детский психиатр какие проблемы решает
Детский психиатр какие проблемы решает
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Буллинг в школе: использование элементов кинотерапии в профилактической, воспитательной и терапевтической работе
Позитивная психология: категория счастья как инструмент психотерапии
Сексуальная проблематика в работе практического психолога: что важно знать и как об этом говорить в различных профессиональных контекстах
Скоро
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Кто такой детский психиатр и зачем его посещать. Рекомендации для родителей
Автор
Воронов Виталий Андреевич
Нередко к психиатру обращаются для оказания помощи в связи с имеющейся врожденной патологией или наследственным заболеванием. Кроме проявления врожденных аномалий, психиатр, работающий с детьми, сталкивается с недугами и отклонениями, приобретенными в процессе роста ребенка. Причиной многих проблем является воспитание детей, которое часто приводит к самым серьезным нарушениям в подростковом возрасте. Часто на прием к психиатру приходят родители, которые понимают, что их ребенок страдает задержкой развития. Истинной причиной патологии могут быть изменения в организме, которые возникают в переходный период или кроются совершенно в ином, но установить это под силу только специалисту.
По роду своей деятельности доктор консультирует родителей и учителей по вопросам воспитания, а также создания благоприятной среды в семье и детском коллективе. Кроме того, детский психиатр занимается вопросами направления ребенка в специализированный детский сад или учебное заведение, определяет, должен ли ребенок заниматься индивидуально, кому необходимо освобождение от экзаменов, а кому нужно оформлять инвалидность.
Стигматизация
Совет обратиться с ребёнком к детскому психиатру воспринимается многими родителями как личное оскорбление. Этому обстоятельству есть несколько объяснений.
Могу со всей ответственностью утверждать, что психические расстройства у детей встречаются в самых разных семьях и причин возникновения таких расстройств множество, некоторые из них всё ещё неизвестны науке.
Мотивы обращения к детскому психиатру
Что родителей должно насторожить в состоянии ребенка, когда имеет смысл обратиться к детскому психиатру?
Как следует подготовиться к посещению детского психиатра?
Постарайтесь не заострять внимание вашего ребенка на этой консультации. По возможности, он должен чувствовать себя спокойно и уверенно.
Что происходит на приеме детского психиатра?
1. Врач выслушает жалобы, расспросит о перенесенных заболеваниях и образе жизни.
2. Проведет беседу с ребенком и проанализирует состояние ребенка, развитие болезни и возможные ее причины.
3. Назначит медикаментозное лечение, либо направит к клиническому психологу для проведения психокоррекционной работы, даст рекомендации по образу жизни.
4. Решит необходимые социальные вопросы: направление в специализированный детский сад или школу, перевод ребенка на индивидуальное обучение, освобождение от экзаменов в школе, оформление инвалидности.
Какие дополнительные обследования может назначить детский психиатр?
1. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
2. Ультразвуковое обследование мозга.
3. Компьютерная томография мозга.
4. Консультации других специалистов.
Мифы о психиатрии
Миф 2: Если обратиться к психиатру, обязательно «поставят на учет».
Родители могут отказаться от психиатрической помощи своему ребенку, написав письменный отказ.
Миф 3: Если один раз обратился к психиатру с ребенком, об этом узнают в детском саду, школе, на работе.
Миф 4: Если в детстве обращался к психиатру, то когда ребенок вырастет, ему не разрешат водить автомобиль, не подпишут разрешение на работу, и не будут считать годным для службы в армии.
Если человек в детстве наблюдался у психиатра, а потом был снят с наблюдения, амбулаторная карта хранится в архиве 25 лет. Когда он приходит на комиссию для получения водительских прав, на работу, то, как правило, «детские» диагнозы не являются противопоказанием ни для вождения автомобиля, ни для устройства на работу, ни для службы в армии.
N.B. Если у родителя возникают сомнения – это болезнь или отклонение, если уже не хватает ресурсов помогать ребенку, конечно, лучше обратиться за квалифицированной помощью. Забота о благополучии и здоровье ребенка – важнее всего.
Случается, что нарушения детского поведения вовсе не являются отклонениями, хотя и выглядят как нечто ужасное, неправильное.
Зачем ребенку психиатр?
Как понять, что у ребенка есть проблемы, с которыми надо идти к психиатру?
Второй – неумение справляться с жизненными задачами соответственно своему возрасту. Например, ребенку 1,5 года, а он не ходит, ему 2 года, а он использует 10 слов вместо 100, ему 7 лет, а он не может сидеть за партой, убегает.
Как родители реагируют на диагнозы?
Реакции всегда разные. Одним диагноз приносит облегчение: они, наконец понимают, что происходило с их ребенком, все встает на свои места. Бывает, что диагноз вызывает негодование, непринятие, депрессию. Но самая неправильная реакция – паника. Можно выпутаться из любой ситуации, если не паникуешь: успокоиться, все обдумать и только потом действовать – получить еще чье-то мнение, самому изучить вопрос. Решения, которые принимают родители, должны быть основаны на понимании всей ситуации.
Усугубляется ли проблема, если вовремя не обратить на нее внимание?
Бывает, что попытки решения проблемы в младшем возрасте были не очень правильные и усугубили её. Например, у ребенка дислексия, в 7,5 лет он только начал слога складывать. Родителям кажется, что он ленится, начинаются наказания, давление и к проблеме с чтением прибавляются плохое настроение, психологическая травма, подавленность. Из-за разных представлений о воспитании растет семейный конфликт. Семье приходится распутывать клубок сложных проблем.
Раньше родители побаивались психиатров. А как сегодня они по-прежнему до вас не доходят?
Сейчас в европейских странах с увеличением интереса к развитию детей, диагнозы стали ставить чаще, проблемы замечать раньше и лечить болезни успешнее. Наша российская социальная сфера находится в некотором кризисе. Детских психиатров мало, многие из них пользуются устаревшими диагностическими критериями и знаниями. И я понимаю тех родителей, которые не хотят сотрудничать с психиатрами, а ищут ответы и помощь в других областях медицины или не у нас в стране. У меня есть надежда, что все изменится к лучшему.
Как понять, что психиатр хороший?
Во-первых, профессионал готов обосновывать диагноз не личным опытом, не полученным образованием, а современными классификациями и критериями из общепризнанных руководств международной организации (например, ВОЗ) по диагностике заболеваний. То есть если психиатр ставит диагноз шизофрения, его задача – обосновать это с помощью современных критериев.
Во-вторых, психиатр должен доступно объяснить родителям, что происходит с их ребенком и почему.
Сколько времени психиатр должен провести с ребенком, чтобы поставить диагноз?
Родители могут практиковать это с ребенком?
Да, психотерапевт учит родителей, как заниматься с ребенком, у которого есть некие поведенческие сложности. Можно ходить в группу, с которой занимается психотерапевт.
Есть группа методов специально для родителей под названием Parent management training. Их учат, как давать детям инструкции, как поощрять, как реагировать на плохое поведение, наказывать. При этом снижается выраженность некоторых расстройств поведения.
Много ли расстройств можно скорректировать с помощью лекарств?
Есть категория лекарств, которая не показала своей эффективности в исследованиях. К примеру, вся группа ноотропов. Однако почему-то их продолжают назначать.
Существуют ли детская депрессия? Говорят, что она бывает даже у младенцев.
В подростковом возрасте уже чаще – 3-4%.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это действительно серьезный диагноз?
СДВГ – это, конечно, проблема. Нарушение способностей эффективно организовывать свое поведение, чтобы решать задачи, требующие самоконтроля. Общество, родители и школа ставит перед детьми много задач, они простые, но детям с СДВГ выполнять их сложно.
Задач становится все больше и больше, а способности их реализовывать мало.
У СДВГ чаще всего хроническое течение. В подростковом возрасте лишь у 15-20% детей симптомы уходят. Поэтому, конечно, надо детям помогать.
В США при этом «сажают» на лекарства, а что у нас?
Есть лекарственные методы и терапевтические. В США выписывают препараты, стимулирующие центры контроля. Они ничего не вылечивают, а просто помогают в момент приёма. В Европе медикаменты тоже назначают, но меньше и только при высокой степени дезадаптации, когда СДВГ создает серьезные проблемы в школе.
У нас многие вообще сомневаются в том, что такой диагноз существует, они приводят устаревшие аргументы, которые списывают симптомы на другие причины. В России диагноз СДВГ получить очень трудно, а лечить без диагноза еще сложнее. Если нет диагноза, то и специалистов не готовят для работы с такими детьми.
Нет системы, поэтому помощь ребенку с СДВГ – это дело случая: повезет, если родители наткнутся на форум, вчитаются, увидят свою историю, найдут специалиста.
Родителей часто стремятся записать ребенка во все кружки, нанять репетиторов – такая нагрузка может сказаться на психике ребенка?
Появились ли какие-то новые диагнозы?
Есть дебаты по поводу того, включать ли тот или иной диагноз в классификации. Например, является ли нарушение сенсорной интеграции самостоятельным расстройством или частью других расстройств.
Это когда у человека нарушено и не согласовано восприятие информации из различных каналов. Мы получаем информацию отовсюду – поза тела, звуки, зрение, тактильность. У некоторых людей какая-то информация идет слишком ярко, а какая-то не считывается.
Не совсем. Часто мы видим за этой зависимостью более глубокие проблемы. Например, проблема хронического, стойкого, интенсивного непослушания. Когда 5-7-летний ребенок выполняет 1-2 инструкции взрослого из 10, а в норме должен послушаться 8-9 раз. И в этом случае компьютерная зависимость – это не болезнь, а проявление общей проблемы непослушания.
Другой пример, когда компьютерная зависимость является следствием депрессивных или тревожных расстройств. Человек испытывает гнев, чувствует неустроенность, беспокоится за свою внешность и т.д.
Компьютер или смартфон – легкий способ отвлечься от всего этого.
Говорят еще, что планшеты отбивают желание детей разговаривать.
У ребенка есть сильное стремление к развитию и познанию мира и осуществляет он это через взаимодействие со взрослыми, никакими планшетами это разрушить невозможно. Но если взрослому трудно конкурировать с планшетом, это указывает на проблемы в развитии.
Не влияет ли на психику грудных детей то, что мамы всюду носят их с собой?
Мы живем в социуме. Не было раньше такого, чтобы с рождением ребенка женщина на три года уходила в декрет, в некое подобие изоляции. В большинстве культур такое невозможно. Ребенок родился, мать приложила его к груди, оставила на нянек или взяла с собой и пошла работать в поле, на рынок. Фоновый шум и раздражители в виде людей и красок – это все-таки обычная нормальная среда для ребенка.
Когда мальчики ведут себя как девочки – указывает ли это на нетрадиционную ориентацию?
Гомосексуальность – это не предпочтение какого-то типа одежды, это влечение к человеку своего пола. Ориентация и манера поведения никак не взаимосвязаны. Мужчины-актеры, которые признались в нетрадиционной ориентации, выглядят брутально и ведут себя по-мужски.
Есть исследования, подтверждающие что поведение детей определяют взрослые, именно они дают ребенку те игрушки, которые соответствуют его полу. А так, девочки спокойно могут играть в машинки, а мальчики в куклы – это нормально. Детям можно навредить, если пытаться переделать их наказаниями, запугиванием, агрессией. В детском возрасте нет таких признаков, которые помогут понять, будет мальчик геем или нет. В формировании ориентации огромную роль играют еще непонятные генетические факторы. Возможно, течение беременности и родов. Есть даже наблюдения, что вторые дети в семье гомосексуальны.
Не кажется ли вам, что детей с особенностями развития стало больше из-за того, что их пытаются зачать и выносить любой ценой?
Эта история имеет одновременно две стороны. Те же технологии, которые позволяют зачать и выносить ребенка, они же позволяют родить здорового ребенка. Он бы родился, но с большим количеством проблем, а технологии позволяют предотвращать осложнения. Например, пренатальное генетическое тестирование, с помощью которого можно проверить эмбрион на наличие мутаций.
Почему же нельзя тем же способом выявить предрасположенность к аутизму?
Иногда можно. Аутизм – это расстройство с большим количеством разных причин. Мы знаем всего 10-15%. Если у старшего ребенка в семье аутизм был вызван конкретным генетически нарушением, то мы можем проверить несет ли эмбрион такое же нарушение.
Так все-таки психические проблемы чаще всего врожденные или приобретенные?
Генетический фактор влияет на то, как твой темперамент будет формироваться, как ты будешь переносить трудности.
Но воспитание, обучение и жизненные события тоже играют роль – формируют ценности, дают навыки преодоления конфликтов, навыки управления эмоциями.
Чем занимаются детские психиатры?
Многие родители опасаются психиатров, потому что в их представлении это человек, который запрет их ребенка в интернате и будет пичкать таблетками. Другие отмахиваются — «мой ребенок не сумасшедший». Но из-за такого восприятия профессии реальные проблемы детей могут остаться незамеченными.
Психиатр — это кто?
Детский психиатр — это доктор, который работает с психическими расстройствами. Он получил высшее образование по направлению «лечебное дело» или «педиатрия», а потом закончил интернатуру или ординатуру по психиатрии. Его квалификация дает право диагностировать расстройства и назначать лечение. В том числе медикаментозное.
Психиатра часто путают с психологом, но это разные специальности. Детский психолог тоже работает в сфере психического здоровья. Только он не врач, поэтому не ставит диагнозы и не лечит расстройства. Обычно к нему приходят дети, чье самочувствие беспокоит родителей, но является разновидностью нормы. Психолог, например, помогает справиться с утратой близкого человека, стрессом, низкой мотивацией к учебе. Если же психолог заподозрит у ребенка патологию, его задача — направить клиента к психиатру.
Можно подробнее — что такое психическое расстройство?
Одна из больших групп — расстройства развития. Это диагнозы, при которых нервная система формируется неправильно, поэтому ребенок развивается не так, как сверстники. Например, все никак не начинает разговаривать. Или не может сконцентрироваться на задаче и выполнить ее до конца, как при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Такие состояния обычно проявляются в детстве и могут остаться до конца жизни.
Есть и другие группы. Среди них расстройства настроения вроде депрессии или тревожные расстройства, при которых ребенок испытывает панику по незначительным поводам.
Для большинства из них невозможно установить причину. Как правило, на их развитие влияет генетика и факторы окружающей среды вроде перенесенных инфекций, травм головы, насилия и других сложных жизненных ситуаций.
Детей с психическими расстройствами изолируют?
Нет, чаще всего дети остаются дома и приходят к психиатру на прием. Ребенка могут поместить в стационар, только если его состояние очень серьезное. Например, угрожает его жизни.
Психиатр обычно назначает курс лекарств, чтобы контролировать симптомы. Но большинство психических расстройств не вылечить исключительно таблетками. Обычно дети нуждаются в другом.
Если есть нарушения в развитии, психиатр будет работать над теми навыками, которые необходимы ребенку для общения, учебы и самостоятельной жизни. Если ребенок или подросток справляется со стрессом нездоровым образом — заедает его или употребляет психоактивные вещества, — психиатр поможет ему найти другой подход, как правило, с помощью когнитивно-поведенческой терапии. Часто психиатр работает с семьей. Например, если ребенок ведет себя агрессивно из-за напряженной ситуации дома.
Такие врачи занимаются аутизмом?
Да, аутизм — это одно из расстройств развития, и психиатры с ним работают. В первую очередь психиатр нужен для того, чтобы установить диагноз «расстройство аутистического спектра». Далее с ребенком может работать психолог и педиатр, но если начинают возникать проблемы, они могут предложить обратиться к психиатру за дополнительной консультацией.
Сначала разберемся, какие симптомы могут свидетельствовать о том, что нужен осмотр психиатра. Расстройства аутистического спектра обычно проявляются в первые три года жизни. У детей с аутизмом, как правило, нарушены коммуникативные навыки.
В более старшем возрасте дети с аутизмом могут хуже распознавать эмоции как свои, так и других людей. Им сложно говорить о своих чувствах и проявлять эмпатию к окружающим. Стоит насторожиться и в том случае, если ребенок не может найти друзей и предпочитает все время находиться наедине с собой.
Если диагноз «расстройство аутистического спектра» уже установлен, то к детскому психиатру рекомендуют обращаться в случае, если :
Ваш страх тоже может стать поводом для визита к психиатру. Например, если вы боитесь за ребенка и его поведение с братьями и сестрами, вам страшно, когда ребенок ведет себя агрессивно, вам тяжело жить с мыслью, что это может продолжаться всегда.
С какими еще вопросами приходят к психиатру?
Не всегда трудное поведение — это признак психического расстройства. Ведь нам всем (и взрослым, и детям) бывает сложно следовать правилам. Мы грустим и можем агрессивно реагировать на несправедливость. Это нормально. Такое поведение может указывать на проблему, если оно выражено слишком ярко и мешает жить, общаться, учиться.
Как попасть на прием и подготовиться к нему
Чаще всего детские психиатры принимают прямо в детской поликлинике, хотя юридически относятся не к ней, а к районному психоневрологическому диспансеру. Записаться на прием в Москве, например, можно прямо в детской поликлинике. Для этого не нужно направление, можно просто прийти на консультацию с ребенком, потому что у вас есть вопросы к врачу и какие-то опасения.
Готовиться к приему никак не нужно — врачу важно посмотреть на ребенка в его естественном состоянии. Если у вас уже достаточно взрослый ребенок, то обязательно предупредите его о визите к врачу, о том, что будет на приеме и что вы планируете обсудить его поведение. Объясните, что ребенка не будут ругать, а будут задавать вопросы, чтобы помочь.
Информация о том, что вы были на приеме у психиатра, является медицинской тайной, и получить выписку о состоянии вашего ребенка можете только вы как родитель.
Детская психиатрия
Детский психиатр ведет консультации, занимается диагностикой и лечением психоэмоциональных патологий у детей с рождения до 18 лет. К психотерапевту обращаются родители, которых беспокоит поведенческие проблемы ребенка или его отставание в развитии.
Область компетенции врача-психиатра
Выявить психическое расстройство даже у взрослого человека не всегда легко. В малом же возрасте, когда идет формирование отношений с внешним миром определить патологические элементы в особенностях поведения довольно сложно. Тем не менее хорошие специалисты психиатры способны обнаружить даже незначительные отклонения, которые при отсутствии своевременной помощи со временем могут перерасти в неразрешимые проблемы.
Детский психотерапевт должен разбираться не только в психиатрии, но и в основах детской психологии, знать главные характеристики нормального развития психофизиологии ребенка.
Известно, что ребенок очень отзывчив на внешние влияния. Например, из-за отсутствия достаточного внимания к себе у него могут появиться депривационные расстройства. Такие состояния развиваются в условиях эмоциональной депривации, например, в детдомах или при госпитализации в клинику, и характеризуются рядом искажений психологического функционирования, практически не имея аналога в психиатрии зрелого возраста. Между тем в детском возрасте намного больше восстановительный потенциал и эффективна психотерапия.
Другая ключевая особенность психических расстройств в юном возрасте состоит в том, что нарушения проявляются на фоне психофизиологического созревания, и это накладывает определенный отпечаток на психиатрические симптомы.
Какие патологии выявляет детский психиатр?
Консультация у врача позволяет диагностировать следующие патологии:
Именно психотерапевтом выдаются документы о направлении в корректирующее детское учреждение, рекомендации перехода на индивидуальное обучение, оформлении инвалидности, освобождении от экзаменов и срочной воинской службы.
Психиатрические симптомы
Консультации психиатров нужны детям, у которых обнаруживаются следующие признаки:
На психиатрическом приеме детского специалиста строго соблюдается врачебная этика и гарантируется конфиденциальность полученной информации.
Приём психиатра
В решении столь деликатной проблемы, как нарушение психики дочери или сына, родителям следует доверять лишь компетентным и тактичным врачам. Именно такие психиатры и психотерапевты проводят консультации в нашем медицинском центре в Москве.
Во время приема врач знакомится с пациентом и его родителями. Психиатра интересуют различные стороны жизни семьи: соответствующие вопросы помогают ему определить причины заболевания. В личную карточку пациента вносится информация о том, как протекал период беременности матери, как прошли роды, чем болел малыш до года. Психиатр внимательно выслушивает жалобы родителей, задает уточняющие вопросы, проверяет состояние психики посредством тестирования в соответствии с возрастом пациента. При этом учитываются особенности его речи и поведения, подвергается анализу общий интеллектуальный уровень.
На основе полученных данных психиатр ставит диагноз, исходя из которого назначается медикаментозное и корректирующее лечение. Могут потребоваться и дополнительные обследования. С родителями решаются социальные вопросы об условиях школьного обучения, оформлении инвалидности, перемене образа жизни.
Юным пациентам часто нужна помощь детского психиатра, который внимательно и доверительно беседует с ребенком и находит нужный к нему: только в этом случае можно эффективно решить трудные проблемы.
Дополнительные методы диагностики
Прием детского психотерапевта может дополняться различными исследованиями, на которые врач направляет больного с целью уточнения диагноза. В их числе следующие методы: ЭЭГ (электроэнцефалография), ЭЭГ-видеомониторинг, магнитно-резонансная и компьютерная томография головного мозга, нейропсихологическое тестирование. В некоторых случаях требуется консультация других специалистов.
Если необходима консультация психотерапевта для ребенка, обращайтесь в наш центр. У нас ведут прием врачи с большим опытом работы в детской психиатрии, в том числе в стационарах. Записаться на консультацию к психиатру можно по телефону.
Вы можете получить и другую квалифицированную медицинскую помощь в центре детской и взрослой неврологии «Невро-Мед» в Москве.