Называет действие предмета но отвечает на вопрос что
Урок русского языка в 1-м классе по теме «Слова, обозначающие действия предмета и отвечающие на вопросы «Что делал? Что делает? Что сделает?»
Цели:
Ход урока
1. Организационный момент
Уч-ль. Прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.
2. Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока
На доске: Ученик Сомов внимательно … задачу. Мальчик … над её вопросом. Коля обязательно … задачу правильно.
Справка: решит, прочитал, думает
Уч-ль. Прочитайте данный на доске текст. Познакомьтесь со справкой. Сформулируйте задание к упражнению.
Уч-к. Надо восстановить текст, пользуясь словами из справки.
Уч-ль. Прочитайте восстановленный текст.
(Ученики выполняют задание, читают полученный текст: Ученик Сомов прочитал задачу. Мальчик думает над её решением. Коля обязательно решит задачу правильно.)
Уч-ль. Определите, что обозначают слова из справки и на какие вопросы они отвечают. Назовите тему сегодняшнего урока.
Уч-к. Находящиеся в справке слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? Это тема нашего урока. (На доске открывается заранее записанная тема урока.)
Уч-ль. Определим цель урока.
На доске опорная запись:
3. Минутка чистописания
Уч-ль. Начнём работу над поставленной целью с минутки чистописания. На минутке чистописания мы составим узор. В него должна войти строчная буква, которая имеется во всех словах из справки и любые элементы букв. Найдите эту букву.
Уч-к. В словах прочитал, думает и решит имеется строчная буква т. Её будем писать в узоре чистописания.
Уч-ль. Вспомним, как правильно пишется строчная буква т.(На доске вывешивается плакат с написанием данной буквы, и учитель обращает внимание на специфику написания параллельности элементов в букве т.) Каждый теперь сам составит свой узор.
Ученики самостоятельно пишут в тетрадях свои узоры, 2-3 ученика затем записывают их на доске. (Например: т / т // т /// т //// … и указывают закономерность записи: строчная буква т чередуется с написанием коротких наклонных линий, количество которых увеличивается на один.)
4. Изучение нового материала
Уч-ль. Ребята, назовите ещё раз слова из справки. (Слова убраны с доски) Дайте характеристику звука, обозначенного буквой, с которой работали в минутке чистописания.
Уч-к. В словах прочитал, думает, решит строчная буква т обозначает согласный глухой парный твёрдый парный звук [т].
Уч-ль. Придумайте и назовите слова по теме урока, чтобы эта буква обозначала мягкий звук в начале слова.
(Ученики называют слова, а учитель записывает на доску предложенные варианты.)
Уч-ль. Задайте вопросы к данным словам.
(Ученики называют вопросы, а учитель вывешивает плакат с вопросами глагола.)
Уч-ль. Скажите, что обозначают данные слова, отвечающие на перечисленные вопросы.
Уч-к. Данные слова обозначают действия предмета.
Учитель. Обобщите, что вы узнали о данных словах.
Ученик. Данные слова обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делал? что делает? что сделает?
Уч-ль. Откроем учебник на странице 72 и прочитаем ПРАВИЛО.
(УМК « Планета Знаний», Т.М.Андрианова «Русский язык» 1класс)
(Ученики читают правило вслух; далее рассказывают правило по памяти и приводят свои примеры.)
5. Словарная работа
На доске: КЛРИДУСОЩНВАНРТЬ
Уч-ль. А сейчас в данной записи найдите новое словарное слово. Подходит ли оно к теме нашего урока?
Уч-к. В данной записи пропускаем по 2 буквы и получаем слово рисовать. Оно обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?, значит, подходит к теме нашего урока.
Уч-ль. Сделаем фонетический разбор этого слова.
и заполняем звуковую схему слова:
Уч-ль. Составим предложение с новым словарным словом по схеме на доске:
(Например: Девочка Марина рисует красками пейзаж.)
Уч-ль. Запишите данное предложение, изменив слово, соответствующее по теме урока, на однокоренное, которое отвечает на вопрос что делала?
Ученики пишут предложение: Девочка Марина рисовала красками пейзаж.
6. Физминутка
Уч-ль. Дети, встаньте, выйдите из-за парт. Я буду называть слова, а вы выполняйте действия, которые они обозначают:
7. Первичное закрепление нового материала
Уч-ль. Какая имеется особенность в словах, используемых на разминке?
Уч-к. Слова обозначают противоположные действия, т.е. являются АНТОНИМАМИ.
Уч-ль. Назовите антонимы к словам: болеть, спать.
болеть – здравствовать
спать – бодрствовать)
Уч-ль. Запишите любую пару слов из числа названных.(Ученики выполняют задание.) Скажите, какую пару вы записали.(Отвечают 3-4 ученика.)
Уч-ль. А теперь назовите СИНОНИМЫ, т.е. близкие по смыслу, к тем же словам: болеть, спать.
(Ученики называют, а учитель вывешивает карточку на доску:
Уч-ль. Запишите пару слов, которая имеет переносное значение.
(Ученики выписывают пару: спать – клевать носом.)
Уч-ль. Данное выражение «клевать носом» называют ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ. Это устойчивое выражение с самостоятельным значением. В учебнике на странице 73 найдём упражнение 4.
Уч-ль. Прочитаем предложенные фразеологизмы. Подберём близкие к ним по значению слова по теме урока.
Уч-к. Синонимами к данным фразеологизмам будут такие слова:
витать в облаках, т.е. мечтать;
держать язык за зубами – молчать;
зарубить на носу – значит, запомнить.
Уч-ль. Запишите тот фразеологизм, который считаете для себя поучительным.
(Ученики выбирают и записывают, а учитель выясняет, какой фразеологизм записали у 3-4 учеников.)
8. Закрепление нового материала
На доске: Ветер воет.
Уч-ль. Прочитайте предложения. Постарайтесь их запомнить. (Ученики выполняют задание.) Напишите предложения по памяти в таком порядке, чтобы получился текст. (Доска закрыта.) Проверим.
Уч-к. Я записал предложения в следующем порядке:
Солнце спряталось. Ветер воет. Гром грохочет. Птицы примолкли.
Уч-ль. Поднимите руку, кто всё написал правильно. Продолжите текст, добавив ещё одно предложение сходной структуры так, чтобы рассказ завершился.
(Например: Началась гроза. 2 ученика зачитывают получившиеся тексты.)
Уч-ль. В полученном тексте найдите слова по теме урока.
Уч-к. В тексте я нашёл слова: воет, грохочет, примолкли, спряталось, началась, которые соответствуют теме нашего урока.
Уч-ль. Докажите, что названные слова действительно соответствуют теме урока.
Уч-к. Данные слова обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делает? – воет, грохочет; что сделали? – примолкли; что сделало? – спряталось; что сделала? – началась.
Уч-ль. Прочитаем ещё раз правило из учебника. (Ученики читают правило.) Расскажите правило. Приведите примеры ещё не звучавшие на уроке. (Отвечают 2 ученика.)
Уч-ль. Найдите в тексте слова, обозначающие действия, с такой же орфограммой, как в слове «прЯмой».
9. Итог урока
Уч-ль. Ребята, выполнили ли мы цель, поставленную перед нами в начале урока?( Сравниваем с доской, где закодирована цель опорными словами.)
Уч-ль. Скажите, пожалуйста, чему вы научились на уроке? (Выслушиваются 2-3 ученика.)
10. Домашнее задание
Уч-ль. Запишите домашнее задание: выучить правило; выполнить упражнение 3 на странице 72.
11. Рефлексия
Уч-ль. Ребята, сейчас оцените наш урок:
Ученики выражают предложенными действиями своё отношение к уроку и своему труду на нём.
Русский язык
Обложка урока взята с источника.
План урока:
Части речи, предмет, признак предмета, действие
Посмотри на слова, которые записаны на доске. Раздели их на 3 группы.
Проверь себя. По какому признаку ты разделил слова?
Вспомни, на какой вопрос отвечает каждая группа?
Разберемся с каждой из частой речи подробнее.
Имя существительное
Посмотри на рисунки. Задай вопрос к каждому из них.
Все эти слова являются именами существительными. Название свое они получили за то, что обозначают всякий предмет, который существует в окружающем нас мире.
Распредели слова на 2 столбика: одушевленные и неодушевленные:
собака, медведь, тарелка, хобот, животное, солдат, альбом, избушка, внук, поезд.
Прочитай текст и выбери с какой буквы нужно писать имена существительные.
Сколько предметов могут обозначать существительные?
Измени число существительных.
Глагол как часть речи
Посмотри на записи. Подбери к существительным слова, которые отвечают на вопрос: «что делает?».
Слова, которые ты подобрал, называются глаголы.
Догадайся по действиям, какие предметы могут их совершать.
Также как и существительные, глаголы могут изменяться по числам.
Если глагол обозначает действие одного предмета, то он стоит в единственном числе, а если двух или нескольких – во множественном.
Раздели глаголы на две группы: единственное и множественное число.
Имя прилагательное
Прочитай и сравни два текста. Чем они отличаются друг от друга?
Верно, второй текст помогает более ярко и верно представить то, что случилось с природо
й весной.
Какие именно слова появились во втором тексте? Что они обозначают?
Ранняя, яркое, зимнего, первый, лесной – все эти слова обозначают признак предмета, уточняют его.
Прочитай. Попробуй подобрать к каждому предмету подходящий признак.
Все слова второго столбика – имена прилагательные.
Подбери к каждому предмету прилагательное.
Найди ошибки в прилагательных.
Сегодня ты узнал много нового.
Если усвоишь все новые знания про имя существительное, имя прилагательное и глагол, то твоя речь станет красивой, яркой и грамотной.
Поделиться уроком с друзьями:
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Найди существительное, которое отвечает на вопрос кто?
1) Одуванчик 2) Праздник 3) Облако 4) Тигр
Найди существительное, которое отвечает на вопрос что?
1) Собака 2) Тайга 3) Девочка 4) Комар
Выбери прилагательное, которое подходит к слову тарелка:
1) Мохнатая 2) Глубокая 3) Чистый 4) Сердитая
На какой вопрос отвечает глагол опоздал:
1) Что делать? 2) Что сделала? 3) Что сделать? 4) Что сделал?
В каком предложении части речи употреблены во множественном числе:
1) Распустились первые подснежники 2) Дует сильный ветер 3) Плачет маленький ребёнок 4) Едет зелёный грузовик
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 66. Слова-действия
Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что делает? что делают? делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др.
Основное лексическое значение слова называется прямым. Оно точно указывает на предмет, действие или признак.
Иногда значение одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 74.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Прочитайте стихотворение. Оно поможет вам определить тему урока.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам ГЛАГОЛ.
Давным-давно в стране, под названием Части Речи, жили-были только имена существительные. Что? Дерево. Кто? Щенок. Что? Солнце. Жили существительные очень скучно, потому что ничего не делали.
И вот однажды в Страну пришли жить глаголы. Они не могли смотреть на то, что все бездействуют, потому что сами были большие непоседы.
Глаголы постоянно что-то делали. Глаголы были очень разговорчивы. Стоило спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – глаголы тут как тут.
И в один момент в Стране всё изменилось! Дерево стало зеленеть, цвести, плодоносить. Солнце – греть, светить, радовать, лаять, играть. Что же произошло? Да просто глаголы научили всех действовать!
А как же отличить глагол от других частей речи. Например, от имени существительного.
На какие вопросы отвечают слова ворона и воробей? Слова ворона и воробей отвечают на вопрос кто? Эти слова обозначают предметы. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными.
Как подаёт голос воробей? Воробей чирикает. Как подаёт голос ворона? Ворона каркает. Слова каркает и чирикает отвечают на вопрос что делает? Слова, отвечающие на вопросы что делает?, обозначают действие предмета и называются глаголами.
По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного!
В предложении глаголы чаще всего являются главным членом предложения – сказуемым и подчёркиваются двумя чертами.
Глаголы изменяются по числам.
Сделаем выводы о том, что такое глагол:
У слова может быть несколько лексических значений. Глаголы могут иметь прямое и переносное значения. Прямое значение прямо указывает на действие (плакала девочка). Переносное значение – это новое лексическое значение слова, когда прямое значение переносится на другой предмет, если действия сходны по выполняемому действию (плакала берёза.).
Попробуйте определить значение глагола в следующем стихотворении:
В русском языке нашёл
Шёл и просто человек.
Утром шёл десятый час.
В каком предложении глагол «шёл» употребляется в значении «двигаться, переступая ногами»? В предложении: Шёл и просто человек.
Это прямое значение глагола.
А что вы скажите о дождике, снеге, часе, мультфильме? В этих предложениях глагол употреблён в переносном значении.
Употребление глагола в переносном значении – это средство художественной изобразительности, которое называется олицетворением.
Олицетворение – перенесение признаков и свойств живого существа на неодушевлённые предметы.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Правильный выбор.
Выделите цветом глаголы, которые отвечают на вопрос что делал?
Поёт; сияло; думал; подошёл; писал; говорит; знала; хотел; играть; радуется; учил.
Подсказка: должно быть четыре глагола.
Поёт; сияло; думал; подошёл; писал; говорит; знала; хотел; играть; радуется; учил.
Задание. Порядок событий.
Расположите слова каждой строки в последовательности, отражающей порядок событий.