Не говори что молодость сгубила

Николай Некрасов — Не говори, что молодость сгубила

Николай Некрасов — Не говори, что молодость сгубила

Не говори, что молодость сгубила
Ты, ревностью истерзана моей;
Не говори. близка моя могила,
А ты цветка весеннего свежей!

Тот день, когда меня ты полюбила
И от меня услышала: люблю, —
Не проклинай! близка моя могила,
Поправлю все, все смертью искуплю!

Не говори, что дни твои унылы,
Тюремщиком больного не зови:
Передо мной — холодный мрак могилы,
Перед тобой — объятия любви!

Я знаю: ты другого полюбила,
Щадить и ждать наскучило тебе…
О, погоди! близка моя могила —
Начатое и кончить дай судьбе. »

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Источник

Тяжелый крест достался ей на долю…

Тяжелый крест достался ей на долю:
Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;
Кому и страсть, и молодость, и волю —
Всё отдала, — тот стал ее палач! Давно ни с кем она не знает встречи;
Угнетена, пуглива и грустна,
Безумные, язвительные речи
Безропотно выслушивать должна: «Не говори, что молодость сгубила
Ты, ревностью истерзана моей;
Не говори. близка моя могила,
А ты цветка весеннего свежей! Тот день, когда меня ты полюбила
И от меня услышала: люблю —
Не проклинай! близка моя могила:
Поправлю всё, всё смертью искуплю! Не говори, что дни твои унылы,
Тюремщиком больного не зови:
Передо мной — холодный мрак могилы,
Перед тобой — объятия любви! Я знаю: ты другого полюбила,
Щадить и ждать наскучило тебе…
О, погоди! близка моя могила —
Начатое и кончить дай судьбе. »Ужасные, убийственные звуки.
Как статуя прекрасна и бледна,
Она молчит, свои ломая руки…
И что сказать могла б ему она. [1](Весна 1855)В Ст 1879 ошибочно датировано: «1856». Наличие автографов в названных тетрадях дает основание уверенно датировать это стихотворение весною 1855 г.
С.И. Пономарев считал, что в стихотворении речь идет о матери Некрасова (Ст 1879, т. IV, с. XLVI). Возражая Пономареву, Н.Г. Чернышевский писал: «…дело идет о совершенно иной женщине, о той, любовь к которой была темою стольких лирических пьес Некрасова» (Чернышевский, т. I, с. 750). Стихотворение посвящено А.Я. Панаевой и навеяно обострением болезни Некрасова весною 1855 г. (см. ниже комментарий к «Последним элегиям»).
В 1889 г. в беседе со своим литературным секретарем М.П. Красновым Чернышевский назвал это стихотворение «лучшим лирическим произведением на русском языке» (ЛН, т. 49–50. М., 1949, с. 602).
Положено на музыку (К. Кехрибарджи, 1875; Я.Ф. Пригожий, 1877; А.С. Фаминцын, 1889).

Источник

Не говори что молодость сгубила

НЕ ГОВОРИ, ЧТО МОЛОДОСТЬ СГУБИЛА

Музыка и слова Якова Пригожего

Не говори, что молодость сгубила,
Ты ревностью истерзана моей,
Не говори, близка моя могила,
А ты цветка весеннего свежей!

Я знаю, ты другого полюбила;
Щадить и ждать наскучило тебе;
Но подожди, близка моя могила,
Начатое и кончить дай судьбе!

Не говори, что дни твои унылы,
Тюремщиком больного не зови;
Передо мной холодный мрак могилы,
Перед тобой объятия любви!

Ужасные, убийственные звуки,
Как статуя, прекрасна и бледна,
Она молчит, свои ломая руки,
И что сказать могла ему она!

Тот день, когда меня ты полюбила
И от меня услышала: люблю,
Не проклинай, близка моя могила,
Исправлю все, все смертью искуплю.

Из репертуара Нины Дулькевич (1891-1934)

Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

Яков Пригожий (1840-1920)

Хотя здесь автором слов и музыки указан Яков Пригожий, но, вообще, в основе текста лежит отрывок из стихотворения Николая Некрасова «Тяжелый крест мне достался» (1856). Романс Пригожего написан в 1877 году. Этот же отрывок в 1889 году положен на музыку А. С. Фаминцыным.

АВТОРСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Не говори, что молодость сгубила
Ты, ревностью истерзана моей;
Не говори. близка моя могила,
А ты цветка весеннего свежей!

Источник

Не говори что молодость сгубила

«Поэзия — превращение крови в чернила.»

«Проза занимает место в литературе только благодаря содержащейся в ней поэзии.»

«Ранние стихи Лермонтова, к сожалению, дошли до нас.»

«Стихи делают не из мыслей, мой дорогой. Стихи делают из слов.»

«И что такое поэзия, пусть даже не хорошая, а просто ― поэзия? Какие знаки различия носит Медный Всадник?»

«Времена великих прозаиков наступали тогда, когда мужчины брились. Времена великих поэтов наступали тогда, когда мужчины носили бороды.»

Анатолий Васильевич Луначарский:

«Поэзия не может не быть поэзией своего времени и должна быть ею. Но тот, кто выражает черты своего времени, роднящие его с будущим, оказывается бессмертным.»

«Поэзия ― любовной страсти дочь И ею во сердцах горячих укрепилась, Но ежели осёл когда в любви горит, Горит, но на стихах о том не говорит.»

Лев Николаевич Толстой:

«Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело.»

«Отличие хороших стихов от плохих. В хороших стихах запоминаются хорошие строчки, а в плохих —плохие.»

Георгий Валентинович Плеханов:

«Когда поэту не нужен и не понятен окружающий его человеческий мир, то он сам остается ненужным и непонятным для окружающего человеческого мира.»

«Между ученым и поэтом простирается зеленый луг: перейдет его ученый — станет мудрецом, перейдет его поэт — станет пророком.»

«Мы уже в том возрасте, когда любят не поэтов, а стихотворения.»

«Поэзия — чувство, закованное в броню размера и рифмы.»

«Поэзия и искусство — это особая форма не только выражения, но и познания.»

«Остроумно написанный памфлет точно отравленная стрела, которая не только наносит рану, но и делает ее неизлечимой.»

Джордж Ноэл Гордон Байрон:

«Нельзя вблизи сидящих на престоле Стоять певцу.»

Константин Георгиевич Паустовский:

«Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель.»

Владимир Галактонович Короленко:

«Стих прежде всего — гармония.»

Александр Александрович Бестужев:

«Да, да, в стихах моих знакомых Собранье мыслей — насекомых!»

«Мы ведь знаем мнение величайших ученых, что разные отрасли знания требуют изучения и наставления, поэтическую же способность создает сама природа, и поэт творит из своего духа и в то же время как бы вдохновляется свыше.»

«Поэзия — музыка мысли, доносимая до нас в музыке языка.»

«Негодование делает поэтом.»

«Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим поэтом, но уже второй был олухом.»

«Если век может идти себе вперёд, науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, — то поэзия остается на одном месте, не стареет и не изменяется. Цель её одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарились и каждый день заменяются другими, произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно юны.»

«Ты хочешь, чтобы твои песни не умерли? Пой о сердце человека.»

«Цель поэзии – поэзия.»

«Поэт — существо легкое, крылатое и священное, и он может творить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка.»

«Хороших стихов мало у кого много.»

«Поэт — самое одинокое и наименее одинокое существо на свете.»

Готхольд Эфраим Лессинг:

«Я давно уже считал, что двор — не место для поэта, который должен изучать природу. Но если пышность и этикет превращают людей в машины, то обязанность поэта — снова сделать из этих машин людей.»

«Поэты — непризнанные законодатели мира.»

«Цель поэзии — полезная правда.»

«Верлибр, победа разума над размером.»

«Поэзия — это религия без надежды.»

«Стихотворение есть растянутое колебание между звуком и смыслом.»

«Стихи могут быть без ритма, стихи могут быть без рифмы, стихи могут быть без смысла. — но нельзя, чтобы все сразу в одном стихотворении.»

Федерико Гарсиа Лорка:

«Поэтический образ — это всегда трансляция смысла.»

«Искусство и поэзия достигают полного развития только благодаря тесному союзу их руководящих представлений с теми познаниями о природе и реальности, которые достигнуты наукой.»

«Поэтическое воображение по сути своей не формирует, а деформирует образы.»

«Знание предмета для поэта то же, что прочность материала для архитектора.»

Владимир Галактионович Короленко:

«Поэтический язык — краткий, сжатый, картинный и музыкальный.»

«Проза – это слова в наилучшем порядке, а поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке.»

«Отец стихотворения — поэт, мать — язык.»

«Мастера прошлого работали так старательно над поэзией хайкай, что им удавалось сочинить всего два или три хайку за всю жизнь. Для начинающего копировать природу легко — вот от чего они предостерегают нас.»

Джеймс Дуглас Моррисон:

«Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.»

Томас Стернз Элиот:

«Истинная поэзия воспринимается прежде, чем понимается.»

«Поэт смотрит на пороки современников как на временное облачение для своих созданий, прикрывающее, но не скрывающее их извечную гармонию.»

«Нельзя постичь жизнь поэта без знания процесса воображения.»

«Поэзия — это то. что увидел Мильтон, когда ослеп.»

«Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой, с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик.»

«В свой час своя поэзия в природе.»

Анна Андреевна Ахматова:

«Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда.»

Эмиль Мишель Чоран:

«Ветер, который так прекрасно замещает музыку и поэзию. Странно, что в краях, где он дует, ищут каких-то других средств выражения.»

«Весь мир надорван по самой середине. А так как сердце поэта — центр мира, то в наше время оно тоже должно самым жалостным образом надорваться. В моем сердце прошла великая мировая трещина.»

Томас Бабингтон Маколей:

«Анализ — не дело поэта. Его призвание — воспроизводить, а не расчленять.»

«Поэзия (как ошибочно считают люди наивные или пресыщенные) заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека.»

«Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.»

«Первым поэтом был тот, кто сравнил женщину с цветком, а первым прозаиком – тот, кто сравнил женщину с другой женщиной.»

«Поэт — не толпа, он неизлечимо одинок.»

«Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.»

«Поэзия – это проза среди искусств.»

«Поэзия — это первоначальная попытка расковать немоту мысли.»

«От поэта часто остается одно-единственное стихотворение. Жаль, что неизвестно заранее, какое именно, а то бы можно было не писать всех остальных.»

«Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.»

«Поэзия ― она как рвота. Попробуй, удержи её, Зажми хоть рот, стяни живот, Но всё равно прорвётся, пронесёт. И дырочку ― найдёт.»

«Историк и поэт отличаются друг от друга не речью — рифмованной или нерифмованной, их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэзии больше философского, серьезного, чем в истории: ибо она показывает общее, тогда как история только единичное.»

Вергилий Марон Публий:

«Я не стремлюсь охватить своими стихами все.»

«Бывают хорошие стихи, плохие стихи и стихи как стихи, последние ужаснее всего.»

«Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать на все что угодно.»

Ралф Уолдо Эмерсон:

«Стихотворение должно состоять из строк, каждая из которых — стихотворение.»

«Поэзия стала повседневностью.»

Михаил Аркадьевич Светлов:

«Поэзия — моя держава, Я вечный подданный ее.»

«Поэзия — памятник, в котором запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения самых лучших и счастливейших умов.»

«В поэзии нет фактов, а есть слова, нет реальности, а есть образы.»

«Стихи если и приносят пользу, то не как стихи.»

««Шуми левкой и резеда. С моей душой стряслась беда. С душой моей стряслась беда, Шуми левкой и резеда». Все понимают, что левкой не дуб и резеда не липа, шуметь они не могут. И всё-таки это хорошо, а почему хорошо, объяснить невозможно: такова поэзия. И, вспоминая Есенина, я всегда думаю: был поэт…»

«Мне нечего сказать, и я говорю это, это и есть поэзия.»

«Что может быть хуже для прирожденного поэта, чем родиться в век разума!»

«Что мне нравится у поэтов – это поэзия.»

«Не всякий, кто может писать стихи, — поэт.»

«Подлинные поэты встречаются со своими персонажами лишь после того, как создали их.»

Мигель де Сервантес:

«Поэзия подобна нежной и юной деве, изумительной красавице, которую стараются одарить, украсить и нарядить многие другие девы, то есть все остальные науки, и ей надлежит пользоваться их услугами, им же — преисполняться ее величия. Но только дева эта не любит, чтобы с нею вольно обходились, таскали ее по улицам, кричали о ней на площадях или же в закоулках дворцов. Она из такого металла, что человек, который умеет с ней обходиться, может превратить ее в чистейшее золото, коему нет цены.»

«Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное бесстрашное слово правды.»

«Чтобы наслаждаться творчеством поэта, надо, я полагаю, любить и ту культуру, к которой он принадлежит.»

«Вся скверная поэзия порождена искренним чувством. Быть естественным — значит быть очевидным, а быть очевидным — значит быть нехудожественным.»

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Николай Алексеевич Некрасов. «Тяжелый крест достался ей на долю…»

Не говори что молодость сгубила. Смотреть фото Не говори что молодость сгубила. Смотреть картинку Не говори что молодость сгубила. Картинка про Не говори что молодость сгубила. Фото Не говори что молодость сгубила

Николай Алексеевич Некрасов

Тяжелый крест достался ей на долю:
Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;
Кому и страсть, и молодость, и волю —
Всё отдала, — тот стал ее палач!

Давно ни с кем она не знает встречи;
Угнетена, пуглива и грустна,
Безумные, язвительные речи
Безропотно выслушивать должна:

«Не говори, что молодость сгубила
Ты, ревностью истерзана моей;
Не говори. близка моя могила,
А ты цветка весеннего свежей!

Тот день, когда меня ты полюбила
И от меня услышала: люблю —
Не проклинай! близка моя могила:
Поправлю всё, всё смертью искуплю!

Не говори, что дни твои унылы,
Тюремщиком больного не зови:
Передо мной — холодный мрак могилы,
Перед тобой — объятия любви!

Я знаю: ты другого полюбила,
Щадить и ждать наскучило тебе…
О, погоди! близка моя могила —
Начатое и кончить дай судьбе. »

Ужасные, убийственные звуки.
Как статуя прекрасна и бледна,
Она молчит, свои ломая руки…
И что сказать могла б ему она.

Не говори что молодость сгубила. Смотреть фото Не говори что молодость сгубила. Смотреть картинку Не говори что молодость сгубила. Картинка про Не говори что молодость сгубила. Фото Не говори что молодость сгубила

Детство и юность Николая Некрасова трудно назвать счастливыми, так как будущий поэт рос в семье, которой заправлял жестокий и своевольный отец. Он не только измывался над крепостными крестьянами, но и терроризировал домочадцев. Особенно сильно доставалось матери поэта, Елене Андреевне, которая довольно рано ушла из жизни.

Не говори что молодость сгубила. Смотреть фото Не говори что молодость сгубила. Смотреть картинку Не говори что молодость сгубила. Картинка про Не говори что молодость сгубила. Фото Не говори что молодость сгубила

Алексей Некрасов, отец поэта

Спустя 14 лет после ее смерти, в 1855 году, Николай Некрасов опубликовал стихотворение-посвящение «Тяжелый крест достался ей на долю…». В нем автор не только сочувствует матери, но и осуждает своего отца, который фактически лишил сына наследства. Некрасов отмечает, что он «стал ее палач», хотя эта образованная и знатная женщина отдала ему «и страсть, и молодость, и волю».

О том, какой была Елена Андреевна до замужества, автор может лишь догадываться. Однако он отчетливо помнит, какой она была благодаря семейной жизни. Образ пугливой, беспомощной и лишенной собственного мнения женщины, которая «безумные, язвительные речи безропотно выслушивать должна», угнетает поэта. Лишь теперь он осознает, что жизнь матери очень сильно напоминала ад, но уже не может исправить то, что совершилось. Да и в юности, пока самый близкий и родной для Некрасова человек был жив, он не осмеливался открыто противостоять отцу. Спустя годы поэт об этом сожалеет, хотя и понимает, что не ему судить своих родителей, взаимоотношения которых складывались далеко не просто.

Отец поэта был старше матери на 13 лет и постоянно упрекал свою супругу в том, что она его не любит. Ревность достигла своего апогея к тому моменту, когда юный Некрасов уже понимал, что же на самом деле происходит. Однако он видел, что не вправе вмешиваться во взаимоотношения родителей, хотя втайне и не понимал, почему мать терпит издевательства и не дает отпора человеку, который балансирует на грани помешательства. Мать запомнилась ему прекрасной и бледной, словно статуя, которая «молчит, свои ломая руки». Все упреки эта женщина сносила с удивительным достоинством, хотя не сложно было догадаться, что происходит у нее в душе. В итоге глава семейства, упрекавший жену в том, что она сводит его в могилу, пережил Елену Андреевну на 21 год. И в этом Некрасов видит не промысел Всевышнего, а жестокость и бессердечие своего отца, который слыл деспотом и самодуром.

Не секрет, что его жестокость определила последующие мировоззрения поэта, который до конца своей жизни помогал обездоленным и униженным людям. Именно они стали главными героями его произведений, в которых автор вскрывал самые тяжелые пороки общества. Однако образ матери, который присутствует не только во многих стихах Некрасова, но и в его прозаических произведениях, окутан не только ореолом мученичества, но и наполнен внутренним светом смирения перед своею участью, что характерно для всего русского народа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *