депутат государственной думы работает на какой основе

Какие полномочия и ограничения есть у депутатов Государственной Думы

депутат государственной думы работает на какой основе. Смотреть фото депутат государственной думы работает на какой основе. Смотреть картинку депутат государственной думы работает на какой основе. Картинка про депутат государственной думы работает на какой основе. Фото депутат государственной думы работает на какой основе

В соответствии с ним формами деятельности депутата являются:

Также депутат имеет право направить «обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан».

Парламентские запросы Государственная Дума (они принимаются на заседаниях большинством голосов) может направлять Председателю и членам Правительства РФ, Генеральному прокурору, председателям Следственного комитета, Центрального банка, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, а также ПФР, ФСС и ФОМС.

Им может направить свой депутатский запрос и парламентарий.

При этом должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании ГД) или письменной форме не позднее чем через 15 дней. В свою очередь, на ответ на депутатский запрос закон отводит не более 30 дней.

Еще одно право депутата — на первоочередной прием. По вопросам своей деятельности депутат пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных, региональных и муниципальных органов власти, организаций независимо от форм собственности, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил.

Наконец, в соответствии с Конституцией и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы» депутат обладает неприкосновенностью — не может быть подвергнут обыску или допросу (за исключением случаев задержания на месте преступления) или привлечен к уголовной или административной ответственности. Решение о снятии депутатской неприкосновенности принимается на заседании ГД по представлению Генеральной прокуратуры.

Какие обязанности и ограничения есть у депутата

В соответствии с обновленным текстом Конституции депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. За нарушение этого требования, а равно за непредоставление данных о своем имуществе и имуществе близких родственников депутату может грозить лишение полномочий.

Строгие ограничения установлены законом для парламентариев для ведения бизнеса: депутат не имеет права «заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности».

При этом образовательная, научная или творческая деятельность не может финансироваться из‑за рубежа.

Также депутаты не могут «участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иностранных НПО».

Не имеют права депутаты и «получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц».

Еще два строгих требования закона: депутат Государственной Думы обязан принимать личное участие в заседании как пленарном, так и в заседаниях комитетов и комиссий, и обязан поддерживать связь с избирателями.

В том числе депутат должен «рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода».

За систематическое неисполнение этих обязанностей депутат также может быть лишен своих полномочий.

Наконец, по закону «депутат обязан соблюдать этические нормы».

Ответственность за нарушение указанных норм устанавливается Регламентом.

Источник

Какие полномочия и ограничения есть у депутатов Государственной Думы?

депутат государственной думы работает на какой основе. Смотреть фото депутат государственной думы работает на какой основе. Смотреть картинку депутат государственной думы работает на какой основе. Картинка про депутат государственной думы работает на какой основе. Фото депутат государственной думы работает на какой основе

В соответствии с ним формами деятельности депутата являются:

Также депутат имеет право направить «обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан».

Парламентские запросы Государственная Дума (они принимаются на заседаниях большинством голосов) может направлять Председателю и членам Правительства РФ, Генеральному прокурору, председателям Следственного комитета, Центрального банка, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, а также ПФР, ФСС и ФОМС.

Им может направить свой депутатский запрос и парламентарий.

При этом должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании ГД) или письменной форме не позднее чем через 15 дней. В свою очередь, на ответ на депутатский запрос закон отводит не более 30 дней.

Еще одно право депутата — на первооочередной прием. По вопросам своей деятельности депутат пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных, региональных и муниципальных органов власти, организаций независимо от форм собственности, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Наконец, в соответствии с Конституцией и Законом «О статусе…» депутат обладает неприкосновенностью — не может быть подвергнут обыску или допросу (за исключением случаев задержания на месте преступления) или привлечен к уголовной или административной ответственности. Решение о снятии депутатской неприкосновенности принимается на заседании ГД по представлению Генеральной прокуратуры.

Какие обязанности и ограничения есть у депутата

В соответствии с обновленным текстом Конституции, депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. За нарушение этого требования, а равно за непредоставление данных о своем имуществе и имуществе близких родственников депутату может грозить лишение полномочий.

Строгие ограничения установлены законом для парламентариев для ведения бизнеса: депутат не имеет права «заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности».

При этом образовательная, научная или творческая деятельность не может финансироваться из‑за рубежа.

Также депутаты не могут «участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иностранных НПО».

Не имеют права депутаты и «получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц».

Еще два строгих требования Закона: депутат Государственной Думы обязан принимать личное участие в заседании — как пленарном, так и в заседаниях комитетов и комиссий, и обязан поддерживать связь с избирателями.

В том числе, депутат должен «рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода».

Источник

Статья 97 Конституции РФ

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Комментарий к Статье 97 Конституции РФ

Установленное Конституцией правило об обязательном гражданстве РФ для депутатов Государственной Думы исключает возможность избрания депутатами граждан России, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание российского гражданина на территории иностранного государства. Данная норма была введена в Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» и связана с необходимостью соблюдения требований к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, обусловленной их публично-правовым статусом, непосредственным участием в делах государства, затрагивающих вопросы государственной и национальной безопасности. Аналогичные требования были введены и в отношении членов Совета Федерации, членов Правительства и других лиц. Утрата гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства влечет прекращение депутатских полномочий (ст. 4 Закона о статусе члена СФ и депутата ГД).

— лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за такое преступление;

— лиц, осужденных за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного УК и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за такое преступление. Уголовный кодекс в числе подобных преступлений рассматривает деяния, предусмотренные ст. 214 (вандализм); ст. 243 (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры); ст. 244 (надругательство над телами умерших и местами их захоронения); ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности); ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и др.;

— лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 20.3 КоАП, т.е. за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в случае, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым наказанию;

— лиц, лишенных по приговору суда, вступившего в законную силу, права занимать государственные должности в течение определенного срока, если установленный судом срок не истек.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает запреты на совмещение парламентариям Федерального Собрания иных депутатских мандатов. Конституционная норма отражает общеизвестный принцип несовместимости, не допускающий (за определенными исключениями) совмещения депутатского статуса с иными государственными должностями. Недопустимость одновременного нахождения одного и того же лица в составе обеих палат российского парламента обусловлена их раздельной работой, разной представительной природой и различным, но во многом уравновешивающим друг друга объемом полномочий.

Профессиональный характер депутатской деятельности является неотъемлемой чертой современного парламентаризма. Парламентарий, реализуя свои полномочия на постоянной основе, освобождается от выполнения иных трудовых функций. Это должно повысить эффективность и качество его деятельности. Депутат, постоянно занятый на другой работе (а именно это было характерно для советских представительных органов и имеет место во Вьетнаме, в Китае, на Кубе), не может полноценно участвовать в законодательной деятельности, посвящать ей необходимое количество времени. Это серьезное препятствие превращению высшего представительного органа государства в реально действующий парламент.

Профессиональная основа осуществляемой парламентариями деятельности обусловливает наличие для них запрета не только совмещать депутатские мандаты других представительных органов, но и быть выборными должностными лицами иных органов государственной власти или органов местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ и субъекта РФ, находиться на государственной и муниципальной службе, в том числе военной, в органах внутренних дел, прокуратуры, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и других ведомствах (на время осуществления депутатских полномочий служба в данных органах и учреждениях приостанавливается), заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью. Данные запреты обусловлены объемами работы депутатов, а также обходимостью обеспечения их независимости от различного влияния, в том числе связанного с трудовыми отношениями.

Закон о статусе члена СФ и депутата ГД также запрещает депутатам состоять членами органов управления хозяйственных обществ или иных коммерческих организаций, что может осуществляться и на безвозмездной основе. Обеспечение национальных и общественных интересов в парламентской деятельности обусловливает в соответствии с данным Законом запрет на участие в органах управления, попечительских или наблюдательных советах, иных органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделениях, за исключением случаев, когда иное предусмотрено международным договором РФ или российским законодательством.

Конституционный Суд в своей практике обращался к вопросу о совместимости осуществления депутатами деятельности в парламенте с иной профессиональной деятельностью государственной направленности. Данный вопрос был им разрешен в Постановлении от 26.02.1993 N 4-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики досрочного прекращения полномочий народного депутата Российской Федерации»*(1004). Заявитель обжаловал досрочное прекращение его депутатских полномочий постановлением Верховного Совета РФ в связи с назначением на должность министра.

Необходимо отметить, что на момент рассмотрения дела действовавшее законодательство, в том числе Конституция, устанавливало нормы, согласно которым лица, входящие в состав Совета Министров РФ, не могли быть депутатами РФ. Противоречивость конституционных положений заключалась в том, что полномочия по назначению лиц в состав Совета Министров были переданы Президенту и одновременно исключены соответствующие полномочия Верховного Совета. Однако неизменной осталась норма Конституции, согласно которой лица, входящие в состав Совета Министров (за исключением его Председателя), не могли быть депутатами в Совете, которым они назначались или избирались.

Суд, признав соответствующей Конституции правоприменительную практику досрочного прекращения депутатских полномочий в связи с назначением на должность в состав Совета Министров, сформулировал два важнейших вывода, сохраняющих свою силу и в настоящее время:

2) досрочное прекращение депутатских полномочий означает, что депутатский мандат не восстанавливается и в случае оставления поста в Правительстве.

В настоящее время законодательство также закрепляет ограничения, связанные с возможностью совмещения депутатских полномочий в российском парламенте и деятельности в Правительстве РФ. Исключение было предоставлено только депутатам Государственной Думы первого созыва: в соответствии с п. 9 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции они могли быть одновременно членами Правительства*(1005).

Ограничения, установленные в отношении депутатов Государственной Думы, характерны и для зарубежных парламентариев. В большинстве стран им также запрещается состоять на государственной и муниципальной службе, заниматься предпринимательской деятельностью. Совмещение министерской должности допускается в парламентарных республиках, в которых деятельность члена правительства рассматривается не как административная, а скорее как политическая. Вхождение парламентариев в состав правительства допускается, например, в Венгрии, Румынии, Чехии. В Болгарии и Словакии депутаты приостанавливают исполнение депутатских полномочий на время вхождения в правительство.

Нормы о несовместимости парламентской и иной оплачиваемой деятельности (за исключением государственной или муниципальной службы) в некоторых странах не носят абсолютного характера. Например, в США регламенты палат запрещают парламентариям всякую оплачиваемую деятельность только во время работы палат или если она мешает исполнению возложенных на них обязанностей, однако коммерческие доходы членов Конгресса не должны превышать 15% от размера их парламентского жалования. Кроме того, Конгресс США официально признает лоббизм (в 1946 г. был принят специальный Акт о регулировании лоббизма).

Осуществление российскими парламентариями своей профессиональной деятельности не исключает возможности заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, кроме той, что финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Нарушение перечисленных выше запретов влечет незамедлительное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. В этой связи законодательство РФ (ст. 8 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», ст. 85 Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ) предусматривает, что избранный (назначенный) член Совета Федерации, избранный депутат Государственной Думы в пятидневный срок направляют соответственно в Совет Федерации, ЦИК РФ копию документа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена российского парламента, либо копию документа, удостоверяющего, что ими в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Если данное требование выполнено не будет, Совет Федерации не подтвердит полномочия данного члена Совета Федерации, а депутатский мандат передается ЦИК РФ кандидату из того же федерального списка. Согласно Закону о статусе члена СФ и депутата ГД (ст. 4) палаты вправе досрочно прекратить полномочия парламентариев, не соблюдающих установленные ограничения. Такое решение оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания.

Источник

Статья 97 Конституции России

Текст Ст. 97 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Комментарий к Ст. 97 Конституции Российской Федерации

Комментируемая статья называет все условия, выполнение которых необходимо для того, чтобы получить возможность осуществить свое право быть избранным депутатом Государственной Думы.

В ст. 97 определены требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Государственной Думы, и содержится ряд условий, соблюдение которых должно быть обеспечено после избрания гражданина депутатом Государственной Думы.

В случае избрания депутатом вступает в силу институт несовместимости депутатского мандата с занятием определенной должности (видом деятельности).

В 2020 году в ходе обновления Конституции РФ был изменен текст статьи 97, в которой подробно описаны правила, кто может стать Депутатом Госдумы РФ.

В частности, были изменены части 1 и 2 статьи 97 КРФ.

Комментируемая статья обновленной Конституции РФ закрепляет основные требования к депутатам Государственной Думы.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» право избирать депутатов Госдумы имеет гражданин РФ, достигший на день выборов 18 лет.

За исключением возрастного ценза, активное избирательное право (право избирать) и пассивное избирательное право (право быть избранным) совпадают по своим условиям.

Согласно новой редакции Конституции, депутатам Государственной Думы запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках.

Общие условия приобретения избирательных прав сформулированы в ст. 32 Конституции: право быть избранным принадлежит любому гражданину Российской Федерации, за исключением случаев, если он признан судом недееспособным либо содержится в местах лишения свободы по приговору суда.

Указанные ограничения носят временный характер, т.е. избирательные права граждан подлежат восстановлению в полном объеме после исполнения наказания в виде лишения свободы по приговору суда либо после признания гражданина дееспособным по решению суда.

Согласно ст. 29 ГК 1994 г. гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном ГПК.

Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на равных основаниях. Какие-либо ограничения их избирательных прав противоречат Конституции РФ, ФЗ» Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», а также ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы».

Не участвуют в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Лица, находящиеся под стражей до вступления в законную силу приговора суда, имеют право избирать и быть избранными.

Лица, находящиеся в следственном изоляторе и изоляторе временного содержания за административные правонарушения, а также задержанные или арестованные по подозрению в совершении преступления, также имеют право избирать и быть избранными.

Осуществление указанными лицами отдельных избирательных действий (участие в предвыборных мероприятиях, посещение избирательных комиссий и т.д.) является ограниченным в силу нахождения этих лиц под стражей.

В части 2 обновленной статьи 97 указано, что статус депутатов Государственной Думы предполагает их работу в парламенте на постоянной основе.

В силу этого обстоятельства для депутатов Госдумы Конституцией установлен запрет на совмещение мандата депутата Государственной Думы с мандатом сенатора РФ, а равно депутата другого представительного органа государственной власти и органа местного самоуправления.

Данный запрет позволяет обеспечить выполнение Государственной Думой функций, возложенных на нее Конституцией Российской Федерации, независимо от других государственных органов и органов местного самоуправления.

Статус депутата Государственной Думы, т.е. его права, обязанности, ответственность, гарантии деятельности, определены в Федеральном законе «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. Согласно ст. 1 этого Закона депутат Государственной Думы определяется как избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные Конституцией и данным Федеральным законом.

Конституция не устанавливает императивный характер депутатского мандата, т.е. депутат Государственной Думы свободен в выборе направленности своей парламентской деятельности, способов и путей выражения в законодательном органе воли всего народа Российской Федерации, представителем которого он является.

Конституция не содержит таких атрибутов императивного мандата, как наказы избирателей, отзыв депутата, обязанность депутата отчитываться перед избирателями, а равно избирательными объединениями о своей работе.

Принятие Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», одновременно определяющего статус членов обеих палат парламента, было вызвано тем, что, согласно ч. 7 раздела второго Конституции Российской Федерации «Заключительные и переходные положения», Совет Федерации первого созыва избирался сроком на два года.

Таким образом в Конституции прямо определено, что члены Совета Федерации первого созыва являлись избираемыми представителями, т.е. депутатами. В будущем возможно принятие отдельных федеральных законов о статусе депутата Государственной Думы и статусе члена Совета Федерации.

Требование о несовместимости мандата депутата Государственной Думы с пребыванием на государственной службе и занятием другой оплачиваемой деятельностью вытекает из необходимости сосредоточения деятельности депутата Государственной Думы на его постоянной парламентской деятельности.

Кроме того, это необходимо для обеспечения независимого, беспристрастного осуществления парламентариями своих депутатских обязанностей. Понятие государственной службы определено в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. Согласно ст. 2 данного Закона под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает в себя:

1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

2) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Исключение из запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 97 Конституции, предусмотрено только для лиц, профессионально занимающихся преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. На оплачиваемые административные должности в учреждениях науки, культуры, учебных учреждениях это исключение не распространяется.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» кандидат, избранный депутатом Госдумы, в трехдневный срок в письменной форме обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата Государственной Думы.

Только после сложения указанных обязанностей соответствующая избирательная комиссия проводит регистрацию избранного депутата Государственной Думы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *