найдите в текстах существительные общего рода определите лицо какого пола они называют
§ 95. Существительные общего рода
728 1. Найдите в текстах существительные общего рода. Объясните, лицо какого пола они называют. Как вы это определили?
2) Этот в грязь полез и рад,
что грязна́ рубаха.
Про такого говорят:
он плохой, неряха.
2. Найдите в текстах обращение, составьте схему первого предложения.
3. Сделайте морфологический разбор выделенных глаголов.
729 От данных глаголов образуйте существительные общего рода со значением «лицо, производящее действие».
Образец записи: разинуть — разиня.
Реветь, растрепать, транжирить, задирать, мямлить, брюзжать.
Возьмите на заметку!
1. Некоторые существительные мужского рода, называющие профессию, род занятий, общественное положение, звание, могут употребляться для обозначения лиц как мужского, так и женского пола (адвокат, геолог, астроном, парикмахер, продавец, визажист, консультант, директор и др.).
2. Если эти существительные называют лиц женского пола, то глагол-сказуемое употребляется с ними в женском роде: Врач Петрова уехал в командировку.
3. Прилагательные употребляются с данными существительными в мужском роде и в тех случаях, когда имеется в виду лицо женского пола: Молод врач уехал
в командировку.
730 Со словами геолог, парикмахер составьте предложения так, чтобы было ясно, о мужчине или о женщине идёт речь.
Существительные общего рода в русском языке
Существительные общего рода — это одушевленные существительные первого склонения с окончанием -а/я, которые обозначают лицо женского или мужского пола в зависимости от смысла контекста.
Чтобы понять, что такое существительные общего рода, вспомним, что в русском языке все слова имеют постоянный грамматический признак — род.
Имена существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трех родов:
Что такое существительные общего рода?
Среди слов этой самостоятельной части речи имеется немногочисленная группа существительных общего рода, объединяющая около 200 слов. Эти уникальные слова могут называть как лицо женского пола, так и лицо мужского пола:
Василий Петрович — это мой коллега.
Мария Васильевна — это моя коллега.
Слово «коллега» обозначает лицо и отвечает на вопрос кто? Оно грамматически оформлено как существительное первого склонения с окончанием -а и соответственно изменяется по падежам и числам:
В контексте в зависимости от того, о ком идет речь, оно может называть лицо как мужского, так и женского пола. Такие слова объединены в одну группу «существительные общего рода».
Задиру Ваню, задиру Светку,
Обжору Катьку, обжору Генку
Найдешь в семье ты
И в каждом классе.
А соню Димку и соню Ленку
Опять обсуждали на классном часе.
В контексте для определения рода существительного анализируем его согласование с прилагательным или местоимением, а также учитываем грамматическую форму прошедшего времени глагола, употребленную в качестве сказуемого:
Вы еще не знаете, как ая она привереда! (ж. р.)
Употребление существительных общего рода
Среди этих слов только небольшая группа имеет нейтральную или положительную эмоциональную окраску:
Большинство существительных общего рода имеет отрицательный и даже уничижительный смысл. В разговорной речи они дают характеристику человеку, обозначая какой-то отрицательный обобщенный признак личности:
В основном эти слова используются в разговорной речи. Их не применяют в научном или официально-деловом стиле речи. В художественной литературе с их помощью характеризуют персонажей произведения.
Я весь проныра и пролаза (Анатолий Рыбаков. Выстрел).
Слова «верзила», «воротила», «вышибала», «детина» имеют категорию мужского рода.
Также отличаем существительные общего рода от названий профессий, которые оформлены как существительные мужского рода, хотя и называют лиц женского пола.
К нам подошла детск ий врач Алена Федоровна.
Приведем список наиболее употребительных существительных общего рода, расположив их по алфавиту.
Список существительных общего рода
Видеоурок
Существительные общего рода — примеры, список
Существительные общего рода — это одушевленные существительные первого склонения с окончанием -а/я, которые обозначают лицо женского или мужского пола в зависимости от смысла контекста.
Чтобы понять, что такое существительные общего рода, вспомним, что в русском языке все слова имеют постоянный грамматический признак — род.
Имена существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трех родов:
Что такое существительные общего рода?
Среди слов этой самостоятельной части речи имеется немногочисленная группа существительных общего рода, объединяющая около 200 слов. Эти уникальные слова могут называть как лицо женского пола, так и лицо мужского пола:
Василий Петрович — это мой коллега.
Мария Васильевна — это моя коллега.
Слово «коллега» обозначает лицо и отвечает на вопрос кто? Оно грамматически оформлено как существительное первого склонения с окончанием -а и соответственно изменяется по падежам и числам:
В контексте в зависимости от того, о ком идет речь, оно может называть лицо как мужского, так и женского пола. Такие слова объединены в одну группу «существительные общего рода».
ОпределениеСуществительные общего рода — это одушевленные существительные первого склонения с окончанием -а/-я, называющие лиц мужского или женского пола в зависимости от контекста.
Задиру Ваню, задиру Светку,
Обжору Катьку, обжору Генку
Найдешь в семье ты
И в каждом классе.
А соню Димку и соню Ленку
Опять обсуждали на классном часе.
В контексте для определения рода существительного анализируем его согласование с прилагательным или местоимением, а также учитываем грамматическую форму прошедшего времени глагола, употребленную в качестве сказуемого:
Вы еще не знаете, как ая она привереда! (ж. р.)
Употребление существительных общего рода
Среди этих слов только небольшая группа имеет нейтральную или положительную эмоциональную окраску:
Большинство существительных общего рода имеет отрицательный и даже уничижительный смысл. В разговорной речи они дают характеристику человеку, обозначая какой-то отрицательный обобщенный признак личности:
В основном эти слова используются в разговорной речи. Их не применяют в научном или официально-деловом стиле речи. В художественной литературе с их помощью характеризуют персонажей произведения.
Я весь проныра и пролаза (Анатолий Рыбаков. Выстрел).
Слова «верзила», «воротила», «вышибала», «детина» имеют категорию мужского рода.
Также отличаем существительные общего рода от названий профессий, которые оформлены как существительные мужского рода, хотя и называют лиц женского пола.
К нам подошла детск ий врач Алена Федоровна.
Приведем список наиболее употребительных существительных общего рода, расположив их по алфавиту.
Список существительных общего рода
Видеоурок
§ 49. Имена существительные общего рода
Некоторые имена существительные с окончанием -а (-я), называющие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например: такой задира Андрюша, такая задира Таня. Это существительные общего рода. Имена прилагательные с ними согласуются либо в мужском, либо в женском роде.
277. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте род выделенных существительных. • Назовите предложения с обращениями. • Объясните постановку тире в предложениях.
1. Серёжа — кругл.. сирота. Маша — кругл.. сирота. 2. Миша — больш.. забияка. Марина — удивительн.. 2 забияка. 3. Как.. ты зазнайка Петя уд..вилась мама. Как.. ты зазнайка Люба уд..вилась мама.
278. Найдите существительные общего рода. Какие из них отрицательно характеризуют человека? • Выпишите слова с пропущенными буквами, объясняя орфограммы. • Составьте предложения, используя синонимы в рамке. Какие из этих синонимов чаще всего употребляются по отношению к детям?
1. Растяпу Катюшу и обжору Федьку Натка пр..казала отправить домой. 2. Карасиков пр..пустился вдогонку Альке и закр..чал: «Плакса!» 3. Непоседа Иоська в..ртелся около фанерного танка.
В последнее время к именам существительным общего рода активно тяготеют некоторые слова, прежде относившиеся лишь к мужскому роду. Они называют лиц по профессии, по должности, по роду занятий: врач, директор, секретарь, хирург и т. п.
Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем-существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине: Врач рецепт, и в женском роде, если речь идёт о женщине: Врач
рецепт.
Определение-прилагательное с таким существительным употребляется только в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт, Дежурный врач Иванова выписала рецепт. Нельзя говорить «хорошая доктор», «дежурная врач» при обозначении лиц женского пола.
279. Употребите глаголы в прошедшем времени и согласуйте их с существительными. Обозначьте род выделенных существительных.
1. Врач Смирнова (выписать) рецепт. 2. Опыты.. инженер Иван Петрович (участвовать) в научно-технической конференции. 3. По оживлённым лицам архитектор Нина Николаевна (понять), что проект принят. 4. Молод.. географ Анечка (исследовать) природные и экономические условия своего родного края. 5. Профессор Рождественская (взойти) на кафедру и (обратиться) к студентам с приветствием.
280. Составьте предложения с данными словами, употребляя их для обозначения лиц как мужского, так и женского пола. Глаголы-сказуемые ставьте в прошедшем времени.
Археолог, биолог, балетмейстер, тренер, искусствовед, бухгалтер.
281. Диктант. Подчеркните существительные в винительном падеже как члены предложения. Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по видам орфограмм.
1. Чуть слыш..тся ручей, б..гущий в сень дубравы, чуть дыш..т ветерок, уснувший на л..стах. 2. Реде..т обл..ков л..тучая гряда; звезда п..чальная, в..черняя звезда, твой луч осеребрил увядшие р..внины. 3. Ненас(?)ной ноч.. мгла по небу стел..тся одеждою св..нцовой. 4. Р..няет лес б..гряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле, проглян..т день как будто поневоле и скро..тся за край окружных гор.
Урок русского языка в 6-м классе «Имена существительные общего рода»
Презентация к уроку
Тип урока: объяснение нового материала.
Технология: на диалоговой и игровой основе.
Опережающие задания: Разучить с двумя учениками диалог “Неряха”.
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть на уроке. Запишите, пожалуйста, дату: двадцать седьмое ноября, классная работа, оставляем 2 строки для темы урока.
Мы продолжаем изучение имени существительного, и вы уже достаточно много знаете об этой части речи.
II. Работа по новой теме
Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы, давайте сейчас прочитаем четверостишие, которое, наверно, не раз читали с родителями, когда были совсем маленькими: (Слайд №2)
Вот подходит к детворе,
Затевает драку.
Все боятся во дворе
Так___ забияку
Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения? Прочитайте.
Учитель. А разве девочки не дерутся?
Так какого же рода существительное “забияка”? Такой забияка, такая забияка.
Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то женского пола, называются существительными общего рода.
2. Формулирование темы и задач урока.
— Итак, запишите тему: Имена существительные общего рода. (Слайд№3)
— Цель нашего урока: познакомиться с существительными общего рода; (Слайд№4)
уметь употреблять в речи существительные общего рода;
3. Наблюдение за речью героев (сценка).
УЧИТЕЛЬ: Не все ребята умеют правильно употреблять такие слова. Посмотрим, как это бывает в жизни.
УЧИТЕЛЬ: А однажды в лагере произошла вот какая история. Среди ухоженных аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старший вожатый взялся его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров. Вот что из этого получилось.
СЦЕНКА
ВОЖАТЫЙ – Вот видишь, ты такая большая неряха
МАЛЬЧИК – Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.
ВОЖАТЫЙ – Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.
УЧИТЕЛЬ: Какую ошибку допустил вожатый в беседе с мальчиком?
УЧЕНИКИ: Надо, разговаривая с мальчиком, говорить “большой неряха”, “такой неряха”.
УЧИТЕЛЬ: Действительно, горе-вожатый когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не понял секрета существительных общего рода.
4. Работа с учебником.
Учитель. Чтобы не допускать таких ошибок, прочитаем параграф 41 на странице 91. Что вы узнали из прочитанного?
УЧЕНИКИ: Имена существительные и местоимения должны стоять в мужском роде при существительном общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола и в женском, если речь идет о девочке или женщине.
Составим алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями.
1. Найдем в предложении существительные общего рода.
2. Определим к лицу мужского или женского пола оно относится.
3. Если мужского, то окончания прилагательного и местоимения, которые относятся к сущ. общего рода, будут соответствовать мужскому роду.
4. Если женского рода, то существительное общего рода и прилагательное будут женского рода.
5. Формирование навыков употребления в речи существительных общего рода.
Задание: Пользуясь алгоритмом, допишите окончания прилагательных и местоимений.
На экране представлены предложения: (Слайд №6)
Мой брат Витя – настоящ. забияка.
Сестренка Оля – всем известн. тихоня.
Эт. маленьк. непоседа не мог усидеть покойно ни минуты.
Один ученик выполняет синтаксический разбор первого предложения.
6. Тренировочные упражнения.
Учитель. Но я думаю, что вы без труда справитесь с заданием упражнения 229 на странице 91. Давайте прочитаем задание и выполним упражнение устно, чтобы все слышали (работа по цепочке). (Слайд №8)
Серёжа – круглый сирота.
Маша – круглая сирота.
Миша – большой забияка.
Марина – удивительная забияка.
“Какой ты зазнайка, Петя!” – удивилась мама.
“Какая ты зазнайка, Люба!” – удивилась мама.
Учитель. Запишите первое и последнее предложения. Все ли существительные общего рода в этих предложениях характеризуют человека с отрицательной стороны?
Ученики. “Забияка” и “зазнайка” – с отрицательной, а сирота – нет.
Учитель. Конечно, быть сиротой, т.е. потерять родителей – это большая беда. Слово “сирота” не даёт отрицательной оценки человеку. А каким членом предложения являются выделенные слова?
Учитель. Объясните знаки препинания в записанных предложениях.
Ученики. В первом предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, т.к. они выражены именами существительными в именительном падеже. Последнее предложение с прямой речью, которая стоит в начале предложения и заключена в кавычки. Сама прямая речь осложнена обращением “Люба”, которое надо отделить запятой, а в конце прямой речи ставится восклицательный знак.
Учитель. Заметили ли вы, ребята, с какой стороны чаще всего характеризуют людей существительные общего рода?
Ученики. С отрицательной.
Учитель. Нравятся вам люди такого сорта?
Учитель. И мне не нравятся. Вот почему про них люди придумали дразнилки и корилки (слова написаны на доске). Давайте их прочитаем хором. (Каждый ряд читает стоя одну дразнилку, обращаясь к одноклассникам) Давайте послушаем.
Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годится,
Можно простудиться.
Учитель. Но особенно в старину не любили жадных людей.
Жадина-говядина,
Три копейки дадено,
На четвертую копейку
Расшибётся об скамейку.
А эту корилку (от корить, ругать) вы закончите сами:
А сейчас проверим вашу внимательность. Запишите в тетрадь, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества: “плакса”, “жадина”, “рёвушка”.
7. ИГРА “ Кто такой? кто такая?” (Слайд№11)
Учитель. А теперь поиграем. Кто правильно назовет того, о ком идет речь, получит жетон.
— Тихий, смирный человек – тихоня
— Хвастливый человек – хвастунишка
— Человек, который выдвигает себя, стремится выслужиться – выскочка
— Человек, который всегда жалуется – ябеда
Учитель. Молодцы! Все поработали очень хорошо, а теперь нужно немного отдохнуть.
8. Физкультминутка (Слайд№ 12)
Руки, ноги, голова,
Плечи, пояс и спина-
Всё имеет имена.
Повернулись, улыбнулись, прямо сели.
И готовы сей же миг
Изучать русский язык!
(Слайд №13) Учитель. Итак, продолжаем урок. Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола. Например, врач, доктор, биолог, профессор, архитектор и мн.др. Об этом в упражнении 222, на стр.88.Прочитайте и ответьте на вопросы.
Новый врач пришел-? (мужчина),
Новый врач пришл-а (женщина).
— Ребята, грамматические ошибки, связанные с употреблением существительных общего рода, нередко встречаются в текстах ЕГЭ.
Попробуйте сейчас найти ошибки в предложениях: (Слайд №14)
1) Профессор Миронова рассказал ребятам о том, что его особенно волнует.
2) Нужно проявлять большую заботу о стариках.
3) Она прекрасная врач.
4) Мы радовались успехам одноклассников.
— Басни И.А. Крылова “Слон и Моська”, “Зеркало и Обезьяна”: найти имена существительные общего рода, определить их род по контексту.
СЛОН И МОСЬКА
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моськa им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
“Соседка, перестань срамиться,—
Ей шавка говорит,— тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт
Вперёд
И лаю твоего совсем не примечает”.—
“Эх, эх! — ей Моська отвечает.—
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
“Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!”
ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
“Смотри-ка,— говорит,— кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть”.—
“Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?” —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
9. Выборочный диктант. (Слайд№15,16)
Выпишите существительные общего рода, определите их род, где это можно.
Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.
Чижа захлопнула злодейка-западня, бедняжка в ней и рвался, и метался.
“Ах ты обжора! Ах, злодей!”- тут Ваську повар укоряет.
“Как расшумелся здесь! Какой невежа!”- про дождик говорит на ниве камень лежа.
Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк.
— Скажите: вам трудно было определить род существительных общего рода? (Нет.)
Почему? (Помог контекст.)
(Слайд №17) Уточните значение слов: невежа, невежда (учитель предлагает учащимся поработать со словарем).
Вывод. Как мы видели, существительные общего рода встречаются в баснях И.А. Крылова. С какой целью они употребляются? (Дать характеристику герою точно, лаконично, метко.) А в разговорной речи употребляются такие существительные? (Да.)
— Счастье, неженка, жестокость, задира, разоренье, труженик, лодырь, березка, недотрого, директор, море, картина, столяр, сладкоежка, глушь, возраст, тихоня, поросль, птица, недотрога, пальто, слесарь, знамя, словарь, местность.
Образец: Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю.
Пишут сочинение в течение 5 минут, а затем читают вслух.
(Мы познакомились с интересной группой существительных общего рода и узнали, что они могут обозначать как лиц мужского, так и женского рода)
Задание: составить с существительным 2 предложения так, чтобы оно было сначала женского рода, а потом мужского рода. Глаголы при этом существительном ставить в прошедшем времени. Предложения записать на карточке. Карточки сдаются учителю.
Оценки за урок: работа у доски
(Слайд №19) Домашнее задание: П.41; упр.230 (устно) и упр.232 (письменно)
В конце урока игра “Наоборот”:
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово “высоко”
А ты ответишь “низко”
Скажу я слово “далеко”
А ты ответишь “близко”
Скажу тебе я слово “трус”
Ответишь ты “храбрец”
Теперь “начало” я скажу
Ну, отвечай: “конец!”