день вмф какая годовщина в 2021 году
День основания ВМФ России
Другие названия: | День основания Российского Военно-Морского Флота, День рождения Флота |
Традиции: | торжественные построения личных составов; собрания; концерты; чествования; поздравления высших должностных лиц; подъем флагов; митинги; вручение наград, медалей и подарков |
Военно-Морской Флот РФ является символом могущества государства, вызывает чувство зависти у противника, пользуется уважением и почетом. Российские моряки испокон веков защищают рубежи Родины, уничтожают противников, посягнувших на ее территорию, и одерживают славные победы, восхваляя флот своей страны. Именно «морским волкам», служащим в Военно-Морском Флоте, посвящен этот праздник.
Когда отмечают
День основания ВМФ России отмечается ежегодно 30 октября.
Кто празднует
Дату справляют все моряки, имеющие отношение к Военно-Морскому Флоту РФ: матросы, сержанты, старшины, офицеры, прапорщики, адмиралы, мичманы и многие другие, включая ветеранов Флота, работников судоремонтных предприятий, учреждений ВМФ и воинских частей.
История праздника
30 октября 1696 года (20 октября по старому летоисчислению) Боярская Дума приняла решение об образовании регулярного военно-морского флота. Эта дата и стала днем его рождения. На этом настоял Петр I, так как взять Азовскую крепость и не потерять большей части солдат можно было только с моря. 4 ноября 1696 г. было заложено строительство Азовского флота.
Это время стало рассветом российской флотилии: строились новые суда, создавались флоты (Азовский, Балтийский и другие), совершались географические открытия и «кругосветки». В XVIII-XIX веках российский флот занял 3-е место в мире, а подвиги моряков в военных сражениях стали яркой страницей в его летописи.
По состоянию на 2021 год, ВМФ Российской Федерации имеет на вооружении мощные крейсеры, атомные подводные лодки, десантные суда, противолодочные корабли, самолеты морской авиации. Всем этим управляют лучшие специалисты, не лишенные мужества, доблести и чести.
Интересные факты
На протяжении нескольких лет россияне не могли определиться с датой основания ВМФ России. Некоторые выдвигали мысль, что это день, когда Петр I в амбаре двоюродного деда нашел башмак, который назвал «дедушкой русского флота». Другие придерживались даты появления флота на Плещеевом озере. Третьи вспоминали его выход в Белое море. Но одно было неизменно – это связь флота с государем Петром I.
Первый корабль в России был создан в 1667 году на реке Ока. Двухпалубный «Орел» имел 3 мачты и был построен при помощи голландских мастеров.
Когда на корабле поднимается белый флаг, это не говорит о том, что команда сдается. Это всего лишь означает, что капитан хочет вести переговоры. А вот если на корабле опускают все флаги (знамена), то это говорит о капитуляции капитана и его команды.
325 лет российскому флоту: все об истории и традициях Дня Военно-морского флота
Фото: Невские Новости / Майя Котелова
В Петербурге 25 июля масштабно отмечают День Военно-морского флота. НЕВСКИЕ НОВОСТИ углубились в историю и вспомнили, как зарождалось кораблестроение в России.
Установили указом в 2006 году
В День ВМФ свой профессиональный праздник отмечают люди, которые стоят на страже морских рубежей России. Помимо них, это памятный день для тех, кто связывает годы жизни и службы с обеспечением боеготовности кораблей и частей ВМФ, членов семей военнослужащих, рабочих и служащих флотских учреждений и предприятий, ветеранов Великой Отечественной войны и Вооруженных сил.
В этом году празднуется 325 лет
В 2021 году российскому флоту исполнилось 325 лет. Его днем рождения считается 20 (30 по новому стилю) октября 1696 года. В тот день Боярская дума утвердила указ Петра Первого «Морским судам быть» о создании регулярного флота.
Первым известным вооруженным парусным кораблем западноевропейского типа является судно под названием «Фредерик». Его построили в 1636 году в России иностранные мастера с помощью русских плотников и кузнецов. Несмотря на российское происхождение, ходил он под флагом Гольштейна.
Спустя 30 лет в России впервые построили военный корабль по госзаказу. Судно «Орел» соорудили по указу Алексея Михайловича от 19 (29) июня 1667 года в селе Дединово Коломенского уезда. Над кораблем подняли бело-сине-красный флаг-триколор, ставший прообразом государственного флага Российской Федерации.
В 1688 году в одном из амбаров подмосковного села Измайлово Петр Первый обнаружил ботик, подаренный его отцу — царю Алексею Михайловичу. По приказу царя его отремонтировали, а затем спустили на воду — сначала на реку Яузу, потом на Просяной пруд и, наконец, на озеро Плещеево (Переславское). Там Петр и построил Потешную флотилию, которая стала прообразом русского флота. В нынешнее время ботик хранится в Центральном военно-морском музее Петербурга.
В 1693 году Петр Первый отправился в Архангельск. Этот город на тот момент являлся единственным российским портом. Здесь будущий император впервые вышел в море на яхте «Святой Петр», построенной двинскими плотниками. В этом городе Петр устроил свою первую серьезную верфь — Соломбальскую (ныне старейшее судостроительное предприятие России «Красная кузница»). Тогда же на ней заложили фрегат «Апостол Павел».
После неудачного похода на крепость Азов в 1695 году, который показал необходимость мощного флота, Петр Первый развернул под Воронежем масштабное строительство кораблей. Он повелел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов. Однако основной силой русской армии оказались 22 галеры, четыре брандера, три фрегата и два галеаса, сделанных по голландскому образцу.
К 1696 году у России уже имелся свой небольшой, но вполне боеспособный флот. Это помогло в ходе второй осады взять крепость Азов. Царь Петр Первый лично вел суда на галере «Принципиум». После захвата важного стратегического пункта Россия получила выход к Азовскому и Черному морям.
20 (30) октября Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота. Тогда власти приняли принципиальное решение: «Морским судам быть». Фактически в России утвердили первую в истории программу судостроения.
Андреевский флаг
В марте 1697 года из России в Европу выехало так называемое Великое посольство. Царь Петр I находился в его составе, однако ехал инкогнито, скрывшись под именем Петра Михайлова.
Во время этой поездки царь лично учился корабельному мастерству на верфях в Нидерландах. Для строительства российского флота тогда закупили корабельные принадлежности. На российскую службу наняли инженеров, морских офицеров и матросов, других специалистов.
Центральным органом управления флотом утвердили воинский морской приказ. Возглавил эту структуру адмирал Федор Головин. В 1700 году ее переименовали в приказ Воинских морских дел, а в 1708‑м — в Адмиралтейский. Он ведал строительством, вооружением и снабжением флота.
В 1712 году Адмиралтейский приказ преобразовали в хозяйственный орган — Московскую адмиралтейскую канцелярию. Его функции передали Петербургской адмиралтейской канцелярии и Канцелярии воинского морского флота.
1 (11) декабря 1699 года Петр Первый провозгласил стяг с Андреевским крестом официальным флагом российского военного флота России. Полотнище первоначально разделили на три горизонтальные полосы (сверху вниз: белую, синюю, красную), которые перекрыли косым синим крестом. Он символизировал апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя России. Помимо этого под крестом понимался и учрежденный тогда же первый российский военный орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Создание Балтийского флота
14 (25) января 1701 года Петр Первый открыл в Москве школу математических и навигацких наук. Она оказалась первым в истории России военно-морским учебным заведением.
В 1702 году царь пришел к выводу, что для боевых целей начавшейся Северной войны требуются новые корабли. На реке Сясь заложили верфь для строительства Балтийского флота.
В 1703 году в устье Невы заложили город Санкт-Петербург. Согласно задумке Петра Первого, он должен был стать ключом от Балтийского моря, создав удобный водный путь для торговли и базу для флота. Тогда же построили первый морской корабль для Балтийского флота — фрегат «Штандарт».
До 1709 года на верфи строятся небольшие суда. Более крупные начинают возводить после победы под Полтавой в 1709 году. В честь этой битвы назвали первый линейный корабль, который заложили на Адмиралтейской верфи. Им стала построенная в 1712 году «Полтава».
Адмиралтейские верфи существуют по сей день. Это одно из старейших и ведущих петербургских судостроительных предприятий.
Как прошел парад
«Новейшие гиперзвуковые системы, которыми оснащен ВМФ России, до сих пор не имеют аналогов в мире и постоянно совершенствуются», — отметил президент.
Программа мероприятия включила два парадных строя — в Кронштадте и на Неве. В городе проплыли малые ракетные корабли, минные тральщики, пограничные и противодиверсионные катера. Статично в акватории реки расположились новейший фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов», корвет «Стойкий», большой десантный корабль «Оленегорский горняк», малый ракетный корабль «Град Свияжск», неатомная подводная лодка «Кронштадт» и шесть парусников.
После торжественного парада кораблей и подводных лодок, в том числе и ВМС иностранных государств, в небо взмыли воздушные самолеты, среди которых Су-25, Миг-31, Ту-134 и другие. Небо над Кронштадтом озарилось в цвета российского триколора.
Парад официально завершился, однако петербуржцы продолжают отмечать праздник. В следующем году День ВМФ в России выпадает на 31 июля.
День ВМФ 2021 – какого числа отмечается и традиции праздника
День Военно-морского флота в России ежегодно отмечается в последнее воскресенье июля. В 2006 году президент РФ подписал указ № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых Силах Российской Федерации». В нём закреплён официальный статус торжеств разного рода войск. В 2021 году торжественная дата выпадает на 25 июля.
Профессиональный праздник военных моряков и офицеров появился более 80 лет назад. Изначально официальной датой торжества считалось 24 июля, позже празднование решили перенести на последний выходной день июля. А в 2006 году президент РФ подписал указ № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых Силах Российской Федерации», который установил дату праздника на последнее воскресенье июля.
В этот день поздравляют всех людей, кто является военнослужащим ВМФ, и всех работников, чья деятельность связана с флотом. В День ВМФ проходят различные памятные мероприятия: мастер-классы, выставки, конкурсы и демонстрация боевых навыков, организуются встречи ветеранов. В праздник военные моряки и офицеры получают поздравления не только от своих близких, но и от высшего руководства страны и представителей местных органов власти. Отличившиеся служащие получают государственные награды, ценные подарки и грамоты.
Главная традиция в этот день — церемония поднятия Андреевского флага. Ни один День ВМФ не проходит без торжественного подъёма этого символа. Также в последнее июльское воскресенье принято проводить парады кораблей. В 2021 году эта традиция не будет нарушена.
Напомним, 2 июля Сиб.фм рассказывал, как подводная лодка «Новосибирск» вышла на ходовые испытания в Белое море.
Хотите видеть больше интересных новостей?
Добавьте наш канал в избранное в Google News и Яндекс Новости:
День ВМФ – когда отмечают в 2021 году
История праздника берет свое начало со времен правления Петра I. Российский самодержец учредил этот праздник в честь крупных побед русского флота в Северной войне – в 1714 году русские выиграли сражение у шведского флота у мыса Гангут и в 1720 году – при Гренгаме.
Победы пришлись на день святого Пантелеймона, который выпадает на 27 июля. Именно этот день царь Петр выбрал в качестве празднования. На праздник проводились торжественное богослужение, морской парад, фейерверки и салюты. Официальное закрепление празднования дня святого Пантелеймона 27 июля еще и праздником Российского военно-морского флота произошло в 1853 году.
Буквально накануне Крымской войны 1853-1856 годов было выпушено предписание в Морском уставе, наряду с церковными службами, производить салют и расцвечивать корабли флагами в память о морских победах в Северной войне.
Традиция праздновать день русского военного флота просуществовала вплоть до 1917 года, пока в результате Октябрьской революции не были упразднены практически все воинские традиции Российской империи.
Восстановили праздник буквально за два года до начала Великой Отечественной войны. Сделал это в 1939 году один из самых знаменитых советских флотоводцев – адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов. Тогда было решено отмечать профессиональный день Советского военно-морского флота 24 июля. Любопытно, что именно на это число приходился день рождения главкома флота Кузнецова.
В 1980 году дата празднования стала плавающей, закрепили только день – последнее воскресенье июля.
День вмф какая годовщина в 2021 году
325 лет испытаний и побед – история российского флота
Изобретения и прорывы, победы и поражения – за свою более чем 300-летнюю историю российский флот успел пережить немало ярких запоминающихся событий. Днем рождения российского морского флота считается 20 (30 по новому стилю) октября 1696 года, когда Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота «Морским судам быть».
Какой корабль был первым в России, когда появился морской флаг и кто придумал подводную лодку, читайте в инфографике РИА Новости.
Строительство в России первого иностранного корабля «Фредерик» |
«Фредерик» считается первым известным вооруженным парусным кораблем западноевропейского типа, который построили в России иностранные мастера с помощью русских плотников и кузнецов. Несмотря на российское происхождение, ходил он под флагом Гольштейна.
В первом же плавании в Персию через Каспийское море в 1636 году «Фредерик» попал в мощный шторм и был посажен на мель.
Строительство первого российского военного корабля «Орел» |
Судно «Орел» было построено по указу Алексея Михайловича от 19 (29) июня 1667 года в селе Дединово Коломенского уезда. Этот указ стал фактически первым госзаказом на военный корабль и положил начало государственному судостроению в России. Над «Орлом» был впервые поднят бело-сине-красный флаг-триколор, ставший прообразом государственного флага Российской Федерации.
В 1669 году «Орел» был переведен в Астрахань для охраны русских торговых судов на Каспийском море.
В 1670 году корабль был захвачен восставшими крестьянами и казаками под предводительством Степана Разина. В дальнейшем много лет простоял в бездействии в одном из протоков Волги.
Ботик Петра I – «дедушка русского флота» |
В подмосковном селе Измайлово в амбаре Петр I обнаружил ботик, подаренный его отцу – царю Алексею Михайловичу. Его отремонтировали, а затем спустили на воду – сначала в Яузу, потом перевезли на Просяной пруд и, наконец, на озеро Плещеево (Переславское). Именно здесь Петром была построена Потешная флотилия, которая стала прообразом русского флота.
Сейчас ботик хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
Поездка Петра I в Архангельск и создание Соломбальской верфи |
В 1693 году Петр I отправился в Архангельск – единственный в то время российский порт. Здесь он впервые вышел в море на яхте «Святой Петр», построенной двинскими плотниками.
В этом городе Петр I устроил свою первую серьезную верфь – Соломбальскую (ныне старейшее судостроительное предприятие России «Красная кузница»). Тогда же на ней был заложен фрегат «Апостол Павел».
Начало строительства российских кораблей для Азовского флота |
После неудачного похода на крепость Азов в 1695 году, который показал необходимость мощного флота, Петр I развернул под Воронежем масштабное строительство кораблей. Он велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов.
Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу.
«Морским судам быть» – день рождения российского регулярного флота |
К 1696 году в России уже был свой небольшой, но вполне боеспособный флот. Благодаря этому в ходе второй осады удалось взять крепость Азов. Царь Петр I лично вел суда на галере «Принципиум». Россия получила выход к Азовскому и Черному морям.
20 (30) октября Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота. Было принято принципиальное решение: «Морским судам быть». В России утвердили, по сути, первую программу судостроения.
«Великое посольство» Петра I |
В марте 1697 года за границу выехало Великое посольство. Царь Петр I ехал в его составе инкогнито – под именем Петра Михайлова. Во время этой поездки он лично учился на голландских верфях корабельному мастерству. Для строительства российского флота были закуплены корабельные принадлежности, наняты на российскую службу инженеры, морские офицеры и матросы, другие специалисты.
Создание морского приказа |
Центральным органом управления флотом стал воинский морской приказ, который возглавил адмирал Федор Головин. В 1700 году он был переименован в приказ Воинских морских дел, а в 1708‑м – в Адмиралтейский, который ведал строительством, вооружением и снабжением флота. В 1712 году он был преобразован в хозяйственный орган – Московскую адмиралтейскую канцелярию, а его функции переданы Петербургской адмиралтейской канцелярии и Канцелярии воинского морского флота.
Андреевский флаг – кормовой флаг кораблей российского флота |
1 (11) декабря 1699 года стяг с Андреевским крестом был провозглашен Петром I в качестве официального флага российского военного флота России.
Полотнище первоначально было разделено на три горизонтальные полосы (сверху вниз: белую, синюю, красную), перекрытые косым синим крестом. Такой крест символизировал апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя России, и учрежденный тогда же первый российский военный орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Создание школы математических и навигацких наук в Москве |
14 (25) января 1701 года Петр I открыл в Москве школу математических и навигацких наук, которая стала первым в России военно-морским учебным заведением.
Закладка первых судов для Балтийского флота |
Состоялась на верфи на реке Сясь. Корабли требовались для боевых целей начавшейся Северной войны.
Основание Санкт-Петербурга и создание Балтийского флота |
По замыслу Петра I город должен был стать ключом от Балтийского моря, создав удобный водный путь для торговли и базу для флота.
Также в этот год построен первый морской корабль для Балтийского флота «Штандарт».
Основание Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге |
До 1709 года здесь строятся небольшие суда, строительство более крупных начинается после победы под Полтавой. В честь этой битвы назван первый линейный корабль, заложенный на Адмиралтейской верфи, – знаменитая «Полтава».
Адмиралтейские верфи существуют и сейчас. Это одно из старейших и ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга.
Введен чин адмирала |
Воинское звание высшего офицерского состава в военно‑морском флоте введено Петром. Он установил 4 адмиральских чина: генерал‑адмирал, адмирал, вице‑адмирал, контр‑адмирал. Генерал-адмирал считался высшим чином на флоте, по «Табели о рангах» приравнивался к генерал-фельдмаршалу.
Первая в истории русского флота крупная победа |
26-27 июля (6-7 августа) 1714 года у мыса Гангут (ныне полуостров Ханко в Финляндии) в рамках Северной войны произошло сражение между русским и шведским флотами.
Успех русских показал, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Петр приравнивал эту победу по значению к Полтавской битве.
Создание Морской академии |
В Санкт-Петербурге основана Морская академия (Академия морской гвардии). Новое учебное заведение организовано из воспитанников Московской школы математических и навигацких наук, однако учеников в нее набирали также из других городов. Морская академия, в отличие от навигацкой школы, была военным учебным заведением.
Создание первого морского устава |
«Устав морской о всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море» составил и издал лично Петр I. Он был утвержден в качестве закона 13 (24) января 1720 года, но издан только в апреле 1720 года.
Победа русского флота в морском сражении у острова Гренгам |
27 июля (7 августа) 1720 года состоялось сражение между шведским и русским флотами около острова Гренгам в Балтийском море. Это была последняя крупная битва Северной войны, положившая конец безраздельному влиянию Швеции на Балтийском море.
Окончание Северной войны, заключение Ништадтского мира и провозглашение России империей |
Северная война между Шведской империей и Россией в составе коалиции североевропейских государств закончилась заключением Ништадтского мира, по которому Россия получила преобладание на Балтийском море.
Основание Астраханской верфи |
По указу Петра I в Астрахани основана верфь для строительства судов Каспийской военной флотилии.
Испытано «Потаенное судно» Е.П. Никонова |
Талантливый самоучка Ефим Никонов придумал первый подводный аппарат – прообраз подводных лодок. Судно было построено из дерева в форме бочки.
Чесменская победа |
25-26 июня (5-7 июля) 1770 года состоялось знаменитое морское сражение в рамках русско-турецкой войны 1768‑1774 годов, по итогам которого турецкий флот был сожжен.
Эта победа предопределила поражение Османской империи в войне.
Рождение Черноморского флота. Создание Севастопольского адмиралтейства |
В июне 1783 года в Ахтиарской бухте на юго-западном побережье Крымского полуострова заложен Севастополь – южный форпост России и база Черноморского флота.
В один день с основанием города на западном берегу Южной бухты была заложена кузница для ремонта пришедших в город российских кораблей, первого корпуса Севастопольского адмиралтейства – предшественника Севастопольского Морского завода.
Победа русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова при Тендре |
Морское сражение у мыса Тендра в Черном море с турецкой эскадрой закончилось полной победой русских моряков, что решило исход русско-турецкой войны 1787‑1791 годов в пользу России.
Эта победа привела к уничтожению господства Турции на Черном море и утвердила положение России на его берегах.