день машиностроителя в беларуси в 2021 году какого числа
День машиностроителя отмечают 26 сентября в Беларуси: история и будущее промышленных гигантов
Сегодня профессиональный праздник у белорусских машиностроителей. Это одна из самых важных промышленных отраслей – более 240 предприятий и организаций и свыше 150 тысяч человек. Конечно, на слуху в первую очередь наши автогиганты. МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш», БелАЗ, но автомобилестроение это гораздо шире – начиная от конструкторских бюро, производителей оборудования и комплектующих и заканчивая основным сборочным производством.
Кстати, а вы знали, как создавали знаменитый самосвал-гигант БелАЗ? Оказывается – с колёс. Проектировщики просчитали максимальный вес, который сможет «взять» самая большая шина, если на каждой оси по четыре колеса. Цифру умножили на восемь, а потом отняли вес пустого самосвала. В остатке получилось 450 тонн. Так что машиностроение это и наука, и искусство.
Когда гигантская машина еще и самая большая мечта в жизни. Приблизится хотя бы на шаг к ее созданию, Жанна Бабицкая грезила с детства. Вот уже 40 лет она разрабатывает документацию, по которой изготавливают детали для огромных самосвалов.
Жанна Бабицкая, инженер-конструктор научно-технического центра управления главного конструктора предприятия «БелАЗ»: «Новые модели разрабатываются, они собираются в экспериментальном цехе, и соответственно документация разрабатывается с нуля. А уже те машины, которые идут на конвейере, те дорабатываются новыми покупными изделиями».
И кто-то скажет, мол, не женская это работа, а для неё это долг – во имя бренда и ради семьи. Отец и мама всю жизнь проработали на жодинском заводе. И стали примером для двоих детей.
Людмила Ковалевская, техник-конструктор предприятия «БелАЗ»: «Проработала 32 года, работала в архиве изменения технической документации, в 95 году ушла на пенсию. На заводе большую часть жизни дома, что мы находились, – только спали, как я говорю, а это уже был наш родной дом».
И дома то и дело разговоров о выполнении планов и новых рекордах белорусских самосвалов. Для них БелАЗ не просто груда металла – это сама жизнь.
Жанна Бабицкая, инженер-конструктор научно-технического центра управления главного конструктора предприятия «БелАЗ»: «Папа пришел на завод в 1961 году токарем в экспериментальный цех. Через его руки прошли тысячи деталей. Первая машина была БелАЗ-540, было 27 тонн. В сентябре 1961 года первый БелАЗ вышел с конвейера и первые детали, которые папа точил, были установлены на этом БелАЗе. Папа, когда на пенсию уходил, последний БелАЗ, на который он точил детали, – это был 320-тонный БелАЗ».
Ковалевский Александр Иванович. Его имя теперь навсегда вписано в историю завода. Легендарного человека несколько лет назад не стало, но дело его живёт. Он научил трудиться детей и уважать чужой труд. Так токарь-стахановец стал еще и родоначальником династии.
Их отец мечтал, чтобы брат с сестрой рука об руку трудились во благо отечественного машиностроения. Но чтобы так! Их мужья, жены и дети тоже работают на родном заводе. На всех 242 года стажа. Надежда и на внуков, ведь, судя по всему, сердца в этой семье бьются в такт рокоту «белазовского» мотора.
Дмитрий Ковалевский, экономист управления материально-технического снабжения предприятия «БелАЗ»: «У нас у всех в трудовой книжке только одна запись, только БелАЗ. Себе другой жизни мы вообще не представляем. Когда-то БелАЗ – это было одно предприятие в городе Жодино, на сегодня огромный холдинг».
Но не только люди с железным характером куют достижения отечественного машиностроения. Сплав традиций и инноваций – вот двигатель промышленности.
Сергей Гунько, первый заместитель министра промышленности Беларуси: «Мы находимся на острие – в мире переход от классической формы в машиностроении к двигателям внутреннего сгорания. В первую очередь эти двигатели внутреннего сгорания уйдут из техники, которую используют физические лица, то есть обычные машины. Эта область придёт в пассажирский транспорт и в конечном итоге дойдет до замены в грузовом транспорте. Вот такая трехступенчатая стратегия легла в программу развития электротранспорта в Республике Беларусь, которую мы утвердили в правительстве на эту пятилетку».
Что касается первой ступеньки, к двум остальным мы вернемся чуть позже. Вот он, отечественный электромобиль. Новый Geely «Геометрия С» прошел сертификацию в Беларуси, а теперь его лично тестирует директор «Белджи». Комфортный, безопасный, элегантный, водитель в салоне, шутит Геннадий Свидерский, нужен разве что для подстраховки. Умная машина на одной зарядке способна проехать до 550 км. Белорусы забронировали уже 600 таких электрокаров. Чтобы удовлетворить спрос первых покупателей, в страну завезут сразу готовые автомобили. А чуть позже начнут собирать сами на своем заводе.
Геннадий Свидерский, директор автомобильного завода «БЕЛДЖИ»: «Ставя на производство новые модели, мы уже попробовали самостоятельно менять технологию и под контролем партнёра создавать, осваивать новые машины. Более важная задача – создать конструкторское-технологическое бюро, которое будет способно на базе завода создавать собственные автомобили, чтобы легковые автомобили стали в ряд с МАЗом, БЕЛАЗом и МТЗ. Первый шаг уже сделан, технология, она современная и позволяет при наличии разработки ставить современную модель на производство».
И лучше это делать с партнерами. Опыт кооперации сложился не только с Китаем, но и Россией, куда идет основная доля экспорта. На восток «Белджи» поставляет наши шины, аккумуляторы, радиаторы, моторы и сиденья. У них закупаем автостекла и герметики. Совместно с предприятием АГАТ вот-вот приступят к разработке своей GPS-навигации для нового легкового автомобиля. За последнее время завод полностью обновил модельный ряд. В прошлом году – Coolray, в этом году – Atlas Pro. Из любительского клуба в профессионалы. Обновленный кроссовер имеет адаптивный круиз-контроль, активную систему безопасности и сам держит полосу. Среди модификаций есть мягкий гибрид с бензиновым и электрическим двигателями. Аплодируют зеленые, а на комбинированном расходе энергии существенно экономит владелец. Хорошее пополнение в линейке «народного автомобиля».
Электротранспортом сегодня занимаются практически все ведущие игроки машиностроения. Ученые подключились в части разработки компонентов: будут они – любой транспорт можно сделать электрическим. В итоге разработана линейка двигателей, силовая электроника для управления ими и батареи. Есть и несколько проектов с машиностроительными гигантами – БелАЗом, МТЗ и МАЗом. И это те две ступеньки, о которых шла речь выше – грузовой и пассажирский электротранспорт с пометкой «е» уж точно будет в выигрыше.
Сергей Поддубко, генеральный директор Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси: «Дело в том, что в области легкового электротранспорта очень жесткая конкуренция в мире. Практически все мировые лидеры уже их освоили, и, конечно же, туда вложены огромные средства, и там конкурировать сложно будет. Беларусь исторически выпускает коммерческий транспорт – грузовой, пассажирский, и поэтому мы видим, что здесь как раз и перспектива в создании электрических версий коммерческого транспорта. Мы этим занимаемся».
Разработали силовую установку для МАЗа в этом научном центре. Если ее разобрать по деталям – увидим двигатель, управляющий им инвертер, батарею и редуктор. Сейчас изделие проходит испытание. Задача этого года – передать на завод и установить на автомобиль. Так появится первый грузовой электромобиль МАЗ.
Александр Белевич, начальник научно-инжинирингового центра «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин»: «У МАЗа был грузовой электромобиль, который они презентовали, но тогда это было на базе зарубежных комплектующих. Сейчас действительно наш 100-процентно белорусский электромобиль».
Еще в 2020 году МАЗ открыл цех в Жодино по производству электротранспорта. Там производят троллейбусы. Вся начинка, что крайне важно в нынешнее нестабильное для мировых рынков время, производится в стране, а значит, от внешних потрясений не зависит. Создают и электробусы, база – кузов третьего поколения – это суперсовременная машина. Его уже можно увидеть и на столичных дорогах, и в регионах. Пока единичные экземпляры, но предприятие видит в нем будущее на ближайшие пять лет. Не успели выпустить на рынок новые модели, уже надо поколение обновлять – мода и комфорт диктуют своё, ведь городской транспорт – лицо города.
Не исключено, что то, что сегодня есть в смартфоне, будет вшито в ум того же автобуса. На заводе вообще привыкли смотреть на перспективу. Не так давно создали управление, где сейчас работают над беспилотными и электрическими системами, специальной электроникой. Да, только в начале пути. Но цель есть – разработка серии беспилотников – автобусы, микроавтобусы, грузовые для почты и курьерской доставки.
Автопром сегодня – это двигатель не только науки, но еще промышленности и экономики. Сейчас заказов в сфере машиностроения даже больше, чем можем выполнить. С начала года экспорт вырос на треть, выручка – на 40%. Казалось бы, как так, коронакризис ведь. Но мировые предприятия выходят из локдаунов, многие компании после долгой паузы размораживают инвестиционные программы и вновь активно закупают оборудование и технику. И Беларусь, которая не останавливала предприятия и исправно производит, – серьезный конкурент.
В условиях пандемии «Гомсельмаш» не только сохранил традиционные экспортные поставки, но и открыл новые. Впервые отгрузили комбайны в Зимбабве и Армению.
Павел Тиличенко, заместитель директора центра маркетинга и рекламы холдинга «Гомсельмаш»: « Когда формировался производственный портфель заказов на 2021 год ещё в конце прошлого года, многие скептики говорили, что не потянем такой объём. Время показало, что сегодня наш портфель заказов, сформированный в первом квартале, он в течение года постоянно пополнялся. У нас только за первое полугодие произошло увеличение на 300 машин».
К тому же предприятие обеспечивает продовольственную безопасность страны. В помощь и технологии – сегодня новую модель вовсе не обязательно «обкатывать». Достаточно провести испытания. Виртуальные! Программа рассчитает обмолот, систему очистки, даже подскажет, как ускорить выгрузку зерна.
А вот в серийном производстве без испытаний уже не обойтись. Каждая машина проходит детальный тест-драйв. Так, руками, а иногда и на слух здесь выявляют самые незначительные недостатки.
Благодаря отечественному машиностроению нас знают на всех континентах: каждый десятый трактор в мире – «Беларус», БелАЗы занимают почти треть мирового рынка, а автобусы МАЗ знают пассажиры в самых отдаленных уголках планеты. Меняется модельный ряд, но одно неизменно – за сильными брендами – сильная страна.
День машиностроителя: торжественная программа и история
Когда в мире появились разного типа машины, жизнь человечества наполнилась массой возможностей. Благодаря транспорту, сельхозтехнике, электронике развились многие сферы деятельности. Это значит, что День машиностроителя — важная дата для всех людей, а не только для инженеров, конструкторов, механиков и работников производств. Подробнее о празднике — в материале 24СМИ.
Когда отмечают День машиностроителя
В экономике любой развитой страны машиностроение причисляется к ключевым отраслям индустрии. Логично, что работа связанных с этой областью людей отмечена торжественной датой.
Событие относится к переходящим, каждый год число варьируется. День машиностроителя отмечают в последнее воскресенье сентября. Например, в 2021 году оно приходится на 26 сентября. В 2022-м, соответственно, это будет 24-е число.
Точно как в России, День машиностроителя отмечается в сентябре и в некоторых бывших республиках Советского Союза — традиция повелась еще со времен СССР и сохранилась по сей день.
Торжество ежегодно проходит на официальном уровне. Его цель — продемонстрировать, насколько важную роль играет машиностроение в государственной экономике.
История праздника
Иногда праздничные даты приурочены к тем или иным историческим событиям. День машиностроителя не тот случай. Впервые дату обозначили в 1966 году. 15 августа вышел указ высших органов власти, в котором говорилось о необходимости установить ежегодный праздник с целью поощрять работников одной из главных и сложнейших промышленных отраслей.
С тех пор этот день считают своим профессионалы таких сфер, как:
Повторно праздник закрепили в Президиуме Верховного Совета спустя 14 лет. В 1980 году выпустили указ, посвященный памятным и праздничным датам. В постановлении обозначили конкретный день торжеств — 1 октября. В 1988 году внесли поправки, следуя которым машиностроители стали отмечать профессиональный день в четвертое, последнее, воскресенье сентября. Так продолжается и сегодня.
Официальные мероприятия, приуроченные к дате
В этот день традиционно звучат поздравление президента и министра промышленности, обращенные к работникам отрасли.
Кроме того, подопечных чествуют руководители соответствующих ведомств. Так, например, глава Роскосмоса обращается с торжественной речью к причастным из России и Казахстана, чьими усилиями создавалась развитая космическая индустрия.
Также официальные поздравления звучат из уст губернаторов, мэров, региональных управленцев. Лучшим работникам вручают подарки, почетные дипломы и грамоты. Тем, кто заслужил наивысший почет, присваивают звание заслуженного машиностроителя Российской Федерации.
По телевидению и радио транслируют передачи, посвященные индустрии. Рассказывают истории конкретных людей, чья трудовая биография заслуживает внимания. Также не обходится без показа художественных фильмов, прямо или косвенно передающих нюансы работы в промышленности.
В культурных учреждениях открываются демонстрации макетов и фото с изделиями машиностроительной сферы. В музеях тоже проходят тематические выставки с образцами сложной техники, рабочих приспособлений и иных экспонатов. Как правило, вход во время праздника в подобные заведения открыт для всех желающих.
С размахом День машиностроителя принято отмечать в городах и поселках страны, где сосредоточены предприятия из соответствующей области. В ряде случаев это градообразующие организации, поэтому событие носит общегородской характер. Здесь проходят торжественные программы празднований, открытые концерты со свободным посещением, автомобильные соревнования, конкурсы и иные мероприятия.
На большинстве предприятий проводят торжественную часть, потом корпоративы. Также идут Дни открытых дверей, чтобы на завод или фабрику сотрудники приходили с детьми и другими членами семьи. Пускают желающих из числа студентов и школьников, которым любопытно собственными глазами увидеть, с чем ежедневно сталкиваются рабочие.
В России работает ряд машиностроительных предприятий, к числу которых относятся и заводы по созданию автомобилей. Разумеется, в таких местах праздник проходит с размахом. Так, традиционно его отмечают в Тольятти Самарской области, на «АвтоВАЗе». Здесь это без преувеличения торжество городского значения, поскольку свыше половины населения так или иначе связано с производством авто.
Каждый год в Тольятти организуют праздничные программы, приглашают артистов для проведения концертов. В парках и скверах идут развлекательные мероприятия, выставки автотехники и пр. Кроме того, здесь ежегодно проводят автокросс. На гонку приходят посмотреть работники завода с семьями и друзьями, а также на зрелище стремятся попасть сотни гостей города.
Другой автозавод отмечает торжества по-своему. На предприятии ГАЗ в Нижнем Новгороде этот праздник не менее знаковый. Бренд известен в РФ и за ее пределами. Ежегодно здесь день начинается с парадного выезда техники на площадку перед заводом. В Доме культуры идут торжественные мероприятия с награждениями сотрудников почетным званием.
Этим, конечно, география торжеств не ограничивается. В десятках регионов страны день также важен. Например, в Чебоксарах и иных городах Чувашии не предприятиях машиностроения трудится свыше 40 тыс. человек. Но и за границей России есть на что посмотреть.
Праздник в других странах
В Советском Союзе День машиностроителя отмечали в 15 республиках. После распада он сохранился не везде. Теперь его выделяют в Республике Беларусь, Украине, ЛНР и ДНР, а также в Казахстане и Кыргызстане.
Сегодня в Беларуси сосредоточены крупные машиностроительные предприятия. Государство поставляет станки, тракторы, грузовики в ряд стран постсоветского пространства и остальные государства мира. Продукция Гомсельмаша, БелАЗа или МАЗа известна далеко за пределами республики.
В Гомеле, Минске, Жодино и иных городах также проходят праздничные мероприятия, концерты, награждения. Президент и главы предприятий поздравляют сотрудников и вручают награды. На площадях открывают показ достижений машиностроения, проводят выставки тематических рисунков школьников.
День машиностроителя: зарплата пошла в рост
Платиновый кардан
Завод «Кардан» один из первых в регионе еще в 2019 году стал участником нацпроекта «Производительность труда». Это помогло перезагрузить систему организации труда всего предприятия.
Рабочая группа из неравнодушных сотрудников завода прошла целевое обучение. На продолжительных тренингах разобрали не только теорию бережливого производства, но и конкретные примеры из практики предприятия. Затем к подкованным специалистам присоединились эксперты Федерального центра компетенций в сфере производительности труда. Вместе разработали план улучшений, который помог в итоге изменить работу предприятия.
К примеру, на производственных участках стояли бункеры с межоперационными заделами. Постепенно, за год, удалось сократить эти запасы в 20 раз. В итоге предприятие выиграло с нескольких сторон. Уменьшились расходы на тару (ящики). В цеху освободились производственные площади, благодаря чему удалось расширить номенклатуру. Раньше выпуск новых деталей тормозило элементарное отсутствие места для складирования.
Но самое главное, выиграли люди. Некоторые сотрудники раньше были задействован на консервации и расконсервации деталей. Это механический и низкоквалифицированный труд, который и оплачивался соответственно. Кардинальное сокращение запасов освободило ряд сотрудников от такой монотонной работы. Теперь они перешли на высококвалифицированный труд, встав к станкам ЧПУ.
Делая, а не перекладывая детали, производственники и получать стали больше, рассказал Андрей Полубанов. Так нацпроект помогает использовать труд каждого с максимальной пользой как для предприятия, так и для конкретного сотрудника. Выработка увеличилась на 20 процентов, значит, растет и зарплата.
Ускорение «Мечты»
И одновременно один из лидеров диверсификации. Неслучайно повышать производительность труда здесь начали с участка сборки «Мечты», электроплиты, хорошо знакомой российским хозяйкам.
Ее выпускают уже полвека. Казалось бы, все отточено до мелочей. Но многие вещи не замечаются именно в силу привычки. Эксперты Федерального центра компетенций помогли сотрудникам завода взглянуть на легенду по-новому. В частности, для транспортировки ТЭНов стали использовать большие контейнеры, что ускорило оприходование на складе. Если раньше рабочие за смену проходили до трех километров, то сейчас установка жарочного шкафа производится в 15 метрах от конвейера. Нет необходимости в лишних перемещениях по цеху. На это же нацелен и «супермаркет» комплектующих, инструментов и метизов. Необходимые наборы лежат на стеллажах под рукой.
Зоны монтажа блоков управления для настольных и напольных плит разделили. Тем самым сократили время на перенастройку и избавились от проблемы спутывания проводов.
А вот совмещение нескольких техпроцессов (например, сборки каркаса на кантователе и установки теплоизоляции) позволило уменьшить количество занятых на производстве плит с 80 до 60 человек. Высвободившийся персонал направили на другие операции.
В итоге, объем «незавершенки» на различных этапах снизился на 64 процента, а выработка на одного сотрудника поднялась на 34 процента. Если раньше на создание готового изделия на конвейере уходило 211 часов, то сейчас всего 19, что отражается на зарплате: у отдельных бригад она увеличилась почти на треть.
По итогам 2020 года опыт «Златмаша» как участника нацпроекта «Производительность труда» признали лучшим в стране. На выбор повлияло перевыполнение предприятием целевых показателей, несмотря на пандемию, и открытие проектного офиса. Многие эту функцию перекладывают на рабочие группы, что в корне неверно, считает Марина Медведева, эксперт Федерального центра компетенций.
Проектный офис должен заниматься только проектами развития. В Златоусте к этому подошли стратегически: новое подразделение озадачено поэтапным внедрением бережливых технологий на разных производственных участках. Уже оптимизирована сборка настольных плит, завершается проект на участке сварки и покрытий, в работе участок профиля.
Они производят не только автомобили, но и станки, оборудование, ядерные реакторы, подводные лодки, космические корабли, пылесосы и стиральные машины.
День машиностроителя
26 сентября
Большая часть профессий в отрасли машиностроения является опасной для жизни и здоровья. Желая отметить безусловную важность этой отрасли, еще в Советском Союзе руководство страны ввело День машиностроителя.
История
Важной отраслью экономики любого государства является машиностроение. Официально День машиностроителя появился в 1980 году постановлением Президиума Верховного Совета Советского Союза с указанием дат праздничных дней. Следуя постановлению, праздником считалось 1 октября, но в 1988 году содержание постановления изменили, и День машиностроителя стали отмечать в последнее воскресенье сентября.
От степени развития машиностроения напрямую зависит уровень ВВП России, поэтому в данной профессиональной сфере трудится более 4 миллионов человек, а машиностроительный комплекс состоит из 12 больших отраслей. Изготавливаемая продукция используется гражданским населением, а также военными.
К отраслям машиностроения относятся:
В настоящее время основными отраслями для нашей страны стали транспортное и электронное производство, а также тяжелая промышленность.
Традиции
День машиностроителя отмечают люди, которые работают в сфере машиностроения: заводские рабочие и работники фабрик, инженеры и проектировщики, а также персонал, обслуживающий производство. Этот праздник является важным и значимым для жителей городов, где машиностроение стало градообразующим.
Многие предприятия в этот день открывают свои двери для школьников и студентов, проводятся экскурсии. Благодаря поддержке органов местного самоуправления и начальству заводов, организовываются концерты, народные торжества и гулянья.
Руководство предприятий поощряет лучших работников, а руководство страны проводит награждение передовиков производства, ведь в России уже узаконен почетный титул «Заслуженный машиностроитель РФ».
День машиностроителя
Дата в 2022 году | 26 сентября 2022 года, Понедельник |
Празднуется: | Во многих странах, такие как Беларусь, Россия, Казахстан и другие |
Значение: | Показать и рассказать о важности данной отрасли для экономики страны |
Учрежден: | Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1966 года |
Традиции: | Проводятся концерты с торжественным вручением грамот, дипломов и других наград, проводятся выставки машин, макетов |
День машиностроителя отметят 26 сентября. Машиностроение играет непосредственно важную роль в развитии экономики. Это именно та отрасль, от которой зависят многие. День машиностроения- день, который выделен красным в календаре для тех, чьи профессии связаны с построением машин. Это те люди, которые создают новое и улучшают старое.
Когда проходит?
Эту дату принято отмечать в последнее воскресенье в сентябре, ежегодно. Собирается большое количество людей, для которых устраивают торжество. А также приходят люди, которым интересно узнать больше про механику, машины и прочее.
Кто отмечает?
Праздник отмечают люди, жизнь которых непосредственно связана с машинами, а именно их построением. Люди, которые большую часть своей жизни посвятили этому делу. Однако даже молодые ребята заслуживают уважения в этот праздник, ведь они новое и энергичное молодое поколение для нашей страны. Они- гордость для нас.
История
Трудно даже представить, что раньше не было никаких машин. Люди добирались до работы на лошадях или пешком, а на заводах была исключительно ручная сила. Сейчас же, в мире исключительных технологий, машиностроение занимает одну из лидирующих мест в экономике. История возникновения данного праздника связана с принятием Указа Президиума Верховного Совета «О праздничных и памятных днях». Люди, которые создают машины, различное оборудование – достойны иметь в календаре такую важную для них дату.
Традиции
В этот день принято соблюдать несколько немаловажных традиций. Для начала в специально отведенных местах выступают люди, занимающие высокопоставленные должности. Происходит вручение грамот, дипломов и других важных подарков, людям, которые отличились выдающимися успехами в работе. Также организовываются выставки машин, оборудования. В конце программы, обязательно выступает выдающаяся звезда. И в завершении праздника небольшой салют.
О профессии
Профессия машиностроителя поистине сложна и интересна одновременно. Необходимо обладать рядом талантов и умений, которые обязательно пригодятся в работе, такими являются знание физики, математики и других предметов. Необходимо точно осознавать, что именно на тебе лежит большая ответственность в создании чего-то нового, то есть машин или оборудования для заводов или фабрик. Помимо этого, профессия является разносторонней и имеет определённые деления. Поэтому любой может выбрать то, что ему нравится больше. К таким делениям можно отнести: авиастроение, автомобилестроение, судостроение и многое другое.
Быть частью в создании чего-то, уже уникальная возможность. А если это приносит пользу для людей, или куда глобальнее, для страны, то это повод для гордости!
Интересные факты
До праздника «День машиностроителя» осталось:
На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «День машиностроителя»