дети какого возраста могут дышать только носом
Ответы на них в статье Юлии Геннадьевны Сальковой, врача — оториноларинголога КГБУЗ «ККЦОМД № 2».
Не единичный случай из практики. На приеме я попросила, чтобы ребенок высморкался для проведения риноскопии. Мама взяла салфетку и зажала 2 ноздри., но из этого ничего не вышло. Вобщем ребенок в 4 года не умеет сморкаться.
Любознательный ежик Покажите малышу ежика (на картинке или игрушечного). Расскажите, что ежата очень любопытны и умеют весело фыркать носиком, покажите, как это они делают, и попросите ребенка повторить.
Паровозик с носиком Пусть малыш представит, что он – паровозик, а его маленький носик – это труба у паровозика. Попеременно прикрывайте ноздри, пускай он погудит каждой из них.
Сдувание самолетиков Вам необходимо будет сделать квадратики из красочных фантиков и бумаг, расположить их на ладошке и попросить малыша сдуть их носиком. После попросите ребенка набрать в рот воздух, закройте одну ноздрю и затем сдуйте самолетики. Не забудьте показывать все это на личном примере.
Сдувание пены Можно проводить обучение и во время купания. Например, показать малышу, как можно сдувать носом мыльную пену. Обычно, эта игра очень забавляет малышей. Можно провести небольшое соревнование, какая ноздря сможет сдуть дальше или сильнее.
Облака Возьмите небольшой кусочек ваты, положите на стол и покажите ребенку как Вы заставляете ее двигаться при помощи выдыхаемого через нос воздуха (представив, что это облачко, так ребенку будет веселее играть).
Задача всех этих игр состоит в приобретении ребенка навыков выдувать воздух носом, что и происходит как раз во время сморкания. Если регулярно повторять данные упражнения, 1-2 раза в день, ваш малыш постепенно научится правильно дышать носом и следующий насморк уже будет протекать намного легче. Если ребенок заболеет, нужно просто попросить вспомнить, как он играл в ёжика или паровозик и повторить это действие, предварительно воспользовавшись платочком. Будьте здоровы!
Дети какого возраста могут дышать только носом
Сейчас мы предлагаем Вам ознакомиться с современным взглядом на данную проблему.
Статью подготовил врач оториноларинголог детской клиники Тигренок Рамазанова Гюнай Альниязовна
ЛОР-врачи бьют тревогу: у каждого 2-го ребенка есть проблемы с аденоидами. Если присмотреться к детям в старших детсадовских группах и первоклашкам, то страдающих аденоидами можно легко заметить – такие дети дышат ртом. Казалось бы, ничего страшного. Но, если не вмешаться и пустить все на самотёк, то аденоиды могут стать причиной не только постоянных простуд, но и таких серьезных осложнений, как гнойные отиты и потеря слуха. Еще недавно единственным методом решения проблемы была операция. Сегодня врачи нашли способ обойтись без хирургического вмешательства.
Что такое аденоиды и почему они становятся проблемой?
Аденоиды располагаются за носом, в носоглотке. В детском возрасте аденоидная и лимфоидная ткань защищает нас от инфекций. В норме к 14 годам аденоиды, выполнив свою функцию, исчезают сами собой. Это происходит под воздействием половых гормонов. Крайне редко аденоиды сохраняются у взрослых.
Аденоидит чаще всего «расцветает» у детей в возрасте от 5 до 7 лет. Именно в этот «переходный возраст», когда ребенок становится школьником, в крови снижается количество лимфоцитов, что ведет к снижению сопротивляемости организма к инфекциям и вирусам. Этот период физиологичен. Чтобы защитить организм, аденоиды увеличиваются в размере. К сожалению, у многих детей это приводит к тому, что аденоиды перекрывают носоглотку и затрудняют дыхание.
Лимфоидная ткань тоже может стать очагом инфекции. Вирусы и бактерии через нос попадают в носоглотку на ткань аденоидов. Аденоиды начинают бороться с инфекцией. Если борьба неравная, то аденоиды воспаляются. И в этом случае уже сами аденоиды становятся источником инфекции. Из-за того, что рядом с аденоидами находятся слуховые трубы, нагноившиеся аденоиды могут спровоцировать средний отит. Этот сценарий – один из наиболее опасных. Гнойные отиты, экссудативные отиты могут привести к снижению слуха на всю жизнь.
Частые простуды и инфекционные заболевания – лишь вершина айсберга. Постоянное, так называемое «привычное» ротовое дыхание ведет к ряду расстройств со стороны внутренних органов. Привычное ротовое дыхание характеризуется несмыканием губ, изменением положения языка, что влияет на положение зубных рядов и прикуса. Что в свою очередь может привести к развитию серьезных проблем всего опорно-двигательного аппарата (отсюда проблемы с осанкой) и окажет негативное влияние на все органы и системы организма.
Как разорвать этот замкнутый круг?
Носовое дыхание – очень важно для ребенка. Растущий организм нуждается в кислороде больше взрослых. Если научить ребенка заново дышать носом, то всех вышеперечисленных проблем можно избежать. Но как это сделать? Ведь ребенок начинает дышать ртом вынужденно.
Из-за того что аденоиды прикрывают невидимую часть ноздрей сзади, так называемые «хоаны», ребенок не может дышать носом. Даже если он вдыхает носом, аденоиды перекрывают выход в носоглотку, блокируя воздух. Поэтому дети начинают дышать ртом. У часто болеющих детей отекает слизистая носа и сами аденоиды, что еще больше затрудняет дыхание. Распространенная картина: ребенок идет в сад или школу и там сталкивается с инфекциями. Что происходит в организме? Компенсаторно увеличиваются аденоиды, которые перекрывают хоаны, и ребенок начинает дышать ртом. Получается замкнутый круг – ротовое дыхание ведет к частым инфекциям, в ответ на инфекции аденоиды увеличиваются. Проблема в том, что пока ребенок не научится дышать носом – аденоиды не уменьшатся. Таких детей надо отучать дышать ртом. Это нелегко, но возможно. Новорожденные дети умеют дышать только носом – это жизненно необходимо в процессе сосания.
Дыхание ртом – вредная привычка! Здоровый человек должен дышать только носом. При дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 78 % нормального объема, а при хроническом ротовом дыхании развивается гипервентиляция легких. Дышащий ртом ребенок делает вдох каждые 3 секунды. По этой причине в организм через носовые пути попадает в 10 раз больше болезнетворных микроорганизмов.
Если ребенок дышит ртом, необходимо лечение. Но сначала нужно установить причину ротового дыхания.
Когда нужна операция?
Если не проведена эндоскопия носоглотки, тимпанометрия и врач на обычном осмотре говорит: нужна аденотомия – это неверный подход. В 21 веке нужно делать полное обследование. Если ребенок беспокойный и невозможно провести эндоскопию, то необходимо сделать хотя бы КТ или рентгенографию носоглотки. Без эндоскопии или рентгена врач не может адекватно оценить, что именно является причиной проблемы. Мозговая грыжа? Опухоль? Или все-таки это аденоиды? Эндоскопия носоглотки снимает такие вопросы.
Синдром апное у детей весьма опасен. Если есть частые гнойные отиты и есть «замирание» во сне – нужно по-прежнему удалять аденоиды хирургически. Если остановок дыхания во сне нет, то ребенка можно и нужно лечить консервативно.
✓ Неправильный прикус и скученность зубного ряда.
✓ Проблемы с дикцией.
Если есть хотя бы один из признаков, то следует обратиться к специалисту. А лучше всего – к нескольким. Междисциплинарный подход, когда врачи разных специальностей вместе решают одну проблему, в данном случае оптимален. Ребенка с ротовым дыханием обязательно должен посмотреть не только ЛОР, но и ортодонт. Очень часто требуется помощь логопеда.
Лечение аденоидов без операции: как это работает?
Ношение трейнеров в комплексе с дыхательными и мышечными упражнениями учат ребенка смыкать губы в покое, поскольку стимулируются тонус круговой мышцы лица и рефлекс смыкания губ. Ребенок привыкает к трейнеру в течение 10-14 дней. Упражнения занимают 5-10 минут, их легко запомнить и выполнять. Первые результаты становятся видимыми уже через 3-6 месяцев. Выражается это, прежде всего, в снижении частоты заболеваний ОРЗ, гриппом, отитами.
86% экссудативных отитов вылечиваются только ношением трейнеров и упражнениями. Это доказано. Не требуется никаких лекарств, физиотерапии, процедур и промываний.
Нужно отметить, что далеко не все ортодонты проводят лечение с помощью трейнеров и упражнений. На это есть несколько причин. Во-первых, нужно мотивировать ребенка, что не просто. Во-вторых, у ортодонтов есть и другие методы лечения неправильного прикуса, например, брекеты. Поэтому я рекомендую обращаться в многопрофильные центры, где специалисты работают сообща, не перетягивая «одеяло» на себя, а действуя в интересах пациента.
Иногда родители приводят к нам детей уже с направлением на операцию. Но после обследования мы выбираем консервативное лечение. В очень большом проценте случаев операция не нужна. Если аденоиды не полностью закрывают доступ воздуха и ребенок все-таки может дышать носом – можно выправить ситуацию без хирургического вмешательства.
Если без операции не обойтись, то тоже бояться не нужно. Сегодня аденотомию проводят под общим обезболиванием с помощью эндоскопа и лазера. Лазерное излучение коагулирует сосуды, поэтому операция не такая «кровавая», как это было раньше. Вся операция длится 30 минут и ребенок в этот же вечер уходит домой. Нужен пресловутый «индивидуальный подход».
Несколько методов «домашней» диагностики.
Во время сна. Дождитесь, когда ребенок глубоко заснет. И понаблюдайте. Родителей своих маленьких пациентов я прошу делать 30-секундное видео и, затем оцениваю – частоту дыхания во сне, есть ли храп и остановки дыхания? Видеосъемку нужно делать таким образом, чтобы было видно губы – приоткрыты они или сомкнуты? Если рот приоткрыт на 1-2 миллиметра это уже ротовое дыхание. Уже нужно бить тревогу! Без таких наблюдений вы не сможете понять, есть ли апное у ребенка. С такой видеозаписью вашему лечащему врачу будет более понятна клиническая картина. Покажите ему видео.
Во время бодрствования. Обращайте внимание на ребенка, когда он сильно увлечен игрой: собирает конструктор, рисует. Смотрите, как он дышит. Приоткрыты ли у него губы? Когда ребенок глубоко занят, например, просмотром мультиков, и приоткрывает рот – это тоже сигнал о том, что есть слабость околоротовых мышц. И, значит, эти мышцы нужно тренировать. Иначе эта ситуация тоже может привести к увеличению аденоидов, изменению прикуса и другим серьезным проблемам. Рот должен быть прикрыт всегда, если мы не едим, не пьем и не разговариваем!
Как слышит ваш ребенок? До 10 лет ребенок, как правило, не жалуется на слух. Даже если плохо слышит. Обратите внимание, на какой громкости он смотрит мультики? Просит ли он включить погромче? Переспрашивает ли он? Бывает ли, что вы не можете достучаться до ребенка – он как будто вас не слышит? Снижение слуха – серьезный симптом, на который нужно обязательно обратить внимание как можно раньше.
Если ребёнок дышит ртом
Боковая панель
Рубрики
О клинике
Природой человеку определено дышать носом. Вдыхаемый через нос воздух, проходя по носовым ходам и протокам увлажняется, подсушивается, согревается и очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции кровотока и активности головного мозга. Именно из-за нарушений в состоянии этих рецепторов у детей с затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состояние тревоги или угнетения, расстройства сна. Кроме того, свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема. Длительный недостаток поступления кислорода в организм ведет к угнетению развития организма и анемии.
Поскольку защитные факторы, обеспечиваемые организму при дыхании носом, в полости рта не срабатывают, у таких детей гораздо чаще возникают простудные и респираторные заболевания, а при устоявшейся привычке дышать ртом в носоглотке нарушается нормальная вентиляция и образуются аденоиды – разрастания, затрудняющие свободное прохождение воздуха через нос. Аденоиды не являются первопричиной нарушения носового дыхания — они появляются лишь после того, как воздух перестаёт проходить по носовым ходам. Вот почему так важно своевременно и правильно лечить насморк у детей, не допуская его перехода в хроническую форму.
Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами, которые начинаются у ребенка, поступающего в ясли или детский сад. Поэтому очень важно своевременно научить малыша пользоваться носовым платком, сморкаясь поочередно каждой ноздрей. Родителям также следует обратить внимание на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос ребенок спит с открытым ртом, иногда похрапывает. Этот тревожный сигнал. Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой вероятностью может закрепиться у него в качестве вредной привычки, избавиться от которой крайне сложно.
Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы, в результате чего может развиться хейлит (покраснение и шелушение каймы губ). Если не заниматься восстановлением носового дыхания у ребенка постепенно формируется аденоидный тип роста лицевых структур, характерный узкими ноздрями, широкой переносицей, уплощением подглазничных областей, двойным подбородком. Для детей с аденоидами характерны узкие плечи, впалая грудь и бледные щеки.
Привычное отражается не только на общем состоянии ребенка, но и значительно влияет на формировании зубочелюстной системы и речевых навыков. При ротовом дыхании миодинамическое равновесие челюстно-лицевой области нарушается, поскольку язык ребёнка лежит между зубными рядами, не поддерживает свод верхней челюсти, не уравновешивает давление щечных мышц на зубные ряды. В результате у ребенка возникает сужение зубных рядов в боковых отделах, и недостаток места для всех постоянных зубов при их прорезывании.
При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается, вплоть до закрытия. Это ведет и к нарушениям звукопроизношения – звук чистый, а фонем неправильный. Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта приводит к нарушению артикуляции и гнусавости.
Кроме того, у детей с привычным ротовым дыханием в результате ослабленного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ, что ведет к задержке развития нижней челюсти. В силу инстинктивно сохраняемого организмом равновесия для осанки таких детей характерен передний наклон головы, который со временем ведёт к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава, к лицевым мышечным болям, а также к нарушению осанки.
Применение капель для носа при сформированной привычке дышать ртом, как правило, не даёт результата. Даже после удаления аденоидов у многих детей сохраняется привычка дышать ртом, которая сама по себе не устранится. В таких случаях необходимо заново учить ребенка дышать носом, для чего необходимо регулярно тренировать тонус круговой мышцы рта. При отсутствии патологической непроходимости носовых ходов эффективным средством тренировки и постепенного восстановления носового дыхания является эластичный трейнер и вестибулярная пластинка, которые ребенок использует два раза по полчаса днем и надевает на ночь.
Тренировка носового дыхания с помощью этих простых средств, выполненных из эластичного гипоаллергенного силикона, не требует специальных навыков — достаточно поместить пластинку или трейнер в рот и мягко сомкнуть губы. Вестибулярный щит, располагаясь между зубами и губами, стимулирует смыкательный рефлекс губ, давая хорошую нагрузку на круговую мышцу рта и мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Трейнер имеет более сложную конструкцию, чем вестибулярная пластинка, но принцип их действия одинаков. Трейнер обеспечивает более комплексное воздействие — специальный «язычок» в верхней части трейнера помогает языку ребенка «запомнить» своё физиологически правильное положение при глотании и произношении звуков, специальные массажные бугорки, располагающиеся на внешней стороне аппарата, снимают излишнее давление нижней губы, способствуя нормализации роста нижней челюсти. Регулярные занятия не менее часа днём плюс ночное применение обеспечивают значительное улучшение тонуса круговой мышцы рта уже через 2-3 недели, носовое дыхание у ребенка постепенно восстанавливается, и свободная вентиляция носовых ходов способствует прекращению аденоидных разрастаний. Исследования показали, что при регулярной дыхательной гимнастике с использованием вестибулярной пластинки или трейнера носовое дыхание восстанавливается в среднем за 3,2 месяца у 87% детей в возрасте 3-6 лет и за 3 месяца у 83% детей 6-12 лет. При этом, у детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание при лечении по этой методике восстанавливается даже без операционного вмешательства.
В первую-вторую неделю тренажер может выпадать ночью изо рта из-за слабого тонуса круговой мышцы, но тренировку нужно продолжать, дозируя нагрузку: три раза в день, начиная с максимального времени, которое ребёнок может удерживать трейнер губами, постепенно добавляя по одной минуте. Время напряжения мышц нужно чередовать с таким же по продолжительности временем их расслабления. При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений, затем с каждым разом необходимо увеличивать их количество.
Применение миофункционального трейнера или вестибулярной пластинки гораздо эффективней обычных дыхательных упражнений – в контрольной группе, где дети занимались исключительно лишь дыхательными упражнениями без применения каких-либо аппаратов, дыхание через 6 месяцев восстановилось всего у 32% детей в возрасте 3-6 лет, и лишь у 12% детей в 6-12 лет.
Регулярное использование трейнера в возрасте 3-8 лет (в молочном и раннем сменном прикусе) позволяет достичь нормализации формы нёба, и даже носовой перегородки – дно полости носа опускается и нёбо приобретает нормальную форму. Во второй половине сменного прикуса такого эффекта уже не наблюдается. Это происходит в результате правильного позиционирования языка, давление которого на свод верхней челюсти изнутри позволяет устранить мышечный дисбаланс – располагаясь нёбно, язык поддерживает свод верхней челюсти, нормализуя его форму и ширину. Поэтому корректировать тип дыхания необходимо как можно раньше, поэтому на сегодняшний день разработана модель трейнеров и для молочного прикуса. Его использование не занимает времени — ребенок может параллельно делать уроки, читать, играть. Нормализуя положение языка, тип дыхания и давление мышц, окружающих зубные ряды, трейнер не сдерживает естественного роста челюстей, а лишь направляет его. В результате заметно улучшаются черты лица ребёнка, нормализуется осанка и улучшается общее развитие детского организма.
Ротовое дыхание
Возникновение и формирование ротового дыхания
Рассмотрим причины формирования ротового дыхания на первых этапах развития ребенка.
— Стимуляция. Если роды стимулируют, то в голове ребенка остается остаточное давление, которое он хочет сбросить любыми способами, происходит сильная компрессия костей черепа, в т.ч. костей носа, что приводит к нарушению выработки слизи и носового дыхания. Если такой ребенок будет закрывать рот, у него будет больше болеть голова. Он вынужден дышать ртом.
— Кесарево сечение. Самое тяжелое для ребенка испытание, хуже только экстренное кесарево сечение. Малыш резко сталкивается с огромным столпом внешнего давления. Присоединяется также обратно-присасывающее действие из-за градиента давлений, когда ребенка засасывает обратно в полость матки, противоположно манипуляциям врачей. Из-за такого повышения давления формируются приобретенные патологические положения костей черепа, которые часто являются причиной формирования ротового типа дыхания.
Все проблемы этого периода являются причинами нарушения миодинамического равновесия (МДР) и правильного положения языка внутри ротовой полости.
МДР- состояние, при котором действие мышц щек, губ, подбородка снаружи и мышцы языка изнутри одинаково. Т.е. между наружними силами и внутренними должен сохраняться балланс.
Например, если у ребенка не развита круговая мышца рта, ему нужно совершить очень большое для себя усилие, чтобы закрыть рот. Язык же при этом будет занимать все пространство, которое ему «предоставили», будет вылезать изо рта, прокладываться между зубами, формируя открытый прикус.
«У него какой-то большой язык!»- говорит мама… Язык то у него нормальный, просто он лежит не на том месте, потому что не знает, где ему надо находиться, не приучен…
Если же обратиться к большому миру, то стоит обратить внимание на любимые игрушки, на книжки с картинками, на фотографии, которые окружают маленького человечка. Старайтесь исключать примеры открытых ротиков у игрушек и любимых героев.
В наше время очень распространена реклама «открытых ртов». Почему-то у взрослых это считается красивым, а у детей милым.
Как увидеть и понять эту проблему? К чему приводит ротовое дыхание?
В носу есть специальные рецепторы для дыхательного центра в головном мозге. Этот центр активизируется и заставляет организм дышать, только если воздух поступает через нос.
Во рту нет ворсинок, очищающих воздух от пыли, нет имунных клеток, которые не пускали в организм вирусы, бактерии, аллергены. Во рту нет рецепторов для дыхательного центра.
Если ребенок постоянно дышит ртом, он переохлаждается, цепляет кучу инфекции и аллергенов, что способствует более частым заболеваниям, которым не могут найти причину, «аллергиям» на которых не могут вывить аллерген.
Если же ребенок дышит ртом, язык не может лежать на месте, он ведь своей массой сильно загораживает вход в горло. Ребенок его рефлекторно опускает вниз. Язык-очень мощная мышца, он будет со временем и ростом ребенка расширять нижнюю челюсть, когда должен бы был это делать с верхней. Нижняя челюсть у нас подвижна, она должна подстраиваться под верхнюю, а не наоборот. Отсюда возникают скученность зубов, зубочелюстные аномалии, а нередко и травмы. Очень часто наблюдаю в своей стоматологической практике травмы постоянных зубов у детей при нарушении прикуса. Ведь зубы не смыкаются, следовательно не защищают друг друга. А тут еще ребенок дышит ртом во время бега или игр… падает и получает травму в виде скола, перелома или вывиха фронтальных зубов.
Профилактика и лечение ротового типа дыхания
Профилактика начинается с мамы.
Очень важно подготовиться к беременности, дождаться родов и войти в процесс родоразрешения гармонично, уверенно, с любовью и без паники. Ребенок очень чувствует свою маму: чтобы ему было комфортно, мамочка должна быть здоровой, сильной, спокойной и уверенной в себе. Обратите внимание на свою осанку, походку, дыхание. Подготовьте свое тело к важному и ответственному процессу. Ведь вы будете показывать пример своему малышу с самого зачатья. Остеопатия – отличный способ сделать это мягко и результативно.
Конечно, не всегда получается так, что мы можем подготовиться и все спланировать. Часто беременность может быть незапланированной. Если беременность сопровождать остеопатическими сеансами, само ожидание малыша и роды пройдут гораздо мягче и легче. А еще бонусом будет являться то, что ребеночек уже внутриутробно начнет привыкать к рукам своего будущего остеопата. Ведь очень рекомендовано показать малыша остеопату как можно раньше после рождения. Доктор поможет грудничку избавится от зажимов, блоков и патологических паттернов, которые он получил во время тяжелого процесса появления на свет.
Необходимо серьезно отнестись к грудному вскармливанию.
Вовремя перевести малыша на прикорм и твердую пищу.
Никакой врача педиатр не расскажет вам о вашем ребенке столько, сколько остеопат. По этому, на всех этапах взросления настоятельно рекомендуем вам посещать врача остеопата.
Если профилактика не помогла, то лечение подобных проблем исключительно комплексное.
В помощь маме и папе подключаются логопеды, ортодонты, остеопаты, ЛОРы, миофункциональные специалисты, ортопеды (ведь вся эта проблема влияет и на осанку, походку, общую постуру), врачи ЛФК и психологи. При подобном междисциплинарном подходе можно добиться улучшения и нормализации состояния ребенка, а также снизить вероятность появления многих осложнений.