день кораблестроителя в россии в 2021 году какого числа
День кораблестроителя в России
На протяжении трёх с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и классов
Профессиональный праздник российских корабелов – День кораблестроителя (судостроителя) – установлен Постановлением Правительства РФ № 659 от 30 мая 2017 года по инициативе Минпромторга России и акционерного общества «Объединённая судостроительная корпорация» (АО «ОСК»). Дата празднования определена на 29 июня.
Хотя идея установить в России этот праздник звучала давно, но конкретное решение было принято после официального обращения в Правительство страны руководства АО «ОСК», а в Российском историческом обществе нашли такой просьбе еще и архивное обоснование.
Дата 29 июня выбрана для праздника в связи с тем, что в этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского корабля – фрегата «Орёл». Согласно архивным данным, это первый российский военный корабль, построенный по государственному заказу и на государственные средства.
Символично, что в юбилейный год – год 350-летия с момента выхода этого царского указа и решено было учредить День кораблестроителя (судостроителя) – профессиональный праздник работников верфей, проектно-конструкторских бюро и профсоюзных и ветеранских организаций судостроительной отрасли – тех, кто строит и строил теплоходы, ледоколы, буровые платформы, атомные субмарины, катера…
Тем более, что традиции русского кораблестроения имеют давние корни и славную историю. Так, одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют 5 веком до н.э. Первые палубные суда строили на Руси в 12 веке, а организованное морское судостроение началось в конце 15 века. Тогда в Соловецком монастыре основали верфь для постройки промысловых судов. Первое морское судно было построено в 1634 году в Нижнем Новгороде. Правда, оно было «иноземной конструкции», но построено русскими мастерами.
А вот первые государевы парусные суда в России начали строить на основанной в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича верфи в селе Дединово (тогда Коломенского уезда). Жители этих мест издавна славились умением строительства деревянных судов. На Дединовской верфи в 1667-1669 годах и был построен первенец русского военно-морского флота – фрегат «Орёл», предназначавшийся для охраны русских торговых судов на Каспийском море.
Сегодня в Дединово в честь этого корабля установлен памятник. К тому же особым смыслом наполняет историю «Орла» и ряд символических обстоятельств. Существуем мнение, что корабль на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге – это тоже изображение «Орла». Кроме того, считается, что трехцветный российский стяг впервые подняли также на корме этого фрегата.
Благодаря реформаторской деятельности Петра I начали строиться и другие верфи. Так, в июне 1693 года он заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. А после основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной верфью в стране стало Адмиралтейство. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи, был 54-пушечный корабль «Полтава».
К 1714 году Россия имела свой парусный флот, а к 1725 году был создан регулярный флот страны. Было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. С тех пор не только увеличивалось количество и качество российских судов, но и география освоенных ими морских и речных маршрутов.
На протяжении трёх с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и классов и считается одним из лидеров мирового судостроения. В частности, до сих пор Россия остаётся единственной в мире страной, успешно строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы. Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на российских верфях, и Рыбопромысловый флот СССР – тоже первый в мире.
В 2007 году Указом Президента РФ была создана «Объединенная судостроительная корпорация», с целью объединения всех государственных судостроительных активов для развития гражданского судостроения. Формирование ОСК завершилось в 2010 году, и сегодня это крупный государственный судостроительный холдинг, а судостроение – отрасль машиностроения и ВПК РФ, в которой, с учетом смежных производств, работают сотни тысяч человек. Только по итогам 2015 года было сдано 110, а в 2016 году – 112 единиц флота.
В России действует более тысячи предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также занимающихся наукой в области кораблестроения и морской техники. Крупнейшие центры российского судостроения – Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.
Сегодня свой профессиональный праздник официально отмечают российские корабелы, которые по праву считаются наследниками славной истории судостроения.
Другие праздники в разделе «Праздники России»
День корабела
Дата в 2022 году | 29 июня 2022 года, Среда |
Празднуется: | В России |
Значение: | Поддержка традиций кораблестроительства в стране |
Учрежден: | 30 мая 2017 г. постановлением правительства |
Традиции: | Награждение сотрудников и ветеранов, праздничные концерты |
День корабела, торжественно проходит ежегодно 29 июня во всех городах Российской федерации связанных с судостроительным производством. Праздник призван подчеркнуть особую важность строительства новых кораблей для укрепления позиций государства в мировом сообществе.
Когда проходит?
Кто отмечает?
Более 500 тысяч граждан страны, так или иначе, связаны с разработкой и строительством надводных и подводных судов в России. Молодой праздник уже имеет полумиллионную армию почитателей.
День корабела отмечают:
Конечно, и сами мореходы не забывают поздравить тех, кто причастен к постройке судов, на которых они бороздят морские просторы.
История
Первые средства для передвижения по воде появились на территории сегодняшней России еще 3000 лет до нашей эры. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки. Самое древнее судно найденное археологами относится к 5 веку до н. э. Первое судно с горизонтальными перекрытиями датируется 12 веком н. э.
История строительства кораблей с момента образования России как государство обладает более скромным возрастом, более 350 лет. В 15 веке основана первая судостроительная верфь.
29 июня выбрано днем корабелов по нескольким причинам:
Традиции
Традиции чествования кораблестроителей имеют глубокие корни. А получение праздником официального статуса позволило отмечать этот день с еще более масштабным размахом.
По сложившимся традициям:
О профессии
Возведение судов – одно из основополагающих направлений профессиональной деятельности для государства обладающего выходами к мировому океану и содержащего военный и торговый флот.
Учитывая развитие научно-технического потенциала, кораблестроение сегодня насчитывает несколько сотен профессий, которые относятся к этой отрасли. Начиная от научных сотрудников и конструкторов, разрабатывающих новые решения для судов. И заканчивая рядовыми рабочими, которые фактически своими руками собирают основу морской гордости и силы государства.
Интересные факты
Благодаря многолетней истории становления и развития кораблестроения в России в этой отрасли существует не только большое количество интересных фактов, но и сложился своеобразный судостроительный фольклор со своими суевериями и легендами.
Интересно о строительстве кораблей:
До праздника «День корабела» осталось:
На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «День корабела»
Как встречают на верфях России профессиональный праздник
Единый День кораблестроителя, напомним, установлен решением правительства РФ в мае 2017 года по предложению Минпромторга, куда ранее, и не один раз, обращались ветераны судостроительной отрасти, нынешние руководители верфей и КБ, а также лидеры отраслевого профсоюза и просто известные, уважаемые люди. Сформировавшийся общественный запрос, в свое время поддержанный «Российской газетой», был услышан «наверху» и реализован в форме постановления правительства.
Так совпало, что в городе на Неве только что завершилась работа Международного военно-морского салона (МВМС-2021), где известные верфи, ведущие КБ и научные центры представили свои достижения. Из-за ковидных ограничений нынешний показ был не самым масштабным, но профессионалам из разных стран было что посмотреть и обсудить с возможными партнерами.
Как и прежде, приоритетными для многих судостроительных заводов («Севмаш», «Адмиралтейские верфи», «Северная верфь», калининградский «Янтарь» и другие) остаются заказы по линии военно-технического сотрудничества и, безусловно, Гособоронзаказ.
На петербургской «Северной верфи» построен, завершил испытания и поднял Военно-морской флаг головной корвет «Гремящий». Сейчас его экипаж готовится к переходу на Тихоокеанский флот, где новому кораблю предписано служить. В Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» построен большой десантный корабль «Петр Моргунов».
День кораблестроителя в россии в 2021 году какого числа
Подробное описание:
К 1714 году Россия имела свой парусный флот, а к 1725 году был создан регулярный флот страны. Было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов.
С тех пор не только увеличивалось количество и качество российских судов, но и география освоенных ими морских и речных маршрутов.
На протяжении трёх с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и классов и считается одним из лидеров мирового судостроения.
В частности, до сих пор мы остаёмся единственной в мире страной, успешно строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы. Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на верфях нашей страны, и Рыбопромысловый флот СССР – тоже первым в мире.
В России действует более тысячи предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также занимающихся наукой в области кораблестроения и морской техники. Крупнейшие центры российского судостроения – Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.
И сегодня свой профессиональный праздник официально отмечают российские корабелы, которые по праву считаются наследниками славной истории судостроения. «Решение правительства об учреждении Дня кораблестроителя мы воспринимаем не только как отличный подарок всей отрасли, но и как призыв соответствовать лучшим традициям отечественного судостроения, и военного и гражданского.
Путин поздравил российских корабелов с Днем кораблестроителя
«Повышая технологический уровень производства, российские судостроители способны решать задачи практически любой сложности — от постройки боевых кораблей разных классов до создания современной гражданской продукции. Год от года растет выпуск танкеров, сухогрузов, рыбопромысловых судов, морских платформ. Отрадно, что разработки наших корабелов уникальны и не имеют мировых аналогов», — заявил глава государства.
Он отметил, что «созданный Петром Великим регулярный флот, которому в нынешнем году исполняется 325 лет, обеспечил России статус великой морской державы и огромные возможности для освоения новых земель, развития науки, промышленности, торговли, инфраструктуры».
Путин также подчеркнул, что предметами особой гордости являются дизельные и атомные ледоколы, которые прокладывают путь во льдах Арктики, а также первая в мире плавучая электростанция «Академик Ломоносов» и автономный глубоководный аппарат «Витязь-Д».
Глава государства отметил, что за всеми успехами отрасли стоят ежедневный кропотливый труд многотысячных коллективов, высококлассных специалистов, ученых, конструкторов, рабочих, их опыт и преданность делу. Президент пожелал работникам и ветеранам отрасли крепкого здоровья и реализации намеченных планов.
Ранее, 8 июня, стало известно, что Россия построит первый полноценный стелс-корабль «Меркурий», степень его незаметности проверят на специальных испытаниях. Корвет станет первым кораблем ВМФ, получившим радиопоглощающее покрытие по всей площади внешней надводной конструкции. По оценкам экспертов, 100-метровый корабль сможет отражать радиосигнал как небольшая лодка.