дерсу узала какой национальности дерсу
Новое в блогах
Тайна гибели Дерсу Узала
Тайна гибели Дерсу Узала
http://kino-kartiny.ru/?p=8999
С юных лет сохранился во мне и, думается, во многих из нас обаятельный образ следопыта, таежного охотника Дерсу Узала. Именно с ним в начале века свела судьба в Уссурийской тайге русского путешественника и писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева, который проникновенно рассказал о своем друге и спутнике в опасных путешествиях Дерсу Узала на страницах книг «В Уссурийской тайге» и «Дерсу Узала».
Охотник-гольд (так называли в те времена нанайцев) предстал перед глазами читателей душевно чистым и бескорыстным человеком, буквально слившимся с родной ему таежной природой. Неподдельный интерес и любовь к другу Арсеньева отразились в художественном фильме знаменитого японского режиссера Акиры Куросавы «Дерсу Узала» с замечательными актерами в главных ролях — Ю. Соломиным и С. Чокморовым.
Но в жизни и в финале повести Арсеньева обстоятельства сложились трагично. Вскоре после окончания экспедиции 1907 г. и расставания с Дерсу Арсеньев получил с таежной станции Корфовской тревожную телеграмму от своего приятеля И. А. Дзюля: «Человек, посланный вами в тайгу, найден убитым».
Срочно выехав в Корфовскую, расположенную с южной стороны хребта Хехцир, Владимир Клавдиевич с Дзюлем застали полицейского пристава за описанием места происшествия. Напомню, что всерьез, со времени службы в годы войны в Хабаровске, интересуюсь я пытливым исследователем Дальнего Востока Арсеньевым и его спутником Дерсу Узала. Несколько лет тому назад побывал я в Хабаровске, Уссурийске, Владивостоке, собирая материалы о неутомимом путешественнике Владимире Клавдиевиче и его проводнике Дерсу Узала.
До конца жизни Арсеньева мучила щемящая сердце загадка: «У кого поднялась рука на этого тщедушного сухонького старца с юными серыми глазами? Ведь у таежника-гольда, кроме старенькой, повидавшей виды берданки и курительной трубки с самодельным кисетом, ничего не было!»
Схожее чувство невосполнимой потери, недоумение и неприятие официальной версии, что, мол, «Дерсу Узала убили китайские лесные разбойники — хунхузы», одолевало и меня. Посещая музеи, архивы, библиотеки, я интересовался сведениями о трагической гибели таежного охотника. В музее В. К. Арсеньева в Хабаровске экскурсоводы обратили мое внимание на факт, рассказанный самим Арсеньевым о том, что Дерсу Узала в свое время подарил ему таежную плантацию женьшеня! Ее основал в верховьях реки Илистой в конце 1890-х сам охотник, посадив 22 корня. Таким образом, ко времени экспедиции Арсеньева (1904— 1910 гг.) плантация уже насчитывала более 100 растений! Это сокровище так и не найдено до сих пор. По словам младшего брата Арсеньева Александра, Дерсу дарил Владимиру Клавдиевичу и другие плантации женьшеня, местонахождение которых Арсеньев в шифрованном виде занес в свою «зеленую записную книжку». Спасая от лихолетья гражданской войны, писатель прятал свои записи и документы в библиотечных фондах Хабаровска, Уссурийска и Владивостока. Спустя годы в развалах старых фондов Владимир Клавдиевич не все нашел и вернул к жизни. Пропала и зеленая записная книжка…
Перелистывая старые охотничьи журналы, читал интересные заметки следопытов’, рассказы-были, «советы бывалых», случаи на охоте, различные истории, бывальщины. Особенно заинтересовало меня воспоминание таежника Луки Саенко, который в начале века не раз общался с Дерсу Узала, хорошо знал и уважал этого честного опытного таежника. Однажды в далекой лесной глухомани он набрел на полуразрушенный барак в устье реки Крыловки, брошенный промысловиками, в котором обнаружил полуодичавшего беглого каторжанина. Тот проникся доверием к охотнику и раскрыл перед ним свою душу.
Этот непутевый мужик угодил на каторгу за убийство, совершенное по пьяному делу. За плохое поведение на каторге его Паковали в кандалы. И тут один старик-каторжанин предложил ему бежать. Да как побежишь с кандалами? Старик и насоветовал: «Ежели долго и густо смазывать руки мылом, меньшают, сохнут вроде, потому как мыло вытягивает из них соки, и тогда их можно ослобонить». Вот и «сушил» мужик свои намыленные руки в рукавицах целый месяц. В апреле 1907 г. решили бежать. Руки действительно «усохли», но ужасно болели. С трудом все-таки удалось вырвать их из кандалов.
Бежали. На плоту пересекли пролив и двинулись по Приморью, выдавая себя за беглых «политических». Когда в районе села Троицкого их стали нагонять казаки, старик остался задержать их, а его попутчик устремился в тайгу. Осень бродяга провел среди гольдов, помогая им заготавливать на зиму рыбу, а позже сошелся с одним промысловиком и зазимовал с ним на речке Одыре на склонах Хехцирского хребта. Раз в месяц хозяин ходил на станцию Корфовская сдавать пушнину и покупать продукты. Но однажды, в марте 1908 г., из такого похода он не вернулся.
Когда кончилась еда, беглец решил сам идти в Корфовскую. К вечеру дошел до станции и увидел среди стволов деревьев огонек. Кто-то отошел от костра и крикнул: «Какой люди идет?» Каторжник притворился жителем ближней деревни и сумел усыпить бдительность охотника. Дерсу (а это был он) накормил бродягу, но, присмотревшись, как он долго и много ест, произнес: «Твоя плохой люди. Твоя нет деревня». Потом, разглядев руки каторжанина, сказал: «Твоя рука кандала носил».
Утром каторжник стал, в свою очередь, допытывать старика, что он за человек. «Охотник Дерсу Узала. Мой дом — сопка, тайга». Когда собрались уходить, бродяга невесть что подумал, разум его помутился. Увидел он, что Дерсу, согнувшись, разбрасывает угли потухшего костра, да и хватил бедного охотника огарышем по голове…
Лука Саенко не хотел верить, что охотник, убитый этим подлецом,—Дерсу Узала. Но увидел старую берданку Дерсу с прикладом, починенным с помощью прибитой деревянными гвоздями дощечки.
Каторжник посмотрел на Саенко долгим вопрошающим немигающим взглядом, потом ленивым движением загнивших тонких костистых рук взял берданку и молча вышел из сарая. Какую-то минуту спустя, забеспокоившись, Лука шагнул следом. Никого… Бродяга словно растворился. Крикнул. В ответ — тишина…
Неожиданно из-за сопки донесся глухой и отрывистый, словно у хлопушки, звук выстрела, какой бывает у старой, износившейся за свой долгий век берданки…
Статья Н. Зайцева «Тайна гибели Дерсу Узала» из журнала «ЧиП».
Конечно, радует, что столичные авторы не забывают нашего известного писателя и путешественника, по мере сил и возможности исследуя его творчество. Но с «тайной гибели» Дерсу Н. Зайцев вольно или невольно ввёл в заблуждение и редакцию, и читателей журнала.
Хотел бы обратить внимание вот на какие детали. Первое: сцена знакомства каторжника и Дерсу. Последний всегда называл себя гольдом, а уж никак не «охотником», поскольку охотник — это род занятий, профессия. А для «лесных людей», как их звали, передвижение по тайге с попутной охотой было просто образом жизни (с тем же успехом Дерсу являлся и рыбаком, и корневщиком).
Немного о себе. Я член Учёного совета Общества изучения Амурского края — Русского географического общества. Вопросами истории Дальнего Востока и Краеведения занимаюсь много’-лет.
Иван ЕГОРЧЕВ
(Из журнала «ЧиП»).
История знаменитого таёжного охотника Дерсу Узала
Дерсу Узала всю свою жизнь провёл в Уссурийской тайге. Он жил под открытым небом, добывал себе пропитание сам — охотой и лишь частично вступая в контакт с цивилизацией. Летом его жильём была тайга, зимой — он устраивался в небольшие охотничьи зимовья. Дерсу вёл размеренную и спокойную жизнь в гармонии с природой, оберегая её и защищая от разных злодеев.
Китайские браконьеры охотились, как за женьшенем, так за Амурским тигром, ставили различные ловушки, самоловы на дичь. Но Дерсу не поддерживал такое отношение к природе — он брал от неё лишь столько, сколько надо, чтобы прокормиться и поддерживать своё существование, так же, как это делают дикие звери, живя на воле. Они не убивают свою добычу ради денег или ради какой-то материальной выгоды, они убивают её, а правильнее сказать добывают — лишь для поддержания своей жизни и не более.
Дерсу Узала был по происхождению нанаец или гольд, как он любил себя называть. У Дерсу была когда-то семья — жена и дети. Но однажды их всех не стало — они заболели оспой. Дерсу остался один. Тоска от потери мучила его, бесстрашного таёжного скитальца, но он не в силах был ничего поделать.
Как то раз Дерсу наткнулся на группу людей, отдыхавших на биваке, после трудного дня скитания по тайге. Вернее сказать, как настоящий таёжный житель, он заметил их присутствие уже давно, но решился пойти на контакт лишь после того, как не нашёл в них ничего опасного для себя.
Это был — великий русский учёный Владимир Клавдиевич Арсеньев в сопровождении солдат.
Дерсу их сильно напугал, ну представьте сами — по среди ночи вдруг вы слышите какие-то шорохи и кто-то крадётся. Солдаты сразу похватались за винтовки, но вдруг увидели уставшего гольда, кричавшего со своим нанайским акцентом: «Не стреляйте!». Владимир Арсеньев принял Дерсу к себе, накормил его и предложил ему, знающему таёжному жителю сопровождать их и ориентировать на местности, на что Дерсу с удовольствием согласился!
Так началась великая дружба двух замечательных людей — Дерсу и Арсеньева, которого он звал «Капитан». Они прошли по Уссурийской тайге многие километры, прошли через лето, зимы, различные преграды и испытания, было дело чуть не погибли, но всё же остались в живых, благодаря проницательности и умению нашего таежного обитателя.
Старость настигла смелого таёжного охотника. Дерсу понял об этом, когда обратил внимание на ухудшение зрения. Он стал плохо видеть и перестал метко попадать в цели, которые бил в былые годы «на ура». Дерсу упал духом и разочаровался в себе. Вы только представьте, что человек, основное занятие которого охота, становится полуслепым. Это настоящая трагедия, но ничего не поделаешь, годы своё берут.
В 1907 году Дерсу Узала бросил свою таёжную жизнь и поехал вместе со своим другом Арсеньевым к нему в Хабаровск, в цивилизацию. Но что такое жизнь в цивилизации для таёжного жителя? Это тоже самое, что цивилизованного человека, который ни разу не был в глухом лесу — отправить жить в тайгу. Всё для него было чуждо. Деревья рубить нельзя, за воду надо платить, спать надо в кровати — ни какой свободы. Он чувствовал себя в четырёх стенах, как зверь в клетке.
И вот весной 1908 года он не выдержал, простился со своим «капитаном», с его женой и сыном, которого он называл «маленький капитан», и отправился к себе домой в уссурийскую тайгу, к истокам реки Уссури. Арсеньев подарил ему своё ружьё, в надежде, что с ним он вряд ли промахнётся. Но, к глубочайшему сожалению он не дошёл до своего дома — он был убит недалеко от железнодорожной станции в посёлки Корфовский, предположительно из-за ружья, ведь это было хорошее ружьё. Там его и похоронили, а в наши дни приблизительно на этом месте поставили большую гранитную глыбу в память о нём.
Памятник Дерсу Узала установленный недалеко от места его гибели. Станция Корфовская
Но история знаменитого таёжного охотника не закончилась, он остался в памяти многих людей и ожил в произведениях его друга В.К.Арсеньева, о нем сняли два фильма, один из которых (режиссёра Акиры Куросавы) получил многочисленные награды.
Роман Арсеньева «Дерсу Узала», 1923 г.
Максим Мунзук в роли Дерсу Узала в фильме Акиры Куросавы 1975 года.
Гибель Дерсу Узала
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дерсу Узала (1849—1908) — охотник, нанаец (гольд), всю жизнь проживший в тайге. После смерти жены и детей от оспы он жил под открытым небом и только зимой устраивал себе временную юрту из корья или бересты. Выступает главным действующим лицом в романах В. К. Арсеньева «Дерсу Узала» и «По Уссурийскому краю».
Молодой учёный Владимир Клавдиевич Арсеньев и «лесной человек» Дерсу прошли (1902—1907) вместе многие километры уссурийской тайги и стали большими и добрыми друзьями. После экспедиции 1907 года Арсеньев пригласил полуслепого Дерсу пожить в его доме в Хабаровске. Дерсу очень любил своего «капитана», но жизнью в городе тяготился. Ему, вольному сыну лесов, было душно в четырёх стенах.
Весной 1908 года он распростился со своим добрым другом и пошёл пешком в Приморский край, на свою родину, к истокам реки Уссури.
Его нашли убитым близ станции Корфовская, совсем недалеко от Хабаровска. Сумерки застали его в пути. Дерсу развел костёр у самой дороги, чтобы скоротать холодную весеннюю ночь. Это был его последний костёр. Грабители не нашли у Дерсу ценных вещей.
По заявлению Арсеньева, Дерсу был убит 13 марта 1908 года каторжником Козловым в районе перевала Хехцир, вблизи каменного карьера.
Сейчас в поселке Корфовский, недалеко от места гибели Дерсу, в память о нём поставлена огромная гранитная глыба, и школьники посадили вокруг неё сосны.
Но история Дерсу не окончилась, он остался в памяти многих людей и отразился во многих произведениях его друга В.К.Арсеньева, а также про него сняли два фильма, один из которых режиссёра Акиры Куросавы получил многочисленные награды
Интернет-версия газеты «Владивлсток» ; 1871 ;; 16.12.2005
«В 1906 году ранней зимой Арсеньев привёз к нам в Хабаровск Дерсу Узала, правильнее ДЭРЧУ ОДЖАЛ».
Тайна гибели Дерсу Узала
admin, 17.08.2012
. поскольку звали его… ДЕРЧУ ОЧЖАЛ! Ведь именно так звучало имя реального гольда-проводника, который послужил прототипом для героя арсеньевских книг. А Дерсу Узала со всей его биографией — во многом лишь плод авторского воображения (в произведении Арсеньева даже год первого знакомства с ним иной, чем был в жизни, поскольку книги эти не документальное, а художественное повествование).
Немного о себе. Я член Учёного совета Общества изучения Амурского края — Русского географического общества. Вопросами истории Дальнего Востока и Краеведения занимаюсь много лет.
Иван ЕГОРЧЕВ
Из журнала «ЧиП».
Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.
Берём удвоенный код ПОЛНОГО ИМЕНИ:
5 11 28 52 72 87 111 119 120 132 137 143 160 184 204 219 243 251 252 264
Д Е Р Ч У О Ч Ж А Л + Д Е Р Ч У О Ч Ж А Л
264 259 253 236 212 192 177 153 145 144 132 127 121 104 80 60 45 21 13 12
15 39 47 48 60 65 71 88 112 132 147 171 179 180 192 197 203 220 244 264
О Ч Ж А Л Д Е Р Ч У + О Ч Ж А Л Д Е Р Ч У
264 249 225 217 216 204 199 193 176 152 132 117 93 85 84 72 67 61 44 20
ДЕРЧУ ОЧЖАЛ = 132 = ПОВРЕЖДЁН МОЗГ.
264 = 180-(повреж)ДЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА + 84-ВНЕЗАПНОЕ.
Проверим дешифровку таблицей:
5** 11** 25 35 41 45* 60** 72* 87** 90 104*119*123 138 151 166 175 179*180**
(повреж) Д Е Н И Е Г О Л О В Н О Г О М О З Г А +
264**259**253*239 229 223 219**204*192**177*174 160*145*141 126 113 98 89 85**
183 197*203**212*213 229 243*258 264*
В Н Е З А П Н О Е
84* 81 67** 61* 52* 51 35 21* 6
В таблице мы видим совпадение 6 столбцов: 5**\\264** 11**\\259** 87**\\192** 180**\\85** 219**\\60** 203**\\67**
Убит 13 МАРТА 1908.
Если взять код ДАТЫ ГИБЕЛИ без числа дня, то: 03 + 19 + 08 = 30 = ГИБН( ет ).
ДЕРЧУ ОЧЖАЛ = 132 = 43-УДАР + 89-УБИТЫЙ = 30-ГИБН( ет ) + 102-СМЕРТЬ.
Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 176-ПЯТЬДЕСЯТ + 84-ВОСЕМЬ = 260.
260 = 56-УМЕР + 204-КРОВОИЗЛИЯНИЕ В МОЗ( г ).
264 = 220-\ 56-УМЕР + 164-КРОВОИЗЛИЯНИЕ \ + 44- В МОЗГ.
Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:
72 = В ГОЛОВУ
___________________________________________________
212 = ПЯТЬДЕСЯТ ВОС( емь ) = УБИТЫЙ УДАРОМ В ГОЛОВ( у )
Дерсу Узала
История персонажа
Дерсу Узала — персонаж повестей «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», созданных русским исследователем Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым. Автор вывел в произведениях образ, близкий к первобытной культуре, близкий к дикой природе Дальнего Востока и хорошо понимающий ее. Сюжет о дружбе исследователя с уссурийским проводником получил популярность не только в России, но и далеко за пределами страны.
История создания персонажа
В 1906 году русский исследователь, этнограф Владимир Арсеньев вместе с группой единомышленников отправился изучать природу и жизнь Уссурийского края. Группа путешественников не ожидала встретить на пути местного отшельника. Пообщавшись с Владимиром Клавдиевичем, Дерсу принял решение сопровождать исследователей и помогать им ориентироваться в лесу.
Проводник присоединился к группе Арсеньева и во время второй экспедиции, организованной в 1907 году. События этих походов, крепкая дружба с представителем малых народов вдохновила писателя на создание повестей. Некоторые детали в произведениях расходились с историческими реалиями. Так, например, прототипа героя повестей звали Дэрчу Оджал.
О дружбе русского этнографа и таежного охотника свидетельствуют фотографии, иллюстрации, дневники и записки очевидцев событий. Не совпадают сведения о первой встрече мужчин. Арсеньев в сочинениях меняет время и место знакомства с проводником. Подобная нестыковка позволила сделать вывод, что исследователь слегка приукрасил собственные рассказы о личности охотника. Но в остальном столь необычная дружба не вызывает сомнений.
Цитаты главного героя раскрывают мудрость человека, любящего природу. История таежного жителя увлекательна и ярка, полна захватывающих приключений. Жанр произведения нельзя назвать конкретно — в текстах органично сплетаются элементы приключений, этнографических заметок, автобиографических сочинений.
Биография и образ Дерсу Узала
Из жизни Узала известна примерная дата его рождения — 1849 год. Исследователи назвали родиной охотника Уссурийский край, но конкретное место рождения проводника не найдено. За годы, проведенные в лесу, Дерсу научился свободно ориентироваться на разных местностях, знать повадки лесных животных, выживать в тайге. Более подробная биография Дерсу известна с момента знакомства охотника с Арсеньевым.
О национальности Узала до сих пор ведутся споры. По словам самого проводника, он принадлежал к «гольдам», больше известным как «нанайцы», — малочисленному народу, проживающему на берегах рек Амур и Уссури. Исследователь Всеволод Сысоев, сделав подробный анализ текста, утверждает, что Дерсу относится к удэгейцам. Такая теория возникла из-за небольших ремарок, сделанных Арсеньевым по поводу описания внешности и поведения проводника.
Мужчина рано женился и обзавелся детьми. Но эпидемия черной оспы, охватившая селение, оставила охотника вдовцом. Маленькие дети, которые так радовали Узала, тоже вскоре скончались от тяжелых последствий заболевания. Оставшись один, герой повестей Арсеньева покинул селение и много лет скитался по тайге.
Летом мужчина ночевал под открытым небом, а зимой сооружал специальные зимовья. Дерсу с большим почтением относился к лесу. Охотник не использовал ловушки и убивал только то количество зверей, которое было необходимо для пропитания. Чтобы обеспечить себя деньгами, мужчина продавал китайцам шкуры животных, обитающих в тайге.
Как рождаются нездоровые сенсации: «незавидная судьба» Дерсу Узала и «кровожадный» В. Арсеньев
Фото из открытых источников. Дерсу Узала. Фото сделано В.К. Арсеньевым предположительно в 1908 году
Так получилось, что когда я учился в ДВГУ (Дальневосточный государственный университет), то начал писать статьи на разные темы и докатился до того, что на старшем курсе меня даже взяли на ставку в газету ДВО АН СССР (ныне – ДВО РАН) «Дальневосточный ученый». А было это в конце 1980-х годов, когда Советский Союз еще существовал, но разгорающаяся «перестройка» уже практически выкопала ему глубокую могилу.
И стал я этой газете писать про разные научные открытия. А редактором отдела у меня значился известнейший приморский журналист Владимир Юрьевич Жуков (ныне уже, увы, покойный). Человек чрезвычайно талантливый, но, как и многие журналисты, сильно пьющий.
Без выполнения плана – нет денег!
Тут важно отметить, что в любой советской газете, как и во всем СССР, существовал план. Необходимо было написать в месяц не менее 3000 газетных строк. И если план не выполнялся, корреспонденту платили пониженный гонорар, обходили премиями и вообще руководство косо на него посматривало – мол, что это за бездельник здесь околачивается?
Как-то в конце месяца, вечером, после долгого творчески-алкогольного кризиса в редакции «ДВ ученого» неожиданно появился В. Жуков. Он посмотрел в ведомость и обнаружил, что написал за три недели всего 500 строк. Где взять недостающий объем? Жуков глубоко задумался, хлопнул стакан коньяка – и тут его печальное лицо озарила счастливая улыбка. Он повернулся ко мне и ответственному секретарю П. (больше никого в редакции не было) и сообщил: «Вот пока вы тут штаны протираете, я сделал крупное научное открытие!»
Мы опешили. Жуков извлек какие-то бумажки из кармана и заявил: «Я нашел подлинный дневник Владимира Клавдиевича Арсеньева! В запасниках музея Истории и этнографии народов Дальнего Востока. Неделю рылся. Так вот…»
Небольшое отступление
Возможно, далеко не все знают, кто такой Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872–1930). Так вот, это известный русский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока. Его книги известны далеко за пределами России. А в путешествиях В. Арсеньева сопровождал нанайский (возможно – он был удэгейцем) охотник Дерсу Узала, с которым он познакомился в тайге. По официальной версии Дерсу Узала был убит в 1908 году близ г. Хабаровска, так как злоумышленникам приглянулась его новенькая английская винтовка, подаренная своему проводнику В. Арсеньевым.
Впоследствии, знаменитый японский кинорежиссер Акира Куросава снял фильм «Дерсу Узала», который в 1976 году получил «Оскар» за лучший иностранный фильм. В этом фильме роль Дерсу исполнил Максим Мунзук, а В. Арсеньева сыграл Юрий Соломин.
Кстати, фильм потрясающий.
Так рождаются сенсации
Продолжаю повествование. В. Жуков сделал театральную паузу и продолжал: «Оказывается, что его проводник Дерсу Узала вовсе не был убит в тайге под Хабаровском. Это великий путешественник придумал. Стыдно ему стало. На самом деле Дерсу Узала съели казаки вместе с Арсеньевым когда совершали путешествие к заливу Ольги. Они заблудились, есть стало нечего, ну они Дерсу Узала и того…»
После этого Жуков уселся за печатную машинку и активно забарабанил по клавишам.
Через два дня главный редактор газеты улетел на свою беду в командировку в Москву (знал бы он, каким боком выйдет ему эта командировочка). А еще через три дня Жуков, воспользовавшись его отсутствием, на правах и.о. опубликовал разворот в «Дальневосточном ученом» под заголовком – «Правда о судьбе Дерсу Узала».
Из статьи выходило, что В. Арсеньев вместе с казаками, чтобы не умереть с голоду, просто-напросто убили своего проводника и его съели. Ибо голодно было, а патроны для охоты на дикого зверя и продовольствие закончилось. Надо было как-то выживать.
В этой статье было все: голодные казаки, жадно поглядывающие на своего несчастного удэгейского проводника… огромный костер, где жарили жестоко убиенного охотника на вертеле из ствола березы… плачущий В.К. Арсеньев, обреченно грызущий руку своего верного друга… А также обилие «цитат» из так называемого архивного дневника Арсеньева. Со ссылками на никогда не существующих авторов. И, разумеется, ни капли правды!
Ложечки нашлись, но осадочек-то остался!
Гром грянул через неделю. Вы на минуточку задумайтесь – ГДЕ именно появилась эта публикация? Не в желтой бульварной газете. Ни в каком-либо сомнительном журнале. А в печатном органе АН СССР! Что произошло дальше? Правильно: статью перепечатали практически все газеты перестроечного СССР! Сенсация! И Жуков проснулся знаменитым!
В общем, Жукова (хотя он и добросовестно сделал план и написал свои 3 тысячи строчек и даже больше) с треском уволили. Правда, не сразу. Редактору влепили строгий выговор и последнее китайское предупреждение. Всем журналистам приказали согласовывать свои опусы с Президиумом. Тираж газеты попытались изъять, якобы не было ничего подобного…
А вот история придуманная Жуковым жива до сих пор. Нет-нет, да и мелькнет в просторах Инета заметочка: а вы знаете, что стало с Дерсу Узала? Еще в конце 1980-х об этом писали ученые, но их быстренько заткнули. Сор из избы выносить не хотели! Что не говори – талантлив был Жуков! Его уже давно нет с нами, а его байка продолжает жить своей собственной жизнью.