день рождения достоевского в 2021 году какого числа
День рождения достоевского в 2021 году какого числа
#ЧЕБПОЛИТЕХ запись закреплена
В 2021 году все почитатели творчества Ф.М. Достоевского празднуют 200-летний юбилей со дня рождения великого писателя.
В рамках этой знаменательной даты мы хотим напомнить вам о том, что Достоевский был не просто гением своего дела, но и разносторонней личностью.
Вот несколько фактов из его жизни, о которых вы не догадывались:
Фридрих Ницше считал Достоевского хорошим психологом и знатоком человеческих душ. Он настаивал на том, что у произведений Федора Михайловича многому можно поучиться.
Как и Гоголь, Достоевский иногда сжигал свои рукописи. В 1871 г., возвращаясь домой из-за рубежа, писатель уничтожил черновые варианты «Бесов», «Идиота» и «Вечного мужа». Позднее он жег «Преступление и наказание»: Федору Михайловичу не нравилось написанное, и он несколько раз начинал работу над романом заново.
Азартные игры сопровождали писателя на протяжении всей его жизни: он находил утешение в рулетке каждый раз, когда в творчестве наступал застой. Чтобы покрыть долги ему пришлось написать свой известный роман «Игрок» за 26 дней.
Узнать еще больше интересных фактов о жизни писателя и почитать его произведения вы можете, посетив выставку в библиотеке.
Паблик-токи, экскурсии, кинопоказы: программа Москвы к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского
До конца этого года в столице проведут почти 180 мероприятий, приуроченных к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского. Оно будет отмечаться 11 ноября. Как рассказала Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы, культурные площадки приглашают всех желающих послушать лекции ведущих исследователей творчества писателя, посетить его любимые места в городе и поучаствовать в викторинах.
«Мероприятия, посвященные юбилею Федора Михайловича Достоевского, идут в столице с января. Они проводятся онлайн и офлайн. Основная часть программы запланирована на осень. Всего до конца года москвичей и гостей города ждет еще 179 тематических событий — лекций, паблик-токов, экскурсий, выставок и кинопоказов», — отметила Наталья Сергунина.
Все очные мероприятия проходят с соблюдением необходимых санитарных мер. Посетителям нужно носить маски и придерживаться социальной дистанции.
«Как читать Достоевского?» и не только
14 сентября откроется виртуальная выставка «Илья Глазунов и Федор Достоевский. К 200-летию со дня рождения Федора Достоевского». Картины можно будет увидеть на официальном сайте Галереи Ильи Глазунова и портале «Музейная Москва онлайн».
Федор Михайлович был любимым писателем художника. В своих картинах он воплощал сюжеты из романов и повестей Достоевского. По словам организаторов экспозиции, Илья Глазунов находил определенный художественный метод, который позволял наиболее точно раскрыть атмосферу каждого произведения и замысел автора.
Цикл лекций «Сокровенные страницы Достоевского» открывается 18 сентября в библиотеке № 180 имени Н.Ф. Федорова. Начало в 17:00. Вместе с исследовательницей творчества писателя Анастасией Гачевой слушатели узнают, как создавались его романы и какую роль в этом играли записные книжки и письма классика.
В этот же день в библиотеке пройдет семинар «Как читать Достоевского?». Исследователи его творчества Татьяна Касаткина, Павел Фокин, Борис Тихомиров и Александр Криницын рассмотрят такие произведения, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Семинар проведут совместно с комиссией по изучению творчества Достоевского при Президиуме Российской академии наук (РАН) в партнерстве с научно-исследовательским центром «Достоевский и мировая культура» при Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН.
С 24 по 26 сентября пройдет краеведческий форум «Москва FEST». Его проведут столичные библиотеки. Форум посвятят периоду жизни Федора Достоевского, связанному с Москвой, где классик родился и рос до 16 лет. Так, в библиотеке имени Ф.М. Достоевского состоится открытый семейный вечер: все желающие поучаствуют в викторине, почитают отрывки из произведений и попробуют написать письмо гусиным пером. Дети посетят мастерскую по рисованию комиксов и познакомятся с путеводителем-раскраской «Детский Достоевский». Также гостям предложат попробовать пирог Хотяинцевых — любимое блюдо в семье писателя.
Одно из самых заметных мероприятий октября — проект «ДостоФест» — пройдет в библиотеке № 18 имени В.А. Жуковского. 6 октября можно будет отправиться в путешествие с гидом по памятным местам Федора Михайловича в Москве. В программе также викторины и открытие кинолектория, где сначала посмотрят, а затем обсудят экранизации его произведений.
Ранние рассказы и детские годы
С 1 октября по 1 ноября Культурный центр ЗИЛ организует книжную выставку «Ф.М. Достоевский и исследования его творчества». В экспозицию войдут известные произведения, письма и ранние рассказы Достоевского, а также работы ведущих исследователей его творчества.
Библиотека-читальня имени А.С. Пушкина 9 ноября проведет виртуальную экскурсию «Москва Достоевского». Начало в 15:00. Слушатели узнают об отце классика, трудившемся в больнице для бедных на окраине Москвы, о том, как на даче у сестры в Люблине писатель работал над романом «Преступление и наказание». Кроме того, лектор расскажет, где находится флигель, в котором прошли детские годы Достоевского, и как протекала жизнь в купеческих районах Китай-города и Замоскворечья. Ведущая программы — Мария Галкина, кандидат филологических наук, сотрудник отдела мемориальной работы библиотеки.
15 ноября в библиотеке-читальне имени И.С. Тургенева откроется VII большой музыкально-литературный фестиваль «Рихтеровские встречи». Он пройдет онлайн и офлайн. Это ежегодное мероприятие объединяет разные жанры и виды искусства — музыку, литературу, кино и живопись. Программа этого года посвящена юбилеям выдающихся писателей и композиторов — Федора Достоевского (200 лет), Михаила Булгакова (130 лет), Ференца Листа (210 лет) и Сергея Танеева (165 лет). Для зрителей подготовлены концерты, выставки, лекции, кинопоказы и творческие встречи более чем на 20 площадках: в библиотеках, музеях, театрах, образовательных учреждениях музыкального и художественного профиля.
К 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского
11 ноября 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения писателя, публициста, мыслителя, одного из самых известных русских классиков Фёдора Михайловича Достоевского. Это событие имеет большое значение не только для любителей творчества Достоевского, но и для всей страны, ибо сложно переоценить тот вклад, который внёс писатель, как в отечественную, так и в мировую культуру.
По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Его художественное наследие анализируется литературоведами, изучается современными школьниками и студентами, по произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы. В то же время, ни об одном из классиков литературы не высказано столько противоречивых суждений.
В рамках празднования 200-летия со дня рождения выдающего писателя мы приглашаем Вас принять участие в открытых конкурсах, посвященных жизни и творчеству Ф.М. Достоевского.
Открытый конкурс сочинений, презентаций и исследовательских работ «ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ И ГЕНИАЛЬНЫЙ ПИСАТЕЛЬ Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ»
Приглашаем Вас принять участие в конкурсе, посвященном жизни и творчеству Ф.М. Достоевского. На конкурс принимаются сочинения, эссе, статьи, очерки, презентации, исследовательские работы на тему жизни и творчества Ф.М. Достоевского.
Итоги будут подводится два раза в месяц в течение срока приема работ (15 и 31 числа каждого месяца). Дипломы будут доступны для скачивания в личном кабинете.
Для участия в конкурсе необходимо оформить заявку на сайте. ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ
Открытый конкурс чтецов «ЧИТАЕМ ВСЛУХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО»
Приглашаем Вас принять участие в конкурсе чтецов. В рамках нашего конкурса Вы сможете прочитать отрывок из любимого произведения Ф.М.Достоевского.
Итоги будут подводится два раза в месяц в течение срока приема работ (15 и 31 числа каждого месяца). Дипломы будут доступны для скачивания в личном кабинете.
Для участия в конкурсе необходимо оформить заявку на сайте. ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂
Нынче шах, а завтра мат
100 лет тому назад юбилею Достоевского помешала Гражданская война, а теперь – пандемия
Московские поэты одними из первых отметили 200-летие Достоевского. Обложка литературного календаря на 2021 год «Поэты – Достоевскому» Людмилы Вязмитиновой нет с нами, но ее проекты по-прежнему живы. Иллюстрация из литературного календаря на 2021 год «Поэты – Достоевскому»
Если Александр Пушкин – наше все, то Федор Достоевский – наше самое сокровенное, самое больное и тревожное. Пушкин – один большой праздник, Достоевский – тайная вечеря. Пушкина читать легко и приятно, а Достоевского, как ни странно, тоже и легко, и приятно. Главную дату, связанную с именем Пушкина, отмечали в 1937 году, 100-летие его гибели. 100 лет со дня рождения Федора Михайловича пришлось на 1921 год, тогда было не до юбилеев. Сейчас отмечаем потрясающую дату – 200 лет. 200 лет вместе с Достоевским. Пандемия – это, конечно, не Гражданская война, но все равно хорошего мало. Опять Достоевскому не везет. Опять не удастся широко и с размахом отметить. Но мы отмечаем, и начали это делать еще в конце прошлого года.
Прославленный на весь мир своей прозой Достоевский также писал стихи. И довольно интересные. Представляется, что в каком-то смысле он был предтечей иронистов XX века. В некоторых сатирических вещах он близок к интонации и образу мыслей Козьмы Пруткова. Например: «Краса красот сломала член/ И интересней вдвое стала,/ И вдвое сделался влюблен/ Влюбленный уж немало» или «Эпиграмма на баварского полковника»: «Я лечу, лечу обратно,/ Я хочу упасть назад,/ Так на свете все превратно:/ Нынче шах, а завтра мат». Или всем известное: «Жил на свете таракан,/ Таракан от детства,/ И потом попал в стакан,/ Полный мухоедства». Очень едко и мудро, не правда ли? И вот, поскольку писатель был причастен к этому роду искусства, у нынешних поэтов возникла мысль почтить его память своеобразным посвящением – литературным календарем «Поэты – Достоевскому» на 2021 год, которая и была с успехом воплощена.
Мысль эта зародилась в кругах литературной студии «Личный взгляд», которым руководила поэт, критик Людмила Вязмитинова, к сожалению, этим летом ушедшая из жизни. Именно она была главным мотором проекта, а сама креативная идея возникла у поэта, музыканта Николая Нагая. Вот как он вспоминает этот момент: «У меня давно зародилась идея создать в нашем издательстве «Плюмбум.пресс» серию юбилейных календарей в честь писателей и поэтов, прежде всего классиков русской литературы. Концепция проекта, по сути, проста, но до сих пор никто это не пытался реализовать. Суть идеи – наши современники (писатели и поэты) своим творчеством пытаются прикоснуться к наследию юбиляра и к нему самому. Летом 2020 года после затяжного локдауна нас с Марией Поповой пригласила на встречу Людмила Вязмитинова. Встречу назначила в Александровском саду. Была пасмурная погода. Мы устроились на крайней правой лавочке, рядом с памятником патриарху Ермогену. Мы легко дышали и радовались встрече после долгого перерыва живых общений. Людмила Геннадьевна пожаловалась на кризис идей. (Сотрудничая в Московском союзе литераторов, она не первый год выпускала настенные календари с участием поэтов МСЛ.) Я отозвался на этот крик души. Раскрыл свою идею календаря к 200-летию Достоевского. Участники должны быть представлены в образе персонажа какого-либо произведения юбиляра. Людмила Геннадьевна очень обрадовалась. Но пришлось еще несколько раз встречаться, так как у нее появлялись сомнения. Но в итоге проект тронулся с места. Я полностью доверил Людмиле работу над ним. Она нашла хорошего дизайнера Антона Черного. Нашла достойных авторов на роли персонажей. Было много сложностей в период работы над календарем, но он получился великолепным. Этим летом Людмила Вязмитинова умерла. В этом году юбилей у Федора Михайловича. Людмила, думаю, вам есть что показать ему сейчас».
|
Людмилы Вязмитиновой нет с нами, но ее проекты по-прежнему живы. Иллюстрация из литературного календаря на 2021 год «Поэты – Достоевскому» |
Работа была действительно сложная, многосоставная. Сначала отбирали поэтов и решали, какие роли они сыграют. Например, поэт Андрей Чемоданов выступил в роли Мармеладова из «Преступления и наказания», поэт, филолог Александр Бубнов – в роли Порфирия Петровича, поэт, критик Борис Кутенков в образе Алеши Карамазова, поэт, литературовед Данила Давыдов в обличье Фомы Опискина, поэт, филолог Надя Делаланд «сыграла» Сонечку Мармеладову, поэт, искусствовед Валерия Исмиева – Настасью Филипповну. Затем каждый поэт должен был найти стихотворение, которое, по его мнению, перекликается с творчеством Федора Михайловича, фотографию, которая бы отражала образ его персонажа, и цитату из романа (прямая речь героя либо его характеристика). Затем редакционный совет занялся обработкой материала. Главный дизайнер Антон Черный придумал оформление, стилизовал календарь под пожелтевшие от времени манускрипты с вкраплением старинных предметов (часы на цепочке, монеты, веера, кандалы) и в фоторедакторе нарядил персонажей в стиле конца XIX века. Он, а также Наталья Попова и Мария Попова занимались текстами. Вот как вспоминает работу поэт, педагог Мария Попова: «Выбранный Людмилой дизайнер Антон Черный привнес дополнительную задачу: дать тексты в дореволюционной орфографии. Для обложки Екатерина Богданова очень удачно сфотографировала памятник у Библиотеки имени Ленина. Прижизненные издания я отыскала на интернет-ресурсах imverden.de и fedordostoevsky.ru. Цитаты, выбранные поэтами из современных изданий, не всегда находились в них автоматически, а просматривать вручную огромные произведения было затруднительно. Потому пришлось заменить, например, выбранную Светой Литвак цитату на другую. Еще в прижизненно изданных текстах было колоссальное количество ошибок. В частности, пунктуационных. Их хотелось откорректировать. Наполовину проделав эту работу, я подумала: что, если литературоведы и филологи уже сталкивались с этой проблемой? И решила изучить этот вопрос. Оказалось, Достоевский неистово боролся за сохранение своих текстов в первоначальном виде, говоря, что как бы пишет партитуру, а потому не обращает внимания на правила правописания. О том писала кандидат филологических наук Тарасова в статье «Я ставлю запятую, где она мне нужна». О пунктуации в «Дневнике писателя» за 1977 год». Меня поразила дореволюционная традиция уважения издателей к авторскому восприятию и написанию, и я пришла к мысли о невозможности правок, объяснив это Людмиле Вязмитиновой. И она согласилась.
Сложной оказалась и задача, которая легла на Наталью Попову, филолога, бывшего преподавателя исторической грамматики, мою маму. Она по словарям и справочникам переводила стихи современных поэтов в дореволюционную орфографию с ятями и ерами. Вязмитинова вела титаническую работу с авторами. Согласования с дизайнером и авторами, мучения с переделками – все было на ней. Именно она решала, кого пригласить в проект, вела переговоры. Одна талантливая девушка, например, требовала отобрать «роль» у другой и отдать ей. Людмила на это не пошла, и сотрудничество не сложилось. Контакты с типографией и распространение календарей тоже взяла на себя Вязмитинова. Нам с Николаем хотелось, чтобы проект стал более массовым, мы хотели продвинуть его на сайте «Планета.ру», но в последний момент Людмила отказалась от этого решения, хотя практически все поэты были «за». Сложно сказать, почему так произошло, скорее всего Людмила хотела, чтобы проект оставался камерным, для узкого круга.
В целом, мне кажется, проект имел колоссальное значение для каждого участника. Федор Михайлович – писатель необыкновенный, неровный, гениальный, безжалостный к себе и другим. Таким стал для редакционной группы и проект, ему посвященный. Мне показалось, что наиболее удачно вписались в образ Света Литвак (Мария Тимофеевна Лебядкина из «Бесов»), и сама Людмила (Варвара Петровна Ставрогина), и поэт Илья Плохих, «сыгравший» князя Мышкина из «Идиота».
Добавим, что это стильное послание Достоевскому через века, которое, кстати, играет и просветительскую роль, стало одним из самых оригинальных (хоть и камерных) проектов по случаю 200-летия со дня рождения писателя, и когда-нибудь оно непременно станет дорогой библиографической редкостью.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Достоевский довел до слез Тургенева своей речью
Какой след оставила Москва в жизни классика
Осенью 2021 года весь мир будет отмечать двести лет со дня рождения Федора Достоевского. Великий писатель в сознании большинства читателей ассоциируется с таинственным и мрачным Петербургом. Однако родился классик в Москве, где прошло его детство и отрочество. Старший научный сотрудник Государственного музея истории российской литературы имени Даля — филиал «Музея-квартиры Достоевского» в Москве — Инга Дробышевская в интервью «МК» рассказала о первых трагических впечатлениях Достоевского, его учебе в пансионе, веселых проделках и знаменитой Пушкинской речи.
Знаменитый портрет кисти Василия Перова. Фото: ru.wikipedia.org
— Достоевский родился в Мариинской больнице для бедных, во флигеле которой прожил до своего отъезда в Петербург в 1837 году. Как обстановка этого места повлияла на писателя?
— Улица Новая Божедомка, там располагалась больница, восходит к словосочетанию Божий дом, или Убогий дом — так в народе называли место, где в общих могилах хоронили неопознанные тела, самоубийц и разбойников. Убогий дом просуществовал примерно до конца XVIII века. А в 1806 году вдова императора Павла I Мария Федоровна основала больницу для бедных, в которой в 1821 году и родился Достоевский. Его отец работал в ней штаб-лекарем. Здание больницы строили лучшие архитекторы того времени: Жилярди, Михайлов, а чертежи сделал один из создателей Зимнего дворца Джакомо Кваренги. Однако, несмотря на впе чатляющий внешний облик, здесь сохранялся дух убогого дома, окраины. Окна детской и прихожей выходили на больничный двор. С утра выстраивались очереди из больных. Их пропускал на территорию больницы специальный служащий. Юный Достоевский наблюдал не самые радостные картины. Отец препятствовал общению детей с пациентами. Дети не могли гулять без присмотра. Даже в пятнадцать лет на прогулки будущий писатель ходил с отцом или с няней. Но из воспоминаний современников мы знаем, что, вероятно, у него была подруга — маленькая девочка лет семи-восьми, дочь не то повара, не то кучера. Она была зверски убита во дворе больницы, над ней надругался какой-то бродяга. Она умерла прямо на глазах у маленького Федора, спасти ее не удалось. Эта страшная история оказала огромное влияние на Достоевского. Тема оскорбленного детства проходит через все его главные романы. Можно вспомнить преступление Свидригайлова, Ставрогина, которому, по мнению Достоевского, не может быть прощения. Достоевский не был оторван от жизни с ее страданиями.
— Детство Достоевского принято описывать в мрачных тонах. А были ли счастливые моменты?
— Конечно. Это и посещение театра. Одно из сильнейших впечатлений детства оставило представление «Разбойников» Шиллера в Малом театре. Это и семейные прогулки, участие в народных гуляньях в Марьиной Роще, на Новинском бульваре — приобщение к «народной стихии». И это, конечно же, чтение. Читали и размышляли с братом в маленькой полутемной каморке-детской. И чтение было подлинной радостью. В семье Достоевского была также традиция семейных чтений. Вся семья собиралась, и каждый по очереди вслух читал книги. В круг чтений входила вся зарубежная классика. Достоевского правильно называют не только гениальным писателем, но и гениальным читателем. Действительно, читал он очень много. Из любимых: Вальтер Скотт, Шиллер, Шекспир, Виктор Гюго. Из русских — Пушкин, который был его кумиром, Карамзин.
— Какие еще московские адреса Достоевского известны сегодня?
— Его жизнь в Москве связана с адресом на Новой Басманной. Там располагался пансион Леонтия Чермака, в котором учился Достоевский. Это был один из пяти лучших пансионов Москвы. Среди его преподавателей — профессора Московского университета. Дети здесь учились по программам, изданным Московским университетом. После окончания пансиона ученики могли поступить в университет без сдачи экзаменов. Однако отец и родственники Достоевского выбрали для него другое учебное заведение — Инженерное училище в Петербурге. Семья была не столь обеспеченной, и для сыновей выбрали учебное заведение, выпускники которого могли иметь службу и постоянный доход. До конца жизни Достоевский переписывался с некоторыми учениками пансиона. Последнее письмо другу и товарищу по пансиону Каченовскому он отправил в 1880 году. Каченовский вспоминает, что Достоевский однажды защитил его от мальчишек-забияк. Именно в пансионе Достоевский встретил учителя, которым — так пишет младший брат писателя Андрей — старшие братья были «просто одержимы». Вероятно, это Николай Белевич, он учился вместе с Гоголем в Нежинской гимназии и был преподавателем словесности. Возможно, первые семена любви Достоевского к русской литературе были заброшены им.
Пансион Леонтия Чермака, в котором учился будущий писатель. Фото: HISoUR
— Известны ли литературные опыты Достоевского до его отъезда в Петербург?
— Брат писателя пишет, что по дороге из Москвы в Петербург Достоевский что-то сочинял. Мы знаем, что им были написаны, но не были опубликованы драмы «Борис Годунов» и «Мария Стюарт». В них, похоже, присутствовали отголоски влияния Шиллера, Пушкина, Карамзина. Но, к сожалению, весь ранний архив Достоевского был, вероятно, уничтожен его братом Михаилом после ареста писателя в 1849 году.
— Достоевского же вообще приговорили к расстрелу и уже на плацу отменили приговор, отправив на каторгу…
— Да, Достоевского увезут в Сибирь. Четыре года Омского острога, а потом ссылка в Семипалатинск, где ему уже разрешили писать. И вот мы видим, письма брату полны надежды поселиться в Москве, родном городе Достоевского. И это настроение и надежда наблюдаются на протяжении не одного года переписки. Известно и прошение Достоевского государю Александру II с просьбой иметь жительство в Москве. Тем не менее через несколько лет Достоевский вернулся все же в Петербург.
— А насколько часто Достоевский посещал Москву после возвращения из ссылки?
— В Москве Достоевский бывал наездами. Например, жил здесь с осени 1863-го по весну 1864 года недалеко от своего любимого пансиона. Его первая жена Мария Исаева была больна. Климат Петербурга был ей противопоказан, и они жили в Москве. Дом не сохранился. Но, вероятно, он находился неподалеку от здания бывшего Константиновского межевого института на Старой Басманной, в казенной квартире в здании института жили московские родственники писателя — его сестра Вера с мужем и многочисленными детьми. Достоевский делал визиты, участвовал в благотворительных чтениях. Забавная история произошла в другой приезд писателя в Москву. Это было во время написания «Преступления и наказания» летом 1866 года. Достоевский приезжает в Москву, чтобы отдохнуть от «душного Петербурга». Он жил на даче в Люблине рядом с семьей своей сестры Веры Михайловны, в замужестве Ивановой. У нее было тринадцать детей. На даче собирались дети, друзья, студенты ее мужа Александра Павловича. Достоевский очень любил проводить время в компании молодежи. И вот как вспоминает племянница Достоевского, Мария Александровна Иванова: однажды большая компания собралась на прогулку. Рядом жили девушки, их родители уехали за границу и оставили дочерей под присмотром строгой гувернантки-немки, которая даже прятала их обувь, чтобы девушки не могли выйти гулять после 9 часов вечера. Достоевский жалел девушек и вызвался им помочь. Он предложил найти нужную обувь и отправился к даче, где жили девушки. И вот представьте: Федор Михайлович поет под их окном романс на стихи Пушкина «Я здесь, Инезилья…», убеждается, что гувернантка спит (она не просыпается), вся компания помогает девушкам выбраться наружу — и уже все вместе, большой и дружной компанией идут гулять. Многие свидетели тех событий вспоминают, что именно Достоевский был зачинщиком таких веселых историй. Такие воспоминания полностью разрушают представление о нем как о мрачном писателе. Времяпрепровождение на даче в Люблине отражено в его рассказе «Вечный муж».
Федор Достоевский, 1879 г. Фото: ru.wikipedia.org
— А в какой степени Москва нашла отражение в творчестве Достоевского?
— Москва проявляется — может, не столь явно — и в самом, казалось бы, петербургском романе Достоевского «Преступление и наказание». Например, вспомним эпизод с избиением до смерти старой лошади — сон Раскольникова. Этот сон переносит нас в Москву детства Достоевского. В этом сне Раскольников идет по кладбищу. «Среди кладбища каменная церковь с зеленым куполом, в которую он раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал». Имеется в виду Лазаревское кладбище, где есть церковь (цвет купола подсказывает, что это церковь Сошествия Святого Духа), рядом с больницей для бедных, где родился Достоевский. А бабушка Достоевского действительно похоронена на Лазаревском кладбище в семейной усыпальнице среди других московских родственников писателя. После кошмара Раскольников просыпается и говорит: «Боже! да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп. ». Таким образом, московское пространство, включенное в этот сон, фактически разоблачает замысел Раскольникова, отрезвляет героя. «Господи! — молил он. — Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой. мечты моей!». Хотя Раскольников все равно совершает убийство, но Москва во сне вырывает его из Петербурга, где зарождается сам замысел убийства. Другой роман Достоевского «Подросток» вообще называют московским. Там очень много реминисценций из детства писателя. Это и особняк Куманиных (здание нынешней Исторической библиотеки), и московские пансионы с их учениками, московские храмы, рядом с которыми опять же происходит «воскресение» главного героя. О Куманиных тоже следует сказать несколько слов. Это были люди с огромным состоянием, поставщики царского двора. Они очень помогали всем своим племянникам, оплачивали обучение Достоевского и в пансионе Чермака, и в Инженерном училище. У Куманиных было два особняка в Москве. Один из них какое-то время считался утерянным. Потом обнаружили, что особняк Куманиных просто был встроен в здание Исторической библиотеки. Современный читальный зал отечественной истории расположен в бывшей мраморной гостиной особняка Куманиных. Здесь проходили приемы и балы, где бывал маленький Федор Достоевский. Вот он, контраст, который мы видим в романах Достоевского и который сам писатель не раз переживал. Роскошные особняки и жизнь на окраине при больнице для бедных.
— Свою знаменитую Пушкинскую речь в 1880 году Достоевский произнес тоже в Москве. Чем так покорили современников слова писателя о великом поэте?
— Открытие памятника Пушкину в Москве было событием огромного масштаба. Там присутствовал весь цвет русской культуры: Чайковский, Тургенев. Достоевский каждый день писал своей жене Анне Григорьевне. Они не могли поехать вместе с детьми, няней. Не было денег. Достоевский остановился в скромной гостинице «Лоскутная». Она не сохранилась. Достоевский долго готовился к речи о писателе, который с детских лет был его кумиром, с детских лет любовь к Пушкину не угасала! А сама Пушкинская речь стала ее апофеозом. Достоевский начал ее словами Гоголя: «Пушкин есть явление уникальное и чрезвычайное и, добавлю от себя: и пророческое». Достоевский говорил об уникальном качестве Пушкина — чувствовать душу любого народа, его гений, его призвание, иногда совсем чужого и чуждого народа: «Итальянцы Шекспира — сплошь те же англичане, почитайте «Дон Жуана», и, если бы не было подписи «Пушкин», вы бы ни за что не сказали, что это писал не испанец». И поэтому, говоря о роли русского народа, Достоевский говорит о роли братства: «Наш удел всемирность, и не мечом присоединения, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению всех людей». «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов это подчеркните) стать братом всех людей». В зале после речи Достоевского удивительным образом произошло примирение людей разных направлений — и западников, и славянофилов. Тургенев, с которым было немало разногласий, со слезами подошел к Достоевскому. Они обнялись.
Достоевский был зачинщиком веселых историй, что полностью разрушает представление о нем как о мрачном писателе. Фото: ru.wikipedia.org
— А еще говорят, что именно после речи Достоевского Чайковский изменил финал своей оперы «Евгений Онегин»…
— Да, были варианты постановки, когда Татьяна не отказывала Онегину в финале, а после Пушкинской речи финал изменяется и становится пушкинским. А Достоевский говорил о Татьяне как об идеале русской женщины. Вообще до Достоевского так о Пушкине никто не говорил. Достоевский был увенчан лавровым венком, и вечером в тот же день из зала Благородного собрания, где он произнес речь, поехал к памятнику Пушкину и возложил этот венок к ногам поэта в знак признательности. Речь была опубликована во всех газетах, журналах. Правда, вскоре последовала ее жесткая критика. Критиковали Достоевского со всех сторон: и консерваторы, и либералы.
— Какую роль Москва сыграла в жизни Достоевского?
— Она задала тон его мировоззрению. В XIX веке контраст между Петербургом и Москвой виделся намного ярче, чем сейчас. Петербург по своему замыслу — европейский город, не похожий ни на одну русскую провинцию, русский город. И это, конечно, отражалось и в жителях города. Москва же с ее древними храмами, монастырями, напротив, была средоточием русского духа, хранительницей русской истории. Достоевский и его брат Михаил — родоначальники почвенничества (течения, отличного и от славянофильства, и от западничества). Мысль Достоевского обращает к родным корням, к почве. В «Дневнике писателя» он пишет, что именно московское детство, а именно обращение к народной вере в детские годы (а это и паломнические поездки в Троице-Сергиеву лавру, и «посещение Кремля и соборов московских», и родительское воспитание, и прежде всего, конечно, пример самих родителей), «облегчило возврат к народному корню, узнание русской души, признание духа народного». Несомненно, в этом роль Москвы.