что такое консервация метро
Омское метро начали консервировать [ФОТО]
Рабочие приступили к консервации станции «Библиотека имени Пушкина». Но если появятся деньги, строительство метро можно будет мгновенно возобновить.
В Омске начались работы ко консервации правобережной части первого пускового участка метро. Сегодня журналистам показали, как идут работы на станции «Библиотека имени Пушкина».
Внутри станции снуют рабочие в касках, которые проводят манипуляции, не совсем понятные обычному человеку. Также по периметру работ горит несколько фонарей.
Работы по консервации выполняет АО «Челябметрострой», с которым заключен государственный контракт. Стоит также сказать, что на консервацию правобережной части выделено порядка 100 млн рублей.
О том, что сейчас происходит на станции, рассказал технический директор КУОО «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» Владимир Плеханов.
Также на станции «Библиотека имени Пушкина» работают горноспасатели, которые должны защитить метро от попадания углекислого газа, метана и других опасных газов. Они периодически приезжают сюда, замеряют температуру и влажность.
Стоит сказать, что если вдруг когда-нибудь будет принято решение о продолжении строительства метро, то «сухая» консервация позволит строителям зайти на объект и мгновенно приступить к работам. Ничего разбирать будет не нужно.
Также журналистам показали строительную площадку в районе магазина «Товары для дома», которая огорожена забором. Сюда как раз выходит вентиляционная шахта глубиной 15 метров. До конца года конструкция будет обеспечена вентиляционными киосками, которые позволят обеспечить сухое состояние недостроенного участка станции, чтобы туда не попадала изморозь.
Таким образом, многострадальный забор будет убран отсюда до конца года. Возможно, на этом участке появятся пешеходные дорожки или что-то еще, но этот вопрос предстоит решать городским властям.
Что касается участка метро на улице Конева, то это уже следующий этап работ, который начнется в следующем году. Забор там уберут не раньше, чем через полтора года.
А вот на линии метро по улице Богдана Хмельницкого предусмотрена «мокрая» консервация. Она предполагает заполнение недостроенных объектов метрополитена цементно-песчаным раствором, а также пластификатором, представляющим собой бетонитовую глину.
Забор на улице Богдана Хмельницкого предполагается убрать уже в сентябре, но когда там закончатся работы, обещают сообщить позже.
Стало известно, как россияне будут отдыхать на новогодние и майские праздники |
В самом центре Омска водитель маршрутки спровоцировал массовое ДТП [ФОТО+ВИДЕО] |
ООО «Омские СМИ”
644024, г. Омск, Маршала Жукова, 21
Телефон: (3812) 53-44-46
Телефон: (3812) 53-99-54, 53-08-95
Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года.
Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
Как развиваются подземки в российских городах
Почему Красноярск
Власти обосновывают идею строительства метрополитена в этом городе крайне неблагоприятной экологической обстановкой и высокой транспортной загруженностью. Сегодня Красноярск — один из промышленных городов, где периодически действует режим «черного неба». Причина — крупные загрязняющие предприятия (алюминиевый завод, угольные ТЭЦ).
География метрополитенов России. Красный — действующие метрополитены, зелtный — действующие метротрамы, оранжевый — строительство, серый — заморожено или находится на стадии проекта
При этом, по словам губернатора Красноярского края Александра Усса, около половины всех выбросов в городе создает транспорт. Если метро в Красноярске не появится, скорость движения транспорта к 2030 году будет составлять пять-десять километров в час, а экологическая обстановка ухудшится.
О красноярском метро
В советские годы право на строительство метрополитена получал город, где число жителей превышало миллион человек. Но еще в 1980-е годы руководство страны сделало исключение для Красноярска, внеся его в план по созданию метро, хотя численность населения города не достигла и 900 тысяч. Вторым «особым случаем» стала Рига, но ни в одном из этих городов подземка так и не появилась.
Если в столице Латвийской ССР проект отменили еще до распада Советского Союза, то в Красноярске вялое строительство тянется с 1995 года. Работы несколько раз останавливали, затраты росли. В 2011 году власти решили отказаться от метро в пользу развития наземного скоростного трамвая. Вновь о подземке заговорили через пару лет, после получения права проведения Универсиады 2019 года, но затем сроки строительства снова отодвинули.
Что обещают
В актуальном проекте красноярского метрополитена решили объединить подземную инфраструктуру с наземной трамвайной, при этом под землей пройдет две трети трассы.
В красноярском метрополитене планируют использовать трехвагонные сцепки. Это позволит сделать станции меньше, а значит, дешевле. Это же даст сэкономить на создании подземных депо и даже на персонале: такие сцепки могут работать без машиниста.
Все вместе позволит удешевить строительство метро на 30–40 процентов по сравнению с обычным. По словам губернатора Усса, эти условия помогут «радикально решить» проблему общественного транспорта в Красноярске уже к 2023 году.
Во сколько обойдется достройка
Консервация стройки метро ежегодно обходится Красноярску в 70–80 миллионов рублей. Достройка обойдется в тысячу раз дороже: как пишут «Ведомости», бывший губернатор края Виктор Толоконский оценивал завершение проекта в 70 миллиардов рублей — сумма для подавляющего большинства российских городов запредельная.
Издание со ссылкой на гендиректора информационно-аналитического агентства «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова уточняет, что сегодня «ни один российский город не потянет проект метро», хотя построить его можно «лет за семь».
А что с метро в Омске?
Власти Омской области 20 февраля признали строительство метро в региональной столице нецелесообразным, хотя этот сибирский город превосходит Красноярск как по площади, так и по количеству населения. Так закончилась история знаменитого инфраструктурного долгостроя Сибири.
Решение о его строительстве приняли еще в 1986 году, но из-за трудностей с финансированием к работам приступили только в 1992-м. Открытие пускового участка из пяти станций отодвигали несколько раз: с 2008-го на 2012-й, затем на 2015 год и, наконец, на 2016 год (тогда его хотели приурочить к 300-летию Омска). Местные жители даже запустили мобильное приложение, которое считало секунды до открытия подземки, но к юбилею города оказалась готова только одна станция — «Библиотека имени Пушкина».
Несмотря на звучавшие предложения использовать станцию под ночной клуб, городские власти решили задействовать готовые подземные сооружения для развития трамвайной сети Омска.
Сколько оно стоит?
Всего в строительство омского метро успели вложить 14 миллиардов рублей. За эти деньги удалось выполнить лишь 36 процентов всех работ. Для завершения проекта городу требовалось 22 миллиарда рублей — это в три раза меньше, чем может потребоваться на строительство подземки в Красноярске.
Другие несостоявшиеся проекты
Ростов-на-Дону. Согласно исследованию INRIX за 2018 год, этот город входит в пятерку самых проблемных на планете, обходя в том числе Москву, по времени, которое водители теряют в заторах. Проект метро, которое должно облегчить положение, обсуждали еще в 1970-е годы, но к конкретным действиям перешли только в 2008-м. В 2013 году объявили конкурс на проект первой линии, но спустя два года его отменили. В 2017 году руководство региона заявило о планах реанимировать проект. Речь идет о частично наземном или полностью наземном метро.
Челябинск. Эта уральская стройка шла еще медленнее отмененной в Омске. Строится челябинское метро тоже с 1992 года. За это время удалось выполнить менее 20 процентов от общего объема работ. Для завершения строительства требуется больше 80 миллиардов рублей.
Строительство станции метро «Комсомольская», Челябинск Фото: Wikipedia
Уфа. Идею строительства подземки руководство СССР одобрило сразу, как только число жителей города достигло миллиона. Начало строительства назначали на 2001 год, но оно так и не стартовало. В 2011 году проект окончательно отменили, а мэр города Ирек Ялалов заявил, что метро уместно только в городах с населением свыше 5 миллионов человек.
Пермь. Здесь ситуация очень похожа на уфимскую: в советские годы запланировали строительство, даже провели изыскания. В 1990-е денег на стройку не было, о подземке вновь заговорили в 2000-х. Город даже попал в федеральную программу строительства метрополитенов до 2020 года, но работы так и не начались.
Существующие подземки
Сегодня метрополитен работает в семи городах России. Старейший и самый крупный — московский с 223 действующими станциями, не считая 31 станции Московского центрального кольца. Его протяженность каждый год заметно увеличивается: например, в 2018 году заработали сразу 16 новых станций, а за 2019 год планируют в два этапа ввести новую ветку.
Куда медленнее идет строительство в Санкт-Петербурге. Это второе по протяженности и количеству станций метро страны — 69 станций. К чемпионату мира по футболу три новые станции ввели в районе стадиона «Зенит-арена». Еще три планируют ввести до конца 2019 года.
Оставшиеся пять городов — это Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург и Самара. Там дело обстоит иначе: метро может не строиться по несколько лет, проекты упрощают, ввод новых станций часто переносят. Например, в Новосибирске последнюю открыли в 2010 году, а ближайшую ожидают только в 2023-м.
Ввод новых станций в этих городах чаще всего привязывают к громкой дате или событию — как в Нижнем Новгороде, где за последнее десятилетие появились всего две: в 2012 году (к 400-летию ополчения Минина и Пожарского) и в 2018 году (к чемпионату мира по футболу). В Казани сразу две станции открыли перед Универсиадой 2013 года, еще одну — в прошлом году.
На развитие подземки в Самаре не повлиял даже чемпионат. Футбольный стадион построили на окраине, в стороне от единственной работающей ветки метро. По планам, в том направлении должна была пойти вторая, но для ее постройки не было ни времени, ни денег.
Самарцы куда дольше ждут продления нынешней линии: дело в том, что сейчас метро «не доезжает» до исторического центра города. Во многом из-за этого здесь самые низкие показатели по пассажиропотоку среди всех метрополитенов страны.
Даты строительства и открытия новых станций метро в Самаре вовсе не называются. Аналогичная ситуация (туманные планы по строительству новой ветки и открытию новых станций) сложилась в Екатеринбурге. Там последнюю станцию открыли в 2012 году.
Закопать 20 миллиардов. Почему в Омске консервируют недостроенное метро
В Омске начинается консервация городского метрополитена, который так и не начал работать. Строили его с 1992 года, за 27 лет сдали пять станций и тоннели между ними. По оценкам чиновников, проект успели реализовать лишь на треть.
«Здесь остались рельсы от узкоколейки. По ней вывозили выработку. Завозили какой-то нужный материал, инструмент. Ну и люди даже в ней могут передвигаться», – показывает недостроенный тоннель омский диггер Пушкин.
Диггер спускается в недостроенное метро в поисках локаций для фото. Совсем скоро часть этих подземелий будет недоступна. Областное министерство строительства решило законсервировать проект омского метро. Часть – сухим способом, оставив вентиляцию. Еще часть зальют смесью из цемента и песка.
«Здесь если провести просто коммуникации нормальные, вентиляцию, чтоб не застаивалась вода, чтоб ее откачивали, чтоб все проветривалось, чтоб сырости не было, в принципе в подобающий вид привести здесь недолго все», – считает диггер.
Метро в Омске строили с 1992 года. За это время под городом появились сеть тоннелей и пять станций. Наибольшая готовность – у станции «Библиотека Пушкина», 80%. Для нее в городе даже открылся подземный переход. Но в 2015 году подрядчик обанкротился. Денег на продолжение строительства не нашлось.
«В соответствии с действующим законодательством в случае приостановки строительства на срок больше шести месяцев заказчик обязан провести консервацию объекта», – поясняет технический директор Управления заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений Владимир Плеханов.
По оценке службы заказчика, первая очередь метро готова на 30%. По оценке Счетной палаты, в строительство было вложено около 20 млрд рублей. Губернатор Омской области Александр Бурков еще осенью прошлого года обещал рассмотреть разные варианты развития недостроя.
«Возникает один главный вопрос: что делать? То есть мы должны думать о строительстве метро или должны думать о строительстве скоростного трамвая?» – говорил он.
Чиновники подсчитали, что для достройки классического метро нужно было найти еще около 22 млрд рублей. Создание ветки скоростного трамвая обошлось бы в два с лишним раза дешевле. Консервация пускового участка обойдется примерно в 98 миллионов рублей. А на консервацию всех объектов понадобится сумма вдвое больше.
Для горожан консервация метро не стала неожиданностью: проект и так уже прослыл долгостроем. Открытие переносили минимум дважды: сначала запустить метро планировалось 1 июля 2008 года, затем – в 2016 году, к 300-летию города. К заморозке строительства омичи относятся по-разному: кто-то считает, что метро спасло бы город от пробок, кто-то считает подземку избыточной и выступает за запуск скоростного трамвая.
За годы строительства омское метро стало негласным символом города. У проекта, который так и не был запущен, даже есть свои жетоны – сувенирные. Антон Олейник к 300-летию Омска с друзьями придумал дизайн монет и заказал тираж в 300 экземпляров. Жетоны оказались популярны у нумизматов и у бывших жителей города. А вот в самом Омске идея оказалась непопулярна: многие восприняли такой сувенир как издевательство.
«По всей России тоже заказывают. Спрос больше по России, нежели в самом Омске. И покупают не только в России даже. В Лос-Анджелес заказывали. В Лас-Вегасе был жетон, путешествовал с омскими ребятами», – рассказывает Антон Олейник.
Работы по консервации первого участка метро планируется закончить уже к концу года. Нынешний проект консервации, говорят в управлении заказчика, может быть рассчитан на 10-20 лет – до тех пор, пока не будет принято решение об эксплуатации тоннелей метрополитена и не будут выделены средства для реализации.
Строители красноярского метро готовы сдать первую ветку за 4-5 лет
Муниципальное казенное предприятие «Управление по строительству красноярского метрополитена» на минувшей неделе разместило заказ на подготовку проекта консервации единственного готового перегона. Означает ли это решение, что строительство окончательно остановлено, рассказал корреспонденту РИА Новости Антону Андрееву директор предприятия Николай Болдин.
— Николай Викторович, на прошлой неделе на сайте госзаказа появились документы, свидетельствующие о консервации частично готовой ветки от станции «Высотная» до станции «Копылова». Что на практике означает термин «консервация» и значит ли это, что на проекте метро окончательно поставлен крест?
— Что такое консервация в соответствии с законом? Деятельность метростроителей регламентируют законы РФ «О недрах» и «О промышленной безопасности». Выполнение этих законов контролирует Ростехнадзор. Это ведомство обязало нас провести работы по консервации наших выработок. Потому что, согласно закону, если полгода строительные работы не производятся, значит, необходимо провести консервацию выработок.
Что такое консервация на практике? Наверное, в глазах многих жителей Красноярска это значит, что засыпали, забетонировали, бросили. Это не так. Различают консервацию «мокрую» и «сухую». При мокрой происходит затопление всех выработок водой. В Красноярске из-за типа здешнего грунта необходимо применять сухую консервацию.
В настоящее время сооружено 3,2 километров выработок, и мы должны их поддерживать в безопасном состоянии, а именно откачивать воду, чтобы выработки не затопило; проветривать, чтобы туда могли опускаться люди; освещать, чтобы вести наблюдения за возможными деформациями бетонной обделки тоннелей.
Необходимо также вести наблюдение за осадками на поверхности над нашими тоннелями, что тоже очень важно по соображениям безопасности. Вот все эти работы, которые мы вели и ведем, и представляют собой сухую консервацию.
— Насколько я понимаю, непосредственно строительство метро в Красноярске было остановлено еще в 2010 году. То есть последние годы вы, по сути, и занимались тем, что подпадает под понятие «консервация»?
— Строительство в 2010 году было приостановлено из-за крайне низкого уровня финансирования.
По распоряжению правительства РФ, все деньги, которые выделяются на строительство метро во всех городах, должны быть, в первую очередь, использованы на поддержание в безопасном состоянии подземных выработок.
Сейчас финансирование идет только за счет бюджета края. Ежегодно выделяется 50 миллионов рублей, которые используются на обеспечение безопасного состояния выработок.
— Если говорить о минимально возможной и оправданной для эксплуатации ветки из трех станций — от станции «Высотная» до станции «Вокзальная» через станцию «Копылова» — и оценивать в процентах ее готовность, сколько уже сделано?
— А нельзя было принять такое политическое, скорее, решение и вместо консервации метро или одновременно с ней часть денег направить все-таки на то, чтобы хоть по метру в месяц, но продолжать строить?
— Выделяемых денежных средств хватает только на поддержание подземных выработок в безопасном состоянии.
— Хорошо, решение о консервации принято, а если в следующем или 2015 году федерация вновь начнет финансирование? Насколько быстро можно будет расконсервировать строительство?
— Подготовка к работам после консервации, естественно, понадобится. Необходимо будет смонтировать проходческую машину — это, по крайней мере, два-три месяца, затем изготовить бетонную обделку для проходки, подвести инженерные коммуникации.
— А подготовленные кадры в регионе остались? Чтобы в любой день можно было возобновить работы.
— Из-за отсутствия финансирования генеральный подрядчик ООО «Красноярскметрострой» вынужден был искать другие объемы работ. В настоящее время он строит Манский тоннель на линии Абакан-Тайшет, большая часть людей находится в Москве на строительстве московского метрополитена. До этого строили олимпийские объекты в Сочи.
То есть структура эта для нас не потеряна, она жизнеспособна. Есть кадры, готовые сегодня приехать и продолжить нашу стройку.
— Получается, все есть, только денег не выделяется? Как вообще звучат объяснения, почему федерация не дает денег? Если есть какие-то причины, когда они будут устранены?
— Объясняется это только нехваткой денег в бюджете страны. Раньше — до 2010 года — бюджетом страны выделялись денежные средства на строительство метрополитенов с разбивкой по городам на условиях софинансирования. Сейчас этого нет, хотя такая стройка сегодня ни одному субъекту федерации не по карману.
— Вы лично, с учетом существующей транспортной обстановки в Красноярске, считаете, что метро именно в том виде, в каком строится, нужно городу?
— Если бы я не был убежден, что метро необходимо Красноярску, я бы сюда, наверное, не приехал. Я бы достраивал метрополитен в Алма-Ате и жил бы там. Сегодня, прожив уже 15 лет в Красноярске, я убежден, что метрополитен городу необходим.
Он не разгрузит город от пробок, но он решит задачу доставки человека из точки А в точку Б без всяких пробок, в комфортабельных климатических условиях — в тепле при морозе или при прохладе в жару. С развитием сети метрополитена, конечно, он даст и разгрузку транспортным пробкам.
— При нормальном финансировании в какой срок мы могли бы сдать хоть одну ветку из трех станций?
— Все мы отталкиваемся от какого-то опыта. Вот опыт Казани показывает, что при выделении 5-6 миллиардов в год на строительство метрополитена можно задействовать не одну машину, а 3-4 машины и построить первую очередь метрополитена за 4-5 лет.
Новости. Омск
Этого варианта не исключают.
В отличие от станции «Библиотека им. Пушкина», метро на ул. Богдана Хмельницкого будут консервировать «мокрым» способом. В сентябре уберут забор.
— «Сухая» консервация — это, по сути, продолжение эксплуатации объекта. «Мокрая» проводится на шахтах, горных предприятиях, в метро, если есть туманная перспектива использования. Идет либо затопление, либо забутовка пространства. У нас сейчас на ст. «Туполевской» пространство заполнено забутовочной смесью. В случае, если через 20-30 лет будет принято решение о возобновлении, смесь разрабатывается, определяется техническое состояние конструкций. Затем они усиливаются или ремонтируются. Если возможности возобновления нет, это ликвидация, — объяснил технический директор по строительству КУ Омской области «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» Владимир Плеханов.
По его словам, «мокрый» метод подразумевает более значительные затраты на расконсервацию, чем «сухой», при котором строители смогут при необходимости продолжить работы с того места, где они были остановлены.
— Если мы говорим о расконсервации правобережной части, практически не будет затрат. Все работы, которые мы сейчас производим, они не бросовые, доводим все до состояния, прописанного в законодательстве. Появились деньги — нашли строителей, включили свет, начали работать, — добавил эксперт.