дети войны кто к ним относится с какого возраста и по какой
Предлагается выплачивать «детям войны» ежемесячное пособие
dimaberkut / Depositphotos.com |
Группа депутатов Госдумы совместно с сенатором РФ Сергеем Леоновым внесли в парламент законопроект о социальной поддержке так называемых «детей войны» – то есть людей, родившихся в период с 22 июня 1928 года по 9 мая 1945 года и постоянно проживавших на территории СССР в период Великой Отечественной войны. Конкретный порядок отнесения граждан к категории «детей войны» должно будет определить правительство.
Если новый закон примут, такие граждане ежемесячно будут получать выплату в размере не менее 30% от федерального прожиточного минимума на душу населения. В настоящее время он равен 11 653 руб. (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2406). Таким образом, минимальный размер пособия «детям войны» на сегодняшний день составил бы 3 495,9 руб.
Какие доплаты к пенсии облагаются НДФЛ? Узнайте ответ из Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
В законопроекте отдельно подчеркивается, что новое пособие индексируется и выплачивается независимо от остальных форм социальной поддержки. Если инициатива будет поддержана, закон вступит в силу с 1 января 2022 года.
Авторы поправок отмечают, что «дети войны» достигли пенсионного возраста, и многие из них находятся в достаточно сложном материальном положении. Данная категория граждан нуждается в особом внимании государства, отмечают парламентарии – пережив вместе со взрослыми тяготы и лишения военного времени, они до настоящего времени не имеют официального признания на государственном уровне.
Добавим, что в некоторых регионах уже действуют меры поддержки «детей войны» – например, в Москве (постановление Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. № 74-ПП), Чувашская Республика (Закон Чувашской Республики от 16 апреля 2020 г. № 23 «О детях войны»), Республика Башкортостан (Закон Республики Башкортостан от 29 марта 2021 г. № 389-з «О детях войны в Республике Башкортостан») и т. д.
1 С текстом законопроекта № 1251800-7 «О мерах социальной поддержки детей, пострадавших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Выплаты и льготы для «Детей войны» в России в 2021 году: размеры, особенности, как и кому можно оформить
«Дети войны» в общепринятой логике – это те, кому на момент окончания Второй Мировой войны (3 сентября 1945 года) не исполнилось 18 лет. Эти люди прошли через тяжелые испытания в детстве, а потом активно участвовали в послевоенном возрождении страны. Однако на федеральном уровне они до сих пор не имеют права на специальные выплаты, хотя эти выплаты есть на уровне отдельных регионов. Что это за регионы, сколько они платят детям войны и как оформить этот статус – читайте в нашей статье.
Кто относится к детям войны?
В отличие от некоторых других стран (например, Украины), в России на федеральном уровне до сих пор не закреплено законодательное определение «ребенок войны». По логике следует, что это все те, кто на момент окончания Великой Отечественной войны считался несовершеннолетним или был младше определенного возраста. В России же социальная защита всех, кто так или иначе относится к ВОВ, регулируется законом «О ветеранах».
Соответственно, если человек родился до начала войны, однако не работал в 1941-1945 годах в тылу или не обеспечивал обороноспособность страны (или документы об этом не сохранились), формально он не считается ветераном – и, соответственно, ни под какие федеральные выплаты не попадает.
Однако регионы в России имеют право вводить меры социальной поддержки для отдельных категорий населения, и в некоторых из них существует и категория «Дети войны».
Прежде всего, это Москва – там как раз с 2021 года появилась региональная льготная категория «дети войны», к ней отнесли тех, кто родился с 3 сентября 1927 года по 3 сентября 1945-го. Следовательно, принцип такой: под категорию «ребенок войны» в Москве попадают те, кому на момент окончания Второй Мировой войны было меньше 18 лет (то есть, если человек пережил войну несовершеннолетним, он относится к детям войны,
Меры поддержки в Москве существуют еще с 2020-го, однако тогда льготы и выплаты назначались тем, кто родился с начала 1928 года (то есть, категорию расширили за счет тех, кто родился с сентября и до конца 1927 года).
В других регионах тоже есть категория «дети войны», причем единого подхода к датам рождения нет, например:
Соответственно, единственный критерий для определения, подпадает человек под категорию «ребенок войны» – дата его рождения. Не учитываются ни уровень доходов, ни наличие медалей, ни трудовой стаж – но при этом регионы считают возраст по-разному.
Кроме разных подходов к определению возраста, разные регионы готовы давать разный объем льгот и выплат этой категории.
Какие выплаты и льготы полагаются детям войны
Как мы уже выяснили, меры социальной поддержки для детей войны в России устанавливаются исключительно на уровне отдельных регионов – но при этом таких регионов достаточно много (порядка 20).
И первое, что полагается детям войны – это ежемесячная денежная выплата. В некоторых регионах ее может не быть – там есть только разовые выплаты по факту установления категории и ежегодные выплаты ко Дню Победы. Мы собрали данные по таким регионам:
В некоторых регионах детям войны вообще не предусмотрены никакие выплаты – хотя эта категория выделяется местным законодательством (пример – Смоленская область). Кое-где выплаты есть только ко Дню Победы (но они нерегулярны – каждый раз выплачиваются по решению местных властей), а во многих регионах нет даже закона, который бы определял эту льготную категорию.
Самое главное: даже если в регионе есть ежемесячная выплата «детям войны», она не прибавляется к другим ЕДВ, которые человек может получать как федеральный или региональный льготник. Другими словами, если «ребенок войны» одновременно еще и ветеран труда, то ему придется выбирать одну из двух выплат, как и «детям войны» с инвалидностью или пострадавшим от аварии на ЧАЭС.
Правда, денежные выплаты – не единственная мера поддержки для «детей войны» в регионах. Кроме прочего, они могут претендовать на такие льготы:
Как можно заметить, многое из этого «заимствовано» из мер поддержки ветеранов и инвалидов – при этом «дети войны» часто из-за проблем со здоровьем и так оформляют группу инвалидности и имеют ровно те же права.
Как и в случае с ЕДВ, «дети войны» вправе рассчитывать на помощь только по одному из оснований, если их несколько (например, если право на санаторно-курортное лечение у человека есть еще и из-за инвалидности).
Как оформляется статус и выплаты
Вероятно, статус «ребенок войны» (или просто льготы – в ряде регионов этот статус не выделяется, но льготы по возрасту есть) оформить проще, чем любую другую выплату для пожилого человека – в данном случае роль играет только возраст, поэтому достаточно паспорта.
Например, в Москве ЕДВ для детей войны назначается автоматически и выплачивается вместе с пенсией, но в отдельных регионах может потребоваться и специальное заявление. В любом случае, никак дополнительных документов собирать не нужно – статус предоставляется исключительно по возрасту.
Отметим, что в ряде регионов дети войны могут получить специальную медаль. Это не государственная награда – ее учредил общественный фонд «Дети Великой Отечественной войны», и для ее получения нужно предоставить документы, подтверждающие, что в годы ВОВ человек жил на территории СССР. С другой стороны, Фонду достаточно удостоверения о присвоении человеку категории «ребенок войны».
Сама по себе медаль не дает никаких льготных прав – она просто засвидетельствует, что человек пережил сложный период в детстве.
Когда появится статус «дети войны» на федеральном уровне?
До настоящего времени статус «дети войны» существует только на уровне отдельных регионов, однако такие попытки делаются. С 2014 года в Госдуму попадало несколько разных законопроектов, которые, правда, отклонялись.
Проблема в том, что в России достаточно много людей попадают под эту категорию, а авторы законопроектов прописывали достаточно крупные денежные выплаты для них, причем не указывали, за счет каких источников финансировать эти расходы.
Однако последний из внесенных проектов – законопроект «О детях войны» авторства КПРФ – имеет чуть больше шансов. Документ прописывает следующее:
В Госдуме уже высказали пару замечаний к проекту – там не поняли, почему старшая граница возраста для права на выплаты – 1928 год, а еще неправильно определены компетенции разных уровней власти.
Тем не менее, Совет Госдумы планировал рассмотреть документ в апреле 2021 года. Но вместо рассмотрения было проголосовано перенести рассмотрение на неопределенный срок.
Отметим, что база Госдумы – настоящее «кладбище» подобных законопроектов, которые с удивительной упорностью появляются почти каждый год, после чего отклоняются при голосовании:
В данном случае шансы на прохождения законопроекта тоже невысоки – вряд ли новая льготная категория появится именно в таком виде, и получит именно такие выплаты.
Однако недавно инициативой заинтересовался генеральный прокурор России Игорь Краснов – он заявил, что с проект «О детях войны» рассматривается Госдумой еще с 2014 года, и работы над документом «необходимо завершать». Соответственно, либо этот законопроект могут доработать до приемлемого вида, либо разработать новый.
С другой стороны, генпрокурор – не субъект законодательной инициативы, поэтому прямого влияния на этот процесс он не имеет.
В публичной плоскости пока основные усилия государство прикладывает к поддержке семей с детьми – в то время, пока даже работающие пенсионеры остаются без индексации пенсий. А новые выплаты вряд ли впишутся в и без того напряженный бюджет.
Выплаты «детям войны» в Москве: кому положены и как получить
ginasanders / Depositphotos.com |
Одним из приоритетов государственной политики России является защита граждан старшего возраста. Для обеспечения их социальных гарантий на федеральном уровне реализуются отдельные меры (начиная от предоставления ежемесячных и единовременных социальных выплат, пособий и заканчивая льготами на проезд, лечение и т. п.).
Значительное количество граждан старшего поколения, получающих господдержку, относится к лицам, принимавшим участие в Великой Отечественной войне. Речь идет о непосредственных участниках войны, а также о ветеранах боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период войны, лицах, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и т. д. Но одна категория этих лиц до сих пор так и не нашла отражения в федеральном законодательстве. Речь идет о «детях войны».
Несмотря на то что закон не запрещает регионам устанавливать статус «детей войны» в своем законодательстве и оказывать им дополнительные меры социальной поддержки, далеко не все субъекты РФ спешат воспользоваться такой возможностью. Одним из немногих регионов, который решил поддержать «детей войны», стала Москва – постановлением Правительства Москвы от 17 декабря 2019 г. № 1753-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2020 год и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП» для них с 1 января 2020 года введены ежемесячные компенсационные выплаты.
Согласно подп. 18 п. 47 постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП «Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы» (далее – постановление Правительства Москвы № 1005-ПП) к «детям войны» относятся лица, родившиеся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года. Однако право на ежемесячную выплату имеют не все лица, подпадающие под указанный временной период, а лишь те граждане, которые являются пенсионерами, но не относятся к категориям граждан, которым в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ устанавливаются ежемесячные денежные выплаты или в соответствии с законом г. Москвы полагается ежемесячная городская денежная выплата.
Напомним, право на получение ежемесячной денежной выплаты имеют граждане РФ и постоянно проживающие на территории страны иностранные граждане и лица без гражданства из числа:
Ежемесячная денежная выплата из федерального бюджета предоставляется указанным гражданам одновременно с пенсией вместо натуральных льгот (за исключением санаторно-курортного лечения и проезда до места его проведения, обеспечения лекарствами по назначению врача, проезда на пригородных электричках).
В свою очередь, в Москве право на ежемесячную городскую денежную выплату имеют:
Однако следует учитывать, что в отличие от получателя ежемесячной денежной выплаты, являющегося одновременно федеральным и региональным льготником (например, инвалид, пользующийся льготами как ветеран труда или труженик тыла), который имеет право выбрать, какой набор социальных услуг ему выгоднее получать, для «детей войны» такой возможности не предусмотрено. В соответствии с п. 59(4) постановления № 1005-ПП на выплату могут рассчитывать только те «дети войны», которые не относятся к вышеперечисленным категориям граждан, но при этом являются пенсионерами (получают пенсию или пожизненное денежное содержание в столице независимо от органов, которыми они выплачиваются).
В случае поступления сведений об отнесении пенсионера из числа «детей войны» к категории граждан, которым федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ установлены ежемесячные денежные выплаты или установлена ежемесячная городская денежная выплата в Москве, они утрачивают право на получение компенсационной выплаты. Последнюю прекратят выплачивать с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило данное обстоятельство (подп. «л» п. 75 постановления № 1005-ПП).
Подлежит ли ежемесячная денежная выплата ежегодной индексации в зависимости от уровня инфляции? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии в системе ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
По расчетам Правительства Москвы, воспользоваться новой льготой смогут более 80 тыс. человек. Выплата им будет предоставляться каждый месяц в размере 1584 руб. (эта сумма аналогична той, которая предусмотрена для тружеников тыла). Причем никаких заявлений на новую доплату подавать не нужно – она будет назначаться по уже имеющимся у органов соцзащиты данным, так как все «дети войны» состоят на учете.
Как подчеркнул Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы в ответе на запрос от редакции портала ГАРАНТ.РУ, ранее граждане, родившиеся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года (если они не относились к труженикам тыла, ветеранам труда и ветеранам военной службы, гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий) пользовались только одной мерой социальной поддержки – бесплатным проездом на всех видах городского пассажирского транспорта и пригородных электропоездах. «Именно поэтому столичное правительство установило ежемесячные выплаты для того, чтобы не оставить без дополнительной социальной поддержки всех граждан, испытавших на себе тяготы тяжелого военного времени», – отмечается в комментарии. Также департамент обратил внимание на то, что получение социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям действующим законодательством не предусмотрено.
Ежегодно в преддверии празднования годовщины Победы в ВОВ в Госдуму поступают законопроекты, предлагающие узаконить в федеральных актах статус «детей войны» и предоставить им дополнительные меры социальной защиты и поддержки на уровне государства. Каждый раз Правительство РФ, давая отзывы на эти инициативы, упоминает, что указанные граждане относятся к людям старшего поколения и большинству из них уже предоставляются меры социальной поддержки, установленные некоторыми федеральными законами. И несмотря на то что отдельные регионы все же признали «детей войны» в качестве лиц, заслуживающих дополнительных социальных гарантий, отсутствие единых мер их социальной защиты и поддержки ставит «детей войны», проживающих в разных субъектах РФ, в неравное положение.
Выплаты детям войны
Законопроект «О детях войны» до сих пор не принят, и на федеральном уровне помощь этой категории граждан пока не оказывается.
Сначала предполагалось, что закон вступит в действие в 2016 году, потом его принятие перенесли на 2017-й, сейчас — на 2018-й. Тем не менее на местном уровне власти льготы для лиц, подпадающих под действие будущего закона, уже установлены. Такое решение принято в 20 регионах страны. В них появились отдельные нормативно-правовые акты. Еще в 7 субъектах местные законы еще не приняты, но льготы прописаны в других документах. Поговорим о детях войны и о том, на что эта категория граждан может рассчитывать.
Кто относится к детям войны?
Люди в возрасте 70-80 лет, чье детство выпало на годы Второй мировой войны, детства практически не имели. Они прошли через голод, холод, отсутствие нормального обучения и постоянный страх за родственников, находящихся на фронте. Кроме того, многие из них, вошедшие в годы боевых действий в подростковый возраст, работали на полях, заводах и фабриках нашей страны.
Именно желанием компенсировать этим людям в старости то, чего они недополучили в детстве, и продиктовано желание принять отдельный закон, предоставляющий льготы данной категории граждан. Пока общегосударственный документ не принят, приходится довольствоваться преференциями, предоставляемыми на региональном уровне.
К категории детей войны относятся люди, родившиеся в промежутке с 22 июня 1928 года до 3 сентября 1945 года
Дополнительными требованиями являются постоянное проживание на территории СССР и то, что граждане, претендующие на данный статус, не должны были отбывать в 1941-1945 годы наказание в местах лишения свободы.
Денежные выплаты
Если говорить о проектах законов, предполагается установить ежемесячную доплату к пенсии в размере 1 тыс. руб. Предусмотрена в проекте и ежегодная индексация этой суммы.
Доплаты к пенсии в тех регионах, в которых они введены местным законодательством, находятся в интервале от 400 до 600 руб.
С учетом того, что всего в России 85 регионов, а законодательство о детях войны принято только в 20, понятно, что большая часть этой категории граждан дополнительных выплат не получает.
Значительная часть детей войны подпадает под действие других законов, предоставляющих льготы труженикам тыла, семьям участников боевых действий и т.д.
Планируемые и предоставляемые льготы
В подаваемых на федеральном уровне законопроектах предлагается ввести для детей войны следующие льготы:
Реально в настоящее время в регионах, принявших соответствующие решения, дети войны получают следующие льготы:
Состав льгот и сама возможность их получения зависят от конкретного региона проживания человека, имеющего право на этот статус
В настоящее время в России порядка 13 млн. человек, которые бы могли претендовать на включение в данную категорию. Реальные выплаты и льготы получает меньшая часть. При этом даже в регионах, где такие преимущества установлены, ими пользуются не все. Часть пенсионеров о них просто не знает и, соответственно, не обращается за ними.
Правда, в России много других законов о предоставлении различных льгот, которые охватывают значительную часть граждан, родившихся в предвоенные годы и годы боевых действий.
Приравнивание детей войны к труженикам тыла для многих пенсионеров, пользующихся льготами в настоящее время, увеличит их объем. Предполагается, что пожилые люди, имеющие статус детей войны и подпадающие под действие других законов, в будущем должны будут выбрать один из законов, по которому они будут пользоваться преимуществами. Также предполагается, что после принятия закона каждый гражданин, имеющий право на этот статус, должен будет его оформить самостоятельно.
Как получить статус ребенка войны?
Получив удостоверение, гражданин вправе пользоваться положенными льготами, предъявляя его, например, в общественном транспорте вместо билета.
Резюме
Эпопея с введением статуса детей войны и предоставлением им денежных выплат и льгот продолжается уже несколько лет, в течение которых неоднократно вносились соответствующие законопроекты в федеральные органы государственной власти. Однако на настоящий момент все подобные нормативно-правовые акты сняты с рассмотрения. Ожидаемые лицами, родившимися в предвоенные годы и годы боевых действий, льготы на федеральном уровне так и не введены. Прогнозировать возможность принятия такого закона в 2018 году достаточно сложно в связи с определенными финансовыми трудностями в стране, хотя ряд политиков и заявляет о том, что будет добиваться принятия этого решения. Часть регионов пошла по иному пути и приняла собственные законы, устанавливающие этот статус и вводящие по нему преимущества. На данный момент таких регионов 20. Уточните в местных органах власти, действует ли такой закон в вашей области или республике.
Если ваш родственник хочет получить льготу, но не знает, как это сделать, запишитесь на консультацию к нашим юристам. Они расскажут, на что пенсионер может претендовать, и как ему получить положенную выплату от государства.
Дети войны кто к ним относится с какого возраста и по какой
Вносится депутатом
Государственной Думы
А.В.Скочем
О государственной социальной помощи детям войны
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели и задачи Закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи детям войны с целью признания на государственном уровне тяжелого жизненного пути граждан Российской Федерации, чье детство совпало с годами Второй мировой войны.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Статья 3. Законодательство о государственной социальной помощи детям войны
Законодательство о государственной социальной помощи детям войны состоит из настоящего Федерального закона Федерального закона «О государственной социальной помощи» и других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Финансирование закона
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной поддержки и набор социальных услуг, установленные статьей 6 и подпунктами 1, 5, 9 и 10 пункта первого и пункта второго статьи 7 настоящего Федерального закона являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые подпунктами 2, 3, 4, 6, 7, 9 и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Федеральным законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области оказания г
осударственной социальной помощи
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения выплаты государственной социальной помощи детям войны, в соответствии с целями, установленными настоящим федеральным законом, а также разрабатывать и реализовывать государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
2. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Глава 2. Государственная социальная помощь детям войны
Статья 6. Набор социальных услуг
1. В состав предоставляемого детям войны набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
2. Перечень лекарственных средств, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Статья 7. Меры социальной поддержки
1. Детям войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
2) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей;
3) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время;
4) преимущественное вступление в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
5) внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
6) обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
7) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Это доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
8) преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
2. Детям войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), дополнительно предоставляются следующие меры социальной поддержки:
Детям войны выдаются специальные удостоверения. Этот документ дает право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента его предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Статья 8. О дополнительных мерах социальной поддержки, не предусмотренных настоящим
Федеральным законом
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, профсоюзные органы могут принимать в пределах своих полномочий дополнительные меры по улучшению материально-бытовых условий, медицинского, торгового и транспортного обслуживания граждан, на которых распространяется действие настоящего федерального закона.
Глава 3. Заключительные и переходные положения
Статья 9. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его опубликования.
Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2008 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О государственной социальной
помощи детям войн»
Проект федерального закона «О государственной социальной помощи детям войны» подготовлен в связи с необходимостью установить правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи детям войны с целью признания на государственном уровне тяжелого жизненного пути граждан Российской Федерации чье детство совпало с годами Великой Отечественной войны.
Они были лишены детства и юности, многие из этих детей остались сиротами и воспитывались в детских домах в тяжелые военные и послевоенные годы.
В настоящее время практически все лица, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной Войны, достигли пенсионного возраста, и государство обязано обратить внимание на положение старшего поколения своих граждан, которое кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования.
Проектом федерального закона предлагается ввести в законодательство понятие дети войны.
В соответствии с проектом федерального закона детьми войны признаются граждане Российской Федерации, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет.
Для этой категории лиц проектом федерального закона предусмотрен следующий набор социальных услуг: бесплатное обеспечение лекарственными средствами, включенными в перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача; предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно.
Законопроектом так же предусмотрены меры социальной поддержки детей войны, к которым относятся
— ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей, которая ежегодно будет индексироваться исходя из уровня инфляции;
— 25 процентная скидка при оплате жилья и коммунальных услуг;
— внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках.
Законопроектом предлагается сохранить за детьми войны право обслуживаться в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию. Дети войны, в случае принятия названного федерального закона, получат право преимущественного обеспечения местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов,
Детям войны, признанным инвалидами, дополнительно, проектом закона, предлагается предоставить право ежегодно бесплатно проходить диспансеризацию в больницах и поликлиниках.
Проектом федерального закона предусмотрено, что детям войны будут выдаваться специальные удостоверения определенного образца, только при предъявлении которых возможно будет воспользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными проектом федерального закона.
Законопроектом предоставлено право органам власти субъектов федерации и органам местного самоуправления принимать дополнительные меры по улучшению материально-бытовых условий детей войны.
Важность принятия названного федерального закона очевидна. Это не только законодательное закрепление гарантированной социальной защиты этой категории граждан, но и проявление элементарного уважения к тем, кого война лишила детства, юности, родителей, возможности учиться. Кто в 12-14 лет уже стоял за станком или садился за руль трактора, что бы восстановить промышленность и сельское хозяйство страны.
На N САВ-374 от 25 декабря 2006 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона «О государственной социальной
помощи детям войны», вносимый в Государственную думу
депутатом Государственной думы А.В.Скочем
В соответствии с частью З статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования. Законопроектом предлагается, начиная с 1 января 2008 г., установить для граждан Российской Федерации, которым на время окончания Второй Мировой войны было менее 18 лет (дети войны), за счет средств федерального бюджета меры государственной социальной помощи и меры социальной поддержки, в частности, обеспечение жильем, оплату в размере 75 процентов жилищнокоммунальных услуг (в том числе членам семей, совместно с ними проживающим), предоставление набора социальных услуг, а также отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей.
Законопроектом предлагается в рамках оказания государственной социальной помощи осуществить урегулирование вопросов предоставления детям войны мер социальной поддержки. Однако законопроектом государственная социальная помощь определяется только как предоставление социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. По оценке авторов законопроекта, на его реализацию потребуется дополнительно 81,7 млрд. рублей в год. Однако в финансово- экономическом обосновании законопроекта оценка затрат федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки детей войны занижена, поскольку отсутствуют необходимые расчеты о потребности в финансовых средствах на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте и другие социальные услуги. Принятие проекта федерального закона приведет к увеличению расходов федерального бюджета. В этой связи следует учитывать положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой при принятии федерального закона либо другого правового акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов. Данный законопроект таких норм не содержит. Законопроектом также предусматривается осуществлять финансирование ряда мер социальной поддержки детям войны за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что входит в противоречие с положениями пункта 4 статьи 26 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, согласно которым не допускается включение в принимаемые федеральные законы положений, которыми опредезыются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Учитывая изложенное, Правительством Российской Федерации представленный проект федерального закона не поддерживается.
Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Жуков
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка