Навязывают страховку по кредиту что делать
Как отказаться от навязанной страховки по кредиту
Банки, раздавая кредиты, правдами и неправдами добывают подписи клиентов заодно и к договорам страхования. Интернет свидетельствует, что в кредитных документах порой находят даже страховки от укусов клещей.
Эта деятельность приносит банку двойную выгоду: за нового клиента банк получает от страховщика агентские, а если клиент не сможет платить — и возмещение по страховому случаю. Оплачивают столь выгодное сотрудничество граждане, нуждающиеся в кредите, — хотя хотели бы получить деньги, а не расстаться с ними.
Горькая правда
Получить кредит без ненужной страховки, хотя бы одной (обычно это страхование жизни и здоровья), — невозможно. Да, все законы на вашей стороне и нет никакой обязанности брать кредит вместе со страховкой.
Но когда вы все это процитируете банковским работникам, с вами охотно согласятся — после чего откажут в выдаче кредита. У менеджеров есть свои резоны (например, план по продаже страховок), а излагать причины отказа банк не обязан. То, что вас заставили, вы доказать не сможете, поскольку все документы тщательно оформлены как добровольное страхование — поставив свою подпись, вы это подтверждаете.
Так что, если вам нужны деньги, страховку придется взять.
Реальный шанс
…А после можно грамотно от нее отказаться.
С лета 2016 года Банк России установил требования к условиям добровольного страхования (а то, которое навязывают банки, как раз добровольное). Теперь в любом договоре страхования должно быть указано, что гражданин может отказаться от страховки в течение 5 календарных дней с даты подписания договора (п. 1 Указания Банка России № 3854-У).
Эти 5 дней неофициально называют «периодом охлаждения». Страховая обязана вернуть вам почти все деньги, что вы заплатили по договору (эти деньги еще называют страховой премией). С вас вычтут небольшую сумму — плату за те несколько дней, что вы успели «попользоваться» страховкой.
Если последний день возврата пришелся на выходной/праздники, срок продлевается на еще 1 день — ближайший рабочий
(ст. 193 ГК РФ)
Каким образом возвращаются деньги?
Деньги должны прийти в течение 10 дней после получения вашего заявления (п. 8 УБК № 3854-У) на указанные вами реквизиты.
Как оформить отказ
Итак, вы заключили 2 договора (кредитный и страховой), кредит вас устраивает, а вот договор страхования вы хотите расторгнуть, деньги вернуть.
Для расторжения договора страхования нужно обратиться в офис страховщика (а не в банк).
В шапке: ФИО главы отделения, название страховой, ваши ФИО и паспортные данные, ваши адрес и телефон.
По центру страницы: «заявление об отказе от договора страхования».
В тексте: сообщите, что отказываетесь от договора страхования (номер, дата заключения) и требуете возвратить вам страховую премию на основаниях, изложенных в Указании Банка России № 3854-У. Отметьте, копии каких документов приложили к заявлению. Уточните, каким способом хотите вернуть деньги (наличными, на свой счет или счет банка).
Помните: времени у вас очень мало, всего 5 дней. Поэтому не соглашайтесь прийти завтра, когда «начальник будет на месте», но и не ждите в страховой приема слишком долго, особенно в последний день. Если официально вручить заявление не удалось, можно отправить страховщику письмо — а на это тоже нужно время.
Куда обратиться, если страховая не возвращает деньги
1. Контролирующие органы
С ними можно связаться тремя способами: прийти лично, написать письмо или оставить жалобу через электронную приемную (придется поискать, они скрываются под разными названиями — «прием обращений граждан», «написать нам» и т. д.). Ответ вам должны дать в течение 30 календарных дней после получения (ст. 12 59-ФЗ).
Если выбрали электронную приемную, сначала напишите и сохраните документ на своем ПК. Связь может оборваться, сайт зависнуть, и вы потеряете с трудом составленное обращение.
2. Суд
Вернемся к правде жизни: если страховая уперлась и решила не возвращать вам деньги, не факт, что контролирующие органы смогут помочь.
Поэтому самой эффективной инстанцией был и остается суд.
Банк навязывает страховку — что делать?
Практически каждый заемщик, обратившийся за кредитом в банк, сталкивается с навязыванием страховых услуг. Некоторые сотрудники банков и вовсе втихую включают в договора страховки или сообщают о том, что без них оформление кредита не ведется. Как с этим бороться?
Крайне мало граждан вообще понимают, что это за услуга, зачем она нужна, и как она работает. Многие и вовсе настолько привыкли к тому, что банки навязывают страховку, что думают о ней, как о неотъемлемой части кредита. Но это не так. Вы можете отказаться от услуги, которая вам не нужна. Как это сделать — рассказывает специалист Бробанк.ру.
ОТ АВТОРА. Лично я сама многократно связывалась с навязыванием банками страховых услуг и успешно оформляла кредиты без всяких дополнительных услуг. Была я и по ту сторону баррикад и знаю, почему менеджерам так важно продать страхование.
Почему банки навязывают страховки
Для любого банка это отличный и просто неиссякаемый канал получения дополнительного дохода. В этой сфере крутятся сотни миллионов рублей, которые банкиры получают от страховщиков в качестве платы за продажу полисов.
Прибыль просто колоссальная. Из тысячи оформленных кредитных договоров со страховкой “выстрелят” максимум 5. Эти 5 заемщиков или их наследники получат компенсацию при наступлении страхового случая, а остальные 995 заплатят в никуда.
По сути, страховку навязывает не сам банк, а его представитель, то есть менеджер, который принимает заявку на получение кредита. И происходит это не просто так. Банки изначально ставят сотрудников в такое положение, что они вынуждены буквально заставлять заемщиков подписывать договора страхования.
Лично в моем случае было так:
Вот и приходится менеджерам, которые держатся за работу и хотят зарабатывать, как-то выходить из ситуации и выдавать максимум кредитов со страховками. Причем руководство говорит о том, что обманывать клиентов нельзя, но при этом создает такие условия, что менеджеры вынуждены это делать. Ну а потом сотрудник если что будет крайним.
Имеет ли банк право навязывать страховку
Теоретически, конечно, такого права у него нет. Центральный Банк четко говорит о том, что добровольные страховые полиса должны покупаться заемщиками по их воле без воздействия. Но это только теория. На практике это практически не работает. Причина — факт навязывания практически невозможно доказать в случае разбирательство.
Получается, что заемщик подписывает заявление на страхование по своей воле. Его подпись означает, что он ознакомлен со всеми пунктами договора и согласен с ними. Какие потом могут быть претензии: вот же ваша подпись!
Стандартные уловки, которые применяют менеджеры:
Обязательно только страхование залога при оформлении залоговых кредитов. Страхование жизни, здоровья, от потери работы — это все добровольные платные услуги.
Как вести себя в банке
Для начала все же подумайте, а может эта услуга вам все же нужна. Обычно кредит сопровождает страхование жизни и здоровья заемщика. То есть если заемщик умирает в течение срока жизни ссуды, его наследники не будут ничего должны банку. Или если у заемщика серьезно ухудшается здоровье, он также освобождается от выплат.
Но при этом нужно внимательно читать договор страхования, который вы подписываете. Внимательно изучите перечень страховых случаев. Некоторые могут быть не включены в список. Например, страховка не выплачивается в случае самоубийства, смерти/болезни из-за зависимости, или если на момент заключения договора у клиента были какие-то серьезные диагнозы и пр.
Если вы поняли, что в полисе нет нужды, сразу подготовьтесь к тому, что банк станет навязывать страховку. Некоторые делают это особо настойчиво, например, Восточный Банк, УБРиР, Совкомбанк. Даже Сбербанк очень навязчив в этом отношении.
Что делать, если менеджер начал навязывать страховку по кредиту:
При подписании кредитного договора в любом случае изучайте документы. Смотрите на то, какая сумма уходит в кредит.
Как я отказывалась от услуг страхования
Для примера приведу ситуации, с которыми сталкивалась лично я, как активный пользователь кредитных услуг. Вообще, на деле далеко не всегда появляется именно откровенное навязывание. Если заемщик ведет себя уверенно, дает категорический отказ, менеджер примет его желание как неизбежное.
Ренессанс
Оформляла через офис банка простой кредит наличными. Менеджер начала настойчиво навязывать страховку и просто не приступал к отправке заявки на рассмотрение.
В итоге мне пришлось звонить на горячую линию банка и жаловаться на эту навязчивость. Там оператор тоже начала рассказывать о преимуществах страховки, но все же дала понять, что сотрудник действует неправомерно.
Под конец разговора я подошла к менеджеру, он слышал концовку диалога. Ему пришлось принять поражение и принять мою заявку без страховки. Кредит Ренессанса был успешно одобрен и выдан.
Траст
Сейчас этот банк уже не выдает кредиты физлицам, но раньше кредитовал активно. Здесь я столкнулась с очень серьезным навязыванием услуги. Кредит я брала срочный, и менеджер давил на это: не принимал заявку без страховки. Причем речь шла не о страховании жизни, а недвижимости…
В итоге я пошла на хитрый ход. Я сказала, что ладно, куплю страховку. Менеджер с радостью отправил заявку на рассмотрение, она тут же была одобрена, я подписала договор и получила деньги. А вот подписывать договор на страхование и уплачивать страховую премию (предполагалось, что оплачу за счет средств выданного кредита) я просто отказалась.
Но этот вариант актуален только в том случае, если полис оплачивается именно отдельно, а не включается в тело кредита.
Альфа Банк
С этим банком у меня вышел неудачный отказ от навязанной банком страховки. Все дело в том, что я оформляла товарный POS-кредит в магазине бытовой техники. Я сразу сказала менеджеру, чтобы она не включала мне в кредит страховку. Говорила категорично, чтобы не пошло навязывание.
В итоге менеджер сказала, что банк мне отказал. Только вот у меня возникли подозрения… Как-то быстро она заполнила анкету, задала не полный перечень вопросов. Да и клиент я положительный, постоянно брала в Альфе кредиты.
Так как я сама тогда была представителем Альфа-Банка, только по другому продукту, я по своим каналам посмотрела ситуацию по мне и просто не увидела в базе свою заявку. Менеджер, видимо, чтобы не портить себе статистику по страховкам, просто не отправила мой запрос на рассмотрение. Бывает и так…
Сбербанк
Мой брат брал наличный кредит на покупку машины. Заявку подавал сам, а подписывать договор пошел со мной. Он — как раз один из армии заемщиков, которые ничего не читают и не особо понимают в финансовых документах.
Я просила прочитать договор перед подписанием. И на мое удивление вместо выдаваемых в кредит 200 000 рублей в договоре красовалась сумма около 230 000. Это моему брату навязали страхование кредита. А он даже и не понял — стандартный случай.
Указала на это брату, тот стал заявлять, что финансовая защита (так это называется в Сбере) ему не нужна. Пришла даже руководитель отдела со своими уговорами. Но кредит был уже одобрен, поэтому сотрудникам Сбербанка пришлось просто убрать страховку и выдать “голый” кредит.
Если банк все же навязал страховку жизни
Менеджеры банков проходят обучение, их учат продавать страховые полисы, поэтому заемщики часто поддаются на уговоры и покупают услугу, которая вроде как изначально не была им нужна.
Центральный Банк, зная ситуацию с навязываением страховок по кредиту, ввел период охлаждения в страховании. У покупателя добровольного, необязательного полиса есть 14 дней на то, чтобы подать заявление страховщику и вернуть деньги. Главное, уложиться в срок.
Возврат страховки по кредиту
Только наивный может думать, что банки дают деньги в долг «просто так». Естественно, каждый кредитор, предоставляя займы, хочет максимально себя обезопасить и приблизить вероятность возврата долга к 100%. При этом форс-мажоры и несчастные случаи никто не отменял. Понимая это, банки вводят понятие страхования жизни и здоровья заемщика либо залогового имущества. Конечно, за его счет. Если наступит страховой случай, долг возместит СК. Каковы подводные камни, чем грозит отказ от оформления договора с СК и возможен ли он вообще, как вернуть уплаченные за страховку деньги, какие правовые основания для этого есть в связи с законодательными изменениями от 1 сентября 2020 года и другие вопросы разобрал в этой статье Выберу.ру.
Возможен ли отказ от страховки?
Закон «О защите прав потребителей» запрещает навязывать клиентам дополнительные услуги и продукты при оформлении кредита. В связи с этим страхование признается делом добровольным, и заемщик имеет все основания отказаться от него.
При оформлении займа возможны три варианта страхования:
В первых двух случаях страховка будет добровольной, от нее вы можете отказаться и вернуть деньги. В третьем – обязательной, а значит, аннулировать ее нельзя.
Как правило, банк предлагает заемщику заключить договор с той страховой компанией, с которой он сотрудничает (или дочерней организацией, как, к примеру, делает Альфа-Банк или Россельхозбанк). При этом важно учитывать и сроки, в течение которых можно отказаться от страховки по кредиту. Это так называемый период охлаждения. Он составляет 14 дней после заключения договора, и за это время не должен произойти страховой случай.
Что говорится в новой редакции закона
Поправки, вступившие в силу 01.09.2020, касаются не только закона о потребкредитовании, но не распространяются на ипотеку. В Гражданском кодексе нововведения вступили в силу еще 26 июня 2020 года. Теперь заемщик имеет право в случае досрочного погашения долга вернуть часть страховки пропорционально тому периоду, который остался до окончательного платежа по кредиту.
Кроме того, согласно новым поправкам, банк имеет право поднять ставку по кредиту, только если клиент заключил соглашение с СК, но не полностью выплатил долг на момент расторжения договора.
Какую страховку можно вернуть
Вернуть деньги за полис клиент может только при добровольном страховании.
Если вопрос решается в суде и истцу удается доказать, что размер страховой премии напрямую зависит от суммы кредитных обязательств, решение будет в пользу заемщика. Тогда СК должна будет компенсировать часть расходов, которые понес клиент. В ряде случаев – и моральный ущерб.
Зависимость между кредитным и страховым договорами подтверждается тем, что сумма страховой премии уменьшается прямо пропорционально выплате займа. То есть в первые периоды страховка стоит максимально дорого, а потом ее цена постепенно снижается – чем меньше остаток долга, тем дешевле полис. Если это условие не соблюдается, доказать взаимосвязь будет трудно. Кроме того, период действия страхового договора должен совпадать со сроком погашения кредита. Либо соглашение с СК должно продлеваться вплоть до выплаты займа.
Вернуть деньги, которые были потрачены на ненужное вам страхование, можно в том случае, если вы напрямую заключили договор с СК. При получении кредита обычно подписывается два соглашения:
Порядок возврата страховки
Если в договоре стороной выступает страховая компания, вы можете аннулировать соглашение в течение 5−14 дней после его вступления в силу. Срок зависит от условий полиса.
В период пандемии не всегда есть возможность и желание посещать офис страховой компании. В этом случае найдите образец заявления на ее официальном сайте, распечатайте и заполните его. После этого заявку вместе с документами и копией паспорта следует отправить по почте или экспресс-доставкой по адресу СК. Если банк, (например, Альфа), предлагает услуги дочерней страховой компании, можно подать заявку в его отделении или через интернет (в личном кабинете на сайте).
Если требование клиента удовлетворено, деньги за страховку поступят на счет в течение 10−15 дней с момента подачи заявки.
Скажется ли возврат страховки на размере кредитной ставки
Повышенный процент нужен банку, чтобы компенсировать возможные финансовые потери, если клиент будет не в состоянии вернуть взятый кредит.
Если вы хотите сэкономить на страховке, у вас есть два варианта:
При этом есть ряд нюансов, которые нужно учитывать. Все зависит от того, прописано ли в договоре займа условие соглашения с СК или он заключается без страхования риска невозврата. Этот пункт влияет и на изменение процентной ставки. Если напрямую оговаривается, что при отказе от страховки переплата возрастает, то банк при досрочном погашении займа поступит именно так, как ему выгодно. То есть обяжет клиента доплатить разницу, которая образуется при изменении процентной ставки.
Такое условие ставит заемщика и банк примерно в равные условия. Кредитор не сможет привязать величину процентной ставки к факту оформления страховки. А если в договоре кредитования содержится пункт, что переплата увеличится – точные значения должны быть указаны в процентах и цифрах. Если клиент отказывается от соглашения со страховой компанией или расторгает его до выплаты займа, условие вступает в силу.
Особенности возврата страховки в популярных банках
Выберу.ру выяснил, когда можно вернуть деньги, если договор займа заключен в одном из топовых банков.
Сбербанк
Если вы берете кредит в этой организации, вам предложат оформить полис в дочерней компании – «Сбербанк Страхование жизни». Если вы изъявляете желание отказаться от услуги СК и вернуть выплаченные взносы, это необходимо сделать в течение 14 дней с того момента, когда соглашение вступило в силу. Средства зачисляются на счет заемщика не позже 7 дней после подачи заявки.
Если получаете кредит в этом банке, вы можете оформить полис как в сторонней СК, так и в дочерней компании – ВТБ-Страхование. Подать заявление на возврат средств необходимо в течение 14 дней. Но только если за это время не произошел страховой случай. Заемщик может рассчитывать на сумму в полном объеме, но в ряде случаев СК может удержать неустойку. Средства переводятся в течение 15 дней.
Альфа-Банк
Если вы оформили кредит в этой организации, вам предложат приобрести полис в СК АльфаСтрахование-Жизнь. Период охлаждения составляет 14 дней. Если за это время не произошел страховой случай, вы можете вернуть деньги. Заявку подать можно не только в офисе Альфа-Банка, но и онлайн. Перевод средств занимает 14 дней.
Хоум Кредит
Оформить полис здесь можно в двух СК: Хоум Кредит Страхование и Ренессанс Жизнь. Период охлаждения – также 14 дней. Если за это время не было страхового случая, вы имеете право отказаться от полиса. Заявка рассматривается в течение 10 дней. После этого средства переводятся на счет заемщика.
Почта-Банк
При получении потребительского кредита полис можно оформить в трех СК: ВТБ-Страхование, КАРДИФ и АльфаСтрахование-Жизнь. Если в течение 14 дней с момента получения кредита не произошел страховой случай, вы можете вернуть деньги.
Россельхозбанк
При оформлении кредита вам предложат оформить полис в РСХБ-Страхование. Отказаться от него вы можете в течение 5 дней. За это время нужно определиться, нужна ли вам страховка. Средства возвращают на счет в течение 10 дней после рассмотрения заявки.
Заключение
Помните – навязывать страховку при оформлении потребительского кредита незаконно. Вы имеете право отказаться от дополнительного соглашения с СК, однако и банк, в свою очередь, вправе повысить процентную ставку, чтобы снизить риск невозврата денег. Если ваш долг погашен досрочно, согласно «свежим» поправкам, вы сможете вернуть часть потраченных на страховку денег, но желательно все же взвесить все за и против до подписания документов.
3 секрета, как отказаться от страховки по кредиту
История вопроса
C 1 июня 2016 года в России действуют новые правила добровольного страхования, которые касаются и страховки по кредиту. Вопрос – можно ли отказаться от страховки по кредиту после его получения, волновал заемщиков и ранее, но после нововведения ситуация стала еще запутанней.
В этой статье мы вместе разберемся в актуальной ситуации, а также вы получите подробную инструкцию, как отказаться от страховки по кредиту. Если вы не хотите разбираться в хитросплетениях закона по возврату страховки, рекомендуем вам воспользоваться простым тестом — он покажет, возможен ли возврат страховки.
Тест: Узнайте можно ли вернуть страховку по кредиту
Законодательная база
Деятельность банков и страховых компаний регулируется законами. Взаимоотношения между клиентами и банком регулируются договором, а он – законом. Согласно указанию ЦБ России от 20.11.2015 N 3854-У, страховщики обязаны предусмотреть возможность отказа от добровольного страхования в течение 14 суток после заключения договора. Это указание распространяется и на страховку по кредиту.
Согласно этому указанию, которое полноценно вступило в силу с 1 июня 2016-ого года, у клиентов есть возможность расторгнуть страховой договор.
Это возможно, если со дня заключения прошло не более 14 суток, а также в том случае, если в течение этих 5 суток не наступил страховой случай. Обратите внимание, что срок – 14 дней считается не календарными днями
Этот срок никак не привязан к оплате страховки, он отсчитывается именно от даты заключения договора. Поэтому, если вы заключили договор, но оплатили лишь через 13 рабочих дня, то на расторжение у вас остается всего 1 рабочий день. Указ банка России был зарегистрирован в Министерстве Юстиции под номером — N 41072 от 12.02.2016.
Страховым компаниям предоставили льготный период, в рамках которого страховщики могли подготовиться к нововведению. 01.06.2016 нововведения полноценно вступили в силу. Согласно этому указу, страховая компания обязана расторгнуть договор и возместить деньги в течение 10 дней. Сумма возмещения составляет 100% от уплаченной суммы, но за вычетом тех дней, когда клиент был застрахован. Например, если вы отказываетесь от страховки через 3 рабочих дня, то вам вернут полную сумму, уплаченную за страховку, за вычетом стоимости трех суток страхования. Страхование регулируется 935 статей Гражданского Кодекса РФ. В ней четко прописано, что страхование жизни или здоровья – это добровольное дело.
Также на стороне заемщика и закон «О защите прав потребителей». Согласно букве закона, никто не вправе связывать получение одной услуги (кредита), с приобретением другой услуги (страховки).
Если вам навязали страховку и ввели в заблуждение, что она обязательна — то нужно обращаться в суд и возвращать себе страховку
Читайте также: Возврат незаконно навязанной страховки и процентов по ней
Есть лишь одно исключение – страховка при ипотечном кредитовании. Поэтому важно разобраться, какие страховки по кредиту можно отменить, а какие являются обязательными.
Какая страховка обязательна, а какая нет?
Закон гласит, что страхование жизни – это добровольный выбор самого заемщика. Отсюда следует, что страховка является необязательной. К сожалению, практика получения кредита отличается от того, что можно было бы ожидать, опираясь на закон.
На практике оказывается, что банки заставляют своих клиентов в добровольно-принудительном порядке оформлять страховки по кредиту. Нововведение от 01.06.2016 защищает клиентов, так как позволяет отказаться от навязанной страховки, если вы успеете сделать это в установленный срок. Такие навязанные страховки, чаще всего, касаются следующих групп кредитов:
Клиентам навязывают страховку жизни и здоровья, страховку от потери работы, порчи имущества, а в случае с автомобильными кредитами – КАСКО. Все это делается с одной целью – снизить риски для банка. Страховка позволяет свести на нет риск, что вы не сможете возвращать кредит, если наступит один из страховых случаев. В России страховки воспринимаются в штыки, но этот инструмент может обезопасить и заемщика.
Из всего списка страховок, обязательными являются страховки для приобретаемого имущества от утраты. Например, при покупке квартиры в ипотеку. В этом случае банк имеет право потребовать вас приобрести страховку, этот момент регулируется законом 935 ГК РФ и 31 статей из закона «Об ипотеке». Страховка жизни, работы или титула – это необязательные страховки, даже если банк настаивает на обратном.
Условия страхования в договоре с банком
Условия страхования по кредиту прописываются в вашем договоре. Так что узнать их не сложно. Возможно, что от вас не потребуют отдельной оплаты страховки, так как банк сам переведет оплату в страховую компанию. Идеальный вариант, если вы откажетесь от страховки еще до того, как заключите договор. Для этого вам нужно узнать все условия кредитования до того, как на документах появятся ваши подписи.
Вам нужно не только расспросить работника банка, но и самому внимательно изучить договор. Например, ниже представлен договор о потребительском кредите в банке Ренессанс Кредит, согласно которому клиент получает страховку.
В подобных случаях можно попробовать отказаться от страховки до заключения. Лишь в редких случаях это не повлияет на кредит. Банк может отказать в выдаче, без разъяснения причин. Но настоящая причина будет в том, что вы отказались от страховки. Другой вариант – банк согласится, но предложит вам более высокую ставку. В связи с этим возникает вопрос, можно ли пользоваться нововведением в законах, чтобы заключить договор с банком на выгодных условиях, а потом отменить навязанную страховку?
Можно ли отказаться от страховки
Благодаря нововведениям – да, отказаться от навязанной страховки можно. Период охлаждения – так называют первые 14 дней после подписания договора. В рамках этого срока вы можете отказаться от договора страхования. В том числе, если это страхование связано с кредитом. Банки придумывают схемы, которыми стараются обойти закон. Например, банк может создать одну общую коллективную страховку для всех заемщиков.
В этом случае, заемщику не продают страховку, его просто подключают к коллективной системе страхования. Получается, что для расторжения договора страхования клиенту надо «отключиться от системы» коллективного страхования, а не напрямую расторгнуть договор. Такую страховку тоже можно расторгнуть, но по решению суда.
Как отказаться от страховки?
Рассмотрим прикладной пример. Вы обратились в банк ВТБ за кредитом на покупку автомобиля. Ставка – 7.9% годовых, но она действительна только в том случае, если вы заключите договор на страхование жизни. В случае отказа от заключения страхования, вам могут отказать в кредите или предложить куда более высокую годовую ставку. Изучив все условия договора, вы понимаете, что кредит вам необходим. Условия кредита следующие:
Срок кредита | 3 года |
---|---|
Сумма кредита | 1 000 000 рублей |
Годовая процентная ставка | 7,9% |
Страхование жизни | 62 400 рублей |
Дата заключения договора | 01.12.2016 |
Получается, что страховка увеличивает ваш кредит на 6,24%, то есть примерно на 2% в год. Это превращает реальную ставку по кредиту из 7,9% примерно в 9,9% годовых. Согласно кредитному договору, вашим страховщиком является ВТБ Страхование, аффилированная структура для банка ВТБ. Предположим, что банк одобрил вам кредит и вы подписали договор в четверг 1 декабря.
Начиная с этой даты у вас есть 14 дней, в течение которых вы можете отказаться от навязанного страхования жизни. Получается, что до 17 декабря (включительно) вы можете отправить заявление на отказ в банк. 14 рабочих дней начинают считаться с рабочего дня, следующего за днем подписания договора. Для отказа от страховки вам требуется предоставить в банк:
Вы можете вручить документы лично, но для этого вам придется посетить офис страховщика. Документы можно отправить почтой, но обязательно заказным письмом с описью вложения. Первый способ лучше, так как вы получите обратно большую часть страховой премии, за вычетом тех дней, когда страховка действовала. Срок действия страховки прекращается, когда страховщик получает ваше заявление. После того, как вы предоставите в страховую компанию все документы, в течение 10 рабочих дней на ваш счет поступит компенсация.
Практика показала, что банки затягивают данную процедуру и превышают законный лимит 10 рабочих дней. После того, как закончится этот срок, вы можете обратиться в страховую с новым запросом и контролировать процесс. Отзывы показывают, что средства возвращают в течение 1 календарного месяца.
Образец заявления на отказ от страховки
Идеально, если вы обратитесь в вашу страховую компанию, чтобы они предоставили вам образец заявления об отказе от договора страхования. Вы можете составить заявление самостоятельно. В нем обязательно укажите:
Также нужна дата и ваша подпись. Вы можете указать любую причину расторжения договора, в том числе и самую простую: руководствуясь законодательством РФ, использую законное право на расторжение договора в течение 5 рабочих дней с момента подписания. Вы можете скачать образец или использовать следующий пример заявления на расторжение:
Что будет с кредитом при отказе?
Самый частый вопрос, он же и главное опасение людей – может ли банк расторгнуть кредитный договор, если вы отказались от страховки. Разумеется, что ваш отказ влияет на риски для банка, они повышаются. Но если вы уже заключили кредитный договор, то отказ от страховки, произведенный согласно закону, не является причиной для расторжения договора кредитования.
Получается, что такой шаг не должен привести к тому, что банк затребует досрочное погашение. Существует и противоположный пример. Некоторые банки не только не ищут лазейки в законе, они идут навстречу своим клиентам. Например, в некоторых кредитных договорах Сбербанка есть условие, что заемщик может отказаться от страхования в течение 14 дней после подписания.