деньги с лениным до какого года
Советские деньги 1961-1992 годов
1961-1990 год
Материал: Белая бумага с глянцевой поверхностью с одной стороны или бумага светло-бежевого оттенка
Водяной знак: Тёмные и светлые звёзды, наклонённые вправо или влево
Материал: Белая бумага с глянцевой поверхностью с одной стороны или бумага светло-зелёного оттенка
Водяной знак: Тёмные и светлые звёзды
Материал: Белая бумага с глянцевой поверхностью с одной стороны или бумага светло-голубого оттенка
Водяной знак: Тёмные и светлые звёзды
Материал: Белая бумага с глянцевой поверхностью с одной стороны или бумага светло-розового оттенка
Водяной знак: Тёмные и светлые звёзды
Материал: Белая бумага с глянцевой поверхностью с одной стороны или бумага светло-сиреневого оттенка
Водяной знак: Тёмные и светлые звёзды
Материал: Белая бумага с глянцевой поверхностью с одной стороны или бумага светло-зелёного оттенка
Водяной знак: На белом поле портрет В.И. Ленина
Материал: Белая бумага с глянцевой поверхностью с одной стороны или бумага светло-бежевого оттенка
Водяной знак: На белом поле портрет В.И. Ленина
1991 год
Материал: Белая бумага с глянцевой поверхностью с одной стороны
Водяной знак: Волнистые линии, между которыми расположены пятиконечные звёзды
Материал: Белая бумага с глянцевой поверхностью с одной стороны
Водяной знак: Волнистые линии, между которыми расположены пятиконечные звёзды
Материал: Белая бумага с глянцевой поверхностью с одной стороны
Водяной знак: Волнистые линии, между которыми расположены пятиконечные звёзды
Материал: Белая бумага с глянцевой поверхностью с одной стороны
Водяной знак: Тёмные и светлые пятиконечные звёзды
Материал: Белая бумага с глянцевой поверхностью с одной стороны
Водяной знак: На белом поле портрет В.И. Ленина
Материал: Белая бумага с глянцевой поверхностью с одной стороны
Водяной знак: На белом поле портрет В.И. Ленина
Материал: Белая бумага с глянцевой поверхностью с одной стороны
Водяной знак: Тёмные и светлые пятиконечные звёзды
Материал: Белая бумага с вкраплением цветных защитных волокон
Водяной знак: На белом поле портрет В.И. Ленина
Материал: Белая бумага с вкраплением цветных защитных волокон
Водяной знак: На белом поле портрет В.И. Ленина
Материал: Белая бумага с вкраплением цветных защитных волокон
Водяной знак: На белом поле портрет В.И. Ленина
1992 год
Материал: Белая бумага с водяными знаками
Водяной знак: Волнистые линии, между которыми расположены пятиконечные звёзды
Материал: Белая бумага с вкраплением цветных защитных волокон
Водяной знак: Волнистые линии, между которыми расположены пятиконечные звёзды
Материал: Белая бумага с вкраплением цветных защитных волокон
Водяной знак: Тёмные и светлые пятиконечные звёзды
Материал: Белая бумага с вкраплением цветных защитных волокон
Водяной знак: Тёмные и светлые пятиконечные звёзды
Если Вы заметили какие-нибудь неточности, пишите об этом здесь: «Книга замечаний и предложений».
Для добавления фотографии в каталог, отправьте её на e-mail: mail@russian-money.ru
Состояние боны не имеет значения, но важно, чтобы фотография была чёткой и сделана лично Вами, а не скопирована из Интернета. Наличие боны у Вас не обязательно, фотография может быть сделана в музее или где-либо ещё с разрешения владельца.
Просьба фотографировать с двух сторон (можно присылать в разных файлах). Фотография будет размещена администратором в ближайшее время. Если Вы заметили некачественное фото, можете прислать замену.
В письме просим Вас указать, как именно нужно обозначить авторство (Ваш ник, настоящее имя, или вообще не указывать). Авторство сохраняется за Вами, но фотография может быть использована в пределах этого сайта для оформления статей, каталогов или справочников. Каждая фотография получает логотип нашего сайта, который защищает её от распространения за пределы данного проекта (но не гарантирует этого). Если Вы не желаете помещать логотип, сообщите об этом.
Вопросы по стоимости или определению бон будут проигнорированы! На указанный e-mail принимаются только фотографии для наполнения сайта.
Традиция изображать на деньгах профили правителей и выдающихся людей пришла к нам с эпохи античности, когда, сменив лики богов, на монетах появились Дарий I Великий и сатрап Тиссаферн. Вспомним и Александра Македонского, решившего увековечить свой профиль на статерах и тетрадрахмах. Примечательно, что даже после смерти Александра македонские цари еще долгое время выпускали монеты с его именем и портретом. После завоевания Эллады Римом традицию чеканки своего лика продолжили римские императоры. В последующие эпохи портреты монархов на монетах уже прочно утвердились в общественном сознании как символ власти, государственности, а с появлением бумажных денег постепенно переместились на банкноты с водяными знаками.
В России первые портретные изображения на банкнотах стали печатать во 2-й половине XIX века. На 5-рублевой купюре был изображен Дмитрий Донской, на десятирублевой – царь Михаил Федорович, на 25 рублях был портрет царя Алексея Михайловича, а купюры крупных номиналов (50, 100, а потом 500 рублей) украшали образы Екатерины II и Петра I. В народе эти последние банкноты ласково называли «катеньками», «петрушами» или «петеньками». Уже в последние выпуски конца XIX – начала XX в. на деньгах появились портреты Николая I и Александра III. Купюры с царскими портретами оставались в обращении даже в первые годы советской власти.
От царей к вождям
После победы пролетариата, а чуть позже и создания нового союзного государства, советская власть начала осуществлять кардинальные преобразования во всех сферах хозяйственной и культурной жизни. Убирались памятники, вывески, прежние названия – происходил полный демонтаж старой системы и ее ценностей. Все это, естественно, коснулось и денежных знаков. На банкнотах теперь вместо царей и венценосных особ в византийском обрамлении стали изображать «нового человека»: рабочего, крестьянина, красноармейца. Даже образ великого вождя В. И. Ленина не сразу удостоился места на купюрах государственной валюты. Впервые портрет Ильича появился уже после его смерти, на червонцах выпуска 1937 года.
Первые банкноты с Лениным
Известно, что уже через месяц после смерти вождя в 1924 году управление Гознака отправило многим известным художникам письма с предложением сделать его портрет для размещения на денежных купюрах. За каждый выполненный заказ автору полагалось 500 рублей, за первое место – еще 1 тысяча, а за второе – 500 руб. В списке мастеров были такие выдающиеся личности, как Анненков, Кустодиев, Петров-Водкин, Эберлинг, Малютин и многие другие. Само изображение предполагалось к исполнению в строгом академическом стиле и, как уточнялось, «желательно итальянским карандашом».
Каждый художник рисовал Ильича в присущем себе стиле. К примеру, Ю. П. Анненков представил портрет в духе кубизма, и хотя работа не соответствовала академическим стандартам, автор все-таки получил за нее премию. Как вспоминал сам Анненков, эти деньги оказались ему весьма кстати, когда он уехал в 1924 г. на Международную выставку в Италию и СССР более не возвращался, оставшись жить во Франции. Анненков писал: «…1000 рублей равнялась тогда приблизительно 37 000 французских франков, что в 1924 году являлось для меня довольно полезной суммой. За границей у меня не было никаких связей, и я знал, что мне придется начать мою жизнь сначала». Как бы там ни было, но в конечном итоге победу в конкурсе одержал Альфред Рудольфович Эберлинг: именно его работа была размещена на новых советских деньгах.
А. Эберлинг – художник с довольно интересной и загадочной судьбой. В дореволюционном Петербурге он был известен тем, что работал портретистом при дворе Николая II. Эту должность ему предложил знаменитый В. Серов, который в то время являлся придворным художником, но решил покинуть этот пост после событий кровавого января 1905 г. Эберлингу позировали сам император, члены царской семьи, великие князья, приближенные, весь столичный бомонд того времени. Также его кисти принадлежат портреты таких легендарных балерин, как Т. Карсавина, М. Кшесинская, А. Павлова. Помимо живописи Эберлинг увлекался фотографией. Для этой цели он даже приобрел популярную на тот момент портативную фотокамеру Pocket Kodak, представлявшую собой небольшой деревянный ящичек с простейшим объективом и фокусом. С помощью этого аппарата он снял целый ряд живых, динамичных картин из питерской уличной жизни, кадры из Венеции, Константинополя, художественные фото красивых женщин и даже изящные образы в стиле ню.
Образ Ильича 1947 года
Сразу же после войны советское руководство начало разрабатывать новые советские деньги. Денежная реформа проходила в строгой секретности, даже сообщение в газете «Известия», в котором говорилось об обмене старых рублей, поступило в типографию только в последние часы перед печатью. Подготовкой эскизов занимался талантливый художник Московской фабрики Гознака И. И. Дубасов. Его имя долгое время держалось в тайне и не разглашалось общественности. Зато всему народу были известны его знаменитые образы красноармейца и рабочего на рублевых банкнотах старого образца. И. Дубасов стал автором всех эскизов купюр 1947 года, а оборотную сторону 1 рубля выполнил И. Крылков (кстати, это была дипломная работа художника).
Портрет В. И. Ленина на банкнотах 1947 года воспроизведен по фотоработе знаменитого мастера П. А. Оцупа. По предположениям, это могло быть фото Владимира Ильича 1918 года, где он изображен за рабочим столом в своем кремлевском кабинете. Оцуп к тому времени уже был известным фотографом, снимавшим события Первой мировой, революций 1905, 1917 гг., гражданской войны. В начале века Оцуп работал в журнале «Огонек», а также делал фото многих знаменитостей – С. Рахманинова, Ф. Шаляпина, Л. Толстого.
Известно, что первый свой снимок вождя он сделал путем небольших ухищрений. Он дозвонился в Кремль и попал на прием к Ленину, чтобы показать какие-то снимки революционного содержания. В конце аудиенции Оцуп предложил Ленину сделать его фото, однако вождь отказался. Как вспоминает сам фотограф, Ленин ответил: «…Не стоит этого делать, снимайте исторические события, массы…». Однако набравшись смелости, Оцуп все-таки внес в кабинет стоявшее в приемной устройство с треногой. Ленин был удивлен: «Ну что с вами поделаешь… Я газету почитаю, покуда вы подготовите аппарат». Но аппарат был готов. И пока Владимир Ильич читал газету, Оцуп уже успел сделать три снимка.
Хрущевские рубли с Лениным
В 1961 году в СССР была проведена очередная денежная реформа, которую в то время объявили простой деноминацией. Изменился дизайн и уменьшился размер рублевых купюр. Если деньги прежнего образца в народе прозвали «сталинскими портянками», то новые теперь называли «хрущевскими фантиками». Привычный портрет Ленина сменило профильное изображение вождя, созданное на основе барельефа известного скульптора Н. А. Соколова. Над эскизами лицевых сторон новых банкнот работали художники С. А. Поманский, Ю. А. Лукьянов. Оборотные стороны казначейских билетов разрабатывал все тот же И. И. Дубасов, который до 1971 года работал главным художником Гознака. В качестве локального водяного знака крупных банкнот (50 и 100 рублей) тоже использован барельеф Ленина. На мелких номиналах водяной знак был в виде звездочек.
Многими экспертами до сих пор отмечается высокий уровень художественного исполнения советских банкнот. При этом мало кто знает, что образцом для художников Гознака служили все-таки царские деньги последних выпусков с Екатериной II и Петром I. Как вспоминает сын И. И. Дубасова, на столе его отца всегда лежали купюры «катенька» и «петенька», которыми он вдохновлялся, стремился перенять фактуру, стилистику. Может быть, поэтому последние банкноты с барельефом Ленина и сегодня вызывают теплые чувства у людей советского поколения.
Банкноты СССР
В истории советских рублей было немало политических и экономических потрясений. Правительство вынуждено было принимать экстренные меры, которые не всегда давали желаемый результат. В периоды разгула инфляции деньги быстро обесценивались – так было до реформы 1961 года. Бумажные банкноты 1961 года запомнились советским гражданам как самые стабильные деньги, просуществовавшие 30 лет, вплоть до развала страны.
Расчетные знаки
После Октябрьской революции 1917 года и перехода власти к большевикам кредитные билеты начали постепенно изымать из обращения. Через год их сменили бумажные купюры – расчетные знаки (совзнаки).
Совзнаки, эмитированные Народным комиссариатом финансов в 1919-м, находились в обращении до 1924 года. По факту это были деньги, хотя официально деньгами не считались. Парадокс объяснялся идеологией новой власти – она пропагандировала создание общества равных, в котором не будет денег. Впервые слова «денежный знак» появились на банкнотах 1922 года.
Расчетные знаки находились в обращении только на территориях, подконтрольных большевикам. В них входили РСФСР, Туркестан, Украина, Закавказье, Белоруссия.
В марте 1919-го тогдашний Минфин эмитировал купюры непривычных номиналов: 1, 2, 3, 15, 30, 60 рублей. Практика первых месяцев их использования показала, что такие деньги не годятся для расчетов.
В 1920-м в обращении появились крупные купюры: 100, 250, 500 и 1000 рублей. Они, как и предыдущие, представляли собой листы с отрывными купонами. Исключением были банкноты 5000 и 10000, эмитированные в том же году. Они представляли собой цельные бумажные деньги.
Совзнаки печатались многомиллионными тиражами в разных типографиях, поэтому у некоторых знаков оплаты порядковые номера совпадают – уникальных цифровых комбинаций на весь объем печатающихся денег не хватало.
Бумажные червонцы
Низкокачественные расчетные знаки не имели защиты, не были обеспечены золотом, их легко можно было подделать – население им не доверяло. Деньги стремительно обесценивались: к концу 1921-го цены уже исчислялись в миллионах, социальные проблемы усугублялись.
Одной из мер стабилизации ситуации стала эмиссия бумажных червонцев, обеспеченных золотом, товарами и иностранной валютой. Госбанк РСФСР начал их выпуск в октябре 1922 года.
Уже в ноябре в обороте появились банкноты стоимостью 1, 3, 5, 10, 25 червонцев. Это были односторонние деньги, внешне похожие на английские фунты. Первое, что привлекало внимание, — большой водяной знак на аверсе.
К выпуску готовились номиналы ½, 2 и 50 червонцев, но дальше проб дело не пошло. В тот исторический период бумажные червонцы имели то же значение, что американские доллары в лихие 90-е – оставались надежной советской валютой.
Червонцы печатались до 1927 года, хотя формально участвовали в расчетах вплоть до денежной реформы, проведенной в 1947 году.
Послевоенные эмиссии
В 1947 году в Советском Союзе состоялась вторая денежная реформа. О необходимости ее проведения министр финансов Зиновьев заговорил еще в конце 1943 года. Перед его министерством стояла цель изъять оккупационные немецкие деньги, находившиеся в обращении в западных регионах, и решить проблему накоплений населения в виде государственных займов.
Реформу планировали в 1946 году, но из-за засухи отложили на год. 13 декабря 1947 года Политбюро приняло историческое постановление. Речь шла об:
На обмен купюр населению в центральных регионах дали неделю, а жителям отдаленных районов – две недели. Этого времени многим не хватило для обмена, наличность «сгорела».
Купюры образца 1947 года выполнены в традициях сталинской эпохи. Их оформление напоминает стиль денег, ходивших при Николае Втором, но адаптированный к советской идеологии. На знаках оплаты нарисован герб Советского Союза с 16-ю лентами. Количество лент соответствовало количеству республик в составе СССР на тот момент. В 1957-ом Карело-Финская ССР вошла на правах автономии в состав РСФСР – количество лент на гербе уменьшилось до 15-ти.
На всех банкнотах СССР того периода стоимость указывалась на нескольких языках, на крупных номиналах (от 10 до 100 рублей) был портрет Владимира Ленина и подпись «Билет Государственного Банка».
Сегодня деньги образца 1947-57 годов особенно ценятся у коллекционеров. На торгах прослеживается закономерность: чем крупнее номинал, тем выше его стоимость.
Банкноты 1961 года
1 января 1961 года в СССР стартовала масштабная реформа финансовой системы, в ходе которой все старые купюры вывели из оборота и заменили новыми денежными знаками. В обращение вводились казначейские билеты стоимостью 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей.
Эскизы новых знаков оплаты создавали известные советские художники Поманский, Лукьянов и Дубасов. От купюр 1947 года они отличались уменьшенным размером, что позволило счетным автоматам в банках быстро и безошибочно пересчитывать крупные суммы денег. Второе отличие – чистые поля, которых у старых банкнот не было.
В 1961-ом появились те деньги СССР, которые хорошо помнит старшее и среднее поколение. На обмен гражданам давали 3 месяца, а для беспрепятственного его осуществления Минфин организовал около 30 тысяч обменных пунктов по стране. Наряду со стационарными работали и мобильные обменки. Банковские работники действовали слаженно: управления финансов на местах рапортовали, что уже в январе значительная часть старых банкнот обменяна на новые, а к концу февраля 61-го из обращения было изъято более 90% купюр образца 1947 года.
Купюры и монеты, введенные в оборот в результате денежной реформы, просуществовали ровно 30 лет, после чего были заменены на купюры нового образца.
1 рубль
Младший номинал, оформлен в желто-бежевых оттенках. Размер – 105 х 53 мм. На лицевой стороне изображен советский герб и стоимость в цифрах и прописью. На оборотной стороне – надпись: «Один рубль», дублированная на 14-ти языках союзных республик.
«Трояк»
Купюра зеленого цвета, размер – 113 х 57 мм. На аверсе – герб, стоимость и вид на Московский кремль. Реверс оформлен, как и предыдущий денежный знак.
«Пятерка»
Знак оплаты оформлен в голубом цвете, размер – 113 х 57 мм. На лицевой стороне – те же символы, что и в других номиналах, плюс Спасская башня Московского кремля. Оборотная сторона идентична 1 и 3 руб.
«Десятка»
Банкнота оформлена в красном цвете, размер – 124 х 62 мм. На аверсе – советский герб, профиль Владимира Ленина и стоимость цифрами и прописью. На реверсе – те же элементы, что и на других рублях.
«Четвертак»
Так в Советском Союзе называли купюру стоимостью 25 руб. Она выдержана в фиолетовых оттенках, по размеру идентична десятке. На лицевой стороне тоже присутствует профильный портрет Ленина, расположенный слева.
«Полтинник»
Денежный знак зеленого цвета, размер – 140 х 71 мм. Слева – профильный портрет вождя большевиков. На оборотной стороне – изображения Сенатской башни и Сенатского дворца.
«Сотня»
Это самая крупная банкнота СССР, она оформлена в светло-бежевом и коричневом цветах. Размеры – 140 х 71 мм. На аверсе – профиль Ильича, на реверсе – Водовзводная башня.
Бумажные деньги, введенные в оборот в 1961 году, просуществовали 30 лет – до 25 декабря 1991 года.
В 1991 году состоялась очередная эмиссия денежных знаков. К уже находившимся в обороте образцам 1961-го добавились три крупных номинала:
Тысяча образца 91-го на самом деле печаталась в марте 1992-го. Дензнаки находились в обращении и в первые годы независимости – до июля 1993 года. 26 июля 1993-го в России началась очередная денежная реформа и изъятие из обращения денег советского образца. Так закончилась история казначейских билетов времен Советского Союза.
Сейчас это стихотворение воспринимается с улыбкой, где прячется большая доля ехидцы. Времена, когда цены в магазинах имели государственное регулирование и не менялись десятилетиями, начали забываться. И почти забылось, как год от года советские граждане вынимали из кошельков всё те же неизменные купюры различного достоинства. Посмотрим, какими бумажными денежными знаками расплачивались на территории Советского Союза в период его существования и даже чуть позже.
Денежные знаки образца 1923 года
Казначейские билеты образца 1924 года
В 1924 году количество нулей на купюрах заметно сократилось. Обмен на новые деньги провели до конца мая 1924 года (за исключением Якутской АССР) по курсу 50 000 старых рублей на один новый рубль. Денежные знаки разделились на банковские и казначейские билеты. Казначейские билеты имели номинал один, три и пять рублей. Их отпечатали на бумаге с локальным водяным знаком. На белом купоне расположено изображение номинала.
На однорублёвой купюре мы можем увидеть орловскую подложечную сетку с типографской прописью. Оборотная сторона отпечатана в две краски. Трёх- и пятирублёвые купюры имеют печать в две краски на обеих сторонах. Буквы из серийного номера исчезли, а количество цифр возросло до семи. На гербе СССР шесть лент (малая седьмая, расположенная внизу, выполняла связующую роль) с лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на русском, белорусском, украинском, грузинском, армянском и азербайджанском языках. Наименование денежного знака тоже стали дублировать на языках, входящих в Союз республик. Данная традиция продержалась до 1991 года.
Билеты номиналом в три и пять рублей являются одними из самых востребованных. Их каталожная стоимость может достигать нескольких десятков тысяч рублей. Но не удивляйтесь, если увидите, что их продают значительно ниже. Реальная стоимость редко соответствуют ценникам и каталогам и очень сильно зависит от качества..
Банковский билет образца 1924 года
Червонец планировали сделать твёрдой валютой, поэтому номинал банковского билета имеет наименование в три червонца. На нём мы узнаём знакомого нам по золотой монете 1923 года сеятеля. Только этот сеятель копирует оригинальную скульптуру (поясной портрет). Банковский билет выполнен металлографским способом в одну краску на белой бумаге с локальным водяным знаком.
Разменные казначейские боны образца 1924 года
Из-за нехватки медной разменной монеты Государственному Банку пришлось осуществить эмиссию бумажных разменных казначейских бон, дублирующих медные номиналы и дополнительно включавшие боны в двадцать и пятьдесят копеек. Каждая из таких бон отпечатана на бумаге с общим водяным знаком. Печать произведена в две краски с лицевой и оборотной стороны. Серийного номера эти боны не имеют. Наибольшую ценность из этого набора имеет бона двадцатикопеечного номинала
Казначейские билеты образца 1925 года
Уже на следующий год в оборот поступили государственные казначейские билеты достоинством в три и пять рублей нового образца. Успешно опробованная на трёх червонцах металлография нашла применение и здесь. На оборотной стороне мы снова видим орловскую печать в четыре краски. В состав серийного номера возвращаются две буквы, а количество цифр сокращается до шести.
Банковские билеты образца 1926 года
Золотые монеты с гербом Советского Союза так и не были массово отчеканены. Правительство решило избавить драгоценный металл от хождения в обороте. Поэтому в 1926 году червонец получил не золотое, а бумажное воплощение. Банковский билет отпечатан на бумаге без водяного знака. На лицевой стороне многокрасочную орловскую сетку и металлографическую пропись. На обороте рисунок может удивить скромностью размера, но только не деталями исполнения. Из мелких линий создана гильоширная розетка (ирис). Печать осуществлена в две краски.
Банковские и казначейские билеты образца 1928 года
Банковские билеты образца 1932 года
Через четыре года номинал в три червонца стали выпускать в ином виде. Выпуск производился на бумаге без водяного знака. На лицевой стороне мы видим металлографию. С оборотной стороны можно заметить многокрасочную орловскую печать. Теперь и три червонца обретают буквенную серию и шестизначный номер на лицевой стороне.
Казначейские билеты образца 1932 года
Изменились и казначейские билеты. Исчезли фрагменты агитационных плакатов, изображающих крестьянина или красноармейца. Зато обилие мелких деталей, из которых и собирается волнистый рисунок, заметно увеличило защиту от подделок. Видимо, на рисунок надеялись очень сильно, так как бумага для этого выпуска являет отсутствие водяных знаков. Однорублёвая купюра выполнена типографским способом по подложечной сетке. Билеты достоинством в три и пять рублей отпечатаны металлографским способом.
Банковские билеты образца 1937 года
Портрет Ленина впервые появился на знаках отечественной почтовой оплаты сразу после смерти вождя, в 1924 году (достаточно вспомнить траурный выпуск). А вот с денежных знаков Владимир Ильич взирает, начиная с 1937 года. Именно в этом году Государственный Банк произвёл эмиссию четырёх номиналов на плотной бумаге без водяных знаков. Лицевая сторона всех купюр отпечатана металлографским способом. А вот оборот разнится. На билете в один червонец это орловская печать в четыре краски. Три и пять червонцев имеют типографский способ по орловской сетке. А десять червонцев и на обороте имеют металлографию.
Казначейские билеты образца 1938 года
Казначейские билеты образца 1947 года
Денежная реформа 1947 года вернула казначейским билетам вертикальное расположение рисунка. На лицевой стороне рубля мы увидим типографский способ печати, оборот выполнен орловским способом в пять красок. Те же пять красок на обороте имеют трёх- и пятирублёвые купюры. А вот их лицевая сторона отпечатана металлографским способом по типографской подложечной сетке в две краски. На бумаге появился общий водяной знак. В 1957 году количество лент на гербе лицевой стороны уменьшилось в связи с лишением Карело-Финской ССР статуса союзной республики и включения её в состав РСФСР.
Банковские билеты образца 1947 года
У банковских билетов остаётся горизонтальное расположение рисунка и портрет Ленина. Но если на прежних билетах Ильич смотрел практически в пол-оборота, то теперь он заметно развернулся, хотя продолжает смотреть чуть в сторону. Знаковым можно считать исчезновение слова «червонец» из номинала. Теперь это ряд из четырёх купюр достоинством в 10, 25, 50 и 100 рублей.
Банковские и казначейские билеты образца 1961 года
Банковские билеты образца 1991 года
Практически такой же вид имеет эмиссия образца 1991 года. Однако взгляд тут же уловит массу отличий. В прошлое ушли казначейские билеты. Теперь на всех купюрах имеется обозначение «Билет Государственного Банка СССР». Исчезли наименования номиналов на национальных языках. С этого момента загадочные слова «Бир Сум * Бир Сом * Бир Манат» останутся лишь в памяти народной. Выросшие цены заставили отпечатать номиналы в две и пять сотен рублей. Появились и тысячные купюры. Специалисты тут же отметят тот факт, что на мелких номиналах металлография сменилась более дешёвым в производстве офсетным способом. Удешевление шло на ходу. Это можно проследить на сторублёвой купюре, которую за этот короткий период успели отпечатать аж в трёх вариантах, где локальный водяной знак сменился звёздочками, а для защиты от подделок на белом купоне разместили дополнительные элементы.
Банковские билеты образца 1992 года
Последняя эмиссия бумажных денежных знаков с символикой СССР датирована 1992 годом, когда Союза уже не существовало. Мелкие номиналы отметены. Выпуск начинается с пятидесяти рублей. Объединившиеся в рамках СНГ бывшие республики сначала планировали использовать общую валюту. Но выпуск национальных эмиссий подорвал эту идею. Хлынувший поток рублей, вышедших из обращения, в Россию заставил Российскую Федерацию сначала произвести выпуск купюр с обозначением эмитента «Банк России», а к середине 1993 года прекратить обращение всех советских рублей. Республики, поверившие в общую валюту, приняли лавину рублей на себя. Сильнее всего пострадала экономика Таджикистана, где рубли СССР являлись платёжным средством до 1995 года.
Банковских и казначейских билетов образца 1961, 1991 и 1992 сохранилось великое множество. Поэтому они ценятся исключительно в состоянии «пресс». К сохранности бумажных денег раннего СССР коллекционеры предъявляют не такие высокие требования. Но мятые и рваные купюры, конечно же, спросом пользуются только в случае их исключительной редкости. Так сколько они стоят? Как узнать реальную стоимость бумажных денег Советского Союза? Мы рекомендуем заглядывать не только в каталог бумажных денег СССР, а ориентироваться на актуальные аукционные проходы.