день гражданской авиации в ссср какого числа
День Воздушного Флота России
Российский воздушный флот всегда на высоте
День Воздушного флота России (ранее известный как День Авиации) — профессиональный праздник всех пилотов воздушного флота, авиаторов, инженерно-технического и диспетчерского состава, бортпроводников и работников авиационной инфраструктуры России — отмечается ежегодно в третье воскресенье августа на основании Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации № 3564-1 от 28 сентября 1992 года «Об установлении праздника День Воздушного Флота России».
В этот день традиционно проводятся праздничные мероприятия, посвященные и Дню Военно-воздушных сил России, с показательными выступлениями пилотажных групп, вертолетов и парашютными прыжками.
У Дня Воздушного флота России два «отца-основателя»: Николай II и Иосиф Сталин. Они оба в разные годы в августе отдали значимые для российского воздухоплавания распоряжения.
12 августа 1912 года последний русский царь повелел сформировать при Главном управлении Генштаба первую в стране часть, как теперь бы сказали, военно-воздушных сил и передать в её ведение все вопросы развития нового рода войск.
Через два десятка лет уже Иосиф Сталин установил в Советском Союзе традицию праздновать День воздушного флота СССР. Этот праздник (также известный как Всесоюзный день авиации, или День Авиации) был закреплен Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 апреля 1933 года № 859, в честь выдающихся достижений учёных, авиационных конструкторов, работников авиационной промышленности, лётного и технического состава ВВС РККА.
Первое празднование Дня воздушного флота прошло 18 августа 1933 года. В этот день на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе в Москве был организован авиационный праздник, на котором продемонстрировали образцы советской авиационной техники, мастерство и мужество авиаторов. На воздушном параде присутствовали члены советского правительства во главе со Сталиным.
Долгие годы День воздушного флота отмечался в СССР 18 августа и стал всенародным праздником.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» было установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа. Эта традиция была продолжена и в постсоветской России. Президиум Верховного Совета РФ в 1992 году постановил отмечать этот профессиональный праздник также в третье воскресенье августа.
День Аэрофлота, с 1979 по 1988 год отмечавшийся во второе воскресенье февраля, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» был объединен с Днем воздушного флота СССР.
В жизни России с её огромной территорией значение воздушного транспорта сложно переоценить, ведь в некоторые населенные пункты можно добраться только по воздуху. Авиация обеспечивает мобильность людей, решает важнейшие социальные задачи по снабжению жителей труднодоступных районов продуктами питания, медикаментами и другими предметами первой необходимости, содействует развитию деловой активности, обеспечивает межрегиональные связи.
В настоящее время парк гражданских воздушных судов России насчитывает более 6 тысяч единиц: около 4 тысяч самолетов и более 2 тысяч вертолетов. Имеющийся парк воздушных судов пока удовлетворяет спрос на перевозки, география полетов российских авиакомпаний постоянно расширяется.
Напомним, что День гражданской авиации России отмечается ежегодно 9 февраля.
Другие праздники в разделе «Праздники России»
День воздушного флота России: история праздника
День воздушного флота в 2012 году отмечается 19 августа.
День воздушного флота России ‑ профессиональный праздник авиаторов и работников авиационной инфраструктуры страны. Этот день отмечается в Российской Федерации ежегодно, в третье воскресенье августа в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 28 сентября 1992 года «Об установлении праздника День воздушного флота России».
В 2012 году День воздушного флота России приходится на 19 августа.
Ранее, с 1933 года, этот праздник отмечался как День воздушного флота СССР. Он был учрежден постановлением Совета народных комиссаров СССР от 28 апреля 1933 года «О праздновании дня воздушного флота Союза ССР» в честь выдающихся достижений учёных, авиаконструкторов, лётного и технического состава Военно‑воздушных сил в деле укрепления обороноспособности Советского государства.
Праздник был установлен как для военных и гражданских авиаторов, так и для разработчиков и создателей авиатехники.
Указом Президиума Верховного совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях» дата празднования Дня Воздушного Флота СССР была перенесена на третье воскресенье августа.
В 1997 году у военных летчиков появился свой праздник ‑ День Военно‑воздушных сил, отмечаемый 12 августа.
Поэтому с 1997 года День воздушного флота является профессиональным праздником для коллективов предприятий и организаций, работников и ветеранов гражданской авиации.
Первый авиационный праздник, посвящённый Дню воздушного флота СССР, состоялся на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе 18 августа 1933 года (на территории Ходынского поля, Москва). Начиная с 1935 года, авиапарады, посвящённые Дню воздушного флота СССР, проводились в Тушино, в выходные дни, т.е. не были жёстко привязаны ко дню 18 августа, а иногда переносились на другой день или вообще отменялись по метеоусловиям.
После Великой Отечественной войны воздушные парады проводились не каждый год, иногда их проводили в июле (1951 года‑ 8 июля, 1952 года ‑ 27 июля).
Последний воздушный парад в Тушино состоялся 9 июля 1961 года.
В дальнейшем, воздушные показы новых образцов военной и гражданской авиатехники (последний в 1967 году) проводились в Домодедово.
В 1970‑е и 1980‑е годы центральные авиапарады не проводились.
Однако традиция проведения воздушных праздников, посвящённых Дню воздушного флота СССР, сохранилась на региональном уровне. Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском (силами лётчиков‑испытателей Лётно‑исследовательского института имени М. М. Громова), в Монино, в Кубинке и других авиационных центрах страны.
Гражданская авиация в России начала свое развитие с того момента, как в феврале 1923 года Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации», положившее начало государственному регулированию деятельности воздушного транспорта в стране.
В 1931 году в Москве на центральном аэродроме (Ходынское поле) открылся первый в стране пассажирский аэровокзал.
В 1932 году Президиум Центрального исполнительного комитета СССР утвердил первый Воздушный кодекс СССР.
В 1936 году СССР вступил в члены Международной авиационной федерации (ФАИ).
В годы Великой Отечественной войны авиаторы гражданского воздушного флота внесли весомый вклад в победу над врагом. Специальные подразделения Аэрофлота участвовали в боевых операциях. За годы войны летчики совершили более полутора миллионов боевых вылетов, из них около 40 тысяч в тыл врага, перевезли 1,6 миллиона человек, свыше 400 тысяч тонн военных грузов.
В 1960‑е годы на линиях большой протяженности началась эксплуатация скоростного лайнера Ил‑62, совершил первые полеты сверхзвуковой авиалайнер Ту‑144.
В 1970 году СССР вступил в члены Международной организации гражданской авиации ИКАО.
В 1972 году начались регулярные полеты на новом магистральном самолете Ту‑154.
В 1973 году вышло постановление Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР «О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации».
С этой даты начался новый качественный этап становления и развития системы управления воздушным движением (УВД) в стране.
После провозглашения в 1991 году Россией суверенитета наступил новый этап в истории отечественной гражданской авиации. «Аэрофлот перестал быть общесоюзной структурой и распался на части.
На базе территориальных управлений стали формироваться новые структуры: концерны, корпорации, ассоциации, авиакомпании. Кроме существующих авиапредприятий, стали образовываться самостоятельные авиакомпании на коммерческой основе.
19 марта 1997 года был принят Воздушный кодекс Российской Федерации, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства России и деятельности в области авиации. В соответствии с кодексом разработаны федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила.
Стабильное функционирование авиационного транспорта имеет огромное значение для экономики и социальной сферы страны, и государство принимает все меры по поддержке и устойчивому развитию отечественных авиакомпаний и предприятий.
В 2007 году правительством РФ была одобрена и приказом Минтранса России утверждена Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010‑2015 годы)», включающая в себя подраздел «Гражданская авиация». Общий объем финансирования подпрограммы составляет 1250,5 миллиардов рублей.
Сегодняшний этап истории отечественной гражданской авиации характеризуется развитием Единой системы организации воздушного движения, созданием укрупненных центров УВД, массовым переоснащением органов управления воздушным движением современным оборудованием, на уровне мировых стандартов, внедрением новейших технологий, созданием и развитием Единой системы авиационно‑космического поиска и спасания, строительством и реконструкцией аэродромов, оснащением их новейшим оборудованием, техническими средствами и системами.
По состоянию на август 2012 года полёты по территории Российской Федерации осуществляются по 1337 воздушным линиям, из которых 153 линии (чуть более 10%) обеспечивают связь между Москвой и Петербургом. Указанные линии обслуживаются 62 авиакомпаниями, треть из них работает исключительно на региональных маршрутах.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
День гражданской авиации России
День гражданской авиации России (Фото: ipolsone, Shutterstock)
Ежегодно 9 февраля в России отмечается День гражданской авиации.
Именно в этот день в 1923 году в России официально появился воздушный флот, в чьи задачи вошло перевозить пассажиров, путешествующих по служебным или личным делам, почту и разного рода грузы. Так, 9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации».
Первым маршрутом, по которому могли отправиться авиапассажиры, стала воздушная линия «Москва — Нижний Новгород» протяженностью 420 километров.
Появление пассажирского флота обусловило создание еще нескольких структур. Так, в том же 1923 году было создано общество добровольного воздушного флота, получившее название «Добролет», а технический надзор за гражданской авиацией возложили на Главное управление воздушного флота.
В 1932 году в СССР утвердили специальный флаг гражданской авиации, ввели форменную одежду и знаки различия для персонала. В этом же году новая отрасль получила имя, известное и по сей день, — «Аэрофлот».
В годы Великой Отечественной войны летчики «Аэрофлота» выполняли особо важные полеты не только по стране, но и к линии фронта, в тыл врага и за границу. После войны международное воздушное сообщение стало активно возобновляться и расширяться.
Появились и новые более совершенные самолеты: Ил-12 и Ил-14, в 1956 году на внутренние и международные линии «Аэрофлота» вышел первый в мире реактивный самолёт Ту-104, через год совершил полёт турбовинтовой самолёт Ил-18. В конце 1950-х годов прошел испытания и начал регулярные полёты самый большой в то время лайнер Ту-114, который позже был заменён на дальних трассах новым отечественным самолётом Ил-62.
Кстати, с 1979 по 1988 годы во второе воскресенье февраля отмечали День Аэрофлота. Сегодня все воздухоплаватели страны — представители как гражданской, так и военной авиации — празднуют профессиональный праздник, День Воздушного флота России, в третье воскресенье августа.
Фото: avia.pro
Гражданская авиация всегда была и остаётся важнейшей составляющей единой транспортной системы Российской Федерации. Сегодня это сложная многоцелевая отрасль с обширным и разнообразным парком воздушных судов, с широкой сетью аэропортов, учебных и научных заведений. Кроме того, она имеет множество ремонтных предприятий, разветвлённую систему управления воздушным движением, а также некоторыми другими структурами, которые и обеспечивают её жизнедеятельность.
В свой профессиональный праздник принимают поздравления все российские пилоты, бортпроводники, технические работники данной отрасли, благодаря которым в воздух ежедневно поднимаются сотни самолётов по всей стране.
Напомним, что 7 декабря в мире отмечается Международный день гражданской авиации.
Другие праздники в разделе «Праздники России»
С царских времен: все о праздновании Дня Воздушного флота России
Фото: Невские Новости / Владислав Азнауров
Сегодня петербуржцы, как и жители других городов России, отмечают День Воздушного флота. Авиация в стране появилась еще в начале прошлого века, и первыми летательными аппаратами стали воздушные шары и дирижабли. НЕВСКИЕ НОВОСТИ окунулись в историю.
В России сегодня празднуют День Воздушного флота. Его отмечают каждый год в третье воскресенье августа. В этом году праздник выпал на 15-е число. НЕВСКИЕ НОВОСТИ узнали, что это за памятная дата и когда ее официально зафиксировали в календаре.
Праздник летчиков
День Воздушного флота России считается профессиональным праздником летчиков, инженерно-технического и диспетчерского состава, бортпроводников и работников авиационной инфраструктуры.
Памятная дата отмечается в третье воскресенье августа. Основанием для начала празднования стало Постановление Президиума Верховного Совета РФ от 28 сентября 1992 года «Об установлении праздника День Воздушного флота России».
29 августа 1997 года появился Указ Президента РФ «Об установлении Дня Военно-воздушных сил». Этот документ дал старт череде праздничных мероприятий, посвященных Дню ВВС РФ.
Школы в Гатчине и Севастополе
Авиация появилась в России еще в дореволюционные времена. Уже к первому десятилетию XX века в Русской императорской армии присутствовали некоторые элементы воздухоплавания. Это были воздушные шары, которые использовались для разведки и корректировки артиллерийского огня.
Как генералитет Российской империи, так и военное руководство других развитых стран той эпохи пытались поставить на поток использование технических новинок того времени — дирижаблей и самолетов. Важную роль в этом сыграл Великий князь Александр Михайлович, шеф Российского императорского военно-воздушного флота. В дополнение к авиашколе, которая готовила пилотов воздушных шаров Воздухоплавательного парка, создали еще два учреждения — Офицерскую воздухоплавательную школу в Гатчине и Севастопольскую офицерскую школу авиации, которая в будущем превратится в Качинское летное училище. Школа в Гатчине под Петербургом имела широкую специализацию и готовила военных и гражданских пилотов. А вот учреждение в Севастополе выпускало только военных летчиков.
Первая авиационная часть
Севастопольская летная школа начала работу 21 ноября 1910 года. Спустя год император Николай II принял участие в торжествах, посвященных первой годовщине ее открытия и первому выпуску офицеров-авиаторов.
22 ноября (5 декабря) 1911 года в свет вышло высочайшее повеление главы государства. Документ предписывал, что все вопросы по воздухоплаванию в армии нужно сосредоточить в главном управлении Генерального штаба. Реализация распоряжения Николая II растянулась на восемь месяцев, и 30 июля (12 августа) 1912 года военный министр, генерал от кавалерии Владимир Сухомлинов подписал приказ № 397, согласно которому, все вопросы воздухоплавания и авиации передавались в ведение воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Ее главой стал генерал-майор Михаил Шишкевич. Эту дату впоследствии приняли как день образования Воздушного флота России.
Роль Сталина после революции
В 1917 году в России одна за другой произошли две революции. К власти пришли большевики.
В 1918 году после победы Октябрьской социалистической революции в стране создали рабоче-крестьянский Красный воздушный флот.
В 1923 году появилось Всероссийское общество добровольного воздушного флота (сокращенно: «Добролет»). В стране открыли первую воздушную линию — между Москвой и Нижним Новгородом.
Традицию отмечать День Воздушного флота СССР начал Иосиф Сталин. Именно по его инициативе с 18 августа 1933 года в нашей стране и существует этот праздник.
Памятную дату установили постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 апреля 1933 года № 859. Согласно документу, в честь выдающихся достижений ученых, авиационных конструкторов, работников авиационной промышленности, летного и технического состава ВВС РККА установлен праздник 18 августа — Всесоюзный день авиации (День Воздушного флота СССР, День Авиации).
Современность
Для объединения всего воздушного транспорта в 1964 году в стране создали Министерство гражданской авиации, которое впоследствии переименовали в Департамент воздушного транспорта. В 1996 году он превратился в Федеральную авиационную службу (ФАС) России, с 1999 года — в Федеральную службу воздушного транспорта России.
В 2000 году функции Федеральной службы воздушного транспорта передали Министерству транспорта РФ. В марте 2004 года отвечать за этот вопрос стало Федеральное агентство воздушного транспорта.
В конце июля НЕВСКИЕ НОВОСТИ подробно написали о другом празднике — Дне Военно-морского флота.
История образования праздника Дня Авиации в Российской империи и Советской России
В феврале 1885 года была сформирована Воздухоплавательная команда — первое в русской армии регулярное подразделение такого рода — под началом поручика А.М. Кованько. На протяжении многих лет его деятельность протекала в Гатчине.
Для служащих, из-за удаленности парка от города, по проекту военного инженера Н.А. Архангельского была устроена из прежнего барака деревянная церковь с двумя главками и звонницей. Заложение церкви произошло 19 марта, а уже 4 апреля 1899 года она была освящена военным протопресвитером А.А. Желобовским во имя Пророка Божьего Илии. По благословению протопресвитера армии и флота о. Георгия Шавельского Пророк Божий Илия стал покровителем Авиации России.
Свой профессиональный праздник первые воздухоплаватели отмечали именно в день этого Святого —2 августа.
Церковь во имя св. пророка Илии при Офицерской воздухоплавательной школе
Праздник воздухоплавания в Ильин день
История Императорского Военно-Воздушного Флота закончилась в 1917 году, но история отечественной авиации продолжалась и уже в декабре 1917 года для надзора за Увофлотом создаётся большевистская коллегия, затем Увофлот переименовывается в Главное управление Рабоче-Крестьянского Воздушного Флота, которое в 1925 году стало Управлением ВВС РККА.
Игорь Иванович Шелест в книге «Лечу за мечтой» писал:
«Сама по себе традиция празднования Дня Воздушного Флота возникла не случайно. По этому поводу «Вестник Воздушного Флота» писал в 1920 году: «2 августа, в Ильин день, когда мифический Пророк Илья в огненной колеснице был взят на небо, люди воздуха празднуют свой традиционный праздник…
Никаких мотивов религиозного свойства в почитании пророка Ильи среди тружеников Воздушного Флота, конечно, не было, и лишь вопрос подобия в способах сообщения побудил приурочить свой праздник к этому дню».
Афиша концерта посвящённого празднику авиации 2 августа 1921 г.
Интересную историческую подробность удалось найти на страницах Военно-исторического журнала:
До революции «День авиации» отмечали 2 августа в Ильин день. После революции …»На съездах было рекомендовано День Воздушного флота отмечать 2 августа, в День пророка Ильи. Большевики, придя к власти, называя себя «воинствующими атеистами», стали выступать против этой даты: не к лицу Рабоче-крестьянскому Красному Военному воздушному флоту отмечать свой день в религиозный праздник.
П.С. Дейнекин писал: «В 1924 году заместитель Реввоеносвета Михаил Фрунзе в разгар борьбы с религиозными предрассудками отменил празднование Дня воздушного флота второго августа и перенес его на 14 июля, когда отмечается день штурма Бастилии(1789г.). Праздновали этот день до 18 августа 1933 года».
Примечание: День ВДВ 2 августа официально стали отмечать с 1970г. во исполнении Приказа Министра обороны СССР от 18 июля 1970 года № 165. Эта дата празднования Дня ВДВ выбрана не случайно.
В 1928 году на совещании руководящего состава ВВС РККА, Леонид Григорьевич Минов, выступил за обеспечение всего лётного состава парашютами. 26 июля 1930 года во время сборов ВВС Московского военного округа на воронежском аэродроме он выполнил показательный прыжок; вслед за ним свои первые прыжки выполнили ещё несколько лётчиков. Выслушав доклад о ходе сборов, командующий ВВС РККА Пётр Баранов предложил «продемонстрировать выброску группы вооружённых парашютистов для диверсионных действий на территории «противника»».
2 августа 1930 года (по другим данным 5 августа) десант был выброшен в составе двух групп по 6 человек. Одной группой руководил Леонид Минов, другой — его помощник Яков Мошковский. Выброска десанта производилась с самолета «Фарман-Голиаф»под управлением летчика Громова М.М.
Этот день стали считать днём рождения Воздушно-десантных войск РККА.
Яков Мошковский (слева) и Леонид Минов
1 мая 1918 года в Москве состоялся первый в Советской России военный и воздушный парад.
Неизвестный художник «Парад 1 мая 1918 г. на Ходынском поле»
На Ходынском поле, после того как прошли воинские части, Ленин поднялся в Дуксовскую беседку и с балкона наблюдал за полетами. В числе тех, кто демонстрировал высший пилотаж, были лётчики: И.Н.Виноградов, Б. И. Российский, И. У. Павлов, А. М. Габер-Влынский и другие.
История образования Дня Авиации в Советском Союзе.
В 1920-1930 годах в молодой Советской республике стремительными темпами развивалось авиастроение, авиационный спорт и военное применение авиации. Популярность авиации среди населения не имела себе равных.
Историк авиации Дёмин А.А. писал: «14 июля 1925 г. (День взятия Бастилии) опубликовали приказ начальника ВВС о праздновании годовщины Красного Воздушного Флота совместно с Авиахимом 14 июля, но праздник 2 августа (Ильин день) также отмечали. В этот день в авиашколе в Серпухове три самолета Р-1 выполняли пилотаж, будучи связанными лентами (впервые в СССР).»
.
Одна из версий выбора даты праздника «Дня воздушного флота CCCP»
В 1933 году И.В.Сталин дал задание начальнику Центрального управления единой гидрометеорологической службы СССР профессору А.Ф. Вангенгейму определить дату «Дня воздушного флота» по следующим критериям:
1. Наличие хорошей летной, желательно, солнечной погоды на территории европейской части СССР.
2. Отсутствие крайней жары или мороза (чтобы народ на парадах не мерз и в обмороки не падал, а внимал действу), техника (и техники, что немаловажно) работала в комфортных условиях.
3. Подтверждение даты результатами многолетних наблюдений.
Было несколько вариантов, из которых, в том числе и по соображениям набора к этой дате максимальной слетанности личного состава в летних лагерях, “равноудаленности” от других революционных праздников и выбрали третий выходной августа месяца, который выпал на 18 августа по «шестидневке».
На вопрос Сталина «А гарантируете?» нужно было отвечать утвердительно.
Хорошую погоду 18 августа 1933 года Вангенгейм рассчитал правильно.
Но в январе 1934 году, в Ленинграде, на открытии 1 Всесоюзного геофизического съезда, куда были приглашены многие зарубежные гости, Вангенгейм выступил на французском языке. А Сталин давал личное указание прочитать вступительную речь на русском языке, плюс катастрофа стратостата “Осоавиахим-1”, в том числе по причине плохой погоды. Алексей Феодосьевич Вангенгейм в то время возглавлял Гидрометкомитет СССР. В марте 1934 г. ученого арестовали. В Соловках “библиотекарь” Вангенгейм в 1937 году получил дополнительную статью как шпион и был расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1956 году.
Профессор А.Ф. Вангенгейм
.
Так, с 18 августа 1933г. в третий выходной месяца возникла традиция ежегодно проводить празднование Дня Воздушного Флота СССР.
Следует напомнить, что советский календарь 30-х годов несколько отличался от современного.
Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1931 года «О прерывной производственной неделе в учреждениях», с 1 декабря 1931 года пятидневная неделя была заменена шестидневной неделей, так называемой «шестидневкой», с фиксированным днём отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца. «Шестидневка» упоминается в титрах фильма «Волга-Волга», где периодически возникают надписи «1-й день шестидневки», «2-й день шестидневки». Однако, во время действия советского «революционного календаря» параллельно использовался и общепринятый григорианский календарь. День авиации 18 августа 1933 г. был шестой день «шестидневки» т.е. выходной день, а по «обычному» календарю это была пятница. Что интересно, газеты выходили в тираж с датой по «обычному» календарю.
Табель календарь на 1939 год. /// Календарь на 1933 год (синей краской отмечены выходные дни «шестидневки»)
Официально «шестидневка» была отменена 26 июня 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день…»
Таким образом с 1933 по 1939 год включительно «День Воздушного Флота СССР» 18 августа всегда был третьим выходным месяца (по «шестидневке»). В праздник авиации предполагалось проведение воздушного парада. А воздушный парад проводили в выходной день, когда возможно присутствие максимального количества зрителей. Отсюда следует логичный вывод: праздник авиации был изначально задуман как «праздник выходного дня».
Дата 18 августа не была связана ни с каким историческим или авиационным событием нашей страны. В этот день никто не умер, как 21 января В.И. Ленин, никто не выходил на «маёвки», как 1 мая, никто никого не «сверг», как 7 ноября. Именно поэтому, День авиации, с 1941 г., «безболезненно» переносили на разные выходные дни, в основном по погодным условиям или по распоряжению руководства страны.
Газета «Красная Звезда» от 18 августа 1933 года.
В 1934г. воздушный парад обрел на долгие годы постоянную прописку, став легендарным — Тушинским. Стал формироваться и традиционный сценарий праздника. Обязательными элементами стали: воздушные шары с портретами лидеров партии и правительства, пролет самолетов строем, изображающим слова, в зависимости от пожеланий руководителей страны «ЛЕНИН», «СТАЛИН». В первом отделении Тушинских воздушных парадов свое мастерство демонстрировали летчики и планеристы ОСОАВИАХИМа, показывали свою технику и летчики Гражданского Воздушного Флота. Второе, наиболее яркое, отделение было отдано Военно-воздушным Силам. Безусловно, наиболее ожидаемым был пилотаж знаменитой «Красной пятерки». Но самым масштабным действом была имитация боевых действий.
Газета Правда от 18 августа 1937 и 1939 года (третий выходной августа по «шестидневке»)
В.С. Сварог. Сталин и члены Политбюро на аэродроме Тушино 1937 г.
Видео. Воздушные парады в День авиации, довоенный период:
Военные годы
В 1941 году День авиации впервые отмечали не 18 августа, а 17 августа, но, как всегда, в третий выходной августа.
«Красная звезда» №193, 17 августа 1941 года писала:
Сегодня — День советской авиации. Честь и слава доблестным воздушным бойцам, героически сражающимся против немецких фашистов на фронтах отечественной войны!
Удалось найти фотографии Детского календаря 1941 года.
Следует обратить внимание, что данный календарь сдан в производство 23/VI 1940 г., а подписан к печати 18/IX 1940 года. Т.е. решение о переносе праздника Дня авиации на 3-й выходной августа 1941 г. было принято не позднее сентября 1940 года.
Газета Известия от 15 августа 1943 г. /// Газета Правда от 20 августа 1944 г. /// Газета Правда от 19 августа 1945 г.
Газета «Правда» от 3 августа 1947 г./// Газета «Известия» от 16 июля 1950 г. /// Газета «Советская Культура» от 8 августа 1953 г.
Билет для входа на аэродром Тушино без конкретной даты
7 сентября 1953 г. первым секретарём ЦК КПСС был избран Н.С. Хрущёв, но традиция сталинских времён отмечать День авиации в выходной день продолжалась вплоть до 1959 года.
Газета «Правда» от 24 июня 1956 г. /// Газета «Гудок» от 30 июня 1957 г. /// Газета «Московская Правда от 20 июля 1958 г.
Видео. Воздушные парады в День авиации:
С 1960 по 1971 год включительно День Воздушного Флота СССР стали отмечать строго 18 августа вне зависимости от дня недели. При правлении Н.С. Хрущёва исключением стал 1961 год (год первого полёта человека в космос) День авиации и воздушный парад в 1961 г. с 18 августа перенесли на 9 июля (воскресенье). Обратите внимание, что на 9 июля перенесли не только воздушный парад, но и сам праздник День воздушного флота СССР!
Газета «Калининградская правда», № 143 от 18 июня 1961 г.
Отрывные календари:
В дальнейшем, при правлении Л.И. Брежнева (избранного в октябре 1964 г.), воздушные показы новых образцов военной и гражданской авиатехники проводились в Домодедово. Последний такой показ состоялся в Домодедово 9 июля 1967 года в честь 50-летия Октябрьской Революции.
Видео. Воздушные парады в День авиации:
Традиция проведения воздушных праздников, посвящённых Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном (местном) уровне. Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском (силами лётчиков-испытателей ЛИИ), в Монино, в Кубинке и других авиационных городах.
Мероприятия посвящённые Дню Воздушного Флота СССР открывались торжественными заседаниями, проводимыми накануне праздника, руководителями ВВС Минобороны, Минавиапрома, Министерства гражданской авиации, ДОСААФ. состоялось в «Зелёном театре» парка им. Горького в Москве.
С 1972 года День воздушного Флота СССР стали отмечать строго в третье воскресенье августа: в 1972 г.-20 августа, в 1973 г.-19 августа, в 1974 г.-18 августа, в 1975 г.-17 августа, в 1976 г.-15 августа, в 1977 г.-21 августа, в 1978 г.-20 августа, 1979 г.-19 августа, 1980 г.-17 августа. Основанием стал Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1971 года.(?) С тех пор и по сей день мы празднуем День Воздушного Флота СССР/России строго в третье воскресенье августа.
21 августа 1977 году в Тушино состоялся авиационно-спортивный праздник спортсменов ДОСААФ СССР, посвящённый шестидесятилетию Великого Октября.
Газета «Московская Правда» от 20 августа 1972 г. /// Газета «Правда» от 18 августа 1974 г. /// Газета «Московский Комсомолец» от 15 августа 1976 г.
Отрывные календари:
День Воздушного флота СССР отмечали в 3-й выходной августа (18 августа будний рабочий день)
1 октября 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях» было официально установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа. Эта традиция была продолжена и в постсоветской России.
.
Сводная таблица даты и места проведения Дня ВФ СССР. Данные из статьи С.Ковалёва,журнал «АиК» август 2013 г. (Данные уточнены и дополнены). Даты подтверждённые фотографиями газет выделены синим цветом (ссылки).
Год /// Дата проведения Дня ВФ /// Дата и место проведения авиационного праздника Дня Воздушного Флота СССР, или Авиационного праздника.
С 1933 по 1940 гг. День Воздушного Флота всегда отмечали 18 числа в третий выходной августа. (по «шестидневке»)
1933 18 августа 18 августа Центральный аэродром имени М.В.Фрунзе
1934 18 августа 18 августа Тушинский аэродром
1935 18 августа 18 августа
1936 18 августа 24 августа Перенос по метеоусловиям
1937 18 августа 18 августа Тушинский аэродром
1938 18 августа 18 августа
1939 18 августа 18 августа Аэродром центрального аэроклуба СССР им. В.П. Чкалова
1940 18 августа 18 августа
День Воздушного Флота России.
Успехи, которые имели авиационные парады 1989 г. в Тушино и Жуковском, сподвигли руководство авиации и страны к идее организации регулярной авиакосмической выставки. Первая из них, получившая название «Мосаэрошоу-92» была организована и проведена на территории ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском с 11 по 16 августа 1992 г.
День Воздушного Флота 16 августа 1992 года был особенным. Дело в том, что официального праздника Дня Воздушного флота России ещё не было, а Дня Воздушного флота СССР уже не было, т.к. уже не было самого СССР, но воздушный парад в Тушино всё же состоялся, о чём свидетельствует «География выступлений» пилотажной группы «Русь».
Верховный Совет РФ обратил внимание на праздник «День Воздушного флота» в конце сентября 1992 г. Постановлением Президиума ВС РФ от 28 сентября 1992 г. №3564-1 было установлено, что День Воздушного Флота России праздновать ежегодно в третье воскресенье августа.
В 1993 году состоялся первый в России Международный авиационно-космический салон МАКС-1993, местом проведения международных авиационно-космических салонов утвердили территорию ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском. Выставки МАКСа стали регулярно проводиться раз в два года по нечетным годам.
День Военно-воздушных сил России.
Благодаря инициативе Главкома ВВС Петра Степановича Дейнекина в Российской Федерации был установлен новый авиационный праздник День ВВС России. Историческое обоснование даты празднования Дня Военно-воздушных сил России было опубликовано в журнале «Авиация и космонавтика» № 6 1996 года. В статье шла речь о приказе № 397, подписанным временно Управляющим Военным Министерством Инженер-генералом А.П. Вернандером 30 июля (12 августа по новому стилю) 1912 г. по которому, согласно «повелению» Императора Николая II от 22 ноября 1911 года, все вопросы воздухоплавания в армии сосредотачивались в главном управлении Генерального штаба и утверждается штат воздухоплавательной части управления Генштаба. Это подразделение Генштаба возглавил генерал-майор генерального штаба М.И. Шишкевич.
До 1998 г. своего отдельного праздника у военных летчиков не было. В 1997 г. военные авиаторы обратились с просьбой к президенту страны об учреждении праздника ВВС. И соответствующий Указ был подписан 29 августа 1997 г.
Приказ по Военному ведомству № 397 от Iюля 30-го дня 1912 года
В разные годы были добавлены и другие праздничные дни и памятные даты имеющие отношение к авиации: