дети капитана гранта какой класс

Урок литературы в 5 классе на тему «Жюль Верн. Дети капитана Гранта»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна (по роману «Дети капитана Гранта»)

Цель урока – формирование представления о законах чести героев романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта».

— сформировать представление о личности Ж. Верна;

— расширить представления о системе образов в романе;

-закрепить понятие о литературном герое и портрете литературного героя;

— сопоставить и проанализировать законы чести героев Дюма и Верна;

— содействовать развитию у детей навыков критического мышления;

— формировать умение учащихся работать в группе;

— способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений.

После проведения урока учащиеся смогут:

— рассказать о личности Ж. Верна и героях его книги «Дети капитана Гранта»;

— оперировать понятиями «литературный герой» и «портрет литературного героя»;

— использовать ключевые слова урока (совесть, благородство, достоинство, мужество, честь) при анализе других литературных произведений и жизненных ситуаций;

Метапредметные результаты ( формирование универсальных учебных действий (УУД).

формулировать тему, проблему и цели урока.

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Введение в тему. Формулирование темы урока.

Презентация (слайд 1)

Чей портрет изображён на слайде? Каким вам представляется этот человек, какими чертами характера, на ваш взгляд, он обладает? Проверить правильность ваших предположений я предлагаю, познакомившись с высказываниями самого Ж . Верна о себе .

«Море, музыка и свобода – вот всё, что я люблю»

Давайте обратимся к интервью с нашим знаменитым писателем.

Кадры из кинофильма « В поисках капитана Гранта»

Как вы думаете, кто сегодня ответит на вопрос, о чем новый роман Жюля Верна и каковы его герои?

На какие качества характера своих героев указал Ж.Верн в интервью?

Формулируем тему урока : « Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна » (слайд 2)

Однажды пассажиры яхты «Дункан» нашли в желудке пойманной акулы удивительную бутылку, в которой обнаружилась записка с просьбой о помощи. Давайте ещё раз вспомним её содержание (просим зачитать содержание записки на стр. 62).

Давайте обратимся к географической карте

Презентация (слайд 3)

и представим себе, какие трудности надо преодолеть отважным путешественникам, чтобы найти пропавшего капитана Гранта.

Учащийся показывает путь, который пришлось преодолеть героям романа.

37 параллель проходит через Австралию, Новую Зеландию, Чили и Аргентину, пролегает по Атлантическому, Индийскому и Тихому океанам.

С точки зрения разумного эгоизма современного человека отправляться неведомо куда, на край света, чтобы искать исчезнувшего малознакомого человека, потерпевшего кораблекрушение, нерационально, нелогично и просто глупо

Но тут – и в этом герои Дюма и Верна схожи – они руководствуются не обычаями и правилами. Вопрос: чем?

3. Работа с текстом.

Литературный герой – портрет, речь, обстановка, пейзаж.

— Прочитав первые четыре главы романа, мы уже знаем, что лорд Гленарван с супругой, двоюродным братом и детьми капитана Гранта собирается отправиться на поиски исчезнувшего капитана.

А чтобы понять причины поступков героев, мы должны вспомнить, что поможет нам охарактеризовать действующее лицо романа.

Давайте повторим, из чего состоит портрет литературного героя.

Презентация (слайд 4)

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Представление итогов работы.

Следующим шагом на пути к цели будет работа в группах. Учащиеся делятся на 4 группы (дома они составляли литературный портрет одного из героев) и получают проблемный вопрос

Презентация (слайд 5)

1. Какова была жизненная цель капитана Гранта? Что Гленарвана роднит с капитаном и что он предпринял для его спасения?

2. В чём заключался нравственный подвиг Элен Гленарван?

3. Чем любуется автор в детях капитана Гранта?

4.Что общего у Жака Паганеля с пассажирами и командой «Дункана»?

Цель: проверка качеств грамотного читателя и развитие коммуникативных умений.

По мере обсуждения выписывайте мотивы поступков, составляя кластер. Время обсуждения и работы – 5 минут.

— Теперь давайте отразим общий результат каждой из групп.

1. Любовь к родине побудила Гари Гранта поступить так, как он

Все вокруг молчали.

«Лицо у него было умное и весёлое. В нём не было неприветливости тех важных личностей, которые из принципа никогда не смеются, скрывая под личиной серьёзности своё ничтожество. Напротив, непринуждённость и милая бесцеремонность этого незнакомца ясно говорили о том, что он склонен видеть в людях и вещах их хорошие стороны».

— Найдите в каждом портрете общие для всех качества. Какие они? (Ответы детей) Любовь к родине, помощь попавшим в беду, самоотверженность, любовь к неведомым землям, благородство помыслов, побуждений.

— Вместе строим схему: « Ключевые ценности героев романа ».

— Делаем вывод: что значит для героев Жюля Верна «жить по законам чести»? Презентация (слайд 6, 7)

Вспомним схему «Законы чести» по роману Дюма «Три мушкетёра». Сравним.

Общее: 1. Никогда не падают духом в трудной ситуации.

3. Они растут в наших глазах, потому что находятся в постоянной борьбе с трудностями, в постоянной ситуации нравственного выбора.

Так чем же руководствуются герои Дюма и Верна в своих поступках?

Давайте вспомним, как назывался раздел, объединивший два этих произведения.

«Жизнь по законам чести». А что же такое честь?

Работа с понятиями честь, совесть, благородство, мужество, достоинство. Презентация (слайд 8,9)

Давайте вернёмся ещё раз к стихотворению Б.Окуджавы, которое открывало раздел.

Чтение стихотворения наизусть.

Что ответил Жюль Верн человеку, спросившему его о будущем его книг? ( Их забудут)

Сбылось ли предположение писателя?

По роману «Дети капитана Гранта» создано прекрасное музыкальное произведение и несколько экранизаций. Последняя – это семисерийный фильм моего детства «В поисках капитана Гранта». (Слайд 10)

Источник

В поисках капитана Гранта (мастерская по роману Ж.Верна «Дети капитана Гранта» в 6-м классе)

Программа по зарубежной литературе Вятской гуманитарной гимназии в 6 классе включает изучение приключенческого романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта”. 11-12-летним мальчишкам и девчонкам близок этот жанр: дети и подростки любят приключения и связанные с ними азарт, риск, игру. Приключения бывают разные: легкие, веселые, серьезные, страшные, героические, авантюрные. Но все они интересны! И каждый мечтает о них!

При подготовке мастерской хотелось, чтобы ребята прочитали роман “Дети капитана Гранта” (560 страниц – объем, немаленький для шестиклассников) и их захватил и покорил бы дух романтики, увлек за собой в мир добрых и бескорыстных героев. Но как это сделать? Для выполнения той и другой задачи нашли выход, подсказанный самим автором: нужно отправиться в воображаемое путешествие на поиски капитана Гранта. В течение месяца каждый “бороздил” воды морей и океанов на “Дункане” в поисках героя, вел путевой дневник. Путевой дневник – отличное средство контроля за чтением: дети записывают дату, количество прочитанных страниц, указывают основные события этого дня:

2.10.02. (стр.1-63)

Капитан Грант нуждается в помощи! 25.08.1864 г. мы отправились на поиски капитана. Жак Паганель по рассеянности оказался на борту “Дункана”. Это удивительный человек! Он покорил всех! Миновали о. Мадейра, Канары, о-ва Зеленого Мыса, Магелланов пролив…

3.10.02. (стр.64-168)

Успешно совершили переход через Чили.

В горах пережили землетрясение. Исчез Роберт. Огромная птица нашла Роберта. Чей-то выстрел спас сына капитана Гранта. Познакомились с патагонцем – индейцем Талькавом. Теперь это наш добрый друг. У него прекрасная, быстрая и умная лошадь Таука. (Из путевого дневника Дениса Тарасова.)

Записи не должны быть очень объемными, но в них нужно отразить самые важные события. А поскольку в романе многие страницы посвящены рассказам Паганеля о животном и растительном мире Южной Америки, Австралии, то вполне даже допустимо, что будут иногда просто перечислены животные и растения, с которыми путешественники познакомились в этот день.

В течение всего срока “поиска” капитана Гранта работал штаб экспедиции, в который ребята присылали свои фотографии (конечно, это рисунки тех героев и эпизодов, которые больше всего понравились детям) и телеграммы:

– Мы отплываем на поиски капитана Гранта.

– Из Патагонии – в Шотландию: Пока сведений никаких не имеем. Надеемся на удачу. Будем искать капитана по всему миру.

– SOS! Нам нужны лошади!

– SOS. Мы находимся в горах. Мы потеряли Роберта!

– Мы на северо-западном склоне Сьерра-Вентона, на реке Гуамини. Помогите! Мы окружены красными волками!

– У нас пополнение в составе! Ну и чудак этот Паганель! Что нам с ним делать?

– Рио-Колорадо разлилась, она затопила все! Мы ведем птичий образ жизни, запасы пищи закончились.

– У нас нет питьевой воды! Озеро Салинас и впадающие в него реки пересохли. В бурдюках все выпито! Источников поблизости никаких нет. Умираем от жажды!

Телеграммы оформлены необычно: это и рисунки, и послания в бутылках, и SOS-сообщения… Самые важные – сообщения о том, что герой найден! Не в Патагонии, не в Австралии, даже не в страшной Новой Зеландии, а на маленьком острове Табор, затерянном в Тихом океане. Для учителя это сигнал: книга прочитана и можно проводить мастерскую – слет участников экспедиции.

На этой мастерской происходит обмен впечатлениями, поиск ответов на главные вопросы: куда, с кем, с какой целью отправились; что приобрели, узнали, чему научились?

Мастерская включает внимание с помощью песни Яблоковой “Капитан”.

– Куда собрался, капитан,
Куда ты, брат, собрался?
Погоды нету, капитан,
Нигде погоды нет…
– Там крик о помощи, милорд,
Я слышу – крик раздался.
Милорд, я слышу этот крик,
Теперь за мной ответ.
– Ты что, не видишь, капитан,
Ты разве сам не видишь:
В такую бурю, капитан,
Не выплыть никому?
Да ты же вмиг пойдешь ко дну,
Как только в море выйдешь!
– Я слышал крик, милорд,
Мой долг – откликнуться ему.
– А что команда, капитан?
В дорогу, чай, не рвется?
Жена и дети, капитан, –
А им что предстоит?
– Со мной охотники, милорд,
Со мной лишь добровольцы,
А дом родной простит, милорд,
Мой дом меня простит.

Звучит песня, а ребята получают задание: за две минуты объяснить необходимость поисков капитана Гранта:

– Нужно всегда откликаться на крик о помощи.

– Мэри и Роберт останутся сиротами, если мы не найдем их отца.

– Такой человек, как капитан Грант, достоин того, чтобы на поиски отправились его соотечественники: он ведь два года назад отплыл с очень благородной целью, в интересах Шотландии.

– Человек должен иметь шанс на спасение.

Затем участники слета рассаживаются по группам – экспедициям и делятся воспоминаниями о самых ярких событиях, которые с ними произошли. Звучат рассказы о красных волках-агуарах, о разливе Рио-Колорадо, о птичьем образе жизни на огромном дереве “омбу”, “достигающем футов ста высоты”, об окружении кайманами (крокодилами), о землетрясении, о предательстве Айртона, о смешном Паганеле…

Исследовательская работа с текстом романа продолжается в творческих группах.

“Исследователи маршрута” бумажными корабликами отмечают путь “Дункана” на карте, которая висит на доске: Глазго – о. Мадейра – … – о.Табор.

“Языковеды” объясняют лексическое значение слов, с которыми познакомились во время путешествия: Патагония, кошка-девятихвостка, кубрик, камбуз, аборигены, архипелаг, пампы, фарватер…

“Биологи” готовят рассказ о животном и растительном мире Южной Америки и Австралии.

“Географы” знакомят с историей географических открытий.

После выступления групп всем предлагается написать мини-сочинение по заданному началу: “Если бы мне снова довелось отправиться в трудное и опасное путешествие, я пригласил(а) бы с собой…”.

Порадовало в ответах то, что ребята увидели добрые, положительные черты не только главных героев, но и тех, с кем судьба свела их на совсем короткий срок:

– Если бы я отправилась в трудное и опасное путешествие, я взяла бы с собой Талькава вместе с его Таукой. По-моему, Талькав – очень мужественный, смелый, честный и добрый человек, Таука – замечательная, быстрая лошадь, преданная своему хозяину. С ними не страшно путешествовать. Они всегда помогут и выручат в трудной ситуации. (Александра Рыбкина)

– … Роберта. Это надежный друг. Как храбро он повел себя в борьбе с агуарами: не раздумывая вскочил на Тауку и увел за собой волков, спас всех от неминуемой гибели! Он очень юн. Но ведь он через такие испытания прошел! Отличный наездник, хорошо в кораблях разбирается, а Паганель ему столько знаний передал! Он просто будет незаменим! (Роман Мирфаизов)

– Я очень люблю вкусно поесть, а стюард Олбинет прекрасно готовит. О нем я не забуду, отправляясь в далекий путь. (Денис Тарасов)

– …капитана Гранта. Это отважный человек и опытный путешественник. Он жил два года на необитаемом острове. Больше всего меня поразило именно это. Все! Решено! Приглашаю с собой капитана Гранта! (Мария Смекалова)

– …Жака Паганеля. Это великий географ. Его знания помогут в задуманном деле. Чувство юмора Паганеля поможет преодолеть трудности и сделает путешествие интересным. Кроме того, Паганель – интеллигентный человек. Да еще и бесстрашный. (Христина Мамаева)

Мастерская завершается вручением дипломов активным участникам поисков капитана Гранта.

Шестиклассники увлеченно читали роман и с удовольствием строили мастерскую, мечтали о новых путешествиях. Поэтому рефлексивным итогом мастерской был момент обсуждения вопроса о том, куда стоит еще отправиться в путешествие и что об этом прочитать?

Источник

дети капитана гранта какой класс. Смотреть фото дети капитана гранта какой класс. Смотреть картинку дети капитана гранта какой класс. Картинка про дети капитана гранта какой класс. Фото дети капитана гранта какой класс

«Занимательная география». Книгу однозначно надо читать, но лучше в подростковом возрасте.

Майн Рид, Дюма, Жюль Верн – их имена встречаешь на корешках книг, как имена старых друзей. Сколько часов было проведено с ними в обнимку, в какие занимательные приключения мы отправлялись с их героями в то время, когда по телевизору час программы «В гостях у сказки» или «Катрусыного кинозала» был настоящим праздником!

Тогда «Дети капитана Гранта» французского писателя Жюля Верна были окном в огромный, непознанный мир, полный опасностей и подвигов.

Честно, я и сейчас думаю, что это очень хорошая книга.

Во-первых, она легко написана, и не смотря на свой объем читается достаточно быстро, во-вторых, это просто занимательный учебник по географии. Благодаря тому, что в романе присутствует рассеянный и очень обаятельный ученый Жак Паганель, писателю удается без нудных лекций познакомить читателей с историей географических открытий, флорой и фауной разных стран и т.д

Конечно, надо учитывать, что не все сведенья там достоверны, так как географическая наука весьма продвинулась со времен Жуля Верна.

Во-третьих, главные герои книги, люди волевые, смелые, с наличием моральных ценностей, как мужчины так и женщины – то есть отличный пример для подражания.

Почему же лучше читать ее в подростковом возрасте? Я сама недавно попробовала перечитать и не смогла. Потому что поведение героев слегка наивно, порывисто и излишне эмоционально.

Для людей того времени это может было и нормально, сейчас воспринимается как сказка, но сказка, безусловно хорошая.

Источник

Урок литературы «Самоотверженность и мужество героев Жюля Верна (по роману «Дети капитана Гранта»)» в 5 классе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ дети капитана гранта.ppt

дети капитана гранта какой класс. Смотреть фото дети капитана гранта какой класс. Смотреть картинку дети капитана гранта какой класс. Картинка про дети капитана гранта какой класс. Фото дети капитана гранта какой класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Море, музыка и свобода – вот всё, что я люблю». Жюль Верн

37-Я ПАРАЛЛЕЛЬ ЮЖНОЙ ШИРОТЫ. МАРШРУТ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ПОИСКАМ КАПИТАНА ГРАНТА

Словесный портрет – это словесный образ, описание внешности героя. 2. Портрет литературного героя – это не просто словесный образ, а некое отражение его внутреннего мира с помощью словесного описания. 3. Портрет литературного героя – это его внешность, манера одеваться, особенности речи, свойства характера (образ мыслей, сны, воспоминания и др). 4. Портрет литературного героя обычно рассматривается в сочетании (противопоставлении) с другими портретами (героями). 5. Портрет литературного героя в той или иной степени всегда является его оценкой.

1. Какова была жизненная цель капитана Гранта? Что Гленарвана роднит с капитаном и что он предпринял для его спасения? 2. В чём заключался нравственный подвиг Элен Гленарван? 3. Чем любуется автор в детях капитана Гранта? 4. Что общего у Жака Паганеля с пассажирами и командой «Дункана»?

КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕННОСТИ ГЕРОЕВ РОМАНА ВОСПРИЯТИЕ ЧУЖОЙ БЕДЫ КАК СОБСТВЕННОЙ ПОМОЩЬ ПОПАВШИМ В БЕДУ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ ДОБРОТА ИНТЕРЕС К ПУТЕШЕСТВИЯМ И ПОЗНАНИЯМ ВЗАИМОВЫРУЧКА БЛАГОРОДСТВО ПОМЫСЛОВ И ПОБУЖДЕНИЙ

Законы чести Сражаться с достойным соперником Долг превыше всего Не избегать опасности «Точность – вежливость королей» Лучше умереть, чем быть побеждённым Не унижать достоинство человека

МУЖЕСТВО ЧЕСТЬ ДОСТОИНСТВО Нравственная сила, помогающая преодолеть страх и страдания. В античности считалось одной из 4 главных добродетелей наравне с умеренностью, мудростью и справедливостью. Набор таких понятий, как верность слову, достойное поведение, чувство справедливости, принципиальность, бескорыстие. По В. Далю – неотъемлемая часть личности. Уважение и самоуважение человеческой личности.

СОВЕСТЬ БЛАГОРОДСТВО Способность личности формулировать собственные нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и оценивать совершаемые поступки (отсюда – «угрызения совести»). Изначально – совокупность личностных качеств, присущих человеку знатного («благого») рода. Сегодня – высокая нравственность, самоотверженность, честность, возвышенность мотивов поведения.

И. Дунаевский С. Говорухин

Выбранный для просмотра документ урок лит-ры.docx

Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна (по роману «Дети капитана Гранта»)

Цель урока – формирование представления о законах чести героев романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта».

— сформировать представление о личности Ж. Верна;

— расширить представления о системе образов в романе;

-закрепить понятие о литературном герое и портрете литературного героя;

— сопоставить и проанализировать законы чести героев Дюма и Верна;

— содействовать развитию у детей навыков критического мышления;

— формировать умение учащихся работать в группе;

— способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений.

После проведения урока учащиеся смогут:

— рассказать о личности Ж. Верна и героях его книги «Дети капитана Гранта»;

— оперировать понятиями «литературный герой» и «портрет литературного героя»;

— использовать ключевые слова урока (совесть, благородство, достоинство, мужество, честь) при анализе других литературных произведений и жизненных ситуаций;

Метапредметные результаты ( формирование универсальных учебных действий (УУД).

формулировать тему, проблему и цели урока.

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Введение в тему. Формулирование темы урока.

Презентация (слайд 1)

Чей портрет изображён на слайде? Каким вам представляется этот человек, какими чертами характера, на ваш взгляд, он обладает? Проверить правильность ваших предположений я предлагаю, познакомившись с высказываниями самого Ж . Верна о себе .

«Море, музыка и свобода – вот всё, что я люблю»

Давайте обратимся к интервью с нашим знаменитым писателем.

Кадры из кинофильма « В поисках капитана Гранта»

Как вы думаете, кто сегодня ответит на вопрос, о чем новый роман Жюля Верна и каковы его герои?

На какие качества характера своих героев указал Ж.Верн в интервью?

Формулируем тему урока : « Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна » (слайд 2)

Однажды пассажиры яхты «Дункан» нашли в желудке пойманной акулы удивительную бутылку, в которой обнаружилась записка с просьбой о помощи. Давайте ещё раз вспомним её содержание (просим зачитать содержание записки на стр. 62).

Давайте обратимся к географической карте

Презентация (слайд 3)

и представим себе, какие трудности надо преодолеть отважным путешественникам, чтобы найти пропавшего капитана Гранта.

Учащийся показывает путь, который пришлось преодолеть героям романа.

37 параллель проходит через Австралию, Новую Зеландию, Чили и Аргентину, пролегает по Атлантическому, Индийскому и Тихому океанам.

С точки зрения разумного эгоизма современного человека отправляться неведомо куда, на край света, чтобы искать исчезнувшего малознакомого человека, потерпевшего кораблекрушение, нерационально, нелогично и просто глупо

Но тут – и в этом герои Дюма и Верна схожи – они руководствуются не обычаями и правилами. Вопрос: чем?

3. Работа с текстом.

Литературный герой – портрет, речь, обстановка, пейзаж.

— Прочитав первые четыре главы романа, мы уже знаем, что лорд Гленарван с супругой, двоюродным братом и детьми капитана Гранта собирается отправиться на поиски исчезнувшего капитана.

А чтобы понять причины поступков героев, мы должны вспомнить, что поможет нам охарактеризовать действующее лицо романа.

Давайте повторим, из чего состоит портрет литературного героя.

Презентация (слайд 4)

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Представление итогов работы.

Следующим шагом на пути к цели будет работа в группах. Учащиеся делятся на 4 группы (дома они составляли литературный портрет одного из героев) и получают проблемный вопрос

Презентация (слайд 5)

1. Какова была жизненная цель капитана Гранта? Что Гленарвана роднит с капитаном и что он предпринял для его спасения?

2. В чём заключался нравственный подвиг Элен Гленарван?

3. Чем любуется автор в детях капитана Гранта?

4.Что общего у Жака Паганеля с пассажирами и командой «Дункана»?

Цель: проверка качеств грамотного читателя и развитие коммуникативных умений.

По мере обсуждения выписывайте мотивы поступков, составляя кластер. Время обсуждения и работы – 5 минут.

— Теперь давайте отразим общий результат каждой из групп.

1. Любовь к родине побудила Гари Гранта поступить так, как он

Все вокруг молчали.

«Лицо у него было умное и весёлое. В нём не было неприветливости тех важных личностей, которые из принципа никогда не смеются, скрывая под личиной серьёзности своё ничтожество. Напротив, непринуждённость и милая бесцеремонность этого незнакомца ясно говорили о том, что он склонен видеть в людях и вещах их хорошие стороны».

— Найдите в каждом портрете общие для всех качества. Какие они? (Ответы детей) Любовь к родине, помощь попавшим в беду, самоотверженность, любовь к неведомым землям, благородство помыслов, побуждений.

— Вместе строим схему: « Ключевые ценности героев романа ».

— Делаем вывод: что значит для героев Жюля Верна «жить по законам чести»? Презентация (слайд 6, 7)

Вспомним схему «Законы чести» по роману Дюма «Три мушкетёра». Сравним.

Общее: 1. Никогда не падают духом в трудной ситуации.

3. Они растут в наших глазах, потому что находятся в постоянной борьбе с трудностями, в постоянной ситуации нравственного выбора.

Так чем же руководствуются герои Дюма и Верна в своих поступках?

Давайте вспомним, как назывался раздел, объединивший два этих произведения.

«Жизнь по законам чести». А что же такое честь?

Работа с понятиями честь, совесть, благородство, мужество, достоинство. Презентация (слайд 8,9)

Давайте вернёмся ещё раз к стихотворению Б.Окуджавы, которое открывало раздел.

Чтение стихотворения наизусть.

Что ответил Жюль Верн человеку, спросившему его о будущем его книг? ( Их забудут)

Сбылось ли предположение писателя?

По роману «Дети капитана Гранта» создано прекрасное музыкальное произведение и несколько экранизаций. Последняя – это семисерийный фильм моего детства «В поисках капитана Гранта». (Слайд 10)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *