дети подземелья короленко какой класс

Владимир Короленко «Дети подземелья»

Дети подземелья

Другие названия: В дурном обществе

Повесть, 1885 год (год написания: 1885)

Язык написания: русский

Исполненная трагизма и глубинной подлинности повесть Владимира Галактионовича Короленко западает в сердце и что-то незримо меняет в душе каждого ребенка.

Написанная в годы ссылки повесть объединила в себе ряд проблем как общества в целом, так и отдельно взятой семьи. Вдовец начинает отстраняться от сына и тяготеет к напоминающей умершую жену дочери, мальчик тянется к изгоям общества.

Впервые напечатано в журнале «Русская мысль» в № 10 за 1885 год под названием «В дурном обществе».

Повесть была включена писателем в его первую книгу «Очерки и рассказы», вышедшую в 1886 году, и затем многократно переиздавалась.

В 1886 году в февральском номере детского журнала «Родник» был опубликован сокращенный вариант повести под названием «Дети подземелья». В этом виде она многократно переиздавалась на протяжении XX века.

В произведение входит:

Обозначения: дети подземелья короленко какой класс. Смотреть фото дети подземелья короленко какой класс. Смотреть картинку дети подземелья короленко какой класс. Картинка про дети подземелья короленко какой класс. Фото дети подземелья короленко какой классциклы дети подземелья короленко какой класс. Смотреть фото дети подземелья короленко какой класс. Смотреть картинку дети подземелья короленко какой класс. Картинка про дети подземелья короленко какой класс. Фото дети подземелья короленко какой классроманы дети подземелья короленко какой класс. Смотреть фото дети подземелья короленко какой класс. Смотреть картинку дети подземелья короленко какой класс. Картинка про дети подземелья короленко какой класс. Фото дети подземелья короленко какой классповести дети подземелья короленко какой класс. Смотреть фото дети подземелья короленко какой класс. Смотреть картинку дети подземелья короленко какой класс. Картинка про дети подземелья короленко какой класс. Фото дети подземелья короленко какой классграфические произведения дети подземелья короленко какой класс. Смотреть фото дети подземелья короленко какой класс. Смотреть картинку дети подземелья короленко какой класс. Картинка про дети подземелья короленко какой класс. Фото дети подземелья короленко какой классрассказы и пр.

Доступность в электронном виде:

дети подземелья короленко какой класс. Смотреть фото дети подземелья короленко какой класс. Смотреть картинку дети подземелья короленко какой класс. Картинка про дети подземелья короленко какой класс. Фото дети подземелья короленко какой класс yemets, 22 сентября 2015 г.

«От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Короленко, как сын судьи и якутский ссыльнопоселенец, не по наслышке знакомый с имперской пенитенциарной системой, описал жизнь париев современного ему общества конца 19-го века. Повесть во многом автобиографична. Здесь нашли своё отображение и проблема «отцов и детей», и жизнь человека «на дне». Некоторые сцены из жизни отверженных обществом нищих читать морально тяжело, поэтому позиционировать это произведение как «детскую литературу» я бы не стал. Экранизация повести — х/ф «Среди серых камней» тоже оставила после себя неоднозначные впечатления.

««На костях человеческих стоит старое замчище», — передавали старожилы, и моё детское испуганное воображение рисовало под землёй тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями».

«…передо мной было только кладбище, пустынное и тихое, без малейших признаков обитаемости, только воробьи чирикали на свободе да густые кусты черемухи, жимолости и сирени, прижимаясь к южной стене часовни, о чём-то тихо шептались густо разросшеюся тёмной листвой».

Увлёкшись серьёзно литературой, годами зачитывался зарубежными классиками, чаще всего книгами отцов-основателей хоррора и тех, кто занимался развитием жанра на протяжении веков не находил среди отечественных писателей похожих авторов. Ну, понравились рассказы Михаила Парфёнова со временем например, так он современник, ну «Мастер и Маргарита» Булгакова прочитал, хороший. Знаю само собою достопочтенного Николая Гоголя, а на днях ещё и про Владимира Галактионовича Короленко узнал!

Писатель-гуманист мирового уровня. «Белогвардиец». Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности; известный правозащитник, общественный деятель — список достижений и заслуг очень и очень многими уважаемыми человека можно продолжить. Но по линии художественной литературы, сочинял ли только социальные рассказы про непреклонных противников большевицкому перевороту с сопутствующим ему хаосом и дикарством, про бродяг-бедняков? Работал ли только в жанре реализма? Нет. Самое известное произведение, повесть «Дети подземелье», которые многие проходили по школьной программе, вполне может претендовать на лучшую кладбищенскую историю и чисто жанр готики, если судить по локации, что в свою очередь вполне в рамках хоррор. Так вот, в школе сюжет произведения не запомнил, а вот мрачное впечатление сохранилось. И перечитав спустя много лет, узнав случайно, что автор буквально сосед, оно подтвердилось.

События разворачиваются в старом городе, где одна из главных достопримечательностей — древний полуразрушенный замок на острове. И дети туда часто бегают гулять, хоть пугает сам вид строения и бездомные. ««Живёт в замке» — эта фраза стала выражением крайней степени нищеты». Однажды бедолаг холодной дождливой ночью разогнали, но не сразу они покинули город и не все.

Здесь начинается весьма жуткий и драматичный эпизод, где жители дежурили ночью, а когда пёс залает, стучали палками по забору, давая понять, что на чеку. Словно по улице бродили не люди. Кое-кто поселился в не менее ветхой кладбищенской часовне, точнее даже сказать — под ней. С парой почти ровесников знакомится главный герой, найдя утешение в таком знакомстве и дальнейших встречах, ибо дома с отцом не ладилось. Но бродяги показали ему родственника с другой стороны — как местный судья, тот не спешил их прогонять.

Интересно. Хочу вот приобрести полное собрание сочинений Короленко и познакомится с другими рассказами, а также, собственно главным произведением, эпопеей «Записки моего современника» (1904-1921), особенной хотя бы потому, что сочинил он её исключительно находясь уже несколько лет в Полтаве, куда приехал из Санкт-Петербурга. В дом Александра Викентиевича Будаговского на Ново-Садовою №1, возле городского Сада, который городу ещё Семён Михайлович Кочубей (1778-1853) подарил, из древнего казацкого рода.

Так вот, тот дом и сейчас стоит, а внутри сохранилась точная обстановка ХІХ столетия, с оригинальными предметы антикварной мебели, десятком книжных шкафов с личными коллекциями дореволюционных книг и словарей писателя, его рабочий кабинет, даже какие-то записки, черновики, старый Андервуд. К ним можно прикоснуться, что в общем-то восхищает. Сейчас в Саду у нас Рокерский-клуб, где раньше часто гулял на концертах, даже не подозревая, что рядом жил такой удивительный человек.

А ведь по сути дела перед нами первое в русской литературе произведение, описывающее жизнь бомжей. Изгои, обосновавшиеся в развалинах. — один в один копируют своим бытом нынешние бомжатники. Ничто не ново под луной, но в конце XIX века нужен был талант и литературная смелость Владимира Галактионовича Короленко, чтобы написать эту повесть.

Написано без злости. Книга заставляет пожалеть и задуматься, и при этом в ней нет ничего такого. горького. Повесть произвела сильное впечатление и — спасибо автору! — обошлось без яда, не особо помогающего открыть глаза, однако любимого некоторыми писателями. Закончилось всё грустно, но по-доброму.

дети подземелья короленко какой класс. Смотреть фото дети подземелья короленко какой класс. Смотреть картинку дети подземелья короленко какой класс. Картинка про дети подземелья короленко какой класс. Фото дети подземелья короленко какой класс Paganist, 18 сентября 2019 г.

Конечно, можно было «Детей подземелья» углубить, расширить до полноценного романа. Больше раскрыть героев, показать их историю и так далее. Впрочем, и в таком виде повесть вполне презентабельна. Повесть полезно прочитать и взрослым, и детям.

История одновременно грустная и светлая. Да, жаль маленькую Марусю, но, с другой стороны — отрадно, что главный герой поладил с отцом. Как ни крути, повесть подана как эпизод из жизни. А жизнь, как известно, богата на самые разнообразные события.

Хорошо, что автор не идеализирует нищих, выдавая их за несправедливо обиженных жертв. Нейтральная подача, без оценочных суждений — удачный ход. И главный герой-ребёнок, лишённый предубеждений — лучшее решение для такого хода. Бездомные нищие — крайне непопулярная тема в литературе тех времён. Но подана трогательно, но без пафоса или преувеличения.

Источник

Урок внеклассного чтения по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок литературы в 6 классе.

Урок внеклассного чтения по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Цель: обучать анализу художественного произведения через исследование текста, полотен русских художников;

развивать художественное восприятие, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитывать способность сопереживать, сострадать, чувствовать.

Тип урока: исследование, с элементами дискуссии.

Самоопределение к деятельности

Всмотритесь – и вы увидите,

Задумайтесь – и вы поймете…

Прислушайтесь… / Звучит запись детского плача и детского смеха./

1. Что вы слышите? Какие чувства вызывает у вас плач, смех? /Жалость, сострадание, радость, восторг, счастье/

Всмотритесь… /Показ репродукций картин русских художников Х I Х века: В. Г Перова «Спящие дети», «Савояр», Ф.С. Журавлева «Дети-нищие», П.П. Чистякова «Нищие дети», Ф.А. Бронникова «Старик-нищий»./

Всмотритесь в лица героев картин.

3. Какими вы их увидели?/ Несчастные, ни на одном лице нет улыбки/

4. Почему художники запечатлели детей спящими? /Только во сне они могут забыться, может быть, им приснится что-то приятное./

5. Какой призыв звучит в каждой картине? /Быть добрее, милосерднее./

II . Целеполагание. /Цель урока формулируется самими учащимися /

1.Есть ли созвучие полотен русских художников и повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»?/ Да.

2. В чем проявляется это созвучие? /И там и там мы видим страдание, низкий уровень жизни./

3.Попробуйте сформулировать тему нашего урока, поставить цель. А в помощь вам цитата из повести Короленко:

«Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

4. Сможете сформулировать тему? Тогда обратимся ко второй цитате:

«Малый был в дурном обществе, но не сделал ничего дурного…»

4.Найдите и выделите ключевые слова: «дурное общество», «дурные дела»

5. Лексическая работа:

Как вы понимаете, что такое общество?

Общество-круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.

Дурной-1)плохой; 2) безнравственный.

Но мы говорим об обществе, значит, «дурное общество» – это общество, в котором люди совершают плохие поступки.

Как вы понимаете, что такое дурные поступки? / Поступки, приносящие вред другим для достижения собственных целей /

А какие поступки мы считаем добрыми? /Поступки на благо других людей/

— Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой? ( не можем. «В душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны нравственные «взлёты» и «падения» )

А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

Цель: показать, какой изобразил жизнь в дурном обществе; у читься анализировать; воспитывать в себе сострадание, сочувствие, не совершать дурные поступки.

Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?

( работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать поступки и т.д. )

Постановка проблемной задачи. Какому «малому» будет посвящен наш урок? /Васе/.

Как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»? /Запись вопроса в тетрадь/

III .Формирование учебных умений.

Каким мы видим Васю в начале повести? ( чтение 1 абзаца )

(Герой Короленко- мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе).

«Я же рос, как дикое деревце в поле».

А кто для вас самый близкий человек?

( Родители. Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми ).

— А как относятся к Васе дома?

«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».

Какая пропасть разделяла отца и сына, самых близких людей?

« С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».

— Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы.

«Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

Давайте подробнее рассмотрим эти картины.

— Мы попадаем в провинциальный городок Княжье Вено.

— На что обратит внимание впервые попавший туда человек?

— Какое настроение создаёт этот пейзаж?

— Неужели нет в этом городе ничего интересного?

— Какие эпитеты помогают создать этот образ?

Работа с эпитетами

— Итак, обобщим наши наблюдения.

(Атмосфера мрака и разложения веет с этих страниц повести, но самое страшное – не умершие здания, а люди, которых писатель называет «могильными червями»)

— А сейчас мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

И до пола дотянулись.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Снова книгу открываем

И читать мы продолжаем.

3. Отношение Васи к «тёмным личностям».

— Как Вася относится к «тёмным личностям»?

У Васи сердце сжимается от жалости к людям, оставшимся без крова. Перед нами мальчик с чуткой нежной душой, страдающий от непонимания близких, способный почувствовать боль другого. Но мир, в котором он существует, формирует его взгляды. Нищенствовать – плохо, воровать – нехорошо, бродяжничать – дурно. Он ведь считает себя дурным «сыном почтенных родителей, который не щадит семейного счастья»).

«Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видали дети старше меня».

4. Чтение по ролям/С.17-19/

-С кем знакомится Вася в старой часовне? (читают заранее подготовленные ученики)

Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в крепкую дружбу?

— Какие открытия сделал Вася в этот день?

( Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему интересно, а всё остальное не имеет значения ).

«Дети играют с детьми, а не с их родителями».

Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу.

« Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидел их впервые…»

Что же открыл для себя Вася?

5. Работа в группах: составление диаманты.

Диаманта это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)

Сравнительная характеристика Маруси и Сони.

Работа с термином «сравнение».

(физминутка для глаз)

1.Закройте глаза, откройте. Повторите 8 раз.

2. Не меняя положения головы, начинайте медленно переводить взгляд с потолка на пол, справа налево и обратно. Повторите действие 8 раз

VI. Закрепление. Включение нового знания в систему

Какую роль сыграла детская игрушка в жизни Маруси и Васи?

« Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по –прежнему шлёпая по полу слабыми ногами ».

«Зато мне эта кукла доставила очень много тревожных минут…»

— Родной отец считает сына вором. И это ещё больше разделяет отца и сына.

Кто помогает разрушить стену непонимания между ними? / Тыбурций

1. Сначала он говорит Васе: « Храни тебя Бог подумать плохо об отце. У твоего отца есть сердце, он знает много… Он самый лучший человек в городе…» )

2.Разговаривает с отцом Васи в доме судьи.

« Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела» ».

Мы не знаем, что Тыбурций говорил судье. Но можем предположить. (мнения ребят).

« Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу… »

-Как вы понимаете слова Тыбурция?

( отец и сын открыли для себя друг друга )

Вспомним проблемный вопрос нашего урока: как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»? Нашли мы ответ на данный вопрос? Аргументируйте.

Самостоятельная работа с проверкой.

Составьте небольшую характеристику Васи, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

VIII. Информация о домашнем задании.

Ответьте письменно на проблемный вопрос урока.

Составьте список человеческих качеств, которые проявляет Вася.

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Пионерская готика

Диафильм «Дети подземелья», 1964 год / Студия «Диафильм»

Ровно век назад, в 1920 году, Владимир Короленко (1853-1921) написал наркому просвещения РСФСР Анатолию Луначарскому отчаянные и опасные письма с критикой большевизма. Из-за них классик оказался на обочине русской литературы. Его статус понизился до детского писателя, но он не был вычеркнут из истории русской литературы. Спасли Короленко «Дети подземелья» — сокращённый вариант повести «В дурном обществе». Рассказ вошёл в школьную программу и советский литературный канон, а главный герой — мальчик Вася — встал в один ряд с Тимуром и его командой, Мишей Поляковым из «Кортика» и другими иконами советской детской литературы.

Эпистолярный поединок

В своих бескомпромиссных письмах к Анатолию Луначарскому Короленко фактически апеллировал к высшему руководству страны. Жанр «писем к вождю» — не просто неформальный диалог с властью. Это дело чести, поединок. В нем трудно, практически невозможно победить, но цель не в этом. Главное — четко озвучить свою позицию и повлиять на ход событий в стране.

Короленко верил в силу своего слова. Он имел колоссальный авторитет в обществе — не только как писатель — властитель дум, но и как народный заступник, правозащитник. И в царской, и затем в Советской России Короленко ходатайствовал за арестованных. Его называли «поэтом русской интеллигентской совести» — за справедливость и прямоту.

Максим Горький говорил о своем «непоколебимом доверии» к Короленко. Обычно язвительный Иван Бунин сравнивал коллегу с «титаном, которого не могут коснуться отрицательные явления». А Антон Чехов сказал о Короленко кратко и ёмко: «Очень хороший человек».

Короленко, как и Лев Толстой, «не мог молчать». Ему, одному из «праотцов» революции, прошедшему аресты и ссылки, важно было объяснить большевикам, в чем их ошибки и преступления. Наивная вера в свой авторитет.

Все происходящее сам Короленко называл «экспериментом». «Вы допустите, вероятно, что я не менее любого большевика люблю наш народ, — обращается он к Луначарскому. — Допустите и то, что я доказал это всей приходящей к концу жизнью. Но я люблю его не слепо, как среду, удобную для тех или иных экспериментов, а таким, каков он есть в действительности».

И, наконец, Короленко осуждал максимализм и схематизм большевистских программ: «Вы не представляете себе ясно сложность действительности». Вывод был безапелляционный: «В преследовании этой своей схемы вы довели страну до ужасного положения».

Обращение классиков

Десятилетием позже Короленко с его «несвоевременными мыслями» точно причислили бы к врагам народа. И его революционные корни не помогли бы. Но это была заря 1920-х, когда еще существовала политическая полемика, и можно было спорить.

Выбор Луначарского в качестве собеседника был не случаен. С одной стороны, он терпеливо выслушивал несогласных, а это предмет отдельного уважения. С другой стороны, и сам нарком с пиететом относился к Короленко. Отсюда — и надежда писателя на диалог.

Трагический постскриптум

Находясь в Полтаве, где жил тогда Короленко, Луначарский предложил ему письменно изложить свои взгляды на происходящее и обещал опубликовать переписку. Но в итоге на послания писателя нарком так и не ответил.

Короленко передал копии писем за границу, и в 1922 году их опубликовали в Париже. Это издание вскоре появилось у Ленина. Так, окольным путём, письма дошли до высочайшего адресата. Но Короленко к тому моменту уже не было в живых. Он умер в Полтаве в 1921 году от воспаления легких.

Дерзкие письма к советской власти, порочащие молодое государство за рубежом и нашедшие живой отклик в эмигрантской среде, могли навсегда вычеркнуть Короленко из истории русской литературы ХХ века. Но неожиданно писателя спасли «Дети подземелья» — сокращенная версия повести «В дурном обществе» (1885), которую сам Короленко при жизни не любил.

В 1916 году в письме С.Я. Елпатьевскому Короленко писал: «Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества: ведь это нужно заручаться специальными одобрениями «для школьных библиотек». «В дурном обществе», например, так и идет в десятках тысяч экземпляров дешевых изданий в сокращенном и обкромсанном виде. А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде, а уже потом получать его в полном».

И хотя оба варианта произведения в течение всего ХХ века издавались параллельно, для многих читателей Владимир Короленко так и остался прежде всего автором детских рассказов, таких как «Дети подземелья» — щемящей, загадочной и незабываемой истории о малышах, живших в склепе. Как это произошло, и каким образом «Дети подземелья» «реабилитировали» Владимира Короленко перед советской властью исследовал филолог Михаил Иткин.

Урезанные ужасы

Развалины замка и часовни. Призраки пленных турок. Крики филина. Кладбище со вспыхивающими на могилах огнями. Люди, живущие в кладбищенских подземельях. Антураж настоящего готического романа! Его не всегда легко переносят не только дети, но и взрослые. Слишком тяжелые впечатления. Жуткий мир и образы, иллюстрирующие его. Много некросимволики: с трупами сравниваются разрушенный замок и часовня, упоминаются гробы, черепа и белые «истлевшие кости». Иногда кажется, что классик перестарался в сгущении красок. Да и готика в русской литературе в конце XIX века уже считалась архаикой.

Готический роман «ужасов» появился во второй половине XVIII века в Европе, прежде всего — в Англии. Мистико-фантастический сюжет с привидениями, страшными тайнами, преступлениями и родовыми проклятиями разворачивался в готическом замке. Отсюда — и название. С другой стороны, готика отсылала к «ужасам» Средневековья.

В русской литературе готические произведения встречались, в основном, в первой половине XIX века. Из самых известных — «Страшная месть» Николая Гоголя, «Остров Борнгольм» Николая Карамзина, «Кровь за кровь» Александра Бестужева-Марлинского, «Семья вурдалака» Алексея Толстого и другие.

Но для писателя с социальным пафосом, каким был Короленко, готики в повести оказалось многовато, хотя она и была во многом художественно оправдана. «Жизнь в заброшенном склепе, погруженном во мрак, является отображением крайней степени нищеты и, по сути, становится причиной кончины Маруси», — поясняет Михаил Иткин.

Издатели краткой версии повести решили не слишком травмировать хрупкую юную психику. В «Детях подземелья», вышедших в 1886 году в детском журнале «Родник», готика и мистика были сильно сокращены, но одновременно из повести убрали и значительную часть «дурного общества».

Утраченные натуры

В оригинальном варианте повести Короленко немало рассказывает о потерянных, опустившихся, оказавшихся вне закона людях. Похожие персонажи появятся и в пьесе Горького «На дне». Собственно, это и есть «дурное общество». Его представителям сочувствует главный герой — мальчик Вася. Однако издатели решили пожертвовать сомнительными персонажами — они не подадут детям хороший пример. Взрослую повесть максимально упростили, сделали историю для детского чтения, где большое количество персонажей излишне.

Объёмная, многослойная история стала плоской, картонной. В остальном фабула осталась прежней. Повествователь рассказывает о своем детстве, в котором он, сын судьи, подружился с нищими бездомными ребятишками, Валеком и Марусей. Их опекун, пан Тыбурций, не в ладах с законом. Но Вася не осуждает его, видя, как тяжело приходится его семье. Мальчик остро переживает их бедствия, пытается помочь безнадежно больной Марусе.

У издателей была своя логика. Гимназисты реагировали прежде всего на взаимоотношения маленьких героев. Многие плакали, особенно из-за смерти Маруси. Описательные же пассажи, часто готические, вызывали меньше интереса. В итоге в последующих дореволюционных хрестоматиях историю упрощали все больше, сосредотачиваясь на эпизоде смерти девочки.

Любовь писателя к людям, его сентиментальность в духе Чарльза Диккенса в сокращённой версии, конечно, остались. Однако вместе с готической «водой» редакторы выплеснули весьма колоритных персонажей. Короленко называл их «проблематическими натурами».

Приглаженное «дно»

В повести целая галерея таких натур: полубезумный «профессор», отставной чиновник Лавровский, «генерал» Туркевич, штык-юнкер Заусайлов. Большинство из них — типичные маленькие люди, дошедшие «до дна». Исключение — пан Тыбурций, явно отличающийся от остальных интеллектом, образованностью и харизмой.

Этот персонаж явно гипнотизирует читателя, особенно тогда, когда приходит в дом судьи и спасает Васю от отцовского гнева. Он играет роль чудесного помощника — благодаря его объяснениям сближаются отец с сыном. Он открывает глаза сыну на — порядочность и благородство отца, а отцу — на сердечность и доброту сына. Однако в детском варианте истории этот важнейший персонаж уходит из центра внимания.

В оригинале повести мир подземелий дан в двух плоскостях. Есть детское сочувственное восприятие, а есть взрослое: «Теперь, умудренный прозаическим опытом жизни, я знаю, конечно, что там был мелкий разврат, грошовые пороки и гниль». Но это переключение повествования, взгляд с дистанции в короткой версии исчезает. Остается только детское восприятие.

Даже само пространство в «Детях подземелья» становится беднее. Вместо города — один только замок, да и тот уже не устрашающе-готический, а полусказочный.

Репутационные издержки

«Дети подземелья» неоднократно переиздавались, но не включались в школьную программу по литературе вплоть до 1937 года. Тем не менее, всё литературное наследие Короленко трудно было игнорировать, и в первые советские программы все же был включен ряд его произведений: «Сон Макара», «Река играет», «Без языка».

В 1930-е годы статус обеих версий сюжета Короленко изменился. В 1933-1935 годах повесть «В дурном обществе» была в разделе внеклассного чтения для 9-го, а затем для 7-го класса. В 1937 году для внеклассного чтения пятиклассникам были рекомендованы уже «Дети подземелья». И, наконец, в 1939 году этот рассказ закрепился в списке обязательной литературы.

Каноничность произведения в 1930-е годы напрямую зависела от статуса, приписываемого автору. Одно дело — «бесспорные» Некрасов или Горький. Другое дело — «сомнительный» Короленко, известный критикой большевизма.

Его положительная репутация была связана с «красотой слога», «душевной ясностью» и «подлинностью любви» (все это — определения Анатолия Луначарского). Его отрицательное восприятие — чисто политическое — «мелкобуржуазный идеалист». Не отклонялись от линии партии и критики: «не дорос до понимания современности», но «как художник он представляет крупную величину».

Двойственная репутация мешала признанию. Публично изменить её попыталась дочь писателя Наталья Короленко-Ляхович. В 1948 году она подготовила новую редакцию произведения отца.

Промежуточный вариант

Новый вариант стал компромиссом между изначальной повестью и вариантом «Родника». Содержательно и стилистически редакция Короленко-Ляхович больше опиралась на оригинал. В ней максимально восстанавливается социальный план. Спустя время эта версия становится основной.

Короленко-Ляхович вернула в текст «Детей подземелья» часть готики. Но теперь у нее была социальная окраска. Она акцентировала «ужасные условия жизни в развалинах».

Восстановлены были и сатирические моменты, которые смущали издателей в дореволюционную эпоху. Например, в главе «Осенью» возвращён портрет ксендза: «У него брюхо, как настоящая сороковая бочка, и, стало быть, объедение ему очень вредно». А в главе «Знакомство продолжается» вновь появляется рассказ о графе-взяточнике, которого «засудил» Васин отец.

Советский идеологический контекст благоприятствовал «реабилитации» этих эпизодов. Обличения «богатого попа» и «аристократа» оказались уместны. А отец Васи, честный судья, выглядел как борец за социальную справедливость.

В команде с Тимуром

Новая версия подправила репутацию Короленко. Тем не менее, он так и остался «понижен» до детского писателя. Половинчатое признание повлияло на закрепление в школьном каноне его произведений о детях («Слепой музыкант», «Дети подземелья», «Парадокс»). Эти рассказы, не слишком нагруженные идеологически, должны были служить примером для пионеров, поскольку содержали такие ценности, как сочувствие к бедным, героизм, самопожертвование.

Сын судьи Вася по возрасту, происхождению и убеждениям, конечно, не дотягивал до безупречного героя Павки Корчагина из канонического романа Островского «Как закалялась сталь», но он в какой-то мере был его «попутчиком». Как и в советских книжках для юношества, благородный герой в ходе сюжета взрослел, выносил из жизни серьезные уроки, а значит мог быть примером для юных читателей.

Необходимость воспитать нового советского человека была провозглашена главной задачей школы. Ну а литература должна дать образцы «правильного» мышления и поведения. Книжные герои воспринимались как живые люди: «хороших» любили, словно друзей, «плохих» ненавидели, будто реальных врагов.

В послевоенные годы советские критики акцентировали «правильность» Васи. Важно было, что он нашел «черты человечности в людях “дна”», получил «первые уроки гражданского самосознания». А то, что мальчик общался с «деклассированными элементами», свидетельствовало о гуманизме произведения. Тем самым, Вася встраивался в ряд канонических персонажей: «Тимура и его команды» Аркадия Гайдара, Миши Полякова из «Кортика» и «Бронзовой птицы» Анатолия Рыбакова, а позднее — героев книг Владислава Крапивина.

Но важнее то, что сегодняшние подростки читают в школе изначальный вариант «В дурном обществе». А он производит гораздо более сильное впечатление и намного больше рассказывает о людях, чем трогательные, щемящие, но всё же упрощенные «Дети подземелья».
IQ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *