дети капитана гранта какой класс
Урок литературы в 5 классе на тему «Жюль Верн. Дети капитана Гранта»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна (по роману «Дети капитана Гранта»)
Цель урока – формирование представления о законах чести героев романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта».
— сформировать представление о личности Ж. Верна;
— расширить представления о системе образов в романе;
-закрепить понятие о литературном герое и портрете литературного героя;
— сопоставить и проанализировать законы чести героев Дюма и Верна;
— содействовать развитию у детей навыков критического мышления;
— формировать умение учащихся работать в группе;
— способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений.
После проведения урока учащиеся смогут:
— рассказать о личности Ж. Верна и героях его книги «Дети капитана Гранта»;
— оперировать понятиями «литературный герой» и «портрет литературного героя»;
— использовать ключевые слова урока (совесть, благородство, достоинство, мужество, честь) при анализе других литературных произведений и жизненных ситуаций;
Метапредметные результаты ( формирование универсальных учебных действий (УУД).
формулировать тему, проблему и цели урока.
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
Введение в тему. Формулирование темы урока.
Презентация (слайд 1)
Чей портрет изображён на слайде? Каким вам представляется этот человек, какими чертами характера, на ваш взгляд, он обладает? Проверить правильность ваших предположений я предлагаю, познакомившись с высказываниями самого Ж . Верна о себе .
«Море, музыка и свобода – вот всё, что я люблю»
Давайте обратимся к интервью с нашим знаменитым писателем.
Кадры из кинофильма « В поисках капитана Гранта»
Как вы думаете, кто сегодня ответит на вопрос, о чем новый роман Жюля Верна и каковы его герои?
На какие качества характера своих героев указал Ж.Верн в интервью?
Формулируем тему урока : « Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна » (слайд 2)
Однажды пассажиры яхты «Дункан» нашли в желудке пойманной акулы удивительную бутылку, в которой обнаружилась записка с просьбой о помощи. Давайте ещё раз вспомним её содержание (просим зачитать содержание записки на стр. 62).
Давайте обратимся к географической карте
Презентация (слайд 3)
и представим себе, какие трудности надо преодолеть отважным путешественникам, чтобы найти пропавшего капитана Гранта.
Учащийся показывает путь, который пришлось преодолеть героям романа.
37 параллель проходит через Австралию, Новую Зеландию, Чили и Аргентину, пролегает по Атлантическому, Индийскому и Тихому океанам.
С точки зрения разумного эгоизма современного человека отправляться неведомо куда, на край света, чтобы искать исчезнувшего малознакомого человека, потерпевшего кораблекрушение, нерационально, нелогично и просто глупо
Но тут – и в этом герои Дюма и Верна схожи – они руководствуются не обычаями и правилами. Вопрос: чем?
3. Работа с текстом.
Литературный герой – портрет, речь, обстановка, пейзаж.
— Прочитав первые четыре главы романа, мы уже знаем, что лорд Гленарван с супругой, двоюродным братом и детьми капитана Гранта собирается отправиться на поиски исчезнувшего капитана.
А чтобы понять причины поступков героев, мы должны вспомнить, что поможет нам охарактеризовать действующее лицо романа.
Давайте повторим, из чего состоит портрет литературного героя.
Презентация (слайд 4)
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Представление итогов работы.
Следующим шагом на пути к цели будет работа в группах. Учащиеся делятся на 4 группы (дома они составляли литературный портрет одного из героев) и получают проблемный вопрос
Презентация (слайд 5)
1. Какова была жизненная цель капитана Гранта? Что Гленарвана роднит с капитаном и что он предпринял для его спасения?
2. В чём заключался нравственный подвиг Элен Гленарван?
3. Чем любуется автор в детях капитана Гранта?
4.Что общего у Жака Паганеля с пассажирами и командой «Дункана»?
Цель: проверка качеств грамотного читателя и развитие коммуникативных умений.
По мере обсуждения выписывайте мотивы поступков, составляя кластер. Время обсуждения и работы – 5 минут.
— Теперь давайте отразим общий результат каждой из групп.
1. Любовь к родине побудила Гари Гранта поступить так, как он
Все вокруг молчали.
«Лицо у него было умное и весёлое. В нём не было неприветливости тех важных личностей, которые из принципа никогда не смеются, скрывая под личиной серьёзности своё ничтожество. Напротив, непринуждённость и милая бесцеремонность этого незнакомца ясно говорили о том, что он склонен видеть в людях и вещах их хорошие стороны».
— Найдите в каждом портрете общие для всех качества. Какие они? (Ответы детей) Любовь к родине, помощь попавшим в беду, самоотверженность, любовь к неведомым землям, благородство помыслов, побуждений.
— Вместе строим схему: « Ключевые ценности героев романа ».
— Делаем вывод: что значит для героев Жюля Верна «жить по законам чести»? Презентация (слайд 6, 7)
Вспомним схему «Законы чести» по роману Дюма «Три мушкетёра». Сравним.
Общее: 1. Никогда не падают духом в трудной ситуации.
3. Они растут в наших глазах, потому что находятся в постоянной борьбе с трудностями, в постоянной ситуации нравственного выбора.
Так чем же руководствуются герои Дюма и Верна в своих поступках?
Давайте вспомним, как назывался раздел, объединивший два этих произведения.
«Жизнь по законам чести». А что же такое честь?
Работа с понятиями честь, совесть, благородство, мужество, достоинство. Презентация (слайд 8,9)
Давайте вернёмся ещё раз к стихотворению Б.Окуджавы, которое открывало раздел.
Чтение стихотворения наизусть.
Что ответил Жюль Верн человеку, спросившему его о будущем его книг? ( Их забудут)
Сбылось ли предположение писателя?
По роману «Дети капитана Гранта» создано прекрасное музыкальное произведение и несколько экранизаций. Последняя – это семисерийный фильм моего детства «В поисках капитана Гранта». (Слайд 10)
В поисках капитана Гранта (мастерская по роману Ж.Верна «Дети капитана Гранта» в 6-м классе)
Программа по зарубежной литературе Вятской гуманитарной гимназии в 6 классе включает изучение приключенческого романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта”. 11-12-летним мальчишкам и девчонкам близок этот жанр: дети и подростки любят приключения и связанные с ними азарт, риск, игру. Приключения бывают разные: легкие, веселые, серьезные, страшные, героические, авантюрные. Но все они интересны! И каждый мечтает о них!
При подготовке мастерской хотелось, чтобы ребята прочитали роман “Дети капитана Гранта” (560 страниц – объем, немаленький для шестиклассников) и их захватил и покорил бы дух романтики, увлек за собой в мир добрых и бескорыстных героев. Но как это сделать? Для выполнения той и другой задачи нашли выход, подсказанный самим автором: нужно отправиться в воображаемое путешествие на поиски капитана Гранта. В течение месяца каждый “бороздил” воды морей и океанов на “Дункане” в поисках героя, вел путевой дневник. Путевой дневник – отличное средство контроля за чтением: дети записывают дату, количество прочитанных страниц, указывают основные события этого дня:
2.10.02. (стр.1-63)
Капитан Грант нуждается в помощи! 25.08.1864 г. мы отправились на поиски капитана. Жак Паганель по рассеянности оказался на борту “Дункана”. Это удивительный человек! Он покорил всех! Миновали о. Мадейра, Канары, о-ва Зеленого Мыса, Магелланов пролив…
3.10.02. (стр.64-168)
Успешно совершили переход через Чили.
В горах пережили землетрясение. Исчез Роберт. Огромная птица нашла Роберта. Чей-то выстрел спас сына капитана Гранта. Познакомились с патагонцем – индейцем Талькавом. Теперь это наш добрый друг. У него прекрасная, быстрая и умная лошадь Таука. (Из путевого дневника Дениса Тарасова.)
Записи не должны быть очень объемными, но в них нужно отразить самые важные события. А поскольку в романе многие страницы посвящены рассказам Паганеля о животном и растительном мире Южной Америки, Австралии, то вполне даже допустимо, что будут иногда просто перечислены животные и растения, с которыми путешественники познакомились в этот день.
В течение всего срока “поиска” капитана Гранта работал штаб экспедиции, в который ребята присылали свои фотографии (конечно, это рисунки тех героев и эпизодов, которые больше всего понравились детям) и телеграммы:
– Мы отплываем на поиски капитана Гранта.
– Из Патагонии – в Шотландию: Пока сведений никаких не имеем. Надеемся на удачу. Будем искать капитана по всему миру.
– SOS! Нам нужны лошади!
– SOS. Мы находимся в горах. Мы потеряли Роберта!
– Мы на северо-западном склоне Сьерра-Вентона, на реке Гуамини. Помогите! Мы окружены красными волками!
– У нас пополнение в составе! Ну и чудак этот Паганель! Что нам с ним делать?
– Рио-Колорадо разлилась, она затопила все! Мы ведем птичий образ жизни, запасы пищи закончились.
– У нас нет питьевой воды! Озеро Салинас и впадающие в него реки пересохли. В бурдюках все выпито! Источников поблизости никаких нет. Умираем от жажды!
Телеграммы оформлены необычно: это и рисунки, и послания в бутылках, и SOS-сообщения… Самые важные – сообщения о том, что герой найден! Не в Патагонии, не в Австралии, даже не в страшной Новой Зеландии, а на маленьком острове Табор, затерянном в Тихом океане. Для учителя это сигнал: книга прочитана и можно проводить мастерскую – слет участников экспедиции.
На этой мастерской происходит обмен впечатлениями, поиск ответов на главные вопросы: куда, с кем, с какой целью отправились; что приобрели, узнали, чему научились?
Мастерская включает внимание с помощью песни Яблоковой “Капитан”.
– Куда собрался, капитан,
Куда ты, брат, собрался?
Погоды нету, капитан,
Нигде погоды нет…
– Там крик о помощи, милорд,
Я слышу – крик раздался.
Милорд, я слышу этот крик,
Теперь за мной ответ.
– Ты что, не видишь, капитан,
Ты разве сам не видишь:
В такую бурю, капитан,
Не выплыть никому?
Да ты же вмиг пойдешь ко дну,
Как только в море выйдешь!
– Я слышал крик, милорд,
Мой долг – откликнуться ему.
– А что команда, капитан?
В дорогу, чай, не рвется?
Жена и дети, капитан, –
А им что предстоит?
– Со мной охотники, милорд,
Со мной лишь добровольцы,
А дом родной простит, милорд,
Мой дом меня простит.
Звучит песня, а ребята получают задание: за две минуты объяснить необходимость поисков капитана Гранта:
– Нужно всегда откликаться на крик о помощи.
– Мэри и Роберт останутся сиротами, если мы не найдем их отца.
– Такой человек, как капитан Грант, достоин того, чтобы на поиски отправились его соотечественники: он ведь два года назад отплыл с очень благородной целью, в интересах Шотландии.
– Человек должен иметь шанс на спасение.
Затем участники слета рассаживаются по группам – экспедициям и делятся воспоминаниями о самых ярких событиях, которые с ними произошли. Звучат рассказы о красных волках-агуарах, о разливе Рио-Колорадо, о птичьем образе жизни на огромном дереве “омбу”, “достигающем футов ста высоты”, об окружении кайманами (крокодилами), о землетрясении, о предательстве Айртона, о смешном Паганеле…
Исследовательская работа с текстом романа продолжается в творческих группах.
“Исследователи маршрута” бумажными корабликами отмечают путь “Дункана” на карте, которая висит на доске: Глазго – о. Мадейра – … – о.Табор.
“Языковеды” объясняют лексическое значение слов, с которыми познакомились во время путешествия: Патагония, кошка-девятихвостка, кубрик, камбуз, аборигены, архипелаг, пампы, фарватер…
“Биологи” готовят рассказ о животном и растительном мире Южной Америки и Австралии.
“Географы” знакомят с историей географических открытий.
После выступления групп всем предлагается написать мини-сочинение по заданному началу: “Если бы мне снова довелось отправиться в трудное и опасное путешествие, я пригласил(а) бы с собой…”.
Порадовало в ответах то, что ребята увидели добрые, положительные черты не только главных героев, но и тех, с кем судьба свела их на совсем короткий срок:
– Если бы я отправилась в трудное и опасное путешествие, я взяла бы с собой Талькава вместе с его Таукой. По-моему, Талькав – очень мужественный, смелый, честный и добрый человек, Таука – замечательная, быстрая лошадь, преданная своему хозяину. С ними не страшно путешествовать. Они всегда помогут и выручат в трудной ситуации. (Александра Рыбкина)
– … Роберта. Это надежный друг. Как храбро он повел себя в борьбе с агуарами: не раздумывая вскочил на Тауку и увел за собой волков, спас всех от неминуемой гибели! Он очень юн. Но ведь он через такие испытания прошел! Отличный наездник, хорошо в кораблях разбирается, а Паганель ему столько знаний передал! Он просто будет незаменим! (Роман Мирфаизов)
– Я очень люблю вкусно поесть, а стюард Олбинет прекрасно готовит. О нем я не забуду, отправляясь в далекий путь. (Денис Тарасов)
– …капитана Гранта. Это отважный человек и опытный путешественник. Он жил два года на необитаемом острове. Больше всего меня поразило именно это. Все! Решено! Приглашаю с собой капитана Гранта! (Мария Смекалова)
– …Жака Паганеля. Это великий географ. Его знания помогут в задуманном деле. Чувство юмора Паганеля поможет преодолеть трудности и сделает путешествие интересным. Кроме того, Паганель – интеллигентный человек. Да еще и бесстрашный. (Христина Мамаева)
Мастерская завершается вручением дипломов активным участникам поисков капитана Гранта.
Шестиклассники увлеченно читали роман и с удовольствием строили мастерскую, мечтали о новых путешествиях. Поэтому рефлексивным итогом мастерской был момент обсуждения вопроса о том, куда стоит еще отправиться в путешествие и что об этом прочитать?
«Занимательная география». Книгу однозначно надо читать, но лучше в подростковом возрасте.
Майн Рид, Дюма, Жюль Верн – их имена встречаешь на корешках книг, как имена старых друзей. Сколько часов было проведено с ними в обнимку, в какие занимательные приключения мы отправлялись с их героями в то время, когда по телевизору час программы «В гостях у сказки» или «Катрусыного кинозала» был настоящим праздником!
Тогда «Дети капитана Гранта» французского писателя Жюля Верна были окном в огромный, непознанный мир, полный опасностей и подвигов.
Честно, я и сейчас думаю, что это очень хорошая книга.
Во-первых, она легко написана, и не смотря на свой объем читается достаточно быстро, во-вторых, это просто занимательный учебник по географии. Благодаря тому, что в романе присутствует рассеянный и очень обаятельный ученый Жак Паганель, писателю удается без нудных лекций познакомить читателей с историей географических открытий, флорой и фауной разных стран и т.д
Конечно, надо учитывать, что не все сведенья там достоверны, так как географическая наука весьма продвинулась со времен Жуля Верна.
Во-третьих, главные герои книги, люди волевые, смелые, с наличием моральных ценностей, как мужчины так и женщины – то есть отличный пример для подражания.
Почему же лучше читать ее в подростковом возрасте? Я сама недавно попробовала перечитать и не смогла. Потому что поведение героев слегка наивно, порывисто и излишне эмоционально.
Для людей того времени это может было и нормально, сейчас воспринимается как сказка, но сказка, безусловно хорошая.
Урок литературы «Самоотверженность и мужество героев Жюля Верна (по роману «Дети капитана Гранта»)» в 5 классе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ дети капитана гранта.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Море, музыка и свобода – вот всё, что я люблю». Жюль Верн
37-Я ПАРАЛЛЕЛЬ ЮЖНОЙ ШИРОТЫ. МАРШРУТ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ПОИСКАМ КАПИТАНА ГРАНТА
Словесный портрет – это словесный образ, описание внешности героя. 2. Портрет литературного героя – это не просто словесный образ, а некое отражение его внутреннего мира с помощью словесного описания. 3. Портрет литературного героя – это его внешность, манера одеваться, особенности речи, свойства характера (образ мыслей, сны, воспоминания и др). 4. Портрет литературного героя обычно рассматривается в сочетании (противопоставлении) с другими портретами (героями). 5. Портрет литературного героя в той или иной степени всегда является его оценкой.
1. Какова была жизненная цель капитана Гранта? Что Гленарвана роднит с капитаном и что он предпринял для его спасения? 2. В чём заключался нравственный подвиг Элен Гленарван? 3. Чем любуется автор в детях капитана Гранта? 4. Что общего у Жака Паганеля с пассажирами и командой «Дункана»?
КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕННОСТИ ГЕРОЕВ РОМАНА ВОСПРИЯТИЕ ЧУЖОЙ БЕДЫ КАК СОБСТВЕННОЙ ПОМОЩЬ ПОПАВШИМ В БЕДУ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ ДОБРОТА ИНТЕРЕС К ПУТЕШЕСТВИЯМ И ПОЗНАНИЯМ ВЗАИМОВЫРУЧКА БЛАГОРОДСТВО ПОМЫСЛОВ И ПОБУЖДЕНИЙ
Законы чести Сражаться с достойным соперником Долг превыше всего Не избегать опасности «Точность – вежливость королей» Лучше умереть, чем быть побеждённым Не унижать достоинство человека
МУЖЕСТВО ЧЕСТЬ ДОСТОИНСТВО Нравственная сила, помогающая преодолеть страх и страдания. В античности считалось одной из 4 главных добродетелей наравне с умеренностью, мудростью и справедливостью. Набор таких понятий, как верность слову, достойное поведение, чувство справедливости, принципиальность, бескорыстие. По В. Далю – неотъемлемая часть личности. Уважение и самоуважение человеческой личности.
СОВЕСТЬ БЛАГОРОДСТВО Способность личности формулировать собственные нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и оценивать совершаемые поступки (отсюда – «угрызения совести»). Изначально – совокупность личностных качеств, присущих человеку знатного («благого») рода. Сегодня – высокая нравственность, самоотверженность, честность, возвышенность мотивов поведения.
И. Дунаевский С. Говорухин
Выбранный для просмотра документ урок лит-ры.docx
Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна (по роману «Дети капитана Гранта»)
Цель урока – формирование представления о законах чести героев романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта».
— сформировать представление о личности Ж. Верна;
— расширить представления о системе образов в романе;
-закрепить понятие о литературном герое и портрете литературного героя;
— сопоставить и проанализировать законы чести героев Дюма и Верна;
— содействовать развитию у детей навыков критического мышления;
— формировать умение учащихся работать в группе;
— способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений.
После проведения урока учащиеся смогут:
— рассказать о личности Ж. Верна и героях его книги «Дети капитана Гранта»;
— оперировать понятиями «литературный герой» и «портрет литературного героя»;
— использовать ключевые слова урока (совесть, благородство, достоинство, мужество, честь) при анализе других литературных произведений и жизненных ситуаций;
Метапредметные результаты ( формирование универсальных учебных действий (УУД).
формулировать тему, проблему и цели урока.
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
Введение в тему. Формулирование темы урока.
Презентация (слайд 1)
Чей портрет изображён на слайде? Каким вам представляется этот человек, какими чертами характера, на ваш взгляд, он обладает? Проверить правильность ваших предположений я предлагаю, познакомившись с высказываниями самого Ж . Верна о себе .
«Море, музыка и свобода – вот всё, что я люблю»
Давайте обратимся к интервью с нашим знаменитым писателем.
Кадры из кинофильма « В поисках капитана Гранта»
Как вы думаете, кто сегодня ответит на вопрос, о чем новый роман Жюля Верна и каковы его герои?
На какие качества характера своих героев указал Ж.Верн в интервью?
Формулируем тему урока : « Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна » (слайд 2)
Однажды пассажиры яхты «Дункан» нашли в желудке пойманной акулы удивительную бутылку, в которой обнаружилась записка с просьбой о помощи. Давайте ещё раз вспомним её содержание (просим зачитать содержание записки на стр. 62).
Давайте обратимся к географической карте
Презентация (слайд 3)
и представим себе, какие трудности надо преодолеть отважным путешественникам, чтобы найти пропавшего капитана Гранта.
Учащийся показывает путь, который пришлось преодолеть героям романа.
37 параллель проходит через Австралию, Новую Зеландию, Чили и Аргентину, пролегает по Атлантическому, Индийскому и Тихому океанам.
С точки зрения разумного эгоизма современного человека отправляться неведомо куда, на край света, чтобы искать исчезнувшего малознакомого человека, потерпевшего кораблекрушение, нерационально, нелогично и просто глупо
Но тут – и в этом герои Дюма и Верна схожи – они руководствуются не обычаями и правилами. Вопрос: чем?
3. Работа с текстом.
Литературный герой – портрет, речь, обстановка, пейзаж.
— Прочитав первые четыре главы романа, мы уже знаем, что лорд Гленарван с супругой, двоюродным братом и детьми капитана Гранта собирается отправиться на поиски исчезнувшего капитана.
А чтобы понять причины поступков героев, мы должны вспомнить, что поможет нам охарактеризовать действующее лицо романа.
Давайте повторим, из чего состоит портрет литературного героя.
Презентация (слайд 4)
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Представление итогов работы.
Следующим шагом на пути к цели будет работа в группах. Учащиеся делятся на 4 группы (дома они составляли литературный портрет одного из героев) и получают проблемный вопрос
Презентация (слайд 5)
1. Какова была жизненная цель капитана Гранта? Что Гленарвана роднит с капитаном и что он предпринял для его спасения?
2. В чём заключался нравственный подвиг Элен Гленарван?
3. Чем любуется автор в детях капитана Гранта?
4.Что общего у Жака Паганеля с пассажирами и командой «Дункана»?
Цель: проверка качеств грамотного читателя и развитие коммуникативных умений.
По мере обсуждения выписывайте мотивы поступков, составляя кластер. Время обсуждения и работы – 5 минут.
— Теперь давайте отразим общий результат каждой из групп.
1. Любовь к родине побудила Гари Гранта поступить так, как он
Все вокруг молчали.
«Лицо у него было умное и весёлое. В нём не было неприветливости тех важных личностей, которые из принципа никогда не смеются, скрывая под личиной серьёзности своё ничтожество. Напротив, непринуждённость и милая бесцеремонность этого незнакомца ясно говорили о том, что он склонен видеть в людях и вещах их хорошие стороны».
— Найдите в каждом портрете общие для всех качества. Какие они? (Ответы детей) Любовь к родине, помощь попавшим в беду, самоотверженность, любовь к неведомым землям, благородство помыслов, побуждений.
— Вместе строим схему: « Ключевые ценности героев романа ».
— Делаем вывод: что значит для героев Жюля Верна «жить по законам чести»? Презентация (слайд 6, 7)
Вспомним схему «Законы чести» по роману Дюма «Три мушкетёра». Сравним.
Общее: 1. Никогда не падают духом в трудной ситуации.
3. Они растут в наших глазах, потому что находятся в постоянной борьбе с трудностями, в постоянной ситуации нравственного выбора.
Так чем же руководствуются герои Дюма и Верна в своих поступках?
Давайте вспомним, как назывался раздел, объединивший два этих произведения.
«Жизнь по законам чести». А что же такое честь?
Работа с понятиями честь, совесть, благородство, мужество, достоинство. Презентация (слайд 8,9)
Давайте вернёмся ещё раз к стихотворению Б.Окуджавы, которое открывало раздел.
Чтение стихотворения наизусть.
Что ответил Жюль Верн человеку, спросившему его о будущем его книг? ( Их забудут)
Сбылось ли предположение писателя?
По роману «Дети капитана Гранта» создано прекрасное музыкальное произведение и несколько экранизаций. Последняя – это семисерийный фильм моего детства «В поисках капитана Гранта». (Слайд 10)