державин какое литературное направление
Черты классицизма в русской поэзии
В данной работе рассматриваются черты классицизма в произведениях поэтов XVIII и XIX веков М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.
Классицизм – художественный метод, направление, существовавшее в литературе европейских стран в XVII-XIX веках, основанное на подражании античным образцам. У этого направления были свои строгие правила и принципы. Например, соблюдение трёх единств: места, времени и действия. Герои четко делятся на отрицательных и положительных персонажей. Произведения должны иметь воспитательную направленность, то есть служить главной цели – быть полезными Отечеству в деле воспитания подрастающего поколения. Основным конфликтом в произведениях классицистов является конфликт между долгом и чувством. Примеры находим у таких авторов, как Д.И.Фонвизин и Г.Р.Державин.
Жанры писателями-классицистами использовались в строгом соответствии со стилем (по методике, разработанной Ломоносовым). В таких жанрах, как оды или трагедии, использовался «высокий стиль», а в комедиях, баснях, сатирах – «низкий».
Черты классицизма мы находим в поэзии М.В.Ломоносова, предложившего реформу стихосложения и воплотившего её в своём творчестве. Любимым жанром его была ода, положившая начало поэзии государственного служения, где героем может быть просвещённый монарх или другой идеальный человек, служивший общественному благу во имя процветания Отечества.
Примером такого типично классического произведения является «Ода на день восшествия на всероссийский престол. Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года».
Ломоносов, возлагавший большие надежды на дочь Петра I в деле распространения просвещения в России, желает ей стать достойной преемницей отца и поэтому торжественно воспевает её заслуги, уже осуществлённые дела: благодаря Елизавете есть «блаженство сёл, градов ограда», а также она «войне поставила конец».
Восхваляя Елизавету, автор напоминает ей и россиянам о Петре I, великом реформаторе, просвещённом монархе, и призывает Елизавету быть покровительницей наук, ремёсел, чтобы освоить и использовать богатства России для благополучия и процветания государства.
Гражданскому содержанию оды соответствуют монументальность произведения, высокий стиль, строгая композиция. Высокий стиль создаётся использованием определённой лексики:
1) старославянизмов («главу, победами венчанну»; « рекла»; « воззри»);
2) слов «сей, оный, токмо»;
3) усечённых прилагательных (ободренны, превысоки);
4) архаичных слов (раченьем).
Торжественность и монументальность оде придают метафоры, олицетворения, гипербола и другие средства художественной выразительности речи. Особенно характерны для стиля классической оды риторические вопросы, восклицания, обращения (О, вы, которых ожидает. ).
Данное произведение отличается высокой идейностью и особым пафосом: торжественным, гражданственно-патриотичным.
Своеобразным жанром научно философской лирики являются духовные оды М.В.Ломоносова: «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление. ». Поэт и учёный выражает веру в науку и человеческий разум, но о природе говорит как о Божьем творении. Ломоносов, занимаясь астрономией и физикой, хотел бы описать свои научные представления об устройстве мира с помощью поэзии, поэтому солнечная поверхность представлена им как «горящий вечно Океан», где «вихри пламенны крутятся». Ломоносов удивительно верно передал восхищение и смятение чувств человека перед неохватностью мира, невозможностью осмыслить сущность мироздания:
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
Стремление познать «тайны множества миров» у Ломоносова не противоречит его преклонению перед грандиозностью дел Творца, перед могуществом и силой происходящих процессов в мироустройстве: «Велик Зиждитель наш Господь!»
Духовные оды М.В.Ломоносова многие критики считают наиболее совершенными в художественном отношении.
В создании произведений в стиле классических жанров М.В.Ломоносов нашёл достойного последователя в лице Г.Р.Державина. Но Державин внёс много нового в классическую оду. Он наполняет оды конкретным содержанием, в них появляются наряду с хвалебной песней черты реализма с элементами сатиры, что сказывается на языке. «Высокий» стиль разбавляется разговорной и даже просторечной лексикой.
«Фелица» Державина – это хвалебная ода в сочетании с социально-политическим памфлетом. Поэт нарисовал добродетельный образ царицы Екатерины и противопоставил ему образы вельмож, придворной знати с их чванливостью, высокомерием, любовью к роскоши и праздности. Поэтому и прибегает Державин к «забавному слогу», чтобы изобразить тех, кто на первое место и превыше всего ставил личные интересы. Это создавало контраст на фоне прославления деятельности истинных сынов России, а также в сравнении с делами царицы, с её трудами во благо Отечеству.
Державин также посвящает свои оды Потёмкину, Зубову, другим государственным деятелям. Его поэзия, как и требовалось по канонам классицизма, имеет гражданскую направленность и служит интересам общества, государства.
Произведения М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина являются лучшими примерами русского классицизма, образцами литературного творчества российских поэтов XVIII, начала XIX веков.
3. Произведения
Читать 0 мин.
3.657. Державин Г.Р.
Классицизм
Исторические корни классицизма и его идейная основа
Складывается в Западной Европе с конца XVI века. Достигает подъема в XVII столетии в связи с расцветом абсолютной монархии во Франции при Людовике XIV.
Возникновение классицизма было обусловлено эпохой абсолютизма в Европе. В то время человек считался всего лишь слугой своего государства, отсюда главная идея классицизма — гражданское служение. Понятие долга стало для этого литературного направления ключевым. В основе эстетики классицизма лежала концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями. Тот, кто живет рассудком, служит обществу, государству, монарху, способен самовыразиться, утвердиться в жизни, стать победителем.
Цель классицизма — просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам, идеалам, образцам. Таким «идеалом» послужила культура античного мира.
В Россию классицизм пришел во второй четверти XVIII века.
Это литературное направление продолжило свое существование до начала XIX века, пока ему на смену не пришли сентиментализм и романтизм.
Основные черты классицизма в литературе:
Строгое соблюдение законов жанра, разделение на высокие жанры — оду, трагедию, героическую поэму и низкие — комедию, сатиру, басню. Высокие жанры отражали государственную жизнь, исторические события, античные сюжеты. В низких изображалась повседневная жизнь обычных людей. Здесь могли появляться простолюдины, крестьяне.
Не допускалось смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.
Использование героев-масок — устойчивых амплуа, которые переходят из пьесы в пьесу: девушка-госпожа (невеста), субретка (служанка, активно участвует в интриге), глуповатый (обманутый) отец, положительный герой-любовник, отрицательный герой-любовник (вместе с героиней образуют любовный треугольник), резонер (выражает авторскую позицию).
В результате девушка выходит замуж за положительного жениха.
Единство характеров героев, их односторонность, внутренняя статичность.
Однолинейность характеров выражалась в том, что каждый герой олицетворял какое-либо одно качество (страсть, мужество, благородство, алчность и т.д.). Отсутствие эволюции характеров. Схематизм в изображении персонажей.
Деление героев на положительных и отрицательных: одни действовали по велению разума, чувства долга, были добродетельны; другие являлись носителями порока, находились во власти эгоистических страстей. Положительные персонажи были склонны к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.
Герои («высоких» жанров) говорили высокопарным, торжественным, приподнятым языком; они произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы.
Использование «говорящих» фамилий персонажей.
В конфликте добра и зла, разума и глупости, долга и чувства всегда побеждали добро, разум, долг (порок был наказан, а добродетель торжествовала).
Сторонники классицизма обычно заимствовали сюжеты для произведений из античной истории или мифологии. Правила классицизма требовали логического развертывания сюжета, стройности композиции, четкости и лаконичности языка, рациональной ясности и благородной красоты стиля.
О стихотворении «Памятник»
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Стихотворение было написано в 1795 году, относится к зрелому периоду творчества поэта. Изначально оно называлось «К музе». Стихотворение представляет собой вольное подражание оде древнеримского поэта Горация «К Мельпомене» (муза трагедии). Кроме Державина к оде Горация обращались Ломоносов, Пушкин, Брюсов.
Первым перевод оды на русский язык сделал Ломоносов. Этот перевод был достаточно точным, отражал основные идеи и образы оригинала. Державин же предложил вольный перевод-переложение, написав стихотворение в соответствии с российской действительностью и собственными взглядами на поэзию и свои заслуги на поэтическом поприще.
Отражая нападки критиков, которые считали, что Державин занимается в этом стихотворении самовосхвалением, поэт советовал им не обращать внимания на напыщенный и торжественный слог. Державин говорил, что нужно вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу: ей удалось преодолеть границы классицизма и стать более простой для понимания.
Естественно, немалая заслуга в этом принадлежит самому Державину, о чем он и упомянул в своем стихотворении.
Термины
Хорей — двусложный стихотворный размер с ударным первым слогом в стопе.
Пример: «Буря мглою небо кроет, // Вихри снежные крутя. » (А.С. Пушкин «Зимний вечер»)
Ямб — двусложный стихотворный размер с ударным вторым слогом в стопе.
Пример: «Мой дядя самых честных правил, // Когда не в шутку занемог, // Он уважать себя заставил // И лучше выдумать не мог» «А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Дактиль — трехсложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.
Пример: «В полном разгаре страда деревенская. // Доля ты! — русская долюшка женская! // Вряд ли труднее сыскать.» (Н. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская. »)
Амфибрахий — трехсложный стихотворный размер с ударным вторым слогом в стопе.
Пример: «Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, // И руки особенно тонки, колени обняв. // Послушай: далёко, далёко, на озере Чад // Изысканный бродит жираф.» (Н. Гумилев «Жираф»)
Анапест — трехсложный стихотворный размер с ударным последним, третьим, слогом в стопе.
Пример: «Ни страны, ни погоста // не хочу выбирать. // На Васильевский остров // я приду умирать.» (И. Бродский «Стансы»)
Литературные направления в таблицах
Содержание:
Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.
В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.
Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.
Литературные направления
Основные признаки и представители литературного направления
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Критический Реализм
Модернизм
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Постмодернизм
Помимо этих основных направлений часто выделяют:
Гавриил Романович Державин
Фото Все
Видео Все
Петербург Гавриила Державина
Документальный фильм «Гавриил Романович Державин»
Гавриил Державин — биография
Гавриил Державин – русский литератор, живший и работавший в эпоху Просвещения. Помимо творчества, активно занимался общественной и государственной деятельностью.
Гавриил Державин внес вклад в отечественную историю не только как талантливый литератор, но и как мудрый государственный деятель, состоявший на личной службе у самой Екатерины II. Перед его творчеством преклонялся великий Александр Пушкин, а одно из его произведений стало неофициальным гимном Российской империи.
Детство и юность
Гавриил Романович родился 3 июля (по старому стилю) 1743 года неподалеку от Казани, в родовом дворянском имении Сокуры. Из поколения в поколение в семье Державиных передавалось предание о том, что их предком был выходец из татарского рода Багрим-мурза, который был крещен и передан в услужение князю Василию Великому. Приняв крещение, бывший воин Большой Орды стал Ильей, от сына которого и пошла ветвь Державиных.
Родители Гавриила были из благородного, но небогатого рода. Отец мальчика рано ушел из жизни, поэтому его воспитанием занималась мать – Фекла Андреевна. Престижное образование сыну она дать не могла, поэтому обучение будущего писателя проходило в домашних условиях. Учителями по арифметике, грамоте и письму были в основном церковные служители.
Портреты Гавриила Державина в детстве
Когда встал вопрос о более серьезном обучении, мать отдала семилетнего Державина в оренбургский пансион – не самое на тот момент качественное учебное заведение. Однако, окончив его, юный Гавриил довольно хорошо овладел немецким языком и базовыми науками. Вскоре семья переехала в Казань, где у молодого человека появилась возможность поступить в гимназию.
Любимыми предметами Державина стали рисование и технические науки, в которых он демонстрировал большие успехи. Здесь же появилась страсть к чтению: юноша часами сидел за книгами Александра Сумарокова, Михаила Ломоносова, Василия Тредиаковского. Вдохновившись творчеством великих гениев, Гавриил решил и сам попробовать свои силы на поэтическом поприще. Но первый опыт оказался неудачным – рифма не шла, строки казались корявыми. На тот момент рядом не было человека, который мог бы дать начинающему поэту дельный совет.
В 1762-м Державин мобилизовался в Преображенский полк императорской армии и заступил на воинскую службу. Как вспоминал позже сам Гавриил Романович, это были самые ужасные годы в его биографии. Армейские будни и без того тяготили его, а тут еще начался государственный переворот, в котором молодому бойцу волею судьбы пришлось участвовать. В результате переворота на престол взошла Екатерина II.
Казарменная жизнь для юного дворянина легче не стала. Солдаты жили в стесненных условиях, постоянно проходили муштру, поэтому о занятиях наукой или поэзией ему приходилось только мечтать. Чинами простого солдата не баловали: не имея покровителей среди высшего военного начальства, молодой человек очень медленно рос по службе. Однажды он решился просить о продвижении самостоятельно, написав письмо сподвижнику императрицы Алексею Орлову. Граф удовлетворил прошение, и вскоре Державин в чине капрал стал жить в офицерской казарме. К этому времени будущий поэт связался с картежниками и выпивохами, и военная карьера для него начала отходить на второй план. Однажды Гавриил так увлекся кутежом, что не успел вовремя вернуться с увольнения в казарму. За такой проступок парня чуть было не разжаловали в простые солдаты.
Через некоторое время Державин перебрался в Петербург. В те годы Россия была во власти эпидемии чумы, и на карантинном пропускном пункте его вынудили уничтожить все рукописи. В огонь попало все, что автор создал в течение десяти лет: проза, поэзия, переводы с немецкого. Гавриил Романович долго сокрушался над потерей, а потом принялся восстанавливать по памяти утраченные произведения.
Творчество
Во время службы Гавриил не переставал сочинять, но первым увидевшим свет произведением стала ода, посвященная свадьбе будущего императора Павла I. Произведение было напечатано в 1773 году.
В поисках своего стиля Державин некоторое время подражал Ломоносову, но добиться воздушной легкости Михаила Васильевича ему не удавалось. Позже молодой автор обратился к творчеству Горацио, чьи оды считал образцовыми.
Гавриил Державин за письменным столом
В первые годы сочинения творца издавались анонимно на страницах «Санкт-Петербургского вестника». Без подписи вышли его «Властителям и судиям» и «Ключ». О Державине заговорила литературная общественность, но обыватель все еще не принимал его возвышенных и напыщенных стихов.
По-настоящему знаменитым автора сделала ода «Фелиция», посвященная великой императрице Екатерине. Самодержица была до такой степени польщена хвалебными строками, что даровала поэту инкрустированную бриллиантами шкатулку, доверху набитую червонцами.
Творческое дыхание автора раскрылось с новой силой. Издание «Собеседник» одно за другим публиковало его произведения, среди которых были «Видение Мурзы, «Водопад» и «Бог». Последнее сочинение принесло Гавриилу Романовичу всероссийскую славу, почитание и признание классиком. За всю жизнь литератор написал несколько сотен стихотворений, которые были изданы в десятках сборниках.
Современники Державина вспоминали, насколько этот великий человек был прост в обыденной жизни. Во время посещения Царскосельского лицея в 1815 году уже известный поэт первым делом спросил у студентов, где находится уборная.
Ценители творчества Гавриила Романовича знают, что автор нередко сочинял прозу эротического содержания. Чтобы строки были особенно мягкими, обволакивающими, он старался не использовать в тексте букву «р». Представляя публике эти пикантные произведения, Державин настаивал на непременном присутствии дам.
Разумеется, основным направлением автора были серьезные произведения. Самым известным из его патриотических сочинений считается «Гром победы, раздавайся!», ставший гимном империи. Стихотворение было написано в честь освобождения крепости Измаил, захваченной турками. Музыка к гимну принадлежит композитору Осипу Козловскому.
Политика
На протяжении всей жизни Державин вел активную общественную и государственную деятельность. В конце 1770-х он был возведен в чин коллежского советника, получил солидное жалование и три сотни белорусских крестьян в услужение. В 1780-м литератора назначили в Сенат, но прямолинейный характер и бескомпромиссность в решениях образовали вокруг него немало врагов.
Через три года в составе Императорской академии дворянин создавал первый в России толковый словарь.
Вскоре государственному деятелю доверили управлять Олонецким наместничеством, а после и Тамбовским. В те годы губерния считалась одной из неблагополучных, но Державину за короткое время удалось вывести ее в список престижных. Благодарные жители радовались новым училищу, больнице, театру, приюту и первой в губернии типографии.
В 1791-м успешный наместник вернулся в столицу, где приказом Екатерины был назначен на должность министра юстиции. Этот высокий пост политик занимал с 1802 по 1803 год.
Уйдя на заслуженный отдых, творец наконец смог полностью посвятить себя литературе. Он поселился в укромном уголке Новгородской губернии, где спокойно и не торопясь сочинял свои шедевры. В этот период на свет родились басни «Выбор министра» и «Жмурки», трактат «Рассуждение о лирической поэзии или об оде». В своих «Заметках» автор изложил теорию сложения стихотворных форм, подкрепленную примерами поэзии разных эпох – от древнегреческой до современной. В 1812 году поэт закончил работу над произведением «Царь-девица».
Гавриил Романович стал основателем литературного кружка «Беседа любителей русского слова». Творческий союз объединил литераторов Александра Шишкова, Дмитрия Хвостова, Ивана Дмитриева, Александра Шаховского. Члены «Беседы» отстаивали классицизм в русской поэзии и стали противниками «карамзинистов», которые выступали за реформы.
«Река времен в своем стремленьи…» — последнее произведение Державина, которое он так и не успел закончить.
Личная жизнь
Русский классик был женат дважды. Первой его супругой в 1778-м стала юная Екатерина Бастидон, которая будучи еще совсем молодой скончалась от неизвестной болезни. Девушка была похоронена в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище.
Через полгода мастер пера женился во второй раз – на Дарье Дьяковой. Женщина стала его поддержкой и опорой до самого последнего дня жизни.
Обеим супругам Гавриил Романович посвятил свои стихотворения.
Личная жизнь поэта сложилась так, что своих детей завести ему не удалось. Но дом Державиных всегда был полон ребятишек: он брал на воспитание то племянниц жены, то осиротевших сыновей друга. Один из мальчиков – Михаил Лазарев, впоследствии стал великим адмиралом, открывшим Антарктиду.
Смерть
Знаменитый русский литератор скончался в 1816 году в своем Новгородском имении. Он был уже в очень преклонном возрасте, да и самочувствие в последние дни оставляло желать лучшего. Поддавшись на уговоры супруги утром отправиться в Петербург к доктору, Гавриил Романович стал собираться в дорогу, но не успел.
Похоронили Державина неподалеку от Великого Новгорода, в Варлаамо-Хутынском монастыре. Позже рядом с поэтом упокоилась и его вторая супруга Дарья Дьякова.
Ссылки
Державин какое литературное направление
Если кто-то думает, что их очень сложно запомнить, то, разумеется, заблуждается. Всё достаточно просто.
Открываем список литературы. Видим, что здесь всё разложено по времени. Даны конкретные временные отрезки. И теперь акцентирую ваше внимание вот на чем – практически каждое литературное направление имеет четкую временную привязку.
Смотрим скриншот. «Недоросль» Фонвизина, «Памятник» Державина, «Горе от ума» Грибоедова – это всё классицизм. Затем на смену классицизму приходит реализм, сколько-то времени существует сентиментализм, но в данном перечне произведений он не представлен. Поэтому практически все произведения, которые указаны ниже, – это реализм. Если рядом с произведением написано «роман», то это только реализм. Ничего больше.
Романтизм в данном списке тоже есть, про него нельзя забывать. Представлен он слабо, это такие произведения, как баллада В.А. Жуковского «Светлана», поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Казалось бы, что романтизм умер еще в начале XIXвека, но мы еще можем его встретить в XX. Там затесался рассказ М.А. Горького «Старуха Изергиль». На этом всё, больше романтизма нет.
Всё остальное, что дано в списке, что я не назвал – это реализм.
А какое тогда направление у «Слово о полку Игореве?» В данном случае оно не выделяется.
А теперь кратко пройдемся по тому, какие черты у этих направлений. Всё просто:
Классицизм – это 3 единства: единство места, времени, действия. Вспомним комедию Грибоедова «Горе от ума». Всё действие длится 24 часа, и оно происходит в доме Фамусова. С «Недорослем» Фонвизина всё схожим образом. Еще одна деталь для классицизма: героев можно четко поделить на положительных и отрицательных. Остальные признаки знать необязательно. Этого вам вполне хватит, чтобы понять, что перед нами классицистическое произведение.
Романтизм – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Вспомним, что происходило в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». На фоне величественной природы, божественной ее красоты и величия, разворачиваются события. «Мцыря сбегает». Природа и герой сливаются друг с другом, происходит полное погружение внутреннего мира и внешнего. Мцыри – личность исключительная. Сильная, храбрая, смелая.
Вспомним в рассказе «Старуха Изергиль» героя Данко, который вырвал своё сердце и осветил путь людям. Указанный герой также подходит под критерий исключительной личности, поэтому это романтический рассказ. Да и вообще все герои, которые описаны Горьким – это отчаянные бунтари.
С Пушкина начинается реализм, который на протяжении всей второй половины XIX века очень бурно развивается. Вся жизнь с ее достоинствами и недостатками, с противоречивостью и сложностью – становится объектом писателей. Берутся конкретные исторические события и личности, которые живут вместе с вымышленными персонажами, которые очень часто имеют реального прототипа или даже нескольких.
Если коротко, реализм – что вижу, то и пишу. Жизнь наша сложна, сложны и герои, они мечутся, думают, меняются, развиваются, ошибаются.
К началу ХХ века стало ясно, что пора бы уже искать новые формы, новые стили, другие подходы. Поэтому в литературу бурно врываются новые авторы, происходит расцвет модерна, который включает в себя массу ответвлений: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм.
И чтобы определить, к какому конкретно литературному течению можно отнести то или иное произведение, нужно знать ещё и время его написания. Потому что, например, неправильно говорить, что Ахматова – это только акмеизм. Отнести к данному направлению можно только раннее творчество. Творчество некоторых и вовсе не подходило под конкретную классификацию, такими, например, были Цветаева с Пастернаком.
Что касается символизма, то здесь будет несколько проще: Блок, Мандельштам. Футуризм – Маяковский. Акмеизм, как мы уже сказали, Ахматова. Был еще имажинизм, но представлен он слабо, к нему относят Есенина. Вот как бы и всё.
Символизм – термин говорит сам за себя. Авторы через большое количество всевозможных символов шифровали смысл произведения. То количество смыслов, которые закладывались поэтами, можно искать и выискивать до бесконечности. Поэтому так достаточно сложны эти стихотворения.
Футуризм – словотворчество. Искусство будущего. Отказ от прошлого. Безудержный поиск новых ритмов, рифм, слов. Лесенку Маяковского помним? Такие произведения предназначались для декламации (читались на людях). Футуристы просто обезбашенные люди. Делали всё, чтобы публика их запомнила. Все средства для этого были хороши.
Акмеизм – если в символизме ни черта не понятно, то акмеисты взялись полностью противопоставить себя им. Их творчество понятно, конкретно. Оно не витает где-то в облаках. Оно здесь, тут. Они изображали земной мир, земную ее красоту. Еще стремились через слово преобразовать мир. Этого достаточно.
Имажинизм – в основу положен образ. Иногда и не один. Такие стихотворения, как правило, начисто лишены смысла. Серёжа Есенин непродолжительное время писал такие стихи. Больше из списка литературы к этому течению никого не относят.
Это всё. Если что-то до сих пор не поняли, или нашли в моих словах ошибки, то пишите в комментариях. Разберемся вместе.