дельфин я люблю людей какой год
«Я хочу умереть от великой любви»: путеводитель по сольным альбомам Дельфина
1. «Не в фокусе» (1997): лебединая песня «Мальчишника» и возвращение в тлен-рэп
«Вы не поете о наших проблемах, о том, что нас волнует! У нас сейчас наркомания, бездуховность, моральное падение! А вы об этом практически не говорите!» — взывала к творческому мужеству бардов одна из юных зрительниц программы «Музыкальный ринг» в 1986 году. Ей стоило подождать буквально несколько лет: уже в начале 1990-х выпустят первые записи сначала «Дубовый Гаайъ», а затем «Мальчишник», ее сверстники, — и все они будут исключительно о проблемах старшего подросткового возраста.
Альбом «Не в фокусе» мог стать очередным релизом «Мальчишника», но в процессе записи скандальное рэп-трио обнаружило, что «проект себя изжил». С тех пор Дельфин утверждает, что это его первый сольный диск, который он «совершенно спокойно записывал один», а другой член «Мальчишника», Павел «Мутабор» Галкин, уверяет, что релиз на 90% состоял из минусовок для диска группы. Так или иначе в соавторы этого альбома можно записать еще дюжину артистов, из произведений которых музыканты грамотно нарезали семплов: от Sonic Youth и Джеймса Брауна до Херби Хэнкока и Шостаковича.
Дебют разве что в силу обстоятельств: к тому времени Дельфин был уже самодостаточным зрелым артистом с верной фан-базой, узнаваемым почерком и фирменным набором тем-фобий. Скорее это точка отсчета: звезда зажглась и мизантропично проорала: «Я люблю людей!»
Бьющий по щекам и откровенно борзый по тогдашним меркам клип на песню «Дилер» рвал чарты MTV, почти все композиции попали в ротацию популярных радиостанций. От «Дубового Гаайъа» им досталась яростная суицидальная лирика, эпатаж и агрессия, от «Мальчишника» — коллажная электроника и хулиганский речитатив, от балды — гитарные импровизации.
Старый недобрый Дельфин выдавал себя за фрешмена, причем весьма ловко: «Не в фокусе» по-прежнему входит в списки самых влиятельных альбомов русского рэпа и почитаем у героев текущего момента. Так, рэпер ЛСП развил знакомую тему, сочинив хит «Малышка любит дилера».
2. «Глубина резкости» (1999): первые нетленки, затянутые петли и базар-вокал
Позитивная программа Дельфина на повышенных тонах. Не альбом, а музыкальный аналог телефона доверия: манифест «Я буду жить», триптих про веру, надежду, любовь и просветленный дзен-хоп «Тишина» (похожий на прототип «Пожалуйста, не танцуйте» СБПЧ). До умиротворения более поздних альбомов еще далеко, но с голыми завтраками, кажется, покончено. «Осталось уколоться и упасть на дно колодца» — это больше не про Дельфина.
Продолжение разговора про жизнь-есть-боль под мародерскую электронику и раскатистый шугейз в сумраке. Дельфин снова говорит вескими фразами, которые хочется цитировать: песни-слоганы в мире копирайтинга, где каждый человек — ивент-менеджер своей судьбы.
Песня «Любовь» донесет талант музыканта до самого массового слушателя, даром что ничего романтичного в ней нет. «Дверь» станет его первой бессмертной вещью и зафиксирует ожидаемую сделку с мейнстримом: припев Дельфин именно что споет, протяжно и грустно — и за ним подтянут сотни тысяч сограждан (хотя далеко не все они поймут, например, откуда был вырезан семпл для песни «Я буду жить»).
3. «Плавники» (2000): экстренно выпущенный сборник эрзацев и черновиков из прошлой (менее алчной) жизни
Венец творений под ключ на пороге миллениума: сначала стихотворный перевод по заказу Николая Баскова и агитка для блока «Отечество» Лужкова — Примакова, год спустя — «Плавники», собранные за две недели на отвали. Дельфин не скрывал, что записал диск по требованию лейбла, с которым решил расстаться, и потому не слишком усердствовал.
Поклонников-староверов очевидная сырость материала не устроила: вторичные треки из домашней студии хорошо звучат на балконе, но никак не в радиоэфире. Однако рекурсивная «Радиоволна» ставила резонеров на место, демонстрируя всё в том же эфире, как «через стены и даль донести печаль».
Любопытный концептуальный жест музыканта-технооптимиста: альбом явно был создан нейросетью имени Дельфина, она же сгенерировала ему обложку и накрутила подходящий звук.
Ни шагу вперед, сплошные самоповторы в жанре «приуныл», но кто сказал, что бег на месте вреден? К счастью, заядлые перфекционисты могут красиво подать даже откровенно разбодяженные номера: песни «Окно», «Кран» и «Ольга», достанься они артисту рангом пониже, казались бы прорывом, по меркам Дельфина же они явно мелковаты и скучны. «Слеза за слезою, за раною рана моя жизнь утекает, как вода из-под крана» — ой, всё!
4. «Ткани» (2001): рэп-йога против ветра и стояние на аудиогвоздях
Альбом лауреата престижной литературной премии «Триумф» за «поэтический гений», которого лично поздравил с победой член жюри Андрей Вознесенский. По иронии судьбы «Ткани», кажется, могли бы и вовсе обойтись без лирики: музыка и аранжировка интересовали артиста гораздо больше. Во всяком случае он решил отказаться от семплов, а все пробравшиеся в треки заимствования начисто переиграть по-своему (при желании можно было даже инструменты пересобрать на свой лад).
Дельфин выходит на новый уровень самообладания и не отвлекается на такие мелочи, как удачные строчки или неочевидные аккорды: в таких песнях, как «Мало» и «Утро», он стоит, не шелохнувшись, на неведомых ремесленникам сцены аудиогвоздях и ждет «над головой золотое свечение».
Но раз заведенную шайтан-машину уже не остановить: плавильный котел поэтического гения снова стреляет обжигающими каплями крови. Лирический герой Лысикова в тысячный раз в образе побитой жизнью собаки обещает вернуться, надрать всем обидчикам задницы, вспороть брюшную полость и вырвать сердце. Не без повода, конечно, он же не зверь: «Моей печали всходы взошли уже до неба». Впрочем, это еще что — послушайте, как он обещал расквитаться с Лениным.
5. «Звезда» (2004): звенящие гитары, красивая индитроника и забытый гений
Эволюция сольного проекта в номинальный дуэт, продержавшийся без малого четыре альбома: теперь за спиной фронтмена всегда (до 2017 года) находился блистательный нойз-гитарист Павел Додонов, новый соавтор Дельфина и едва ли не основное действующее лицо на его живых выступлениях. Именно он был тем самым «голым гитаристом» на «Нашествии-2002».
Еще больше намотанных на кулак нервов, бессильной злобы и новых попыток пропеть свою меланхолию поверх дребезжащих гитар как сквозь респиратор. Самый депрессивный краут-рок на российской альт-сцене нулевых.
Монотонный стрекот драм-машины, раскрытый веер гитар, душещипательная акустика — почти всю музыку для альбома написал и сконструировал Александр Mewark Петрунин. Концепция альбома, звучание, мелодии — своими лучшими моментами «Звезда» обязана именно Петрунину, но он и близко не получил ни заслуженных денег, ни народной любви, ни посмертной славы. «Кто ты? Кто ты?» — как и положено большому поэту, Дельфин узрел будущее раньше других и предсказал печальный итог в песне «Чужой».
6. «Юность» (2007): скорбный лоуфайный постпанк со звоном в ушах
Внутренние переживания подростка-киборга, разыгранные на троих — первый альбом, где «Дельфин» официально заявил о себе как о группе: Андрей Лысиков — тексты, Павел Додонов и Ренат Ибрагимов — музыка.
С «русским Трики», «русским MCA» и «русским Бэком», казалось, было покончено: десять лет сольной карьеры — достаточный срок, чтобы обрести себя и пойти своей дорогой. Дельфин побыл собой недолго: «Юность» — это третий альбом My Bloody Valentine, записанный Билли Корганом из The Smashing Pumpkins.
Новый имидж — от Джей-Джей Йохансона c щепоткой Мэрилина Мэнсона. Великая сила старых привычек: отказавшись от семплирования как доминанты, Дельфин продолжал собирать свою индивидуальность, заглядывая в чужие окна, — и, отражаясь в них, очень себе нравился.
Если бы вместо новых самокопательных текстов Дельфин просто взял цитату из Петрарки, «Юность» стала бы только лучше: «Теперь вижу, что мне суждено понять при жизни: здесь ничто не мило, здесь, в этом мире, всё обречено».
7. «Существо» (2011): нойз-триггеры для караоке-дуэтов с психологом
Второй альбом группы «Дельфин», в котором фронтмен запрещает гитаристу и клавишнику играть и записывать что-то кроме шугейза и синтипопа. По факту — часовой трибьют Андрея Лысикова главной музыке своей юности.
Дельфин очень хорошо знает и любит творчество Sonic Youth, Lush, Ride, The Jesus & Mary Chain и Cocteau Twins, любит всем своим «Существом» и переставать любить не собирается. Представьте картину «Дельфин в янтаре» — это она.
Меж тем статус «главного независимого артиста страны», прорастающий из пресс-релизов и журнальных рецензий тех лет, обязывал к чему-то большему, пускай даже не всегда визионерскому и авангардному. Поделенный на две части диск «Существо» отвечал этому негласному правилу плюс-минус никак: еще один сеанс проговаривания тревожных мыслей, фиксирующих кризисное состояние, с театральными паузами и многослойными гитарами.
«Когда мы выпускали альбом „Существо“, была идея дать послушать песни профессиональному психологу, а потом снять интервью с ним. Увы, вышла накладка», — признавался Дельфин в интервью. Увы, накладкой был сам релиз.
Кейс Александра Петрунина, к сожалению, повторился: теперь на его месте оказался Ренат Ибрагимов — соавтор диска, оставшийся ни с чем.
8. «Андрей» (2014): голосовые сообщения знакомому композитору
Аудиокнига-бенефис с новой порцией субъективных переживаний и томлений духа. «Андрей» делает всё, чтобы казаться «предельно личностной» автобиографией или хотя бы показаниями, подписанными: «С моих слов записано верно и мною прочитано». Но кажется, это та же мистификация, что была разыграна «Дубовым гаайъем» в песне «Меня зовут Дельфин» двадцатью с лишним годами раньше. Подумаешь, лирический герой — тезка автора, и чего?
Альтернативный курс онтологии профессора поп-философии Андрея Лысикова под нуар-саундтреки имени Трента Резнора. Жаль, что в этом нагромождении словес про эмпирии и «тишину молчания» не было смысла.
Одновременно с альбомом вышел первый сборник стихов артиста, утвердивший реноме Дельфина как знакового и, что важнее, состоявшегося поэта чуть ли не в большей степени, чем пресловутая премия «Триумф».
9. «Она» (2016): неудачная попытка стать своим для думеров
Формальное продолжение мелодекламации с табуретки и с петлей на шее, но на деле всё куда интереснее — это неслучившийся сиквел сайд-проекта Дельфина 1990-х «Мишины дельфины». Одна из самых доступных и легковесных (по меркам данного артиста, конечно) пластинок сорокапятилетнего патриарха российского спокен-ворда про неразделенную любовь.
«А я тону в весне и снова много пью, скучаю о тебе в заслуженном раю». Что мешало Дельфину быть таким же внятным и в доску своим раньше? Возможно, амбиции серьезного художника. Что развязало руки теперь? Возможно, то же самое.
Первая работа без Павла Додонова, а значит и без гитарных вихрей. Если изъять из треков оставшиеся бас и ударные, они в миг осиротеют. «Она» — весомый аргумент в пользу тех, кто считает, что русский постпанк выродился в самую скучную тягомотину на свете. Идеальная музыка для думеров.
В девяти безжизненных песнях, подключенных к ИВЛ, не происходит ничего, кроме муравьиных соло, которые не оправдать ни заявлениями про минимализм, ни расчетом на креативную силу ограничений.
10. «442» (2018): прямое политическое высказывание
Остросоциальная беллетристика по мотивам репортажей «Новой газеты», антикоррупционных расследований и сводок с мест боевых действий на ура-патриотических каналах. Тот редкий случай, когда Дельфина допекло, и в результате токсичное внешнее вытеснило чистое внутреннее. «Я улетаю бомбить города спящих людей, которых не знаю», — и это только начало.
Реакция певца-гуманиста на конфликты на границе России и далеко за ее пределами, полная боли и желания промотать гнетущие будни как пленку.
11. «Край» (2019): песни-баррикады и новый старый фатализм в «мире печали»
Протестный электропоп про политиков-популистов «на вечной арене войны золотого песка», еще одна порция публицистики на взводе. «Ничего страшного со мной не происходит, всё в порядке. Но была перешагнута черта, и был достигнут определенный край», — признался Дельфин во время презентации диска.
У Дельфина уже был кавер на песню Depeche Mode. Настала очередь оммажа их альбому Spirit — про политиков-популистов как новое стихийное бедствие.
«В жилах искрится высоковольтный ток чужих манифестов», «вбитые в лоб гвозди ржавых идей», «лишь ради самой власти власть» — Дельфина можно было бы причислить к оппозиции, но в его новых песнях достается и ей, ведь свои вожди найдутся везде. В клипе на песню «Лето» тема кровопийц, ждущих своего часа, раскрыта во всей живодерской красе: похороны лидера государства, форма под мундиры офицеров СС, ухмылка. Что же будет с родиной и с нами? «Я хочу быть твоим, снега и смерти — всем остальным» — так завершается этот альбом.
Я люблю людей — Дельфин
Интересные факты о песне
Отрывок из интервью:
Кушанашвили: «Как вы, Алла Борисовна, оцениваете состояние нашей эстрады?»
Пугачева: А что тут говорить? Дельфин молодец, говорит все как есть. Я бы постеснялась»
Источник: Наше Радио
Музыка для этой песни была позаимоствована из песни «Take California» проекта «Propellerheads». По воспоминаниям Дельфина, его коллега по «Мальчишнику» Дэн на студию принес какую-то диджейскую пластинку, на которой находилась эта песня, и им захотелось немножко подурачиться напоследок, не стесняясь в выражениях. Это дуракаваляние, столь выраженное в композиции «Я люблю людей», стало одним из последних в творчестве Дельфина.
Источник: Наше Радио
Дельфин о песне: «Особенно в то время (в конце 90-х) таких людей было очень много, и очень сложно, конечно, было общаться с ними. Когда они как-то пытаются высказать свое «спасибо» за то, что ты делаешь, но выражают это в такой форме, очень так сказать, странной, и вроде так и обижаться нельзя, но и не хочется это слушать. В основном это какие-то случайные встречи, вот в жизни я как-то редко встречаю таких людей, потому что с прошествием времени как-то ушли из моей жизни, и я не исключаю, что их осталось очень много».
Источник: Программа «Летопись» об альбоме «Не в фокусе»
Подписаться на новые факты
Присылать новые факты
об этой песне
о всех песнях этой группы или исполнителя
о всех песнях на сайте
также присылать комментарии посетителей
Добавить факт об этой песне
Пожалуйста, пишите факты. Не надо писать своё мнение о песне или публиковать статьи. Не надо копировать тексты с других ресурсов, пишите своими словами. Весь копипаст будет сразу же удалён. Если вы нашли ошибку, то, пожалуйста, пишите в комментарии.
Источник сведений (книга, интервью, издание, НЕ веб-ресурс)
Читайте ещё
Поначалу слушатели едва могли разобрать текст песни: Кобейн поёт очень небрежно, гортанным голосом, да и слова песни не всегда осмысленно вяжутся друг с другом. На обложке диска Nevermind текстов.
В 2008 году песня стала известна за рубежом, благодаря тому, что она включена в саундтрек к популярной компьютерной игре GTA IV. Её можно услышать на волне вымышленной радиостанции Vladivostok FM.
Самую неожиданную версию о происхождении текста высказал на худсовете «Мелодии» поэт Игорь Шаферан, который был членом партии и хорошо знал марксистско-ленинскую историю: «Что?! Какая.
Песня начинается с того, что Маккартни отсчитывает «one, two, three, FOUR!». Обычно это вырезалось с записи, но этот фрагмент Джордж Мартин оставил на записи, посчитав его «цепляющим». Причём.
Джон Маккейн, кандидат в президенты США от республиканской партии (тот самый, что проиграл выборы Обаме) очень любит эту песню. Он обещал, что в случае победы, Take a chance on me будет звучать во всех.
Во время записи Time в студии было только три том-тома, которые были нужны для записи вступления. Чтобы исполнить нужную партию, группе пришлось записывать том-том, перенастраивать его, записывать.
В студии во время записи Джон имел весьма смутное представление об аранжировке, высказав пожелание продюсеру, что хотел бы изменить голос таким образом, чтобы он напоминал пение Далай Ламы.
Это была самая первая запись лэйбла «Мотаун», достигнувшая номера 1 в хит-парадах. Затем этот лэйбл, специализирующийся на чернокожих исполнителях музыки соул, подарил миру немало хитов.
Комментарии
стихи просто бомба
Оставить новый комментарий
Ваш мейл (не для публикации)
Присылать мне комментарии к этой песне
Текст песни
Дельфин
Это статья о музыканте. Если вы хотели почитать о морском млекопитающем, проследуйте по этой ссылке.
Дельфин, он же Dolphin, в миру Андрей Лысиков — российский поэт и музыкант. Прославился в конце 90-х и в нулевых своим сольным творчеством, также ранее участвовал в хип-хоп-трио «Мальчишник» и альтернативной рок-группе «Дубовый Гаайъ». Один из родоначальников и популяризаторов альтернативной и инди-музыки на постсоветском пространстве, за время своей карьеры переигравший во всевозможных стилях — рэп, рок, трип-хоп — в разных сочетаниях, в результате чего его к кому только не причисляют. Обладатель различных наград, в основном, за поэтическую составляющую песен. Пик популярности Дельфина пришёлся на начало нового тысячелетия, когда он был кумиром неформальной молодёжи всевозможных разновидностей (даже многим готам, помнится, приглянулись его мрачные тексты), а в «десятых» годах его творчество было модно среди хипстеров, падких на что угодно с приставкой «инди-».
Содержание
История [ править ]
Псевдоним «Дельфин» появился в конце восьмидесятых, когда юный Лысиков на Арбате нелегально торговал матрёшками для иностранцев. Однажды милиционер припугнул парня, что тот «помрёт, как дельфин» (что на жаргоне означает «потерпевший»), а тому понравилось сравнение со столь позитивной зверушкой. В те времена будущий кумир молодёжи интересовался брейк-дансом и хип-хопом, а также с начала 1991 года участвовал в группе «Дубовый Гаайъ», игравшей нечто альтернативно-роко-рэповое, смахивающее на рэпкор, и на то время засевшей очень глубоко в андеграунде.
Путь начинающего музыканта к славе начался с участия в проекте «Мальчишник», в который его пригласили чуть позже в том же 1991 году, и для которого написал большую часть текстов. Кто помнит, тот помнит — «Мальчишник» был весьма знаковой группой на просторах стремительно разваливавшегося СССР и раннего СНГ, одним из символов 90-х во всей их красе. Группа продвигала диковинную тогда для этих краёв эстетику хип-хопа и от души шокировала похабными текстами своих песенок вчерашних жителей СССР, в котором, как известно, «секса не было». Группа просуществовала до 1997 года, после чего его участникам надоело кривляться и они, включая Дельфина, разбрелись по сольным проектам. Впоследствии «Мальчишник» воссоединился, но уже без Лысикова.
С 1997 года началось плавное перетекание творчества музыканта из «Дубового Гаайя» в того Дельфина, которого мы знаем сейчас. Переходным периодом стал похожий на то и другое одновременно дуэт «Мишины Дельфины» с гитаристом Михаилом Воиновым, записавший один альбом и отыгравший один концерт. Параллельно Дельфин выпустил первую сольную работу (альбом «Не в фокусе»), в успехе которой поначалу не был уверен. Однако, сольное творчество публике понравилось, альбомы пошли один за другим, песни закрутились на радио, а клипы — на MTV, на музыканта же посыпались премии. Граница между старым и новым Дельфином проходит примерно по «Юности» — до этого альбома проступали рэперские замашки, после него же музыкант начал становиться всё более «инди» с начитываемой под музыку околофилософской поэзией, каким остаётся и сейчас.
1998 год, Дельфин решил, что всё-таки будет жить. Злобный, прыгучий и рифмующий «зло» с «добром».
Надо сказать, Дельфин тот ещё скандалист и эпатажник. В девяносто седьмом, например, он исполнил в прямом эфире программы «Партийная зона» на ТВ-6 свою знаменитую «Я люблю людей» без купюр, со всей матерщиной, после чего его некоторое время в телевизор не приглашали. На фестивале «Максидром» в 2001 вместо своих новых, относительно вменяемых песен, отыграл репертуар «Дубового Гаайя», причём гитарист Мутант выступал в лучших традициях «Red Hot Chilly Peppers». Во время получения наград Лысиков тоже любил повыкобениваться — и если в 2004 году на вручении премии того же MTV «Лучший Артист» просто пробурчал что-то по поводу «лучший среди худших», то в 2006 устроил, вместо того, чтобы, как все, пооткрывать рот под фанеру, устроил на сцене «молчаливый протест», а потом и знатный погром (часть поклонников до сих пор предпочитает искренне верить, что эта акция не была скандальным пиаром не только Дельфина, но и самого MTV). Со временем, однако, музыкант посерьёзнел и эпатажность порастерял.
Дискография [ править ]
Кроме вышеперечисленного, Дельфин поучаствовал в создании различных саундтреков, песни из которых не входят в альбомы, существуя в виде синглов — например, специально написанные для фильмов «Жесть», «Воин» и «Даже не думай» 1 и 2 (в последних Дельфин снялся в роли самого себя психонавта-конспиролога Лео). Эксклюзивную песню Дельфина можно услышать в игре GTA IV на волне «Владивосток FM». Кроме того, существует саундтрек к книге «Метро 2034» Дмитрия Глуховского в виде зловещих эмбиентов, иногда сменяющихся исполнением рэпа на беспросветную тематику — под это предлагается читать книгу для лучшего погружения в атмосферу. Да и вообще Дельфин время от времени что-то писал на заказ, не особо вникая, что и для кого: то перевёл песню Демиса Руссоса для Коли Баскова, то за сто баксов сделал кавер песни «Depeche Mode» для трибьюта. В 1997 по просьбе Паука из группы «Коррозия металла» исполнил песню для саундтрэка к так и не вышедшему фильму «Песни партийца». Красные в этой песенке показаны теми ещё упырями, а самому Дельфину, по его словам, эта тема вообще не интересна — что дали, то и прочитал. Песню «Да!» он написал в 1999 для предвыборной программы какой-то партии — написал и забыл, вспомнив лишь когда его начали расспрашивать по поводу жуткого клипа, снятого на это творение без его ведома. Хотя если не знать, к чему относится песня, то и не поймёшь — попросили сочинить что-то «за всё хорошее, против всего плохого», и чтобы было «большое ДА!».
Тропы [ править ]
Вокруг автора [ править ]
2004 год, типичный остепенившийся Дельфин-романтик. Метафорически-философский текст и минималистичная манера исполнения.
«Мальчишник» [ править ]
« | «Мальчишник», конечно, чушь собачья — так, Подр@чить для малолеток, а вот «Дубовый Гаайъ» — ништяк. | » |
— Коллеги по цеху из группы «Centr» |
Рассмотрим этот проект отдельно, поскольку он в целом стоит особняком в плане как тематики, так и отношения к нему самих участников. Об одной из самых популярных групп 1990-х, песни которой через одну становились хитами, однако же, сказать в контексте тропов почти нечего, кроме того, что почти всё их творчество — юморные песенки о сексе. Среди откровенной похабени есть лиричные песни («Последний раз», «Я не буду с тобой», «Медляк»), но и там тоже об этом. В общем, что обещали в названии альбома «Поговорим о сексе», о том и говорили, пока самим не надоело.
Прочее творчество [ править ]
Остальное творчество Дельфина смотрится более цельно, так что, чтобы не делать в статье несколько разделов с постоянно повторяющимися тропами, рассмотрим это всё вместе — «Дубовый Гаайъ», «Мишины Дельфины» и сольное творчество со всеми его ответвлениями.