Не искушай романс о чем

Не искушай романс о чем

Жанр: романс для голоса с фортепиано.

Автор стихов: Е. Баратынский.

Время создания стихотворения: 1821 год.

Время создания романса: 1825 год.

Первое издание романса: фирма Пеца (без даты).

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь,
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больнова 4
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

За этими, казалось бы, мелкими различиями скрывается нечто более важное: Баратынский написал о перегоревшем чувстве, об обиде и остуде сердца. Его стихи полны холодом и ходом самонаблюдения. Романс Глинки взволнованной молящей интонацией ставит под сомнение непоправимость результата, на котором настаивает поэт. 5

Глинка по-глинковски индивидуально запечатлевает почувствованные им повсеместно выразительные, многих людей волнующие интонации, связывает, скрепляет их, но, в сущности, не он их изобретатель. Мелодия, ритм, сопровождение в этом и подобным ему романсах глинкинские, но в основе их лежат интонации общезначимые. В этом романсе впервые проявилось непередаваемое словами глинкинское обаяние, так сказать, его почерк, его стилевое «я», запечатленное в обобщении общезначимого. И не случайно сам композитор почувствовал здесь свою удачу. «Простота, естественность, душевное целомудрие и сердечность элегического раздумья-высказывания становятся в русской лирике основой ее психологии; и отсюда, от глинкинского «Не искушай», тянутся нити и к «Онегину» Чайковского, и к чеховским пейзажам и жанрам, и к лучшему в Станиславском. Но Глинка сам отлично понимал различие в интонационном содержании «обобщений общезначимого» и эмоциональных формулировок типа «Не искушай, «Сомнения» от искусственной субъективной лирики, хотя бы и вполне лично искренней». 6

Классически-стройная мелодия романса гармонично сливается с текстом; в ней есть та свобода и естественная грация, та благородная простота, которая со всей отчетливостью обнаруживает почерк Глинки. Впечатление стройности и чистоты стиля создается уже в выразительном вступлении фортепиано. Небольшая прелюдия к романсу с ее ниспадающими секвенциями сразу же вводит слушателя в поэтический строй стихотворения Баратынского. Эта скорбная интонация вздоха далее получает широкое развитие в вокальной партии.

Примечания

2 ГПБ, ф. 190, № 5, листы 1 – 2; № 10, листы 67 оборот – 68.

3 Кстати, не часто встречающееся слово.

4 Мы сохраняем оригинальную (авторскую) орфографию.

6 Асафьев Б. ( Игорь Глебов). Глинка. М. 1950. С. 22.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

✨Непостижимо трагичная судьба великой виолончелистки Жаклин Дю Пре «Я никак не мог.

Kalns un Laime, Гора и Счастье В 1911 году в Риге, в Гризинькалнсе родилс.

=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.

✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.

✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Глинка. » Разуверение » («Не искушай меня без нужды»)

Не искушай романс о чем. Смотреть фото Не искушай романс о чем. Смотреть картинку Не искушай романс о чем. Картинка про Не искушай романс о чем. Фото Не искушай романс о чем

Не искушай романс о чем. Смотреть фото Не искушай романс о чем. Смотреть картинку Не искушай романс о чем. Картинка про Не искушай романс о чем. Фото Не искушай романс о чемСтихотворение Евгения Баратынского “Разуверение” увидело свет в 1821 году, а сочинено ещё раньше. И это юношеское сочинение содержит глубину умудрённого горького разочарования, выраженного с гениальной простотой чеканных строк, наполненных лирическими афоризмами, изрёченных в назидание влюбленным романтикам на все времена. Откуда в совсем юном сердце такая печаль и мудрость? И кто виновница “Разуверения”?

Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье,
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
Впоследствии Евгений Баратынский счастливо женился, имел много детей, показал себя рачительным деревенским хозяином. Но эхо “Разуверения” ещё долго отзывалось в письмах друзьям его молодости и стихах поэта:

Притворной нежности не требуй от меня:
Я сердца моего не скрою хлад печальный.
Ты права, в нём уж нет прекрасного огня
Моей любви первоначальной.

Скорей всего, “Разуверение” и другие стихи Баратынского были продиктованы не столько разочарованием в любви, сколько разочарованием в самом себе и твердя: “Забудь бывалые мечты”, поэт хотел обратного, повторяя: “Уж я не верю увереньям, уж я не верую в любовь”, он выразил ещё раз мечту о любви, которая бы вернула его к новой жизни. Отрицания в стихотворении Баратынского, в сущности, скрывают желание: хочу искушений, хочу ещё предаваться сновидениям, хочу верить в любовь”.

Не искушай романс о чем. Смотреть фото Не искушай романс о чем. Смотреть картинку Не искушай романс о чем. Картинка про Не искушай романс о чем. Фото Не искушай романс о чем

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Ретро-музыка. Старинный дивный романс-элегия «Не искушай» («Разуверение»)

Не искушай романс о чем. Смотреть фото Не искушай романс о чем. Смотреть картинку Не искушай романс о чем. Картинка про Не искушай романс о чем. Фото Не искушай романс о чем

Музыка Михаила Глинки
Слова Евгения Баратынского

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!

Немой* тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье:
Забыты прежние мечты**:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

Самое любимое мое исполнение: поют Сергей Мигай и Георгий Нэлепп

Стихотворение написано в 1821 году. Музыка написана в 1825 году.

Не искушай романс о чем. Смотреть фото Не искушай романс о чем. Смотреть картинку Не искушай романс о чем. Картинка про Не искушай романс о чем. Фото Не искушай романс о чем

К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства. В его романсах мы находим и сцены из жизни, портреты окружавших его людей, картины далеких времен.

В романсах Глинка использовал тексты двадцати поэтов. Он сумел отразить в музыке особенности поэтического языка разных авторов.Среди них надо отметить великих русских поэтов Пушкина, Дельвига, Баратынского и др.

Вокальные произведения Глинка писал на протяжении 32 лет. Конечно, стиль и мастерство композитора за это время сильно изменялись. В раннем периоде он искал свои пути в искусстве, писал в основном «русские песни» элегии.

Лучшие романсы этого периода отличают теплота чувств, выразительность, национальная окраска.

Одним из ярких примеров подобных романсов элегия «Не искушай» на стихи Е.Баратынского. В ней проявились характерные для бытовых романсов того времени черты.

Не искушай романс о чем. Смотреть фото Не искушай романс о чем. Смотреть картинку Не искушай романс о чем. Картинка про Не искушай романс о чем. Фото Не искушай романс о чем

Слушая сегодня романсы Глинки на стихи поэтов его времени, мы с вами окунаемся в лирическую, романтическую и иногда патриотическую атмосферу первой половины 19 века. Нам с вами, живущим в первой половине 21 века, неплохо иногда отдохнуть от нашего беспокойного времени и его проблем.

Просто великолепное исполнение: А.Нежданова и И.Козловский

Глинка написал по меньшей мере 74 известных исполняемых романса

Не искушай романс о чем. Смотреть фото Не искушай романс о чем. Смотреть картинку Не искушай романс о чем. Картинка про Не искушай романс о чем. Фото Не искушай романс о чем

Евгений Абрамович Боратынский назвал своё стихотворение «Разуверение», романс больше известен по первой строчке «Не искушай меня без нужды».

Исполнение соло: неподражаемая Надежда Обухова!

Отец Евгения Боратынского, генерал-лейтенант, состоял в свите императора Павла Первого, мать была фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны. Евгений Боратынский жил мало (1800-1844).

Не искушай романс о чем. Смотреть фото Не искушай романс о чем. Смотреть картинку Не искушай романс о чем. Картинка про Не искушай романс о чем. Фото Не искушай романс о чем

Википедия называет его «один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.» Поэзию его относят к романтической школе. Был дружен с Пушкиным и Дельвигом.

В своем романе «Евгений Онегин» есть строки, посвященные Баратынскому, когда Пушкин пишет о письме Татьяны, написанном по-французски:

Певец балов и страсти томной!

Когда б ты был ещё со мной,

Я мог бы просьбою нескромной

Тебя тревожить, милый мой;

Чтоб на волшебные напевы

Переложил ты юной девы

Где ты? Приди! Свои права

Передаю тебе с поклоном!

Но посреди суровых скал,

Отвыкнув сердцем от похвал,

Один под Финским небосводом

Он бродит, и душа его

Не слышит горя моего.

Его поэзия очень хороша! «Разочарованному чужды
все обольщенья прежних дней!», «В душе моей одно волненье, а не любовь пробудишь ты».

А это Эдуард Хиль!

Романс этот популярен и любим не только из-за своей красивой музыки. В ютьюбе можно найти такое огромное количество исполнителей, что я просто стояла перед выбором: кого взять? Все-таки взяла старых исполнителей. Но романс поют Архипова с Пьявко, Лемешев, Виноградов, Погудин и многие, многие другие певцы. Каждый может выбрать своего любимого. И в заключение Тамара Синявская

Переработанный и дополненный пост от 15 ноября 2016 года

П.С. Прошу меня простить, но что-то сегодня вспомнилось так много прекрасных романсов, что не удержалась и вновь буду вас всех «мучить» своими постами. Вы уж не ругайте меня сильно!

Рубрики:Музыка/Камерная
Композиторы
Певцы
Романс
Музыкальные жанры и формы

Метки: элегия Не искушай

Процитировано 4 раз
Понравилось: 16 пользователям

Источник

Жанр элегии в творчестве М.И. Глинки (на примере романса «Не искушай меня без нужды»)

Разделы: Музыка

ЦЕЛЬ УРОКА: развитие музыкального мышления в неразрывной связи с аналитической работой на примере романсов М.И. Глинки.

“В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны…” М.И. Глинка

“Каждое сочинение Глинки из числа вокальных – это страница или строчка из его жизни, частица его восторгов, радостей или печалей”. В.В. Стасов.

Основная часть урока

Что вам известно о значении его творчества в русской музыке?

Глинка также является основоположником русской вокальной школы. Какие известны вокальные жанры Глинки? На чьи тексты он писал романсы?

Известно ли вам, что Глинка был замечательным певцом-исполнителем, хотя пел только в кругу друзей?

Значительное место в вокальном наследии Глинки занимает разновидность лирического романса – элегия.

Ранние романсы (“Бедный певец”, “Разочарование”) пронизаны настроениями русской элегической поэзии 20-х гг. Вспомните, что такое элегия?Михаил Иванович Глинка русский композитор-классик 19 века. “Светлый гений”, “Солнце русской музыки”. Глинка совершил гигантский сдвиг в развитии русской музыки: дал новый поворот всему её развитию. С его творчества начинается классический период русского музыкального искусства.

Музыка Глинки производит на нас то же впечатление, что и стихи Пушкина. Она пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием мысли и мудрой ясностью выражения. Близок Глинка Пушкину и светлым, гармоничным восприятием мира. Своей музыкой он говорит о том, как красив человек, сколько возвышенного в лучших порывах его души — в героизме, преданности отчизне, самоотверженности, дружбе, любви.

Вокальные жанры М.И. Глинки

Для голоса с фортепиано Глинка написал около 80 романсов, песен, арий, в т.ч. цикл романсов “Прощание с Петербургом”, романсы на слова А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Жуковского, А. Мицкевича, Е.Баратынского, Н.Кукольника и др.

Глинка сам обладал хорошим голосом, обучал молодых певцов искусству пения, постигал тайны мастеров bel canto в Италии.

Послушайте романс по нотам. Определите его форму, характер музыки.

Подготавливает ли вступление интонации, которые главенствуют в музыке романса?

Тип мелодии? Основные интонации, которые мы слышим? Какой характер музыки они создают?

Обратите внимание на детализированность фразировки. Посмотрим в нотах каков тональный и гармонический план. Тип фактуры?

Сколько разделов в строфе?

Как 1-й раздел строфы соотносится со вступлением? Основная тональность?

Назовите эпитеты, подчёркивающие настроение и характер музыки.

Какую роль играет фортепианное сопровождение? (Проиграть басовую линию).

Меняется ли настроение, экспрессия во 2-й строфе? Каковы особенности мелодии, гармонии, фактуры? Если сравнить характер музыки 1-го и 2-го разделов, то что можно отметить? (подробный анализ нотного текста).

Как можно трактовать окончание строфы?

Что можно сказать о фортепианном заключении?

Элегия “Не искушай меня без нужды”, написанная на слова Евгения Баратынского (1835 г.), относится к ранним романсам Глинки. Она проникнута настроениями русской сентиментальной поэзии I половины XIX века – лирики раздумья и созерцания, которой композитор увлекался в молодые годы.

Форма данного романса – строфическая, со вступлением и кодой.

Вступление содержит в себе своеобразный интонационный и тонально-гармонический конспект романса. Давайте его выявим.

В строфе – 2 раздела. Структура: а а1 в в1 – пара периодичностей (связь с песней).

1-я половина строфы – полностью интонационный склад вступления, главенствование ля минора.

Господствует настроение тоски и печали. Ощущение разочарованности (“…разочарованному чужды…”) усиливается декламационностью мелодии, музыкальными “вздохами”.

Важную художественную роль играет здесь бас фортепианного сопровождения. Ведя свою самостоятельную напевную линию, он поддерживает вокальную партию, вступая с ней в выразительный музыкальный диалог.

Может быть, это уход в себя, а может – стремление забыться в романтических мечтах, иллюзиях…

Завершает романс небольшая фортепианная постлюдия, построенная на материале вступления. Она придает всему произведению завершенность и уравновешивает форму.

Во всех своих произведениях М.Глинка оставался верным пушкинской эстетике, где лирика, в равной мере, захватывает и силой чувств, и прекрасной стройностью и ясностью мысли.

Русская вокальная школа и её крупнейшие представители всегда придавали огромное значение интонации, правдивой и выразительной передаче характера интонируемой музыки. Они своим искусством подтверждали, что тончайшие психологические оттенки рождаются не только из слов и фраз, но и из того состояния души, которым вызваны эти слова и фразы.

А.Серов так охарактеризовал исполнение Глинкой своих произведений: “Он… погружался в самую глубину исполняемого, заставляя слушателя жить той жизнью, дышать тем дыханием, которое веет в идеале исполняемой пьесы, оттого увлекал каждою фразой, каждым словом”.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Романс «Не искушай меня без нужды. «

Не искушай романс о чем. Смотреть фото Не искушай романс о чем. Смотреть картинку Не искушай романс о чем. Картинка про Не искушай романс о чем. Фото Не искушай романс о чем

Стихотворение Евгения Баратынского “Разуверение” увидело свет в 1821 году, а сочинено ещё раньше. И это юношеское сочинение содержит глубину умудрённого горького разочарования, выраженного с гениальной простотой чеканных строк, наполненных лирическими афоризмами, изрёченных в назидание влюбленным романтикам на все времена.

Не искушай романс о чем. Смотреть фото Не искушай романс о чем. Смотреть картинку Не искушай романс о чем. Картинка про Не искушай романс о чем. Фото Не искушай романс о чемНе искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей;
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье,
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

Скорей всего, “Разуверение” и другие стихи Баратынского были продиктованы не столько разочарованием в любви, сколько разочарованием в самом себе и твердя: “Забудь бывалые мечты”, поэт хотел обратного, повторяя: “Уж я не верю увереньям, уж я не верую в любовь”, он выразил ещё раз мечту о любви, которая бы вернула его к новой жизни. Отрицания в стихотворении Баратынского, в сущности, скрывают желание: хочу искушений, хочу ещё предаваться сновидениям, хочу верить в любовь”.

Не искушай романс о чем. Смотреть фото Не искушай романс о чем. Смотреть картинку Не искушай романс о чем. Картинка про Не искушай романс о чем. Фото Не искушай романс о чем

Музыка Михаила Глинки выявила и этот второй, сокровенный смысл “Разуверения” Баратынского. Романс был создан в 1925 году и стал не только первым удачным романсом молодого композитора, но и первым русским классическим романсом сохранившим высочайшую популярность до наших дней. Романс стал настолько популярен, что стихотворение Баратынского оказалось как бы отодвинутым им на второй план. И даже название оригинала «Разуверение» редко вспоминается, заменённое первой строчкой романса «Не искушай меня без нужды».

В романсе Глинки имеются некоторые изменения в тексте по сравнению со стихотворением Баратынского. Так, вместо «слепой тоски» (у Баратынского) — «немой тоски» (у Глинки). Кроме того, композитор подчеркнул сентиментальный характер стихотворения, хотя в оригинале, если его декламировать в соответствии с авторской пунктуацией, больше пафоса: из трёх восклицательных знаков стихотворения Глинка оставил только один – в строке «В его дремоте не тревожь!», но добавил один свой – в строке «Забудь бывалые мечты!».

Этими, казалось бы, мелкими различиями достигается иное смысловое выражение. Баратынский написал о перегоревшем чувстве, об обиде и остуде сердца. Его стихи полны холодом и ходом самонаблюдения. Романс Глинки взволнованной молящей интонацией ставит под сомнение непоправимость результата, который виделся поэту.
Классически-стройная мелодия романса гармонично сливается со стихами, в ней есть свобода, естественная грация и благородная простота, которая со всей отчётливостью обнаруживает почерк Глинки. Впечатление стройности и чистоты стиля создаётся уже в выразительном вступлении фортепиано. Небольшая прелюдия к романсу с её ниспадающими секвенциями сразу же вводит слушателя в поэтический строй стихотворения Баратынского. Эта скорбная интонация вздоха далее получает широкое развитие в вокальной партии.


Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *