детская железная дорога какая станция метро
Московская детская железная дорога
Московская детская железная дорога находится в небольшом поселке Кратово. Дежурные по станции, кассиры, кондукторы, проводники вагонов, диспетчеры, дикторы — все эти должности там занимают дети. Поездом тоже управляют школьники 11-17 лет. Есть и экскурсовод, который рассказывает пассажирам об истории железной дороги. Все это — не какой-то красивый аттракцион для подростков, а вполне серьезная производственная практика.
На линии расположены две конечные станции («Юность» и «Пионерская») и две промежуточные платформы («Школьная» и «Детская»).
История железной дороги
Железную дорогу начали строить в 1936 году. А торжественно открыли ее 2 мая 1937 года. В этом же году у подростков началась первая производственная практика.
После Великой Отечественной войны детскую железную дорогу восстановили, работы закончили в 1947 году.
Полная реконструкция была проведена в 2005 году. Специалисты заменили путь, построили ангар для вагонов, полностью сменили подвижной состав и построили спортивную площадку.
Обучение
Сейчас на МДЖД проходят обучение ребята из школ Раменского, Воскресенского городских округов, городского округа Люберцы, города Жуковского, а также члены клуба «Юный железнодорожник». Курс длится 4-5 лет. Первые два года длится общий курс, затем — специализация.
Опытные инструкторы рассказывают подросткам об устройстве железных дорог и об обязанностях разных сотрудников — от проводников вагона до монтеров пути.
Стоимость проезда
Дети до двух лет — бесплатно.
С двух до десяти лет — детский билет.
С десяти лет — взрослый билет.
Детский билет (туда и обратно) — 120 рублей.
Взрослый билет (туда и обратно) — 160 рублей.
Режим работы
Железная дорога работает с мая до конца августа, со вторника по субботу. При неблагоприятных погодных условиях поезда отменяются.
Подробнее с расписанием можно ознакомиться на сайте МЖД.
Как добраться?
На автомобиле: с Рязанского шоссе съезжайте на Быковское шоссе, затем двигайтесь по улице Гагарина и сверните на Туполевское шоссе. Оттуда сверните сначала на улицу Горького, затем — на улицу Семашно. Далее двигайтесь прямо два километра.
На общественном транспорте: до станции Кратово ходят электрички с Казанского вокзала. Также можно доехать на автобусе № 424 от станции метро «Котельники» до остановки «ДЖД».
Что еще посмотреть в Раменском?
Если вы путешествуете с семьей, рекомендуем заехать на ферму «Веселая корова» в деревню Антоново. Там вы увидите коров, телят, кроликов, коз, барашков, черепаху и пони Кефирчика. Их можно гладить и кормить. А еще — фотографироваться в фотозоне и на сеновале, посидеть в настоящем тракторе и просто приятно провести время, подышать свежим воздухом и познакомиться с деревенским бытом.
В сосновом бору на берегу Кратовского озера находится экстрим-парк «Небесная тропа». Большой веревочный парк растянут между высокими деревьями и состоит из троп разного уровня сложности. С некоторыми справятся даже малыши, а для некоторых нужна серьезная сноровка.
А в этнокультурном комплексе «Хаски парк Раменское» можно познакомиться с национальными традициями и культурой народов крайнего Севера, а также узнать много интересного о собаках породы хаски — одними из самых дружелюбных и миролюбивых собак, которые заряжают окружающих позитивной энергетикой.
Детская железная дорога в поселке Кратово
Фото детской железной дороги в поселке Кратово
Детская железная дорога в подмосковном поселке Кратово – образовательное учреждение РЖД, ставшее популярным среди москвичей и гостей столицы аттракционом. По сути дела, железная дорога является точной копией настоящей магистрали, но управляют всеми процессами школьники в возрасте от 12 до 17 лет. Объект создан для практического погружения юных железнодорожников в профессию: взрослые инструкторы лишь наблюдают за работой младших коллег.
Детская железная дорога перевозит пассажиров только в летний сезон: с последней декады мая по последнюю декаду августа. Купить билет на необычный поезд может каждый.
Общая протяженность железнодорожной магистрали – 4,9 км. Колея имеет ширину в 750 мм: это и есть основное отличие детской железной дороги от настоящей (ширина классической железнодорожной колеи составляет 1520 мм).
Маршрут состоит из трех станций. Пассажиры садятся на поезд на платформе «Школьная», и двигаются с остановками на платформах «Пионерская» и «Юность» (конечная). Состав находится в пути примерно 20 мин.
В техническом оснащении детская железная дорога ничем не уступает настоящей. На пути есть четыре автомобильных переезда, несколько КТСМ. Обслуживается поезд в локомотивном депо, работают в котором дети.
Состав состоит из шести вагонов, в которых помещается 25 пассажиров. Билеты проверяет юный контролер.
История
В 1935 г. пионеры Раменского района решили построить детскую железную дорогу. Взрослые эту идею активно поддержали. Уже к июню 1936 г. было построено 2,3 км пути, деревянные вокзалы станций «Юность» и «Школьная».
2 мая 1937 г. состоялся торжественный запуск первого состава. Это был паровоз ВЛ-1 с одним вагоном. Позднее по дороге стал курсировать и второй поезд – ИС-1.
Детская железная дорога была практически уничтожена в ходе авиаударов Люфтваффе. Восстановление объекта началось после войны, и было завершено в 1947 г.
Юные железнодорожники увеличили протяженность маршрута почти до 5 км. Улучшилось и качество пути: теперь по нему могли ходить не только паровозы, но и тепловозы.
В 1957 г. Министерство путей сообщения СССР предоставило пионерам современный тепловоз ТУ2-078, укомплектованный четырьмя вагонами польского производства. В 1972 г. по Кратовской ДЖД в последний раз проследовал паровоз: эпоха пара на ветке завершилась.
В 1979 г. неподалеку от ст. «Пионерская» соорудили огромный образовательный корпус. В 2003 г. на ст. «Юность» прошло открытие современного вокзала с удобными помещениями для пассажиров и служащих.
В 2005 г. Кратовская ДЖД была полностью отремонтирована. Строители уложили новые пути, возвели ангары для локомотивов и вагонов, оснастили вокзалы электроникой. Вместо устарелых советских тепловозов по ветке начали курсировать современные поезда.
Сотрудниками ДЖД являются ученики школ из Москвы и Подмосковья. К обучению принимаются школьники 5-11 классов. Дети осваивают полный спектр железнодорожных профессий: машинист, проводник, кондуктор, диктор, стрелочник, путевой обходчик, кассир и т.д.
Видеосюжет о детской железной дороге в телепередаче «Галилео»:
Как добраться
От Казанского вокзала на электричке до ст. «Отдых» (рядом находится ст. «Юность» Московской детской железной дороги»). Можно доехать до ст. «Кратово», аналогичной ст. «Пионерская» ДЖД.
На личном транспорте следует ехать по Новорязанскому шоссе. Повернуть на г. Жуковский у поселка Чулково. Въехав в черту Жуковского с шоссе, повернуть в сторону Раменского на первом светофоре (ориентируясь по указателю). Далее следовать к пл. Громова, въехать с нее на ул. Нижегородскую и следовать до станции «Школьная».
Детская железная дорога: Главархив Москвы рассказывает о проекте 1940-х годов
В 1940–1941 годах был разработан технический проект Московской детской железной дороги. В Главархиве столицы можно ознакомиться с документами, раскрывающими подробности ее устройства.
Местом строительства Московской детской железной дороги избрали общегородской парк культуры и отдыха имени Сталина в Измайлове (сейчас — Измайловский парк). Генеральным планом развития Москвы, утвержденным в 1935 году, предусматривалось превратить этот парк в главную зону отдыха москвичей. На его обширной территории могли расположиться стадион, зоопарк, огромный пруд с пляжами, яхт-клубом и станцией гоночных катеров.
Детской железной дорогой планировали связать между собой все культурно-развлекательные объекты парка. Она же стала бы и основным видом транспорта. При этом, как следует из хранящегося в Главархиве проектного задания, она должна была не только развлекать горожан, но и служить учебным пособием для будущих железнодорожников.
Проект предполагал создание однопутного полотна под паровую и электрическую тяги со стандартной для узкоколейных железных дорог шириной 750 миллиметров. Подвижной состав должен был включать три паровоза, три электровоза, 24 пассажирских вагона и три товарных. По границам парка планировали проложить трассу длиной 10,3 километра с семью остановочными пунктами и тремя пассажирскими платформами. Здания вокзалов с помещениями для клубной работы и обслуживания пассажиров на начальной и конечной станциях предполагалось выстроить из камня, а остальные павильоны — из дерева.
Для обучения ребят железнодорожному делу проектировались механические мастерские, административные и производственные помещения, техническая библиотека и специальные кабинеты для изучения особенностей работы подвижного состава.
К моменту сдачи в эксплуатацию на линии должно было действовать 15 пар пассажирских поездов с пропускной способностью 10 тысяч человек. Максимальная скорость движения составов не превышала 30 километров в час. Предполагалось, что дорога будет работать ежедневно с 09:00 до 21:00.
Построить железную дорогу должны были за 16 месяцев — с 1 мая 1941 года по 31 августа 1942 года. Однако этому не суждено было сбыться из-за начала Великой Отечественной войны. Тем не менее проект детской железной дороги является яркой иллюстрацией градостроительной мысли начала 1940-х годов.
В Архивном фонде Москвы хранятся документы органов власти, организаций, предприятий и учреждений столицы, личные собрания, фото, аудио- и видеоматериалы. Старейшие источники датируются концом XVIII века. Фотографии и документальные источники используются в выставочных и образовательных проектах, а все желающие провести самостоятельное исследование могут обратиться в читальные залы Главархива.
Детская железная дорога в Кратово
Примерно год назад мы побывали на детской железной дороге в Новомосковске и остались под очень сильным впечатлением, а в этом решили продолжить знакомство с ДЖД и отправились в подмосковный поселок Кратово, чтобы прокатиться по Малой Московской железной дороге и сравнить их между собой. Мы не станем повторять историю появления ДЖД в России, она в кратком изложении есть в предыдущем отчете, а постараемся рассказать именно о Кратовской железной дороге. А еще, в этой статье будет непривычно много видеороликов, которые лучше любых текстов покажут, что же такое Детская железная дорога в Кратово.
Детская железная дорога в Кратово: адрес, часы работы, расписание, цена билета
Малая московская железная дорога расположилась в 40 км от Москвы в небольшом поселке Кратово по официальному адресу улица Центральная, дом 5. Рядом с парком Кратовского пруда расположилась станция «Пионерская», локомотивное депо и учебные корпуса.
Вход на территорию Кратовской ДЖД
Можно использовать в качестве станции отправления платформу «Юность», которая разместилась совсем рядом с железнодорожной станцией пригородных поездов «Отдых» и адрес которой как раз и указан как официальный.
Платформа «Отдых» (вид из вагона ДЖД)
Платформа «Отдых» (вид из поезда детской ЖД)
У обеих станций есть парковки, но они очень маленькие, так что придется поискать место, чтобы припарковать свою машину. Нам повезло, но большинство оставляет автомобили прямо вдоль дороги. Мы же воспользовались станцией «Пионерская», которая и отмечена у нас на карте в конце статьи.
Парковка у Кратовского пруда и ДЖД ст. «Пионерская»
Работает детская железная дорога в Кратово лишь четыре дня в неделю: со среды по субботу, в летнем сезоне 2015 года в воскресенье движение поездов отменено. В июне-июле отправляется всего четыре поезда: в 10:00, в 11:00, в 12:00 и в 13:00 часов, в августе в будни есть еще один дополнительный в 14:00, в субботу добавили еще три рейса: в 15:00, в 16:00 и в 17:00.
Расписание движения поездов ДЖД в Кратово
Но тут стоит учесть, что работа детской железной дороги в Кратово довольно сильно зависит от погодных условий. Так при плохой погоде и в дождь возможна отмена поездов без предварительного уведомления.
Точно такая же история может возникнуть, если температура выше 28 градусов, а если столбик термометра поднялся выше 30 градусов, то скорее всего вас ожидает полная отмена всех поездов.
Расписание движения поездов от станции Юность
Два взрослых и один детский билет
Немного истории и технических характеристик детской железной дороги в Кратово
Детская железная дорога в Кратово была открыта в мае 1937 года. На тот момент в СССР их было еще очень мало: Москва, Тифлис, Красноярск, Днепропетровск и Гомель. Из ранних железных дорог по наши дни действует только красноярская и днепропетровская, остальные или закрылись, или, как в Тифлисе, стали обычным аттракционом.
Фото с сайта Детских железных дорог
На момент открытия длина железнодорожного полотна составляла 2.3 километра. До 1940 года ДЖД в Кратово продолжала расти и развиваться: силами учащихся было построено еще 2 километра пути, здание вокзала на одной из станций и разворотный треугольник. В годы ВОВ железная дорога была закрыта, но юные железнодорожники время зря не теряли: они приняли участие в строительстве узкоколейных железных дорог в Подмосковье, по которым осуществлялась доставка леса. Ребята показали себя настоящими тружениками тыла, трое из них получили звание Героев Советского Союза, а еще двенадцать награждены медалью «За оборону Москвы». Сразу же по окончании войны началось восстановление Кратовской ДЖД, и к 1947 году она была полностью завершена.
Кратовская железная дорога
В 1960-е годы ДЖД в Кратово одна из немногих работала круглогодично, но, к сожалению, спустя пару лет снова вернулась к обычному режиму (только летом). Практически ежегодно на Кратовской детской железной дороге проводились какие-то работы и реконструкции: силами ребят ремонтировались помещения, велась замена пути, менялся и подвижной состав.
В 2004-2005 годах на Кратовской детской железной дороге прошла серьезная реконструкция: деревянные шпалы были заменены на бетонные, смонтирована новая линия связи, появился новый ангар для вагонов, в помещениях установлены современные пластиковые окна, а также другие серьезные и важные изменения.
Изменения на ДЖД были не только физические, но и идеологические. Так за время своего существования детская железная дорога дважды меняла свое название: из Малой Ленинской в Малую Московско-Рязанскую, а затем в Малую Московскую (Кратовскую).
Названия станций тоже изменились: платформа «Путь Ильича» в начале 90-х получила название «Юность», а станция «Культбаза» еще в начале 50-х получила название «Пионерская».
На сегодняшний день длина Кратовской детской железной дороги составляет почти 5 километров, из которых более километра приходится на технические пути, а основной путь составляет 3.8 км. Кстати, именно по железнодорожному полотну проходит условная граница между городом Жуковский и поселком Кратово.
Пути Кратовской детской железной дороги
Как и на всех других детских железных дорогах, вся работа выполняется ребятами, которые проходят здесь обучение, и как правило их возраст от 11 до 17 лет.
Они управляют подвижным составом, продают билеты, читают технику безопасности, несут вахту на железнодорожных переездах, ремонтируют поезда и делают все то, что делают взрослые.
Проверка билетов
Юный машинист поезда
Молодые железнодорожники руководят процессом сцепкой тепловоза с вагонами
Видео сцепки вагонов на станции «Пионерская» Кратовской ДЖД
Видео сцепки вагонов на станции «Юность» Кратовской ДЖД
Техника безопасности от бригадира поезда
Проход теплоэлектровоза
Заход тепловоза в депо
Если сравнивать ДЖД в Кратово и Новомосковске, то нам показалось, что вагоны и тепловоз в Подмосковье немножко старше, чем в Тульской области. А в целом все очень и очень похоже, так что сложно сказать, какая из них лучше: в Кратово из Москвы ехать гораздо ближе, а в Новомосковске пассажиров меньше. Везде есть свои плюсы и минусы.
Центр управления «полетами»
Максим и Наташа общаются с ребятами-машинистами
Главное здание Детской железной дороги в Кратово
Собрание персонала ДЖД в Кратово
О том, что нам понравилось, говорить, наверное, излишне, достаточно посмотреть на лицо нашего маленького пассажира, который был в полном восторге.
Вот уже несколько недель он ежедневно спрашивает, когда мы поедем следующий раз кататься на поезде.
Центр детского творчества в Кратово
Одна из многочисленных детских площадок в Кратовском парке
Пляж у Кратовского пруда
Пляж у Кратовского пруда
Если у вас есть дети, то вам обязательно нужно побывать на детской железной дороге в Кратово. Это не аттракцион в парке, это настоящая миниатюрная железная дорога, на которой все по-настоящему и от этого интересно здесь не только детям, но даже взрослым.