х годов, когда стало ясно, что океанская карьера подходит к концу, родилась идея сохранить «Витязь», сделав его музеем. Но где именно причалить ветерану? Предполагалось поставить его в Москве, в «порту пяти морей», к открытию московской Олимпиады, обсуждалась кандидатура Ленинграда, попросили вернуть «Витязь» и дальневосточники, потому что портом приписки судна долгие годы был именно Владивосток. Но затем предпочтение было отдано городу Калининград.

22 апреля 1979 года, завершив свой последний, 65-й рейс, «Витязь» вошел в воды Преголи. Торжественной передачи судна городу не произошло, а само судно на многие годы встало на якорь.

Писатель Л.В. Почивалов, много сделавший для сохранения «Витязя», писал в «Правде»:

Только в 1988 году «Витязь» был поставлен на завод «Янтарь», а в 1989 году Атлантическое отделение Института океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР заказало Калининградскому филиалу ЦПКТБ “Запрыба” разработку технической документации по переоборудованию «Витязя» в судно-музей.

Итогом долгого пути по спасению судна стало постановление Правительства РСФСР от 12 апреля 1990 года о создании в городе Калининграде Музея Мирового океана, директором которого стала Светлана Геннадьевна Сивкова, которая в течение нескольких лет возглавляла борьбу за сохранение и возрождение корабля-легенды.

Научно-исследовательское судно Витязь у причала

Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть картинку Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Картинка про Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957

В 1991 году Калининградским филиалом ЦПКТБ (ныне Калининградский проектно-конструкторский центр) была разработана рабочая документация по переоборудованию судна в соответствии с требованиями Правил Речного Регистра РСФСР. При проведении ремонтных работ на заводе «Янтарь» были частично заменены открытые участки палуб, полностью заменён деревянный настил главной палубы, установлены противопожарная и вентиляционная системы.

В 1992 году Российская Академия наук передала «Витязь» Музею Мирового океана Министерства культуры России, а в 1994-ом, после завершения ремонтных работ на заводе, «Витязь» ошвартовался у музейного причала в центре Калининграда.

Научно-исследовательское судно «Витязь» у причала Музея Мирового океана в г.Калининграде

Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Смотреть картинку Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Картинка про Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957. Фото Научно исследовательское судно витязь что открыл 1957

Сейчас научно-исследовательское судно «Витязь» все также находится у причала Музея Мирового океана в г.Калининграде и безусловно является одной из основных достопримечательностей города.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *