значение слова ритуал кратко
РИТУАЛ
Смотреть что такое «РИТУАЛ» в других словарях:
Ритуал — Ритуал традиционный порядок проведения какой либо церемонии. Религиозный ритуал обрядовая церемония, которой приписывается некий мистический смысл. Ритуал (биология) стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый… … Википедия
РИТУАЛ — (от лат. ritualis обрядовый, от ritus религ. обряд, торжественная церемония), одна из форм символич. действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая к. л. утилитарного или самоценного значения.… … Философская энциклопедия
РИТУАЛ — (лат.). Богослужебные обряды западной церкви, обязательные для исполнения, также служебник, книга с описанием церковных обрядов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИТУАЛ лат. ritualis, относящийся к… … Словарь иностранных слов русского языка
ритуал — церемония, церемониал, обряд; порядок, инициация Словарь русских синонимов. ритуал см. обряд Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ритуал — согласно Э. Фромму символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание коих лежит в общих ценностях. Различаются: 1) ритуал рациональный выражающий стремления, ценные для… … Большая психологическая энциклопедия
РИТУАЛ — (от латинского ritualis обрядовый), вид обряда; исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых). Выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В… … Современная энциклопедия
РИТУАЛ — (от лат. ritualis обрядовый) вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних… … Большой Энциклопедический словарь
РИТУАЛ — исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символич. поведения, в к рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в… … Энциклопедия культурологии
Ритуал — (от лат. ritualis обрядовый) вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних… … Политология. Словарь.
Ритуал — порядок проведения обряда, в том числе похоронного. Может включать сценарий обряда, тексты речей и песнопений, описание одежды и атрибутики, репертуар сопровождения, режиссуру и ремарки к ней. Источник: МДК 11 01.2002: Рекомендации о порядке… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РИТУАЛ
Полезное
Смотреть что такое «РИТУАЛ» в других словарях:
Ритуал — Ритуал традиционный порядок проведения какой либо церемонии. Религиозный ритуал обрядовая церемония, которой приписывается некий мистический смысл. Ритуал (биология) стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый… … Википедия
РИТУАЛ — (от лат. ritualis обрядовый, от ritus религ. обряд, торжественная церемония), одна из форм символич. действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая к. л. утилитарного или самоценного значения.… … Философская энциклопедия
РИТУАЛ — (лат.). Богослужебные обряды западной церкви, обязательные для исполнения, также служебник, книга с описанием церковных обрядов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИТУАЛ лат. ritualis, относящийся к… … Словарь иностранных слов русского языка
РИТУАЛ — РИТУАЛ, ритуала, муж. (от лат. ritualis обрядовый) (книжн.). Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого нибудь религиозного акта. Ритуал погребения. Ритуал свадьбы. || Церемониал, выработанный обычаем порядок совершения чего… … Толковый словарь Ушакова
ритуал — церемония, церемониал, обряд; порядок, инициация Словарь русских синонимов. ритуал см. обряд Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ритуал — согласно Э. Фромму символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание коих лежит в общих ценностях. Различаются: 1) ритуал рациональный выражающий стремления, ценные для… … Большая психологическая энциклопедия
РИТУАЛ — (от латинского ritualis обрядовый), вид обряда; исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых). Выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В… … Современная энциклопедия
РИТУАЛ — (от лат. ritualis обрядовый) вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних… … Большой Энциклопедический словарь
РИТУАЛ — исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символич. поведения, в к рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в… … Энциклопедия культурологии
Ритуал — (от лат. ritualis обрядовый) вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних… … Политология. Словарь.
Ритуал — порядок проведения обряда, в том числе похоронного. Может включать сценарий обряда, тексты речей и песнопений, описание одежды и атрибутики, репертуар сопровождения, режиссуру и ремарки к ней. Источник: МДК 11 01.2002: Рекомендации о порядке… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РИТУАЛ
РИТУА́Л (от лат. ritualis обрядовый, ritus религ. обряд), традиционные формы поведения, сопровождающие наиболее важные моменты жизнедеятельности коллектива (на всех социальных уровнях семья, община, государство). В долитературном творчестве Р. выступает в синкретическом единстве (см. Синкретизм) с повествованием, сохранившемся в обрядовом фольклоре (см. Обрядовая поэзия), в культовой практике (рецитация текстов Библии во время литургии), в светских церемониях (напр., исполнение героического эпоса на пирах, славословия), в народном и традиционном театре (напр., кабуки). При этом Р. часто играет роль сценария (сюжетной схемы), которому подчиняются повествовательные тексты (пример причитания, заговоры, исполняемые в контексте Р.). В случаях, когда Р. воспроизводит миф, т. е. акты человека или коллектива соотносятся с действиями культурных героев и богов, космогоническими процессами, миф можно рассматривать как план содержания Р. И, напротив, в заговорах, при воспроизведении сказок с магическими целями и т. п. повествовательные тексты оказываются планом выражения Р.
Связи с Р. очевидны и в необрядовом фольклоре (возведение волшебной сказки к Р. инициации у В. Я. Проппа), героическом эпосе, древней и средневековой литературе: например, включение в эпические тексты причитаний и других жанров обрядового фольклора, формульность (особенно вопросно-ответные формулы, характерные для многих сакральных текстов от «Ригведы» до русской «Голубиной книги» и восходящие, по В. Н. Топорову, к ритуализованным космологическим описаниям) и, шире, «этикетность» средневековой литературы (см. Этикет литературный). Ритуально-мифологические схемы во многом определяли и сюжетную структуру героического эпоса; например, странствия героев в эпосе о Гильгамеше и в «Одиссее», включая сошествие в преисподнюю, сюжет, характерный и для ритуализованных космологических описаний, шаманских мифов-камланий, прорицаний; ср. также оформившийся в средние века жанр видений загробного мира (вплоть до «Божественной комедии» Данте). Однако эти схемы и Р. уже не самоценны, но являются лишь фоном для деятельности героев. Гармонизирующие функции архаического Р. не удовлетворяют эстетику героического эпоса: так, Р. сватовства героя становится ареной для его подвигов, универсальный Р. социального единения пир ареной для распри (героические песни «Старшей Эдды»). Таким же образом и в восходящей к Р. античной драме, в сюжете которой основная коллизия может происходить из-за отношения к Р. (погребение брата в «Антигоне» Софокла или кровная месть в «Орестее» Эсхила), обнаруживается неспособность Р. выполнять функции гармонизирующего начала в обществе, где распадаются родовые связи и выделяется героическая личность (А. Ф. Лосев).
В христианской и средневековой литературах Р. лишен самостоятельной ценности по сравнению с духовной устремленностью к абсолюту. Вместе с тем вся средневековая культура была ритуализована, включая литературу, подчиненную условно-нормативным формам иерархического «этикета» (Д. С. Лихачев). Возникала опасность «механического» восприятия проповедуемых истин. Поэтому монотонная серьезность средневековой культуры могла прерываться «смеховыми» антиритуалами, допускавшими полную инверсию Р. богослужения в сакральных пародиях («Всепьянейшая литургия»). Такое «действо» парадоксальным образом способствовало утверждению основных духовных ценностей. Хранительницей архаических ритуальных традиций оставалась народная культура средневековья, оказавшая значительное влияние на литературу Возрождения (Франсуа Рабле, М. Сервантес и др.), которая восприняла язык карнавала (см. Карнавализация). Лихачев обнаруживает влияние «смеховой» народной культуры в произведениях Ивана Грозного и протопопа Аввакума.
Новое открытие ценности народной культуры в эпоху романтизма привело к сознательному использованию тем фольклора и вместе с ним Р. в литературном творчестве использованию, сохранившемуся вплоть до настоящего времени. Изучение архаического мифа и Р. в XIXXX вв. [мифологической школой, антропологической школой, «ритуалистической» школой, осн. Ф. Рэгланом (см. Ритуально-мифологическая критика)] оживило интерес к ним у литераторов: влияние Дж. Фрейзера, К. Г. Юнга, К. Кереньи на творчество Т. С. Элиота, Э. Паунда, Дж. Джойса, Т. Манна; А. Н. Афанасьева и А. А. Потебни на А. А. Блока, С. А. Есенина. Очевидно непосредственное воздействие фольклора и Р. индейцев на произведения У. Фолкнера («Медведь»), М. А. Астуриаса и др. Ритуально-мифологические схемы, однако, подчинены поэтике современных литературных жанров (вопреки крайним положениям ритуально-мифической критики).
Полезное
Смотреть что такое «РИТУАЛ» в других словарях:
Ритуал — Ритуал традиционный порядок проведения какой либо церемонии. Религиозный ритуал обрядовая церемония, которой приписывается некий мистический смысл. Ритуал (биология) стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый… … Википедия
РИТУАЛ — (от лат. ritualis обрядовый, от ritus религ. обряд, торжественная церемония), одна из форм символич. действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая к. л. утилитарного или самоценного значения.… … Философская энциклопедия
РИТУАЛ — (лат.). Богослужебные обряды западной церкви, обязательные для исполнения, также служебник, книга с описанием церковных обрядов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИТУАЛ лат. ritualis, относящийся к… … Словарь иностранных слов русского языка
РИТУАЛ — РИТУАЛ, ритуала, муж. (от лат. ritualis обрядовый) (книжн.). Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого нибудь религиозного акта. Ритуал погребения. Ритуал свадьбы. || Церемониал, выработанный обычаем порядок совершения чего… … Толковый словарь Ушакова
ритуал — церемония, церемониал, обряд; порядок, инициация Словарь русских синонимов. ритуал см. обряд Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ритуал — согласно Э. Фромму символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание коих лежит в общих ценностях. Различаются: 1) ритуал рациональный выражающий стремления, ценные для… … Большая психологическая энциклопедия
РИТУАЛ — (от латинского ritualis обрядовый), вид обряда; исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых). Выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В… … Современная энциклопедия
РИТУАЛ — (от лат. ritualis обрядовый) вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних… … Большой Энциклопедический словарь
РИТУАЛ — исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символич. поведения, в к рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в… … Энциклопедия культурологии
Ритуал — (от лат. ritualis обрядовый) вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних… … Политология. Словарь.
Ритуал — порядок проведения обряда, в том числе похоронного. Может включать сценарий обряда, тексты речей и песнопений, описание одежды и атрибутики, репертуар сопровождения, режиссуру и ремарки к ней. Источник: МДК 11 01.2002: Рекомендации о порядке… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Значение слова «ритуал»
Что означает слово «ритуал»
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Ритуал
— см. Церковные обряды.
Тезаурус русской деловой лексики
Ритуал
Syn: церемония, церемониал (приподн.), обряд
Словарь Ефремовой
Ритуал
Вестминстерский словарь теологических терминов
Ритуал
♦ ( ENG ritual)
порядок или форма соблюдения религиозных обрядов, к-рые введены для представления религиозного опыта или верований.
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Ритуал
Источники:
Словарь Ушакова
Ритуал
| Церемониал, выработанный обычаем порядок совершения чего-нибудь. Ритуал приема послов. По ритуалу.
Энциклопедический словарь
Ритуал
Политическая наука: Словарь-справочник
Ритуал
(от лат. ritualis обрядовый)
вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т. п.).
Словарь Ожегова
РИТУАЛ, а, м. (книжн.).
1. Порядок обрядовых действий. Р. погребения.
2. Установленный порядок действий при совершении церковного таинства. Церковные ритуалы: р. венчания, крещения, соборования.
| прил. ритуальный, ая, ое.
Культурология. Словарь-справочник
Ритуал
☼ исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символич. поведения, в к-рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. С понятием Р. тесно связаны понятия «церемония», «обряд», «обычай», «этикет». Нередко эти термины используются как синонимы, однако предпринимались многочисл. попытки их разграничить. Одной из важнейших проблем исследования Р. была проблема его определения. Большинство исследователей рассматривали Р. как категорию поведения, религиозного по характеру и преследующего религ. цели. Р. определялся как религ. практика (У. Робертсон-Смит, 1889), «правила поведения, к-рые предписывают, как человек должен себя вести в присутствии священных объектов» (Дюркгейм, 1912), магич. драматизация обычной деятельности, проистекающая из склонности человека воспроизводить те действия, к-рые дают ему чувство собственной силы (Дж. Харрисон, 1913). Эти определения подчеркивали принадлежность Р. к сфере сакрального (см. Сакральное), нерац., неутилитарного, в противоположность профанной, утилитарной, рац. повседневной деятельности. Малиновский включал в Р. не только религиозную, но и магич. практику; он связывал Р. с потребностью человека в чудесах, проистекающей из ощущения своей ограниченности, и определял его как «традиционно разыгрываемое чудо». Дж. Гуди (1961) определял Р. как «стандартизованное поведение, в к-ром отношение между средствами и целью не является подлинным (т.е. либо иррационально, либо нерационально)». М. Глакмен (1962) разграничил Р. и церемонию, определив церемонию как «сложную организацию человеч. деятельности, к-рая не является по сути технической или рекреационной и к-рая включает способы поведения, выражающие социальные отношения», а Р. — как более ограниченную категорию церемониальной деятельности, связанной с мистич. и религ. представлениями.
В 19 – пер. пол. 20 в. большое место в изучении Р. занимали споры о взаимоотношении Р. и мифа. Одни антропологи отстаивали первичность Р. и рассматривали миф как его закрепление, объяснение, рационализацию (Робертсон-Смит, Фрэзер, Э. Лич); другие считали первичными мифол. и религ. представления и соответственно вторичным разыгрывание, или внешнее выражение, этих представлений (Тайлор, Харрисон, Малиновский, Гуди). В наст. время этот вопрос снят: Р. и миф рассматриваются как две формы выражения одной и той же символики, ни одна из к-рых не может быть признана первичной по отношению к другой.
Важный вклад в изучение Р. внесли Французская социологическая школа и функциональная школа (см. Функционализм) в англ. антропологии. В функционализме Р. рассматривался как поведение, обращенное к священным объектам, и по существу как символ, выражение социальных отношений. Дюркгейм (1912) разработал подробную классификацию Р., разделив их на негативные, или аскетические, связанные с запретными объектами (табу), и позитивные. В позитивные он включал Р. имитации; «представительные», или памятные Р. (напр., Р. почитания предков); жертвоприношения; искупительные Р. Социальной функцией Р. он считал укрепление коллективных чувств и поддержание социальной солидарности. А. ван Геннеп (1908) исследовал и описал церемонии, связанные с кризисами индивидуального жизненного цикла (рождением, половым созреванием, заключением брака, смертью и т.д.) и событиями календарного цикла, объединив их в категорию «обрядов перехода». Он обнаружил, что обряды перехода подчиняются той же модели, что и обряды инициации, и служат перемещению индивида из одного статуса в другой, к-рое происходит в три этапа: отделение индивида от группы, переход и воссоединение с группой. Мосс (1925) рассматривал акты дарения (или обмена) как «принудит. акты ритуального типа, в к-рых обмениваемые предметы являются средством мистич. власти». Радклифф-Браун (1922) разработал понятие «ритуальной ценности»; он утверждал, что объектами, к-рым придается ритуальная ценность, являются объекты, социально значимые для мирских, практич. целей, и что обычно ритуальная ценность не придается предметам роскоши. Он считал, что отправление Р. создает чувства, функционально важные для интеграции об-ва. В функционализме недостаточное внимание уделялось символике Р.: эта тема исследований стала одной из важных тем франц. Структурализма (Леви-Стросс), где Р. изучается как «язык», или знаковая система, с применением методов структурной лингвистики. Глакмен (1962) исследовал Р. ролевой инверсии, названные им «Р. восстания». Он рассматривал «Р. восстания» как драматич. формы реагирования агрессивности (враждебности), к-рая неизбежно накапливается в об-вах, где имеют место неравенство и иерархич. отношения, и к-рая в повседневной, «мирской» жизни не может быть разряжена. Т.о., эти Р. выполняют позитивную функцию (катартическую), дают возможность символич., социально санкционированного высвобождения агрессивной энергии, уменьшая тем самым вероятность реальных конфликтов и способствуя укреплению социального порядка. Э. Лич (1961) рассмотрел Р. как выход в сферу «сакрального», где действуют иные пространство и время и где нормы «мирской», повседневной жизни теряют свою значимость. С этим он связал наличие в религиозных Р. аскетич. и экстатич. компонентов: первые интенсифицируют нормативные ограничения «обыденной» жизни, вторые их упраздняют. М. Блок (см. Блок, Марк) и Ф. Барт (1975) исследовали использование Р. как средства мистификации властных отношений в стратифицированных об-вах. В то время как большинство исследователей относили Р. исключительно к сфере магико-религиозного поведения, ряд исследователей интерпретировали Р. как особый аспект любого поведения. Лич (1954) утверждал, что между ритуальными актами и привычными действиями невозможно провести четкую границу, и что каждое действие имеет тех. (практич., инструментальный) и ритуальный (символич., коммуникативный) аспект. Т.о., каждое действие имеет ритуальное измерение. Э. Гоффман (1967) рассмотрел рутинные действия повседневной жизни как Р. и назвал их «Р. взаимодействия» (Р. приветствий, Р. разговорного взаимодействия и т.д.). Эти Р. он связывал с развитием в совр. об-вах особого, религиозного по своей природе, культа, центр. священным объектом к-рого является человеч. личность (индивидуальное Я). В микросоциологии Р. Коллинза для обозначения этой категории ритуалов используется термин «естеств. ритуалы». В этологии (К. Лоренц) и этологич. антропологии (И. Эйбл-Эйбесфельдт и др.) анализ Р. и процесса ритуализации — одно из важнейших направлений исследований. Здесь ритуалы рассматриваются как модели поведения, выполняющие гл. обр. коммуникативную функцию, а также функции контроля агрессивности, консолидации групп, формирования системы культурных символов.
Лит.: Myth, Ritual and Kinship. Hooke S.H. (ed.). Oxf., 1958; Harrison J.E. Ancient Art and Ritual. L., 1951; Gennep A. van. The Rites of Passage. L., 1960; Goffman E. Interaction Ritual. L., 1972.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»
Морфологический разбор слова «ритуал»
Фонетический разбор слова «ритуал»
Значение слова «ритуал»
Синонимы «ритуал»
Разбор по составу слова «ритуал»
Карточка «ритуал»
Предложения со словом «ритуал»
Словари русского языка
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!