Назовите основные черты феодализма в чем причины политической раздробленности
назовите основные черты Феодализма. В чем причины раздробленности?
Феодали́зм (от лат. feudum — лен) — социально-политическая структура, характеризующаяся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и крестьян, экономически зависящих от них; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница.
Слово «феодализм» (первоначально термин судебной практики) использовалось английскими юристами XVII века как обозначение типа собственности; как общественно-политический термин оно употребляется у Буленвилье и вслед за ним у Монтескьё. Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе Средневековью, развивается во французской историографии начала XIX века, прежде всего у Гизо.
По отношению к Руси концепцию феодализма впервые применил Н. А. Полевой в своей «Истории русского народа» (т. 1—6, 1829—1833)
В официальном советском марксизме феодализм рассматривался в качестве одной из пяти общественно-экономических формаций, более высокой по сравнению с рабовладением.
Господствующий тип экономики при феодальном строе — натуральное хозяйство, уклад — традиционный.
Феодализм в западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в V веке нашей эры в поздней Римской империи. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в средние века, он стал господствовать в Европе вплоть до буржуазных революций. На смену феодальному строю пришел капиталистический.
Существуют разные мнения о том, были ли феодальные отношения (в классическом понимании) в других частях света. А. Я. Гуревич считал феодализм преимущественно, если не исключительно, западноевропейским феноменом, сложившимся в результате специфических исторических условий. Главные аспекты критики концепции феодализма как универсальной стадии развития общества заключаются в том, что в большинстве обществ неевропейского ареала отсутствовали такие системно-важные элементы как крупное частное землевладение, крепостное право, иммунитеты служилого сословия.
В античном мире наиболее сходную с феодализмом систему имела Персидская империя, в которой тяжеловооружённому всаднику давался надел, сходный с феодальным леном.
Определение термина
Под феодализмом принято понимать политическую систему, действующую в истории средневековья на территории многих европейских государств. Такие страны были поделены на небольшие области — феоды, эти земли раздавались королем своим сюзеренам, а в последующем такое владение переходило уже наследникам графа или князя. В обязанности феодалов входила лишь оплата в казну определённой по размеру дани, а также предоставление нужного количества рыцарей при ведении государством военных действий.
Для этого периода характерно:
Основными причины феодальной раздробленности в Западной Европе является распад территорий и власть сюзеренов. К признакам возникновения этих процессов относят полное самоуправление на своих землях, возможность передачи их по наследству и крайне медленное протекание процессов централизации власти. Многие историки до сих пор спорят, каковы причина таких исторических процессов и почему распространение феодальных отношений привело к раздробленности.
Установление феодализма и раздробление больших государств на мелкие княжества начинается в девятом-десятом веке. В периоды ослабления централизованной власти феодалы — владельцы крупноразмерных герцогств и графств, могли поднимать восстания, они неизменно воевали друг с другом, отказывались платить дань и даже полностью выходили из-под юрисдикции короля.
Подобное приводило к такой ситуации, когда западноевропейские страны, фактически, не имели централизованной власти и состояли из десятков и сотен отдельных областей.
Ранний период
Историки отмечают, что катализатором феодальной раздробленности в Европе стал распад Франкского королевства, наследники Карла Великого после его смерти не смогли сохранить целостность государства, а огромная страна в средневековую эпоху распалась на многочисленные отдельные княжества. Новые образования, фактически, не имели центральной власти, они опирались на богатых сюзеренов, что, в конечном счете, и привело к феодальной раздробленности и многочисленным войнам между соседями.
В период раннего средневековья в VIII—XII вв. на территории Европы существовало огромное франкское государство, которое объединило совершенно разные народы, не желавшие по доброй воле жить друг с другом. Это выражалось во вражде различных областей и народов, которые в последующем создали Францию, Англию, Германию, Италию и другие страны.
Причиной европейской феодальной раздробленности можно назвать действия герцогов и графов, которые пытались захватить как можно больше территории, обращая в рабство всех проживающих на их землях людей.
Под властью вельмож децентрализованное государство только ослаблялось, даже если конкретная страна не вела с кем-либо из своих соседей войну, её неизменно раздирали внутренние конфликты. Графы и герцоги конфликтовали друг с другом за территорию и влияние. Считалось, что главным феодалом в таком государстве является король, однако вся власть принадлежала богачам непосредственно на местах.
В период феодальной раздробленности знать поддерживает короля лишь в том случае, когда им требовалось получить преференции или новые земли.
Особенности феодальной раздробленности
Одной из особенностей раннефеодальной раздробленности является тот факт, что жители отдельных областей, городов и деревень, фактически, не нуждались в связях с ближайшими населенными пунктами. Все необходимые продукты питания, вещи и орудия труда изготавливались ими самостоятельно, что объяснялось расцветом натурального хозяйства. Такой класс как купцы практически исчез. В раннее средневековье в Европе практически остановилась торговля, поэтому поддерживать хорошие отношения с соседями, как жителям отдельных регионов, так и феодалам уже не требовалось.
Всё это привело к тому, что графы и герцоги, являющиеся полноправными владельцами своей земли, смотрели на соседей исключительно как на врага и возможность расширения своего надела.
Стоит ли удивляться, что более богатые феодалы неизменно объявляли войну бедным сюзеренам, которые не могли нанять армию, и в скором времени лишались всех своих земель.
До определённого момента подобная ситуация полностью устраивала правящих монархов, так как казна пополнялась, а при необходимости от герцога, князя или графа можно было потребовать прислать на войну несколько десятков рыцарей.
Итоги исторического процесса
Оценить значение феодализма в средние века крайне сложно. В одних странах такой период проходил кратко, тогда как в Германии раздробленность отмечалась на протяжении пяти столетий. Эти исторические процессы, которые окончательно смогли установиться к XII веку, имеют свои плюсы и минусы, они стали основой для последующего начала централизации власти в отдельных государствах. Ведущую роль в таких процессах имел распад Франкского государства, начаться который смог исключительно из-за неспособности правителей сохранить огромную по своей площади страну.
Лишь в XII—XIII вв. отмечается процесс централизации власти, когда феодалы лишились всех своих возможностей. По сути, вся земля в стране стала принадлежать королю, и по своему решению монарх мог лишить любого графа, принца или герцога его имущества, заточив того в тюрьму. Именно к этому времени относится период формирования Франции, Испании и Португалии и Австро-Венгрии. Только лишь на немецких землях процесс централизации после раздробленности затянулся до XV—XVI вв.
Последствия феодальной раздробленности в Европе:
В Европе период раздробленности существенно затормозил развитие всех стран на континенте. Многочисленные междоусобные войны, которые велись феодалами, не только уничтожали посевы, но и приводили к существенной убыли населения. Вслед за этим стал отмечаться упадок и даже гибель многих городов и регионов. О каком-либо общем государственном росте экономики в подобных условиях говорить не приходилось.
В таблице ВВП стран того времени лидерами были лишь исключительные монархии. Страны Европы практически замерли в своём развитии, что делало их легкой добычей как для завоевателей с юга, что относится к Испании и части Франции, так и ослабляли перед викингами севера, а в последующем едва не привело к захвату части Европы татаро-монгольскими полчищами.
Причины и последствия феодальной раздробленности Древней Руси
Феодальная раздробленность – естественный исторический процесс. Не избежала его и Киевская Русь. Однако у каждого государства есть свои предпосылки к данному этапу развития, свои последствия и свои способы его преодоления. И процессы, вызвавшие на Руси период земельной раздробленности, заслуживают особо внимания.
Этот длительный период оставил неизгладимый отпечаток на будущем развитии всего государства и общества. Но нельзя отрицать и некоторые факты положительного влияния раздробленности территорий. Независимое и неравномерное развитие старых городских центров привело к появлению многих культурных и внешнеполитических достижений.
Причины раздробленности
Между историками нет единого мнения, какую же из причин феодальной раздробленности считать основной: одни историки считают превалирующими юридические предпосылки, в частности, закон о наследии или так называемое лествичное право, другие – экономические, в том числе и возросшую роль натурального хозяйства.
Наиболее значимые причины
Система наследования княжеских земель «от брата к брату», то есть юридически обоснованное дробление некогда единого княжества.
Господство натурального хозяйства
Замкнутая экономическая система, когда вся продукция производилась «для себя», с минимальным количеством излишков.
Слабые торгово-хозяйственные связи
Крестьяне и мелкие феодалы не имели возможности вести торговлю с окружающим миром и сбывать излишки товаров на сторону.
Города – ремесленно-торговые центры
Из-за слабых хозяйственных связей между отдельными землями крестьяне обращались со своими нуждами в ближайшие города, превращая их тем самым в центры торговли и ремёсла. Развитие городов и их усиливающаяся самодостаточность становились предпосылками для получения независимости от удельного князя.
Земля – высшая ценность
При достаточно слаборазвитой экономике основным способом выжить была земля. Земельные наделы князь раздавал за службу, земля становилась основным мерилом состоятельности.
Укрепление права на землю
Как следствие из предыдущей причины, укрепление феодального права на землю становилось главной задачей князя. Тем самым начался процесс закабаления крестьян, прикрепления их к земельным наделам.
Ослабление центральной власти
Бесконечная борьба за киевский престол вызвала вполне закономерную реакцию – власть великого князя становилась чисто номинальной, теряя ту объединяющую роль, которая была присуща ей изначально.
Усиление политической власти на местах
Имея собственную дружину, собственные города и земельные наделы, местечковые князья и боярство больше не нуждались в центральной власти, предпочитая решать все политические вопросы самостоятельно.
Отсутствие внешней угрозы
Военные походы Владимира Мономаха и Мстислава значительно ослабили половецкие племена. Внешняя угроза в лице половцев с их набегами, вынуждавшая князей вступать в военные союзы друг с другом, сошла на нет.
К середине XII века на Руси сложилось три основных удела, вокруг которых происходила дальнейшая централизация земель. Это Галицко-Волынское княжество, Владимиро-Суздальское княжество и Новгородское княжество/республика.
Владимир Волынский, Галич, Берестье, Холм
Северо-восточные земли, междуречье Волги и Оки
Владимир, Суздаль, Ростов
Северные и северо-западные земли
Однако называть период феодальной раздробленности временем упадка Руси было бы в корне неверно. Эта эпоха принесла свои плоды, и последствия раздробленности можно оценивать как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Последствия раздробленности
Положительные последствия феодальной раздробленности
Сосредоточение основных торгово-ремесленных вопросов в городах привело к их быстрому и активному развитию.
Концентрация ремесленников в одном месте – городе – стала стимулом для бурного развития ремёсел.
Получив возможность действовать самостоятельно, купцы наладили новые торгово-экономические связи как по территории Руси, так и за её пределами
Возникновение новой активной социальной прослойки – горожан
Развитие городов обернулось ещё одним плюсом для общего развития Руси – появилась социально и политически активная группа, умевшая выражать свою волю – горожане, т.е. ремесленники и торговцы.
Новая система вассальных отношений
Система «сеньор-вассал», сложившаяся на Руси в период феодальной раздробленности, сильно отличалась от общеевропейской; вассалы были скорее слугами, а не соратниками, это позволяло сохранять некое единство земель и укреплять власть местного феодала.
Как ни парадоксально, но в поисках лучшей жизни население, уходя от своего феодала, осваивало новые «дикие» земли, расширяя тем самым границы русского государства.
Отрицательные последствия феодальной раздробленности
Ослабление военной мощи Руси
Нападения со стороны ближайших соседей – шведов, половцев, поляков, немцев.
Отсутствие военных союзов
Ни одно из княжеств не смогло в одиночку выстоять против татаро-монгольских орд.
Усиление феодальной собственности на землю привело в результате к усилению зависимости крестьянства от феодалов.
Отсутствие центральной власти
Невозможность координировать действия удельных князей ни в военных, ни в торгово-экономических вопросах.
Общий упадок уровня жизни
Бесконечные усобицы и отсутствие мира на земле привели к разорению значительной части населения Руси.
Тяжёлое положение крестьян и гнёт со стороны бояр-феодалов заставляло их уходить с обжитых земель, способствуя их опустению и снижая общий уровень жизни в стране.
К числу последствий феодальной раздробленности можно отнести и возросшую роль православной церкви в жизни страны. С одной стороны, благодаря отсутствию контроля со стороны центральной власти, церковь постепенно становилась «государством в государстве», зачастую подчиняясь князю лишь номинально. С другой стороны, церковные иерархи безоговорочно осуждали княжеские усобицы и свары, призывая к единению и утверждая, что только объединившись, Русь сможет стать сильным государством.
Значение эпохи раздробленности
Период феодальной раздробленности – закономерный этап развития любого средневекового общества. На Руси он совпал с активизацией соседних с Русью кочевых племён и монголо-татарским нашествием. Междоусобная борьба десятков князей за великое княжение и фактор зависимости от Орды замедляли процесс объединения русских земель.
Также, в отличие от аналогичных процессов во Франции, Англии или Испании, на Руси сформировалось два центра объединения земель: на северо-востоке и на северо-западе. Соответственно, на наследие Киевской Руси уже в XV веке претендовали два великих княжества: Московское и Литовское.
Совокупность внешних и внутренних факторов привела к тому, что эпоха феодальной раздробленности на Руси продлилась дольше, чем во Франции, Венгрии или Англии. С другой стороны, после ослабления ордынского ига, укрупнение княжеств ускорилось. При Иване III Великом раздробленность была фактически ликвидирована, а ещё через сто лет исчезли остатки удельной системы в централизованном русском государстве.
Феодальная раздробленность, революции, династические кризисы, смены политических режимов — все это на протяжении столетий мешало государству нормально развиваться. Во многом из-за внутриполитических кризисов стране сейчас так сложно достигнуть уровня развития Европы. При этом успешная внешняя политика, на мой взгляд, также из столетия в столетие компенсирует неудачи внутренней политики.
Олеся, но ведь и феодальная раздробленность, и революции, и войны и кризисы были на Западе не в меньшем количестве. Германия, например, свою феодальную раздробленность преодолела аж в 1871 году. Мне кажется, причины неблагополучия страны кроются в чем-то другом. Правда, не могу с уверенностью сказать, в чем.
Феодальная раздробленность была на тот период времени единственной возможностью не утратить контроль над русскими землями, на которые со всех сторон зарились враги. Удельные князья, находящиеся на окраинах Руси гораздо с большей прытью и охотой защищали свои собственные владения, нежели земли, подаренные им во временное пользование.
Лествичное право, когда наследование верховной власти принадлежит старшему в роду, — вот одна из причин бесконечных усобиц на Руси и в конечном итоге — распада Киевской Руси.
А почему «подлинные» и «формальные»? Главная причина – конечно, распри и деление власти между наследниками. Но ведь, на самом деле, основы раздробленности заложили еще Владимир Великий и Ярослав, поделив единые земли между сыновьями. После этого все пошло не так.
Никогда не видела в эпохе феодальной раздробленности положительных моментов. Для меня это эпоха разрушения целостного, сильного государства. Раздробленность полностью уничтожила преемственность государственности, что и сейчас вызывает дискуссии.
Выдающийся российский ученый Б.А. Рыбаков уже давно доказал, что период раздробленности — это время интенсивного экономического и культурного развития. Поэтому общий облик эпохи, на самом деле, безусловно, положительный. Земли были независимы, не платили никому даней и налогов, а потому очень активно развивались экономически. В каждой земле зарождались свои особые культурные стили.
Период феодальной раздробленности завершил закономерный процесс эволюции государственного устройства. Развитие Древнерусского государства прошло путь от становления до упадка. Закономерно, что после периода расцвета наступил упадок и распад.
Главной причиной раздробленности можно назвать практику великих князей делить земли между сыновьями без четкой законной регламентации собственности. Также два принципа передачи власти – горизонтальный и вертикальный – существовали одновременно, что не придавало четкости процессу наследования власти.
Анна, ситуация была еще хуже. Четкая регламентация существовала, но она обязывала каждого следующего князя продолжать дробление своего удела.
Конечно правда, мы в школе тоже это учим.
Главная причина раздробленности – отсутствие четкого механизма наследования власти! Бразды правления передавали как попало! И еще со времен Святослава появилась традиция дробить земли между сыновьями. Это привело не к мирному общему правлению братьев, а к грызне за центральную княжескую власть в Киеве!
Может быть, стоило оформить «Причины и последствия» в форме таблицы? как тезисный текст информация практически не воспринимается. Такое впечатление, что пункты просто из контекста выдернуты, без разъяснений. И почему в причинах раздробленности ни слова о лествичном праве? С его введением же — формально, во всяком случае — и началось деление русских земель на уделы и далее по нисходящей?
Лествичное право лишь опосредованно виновно в феодальной раздробленности. Это древняя родовая норма наследования, имевшая место задолго до образования Древнерусского государства. Скорее деление на уделы Киевской Руси можно объяснить «чадолюбием» Киевских князей.
Феодальная раздробленность – логичное завершение периода расцвета. После расцвета всегда следует упадок, поэтому такое положение вещей закономерно. И причины тут тоже предельно ясны. В первую очередь, это отсутствие четкого механизма наследования власти.
Важной эпохой в истории есть период Киевской Руси. В период распада Киевской Руси, очень часто менялось разделение княжеского управления. Каждый князь пытался захватить себе побольше земли и иметь чем покрепче власть. Эти события приводили к столкновениям княжеских семей, что влекло за собой братоубийство.
Действительно, вместо того, чтобы заниматься подъемом экономики и своим народом, князья то и дело что-то делили между собой. Кроме проведения междоусобных войн, и времени на поддержание торговли или укрепление внешнеполитических связей совсем не оставалось.
Очень двойственная информация об этом периоде. Здесь как-то нелепо сосуществуют и кровавые братоубийственные истории, и экономический подъем многих из земель. Противоречивость некоторых данных поражает, и отношение у некоторых историков соответственное…
Как ни странно, но феодальная раздробленность на Руси положительно повлияла на развитие культуры и хозяйства, прежде всего потому, что многочисленные города стали центрами торговли и ремесла, которое поднимало общую культуру всего пространства русского мира того времени.
Как мне кажется, ни в коем случае нельзя относить к причинам раздробленности возросшую роль православной церкви. Она будет как раз одной из причин объединения. А государством в государстве церковь была у католиков. Для православия это как раз не характерно. Здесь светская власть была сильнее религиозной. И если возникал временный паритет в 17 веке, то закончился он возвышением светской власти.
Из плюсов только невыплаты дани и все.
Распад был неизбежен по причине естественных исторических процессов. Зарождение, расцвет и гибель государства. Борьба за власть и постоянная вражда между престолонаследниками — вот то, что в дальнейшем будут искоренять цари русские и императоры.
Распад княжества возможно был даже предопределен, когда переходит власть к старшему в роду, младшие начинаются первые чуть не проливать кровь собственного родственника. И возможно, такие родственные связи не будут благоприятные для любого государства в мире. Возможно если бы, не было бы алчности в каждом человеке возможно россия была бы еще больше.
Причины феодальной раздробленности можно было бы еще подразделить на следующие категории: экономические (возникновение крупной феодальной натуральное хозяйство; внешняя торговля), социальные (социальное неравенство; недовольство из-за отсутствия местных князей; бояре, местные князья выступали за дробление) и политические (центробежная тенденция; лествичное право на Руси; отсутствие внешней угрозы)
А принцип: «Разделяй и властвуй!» разве не подходит к этой теме. Возможно, что кому-то было выгодно создавать межплеменную рознь!? Ведь в то время только крестили Русь через государственный аппарат: по приказу князя Владимира! И скорее всего некоторые были против насильственного крещения, вот и отделялись…
Спасибки!
Вы мне очень помогли)))
Разве это всё правда
Не нужно думать и гадать и изобретать велосипед. Владимир наплодил детей и всё от сюда и пошло. Нужно, как Роксолана народила 3 детей, одного оставляют, а остальных, как это не больно, омертвляют. Такой существовал отбор. И Киевская Русь была бы спасена.
Как ты смеешь говорить так про Великого князя! ‘Натрахавают’голову-когда она не корректно выражается. А князь Владимир ‘красно-солнышко’на рожал.А ты бы своих детей умертвил?
Назовите основные черты феодализма в чем причины политической раздробленности
Сословия- обособленные группы населения средневекового общества, наделенные своими правами и обязанностями.
Сословная структура средневекового общества оформилась к XI столетию. Сложились три сословия:
— оratores (молящиеся), то есть духовенство;
— bellatores (сражающиеся), то есть рыцарство;
— laboratores (работающие), то есть горожане.
Подавляющее большинство населения Европы в средние век а составляли крестьяне. За их счет жили все категории феодалов — церковные (епископы, настоятели монастырей — аббаты и др.) и светские (герцоги, графы, бароны и др.).
Большая часть земель, на которых работали крестьяне, к XI в. принадлежала феодалам. Во время непрерывных междоусобных войн крестьяне искали защиты у соседнего сеньора или монастыря. Найдя могущественного покровителя, крестьянин вынужден был признать свою зависимость от него, передать ему в собственность свой земельный надел. Зависимый крестьянин продолжал вести хозяйство на прежнем своем наделе, но за пользование им господин требовал исполнения барщины и уплаты оброков. Барщиной называют все работы крестьян в хозяйстве феодала (обработка господской пашни, строительство домов и сараев, возведение оборонительных сооружений, ловля рыбы, заготовка дров и т. п.). Оброком называют платежи крестьян владельцу земли — продуктами (зерном, скотом, птицей, овощами) и изделиями своего хозяйства (полотном, кожами). Власть феодала над крестьянином проявлялась не только в том, что тот работал на барщине и платил оброк (поземельная зависимость), крестьянин и лично был подвластен феодалу (личная зависимость), землевладелец судил его в своем суде, крестьянин не имел права без позволения своего господина переселиться в другую местность.
Однако, несмотря на поземельную и личную зависимость от феодала, крестьянин не был абсолютно бесправен. Сеньор не мог казнить его, согнать с надела (если тот выполнял свои обязанности), продать или обменять без земли и отдельно от семьи. Огромную роль в жизни средневековых людей играл обычай, который соблюдали как крестьяне, так и сеньоры. Размеры оброка, виды и продолжительность барщинных работ не менялись из поколения в поколение. То, что было раз и навсегда установлено, считалось разумным и справедливым.
Сеньоры не могли по своей воле увеличить крестьянские повинности. Сеньоры и крестьяне были нужны друг другу: одни были «всеобщими кормильцами», от других трудовой люд ждал защиты и покровительства.
В средние века было распространено учение, согласно которому все население Европы в соответствии с Божьей волей делится на три группы — три сословия (входящие в эти сословия люди обладают разными правами и обязанностями). Служители церкви (священники и монахи) составляли особый слой населения — духовенство, считалось, что оно руководит духовной жизнью людей — заботится о спасении душ христиан; рыцари защищают страну от чужеземцев; крестьяне и горожане занимаются сельским хозяйством и ремеслом.
Тот факт, что на первом месте стояло духовенство, вовсе не случаен, ведь главным для средневекового европейца были его отношения с Богом, необходимость спасения своей души после окончания земной жизни. Служители церкви в целом были образованнее рыцарей и, тем более, крестьян. Почти все ученые, писатели и поэты, художники и музыканты той эпохи были духовными лицами; они же часто занимали высшие государственные должности, оказывая влияние на своих королей. Духовенство делилось на белое и черное, или монашество. Первые монастыри — общины монахов — появились в Европе уже после падения Западной империи. Монахами в основном становились глубоко верующие христиане, желавшие посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Они давали обеты (обещания): отказаться от семьи, не жениться и не выходить замуж; отказаться от имущества, жить в бедности; беспрекословно подчиняться настоятелю монастыря аббату (в женских монастырях — аббатиссе^, молиться и трудиться. Многие монастыри владели обширными землями, которые обрабатывали зависимые крестьяне. При монастырях часто возникали школы, мастерские по переписке книг, библиотеки; монахи создавали исторические летописи (хроники). В средние века монастыри были центрами образования и культуры.
Второе сословие составляли светские феодалы, или рыцарство.сажнейшими занятиями рыцарей были война и участие в военных состязаниях — турнирах; досуг рыцари проводили на охоте и на пирах. Обучение письму, чтению и математике не было обязательным. В средневековой литературе описаны правила достойного поведения, которым должен был следовать каждый рыцарь: быть беззаветно преданным Богу, верно служить своему сеньору, заботиться о слабых и беззащитных; соблюдать все обязательства и клятвы. В действительности рыцари далеко не всегда следовали правилам чести. Во время войн они часто творили всяческие бесчинства. Феодалы жили в крепких каменных замках (в одной только Франции их было около 40 тысяч). Замок окружал глубокий ров, проникнуть внутрь можно было только при опущенном подъемном мосте. Над стенами замка высились оборонительные башни, главная — донжон, состояла из нескольких этажей. В донжоне находилось жилище феодала, пиршественный зал, кухня, помещение, где хранились припасы на случай длительной осады. В замке, кроме феодала, жила его семья, воины и слуги.
Усложнение социальной структуры средневекового общества было связано с возникновением городов, обусловленным глубинными экономическими процессами, прежде всего развитием сельского хозяйства. В X—XI вв. агрикультура достигла высокого уровня: распространилось двуполье, увеличилось производство зерна, технических культур, развивалось садоводство, виноградарство, огородничество, животноводство. В результате как в домениальном, так и в крестьянском хозяйстве возник избыток сельскохозяйственной продукции, который можно было обменять на ремесленные изделия, — создавались предпосылки для отделения ремесла от сельского хозяйства.
Совершенствовались и навыки сельских ремесленников — кузнецов, гончаров, плотников, ткачей, башмачников, бондарей, прогрессировала их специализация, в результате они всё меньше занимались сельским хозяйством, работая на заказ для соседей, обменивая свою продукцию, пытаясь реализовать её в более широких масштабах. Такие возможности предоставлялись на ярмарках, сложившихся в результате межрегиональной торговли, на рынках, возникавших в местах скопления людей — у стен укреплённых бургов, королевских и епископских резиденций, монастырей, у переправ и мостов и т. д. Сельские ремесленники начинали переселяться в такие места.
Светские и духовные сеньоры были заинтересованы в возникновении торгово-ремесленных поселений на своих землях, поскольку эти центры давали им значительную прибыль. Они поощряли бегство чужих крестьян в города, гарантируя им свободу. Позднее это право закрепилось за самими городскими корпорациями, в Средневековье сложился принцип «городской воздух делает свободным».
Городское население было весьма пёстрым: основную его массу составляли ремесленники, торговцы и люди, занятые в сфере обслуживания, — грузчики, водоносы, угольщики, мясники, пекари, цирюльники. Особую привилегированную группу горожан представляли собой феодальные сеньоры, владевшие городскими землями, и их окружение, представители духовных и светских властей. Городскую верхушку составлял патрициат — богатое купечество, ведущее международную торговлю, дворяне-землевладельцы, позже в него вошли и наиболее зажиточные цеховые мастера. Главными критериями принадлежности к патрициату были богатство и участие в управлении городом.
Город был органическим порождением и составной частью феодальной экономики. Возникнув на земле феодала, он зависел от сеньора и был обязан выполнять платежи, натуральные поставки и отработки, подобно крестьянской общине. Высококвалифицированные ремесленники отдавали сеньору часть своих изделий, остальные работали на барщине, чистили конюшни, несли постойную повинность. Города стремились освободиться от этой зависимости и добиться свободы и торгово-экономических привилегий. В XI—XIII вв. в Европе развернулось коммунальное движение — борьба горожан против сеньоров, принимавшая очень острые формы. Результатом коммунального движения стало почти повсеместное освобождение городов от сеньоров (которые тем не менее могли оставаться там на правах жителей) и формирование органов самоуправления. К власти в городах пришёл патрициат, контролировавший мэрию, суд и другие выборные органы. Всевластие патрициата привело к тому, что масса городского населения встала в оппозицию к нему, череда восстаний XIV в. завершилась тем, что патрициату пришлось допустить к власти верхушку городских цеховых организаций.
Городские корпорации. В большинстве западноевропейских городов ремесленники и торговцы объединялись в профессиональные корпорации — цехи и гильдии, что было продиктовано общим состоянием экономики и недостаточной ёмкостью рынка, поэтому требовалось ограничить количество производимой продукции, чтобы избежать перепроизводства, снижения цен и разорения мастеров. Цех противостоял конкуренции со стороны сельских ремесленников и иностранцев. В своём стремлении обеспечить всем мастерам равные условия существования он выступал аналогом крестьянской общины. Цеховые статуты регулировали все стадии производства и реализации продукции, регламентировали время работы, количество учеников, подмастерьев, станков в мастерской, состав сырья и качество готовых изделий.
Ремесленные корпорации и союзы торговцев — гильдии — выполняли самые разные функции, в том числе политические и культурные: способствовали сплочению горожан в борьбе за коммунальные вольности, организовывали отряды городской милиции, строили гильдейские холлы, возводили церкви, посвящённые святым — покровителям цеха, устраивали в дни праздников процессии и театрализованные представления.
Город и феодализм. Роль города как нового явления в жизни Западной Европы классического Средневековья была чрезвычайно высока. Он возник как порождение феодальной экономики и был её неотъемлемой частью — с господствовавшим в нём мелким ручным производством, корпоративными организациями, подобными крестьянской общине, подчинением до определённого времени феодальным сеньорам. В то же время он был очень динамичным элементом феодальной системы, носителем новых отношений. В городе концентрировались производство и обмен, он способствовал развитию внутренней и внешней торговли, формированию рыночных связей. Он оказывал огромное воздействие на экономику сельской округи: благодаря наличию городов в товарный обмен с ними втягивались как крупные феодальные вотчины, так и крестьянские хозяйства. Этим в значительной мере был обусловлен переход к натуральной и денежной ренте.
В политическом отношении город вырвался из-под власти сеньоров, в нём начала формироваться собственная политическая культура — традиции самоуправления, выборности, состязательности. Рост городов привёл к складыванию совершенно нового сословия феодального общества — бюргерства, включавшего купечество и ремесленников, полноправных и лично свободных горожан. Со временем благодаря развитию системы образования и университетов в городах сформировалась прослойка интеллектуалов — учёных, университетских преподавателей, юристов, врачей. В городской среде сложилась новая система этических ценностей, психология и культура. Позиция европейских городов сыграла важную роль в процессе государственной централизации и укрепления королевской власти.
Вопросы и задания:
Каковы были предпосылки складывания феодальных отношений?
Охарактеризуйте структуру западноевропейского общества в начале и в конце развитого Средневековья. Какие изменения произошли в положении основных групп населения в этот период?
Объясните, что лежало в основе отношений сеньора и вассала. Какую роль играли при этом личные обязательства?
. Какие аргументы можно привести для обоснования правильности выражения «Городской воздух делает свободным», опираясь на историю Раннего Средневековья?
Назовите функции городов Средневековья, охарактеризовав каждую из них