жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов

жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть картинку жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Картинка про жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов

Психология этнического общения читать книгу онлайн

Основной вывод, который можно сделать по результатам эмпирического исследования заключается в том, что в наибольшей степени присущи этнопсихологические особенности (этнические нормы) русским учителям, медработникам, фермерам и жителям сельской местности (Резников, Фетискин, Садов, Колиогло, 2005). Хотя еще не проводились исследования, выявляющие, какие слои населения являются типичными выразителями этнопсихологических особенностей, тем не менее, по-видимому, можно утверждать, что таковыми окажутся этнофоры, проживающие в сельской местности, так как в городских условиях (особенно в мегаполисах, в которых проживают представители многих народов) этнопсихологические особенности нивелируются.

5.2. Этнические правила общения

Разнообразные правила в различных этнических общностях, согласно которым происходит общение и реализуются этнопсихологические нормы, имеют определенные измерения: уровень понимания, четкость изложения, ранжированность и гомогенность (Cushman, Whiting, 1972).

М. Аргайл и М. Хендерсон на 800 испытуемых в 25 разных ситуациях установили, что среди этносов в пределах британской культуры существуют так называемые «универсальные правила общения», включающие «уважительное отношение к уединенности другой личности», «необходимость в течение разговора смотреть в глаза своему собеседнику», «недопустимость обсуждения с другими лицами конфиденциальных сообщений», «недопустимость проявления сексуальной активности в отношении партнера по общению», «нежелательность публичной критики другой личности» и «необходимость оплаты долгов и проявление благодарности за оказание услуг независимо от того, насколько они малы» (Argyle, Henderson, 1985).

Названные авторы указывают, что результаты кросс-культурных исследований в разных странах свидетельствуют о том, что описанные выше правила для многих этносов не являются обязательными. Так, например, «соблюдение конфиденциальности» характерно для жителей Британии, Италии, Гонконга, но не Японии. Вместе с тем «публичная критика» не допускается как в Японии, так и в Гонконге (здесь вообще общественные столкновения избегаются). В Италии же данное правило вообще не соблюдается. В целом можно сказать, что в коллективистских культурах по сравнению с индивидуалистскими правила выполняются несколько строже для того, чтобы усилить «групповое единство». В индивидуалистских этносах большее значение придается вербальной самоподдержке (Argyle, Henderson, 1985).

В высококонтекстуальных культурах по сравнению с низкоконтекстуальными имеется большая необходимость в четких, ранжированных и гомогенных правилах.

Жители стран высокого уровня избегания неопределенности (Франция, Япония и Греция) одобряют использование представителями своих этнических групп конформистских правил поведения, в то время как в странах с низким уровнем избегания неопределенности (Швеция, Дания, Ямайка) терпимо относятся к девиантному поведению, нарушению этнических правил поведения. Представители культур с высоким избеганием неопределенности (Япония, Греция, Франция) легко пугаются в неясных и двусмысленных ситуациях. Вследствие этого они нуждаются в формальных правилах и ритуалах, для чего формируют «чувство социального порядка и равновесия». Напротив, этнофоры из культур с низким избежанием неопределенности принимают нарушения и склонны к риску, вследствие чего терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов в повседневной жизни (Argyle, Henderson, Bond, Iizuka, Contarelo, 1986).

Многочисленные исследования этнических групп США свидетельствуют о том, что в общении они используют разные правила поведения. Так, к примеру, афроамериканцы и белые американцы предпочитают вербальные средства общения, а мексиканцы – невербальные. Афроамериканцы и белые американцы действуют в личностных ролевых характеристиках, а мексиканцы только в ролевых рамках (Hecht., Ribeau 1984; Collier, 1986; Collie, Ribeau, Hecht, 1986).

1. Регулятивная сторона этнического общения подразумевает упорядочение процессов установления контактов, обмен информацией и взаимодействия между этнофорами по этническим нормам и правилам. Этнические нормы предписывают всем представителям этноса необходимость их выполнения. Этническими нормами являются ценностные ориентации, отношения к окружающей действительности, типичное поведение, устоявшиеся проявления психических процессов, состояний и свойств. Этнические нормы в зависимости от ситуации могут меняться. Разные слои населения проявляют разнообразные отклонения от типологической этнической нормы. В эмпирических исследованиях типичные этнические нормы выявляют по репрезентативным выборкам. Исторически этнические нормы меняются, особенно под влиянием кардинальных изменений в стране.

Под этническими правилами понимаются устоявшиеся алгоритмы (порядок) действий этнофоров при выполнении ими этнических норм. Реализация норм и правил осуществляется в многочисленных этнических социальных ролях. Этнопсихологические нормы и правила общения и поведения весьма многообразны, как и проявление одной и той же роли в разных этнических общностях.

2. Регулятивная сторона этнического общения упорядочивает и организует общественную жизнь этнофоров (установление контактов, обмен информацией и взаимодействие) по этническим нормам и правилам, тем самым обусловливает возможность прогнозировать поведение представителей этноса в различных ситуациях. Этнические нормы детерминируют общение этнофоров в разных ситуациях. Таким образом, регулятивная сторона общения одновременно выполняет и прогностическую функцию. Из этого следует, что для прогнозирования поведения и деятельности представителей этноса необходимо изучать их этнические нормы (ценностные ориентации, отношения к окружающей действительности, типичное поведение, устоявшиеся проявления психических процессов, состояний и свойств этноса, и пр.) и ситуации, в которых они проявляются.

1. Подводя итоги, можно сказать, что бурные политические, экономические и социальные изменения, произошедшие во всем мире в последние десятилетия, создали принципиально новую этнополитическую ситуацию. В России и странах СНГ, с одной стороны, стали активно проводиться исследования по различным проблемам этнической психологии, в том числе и по этническому общению (практически был снят идеологический запрет на проведение эмпирических исследований по этнической психологии).

Можно предположить, что значимость результатов исследования по этническому общению, несомненно, будет повышаться. На наш взгляд, за этническими проблемами чаще всего стоят политические, которые, в конечном счете, обусловливаются распределением и перераспределением материальных, экономических, социальных, финансовых и иных ресурсов. Решение внутриэтнических и межэтнических проблем достаточно часто связано с разрешением экономических, политических и правовых вопросов на более высоком уровне. Рекомендации по учету этнопсихологических характеристик в процессе этнического общения, разработанные психологами, могут приниматься во внимание при решении проблем на уровне личности. Этническое общение на макроуровнях более формализованно и происходит с учетом правовых, профессиональных и религиозных, а в отдельных случаях и этнических норм.

2. Новизна полученных результатов заключается в системном рассмотрении этнического общения. Применив подход Б. Ф. Ломова и В. А. Барабанщикова, в общении этнофоров нами было выделено пять составляющих: перцептивная, коммуникативная, интерактивная, межличностная и регулятивная стороны.

Этническое общение – проявление психической активности представителей этнических общностей в двух формах. Первая складывается из перцептивной и регулятивной сторон, которые вовне интенсивно не проявляются (это как бы внутренняя психическая деятельность этнофора по управлению общением). Вторая представлена коммуникативной и интерактивной функциями и установлением межличностных отношений этнофоров. Названные функции в межэтническом общении проявляются более активно. Наиболее выпукло деятельностный подход проявляется в интерактивном взаимодействии (совместная деятельность и конфликтное взаимодействие).

Источник

10 известных стран с самыми строгими законами в мире

жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть картинку жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Картинка про жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов

Дисциплина и строгое соблюдение законов страны могут быть восприняты многими как жесткие меры, но другие рассматриваются как необходимый инструмент.

Некоторые говорят, что чрезмерная строгость граничит с угнетением, и это часто вызывает недовольство людей. Однако сторонники применения строгих законов говорят о том, что мягкие меры приводят к непослушанию и беспорядкам внутри страны, потому что граждане не воспринимают власть всерьез.

Какими бы ни были причины, следующие страны являются сторонниками строгого управления и соблюдения своих законов. Эти страны серьезно относятся к своей политике, и это необходимо учитывать перед въездом на их территорию.

Страны с самыми строгими правилами

ВсеЗнаешь.ру собрал 10 стран, в которых для посетителей действуют строгие правила.

10. Северная Корея

жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть картинку жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Картинка про жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов

Единственная страна сегодня, которая все еще является чисто коммунистической, Северная Корея принимает туристов из других стран, кроме Южной Кореи и Соединенных Штатов. Туристам назначаются личные сопровождающие, называемые смотрителями, которые будут сопровождать туристов со дня их прибытия до дня их вылета, чтобы убедиться, что они не нарушают никаких правил, таких как выступления против правительства Северной Кореи.

Все контролируется администрацией, начиная с телевидения, радио и заканчивая прическами. Содержание новостей подвергается жесткой цензуре. Доступ в интернет предоставляется только правящей элите, но даже их деятельность в сети строго контролируется.

Что касается северокорейцев, то их передвижения очень ограничены. Им даже не разрешается просто так слоняться по паркам, и все их передвижения и действия должны быть подкреплены уважительной причиной. Сексуальные отношения между не состоящими в браке парами запрещены. Правительственной «полиции свиданий» поручено следить за тем, чтобы такие отношения не возникали.

В Северной Корее также существует строгий кодекс моды, например, женщинам не разрешается носить брюки, а мужчинам следует стричь волосы каждые 15 дней. Нарушения караются принудительными работами на определенный срок.

9. Иран

жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть картинку жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Картинка про жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов

В отличие от большинства стран, живущих по философским принципам, управление Ираном основано на религии, и это закон шариата. В Иране запрещены действия и пропаганда против правительства. Небольшого негативного заявления о том, насколько плохо иранское правительство, достаточно, чтобы получить большие неприятности. Вход на сайты социальных сетей, таких как Facebook или YouTube, также принесет проблемы.

Мужчины не могут носить стрижки, которые не предписаны в Исламе. Женщинам не разрешается выходить на публику, если они не придерживаются определенных дресс-кодов, таких как покрытие головы с помощью хиджаба и избегают узких джинсов. Западная музыка, такая как джаз, рок и рэп строго запрещены. Алкогольные напитки как для мужчин, так и для женщин крайне нежелательны.

8. Сирия

жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть картинку жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Картинка про жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов

7. Эритрея

жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть картинку жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Картинка про жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов

Эритреей, расположенной над «Африканским рогом», правит президент Исайяс Афеверки, пришедший к власти в 1993 году. Президент и его правительство имеют полный контроль над средствами массовой информации в стране, новостями и журналистами. Ничто не публикуется и не транслируется без одобрения администрации президента. Религия также контролируется: никто не имеет права совершать публичные богослужения, и каждый должен стать членом определенной секты, прежде чем сможет практиковать свою веру.

6. Экваториальная Гвинея

жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть картинку жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Картинка про жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов

В Экваториальной Гвинее людям не рекомендуется учиться читать и писать. В стране нет книжных магазинов и газетных киосков. Туризм развит очень слабо, поскольку иностранцам обычно не разрешается въезжать в страну. Правительство, которым руководит президент Теодоро Обианг Нгема Мбасого с момента государственного переворота в 1973 году, контролирует телевидение и радиостанции. Иностранцы, которым разрешено въезжать в Экваториальную Гвинею, находятся под пристальным наблюдением и им запрещено снимать что-либо, связанное с тотальной нищетой местного народа.

5. Саудовская Аравия

жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть картинку жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Картинка про жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов

В то время как Саудовская Аравия недавно приоткрыла завесу, чтобы быть наравне с остальным миром, страна по-прежнему глубоко укоренена в законах, вытекающих из религии и традиций. Социальные законы, которые в основном распространяются на женщин, суровы.

Например, женщинам не разрешается водить машину, находиться рядом с мужчиной, который не является родственником, или выходить на публику в повседневной одежде. Доступ в интернет ограничен, а средства массовой информации находятся под пристальным наблюдением. Главные редакторы могут быть уволены и арестованы, если они позволяют публиковать или транслировать любой контент, который говорит что-то негативное о правительстве.

4. Куба

жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть картинку жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Картинка про жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов

Родина кубинских сигар и покойного Фиделя Кастро, Куба, в основном позиционируется как главное место отдыха в мире. Но за его райскими пляжами и модной латинской музыкой страна по-прежнему остается коммунистической, и те, кто выступает против правительства, имеет большие проблемы. Интернет регулярно просматривается и те, кто публикует материалы с антиправительственными настроениями, скорее всего, столкнутся с тюремным заключением.

3. Китай

жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть картинку жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Картинка про жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов

Китай – страна с быстро развивающейся экономикой, которая запросто может взять мир штурмом. Но нужно понимать, что Китай – по-прежнему коммунистическая страна, и это означает, что никто никогда не должен критиковать правительство. Антиправительственная пропаганда немедленно отслеживается, а виновных заставляют замолчать.

Считается преступлением прививать западные мысли и влиять на умы китайской молодежи. СМИ контролируются так же, как и доступ в интернет. Никому не разрешается обсуждать темы, связанные с восстаниями, изменениями, реформами и, в частности, протестами на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.

2. Япония

жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть картинку жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Картинка про жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов

Многие считают, что феодальная система, которая когда-то существовала в Японии, оказала значительное влияние на то, как современное японское правительство ведет свои дела. Иерархия власти преобладает почти во всех структурах – в семье, школе, офисе и на рабочем месте. Каждый уважает того, кто выше него.

Японские компании придерживаются строгой рабочей политики и все сотрудники, от генерального директора до скромного персонала, должны выполнять свою работу и преуспевать в своих назначениях. Говорить о Второй Мировой Войне и бомбардировках Хиросимы и Нагасаки запрещено.

1. Сингапур

жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть картинку жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Картинка про жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов

Сингапур – небольшая страна, но твердая реализация правительством своих правил и политики в отношении местных жителей и туристов, как правило, выше по сравнению с другими странами с подобным ведением внутренней и внешней политики. Любое неверное движение будет стоить кому-то штрафа. Плевок в общественных местах – штраф, а курение в общественных местах принесет серьезные неприятности. За ношение неправильного платья, пусть и для частной вечеринки, может стать поводом для тюремного заключения. И это всего лишь мелкие нарушения.

Можно только представить, насколько строги сингапурские власти в отношении серьезных преступлений. Но очень твердое соблюдение правил делает Сингапур государством с экономикой мирового класса и уровнем жизни, оцениваемым выше, чем у большинства развитых европейских стран.

Источник

Текст книги «Психология этнического общения»

жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Смотреть картинку жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Картинка про жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов. Фото жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов

Автор книги: Евгений Резников

Жанр: Социальная психология, Книги по психологии

Текущая страница: 10 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

5.2. Этнические правила общения

Разнообразные правила в различных этнических общностях, согласно которым происходит общение и реализуются этнопсихологические нормы, имеют определенные измерения: уровень понимания, четкость изложения, ранжированность и гомогенность (Cushman, Whiting, 1972).

М. Аргайл и М. Хендерсон на 800 испытуемых в 25 разных ситуациях установили, что среди этносов в пределах британской культуры существуют так называемые «универсальные правила общения», включающие «уважительное отношение к уединенности другой личности», «необходимость в течение разговора смотреть в глаза своему собеседнику», «недопустимость обсуждения с другими лицами конфиденциальных сообщений», «недопустимость проявления сексуальной активности в отношении партнера по общению», «нежелательность публичной критики другой личности» и «необходимость оплаты долгов и проявление благодарности за оказание услуг независимо от того, насколько они малы» (Argyle, Henderson, 1985).

Названные авторы указывают, что результаты кросс-культурных исследований в разных странах свидетельствуют о том, что описанные выше правила для многих этносов не являются обязательными. Так, например, «соблюдение конфиденциальности» характерно для жителей Британии, Италии, Гонконга, но не Японии. Вместе с тем «публичная критика» не допускается как в Японии, так и в Гонконге (здесь вообще общественные столкновения избегаются). В Италии же данное правило вообще не соблюдается. В целом можно сказать, что в коллективистских культурах по сравнению с индивидуалистскими правила выполняются несколько строже для того, чтобы усилить «групповое единство». В индивидуалистских этносах большее значение придается вербальной самоподдержке (Argyle, Henderson, 1985).

В высококонтекстуальных культурах по сравнению с низкоконтекстуальными имеется большая необходимость в четких, ранжированных и гомогенных правилах.

Жители стран высокого уровня избегания неопределенности (Франция, Япония и Греция) одобряют использование представителями своих этнических групп конформистских правил поведения, в то время как в странах с низким уровнем избегания неопределенности (Швеция, Дания, Ямайка) терпимо относятся к девиантному поведению, нарушению этнических правил поведения. Представители культур с высоким избеганием неопределенности (Япония, Греция, Франция) легко пугаются в неясных и двусмысленных ситуациях. Вследствие этого они нуждаются в формальных правилах и ритуалах, для чего формируют «чувство социального порядка и равновесия». Напротив, этнофоры из культур с низким избежанием неопределенности принимают нарушения и склонны к риску, вследствие чего терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов в повседневной жизни (Argyle, Henderson, Bond, Iizuka, Contarelo, 1986).

Многочисленные исследования этнических групп США свидетельствуют о том, что в общении они используют разные правила поведения. Так, к примеру, афроамериканцы и белые американцы предпочитают вербальные средства общения, а мексиканцы – невербальные. Афроамериканцы и белые американцы действуют в личностных ролевых характеристиках, а мексиканцы только в ролевых рамках (Hecht., Ribeau 1984; Collier, 1986; Collie, Ribeau, Hecht, 1986).

Выводы к главе 5

1. Регулятивная сторона этнического общения подразумевает упорядочение процессов установления контактов, обмен информацией и взаимодействия между этнофорами по этническим нормам и правилам. Этнические нормы предписывают всем представителям этноса необходимость их выполнения. Этническими нормами являются ценностные ориентации, отношения к окружающей действительности, типичное поведение, устоявшиеся проявления психических процессов, состояний и свойств. Этнические нормы в зависимости от ситуации могут меняться. Разные слои населения проявляют разнообразные отклонения от типологической этнической нормы. В эмпирических исследованиях типичные этнические нормы выявляют по репрезентативным выборкам. Исторически этнические нормы меняются, особенно под влиянием кардинальных изменений в стране.

Под этническими правилами понимаются устоявшиеся алгоритмы (порядок) действий этнофоров при выполнении ими этнических норм. Реализация норм и правил осуществляется в многочисленных этнических социальных ролях. Этнопсихологические нормы и правила общения и поведения весьма многообразны, как и проявление одной и той же роли в разных этнических общностях.

2. Регулятивная сторона этнического общения упорядочивает и организует общественную жизнь этнофоров (установление контактов, обмен информацией и взаимодействие) по этническим нормам и правилам, тем самым обусловливает возможность прогнозировать поведение представителей этноса в различных ситуациях. Этнические нормы детерминируют общение этнофоров в разных ситуациях. Таким образом, регулятивная сторона общения одновременно выполняет и прогностическую функцию. Из этого следует, что для прогнозирования поведения и деятельности представителей этноса необходимо изучать их этнические нормы (ценностные ориентации, отношения к окружающей действительности, типичное поведение, устоявшиеся проявления психических процессов, состояний и свойств этноса, и пр.) и ситуации, в которых они проявляются.

Заключение

1. Подводя итоги, можно сказать, что бурные политические, экономические и социальные изменения, произошедшие во всем мире в последние десятилетия, создали принципиально новую этнополитическую ситуацию. В России и странах СНГ, с одной стороны, стали активно проводиться исследования по различным проблемам этнической психологии, в том числе и по этническому общению (практически был снят идеологический запрет на проведение эмпирических исследований по этнической психологии).

Можно предположить, что значимость результатов исследования по этническому общению, несомненно, будет повышаться. На наш взгляд, за этническими проблемами чаще всего стоят политические, которые, в конечном счете, обусловливаются распределением и перераспределением материальных, экономических, социальных, финансовых и иных ресурсов. Решение внутриэтнических и межэтнических проблем достаточно часто связано с разрешением экономических, политических и правовых вопросов на более высоком уровне. Рекомендации по учету этнопсихологических характеристик в процессе этнического общения, разработанные психологами, могут приниматься во внимание при решении проблем на уровне личности. Этническое общение на макроуровнях более формализованно и происходит с учетом правовых, профессиональных и религиозных, а в отдельных случаях и этнических норм.

2. Новизна полученных результатов заключается в системном рассмотрении этнического общения. Применив подход Б. Ф. Ломова и В. А. Барабанщикова, в общении этнофоров нами было выделено пять составляющих: перцептивная, коммуникативная, интерактивная, межличностная и регулятивная стороны.

Этническое общение – проявление психической активности представителей этнических общностей в двух формах. Первая складывается из перцептивной и регулятивной сторон, которые вовне интенсивно не проявляются (это как бы внутренняя психическая деятельность этнофора по управлению общением). Вторая представлена коммуникативной и интерактивной функциями и установлением межличностных отношений этнофоров. Названные функции в межэтническом общении проявляются более активно. Наиболее выпукло деятельностный подход проявляется в интерактивном взаимодействии (совместная деятельность и конфликтное взаимодействие).

В монографии функции общения исследуются в следующей последовательности: перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны, межличностные отношения и регулятивная функция. Логика рассмотрения обусловлена практикой общения этнофоров: сначала этнофоры воспринимают друг друга как партнеры по общению (с практических позиций они изучают друг друга с целью формирования для себя стратегии и тактики взаимодействия), затем между ними происходит обмен информацией, после чего разворачивается интерактивное взаимодействие (совместная деятельность или конфликтное взаимодействие). Одновременно формируются межличностные отношения. Представитель этноса, используя свою национальную нормативно-ценностную систему, на всех этапах общения регулирует поведение. Причем это делается с учетом психологических характеристик партнера по общению, изменившейся ситуации и др.

3. Процесс этнического общения включает субъекта и объекта, а также механизм процесса восприятия, искажающий адекватность формирующего образа воспринимаемого этнофора (этноцентризм, стереотипизация и идеализация).

При зрительном восприятии психологического облика энофора можно выделить его физическую и социальную стороны. Восприятие физической стороны – фиксация и интерпретация антропологических, психофизиологических, функциональных и паралингвистических особенностей воспринимаемого этнофора. Социальная сторона психологического облика воспринимаемого этнофора включает фиксацию проявлений его социальной роли, оформления внешности, проксемических особенностей, поведения и деятельностных особенностей (поведения и деятельности). Социальные особенности этнофора по сравнению с невербальными признаками являются более информативными. В то же время невербальные характеристики этнофора по сравнению с речью являются относительно более достоверными. Этнопсихологическая составляющая включена как в физический, так и социальный облик воспринимаемого партнера.

3. Коммуникативная сторона этнического общения заключается в обмене информацией в процессе установления контактов между этнофорами. В ней выделяют информативную, металингвистическую, фатическую, побудительную и экспрессивную функции. Средствами коммуникации являются речь, невербальные и контекстуальные системы. Основным средством коммуникации является речь, а невербальные и контекстуальные системы играют вспомогательную роль. Побудительная функция коммуникативной стороны этнического общения проявляется при оказании на партнера психологического воздействия (влияния). Успешность ее реализации зависит от стратегии, тактики, методов и аргументов воздействия и др., обусловленных уровнем развития познавательных процессов в этносе.

4. Интерактивная сторона этнического общения просматривается в особенностях проявления двух форм – сотрудничества и конфликта. Совместная трудовая деятельность в разных этносах вознаграждается по «норме справедливости» (norm of justice), но по-разному понимаемой и интерпретируемой в зависимости от того, распространен ли в этносе индивидуализм или коллективизм, в силу чего она имеет две формы. В индивидуалистических этносах вознаграждение за труд осуществляется по «норме беспристрастности», согласно которой за личный вклад в совместную трудовую деятельность этнофор получает вознаграждение за его персональный вклад. В коллективистских этносах оплата за труд реализуется по «норме равенства», подразумевающей равномерное распределение денег независимо от дифференцированного вклада каждого его участника в процесс трудовой деятельности.

Способы разрешения споров и конфликтов между этнофорами зависят от того, к какому типу этноса они принадлежат. В индивидуалистических и низкоконтекстуальных культурах чаще используются доминирующие (или контролирующие) стратегии управления конфликтом и разрешительноориентированный конфликтный стиль. В коллективистских и высококонтекстуальных культурах в большей степени предпочитается избегающий ориентационно-конфликтный стиль, в связи с чем такие этнофоры стремятся избежать конфликта во что бы то ни стало.

5. В отечественной этнической психологии в межличностных отношениях выделяют когнитивный элемент, предполагающий осознание объектов (знание о нем достоинств, недостатков и пр.). Аффективный аспект психологических отношений находит свое выражение в эмоциональных переживаниях этнофоров по поводу взаимосвязей в процессе взаимодействия. В отдельных случаях отношения содержат и конативный элемент, который порой не очень ярко проявляется.

Перспективными направлениями по данной проблеме могут быть кросс-культурные сравнения межличностных отношений в разных этносах на примерах нашей многонациональной страны и за рубежом, выявление своеобразия каждого этапа в процессе формирования межперсональных отношений, а также проблемы проявления аттракции, эмпатии в разных этносах.

6. Регулятивная сторона этнического общения выражается в выполне-нии этнопсихологических норм и правил, организующих поведение и образ жизни представителей различных этносов. Этнические нормы предписывают всем представителям этноса необходимость их выполнения. Под этническими правилами понимаются устоявшиеся алгоритмы (порядок) действий этнофоров при выполнении ими этнических норм. Регулятивная сторона общения одновременно выполняет и прогностическую функцию. Знание этнопсихологических норм и правил общения в различных ситуациях и соблюдение их представителями разных слоев и социальных групп этноса дает возможность с определенной степенью достоверности предсказывать поведение этнофоров в разных ситуациях.

Литература

Акишина А. А., Кано Х. Словарь русских жестов и мимики. Токио, 1980.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000.

Андриянов В. В. Сравнительная характеристика жестов русских и французов // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. С. 260–268.

Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 1998.

Аполлонов В. А. Социально-психологическое заражение как способ общения: Дис… канд. филос. наук. Л., 1972.

Аргайл М. Психология счастья. М., СПб. и др.: Питер, 2003.

Аронсон Э. Ю., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения и повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-Еврознак, М.: Олма-Пресс, 2002.

Артамонов В. И. На симпозиуме по межнациональным проблемам // Психологический журнал. 1989. № 4. С. 34–44.

Бакленд Р. Цыгане. Тайны жизни и традиции. М.: Гранд, 2003.

Барабанщиков В. А. Б. Ф. Ломов: Системный подход к исследованию психики // Психологический журнал. 2002. № 4. С. 27–38.

Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. № 1. С. 29–45.

Барабанщиков В. А., Малкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица // Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 121–132.

Барабанщиков В. А., Малкова Т. Н. Восприятие экспрессии лица // Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. СПб., 2002. С. 221–270.

Барабанщиков В. А., Носуленко В. Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

Бгажноков Б. Х. Коммуникативное поведение и культура (к определению предмета этнографии общения) // Советская этнография. 1978. № 5. С. 3–15.

Белянин В. П. Психолингвистика. М., 2003.

Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М. – Воронеж, 2000.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1996.

Бобнева М. И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 216–623.

Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995.

Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973.

Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Бодалев А. А. Психология общения. М. – Воронеж, 1996.

Величко Л. Ф. Методологический аспект паралингвистических характеристик устной иноязычной речи: Автореф. дис… канд. филол. наук. М., 1982.

Величковский Б. В. Коммуникация // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 270.

Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. М.: Питер, 1999.

Галичев А. И. Кинесический и проксемический компоненты речевого общения: Автореф. дис… канд. филол. наук. М., 1987. С. 23.

Галичев А. И. Введение в практический курс немецкой кинесики и проксемики. М., 1990.

Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.

Горелов И. Н. Невербальные аспекты коммуникации. М., 1980.

Гранская Ю. В. Распознавание эмоций по выражению лица: Дис…канд. психол. наук. СПб. ун-т, 1998.

Григорьева К. Е. Паралингвистические средства общения у якутов // Этническая психология и общество. Материалы I-й конференции секции этнической психологии при Российском Психологическом Обществе. Институт этнологии и антропологии РАН. 23–24 октября 1997 г. г. Москва. М., 1997. С. 264–265.

Григорьева С. А., Григорьев Н. В., Крейдлин Г. Е. Словарь языка русских жестов. М.-Вена, 2001.

Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д, Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.

Доржминчингийн Д. Особенности распознавания лицевой экспрессии российскими и монгольскими старшеклассниками: Автореф. дис… канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2002.

Дреев О. И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Дис… канд. психол. наук. Л., 1992.

Дробижева Л. М. Межэтнические отношения // Этносоциология. М., 1998. С. 184–212.

Дробницкий О. Г. Понятие о морали. М., 1974.

Ермолаева Е. А. Психосемантический анализ жестикуляции как знакового средства общения (в соотношении с языком): Дис… канд. психол. наук. М., 1984.

Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: Дис. в виде научного доклада… докт. психол. наук. М., 1999.

Журавлев А. Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. 2002. № 6. С. 83–88.

Журавлев А. Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

Завалишина Д. Н., Барабанщиков В. А. Детерминация и развитие психики // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990.

Занковский А. Н. Организационная психология. М., 2000.

Залесская Л. К спорам о национальном народном характере // Национальное и интернациональное в советской литературе. М., 1971. С. 360–398.

Залюбовская Е. В. Вопросы этнопсихологии в работе гида-переводчика. М., 1990.

Знаков В. В. Научно-психологические и религиозно-философские подходы к изучению духовных ценностей понимающего субъекта // Ценностное сознание личности в период преобразования общества. М., 1997.

Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.

Камю А. Падение. Избранное. М., 1969.

Кармин А. С., Новикова Е. С. Культурология. М., СПб.: Питер, 2004.

Карнышев А. Д., Одинец С. А. Истоки и детерминанты негативных стереотипов российских предпринимателей за рубежом // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 567–588.

Кириленко Г. Л. Проблема исследований жестов в зарубежной психологии // Психологический журнал. 1987. № 4. С. 138–147.

Ключникова Л. В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия: Автореф. дис… канд. психол. Наук. М., 2001.

Козлова Л. А. Оптимизация общения с иностранными студентами через его невербальные компоненты // Студент на пороге XXI века. М., 1990. C. 99-103.

Колесов В. В. Язык города. М.: Высшая школа, 1991.

Колшанский Г. В. Паралингвистика. М., 1974.

Кольцова В. А. О целостном подходе в историко-психологическом исследовании // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 131–137.

Кон И. С. Дружба. М., 1987.

Кон И. С. Дружба. М., 2005.

Конфликтология. Учебник. СПб., 2000.

Конфликтология в контексте мира. Материалы I Международного конгрессса конфликтологов. М., 2001.

Королев С. И. Психологическая ориентация в этнопсихологии. Механизмы субъективации // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. С. 20–43.

Короленко Ц. П., Фролов Г. В. Вселенная внутри тебя. Новосибирск, 1979.

Кочетков В. Психология межкультурных различий. М., 2002.

Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика. М., 2002.

Куликов В. Н. Вопросы психологии внушения в общественной жизни // Проблемы общественной психологии. М., 1965. С. 158–172.

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб., 2001.

Купрейченко А. Б. Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров): Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 2001.

Кцоева Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Дис… канд. психол. наук. М., 1985а.

Кцоева Г. У. Методы изучения этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика / Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. М., 1985б. С. 225–231.

Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1996.

Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.

Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. М., 2001.

Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.

Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности. М. 2004.

Левкович В. П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения // // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 212–236.

Левкович В. П., Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологигический феномен // Психологический журнал. 1995. № 2. С. 70–81.

Леонтьев А. А. Национальные особенности коммуникации как междисциплинарная проблема. Объем, задачи и методы этнопсихолингвистика // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. С. 3–14.

Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1977.

Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1997.

Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 64–93.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.-Воронеж, 1996.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1999.

Луганский Н. И. Влияние национально-психологических особенностей населения ФРГ на морально-политические качества личного состава бундесвера: Дис… канд. пед. наук. М.: ВПА, 1968.

Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 1999.

Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 2001.

Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Метцгер У. Обобщения о национальном характере // Современные тенденции в буржуазной философии и методологии истории. М., 1969. С. 230–337.

Митина О. В., Петренко В. Ф. Кросс-культурное исследование стереотипов женского поведения (В России и США) // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 68–86.

Морозов В. П. Восприятие речи. Вопросы функциональной ассиметрии мозга. Коллективная монография / Отв. редакторы В. П. Морозов, И. А. Вартанян, В. И. Галунов и др. Л.: Наука, 1988.

Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.

Московцев Н., Шевченко С. Бизнес по-русски, бизнес по-американски. СПб., М. и др., 2003.

Мягков С. М. Социальная экология: этнокультурные основы устойчивого развития. М., 2001.

Мясищев В. Н. Психология отношений. М. – Воронеж, 1998.

Налчаджян А. А. Этнопсихология. М., СПб. и др., 2004.

Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977.

Неверов С. В. Особенности речевой и неречевой коммуникации японцев // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. С. 320–338.

Николаичев Б. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М.: Изд-во МГУ, 1976.

Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека – как книгу. М., 1990.

Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975.

Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение: Учебник. СПб. – М., 2004.

Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.

Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. дис…докт. психол. наук. М., 1989.

Оконешникова А. П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996.

Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь, 1999.

Осипов В. Д. О некоторых чертах кинесической речи у арабов // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. С. 277–282.

Павлова Н. Д. Коммуникативная парадигма в психологии речи и психолингвистике // Психологические исследования дискурса / Под. ред. Н. Д. Павловой. М.: PerSe, 2002. С. 7–17.

Пан Ин. О некоторых формах речевой и жестовой коммуникации в Китае // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. С. 338–345.

Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 1999.

Пеньков Е. М. Социальные нормы – регуляторы поведения. М.: Мысль, 1972.

Петрова Е. Знаки общения. М., 2001.

Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос, 2002.

Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. СПб.: Речь, 2003.

Платонова Н. М. Социально-нормативные аспекты этнического самосознания // Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем. Тезисы докладов 1-й конференции по исторической психологии российского сознания (4–7 июля 1994 г., Самара). Самара, 1994.

Плахов В. Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М., 1985.

Поршнев Б. Ф. Принципы социально-этнической психологии. М., 1964.

Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история // История и психологи. М., 1971. С. 7–35.

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

Пронников В. А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии: Очерки. М., 1989.

Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы. М., 1996.

Пронников В. А., Ладанов И. Д. Язык мимики и жестов. М., 1998.

Психологические исследования общения. М., 1985.

Психологические механизмы регуляции социального поведения. М, 1979.

Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.

Резников Е. Н. Изменение установок к труду в различных этнических общностях в связи с появлением новых видов производственной деятельности // Пути технического совершенствования и интенсификации разработки, производства и эксплуатации средств радиотехники, электроники и связи: Тезисы докладов на научно-практической конференции. Минск, 1979. Ч. II. С. 54–55.

Резников Е. Н. К вопросу о структуре этнопсихологии // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. История психологии. Психология физической культуры и спорта. Зоопсихология и сравнительная психология. Ч. IV: Тез. Науч. сообщ. советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М., 1983. С. 145–146.

Резников Е. Н. Функции этнической психологии // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. Тезисы докладов научной конференции Института психологии. 28–30 января 1997 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С. 37.

Резников Е. Н. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология. М., 1999а. С. 508–518.

Резников Е. Н. Этническая психология // Современная психология. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999б. С. 571–577.

Резников Е. Н. Роль и место этнической психологии в процессе профессиональной подготовки сотрудников, занятых в сфере туризма // Тезисы докладов Первой Российской конференции «Туризм: Подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». 25–26 марта 1999года. М., 1999в.

Резников Е. Н. Понятие «субъект» в этнической психологии // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна). Тезисы докладов к международной научно-практической конференции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999 г. С. 128–129.

Резников Е. Н. Концептуальное представление о структуре этнопсихологических характеристик // Социальная психология. XXI век. Ярославль: Международная академия психологических наук, 1999д. Т. 1. С. 230–234.

Резников Е. Н. Межличностные отношения // Психология: Учебник для технических вузов / В. Н. Дружинин СПб., 2000. С. 351–352.

Резников Е. Н. Результаты анализа исследований по этнической и кросскультурной психологии за рубежом и в России // История психологии и историческая психология: состояния и перспективы развития (III Московские встречи по истории психологии). М., 2001. С. 103–106.

Резников Е. Н. Психология межличностного познания // Социальная психология. М., 2002а. С. 146–164.

Резников Е. Н. Психология межличностного воздействия // Социальная психология. М., 2002б. С. 179–189.

Резников Е. Н. Восприятие и понимание человека человеком // Психология XXI века: Учебник для вузов / В. Н. Дружинин. М., 2003а. С. 663–673.

Резников Е. Н. Изменения в психологии русского народа // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (Краткосрочные и долгосрочные горизонты). Материалы международного психологического конгресса, посвященного 30-летию кафедры психологии. Кострома, 23–24 октября 2003 г. Москва-Кострома, 2003б. Т. 2. С. 63–66.

Резников Е. Н. Межличностные отношения // Психология XXI века / В. Н. Дружинин: Учебник для вузов. М., 2003 в. С. 672–680.

Резников Е. Н. Этапы развития исследований по этнической психологии за рубежом и в России // История психологии в Беларуси: состояние и перспективы развития: Материалы II Международной научной конференции. Минск, 2003 г. С. 57–64.

Резников Е. Н. Методические проблемы этнической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.

Резников Е. Н. Теоретико-методологические проблемы этнической психологии. Минск, 2006.

Резников Е. Н., Марасанов Г. И. Психологическая подготовка к межэтническому общению // Психология и практика. II съезд Российского Психологического общества. Ярославль, 1998. Т. 4. Вып. 1. С. 148–149.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *