Науки помощницы истории и написать изучением чего они занимаются
Внеклассное мероприятие по истории «Незаменимые помощницы истории»
Основные понятия (термины): история, палеография, эпиграфика, археология, хронология, ономастика, вексиллография, геральдика, нумизматика, бонистика.
1. Организационный момент.
3. Блиц-опрос. Кроссворд.
4. Подведение итогов. Награждение победителей.
Ребята, сегодня мы с вами будем вспоминать, что такое история, почему мы ее изучаем. А еще мы познакомимся с основными помощниками истории. В течение нашей беседы вам будут предложены несколько заданий, за выполнение которых внимательно будет наблюдать жюри и оценивать ваше участие.
Таким образом, история – это наука, изучающая прошлое человечества.
Для чего нужно знать историю?
Человек не может не задаваться вопросами: кто я? Откуда я? Не зная истории человечества, невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслей разных народов, проникнуть в суть событий.
Мы изучаем историю для того, чтобы узнать прошлое, понять настоящее и заглянуть в будущее!
История – это целый комплекс общественных наук, которые изучают прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История исследует факты, события и процессы на базе исторических источников.
История – наука сложная, объемная, но даже ей необходимы помощники, и их у нее немало!
Помочь истории всегда готовы
Для поиска открытий новых.
Как вы думаете, о каких помощницах истории идет речь?
Совершенно верно, о специальных отраслях исторического знания, которые называются вспомогательными историческими дисциплинами. (Слайд 3) Их существует множество. О некоторых из них мы сегодня и поговорим.
Итак, о жизни людей в давно прошедшие времена рассказывают нам источники. Что такое источники? (Это остатки прошлого, связанные с деятельностью человека и отражающие его историю). Самые многочисленные и важные источники – письменные. (Слайд 4) Это – издававшиеся в разное время сборники законов, разнообразные княжеские грамоты, договоры, документы о сделках (акты).
А что необходимо уметь историку, чтобы изучить письменный источник? (уметь читать документ, для этого необходимо знать древнее письмо, а еще он должен внимательно изучить и материал, на котором написан текст).
(Слайд 5) Всем этим занимается палеография – историко-филологическая дисциплина, которая изучает памятники древней письменности, устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия их письма, авторство, а также изучает историю письма.
Но ведь информацию наши предки оставляли не только в виде документов на бумаге или бересте, но и в виде надписей на различных материалах. Древние и средневековые надписи на камне, металлических, деревянных, костяных, стеклянных и керамических изделиях изучает Эпиграфика. (Слайд 6)
Белая пашня,
Черное семя;
Кто умеет,
Тот его сеет,
Кто знает,
Тот отгадает.
(Бумага и буквы)
Знаете ли вы, что люди писали друг другу еще задолго до изобретения алфавита? Каким образом? (Символами или знаками). Попробуйте нарисовать символ, знак, запрещающий шуметь.
Мы с вами знаем, что древняя книга была совсем не похожа на современную. Назовите название древнего государства, к которому относится эта книга?
(картинки на слайдах). (Слайды 11-13)
Какая война началась через несколько дней? (Великая Отечественная война).
История — это движение общества во времени. Изучать историю, не изучая ее во времени, нельзя. (Слайд 15) Этим занимается вспомогательная историческая дисциплина хронология — наука о системах исчисления времени. В начале третьего тысячелетия непросто представить, что наши предки совсем иначе определяли, какой у них идет год.
О каком явлении идет речь? (Конечно, вы поняли, что здесь рассказано о солнечном затмении.) Ученые-астрономы подтверждают: действительно, это редкое явление имело место в тот год и в тот день.
Но что это за “лето 6621”? Согласно летописи, речь идет о временах Великого князя Киевского Владимира Мономаха, т.е. о начале XII в.
Что необходимо знать, чтобы понять, чему соответствует названный в летописи год? (Нужно знать, что хронология той поры имела свои особенности. До 1700 г. отсчет лет осуществлялся от сотворения мира. В 1700 г. царь Петр I произвел реформу календаря).
1. Сколько лет новогодней елке в нашей стране? (311 лет)
2. Христианские вероучители утверждали, что акт сотворения мира Богом состоялся за 5508 лет до Рождества Христова. Новая эра начиналась с Рождества.
Посчитайте год своего рождения от сотворения мира.
В каком году произошло это событие: (1240г.)
“В лето 6748. правитель Швеции Биргер, услышав о храбрости великого князя Александра Ярославича, задумал победить его или в плен взять и Великий Новгород захватить и всю область новгородскую. ”
А кто знает перевод или значение, а может историю происхождения своего имени?
Например, имя Михаил происходит от древнееврейского имени Микаэль — равный, подобный Богу Яхве.
Исследованием имен собственных занимается следующая вспомогательная историческая дисциплина – ономастика – это наука, изучающая собственные имена, историю их возникновения и преобразования. В соответствии с обозначаемыми объектами ономастика делиться на следующие разделы: (Слайд 21)
Антропонимика – изучает имена людей;
Топонимика – изучает собственные имена географических объектов;
Этнонимика – изучает названия племен, народов и других этнических общностей;
Зоонимика – собственные имена животных и их клички;
Астронимика – названия отдельных небесных тел;
Космонимика – наименования зон космического пространства – созвездий, галактик;
Теонимика – имена богов;
Парфюмонимика – названия парфюма
Ранее имена новорожденным давали строго по святкам при крещении. После 1917 г. эта традиция была утрачена В качестве личных имён стали использоваться разнообразные нарицательные слова: названия растений, минералы, химические элементы, топонимы, технические и математические термины, профессии, и другие слова, окрашенные революционной идеологией (Идея, Декабрист, Товарищ, Воля, Заря, Атеист, Свобода). Образовывались и производные формы (Ноябрина, Тракторина и т.д.). Очень много личных имён-неологизмов образовывался от революционных лозунгов, названий некоторых органов новой власти, а также от имён и фамилий революционных лидеров и коммунистических деятелей (Владлен, Дамир, Ким, Рой, Элина).
Попробуйте догадаться о происхождении следующих имен собственных!
Марлен — Маркс, Ленин
Юнпион — (юный пионер)
Сонар — (советский народ)
Вилемна — сокращение от Владимир Ильич Ленин.
Мэлор — Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская революция.
Большинство имён советского происхождения — в особенности новообразованные — использовались редко и не прижились, оставшись скорее историко-лингвистическим курьёзом.
Следующая вспомогательная историческая дисциплина вексиллография – занимается изучением флагов и знамен.
Правила составления гербов.
Творческое задание: придумайте и нарисуйте герб нашей гимназии и придумайте для него девиз! Для этого используйте правила составления гербов (раздаточный материал).
Представление команд гербов гимназии жюри.
Кто знает, как переводится с латинского слово “numizma”? (Само слово “numizma” с латинского переводится “монета”). А на греческом монета звучит как номисма.
Многим из вас, вероятно, знакома нумизматика, занимающаяся изучением монет. Ее данные позволяют, например, проследить торговые связи между странами и народами, иногда весьма удаленными друг от друга. Нумизматика – это наука о монетах, именно о монетах, а не о деньгах. Монеты – это только разновидность денег.
Первые монеты возникли в Лидии и Древней Греции на рубеже VIII-VII вв.
У монет различают лицевую (аверс) и оборотную (реверс) стороны.
(Слайд 31) Посмотрите на монету: где аверс, а где реверс?
Обычно на лицевой стороной считают сторону, где изображены важнейшие данные, вызванные возвеличить гос. власть или официальную религию. На оборотной стороне располагаются надписи, связанные с авторством монеты, даты чеканки и ее номинальной стоимостью. Все надписи на монетах называются монетными легендами.
Изначально нумизматика была связана с коллекционированием монет. Как наука нумизматика возникла во II половине XVIII века.
Наряду с нумизматикой существует еще одна вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает деньги – бонистика, но она изучает бумажные денежные знаки и боны как исторические дисциплины.
Бона – это знак неофициального обращения, выпускаемый каким-либо учреждением или предприятием в период дефицита государственных денежных знаков.
Кто знает, где появились первые бумажные деньги? (Китай в 1024 году)
А в России в каком году появились бумажные деньги? (в 1769 году.)
Раз уж мы заговорили о деньгах, то несколько вопросов о них.
Назовите национальную валюту следующих стран:
Монеты – свидетели прошлого. Отличительные особенности любой страны отразились в её монетах. И сейчас мы предлагаем вам рассмотреть монеты отдельных стран мира в разное время. Перед вами монета. Расскажите о ее легенде. (Слайд 33)
IV Подведение итогов. Объявление победителей по номинациям.
Труд историка, по крупицам восстанавливающего картину былого, сложен и необычайно увлекателен. Знаменитый французский историк Марк Блок сравнивал своих коллег со следопытами, а источники – со следами.
История. 5 класс
Конспект урока
Урок 1. История и её помощницы
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
История – это наука о жизни человека в прошлом.
Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторических наук.
Археология – это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.
Вспомогательные исторические дисциплины – это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования.
Исторический источник – сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект (запись, предмет, здание, сказание и т. д.), несущий в себе сведения (информацию) о жизни в прошлом.
Этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Само слово «история» – греческое. Им обозначали рассказы очевидцев о событиях. В этом значении оно до сих пор живёт в обиходной речи, мы говорим «со мной случилась такая вот история» или «я попал в неприятную историю». «Первым историком» называют Геродота (V в. до н. э.). Он видел смысл истории в том, «…чтобы… великие и дивные дела, эллинами и варварами совершенные, не остались бесславными». Другими словами, древние историки занимались сбором рассказов, а сама история – хранением памяти о событиях.
В наше время история – наука, изучающая прошлое. Главная задача исторической науки – попытаться воссоздать и понять ход событий. Однако реконструкции поддается только часть прошлого, отразившаяся в сохранившихся источниках. Поэтому все формы исторического знания содержат лишь большую или меньшую часть истины.
Сведения о прошлом историки получают из исторических источников. Именно они помогают нам отделить факты от выдумки.
Когда историк работает с источником, он сначала выясняет его происхождение: при каких обстоятельствах он возник. Затем устанавливает автора, выясняет: оригинал это или чей-то пересказ? Как он попал в руки историков? После этого учёный анализирует исторический источник, извлекая из него прямую информацию и косвенную. Прямая информация – это те сведения, которые автор вложил специально, целенаправленно. В то же время вольно или невольно автор наряду с этой прямой информацией передаёт косвенную. Косвенная информация – это то, что он передал из прошлого как бы “случайно”, попутно с прямой информацией.
Например, житель древнего Новгорода написал своему брату записку на бересте, и в ней попросил его одолжить 3 гривны. Прямая информация – сам факт просьбы, а косвенная – то, что новгородцы писали на бересте, выцарапывали буквы (а не писали попросил его одолжить 3 гривны.
Работа историка очень сложная. И на помощь приходят смежные, или вспомогательные дисциплины. Это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования. Например, вспомогательной дисциплиной является геральдика – наука о гербах, генеалогия изучает родственные связи, метрология – наука о единицах площади, длины, объёма. Кроме вспомогательных дисциплин существуют тесно связанные с историей отдельные науки. Это в первую очередь археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам, и этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.
Как же работает ученый-историк? Сначала он определяет актуальный вопрос. Это может быть любое неизученное событие или явление, любое незнание или непонимание. После этого надо сформулировать цель своего исследования и выдвинуть рабочую гипотезу (научное предположение). После того, как стало ясно, что и зачем предстоит сделать, историк принимается за изучение работ предыдущих исследователей. Совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе называются историографией.
Учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории и культуры, называется музеем. В современном мире насчитывается около 100 тысяч музеев, но это цифра примерная, так как сосчитать все музеи мира просто невозможно – их бесчисленное множество.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».
Генеалогия – наука о гербах.
Хронология – наука об измерении времени.
Ономастика рассматривает денежные купюры как исторический источник.
Нумизматика –- наука, извлекающая информацию из монет.
Описание презентации по отдельным слайдам:
История Древнего мира.
История – наука, изучающая прошлое человечества.
Археология – изучает прошлое человека на основании материалов раскопок. Этнография – наука, изучающая жизнь отдельных народов. Хронология – наука об измерении времени, изучает системы летоисчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников Генеалогия- наука о происхождении родственных связей отдельных людей и целых семейств. (изучение и составление родословных)
Исторические источники Вещественные вещи древних людей, их останки (кости), а также все, на чем сохранились следы их деятельности. устные или письменные исторические документы или историческая письменность
Какой это источник вещественный или письменный?
Вопросы: Что изучает, исследует история? Как ученые узнают о жизни древних людей? Что такое исторический источник и какими они бывают?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-109539
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Смежные с историей науки»
История Древнего мира 5 класс
Тема: Науки – помощницы истории.
Цель: ознакомление с вспомогательными историческими дисциплинами.
1.Познакомить с вспомогательными историческими дисциплинами.
2.Уяснить специфику каждой науки.
3.Выполнять задания по разным вспомогательным дисциплинам.
4.Развивать интерес к истории.
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: урок-игра
Оборудование: учебник «История Средних веков»
Просмотр содержимого документа
«»Смежные с историей науки» »
История Древнего мира 5 класс
Цель: ознакомление с вспомогательными историческими дисциплинами.
1.Познакомить с вспомогательными историческими дисциплинами.
2.Уяснить специфику каждой науки.
3.Выполнять задания по разным вспомогательным дисциплинам.
4.Развивать интерес к истории.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник «История Средних веков»
I. Организационный момент
Стук в дверь, передают конверт с письмом для 5класса.
— Ребята, вам пришло письмо от Музы истории Клио, она прислала на урок своих помощниц, с которыми мы должны познакомиться в течение урока. Поэтому назовем тему нашего урока НАУКИ – ПОМОЩНИЦЫ ИСТОРИИ.
Сегодня на уроке мы должны узнать какие же науки являются помощницами истории и изучением чего они занимаются.
II.Объяснение нового материала учителем:
— Хронология приготовила для вас задание.(слайд)
— Следующая наука – Генеалогия (греч. – род) вспомогательная историческая наука, изучающая возникновение и развитие родственных связей отдельных людей и целых семейств. (изучение и составление родословных)
В России уже в древнейших летописях содержится перечисление великих и удельных князей, генеалогические сведения посадников и др.должностных лиц.
В 1682 году была утверждена «Родословных дел палата», которая составила «Бархатную книгу», включающую в себя наиболее знатные фамилии.
Генеалогия занимается составлением родословий, которые бывают двух видов: восходящее (от потомка к предкам) и нисходящее (от предка к потомкам).
Родословие обычно изображают в виде генеалогического дерева – ствола с ветвями, к которым прикреплены таблички, в которые записываются имена. Женские имена вписывались в прямоугольники, мужские – в овалы.
В Западной Европе при составлении генеалогического древа часто использовались различные цвета. Все мужчины, у которых были дети, записывались в овалы желтого цвета, бездетных – в красные. Замужних женщин в прямоугольники – лилового цвета, а незамужних – в синие. Увеличить размеры родословия помогали названия дальних родственников – тетки, дядьки, кузены ……
— Генеалогия тоже подготовила для вас задание (слайд)
— Как назывался первый русский алфавит? (Кириллица – Кирилл и Мефодий)
— Буквы кириллицы писались очень аккуратно, их высота и ширина были почти одинаковы.
— Кто был образованным на Руси? Почему?
— На чем писали на Руси?
С древности пошла поговорка «Прочесть книгу от доски до доски»
Обложка книги делалась из досочек, так как пергамент имел свойство сворачиваться в трубочку. Во избежание этого книгу застегивали. Книги были очень дорогими. Книга была самым ценным подарком, который делали на именины и на свадьбу. Человек, у которого в доме была книга считался богатым.
— А у вас дома много книг?
В 17 веке Иван Федоров изобрел печатный станок. Начался выпуск печатных книг. Для упрощения и скорописи в 18 веке Петр 1 ввел более простой гражданский шрифт.
— Наука Палеография желает проверить знаете ли вы на чем писали люди в древности и предлагает вам кроссворд, разгадав его в выделенных клеточках получится материал на котором писали в Др.Руси.
— Палеография приготовила для вас кроссворд.(слайд)
Что было трудным в кроссворде? ОТВЕТЫ:(БУМАГА, ШЕЛК, ПАПИРУС, КАМЕНЬ, ТРЕСКИ, ПЕРГАМЕНТ, ГЛИНА)
— Наука Метрология приготовила вам тоже задание. Попробуте выполнить его.
САЖЕНЬ (142 – 152 см)
КОСАЯ САЖЕНЬ (216 см)
КАДЬ = 14 пудов = 224 кг
БЕРКОВЕЦ = 10 пудов = 160 кг
ЗОЛОТНИК = 4, 266 гр
ГРИВНА = 204 гр. серебра
— Чем были не удобны такие меры веса, длины, объема?
В 1869 году создана международная метрическая система – литр, метр, грамм.
Изучает происхождение географических названий, имена людей, богов, название народов, небесных тел и т.д.
И у Ономастики есть для вас задание. Найдите значение слов, которые использовались в Др.Руси.
В древнейшее время существовала меновая торговля. Позднее за денежную единицу стали принимать голову рогатого скота, постепенно перешли к использованию меди в кусках, по весу. Настоящая монета появилась в 5 веке до н.э. (медные – серебряные – золотые).
На Руси ходовой монетой была гривна – название пошло от шейного украшения в виде обруча, которое носилось на шее (загривке) – знак знатности.
В 12 – 14 веках в условиях раздробленности и монголо-татарского ига на Руси наступил «безмонетный период» (беличьи шкурки). В середине 17 века появилась русская монета – рубль (надпись «рубль» и дата). При Алексее Михайловиче на монетах появилось изображение с двух сторон (двуглавый орел и царь на коне). А при Екатерине 2 – бумажные деньги.
Геральдика (лат. – глашатый) вспомогательная историческая наука, изучающая гербы.
— Когда и как возникли гербы?
Точную дату появления герба назвать трудно. Обычно их связывают с появлением рыцарских турниров, он являлся частью снаряжения рыцаря. Закованный в латы рыцарь не мог быть узнанным даже товарищами, которые выглядели точно также. Герб стал отличительным знаком.
Позднее гербы стали принадлежать не только отдельным людям, целым государствам, городам, роду или цеху ремесленников.
В гербах встречается определенный набор цветов
ЗОЛОТО – знатность, богатство, сила
СЕРЕБРО – чистота, невинность, благородство
КРАСНЫЙ – храбрость, мужество, любовь, кровь пролитая в боях
ЛАЗУРЬ(голубой, синий) – великодушие, величие, честность, верность
ЗЕЛЕНЫЙ – надежда, изобилие, свобода
ПУРПУР – благочестие, щедрость, умеренность
ЧЕРНЫЙ – осторожность, мудрость, печаль, траур
Существует и особый часто используемый набор животных, птиц.
При гербе иногда был девиз – краткое изречение о владельце.
Для примера разбираем герб г.Липецка
III. Закрепление нового материала.
— Каких наук- помощниц истории вы узнали сегодня на уроке.
— Какая из них главнее и нужнее богине истории?
— Богиня истории Клио написала вам письмо. Я предлагаю вам написать ответ.
Ответьте понравилась ли вам знакомство с помощницами истории и чем?