Не искушай романс о чем
Не искушай романс о чем
Жанр: романс для голоса с фортепиано.
Автор стихов: Е. Баратынский.
Время создания стихотворения: 1821 год.
Время создания романса: 1825 год.
Первое издание романса: фирма Пеца (без даты).
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь,
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больнова 4
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
За этими, казалось бы, мелкими различиями скрывается нечто более важное: Баратынский написал о перегоревшем чувстве, об обиде и остуде сердца. Его стихи полны холодом и ходом самонаблюдения. Романс Глинки взволнованной молящей интонацией ставит под сомнение непоправимость результата, на котором настаивает поэт. 5
Глинка по-глинковски индивидуально запечатлевает почувствованные им повсеместно выразительные, многих людей волнующие интонации, связывает, скрепляет их, но, в сущности, не он их изобретатель. Мелодия, ритм, сопровождение в этом и подобным ему романсах глинкинские, но в основе их лежат интонации общезначимые. В этом романсе впервые проявилось непередаваемое словами глинкинское обаяние, так сказать, его почерк, его стилевое «я», запечатленное в обобщении общезначимого. И не случайно сам композитор почувствовал здесь свою удачу. «Простота, естественность, душевное целомудрие и сердечность элегического раздумья-высказывания становятся в русской лирике основой ее психологии; и отсюда, от глинкинского «Не искушай», тянутся нити и к «Онегину» Чайковского, и к чеховским пейзажам и жанрам, и к лучшему в Станиславском. Но Глинка сам отлично понимал различие в интонационном содержании «обобщений общезначимого» и эмоциональных формулировок типа «Не искушай, «Сомнения» от искусственной субъективной лирики, хотя бы и вполне лично искренней». 6
Классически-стройная мелодия романса гармонично сливается с текстом; в ней есть та свобода и естественная грация, та благородная простота, которая со всей отчетливостью обнаруживает почерк Глинки. Впечатление стройности и чистоты стиля создается уже в выразительном вступлении фортепиано. Небольшая прелюдия к романсу с ее ниспадающими секвенциями сразу же вводит слушателя в поэтический строй стихотворения Баратынского. Эта скорбная интонация вздоха далее получает широкое развитие в вокальной партии.
Примечания
2 ГПБ, ф. 190, № 5, листы 1 – 2; № 10, листы 67 оборот – 68.
3 Кстати, не часто встречающееся слово.
4 Мы сохраняем оригинальную (авторскую) орфографию.
6 Асафьев Б. ( Игорь Глебов). Глинка. М. 1950. С. 22.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
✨Непостижимо трагичная судьба великой виолончелистки Жаклин Дю Пре «Я никак не мог.
Kalns un Laime, Гора и Счастье В 1911 году в Риге, в Гризинькалнсе родилс.
=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.
✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.
✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Глинка. » Разуверение » («Не искушай меня без нужды»)
Стихотворение Евгения Баратынского “Разуверение” увидело свет в 1821 году, а сочинено ещё раньше. И это юношеское сочинение содержит глубину умудрённого горького разочарования, выраженного с гениальной простотой чеканных строк, наполненных лирическими афоризмами, изрёченных в назидание влюбленным романтикам на все времена. Откуда в совсем юном сердце такая печаль и мудрость? И кто виновница “Разуверения”?
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье,
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
Впоследствии Евгений Баратынский счастливо женился, имел много детей, показал себя рачительным деревенским хозяином. Но эхо “Разуверения” ещё долго отзывалось в письмах друзьям его молодости и стихах поэта:
Притворной нежности не требуй от меня:
Я сердца моего не скрою хлад печальный.
Ты права, в нём уж нет прекрасного огня
Моей любви первоначальной.
Скорей всего, “Разуверение” и другие стихи Баратынского были продиктованы не столько разочарованием в любви, сколько разочарованием в самом себе и твердя: “Забудь бывалые мечты”, поэт хотел обратного, повторяя: “Уж я не верю увереньям, уж я не верую в любовь”, он выразил ещё раз мечту о любви, которая бы вернула его к новой жизни. Отрицания в стихотворении Баратынского, в сущности, скрывают желание: хочу искушений, хочу ещё предаваться сновидениям, хочу верить в любовь”.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Ретро-музыка. Старинный дивный романс-элегия «Не искушай» («Разуверение»)
Музыка Михаила Глинки
Слова Евгения Баратынского
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Немой* тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье:
Забыты прежние мечты**:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
Самое любимое мое исполнение: поют Сергей Мигай и Георгий Нэлепп
Стихотворение написано в 1821 году. Музыка написана в 1825 году.
К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства. В его романсах мы находим и сцены из жизни, портреты окружавших его людей, картины далеких времен.
В романсах Глинка использовал тексты двадцати поэтов. Он сумел отразить в музыке особенности поэтического языка разных авторов.Среди них надо отметить великих русских поэтов Пушкина, Дельвига, Баратынского и др.
Вокальные произведения Глинка писал на протяжении 32 лет. Конечно, стиль и мастерство композитора за это время сильно изменялись. В раннем периоде он искал свои пути в искусстве, писал в основном «русские песни» элегии.
Лучшие романсы этого периода отличают теплота чувств, выразительность, национальная окраска.
Одним из ярких примеров подобных романсов элегия «Не искушай» на стихи Е.Баратынского. В ней проявились характерные для бытовых романсов того времени черты.
Слушая сегодня романсы Глинки на стихи поэтов его времени, мы с вами окунаемся в лирическую, романтическую и иногда патриотическую атмосферу первой половины 19 века. Нам с вами, живущим в первой половине 21 века, неплохо иногда отдохнуть от нашего беспокойного времени и его проблем.
Просто великолепное исполнение: А.Нежданова и И.Козловский
Глинка написал по меньшей мере 74 известных исполняемых романса
Евгений Абрамович Боратынский назвал своё стихотворение «Разуверение», романс больше известен по первой строчке «Не искушай меня без нужды».
Исполнение соло: неподражаемая Надежда Обухова!
Отец Евгения Боратынского, генерал-лейтенант, состоял в свите императора Павла Первого, мать была фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны. Евгений Боратынский жил мало (1800-1844).
Википедия называет его «один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.» Поэзию его относят к романтической школе. Был дружен с Пушкиным и Дельвигом.
В своем романе «Евгений Онегин» есть строки, посвященные Баратынскому, когда Пушкин пишет о письме Татьяны, написанном по-французски:
Певец балов и страсти томной!
Когда б ты был ещё со мной,
Я мог бы просьбою нескромной
Тебя тревожить, милый мой;
Чтоб на волшебные напевы
Переложил ты юной девы
Где ты? Приди! Свои права
Передаю тебе с поклоном!
Но посреди суровых скал,
Отвыкнув сердцем от похвал,
Один под Финским небосводом
Он бродит, и душа его
Не слышит горя моего.
Его поэзия очень хороша! «Разочарованному чужды
все обольщенья прежних дней!», «В душе моей одно волненье, а не любовь пробудишь ты».
А это Эдуард Хиль!
Романс этот популярен и любим не только из-за своей красивой музыки. В ютьюбе можно найти такое огромное количество исполнителей, что я просто стояла перед выбором: кого взять? Все-таки взяла старых исполнителей. Но романс поют Архипова с Пьявко, Лемешев, Виноградов, Погудин и многие, многие другие певцы. Каждый может выбрать своего любимого. И в заключение Тамара Синявская
Переработанный и дополненный пост от 15 ноября 2016 года
П.С. Прошу меня простить, но что-то сегодня вспомнилось так много прекрасных романсов, что не удержалась и вновь буду вас всех «мучить» своими постами. Вы уж не ругайте меня сильно!
Рубрики: | Музыка/Камерная Композиторы Певцы Романс Музыкальные жанры и формы |
Метки: элегия Не искушай
Процитировано 4 раз
Понравилось: 16 пользователям
Жанр элегии в творчестве М.И. Глинки (на примере романса «Не искушай меня без нужды»)
Разделы: Музыка
ЦЕЛЬ УРОКА: развитие музыкального мышления в неразрывной связи с аналитической работой на примере романсов М.И. Глинки.
“В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны…” М.И. Глинка
“Каждое сочинение Глинки из числа вокальных – это страница или строчка из его жизни, частица его восторгов, радостей или печалей”. В.В. Стасов.
Основная часть урока
Что вам известно о значении его творчества в русской музыке?
Глинка также является основоположником русской вокальной школы. Какие известны вокальные жанры Глинки? На чьи тексты он писал романсы?
Известно ли вам, что Глинка был замечательным певцом-исполнителем, хотя пел только в кругу друзей?
Значительное место в вокальном наследии Глинки занимает разновидность лирического романса – элегия.
Ранние романсы (“Бедный певец”, “Разочарование”) пронизаны настроениями русской элегической поэзии 20-х гг. Вспомните, что такое элегия?
Музыка Глинки производит на нас то же впечатление, что и стихи Пушкина. Она пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием мысли и мудрой ясностью выражения. Близок Глинка Пушкину и светлым, гармоничным восприятием мира. Своей музыкой он говорит о том, как красив человек, сколько возвышенного в лучших порывах его души — в героизме, преданности отчизне, самоотверженности, дружбе, любви.
Вокальные жанры М.И. Глинки
Для голоса с фортепиано Глинка написал около 80 романсов, песен, арий, в т.ч. цикл романсов “Прощание с Петербургом”, романсы на слова А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Жуковского, А. Мицкевича, Е.Баратынского, Н.Кукольника и др.
Глинка сам обладал хорошим голосом, обучал молодых певцов искусству пения, постигал тайны мастеров bel canto в Италии.
Послушайте романс по нотам. Определите его форму, характер музыки.
Подготавливает ли вступление интонации, которые главенствуют в музыке романса?
Тип мелодии? Основные интонации, которые мы слышим? Какой характер музыки они создают?
Обратите внимание на детализированность фразировки. Посмотрим в нотах каков тональный и гармонический план. Тип фактуры?
Сколько разделов в строфе?
Как 1-й раздел строфы соотносится со вступлением? Основная тональность?
Назовите эпитеты, подчёркивающие настроение и характер музыки.
Какую роль играет фортепианное сопровождение? (Проиграть басовую линию).
Меняется ли настроение, экспрессия во 2-й строфе? Каковы особенности мелодии, гармонии, фактуры? Если сравнить характер музыки 1-го и 2-го разделов, то что можно отметить? (подробный анализ нотного текста).
Как можно трактовать окончание строфы?
Что можно сказать о фортепианном заключении?
Элегия “Не искушай меня без нужды”, написанная на слова Евгения Баратынского (1835 г.), относится к ранним романсам Глинки. Она проникнута настроениями русской сентиментальной поэзии I половины XIX века – лирики раздумья и созерцания, которой композитор увлекался в молодые годы.
Форма данного романса – строфическая, со вступлением и кодой.
Вступление содержит в себе своеобразный интонационный и тонально-гармонический конспект романса. Давайте его выявим.
В строфе – 2 раздела. Структура: а а1 в в1 – пара периодичностей (связь с песней).
1-я половина строфы – полностью интонационный склад вступления, главенствование ля минора.
Господствует настроение тоски и печали. Ощущение разочарованности (“…разочарованному чужды…”) усиливается декламационностью мелодии, музыкальными “вздохами”.
Важную художественную роль играет здесь бас фортепианного сопровождения. Ведя свою самостоятельную напевную линию, он поддерживает вокальную партию, вступая с ней в выразительный музыкальный диалог.
Может быть, это уход в себя, а может – стремление забыться в романтических мечтах, иллюзиях…
Завершает романс небольшая фортепианная постлюдия, построенная на материале вступления. Она придает всему произведению завершенность и уравновешивает форму.
Во всех своих произведениях М.Глинка оставался верным пушкинской эстетике, где лирика, в равной мере, захватывает и силой чувств, и прекрасной стройностью и ясностью мысли.
Русская вокальная школа и её крупнейшие представители всегда придавали огромное значение интонации, правдивой и выразительной передаче характера интонируемой музыки. Они своим искусством подтверждали, что тончайшие психологические оттенки рождаются не только из слов и фраз, но и из того состояния души, которым вызваны эти слова и фразы.
А.Серов так охарактеризовал исполнение Глинкой своих произведений: “Он… погружался в самую глубину исполняемого, заставляя слушателя жить той жизнью, дышать тем дыханием, которое веет в идеале исполняемой пьесы, оттого увлекал каждою фразой, каждым словом”.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Романс «Не искушай меня без нужды. «
|