день петра и февронии когда празднуется в 2021 году какого числа календарь
День Петра и Февронии в 2021 году
Святых Петра и Февронию Муромских верующие почитают за благочестие и милосердие. До конца дней они сохранили любовь и верность друг другу, делили испытания и тяготы. День Петра и Февронии в 2021 году отметят дважды: в июле и сентябре.
О днях памяти
Русская православная церковь в течение года дважды празднует День памяти святых чудотворцев – Петра и Февронии Муромских. Это связано с событиями, произошедшими с их мощами после смерти.
Первый раз церковь поминает святых Петра и Февронию 8 июля (25 июня по церковному календарю), когда они, как повествуют «Жития святых», умерли в один день. Обстоятельства смерти супругов, запомнились муромчанам произошедшими чудесами. На протяжении нескольких веков церковь поминала святую княжескую чету в один и тот же день –25 июня (по дореволюционному календарю).
В 2008 году церковный День поминовения святых Петра и Февронии стал светским праздником. Государственной Думой был учрежден День семьи, любви и верности.
Второй день Петра и Февронии в 2021 году будет отмечаться в воскресение 19 сентября и посвящается перенесению мощей, совершившемуся в 1992 году. Это событие отмечается в воскресенье перед 19 сентября. Но в 2021 году эта дата совпала с воскресеньем.
Решение установить еще один день памяти Святых Петра и Февронии, было связано с желанием верующих заключать брак в день, когда поминаются благочестивые супруги. Но 8 июля приходится на Петров Пост, когда церкви не венчают, и совершать браки нельзя. Воскресение перед 19 сентябряؘ оказалось весьма удачным для бракосочетания во всех отношениях.
В истории святых мощей было еще два перенесения, когда мощи благочестивых Петра и Февронии были перемещены из церкви в музей, что свершилось в годы атеистического безверия и советской власти в 1921 году, и возвращение их в лоно церкви. Это случилось 20 января 1989 года.
Кем были Петр и Феврония Муромские
Как повествуют муромские летописи, на этой земле правили две супружеские пары со схожими именами. В XIII веке правили Князь Давид с супругой Евфросинией, на склоне лет принявшие монашеский постриг с именами Петра и Февронии. И эта версия имеет больше прав на существование. В XIV веке в Муроме княжили Петр и его супруга Евфросиния. Некоторые историки считают, что именно эта супружеская пара приобрела святость и почитание верующих. На них, вероятно, историки и обратили внимание по совпадению имен.
Муромчане любили княжескую чету за то, что они правили по совести, народ не обижали, лишнего не требовали. Кроме того, княгиня была целительницей, помогала простым людям. Стали складываться легенды и сказки о чудодейственной силе.
Церковь приняла решение канонизировать благочестивых Петра и Февронию на церковном соборе в 1547 году. По заказу митрополита Макария «Жития святых Петра и Февронии» написал священник Ермолай Прегрешный, принявший монашеский постриг под именем Еразм. На содержание повести оказали влияние городские легенды, предания о княжеской паре, которые рассказывали муромчане, поэтому стиль и содержание повести отличается от стиля, присущего Житиям святых, включенных в Четьи-Минеи.
О жизни и любви Петра и Февронии
Если отбросить в сторону сказочные элементы о коварном Змие и агриковом мече, то вкратце, жизнь Петра и Февронии выглядит так.
Сначала в Муроме княжил старший брат, князь Павел. Младший Петр в это время возглавлял княжескую дружину, защищал границы княжеские. В одном из походов князь заразился какой-то кожной болезнью, от которой местные целители не знали лекарства. Кто-то из знахарей посоветовал князю отправиться в рязанские земли. Там, в деревне Ласково жила девушка, дочка бортника. Только она могла исцелить князя. Девушка была мудрой, ясновидящей. Она поняла, что князь Петр – ее судьба, и только она сможет стать ему советчицей и опорой. Она поставила князю условие, что вылечит его, а тот в благодарность женится на ней.
Князь пообещал жениться, но слова не сдержал. Не хотел он связывать свою судьбу с простолюдинкой. Феврония такой исход событий предвидела. Не долечила она князя до конца, оставила на теле один струп. От него снова пошли болячки по всему телу, и пришлось князю ехать в Ласково за целебной мазью. Юная знахарка снова поставить условие жениться на ней. На этот раз князь сдержал обещание, привез Февронию в Муром, и они обвенчались.
Жили они благочестиво, соблюдая Божьи заповеди. А когда старшего брата не стало, Петр сел на княжеский трон. Но против князя бояре стали строить заговор, стремясь занять его место. Они требовали, чтобы князь взял в жены девушку, равную себе по знатности. Князь Петр отказался. Он предпочел соблюсти Божьи заповеди и остаться с супругой.
Сев на суда, погрузив на них еду и все, что требуется для жизни, они уплыли по Оке. Суда остановились в некоем необжитом месте. Князь переживал, как они жить будут, княгиня Феврония утешала его, верила, что Бог не оставит их.
А тем временем бояре в Муроме устроили побоище, каждый хотел стать князем. В городе поднялась смута, Несколько горожан, посланных вдогонку за князем Петром, уговорили его вернуться, чтобы установить мир в городе.
Князь Петр и княгиня Феврония вернулись в Муром. Правили они с любовью и по совести, не брали лишнего, не стремились к богатству и роскоши. А когда пришел час их кончины, упросили Бога, чтобы позволил им умереть в один день. Они удалились в монастыри. Князь Петр стал Давидом, а Феврония приняла постриг под именем Евфросинья.
Завещали они похоронить их вместе, в одной гробнице, но это противоречило монашеским уставам. Поэтому общий гроб с перегородкой, который был сделан по поручению князя заранее, оставался в соборном храме Пречистой Богородицы, а тела их положили в отдельные гробы:
Наутро люди увидели, что тела князя и княгини лежали в общей усыпальнице, а отдельные гробы оказались пустыми. Люди разделили супругов, положив их в отдельные домовины. Наутро история повторилась. Верные друг другу супруги снова лежали вместе в общем гробе. Тогда их разъединять не стали, похоронили вместе у стен соборной церкви святой Богородицы.
Княгиня Феврония при жизни исцеляла людей, поэтому верующие в ее целительную силу больные люди приходили к княжеской гробнице, припадали к святым мощам и получали исцеление.
Сейчас святые мощи находятся в Троицком женском монастыре. Сюда приходят паломники, чтобы поклониться им, просят исцеления в бесплодии. Девушки, которые не могут выйти замуж, молятся о будущем женихе, о счастливой супружеской жизни.
О жизни и любви Петра и Февронии Муромских: видео
Петр и Феврония Муромские 2021: какого числа по церковному календарю
Когда день памяти Петра и Февронии Муромских в 2021 году?
День памяти святых Петра и Февронии Муромскихв 2021 году отмечается дважды.
По старому стилю день памяти Петра и Февронии Муромских отмечался церковным календарем 25 июня. Перенесение мощей Петра и Февронии Муромских по старому стилю церковным календарем отмечается 1 сентября. Даты не являются переходящими, отмечаются православной церковью в один и тот же день каждый год.
С самых давних времен горячо любящие друг друга супруги Петр и Феврония считались покровителями семьи и домашнего очага. В каждой семье, в «красном углу», обязательно должна находиться маленькая иконка Святых Петра и Февронии, дабы они оберегали и помогали. Молитва перед иконой Петра и Февронии обладает огромной силой. Образ святых содержит напоминание о светлой любви двух людей и их преданности друг другу, он заставляет понять важность верности и искренности в семейных отношениях.
Обращаясь к Петру, люди нередко возносят молитвы об обретении силы духа, мужественности и отваге, а также о защите от зла и несправедливости. Ведь именно такие качества были присущи при жизни праведному князю, сумевшему побороть огромного злобного змия.
Молодые девушки, которым еще не посчастливилось обрести свою вторую половинку, обращаются за помощью к Февронушке, дабы поскорее обрести свое счастье. К молитве о любви нужно подходить очень серьезно и обдуманно, ведь мы просим Господа помочь нам в сложной ситуации и надо четко представлять чего ты хочешь.
Житие святых Петра и Февронии
Князя Петра, приходившегося сыном муромского князя Юрия, поразил страшный недуг. Смирившись со своей участью, мужчина увидел необычный сон, в котором ему открылось, что есть на свете девушка, способная оздоровить пораженное тело. В вещем сне Петру было открыто имя спасительницы — Феврония.
Феврония была крестьянкой из рязанской деревни, дочерью обычного пчеловода. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию. Удивительно добрая и красивая юная особа сразу же приглянулась молодому князю, и он дал слово, что женится на красавице сразу же после выздоровления. Феврония поставила мужчину на ноги, но тот не сдержал обещания. Вскоре болезнь вернулась. Гонцы вновь отправились за целительницей, а Феврония не стала отказывать в лечении обманщику и снова подарила ему здоровье. После этого Петр женился на спасительнице и до конца дней своих не пожалел о содеянном. По преданиям, супруги жили в любви, согласии и уважении, никогда не обманывали друг друга и всегда лестно отзывались о своих половинках.
После смерти старшего брата Петру было суждено взять городскую власть в свои руки. Бояре с одобрением отнеслись к уважаемому правителю, но простая крестьянка не давала им покоя — никто не хотел видеть у власти представительницу низшего сословия. На Февронию постоянно клеветали боярские жены, подговаривая своих мужей сжить со свету неугодную им умницу и красавицу. В один из дней князю поставили ультиматум — либо прогнать из дома любимую супругу, либо покинуть пост правителя. Петр долго не раздумывал, а выбрал отречение от власти и решил вообще уехать из Мурома.
В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою суженую и ни разу не упрекнул возлюбленную в том, что ради нее ему пришлось оставить высокий пост и жить в лишениях. Однако лишения княжеской пары длились недолго, вскоре муромские бояре поняли, что без грамотного правителя в городе будет сложно поддерживать порядок. Одумавшись, они послали за князем гонцов и попросили его вернуться вместе с женой в родной город и снова занять пост градоначальника. Петр посоветовался с Февронией и супруги, не став противиться, вернулись домой.
Где находятся мощи святых
В любви и согласии преданные супруги Петр и Феврония прожили до старости, а дожив до седых волос, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Будучи монахами, нежно любящие друг друга супруги молили Бога о смерти в один день. Мечтая о том, чтобы оказаться вместе на небесах, они приготовили себе один на двоих гроб, где два тела должна была разделять лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что пожилые монахи действительно отошли в иной мир в один день — это случилось 25 июня 1228 года по строму стилю, что соответствует 8 июля по действующему календарю. Живя, как и подобает монахам, в разных кельях, они умерли в один час.
Монахи побоялись гнева Господа и не стали класть усопших в один гроб — никогда подобных захоронений не было в христианстве. Тела покойных находились в разных храмах, но каким-то чудесным образом они оказались рядом. После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи решили захоронить любящих супругов вместе вблизи соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Через 300 лет спустя своей смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. 8 июля в православном календаре считается Днем Петра и Февронии.
О чем молятся святым Петру и Февронии Муромским
Прежде всего, обращаются к благоверным с просьбами о том, чтобы любовь длилась до гробовой доски. Супругов также просят о защите семьи от бесовских нападений, от деяний и мыслей злых людей, от всего, что может разрушить брак, уничтожить любовь. Также 8 июля святым молятся о том, чтобы супруг оставался верным в любви, и в дружбе.
Найти вторую половинку. Те же, у кого пока нет второй половинки, молятся Петру и Февронии о ее скорейшем обретении. Праведников просят подсказать, где найти того самого единственного или единственную, с которой суждено прожить долгие счастливые годы.
О рождении ребенка. Можно и нужно молиться и о благополучном зачатии здорового малыша — хотя у святых супругов детей не было, они всегда с большим теплом и добротой относились к чужим малышам.
Об избавлении от болезни. Поскольку сама история княжеской четы муромской связана с чудесным исцелением, то перед иконкой часто молятся и об избавлении от самых страшных, безнадежных хворей. Феврония, будучи при жизни великой целительницей, неизменно помогает всем, кто просит от всего сердца, полного горячей веры в силы Господа и угодников его.
Молитва Петру и Февронии о даровании любви
«О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели, честнаго брака хранители и о всех нас усерднии ко Господу!
Вы во дни земнаго жития вашего образ благочестия, христианския любве и верности друг ко другу даже до гроба явили есте и тем законное и благословенное супружество прославили есте.
его ради к вам прибегаем и молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, наипаче же союзом брачным сочетавшимся даруйте молитвами вашими целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие душ и телес, ложе ненаветное, пребывание незазорное, семя долгожизненное, о чадех благодать, домы исполнены благостыни и в жизни вечней неувядаемый венец славы Небесныя.
Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите приснии заступницы наши пред Господем и сподобите нас предстательством вашим спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.»
Молитва Петру и Февронии о возвращении любимого человека
«Обращаюсь к великим чудотворцам, угодникам, святым Петру и Февронии! Склоняюсь в покаянии перед Вами, вымаливаю любовь раба Божьего (имя). Уповаю на милость и помощь. О Великие Муромские Чудотворцы, упросите Господа Бога одарить благословением. Прошу помочь сердцу моему успокоиться, ниспослать мне любовь раба Божьего (имя). Верую в правду и силу Вашу.»
Как и перед любым прошением у Господа, перед чтением молитвы Петру и Февронии нужно:
День Петра и Февронии
День Петра и Февронии, когда православная церковь почитает святых Петра и Февронию выпадает на 8 июля. Эта супружеская пара олицетворяет высшую ценность семьи и брака. Церковь основой целью своей деятельности всегда считает укрепление духовно-нравственных ценностей семьи, поддержка рождения детей, сохранение родственных связей. Этот праздник с каждым годом становится все популярнее среди большинства людей, свято чтивших народные традиции в празднования этого дня.
История праздника
До причисления к лику святых молодые люди носили имена Давида и Ефросиньи. Давид был из княжеского рода, а о его супруге мало что известно, но она была из простой семьи. История любви началась в старинном городе Муроме. Князь Давид отказался от княжества и решил жить простой жизнью с любимой супругой Ефросиньей. Они предпочли всем богатствам тихую спокойную счастливую семейную жизнь. Город Муром остался без правителя, в нем началась жесткие беспорядки и народные волнения. Народ попросил вернуться князя с женой обратно.
Выбор людей в пользу брака говорит о подлинном богатстве любви, верности и святости брака, который заключается в прочности и нерушимости брачного союза. Только настоящая и светлая любовь может выдержать все трудности и испытания.
Влюбленная княжеская чета вернулись в Муром и встала у власти. Умная и кроткая княгиня Ефросинья помогала своему супругу советами и добрыми делами. Она завоевала настоящую любовь и уважение и элиты, и простых людей. Уже в преклонном возрасте супруги приняли решение уйти в разные монастыри. Там они получили церковные имена Петр и Феврония. Они так любили друг друга, что часто молились о том, чтобы умереть вместе в один день. Святые супруги прославились силой своей чистой любви и верности. Они покинули этот мир одновременно в один день 1228 года, выпал на 8 июля по новому стилю. Их тела положили в один гроб, так просили сами супруги.
В 1547 году Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых угодников Божьих, и их мощи были сохранены в храме города Мурома. В 2001 году мэр Мурома первым предложил день 8 июля сделать семейным праздником.
Жизнь Петра и Февронии воплощает в себе все, что христианство связывает с идеалом супружеской жизни: это взаимная преданная любовь, понимание, благородство и помощь ближним, сострадание и благодетель.
Традиции и обряды
В народе почитают Петра и Февронию как символы верной и преданной любви. День особенно почитается влюбленными парами, в простонародье называется «российский день влюбленных». В день памяти святых традиционно бывает много свадеб. Но так как на этот день выпадает Петров пост, считается удачным день для обручения, помолвки. В этот день своими молитвами будущие новобрачные должны присутствовать на торжественном богослужении, чтобы получить небесное благословение святых на вступление в брак.
Святые Петр и Феврония являются образцом настоящего супружества, основанного на любви и постоянном взаимодействии друг с другом.
Символом праздника считается цветок – ромашка, как самый любимый и распространенный в народе цветок. На ромашках во все времена девушки гадали «любит – не любит». Мужчины легко могли достать эти цветы и подарить своим любимым в знак внимания и любви.
В этот день можно посетить святые места как в самом городе Муроме, где проходят торжественные праздничные мероприятия, народные гуляния. Как дань празднику первый памятник Петру и Февронии был установлен в 2008 году в городе Муроме, где проживала эта святая пара. Во многих городах стали появляться скульптурные композиции святых, к которым молодые влюбленные люди подходят и просят о сохранении любви и верности друг к другу надолго.
Приметы
До праздника «День Петра и Февронии» осталось:
На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «День Петра и Февронии»
8 июля
Чтения Священного Писания
Богослужения
Каноны
Акафисты
Тропари, кондаки, молитвы и величания
В четверг, св. апостолам
Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Перевод: Апостолы святые, молите Милостивого Бога, да прегрешений прощение подаст душам нашим.
В четверг, святителю Николаю
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ Я́же веще́й И́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших.
В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́,/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти./ Сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.
Перевод: В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, ибо Христово Евангелие исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных спас от смерти; потому был ты освящен, как великий служитель таинств Божией благодати.
Преподобномученице Февронии деве
А́гница Твоя́, Иису́се, Февро́ния/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю,/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́.// Тоя́ моли́твами, я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Феврония взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.
Женише́ мой, сладча́йший Христе́, — взыва́ше Февро́ния, —/ не тру́дно ми тещи́ во след Тебе́,/ и́бо сла́дость любве́ Твоея́ ду́шу мою́ наде́ждею впери́/ и красота́ ми́лости Твоея́ се́рдце мое́ услади́/ испи́ти ча́шу страда́ний по Тебе́,/ да досто́йну мя в черто́зе с му́дрыми де́вами ликовствова́ти о Тебе́ сопричте́ши./ Те́мже, преподо́бная страстоте́рпице,/ почита́юще по́двиги трудо́в твои́х, мо́лим тя:// моли́ не затвори́тися и нам черто́га две́рем.
Преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу
Ди́вный и сла́вный уго́дниче Христо́в,/ сла́вы и по́честей вся́ческих бе́гая,/ в пусты́ни Исе́тской всели́лся еси́,/ созида́я в моли́твах оби́тель твою́, а́ки сте́ны Иерусали́мския,/ засту́пничеством Цари́цы Небе́сныя чу́десно обре́л еси́,/ стра́хом Бо́жиим к стопа́м твои́м поверга́я бы́вшаго врага́// и вно́вь воздви́гни сердца́ на́ша, отступле́нием оскверне́нныя.
Перевод: Удивительный и прославляемый угодник Христов, славы и почестей всяческих избегая, ты поселился в Исетской пустыни, воздвигая в молитвах обитель твою, как стены Иерусалимские (Пс.50:20), защиту Царицы Небесной чудесно обрел ты, страхом Божиим к ногам твоим повергая бывшего врага, и вновь возвыси сердца наши, отступлением (от веры) оскверненные.
Моли́твами и ве́рою оби́тель свою́ огради́вый,/ зе́млю Исе́тскую изря́дно преобрази́вый,/ блаже́нным успе́нием честно́е ста́рчество запечатле́вый,/ явле́нием моще́й твои́х на́с не оста́вивый,/ о́тче на́ш преподо́бне Далма́те,// и ны́не предста́ни и заступи́ чту́щих святу́ю па́мять твою́.
Перевод: Молитвами и верой обитель свою защитивший, землю Исетскую значительно преобразивший, блаженным успением почтенное старчество запечатлевший, явлением мощей твоих нас не оставивший, отче наш преподобный Далмат, и сейчас помоги и защити почитающих святую память твою.
Молитва преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу
О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Далма́те! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й на́с всегда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до твое́, е́же са́м упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти ча́д твои́х. Моли́ за ны́, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны́ ко Го́споду, и не пре́зри на́с, ве́рою и любо́вию чту́щих тя́. Помина́й на́с недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о на́с ко Христу́ Бо́гу: и́бо дана́ тебе́ бы́сть благода́ть за ны́ моли́тися. Не мни́м бо тя́ су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от на́с, но и по сме́рти жи́в сы́й пребыва́еши. Не отступа́й от на́с ду́хом, сохраня́я на́с от стре́л вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю на́ш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка (ико́на твоя́ свята́я) пред очи́ма на́шима ви́дима е́сть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными Си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще у́бо тя́ вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о на́с Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе ду́ш на́ших, и испроси́ на́м вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
По́двигом до́брым подвиза́вся,/ посто́м, бде́нием моли́твою и любо́вь Христо́ву стяжа́л еси́,/ чу́дным же заступле́нием Бо́жия Ма́тере/ угро́зы неве́рных ни во что же вмени́в,/ я́ко свети́ло на тве́рди Небе́сней просия́л еси́,/ преподо́бне о́тче наш Далма́те,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Подвигом настоящим подвизался, постом, бдением, молитвой ты обрел любовь Христову, под чудесной же защитой Божией Матери с угрозами иноверцев не считаясь, как светило на Небесах просиял ты, преподобный отче наш Далмат, моли Христа Бога о спасении наших душ.
От ю́ности Христа́ возлюби́вше,/ су́етная мирска́я и мудрова́ния презре́л еси́,/ му́жески же в пусты́ню всели́вшеся,/ вся напа́сти вра́жия победи́л еси́/ до́брый и во́ин Христо́в яви́лся еси́./ Помина́й нас, ве́рою чту́щих тя,// Далма́те преблаже́нне.
Перевод: С юности Христа возлюбив, суетой мирской и мудрованиями ты пренебрег, с мужеством поселился в пустыни, все вражеские нападения победил и явился хорошим воином Христовым. Вспоминай нас, с верой почитающих тебя, Далмат преблаженный.
Благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам
Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль был еси́,/ до́бре во благоче́стии пожи́в, блаже́нне Пе́тре,/ та́ко и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ в ми́ре Бо́гу угоди́вше, и преподо́бных житию́ сподо́бистеся./ С ни́миже моли́теся Го́сподеви,/ сохрани́ти без вреда́ оте́чество ва́ше,// да вас непреста́нно почита́ем.
Перевод: Как от благочестивого корня драгоценною отраслью был ты, блаженный Петр, прекрасно во благочестии пожив, то и с супругою своею, премудрою Февронией, вы в мире Богу угодили, и преподобных жития сподобились. С ними молитесь Господу сохранить без вреда Отечество ваше, дабы мы вас непрестанно почитали.
Ми́ра сего́ княже́ние и сла́ву вре́менну помышля́я,/ сего́ ра́ди благоче́стно в ми́ре пожи́л еси́, Пе́тре,/ ку́пно и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ ми́лостынею и моли́твами Бо́гу угоди́вше./ Те́мже и по сме́рти неразлу́чно во гро́бе лежа́ще,/ исцеле́ние неви́димо подава́ете,/ и ны́не Христу́ моли́теся// сохрани́ти град же и лю́ди, и́же вас сла́вящих.
Перевод: Княже́ние и славу мира сего временной считая, благочестиво в мире пожил ты, Петр, вместе с супругою твоею, премудрою Февронией, милостынею и молитвами Богу угодив. Потому и по смерти во гробе покоясь неразлучно, вы исцеления невидимо подаете, и ныне Христу моли́тесь, сохранить город и людей, вас славящих.
Молитва благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам
О, вели́цыи уго́дницы Бо́жии и преди́внии чудотво́рцы благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, гра́да Му́рома предста́тели и храни́тели, и о всех нас усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы! К вам прибега́ем и вам мо́лимся с упова́нием кре́пким: принеси́те за нас гре́шных святы́я моли́твы ва́ша ко Го́споду Бо́гу и испроси́те нам у бла́гости Его́ вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, в до́брых де́лех преуспе́яние, ми́ра умире́ние, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, душа́м и телесе́м здра́вие и ве́чное спасе́ние. Исхода́тайствуйте у Царя́ Небе́снаго: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Испроси́те Це́ркви святе́й и всей держа́ве Росси́йстей мир, тишину́ и благоустрое́ние, и всем нам житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Огради́те оте́чество ва́ше, град Му́ром, и вся гра́ды Росси́йския от вся́каго зла и вся правове́рныя лю́ди, к вам приходя́щия и моще́м покланя́ющияся, осени́те благода́тным де́йством благоприя́тных моли́тв ва́ших, и вся проше́ния их во бла́го испо́лните. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, со умиле́нием вам возноси́мых, но бу́дите о нас при́снии предста́тели ко Го́споду и сподо́бите нас по́мощию ва́шею свято́ю спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати; да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам
О, уго́дницы Бо́жии, благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, к вам прибега́ем и к вам со упова́нием кре́пким мо́лимся: вознеси́те о нас, гре́шных (имена), святы́я моли́твы ва́ши ко Го́споду Бо́гу и испроси́те у бла́гости Его́ вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мо, в до́брых де́лех преуспе́яние. И хода́тайствуйте нам у Царя́ Небе́снаго житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, но бу́дите о нас при́снии предста́телие ко Го́споду, и сподо́бите нас по́мощию ва́шею спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати, да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам
О, вели́цыи уго́дницы Бо́жии и преди́внии чудотво́рцы, благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, гра́да Му́рома предста́тели, честна́го бра́ка храни́тели и о всех нас усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы!
Вы во дни земна́го жития́ ва́шего о́браз благоче́стия, христиа́нския любве́ и ве́рности друг ко дру́гу да́же до гро́ба яви́ли есте́ и тем зако́нное и благослове́нное супру́жество просла́вили есте́.
Сего́ ра́ди к вам прибега́ем и мо́лимся со усе́рдием кре́пким: принеси́те за нас, гре́шных, святы́я моли́твы ва́ша ко Го́споду Бо́гу, и испроси́те нам вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, в до́брых де́лех преуспе́яние,* наипа́че же сою́зом бра́чным сочета́вшимся да́руйте моли́твами ва́шими целому́дрие, друг ко дру́гу любо́вь в сою́зе ми́ра, единомы́слие душ и теле́с, ло́же ненаве́тное, пребыва́ние незазо́рное, се́мя долгожи́зненное, о ча́дех благода́ть, до́мы испо́лнены благосты́ни и в жи́зни ве́чней неувяда́емый вене́ц сла́вы Небе́сныя.
Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, со умиле́нием вам возноси́мых, но бу́дите при́снии засту́пницы на́ши пред Го́сподем и сподо́бите нас предста́тельством ва́шим спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное насле́довати, да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
* если молебен совершается для готовящихся вступить в брак, то молитва читается с этого места до конца абзаца в следующей редакции:
наипа́че же хотя́щим сою́зом бра́чным сочета́тися да́руйте моли́твами ва́шими целому́дрие, друг ко дру́гу ве́рность и любо́вь в сою́зе ми́ра, единомы́слие душ и теле́с, пребыва́ние незазо́рное и в жи́зни ве́чней неувяда́емый вене́ц сла́вы Небе́сныя.
Мысли свт. Феофана Затворника
Придет срок, а далеко ли он? – и все выйдет наружу. Как же быть? Не надо прятаться. Согрешил – иди и открой грех свой духовному отцу твоему. Когда получишь разрешение, грех исчезнет, будто его не было. Нечему будет потом быть открываему и являему. Если же спрячешь грех и не покаешься, то сбережешь его в себе, чтоб было чему обнаружиться в свое время на обличение тебя.
Все это нам наперед открыл Бог, чтоб мы еще теперь ухитрились обезоружить Его праведный и страшный суд на нас грешных.
Притча дня
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
Господь отвечал:
— Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.