Науки об обществе и что они изучают таблица
Общество. Науки об обществе
Основные понятия, персоналии, образцы эссе
(Справочное пособие для выпускников школ и преподавателей)
Содержание
Общество. Науки об обществе 3
Развитие взглядов на общество 6
Исторический процесс 13
Экономическая система 57
Памятка работы с текстом 82
Предисловие
Быть выпускником школы и абитуриентом прекрасно! Это означает, что Вы молоды, энергичны, что у Вас все впереди. Быть студентом ещё лучше, так как тогда Вы станете на шаг ближе к своей мечте. Давайте путь от выпускника до студента пройдем вместе.
Книга, которую Вы держите в руках, является пособием – справочником для всех желающих успешно сдать выпускные и вступительные экзамены по обществознанию. Данное пособие имеет ряд достоинств. Во-первых, оно полностью соответствует проекту нового Государственного стандарта, одобренного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. За основу взята программа Л.Н. Боголюбова, которая сегодня является одной из базовых. Именно на неё опираются составители заданий ЕГЭ. Во-вторых, автору удалось доступно изложить основные понятия всего курса обществознания. Весь материал дан таким образом, что систематически представлена вся панорама знаний о человеке, обществе, сферах общественной жизни. Особый раздел посвящен биографиям известных обществоведов. Теперь в поисках нужного понятия Вам не придется покупать множество словарей. Все понятия, встречающиеся в заданиях, ЕГЭ находятся здесь. В-третьих, пособие поможет Вам подготовиться к написанию эссе. Это задание вызывает у выпускников и абитуриентов наибольшие затруднения. Алгоритм работы, образцы эссе станут хорошими помощниками при подготовке к выполнению данного задания.
Пособие также будет полезно учителям, которые руководят подготовкой учащихся к выпускным экзаменам.
Раздел 1
Общество. Науки об обществе
Обществознание – наука, которая изучает общество в самых разных аспектах его существования и включает в себя комплекс разнообразных дисциплин.
Социология – наука, изучающая общество как целостную систему, входящие в него элементы и процессы, которые протекают в обществе. Люди связаны между собой множеством отношений: они являются членами семей, рабочих коллективов, организаций. Поведение людей, входящих в указанные общности, подчиняется особым правилам. Люди нуждаются в них, поскольку без норм и правил жизнь превратилась бы в хаос и стала совершенно не предсказуемой. Социологи как раз и изучают то, каким образом формируются и поддерживаются нормы и правила, которые не позволяют обществу «рассыпаться», сохраняют его как более или менее целостную систему, способную существовать во времени и воспроизводиться, то есть передавать нормы и правила последующим поколениям без особых изменений.
Философия – наука о наиболее общих законах существования природы, человека, общества и сознания, это наука о мире и об отношении человека к миру.
Политология – наука о государстве, власти, властных отношениях. Властные отношения не исчерпывают всей сущности общества: общественные отношения гораздо сложнее, богаче и не всегда основаны на отношениях подчинения. Однако властные отношения являются стержнем государства.
Культурология – наука, изучающая совокупность ценностей, представлений, верований, общественных отношений и обычаев, которые традиционно называются культурой.
Этика– наука о нравственности, морали. В дословном переводе этика означает «искусство повседневного поведения». Центральной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество или же нормы нравственности изначально присущи человеку? Имеют ли понятия «добро» и «зло» объективную, не зависящую от человека основу?
Эстетика – наука о законах прекрасного. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Древнейшее назначение эстетики – научить человека наслаждаться своими чувствами. Точнее – наслаждаться миром, открываемым с помощью органов чувств, открывать для себя космос – красоту и гармонию мирового порядка.
Экономика –наука, которая изучает особые отношения, связанные с производством и обменом товарами. В основе экономических отношений лежит собственность, то есть право свободно по своему усмотрению распоряжаться благами, имеющими ценность если не для всех, то для подавляющего большинства людей. Эти блага могут обмениваться на другие блага, продаваться, покупаться, дариться, передаваться по наследству, и в этом состоит их отличие от любых других общественно значимых явлений.
Гуманитарные дисциплины – языкознание, искусствоведение, психология, философия, литературоведение, история. Гуманитарные науки близки общественным наукам, т.к. основным объектом их интереса является человек. Установить четкую границу между общественными и гуманитарными науками очень сложно.
Общество(в узком смысле) –1) группа людей, объединившихся для общения или совместного выполнения какой-либо деятельности;
2) конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (например: Смутное время, эпоха Возрождения).
Общество (в широком смысле) – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, состоящая из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Это некая социальная система, объединяющая всё население Земли
Общество (с философской точки зрения) – это динамически саморазвивающаяся система, состоящая из-под систем – сфер общественной жизни (экономическая политическая, духовная, социальная), имеющих свои элементы.
Система – целое, состоящее из частей
Подсистемы – это и есть сферы общественной жизни. Они находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Каждая из сфер может видоизменяться. С изменением подсистем, изменяется и сама система.
Экономическая сфера имеет такие элементы: фирмы, предприятия, рынки, деньги, обороты капиталов т.п. Основной вопрос экономической сферы – производство материальных благ для обеспечения нормального функционирования общества.
Политическая сфера имеет такие элементы: государство, партии, политические объединения. Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какой-либо группе или классу. Задача партий – выражать многообразие различных интересов различных, часто противоположных групп населения через установленные законом каналы.
Духовная сфераимеет такие элементы: мораль, наука, искусство, образование, религия. Главной задачей духовной сферы является производство духовных благ общества.
Социальная сфера имеет такие элементы: нации, сословия, классы. Социальная сфера включает в себя организации и учреждения, отвечающие за благосостояние народа.
Природа(в широком смысле) – это все сущее,весь мир в многообразии его форм ипроявлений (Вселенная, материя).
Природа (в узком смысле) – это биосфера, естественная среда обитания человеческого общества, включающая в себя атмосферу, гидросферу, литосферу.
Типология обществ:а) письменные и дописьменные;
б) простые и сложные (уже существует государство);
в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное и постиндустриальное . Концепцию постиндустриального (информационного) общества разрабатывали Д.Белл, О. Тоффлер, И.Маслоу.
г) по К. Марксу: первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое(социализм – первая стадия коммунизма)
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 1. Общество и науки, изучающие общество.
Вопросы, рассматриваемые на уроке:
История – наука о прошлом и настоящем человечества.
Философия – это наука о самых общих принципах развития бытия, общества и человека.
Социология — это наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях
Экономика – наука о способах рационального ведения хозяйства.
Психология – наука о внутреннем мире человека;
Религиоведение – наука о религиях;
Культурология изучает культуру как целостное явление достижений человечества.
Общество в узком смысле слова; общество в широком смысле слова; взаимовлияние культуры и общества; деятельность человека; деятельность животного.
Основная и дополнительная литература:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
Обществознание. Тетрадь-тренажёр. О.А.Котова, Т.Е. Лискова 10 класс, М., Просвещение, 2013 г. С. 7-17.
Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Л.Н. Боголюбова «Обществознание». Ч.1,10 класс. С. 5-13.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Слово «общество» всем известно из обихода нашей жизни. Оно привычно для нас и мы не задумываясь произносим его. При этом, это многогранное понятие и у него может быть множество определений: общество книголюбов, дворянское общество. В данном случае слово «общество» обозначает определенную группу людей, объединившихся для общения или совместной деятельности. Возможны другие понятия: первобытное общество, феодальное общество, английское общество. Здесь мы имеем в виду определенный этап исторического развития или отдельную страну. Обществом может быть человечество в целом. В широком смысле, наука определяет общество так: это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия.
В науке существуют разные взгляды по поводу влияния природной среды на развитие общества, но все ученые согласны в том, что она оказывает воздействие на общественный прогресс, от нее зависит темп развития народов. Так, в общественном прогрессе большую роль играет наличие на территории проживания народов полезных ископаемых, выхода к морям, обилие рек, плодородной почвы. Также некоторые ученые считают, что климатические условия определяют и характер людей. Например, Шарль Монтескье говорил: «Подобно тому, как различаются климаты по градусам широты, их можно было бы различать по степени чувствительности людей. Одну и ту же оперу в Англии слушают холодно, а в Италии – с восторгом». В свою очередь, и общество влияет на природу. Взаимодействие человека с природой не может быть только отрицательным или только положительным. Мы знаем много примеров как положительного, так и отрицательного влияния общества на окружающую среду.
Например, издаются законы по охране природы, создаются заповедники, строятся очистительные сооружения. Но одновременно человек нерационально использует ресурсы земли, бездумно загрязняется окружающая среда, многие животные занесены в «Красную книгу», многие безвозвратно исчезли.
Над природой естественной надстроена «вторая природа», сотворенная человеком – это культура. Слово культура происходит от латинского kultura- возделывание, воспитание, образование. В широком смысле слова культура означает всю преобразовательную деятельность всех поколений человечества и ее результаты. Мир культуры условно подразделяют на материальную и духовную составляющую деятельности человека. Народы отличаются друг от друга своей самобытной культурой. Своеобразие проявляется в традициях, обрядах, семейном укладе, религиозных взглядах и языковыми различиями. В то же время всем культурам присущи общие черты и формы. Их называют культурными универсалиями. Ими являются типовые аспекты жизни, которые присутствуют во всех известных обществах. Это общие черты и явления присущие культурам разных народов на всех этапах развития. Культура, в отличие от цивилизации, созданная человеком «вторая природа», мир, созданный человеком.
Цивилизация же включает в себя всю созданную человеком культуру, самого человека, является социокультурным образованием, это способ существования людей в среде своего обитания.
Жизнь общества сложна и многогранна, поэтому ее изучают многие науки, получившие название общественных. Каждая из них рассматривает определенную область общественной жизни.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
1.Вставьте пропущенное слово:
1) Общество в широком смысле;
2) Общество в узком смысле;
3) Природа и общество.
Правильный вариант/варианты: 1) Общество в широком смысле.
2.Выберите правильные суждения об обществе.
Таблица «Общественные науки». обществознание 10 класс
Таблица «Общественные науки».
Учение об общих принципах бытия и познания, о познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении человека к миру, природе и обществу.
Наука, изучающая отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.
Наука, изучающая политическую систему общества, выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления.
Система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества.
Наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права.
Единая социально-гуманитарная наука о духовной культуре народа. Культурология рассматривает общество как культурное явление.
Наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии
Наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности.
Теория морали, её сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей.
Учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры.
Наука о происхождении, составе, расселении. Этнических и национальных отношениях народов.
Наука, анализирующая отношение человечества и природы, влияние жизнедеятельности людей на окружающую среду, возможность сохранения естественного равновесия и обмена веществ в природе.
Наука о будущем человечества, освоении людьми земли и космоса, формирования нового мышления и отношений между народами.
дословно, «наука о человеке» – как правило, исследует архаические общества, в которых стремится найти ключ к пониманию более развитых культур.
Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин. В дисциплине «Обществоведение» присутствуют элементы всех вышеописанных научных дисциплин, помогающих понять основные социальные смыслы, процессы и институты.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-324926
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Социальные науки
Социальные науки (общественные науки) — это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в аспекте его общественной деятельности. Они отличаются от искусства тем, что подчеркнуто используют научный метод и научные стандарты в исследовании человечества, включая количественный и качественный научные методы.
Социальные науки, в изучении и межсубъективных, и объективных или структурных аспектов общества, иногда рассматриваются как гуманитарные науки. Это отличает их от «заведомо» естественных наук, которые сосредоточены исключительно на объективных аспектах природы. Кроме того, социологи участвуют в теоретических и практических исследованиях как о совокупном, так и об индивидуальном поведении человека.
Основные социальные науки
Социальные науки (Брокгауз и Ефрон)
Литература. Кроме историй отдельных С. наук, см. Baerenbach, «Die Social Wissenschaften» (1882); Bain, «Logic» (отдел об общественных науках; существует в русском переводе); Bougl é, «Les sciences sociale s en Allemagne» (есть русский перевод); Caporali, «Filosofia delle scienze sociali» («La nuova scienza», 1892); Fouill é e, «La science sociale contemporaine» (есть русский перевод), Gothein, «Gesellschaft und Gesellschaftswissenschaft» (в «Handw örterbuch der Staatswissenchaften»); Hauriou, «La science sociale traditionnelle» (1896); Krieken, «Ueber die Begriffe Gesellschaft, Gesellschaftsrecht u. Gesellschaftswissenschaft» (1882); Lewis, «A treatise on the methods of observation and reasoning in politics» (1852); Masaryk, «Versuch einer concreten Logik» (1887); Mayr, «Die Gesetzmä ssigkeit im Gesellschaftsleben» (1887; есть русский перевод); С. Menger, «Untersuchungen ü ber die Methode der Social Wissenschaften und der politischen Oekonomie insbesondere» (есть русский перевод); J. S. Mill, «System of logic» (отдел о логике общественных наук; есть русский перевод); M. van der Rest, «Enseignement des sciences, sociales» (1889); Simmel, «Zur Methodik der Social wissenschaft» (Schmoller’s «Jahrbuch»); Wundt, «Logik» (Methodenlehre); H. Кареев, «Введение в изучение социологии» (1897); M. Ковалевский, «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения права» (1880); В. Левитский, «Задачи и методы науки о народном хозяйстве» (1890); С. Муромцев, «Определение и основное разделение права» (1879); Новгородцев, «Историческая школа юристов» (1896); В. Сергеевич, «Задача и метода государственных наук» (1871).
какие науки изучают общество?
Философия. Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и матери-альных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопреде-ляющим ее строй.
История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.
Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.
Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.
Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.
Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества.
Экономика. Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институ-ты, структуры и отношения. Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в исследовании общества, сводя социальные исследования к выяснению их экономической подоплеки.
Обществоведение. Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин. В дисциплине «Обществоведение» присутствуют элементы всех вышеописанных научных дисциплин, помогающих понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты.